Фотоотчёт из одного из наиболее необычных (и реалистичных!) военных музеев Украины - музея ракетных войск стратегического назначения. Проще говоря - превращённая в музей советская база для запуска ядерных боеголовок в сторону "вероятного противника". "Изюминка" музея - подземный бункер и пусковая шахта, выдерживающие прямое попадание ядерной бомбы и способные нанести ответный ракетный удар.
Всё, что было связано с ядерным арсеналом, в СССР всегда было максимально засекречено. Именно наличие "ядерного щита" и системы гарантированного ответного удара обеспечивало сдерживание "вероятного противника" от нападения.
После обретения независимости Украине стало не по карману содержать более 150 шахтных пусковых установок и обеспечивающую их инфраструктуру, к тому же был заключён договор о стратегических наступательных вооружениях. С 1990 по 2001 годы все ядерные боеголовки были утилизированы, ракетное топливо - вывезено, корпуса ракет - порезаны на металл, а шахтные пусковые установки и командные пункты - взорваны, засыпаны, и превращены сельхоз-угодья.
Проводившие ликвидацию объектов компании по договорённости оставили в целости и сохранности лишь один подземный УКП (унифицированный командный пункт) и верхние 4 метра одной из шахтных пусковых установок, в которых располагались ядерные ракеты РС-22 "Скальпель".
Если бы не ракета на заднем плане, - обычная воинская часть с несколькими неприметными строениями:
Ну, разве что несколько рядов колючей проволоки и предупреждение о минных полях:
Унифицированный командный пункт.
Одно из наиболее завораживающих мест в музее.
Под землёй расположена шахта глубиной 35 метров. Сверху шахты - 120-тонная крышка-плита, в которой расположены запасные люки для автоматических антенн связи и датчики ядерного взрыва. В самой шахте на специальных противовесах и амортизаторах висит огромный 30-метровый металлический цилиндр, 10 из 12 этажей в котором заполнены вычислительным и жизнеобеспечивающим оборудованием, а нижние два этажа отведены под командный и жилой отсеки. В этом цилиндре круглосуточно дежурила смена из 2-3 офицеров ракетчиков, и в случае начала ядерной бомбардировки командный пункт переходил в автономный режим существования и мог продержаться в таком режиме до 45 суток.
Ко входу в командный центр ведут подземные тоннели:
Там же, под землёй, расположены системы охлаждения и фильтрации воздуха. Часть оборудования всё ещё работает.
Комната управления пуском ракет в командном пункте:
Та самая кнопка.
Перед нажатием нужно повернуть ключ (вне кадра). Одновременно это же должен сделать офицер за соседним пультом.
После этого 10 ракет с ядерными боеголовками улетают в Америку.
На табло показано, что все 10 подчинённых этому командному пункту ракет стартуют. В это время в 10 разбросанных по окрестностям ракетных частях пороховые заряды отбрасывают вверх 120-тонные крышки ракетных шахт, ракеты выбрасываются вверх, запускаются их маршевые двигатели и 10х550 килотонн летят в США.
Кресло оборудовано ремнями на случай тряски во время ядерного взрыва на поверхности.
Прямая двухканальная связь с Москвой.
Унифицированный командный пункт мог выдержать ядерный взрыв, и даже в случае гибели всех офицеров система автоматически могла принять решение об ответном пуске ядерных ракет в противника. Эта "Машина судного дня" носила название система "Периметр".
Система "Периметр": реальность войны машин
Ядерная война с Америкой (ну, или "вероятным противником") по планам самих американцев должна была протекать очень быстро: точечными ударами должно было быть уничтожено всё высшее командование, и наиболее важные командные объекты. В таких условиях это могло гарантировать быструю победу над СССР.
Но в противовес этой тактике была придумана система "Периметр": на каждой ракетной шахте устанавливались датчики ядерного взрыва (свет/излучение/взрывная волна) и специальная антенна связи. Если датчики фиксировали ядерный взрыв, то система "Периметр" переходила в боевое состояние и делала попытку связаться со штабом. Если команды отмены из штаба не поступало, то система самостоятельно принимала решение о запуске всех подконтрольных ядерных боеголовок согласно заложенным в них программам. Такая себе гарантия ненападения.
Датчики вокруг ракетной шахты.
Если все проводные средства связи выходили из строя, то существовала ещё одна возможность централизованного запуска ядерных ракет. В нужный момент из ракетной части в окрестностях Москвы запускалась специальная командная ракета, отдававшая приказ на запуск в автоматическом режиме всем контрольным пунктам. Антенна для принятия такого сигнала находилась прямо возле ракетных шахт и командных пунктов - небольшой стальной "головастик", направленный на север.
Интересная инфо про систему "Периметр" есть в статье на Википедии и в статье в журнале Wired.
Машины для транспортировки и загрузки ракет в шахты
Это ещё одна уникальная часть экспозиции. Машина с ракетой внутри настолько тяжелая, что имевшиеся мосты через Южный Буг не выдержали бы нагрузки. Для пересечения реки строилась специальная понтонная переправа. К каждому из колёс примыкает электродвигатель для создания дополнительной тяги на подъёме и торможения на спуске. Если мощности всё равно не хватало, то вторая такая же машина упиралась первой "в хвост" и толкала её.
Машина для транспортировки и погрузки в шахту ракеты "Скальпель". Заправщик ракет гептилом:
Контейнер для транспортировки ядерных боеголовок:
Ракета "Воевода", или по-НАТОвски SS-18 "Satan"
Не смотря на то, что в Украине ракеты "Воевода" не базировались, корпус одной из них также представлен в музее:
Эти ракеты всё ещё состоят на вооружении в ракетных войсках стратегического назначения в России.
Ещё на территории музея расположена экспозиция ракет и ракетных двигателей, но это тема для отдельного фоторепортажа.
Музей оставляет чувство понимания, насколько близко мир был к ядерной катастрофе и насколько продуманной, отлаженной и готовой к работе была система запуска ядерных ракет.
Как найти музей:
Сайт музея РВСН: rvsn.com.ua
Расположение музея на GoogleMaps.
07/06/2012 16:27
Материалы по теме
- Страны: Украина
- Отзыв о поездке: Крым. Пещерный город Тепе-Кермен, ноябрь 2011
- Отзыв о поездке: Город Ильича, январь 2010
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.