Поездка в исторический Солсбери



    Сегодня хочу рассказать про очередной пример английского города, который произносится совсем не так, как пишется (Salisbury). Известный кое-кому в СССР прежде всего по названию альбома одной громкой английской рок- группы, Солсбери с полным основанием считается одним из самых красивых исторических центров Англии. Так как недалеко от этого старинного, прославленного и хорошо сохранившегося городка лежит легендарный Стоунхендж, у вас нет морального права не посетить эти места. Разумеется, если вы вообще хотите в Южную Англию.

    Итак начну с того, как добираться:
    До обеда - два поезда в Лондон и обратно (столичный вокзал Waterloo Station), после обеда - по поезду в час (с местного вокзала на South Western Road). Хорошее железно-дорожное сообщение также с Винчестером, Эксетером, Портсмутом, Батом и Бристолем.
    Междугородный автобус с городского вокзала на Endless Street часто ходит в Стоунхендж, Эвбери и Стоурхед.

    А теперь по порядку - немного интересной истории об этом месте. Хочу сразу оговориться, что часто историческую информацию о местах пребывания черпаю на моем любимом сайте о Англии (tourism-london.ru) в разделе справочников о Великобритании. Итак, у Солсбери действителньно древняя и темная история. Некто селился в этих местах задолго до появления в Англии не только англичан, но даже и римлян. Наиболее древние постройки и укрепления расположены в 3 км от нынешнего центра - в Старом Саруме (Old Sarum, произносится: Оулд Сэерем). Уже в так называемые доисторические времена (в эпоху, если угодно, позднежелезного века, то есть около 5 тысяч лет назад) на этом холме кто-то жил, трудился и сражался. Кто именно? Как вы, наверное, и сами уже поняли, - вопрос обсуждается.

    Относительно поздно, лишь на рубеже первого и второго веков, тут укрепились римские легионеры и назвали местечко Сорвиодунум. В 525 году римские наработки, без особых дискуссий, заняли саксы (одни, без англов). При них Сарум стал важным городом. В конце XI века Сарум захватили норманны. И, для начала, все тут как следует порушили. А потом заперлись у себя в бурге, который наскоро возвели из камней снесенных церквей и домов. Лишь к 1130 году оккупанты устроили в своей новой крепости резиденцию епископа Рожэ. Конечно же, он был апологетом единственно верного, нормандийского символа веры.

    Так как у гостей в Британии отношения с "исконными" саксами складывались как-то трудно, то норманны осознали, что опять поторопились. И стали, в авральном порядке восстанавливать также и прежнюю саксонскую цитадель. И лишь затем справили моральный долг перед франкофонными монахами - начав строительство башни новой церкви.

    Несмотря на этот акт доброй воли, у норманнов разладилась дружба и со служителями культа. Настолько, что в 1219 году монахи покинули крепость и осели неподалеку, в куда более симпатичной местности на берегу реки Эйвон. Вечные трудности с водоснабжением в Саруме тоже оказали влияние на эскапизм святых отцов.

    Поселение получило название Новый Сарум, - просто чтобы отличаться от Сарума (который тем самым автоматически стал "Старым"), Приблизительно в это же время возникло и название Солсбери, которое, по всей видимости, объясняется наличием в этих краях месторождений соли. В Средние века добыча соли была и важна, и прибыльна, так как соль являлась единственным известным средством для консервации пищи, особенно рыбы. С 1336 по 1414 год (Старо-) Сарумская крепость бодро амортизировалась в качестве тюрьмы. К 1514 году цитадель, по большей части, рухнула. Весь пригодный строительный материал был перемещен в Солсбери. А к 1734 году Старый Сарум полностью обезлюдел. В конце XVIII века британский премьер Уильям Питт (младший) указал Парламенту, что пора как следует изучить историю Сарума. Прошло каких-то полтора века, как здесь и впрямь начались археологические работы. Сейчас Сарумский исторический комплекс принадлежит крупному фонду "Английское наследие".

    Но я вас наверное, утомила немного историей, вернемся во времена нынешние и пройдемся по основным достопримечательностям Солсбери, основным среди которых был и остается собор святой Марии.

    Собор Святой Марии / Великобритания
    Собор Святой Марии
    Интерьер собора / Великобритания
    Интерьер собора
    Фрагмент стены, статуи / Великобритания
    Фрагмент стены, статуи

    Многоярусное архитектурное великолепие собора впечатляет особенно сильно. В отличие от большинства английских храмов с их приземистой, "норманнской" статью в Солсбери собор гармонично и величественно устремлен ввысь. А светлая цветовая гамма его стен и башен не подавляет готической мрачностью, - но наоборот, как бы успокаивает и радует: как верующих, так и атеистов. Ритуально собор в Солсбери был заложен в 1220 году, то есть сразу после "бегства" епископа из Сарума. Построен он был по тем временам довольно быстро - уже к 1265 году. Впрочем, это касалось лишь основного корпуса храма. Дополнительные строительные работы растянулись на десятилетия и даже на века. К примеру, знаменитая "башня", на которую был затем водружен еще и шпиль, была достроена только в 1330 году.

    Вокруг этой соборной "башни" существует разветвленная мифология - среди проч., она вдохновила на создание рома на "Шпиль" Уильяма Голдинга, который долго учительствовал в Солсбери. Имена первых башенных проектировщиков историкам не известны (обычное дело для Средних веков). Однако англичане убеждены, что этот "башнезодчий" был существом в единственном числе и гением. И, похоже, правы. Потому как, вообще говоря, на надстройку такой махины (весом свыше 6400 тонн) "типовой" норманнский собор рассчитан не был. Нормандийцы вообще терпеть не могли шпили. Первоначальный замысел в соборе Солсбери не подразумевал каких бы то ни было надстроек в центральной части, и несущие колонны в храме были спроектированы под вес максимум 400 тонн. Так что любимой загадкой Солсбери остается, почему вся эта соборность вообще не рухнула, причем уже в XIV веке.

    Однако старые англичане знали, что делали. Им удалось, путем дополнительных колонн и опор, так укрепить основной корпус собора, что башня не только не грохнулась, в оптимально неподходящий момент, на головы графу с прихожанами, но вполне прилично продержалась вплоть до XVII века. Однако к тому времени главная примечательность Солсбери стала слишком уж напоминать таковую в Пизе. Так что местный англиканский епископ, который абсолютно не ценил католические эксперименты, вооружился своим острым пером и выписал из Лондона архитектора Кристофера Рена.

    Этот вездесущий джентльмен, которого можно назвать "палочкой - выручалочкой" английской архитектуры, долго возился с однозначно головоломными измерениями и расчетами, прежде чем рискнул на собственно ремонт храма. Рен установил, что ситуация не настолько пизанская, как кажется: башня сползла "лишь" на 9 сантиметров, а ее вершина накренилась на 0,75 метра к юго-западу. В Солсбери Рен в очередной раз оказался на высоте (и в буквальном смысле слова - тоже). Он так удачно укрепил башню и корпус храма, что за следующий век шпиль не изменил своего положения. Во всяком случае, так утверждал сэр Джилберт Скотт, который в 1755 году снова провел измерительные работы в храме, заменил пришедшие в негодность крепления и поставил новые. В 1951 и 1970 годах в соборе Солсбери были проведены новые измерительно-ремонтные работы, никаких опасных эволюций выявлено не было. А проржавевшие скобы и железные листы, которые были установлены еще Реном и Скоттом, были заменены на новые, более высокого качества.

    Однако общую реставрацию храма удалось осуществить лишь к началу 1990-х годов. В 1985 году наследный принц Чарлз возглавил собою масштабную кампанию по сбору пожертвований на евроремонт, которая оказалась на редкость успешной (на редкость для Чарлза, разумеется). Затраты на последовавшую реставрацию оценивались в свыше 7 миллионов фунтов. По мнению довольной собою общественности, она не подкачала: храм стал еще красивее.

    Английская готика / Великобритания
    Английская готика
    123-метровый шпиль / Великобритания
    123-метровый шпиль
    Реставрационные работы / Великобритания
    Реставрационные работы

    Собор Святой Марии в Солсбери известен во всем мире как один из важнейших, если не главный, памятников английской готики. Он действительно уникален. Считается, что он был первым храмом Англии, воздвигнутым по некоему "единому проекту" каковой, конечно же, был забыт и пренебрежен потомками. Естественно, что первые проектировщики ориентировались на французские образцы и эталоны, так как и сами были франкофонами и англофобами. И все же собор выгодно отличается от французской готики того же периода, а именно своей "простотой" и "трезвостью" (каковые качества вообще принято считать особенностями раннеанглийского стиля в архитектуре). Среди прочего, это выражается в относительно небольшом количестве скульптур в Солсбери, каковыми, к примеру, так кишат крыши и башни французских храмов (давая основания для подозрений в конспиративном язычестве, идолопоклонстве и прочей бесовщине тамошней римско-католической братии). Собором искренне восхищались и восхищаются не только англичане, но и иностранцы. Среди проч., он считается самым высоким церковным строением в Англии (с учетом 123-метрового, феноменального шпиля). И вторым по величине в Европе.

    Улочка, примыкающая к собору / Великобритания
    Улочка, примыкающая к собору
    Светлая цветовая гамма стен / Великобритания
    Светлая цветовая гамма стен
    Туристическая улица / Великобритания
    Туристическая улица

    Особенно грандиозно собор смотрится со стороны улицы Bishop's Walk. В импозантный соборный комплекс входят несколько красивых зданий в елизаветинском и георгианском стилях (XVI - XVIII века). Некогда в них проживали церковные авторитеты и другие служители собора.

    Особенно интересны:

    Mompesson House
    Дом построен в 1701 г. для тогдашнего олигарха Чарлза Момпессона. Элегантное внутреннее убранство (стенная лепнина и проч.), старинная мебель и коллекция стеклянных изделий XVIII в. В саду - чайная.

    King's House, с расположенным здесь примечательным музеем Salisbury and South Wiltshire Museum: экспонаты из Стоунхенджа, Старого Сарума, пейзажи знаменитого английского художника Уильяма Тернера и проч.

    The Medieval Hall
    В этом средневековом "банкетном зале" не так давно организовано мультимедиальное шоу (около 40 минут) об истории Солсбери.

    Хорошие панорамы на храмовый комплекс открываются с набережной Эйвона (к северу от собора). Они увековечены и на картинах начала XIX века еще одного английского авторитета в живописи: художника Джона Констебля.

    В центральной части Солсбери особенно примечательны церковь Святого Фомы Кентерберийского (St. Thomas of Canterbury, XV век) и Ратуша (Guildhall, 1788- 1795 гг.).

    Cолсбери город маленький и очень туристический. Поэтому покупать дорогую электронику (или, допустим, автомобиль) все же имеет смысл в расположенных неподалеку промышленно-портовых Саутгемптоне или Портсмуте. А вот сувениры или более-менее драгоценные безделушки в многочисленных лавках Солсбери можно и сейчас отыскать изящные и миленькие.

    Помимо римско-саксонского Сарума (3 км к северу) вблизи от Солсбери (5 км к западу от центра города) располагалась и старая столица саксонского королевства Вессекс (а затем и графства Уилтшир). Как и Сарум, Уилтон давно разобран горожанами Солсбери для своих насущных строительных надобностей. В 1655 году в Уилтоне были основаны крупные королевские коверные фабрики (Royal Carpet Factory), которые в XVIII веке принесли всему краю изрядное благосостояние.

    Главная достопримечательность Уилтона - Wilton House, резиденция клана Гербертов, более известных в Европе под именем графов Пембруков. Генерал и политик Уильям Герберт был в особом фаворе у короля Генриха (= Генри) VIII и даже женат на сестре одной из королев. Как известно, кинг Генри отличался скорее магометанской установкою на сакрамент брака.

    Замок Пембруков многократно горел, после чего активно перестраивался. Среди прочих мастеров, по соцзаказам Гербертов творили художники Гольбейн, ван Дейк и другие реалисты холста и штукатурки. А в местной галерее представлены полотна Рембрандта, Рубенса, Рейнолцдса и прочих хитов аукционов Сотбис. Особенную известность имеет зал Double Cube Room ("комната двойного куба", она же "зал игральной кости") с размерами 20 метров в длину, 10 м в высоту и 10 м в ширину, с пышным антуражем в стиле барокко. У графского имения великолепный парк (со знаменитым мостом 1737 года, в стиле, который их светлости пиарят как "итальянский").

    Вот такой получился краткий экскурс в Солбери и его достопримечательность.

    Если возникают вопросы по этому, да и другим городам Англии, пишите galina_ramp@mail.ru. Буду рада ответить на ваши вопросы.

    Галина Рэмптон
    04/06/2012 12:27


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Великобритании

    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    23.09.23 Великобритания повышает визовые сборы
    13.09.23 Великобритания закрывает для россиян безвизовый транзит в аэропортах
    01.08.23 B Уэльсе открыли подземную гостиницу на глубине 419 метров
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    29.03.23 Крупные забастовки в Европе нарушают планы туристов
    17.03.23 В аэропортах мира постепенно отменяют запрет на провоз жидкостей в ручной клади
    28.11.22 Великобритания отменяет "морской безвиз" для круизных туристов
    09.09.22 Упрощенный визовый режим между Россией и ЕС больше не действует
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран