В воскресенье довелось мне побывать на, без преувеличения, стокгольмской стройке века. Все желающие могли спуститься под землю и посмотреть своими глазами на ход работ на очень амбициозном транспортном инфраструктурном объекте - строительстве нового железнодорожного туннеля под Стокгольмом.
Под катом подробный рассказ о строительстве туннеля и о самом мероприятии. На момент написания этого рассказа русская статья в Википедии о проекте до сих пор отсутствует, так что перед вами русскоязычный эксклюзив.
Начнем с карты-схемы. На спутниковый снимок Стокгольма нанесена схема будущей "городской линии", или Citybanan на свинглише (суржик шведского и английского).
По клику - большой оригинальный размер.
Легенда в порядке упоминания:
- Пассажирские платформы 1ой очереди
- Пассажирские платформы 2ой очереди
- Туннель линии
- Технический и эвакуационные туннели
- Доступы к эвакуационным туннелям
- Коридор разработки
- Вспомогательные туннели на время строительства
Линия имеет протяженность 6 километров (7.4 вместе со вспомогательными и техническими ветками), 2 подземные станции - Odenplan и Centralen. Обе станции пересекаются с действующими ветками метро, вследствие чего последние периодически перекрывались во время проведения бурительных работ, а станция метро T-Centralen, которая расположена аккурат над второй станцией линии "Station City", была дополнительно укреплена, чтобы выдержать работы, проводящиеся под ней. Линия рассчитана исключительно на пригородные поезда или городскую электричку (pendeltåg). Это аналог немецкого s-bahn'а. Жители региона совершают порядка 250 000 тысяч поездок на электричках каждый день, что для 2ух миллионной агломерации солидный показатель.
Как видно со спутникового снимка, туннель должен обойти действующую железнодорожную линию и пустить поток пригородных поездов в обход центрального железнодорожного вокзала. Чтобы понять значение этого проекта и задачи, которые он должен решить, нужно посмотреть на схему железнодорожного движения в Швеции и немного вспомнить историю.
Стокгольмский центральный железнодорожный вокзал был открыт в июле 1871 года и стоял приблизительно на том же месте, что и сегодня. Приблизительно, потому что во время реконструкции 1925 года пути были передвинуты немного западнее и освободившееся а пространство накрыто продолговатым куполом, под которым сейчас расположился зал ожидания - фото 3. В 1925 году окончательно и сформировался отрезок пути, проходящий непосредственно через город в тогдашних его границах. С тех пор, пропускная способность городского отрезка дороги не менялась, в отличии от нагрузки. В 1871 году через Стокгольм ежедневно проходило 10 поездов, сейчас - 550. За 140 лет поток трафика увеличился в 55 раз!
Скорый поезд SWB (Stockholm - Västerås - Bergslagens Järnvägar) на выезде из центральной части Стокгольма, 1912 год. Здесь до 1925 года располагались платформы.
На сегодняшний день Стокгольм превратился в бутылочное горлышко железнодорожного движения. 80% пассажирского железнодорожного трафика либо проходит либо начинается/заканчивается в Стокгольме. На фото 4 видно, что все скоростные (красные) ветки связываются в узел в Стокгольме. 3 главных направления - северное (Östersund), западное (Göteborg) и южное (Malmö) сходятся в столице. В час со Стокгольмского вокзала отправляется 24 поезда, 16 из которых это пригородное сообщение. Таким образом, убрав все электрички под землю пропускная способность вокзала увеличится вдвое.
Схематическая иллюстрация железнодорожного сообщения Швеции. Красным отмечены скоростные ветки, желтым - линии регионального значения.
Конечно же, инфраструктура, которая принципиально не расширялась почти 100 лет, не выдерживает такой нагрузки и пробки из поездов это обычное явление на подъезде к Стокгольму. Сейчас система работает на пределе. Стоит одному из поездов буквально на несколько минут не вписаться в свое окно и все расписание рушится как карточный домик или ряд домино. Я каждый день езжу на поезде из Вестероса в Стокгольм на работу и как никто другой ощущаю на себе бутылочное горлышко. Однажды, мой поезд стоял в очереди 40 минут ожидая свободную платформу!
Один из летних дней транспортного хаоса на вокзале - в лучшем случае ваш поезд перенесен с одной платформы на другую.
Вопрос о увеличении пропускной способности центрального вокзала стоит уже очень давно. В стокгольмских условиях это совсем нетривиальная задача, которая требует максимальной взвешенности в принятии решения. Задача усложнена тем, что действующая линия в буквальном смысле слова зажата между существующей городской застройкой и водным каналом (это хорошо видно на спутниковом снимке). Это значит, что расти вширь возможности нету. Тогда остается два варианта: либо вводить второе измерение (туннель) либо оставаться все в той же плоскости и строить ветку в обход города.
На подъезде к центральному вокзалу. Расширяться некуда - с одной стороны кварталы дорогущей недвижимости, с другой - вода.
Первый раз предложение о строительстве туннеля прозвучало тогда, когда я родился - в 1988 года. но было сразу же отклонено как слишком дорогое в пользу второго варианта. Второй вариант обходного кольца хоть и привлекателен с финансовой точки зрения, но кому, если по честному, нужен центральный вокзал на выселках. Он ведь на то и центральный, чтобы быть в максимальной близи от всех главных городских объектов. В общем, после 20ти лет скитаний проекта по разным инстанциям, наконец то в 2007 году он вступил в активную фазу после одобрения правительством проекта финансирования. Завершение строительства и пуск ветки планируется в 2017 году.
Общая стоимость проекта 16.8 миллиардов шведских крон, что соответствует 1.8 миллиардам евро. 10 миллиардов дает транспортная служба (Trafikverket) в лице государства, 4.8 миллиарда выделяет Стокгольм и еще на 2 миллиарда сбросились 5 близлежащих коммун, в том числе и Västmanland, в котором я сейчас живу. Тоеть это приблизительно по 3000 крон на душу населения Вестманланда, включая стариков, младенцев и сидящих на социале.
Такой лакомый проект не достался целиком какой-то одной компании. Участок поделен на отрезки, за которые ответственны разные строительные фирмы.
Давайте теперь спустимся под землю. В день открытых дверей всем заинтересованным и зевакам открыли на обозрение 2 участка - один под вокзалом, второй на юге на Södermälarstrand. Эти участки как раз обозначены зеленым на спутнике-схеме.
Забегая наперед скажу, что мероприятие вызвало рекордный интерес горожан. Думаю, что ни организаторы, ни пришедшие посетители не ожидало такого количества желающих. Я могу сравнить очередь на посещений стройки туннеля с очередью в киевский военкомат в июне (люди знающие смогут оценить масштаб трагедии). Но об этом в конце поста, а сейчас под землю!
На входе в вспомогательный туннель ведущий на будущую остановку городской электрички Station Stockholm City.
Пожарная машина дежурит и под землей - безопасность у шведов всегда на первом месте.
Если я не ошибаюсь, то это машина, которая делает точечные отверстия в породе и закладывает в неё взрывчатку.
Свод будущей станции. Мы стоим точно в том месте на которое указывает пальцем женщина-строитель. В этом месте будут перекинуты переходы между уровнями, поэтому высота свода такая исполинская.
Теперь перенесемся на юг и посмотрим часть туннеля проходящую через южную часть города - Södermalm.
Строительная платформа на воде разбавляет идиллический пейзаж стокгольмского залива.
За участок между Gamlastan (старый город, островок посредине залива) и Södermalm ответственна немецкая компания ?????? По словам представителя компании, на участке работают рабочие из Германии, Австрии, Словакии и Польши - все католики. На входе в туннель стоит композиция посвященная святой Барбаре, которая приветствует и защищает всех входящих в туннель. А назвали туннель Фелицией, в честь дочери начальника участка. Строители, а такие сентиментальные люди!
На месте примыкания вспомогательного туннеля к пути, по которому в будущем поедут поезда.
По клику, вы перейдете на страницу, на которой можно посмотреть интерактивную схему линии и динамику строительства. Зеленым отмечены пройденные участки, серым, соответственно, еще не пройденные. В выпадающем списке "Framdrift" можно выбрать дату. Темпы строительства, конечно, впечатляют. Ориентировочная дата введения линии в эксплуатацию 2017 год.
На этом можно было бы закончить рассказ. Но, я считаю, что организация подобного масштабного мероприятия не менее интересна чем сам объект. О том, что в середине мая планируется день открытых дверей на строительстве туннеля я прочитал в новостях еще месяц назад. Вырванная из газеты заметка была приклеена к моему рабочему монитору - ведь я не хотел пропустить такое! И таких же как я оказалось, к моему удивлению, очень много. Даже слишком много. Первоначально мероприятие планировалось на 4 часа - с 11 до 3ех. Но из-за наплыва людей пускать начали до 11ти и только в 4 часа закрыли очередь.
Я не состою ни в каком товариществе, не журналист и у меня нету блата. Поэтому, пришлось стоять вместе со всеми :)
Очередь на Södra Mälarstrand. На первый взгляд это просто толпа людей. Но, не тут то было - люди стоят змейкой, как в парке аттракционов. Стоят спокойно и ждут своей очереди - никто не толпится и не лезет работая локтями. Публика собралась исключительно интеллигентная - и правда, босота ведь не ходит на такие мероприятие. Было очень много семей с маленькими детьми. И это правильно! Я помню, как в детстве обожал смотреть на поезда и мог подолгу стоять на мосту и смотреть на проходящие составы считая вагоны.
Организаторы проделали классную работу. За очередью следили сотрудники транспортной службы. Вот например очередь у вокзала проходит через пешеходный переход. Те, кому на экскурсию стоят ждут - прохожие идут мимо. И именно прохожие идущие по другим делам, а не те, кому больше всех надо или только спросить.
Дальше очередь уходит под мост. Опять таки, это не толпа а организованная змейка - без заборов, без сторонних надзирателей с дубинками. И ни одного, кому бы только печать поставить! Кстати, Стокгольм это таки деревня - в очереди внезапно встретил знакомого :)
Всем посетителям в обязательном порядке выдавали жилет и каску, шведы и безопасность это синонимы.
Этот молодой человек может пройти под столом не преклоняя головы, но он решительно отказался одевать каску. Но даже его урезонили - без каски внутрь нельзя.
Кроме того, гостей угощали чаем-кофе, бананами и плюшками (kanelbulle)! Прожив (на данный момент) всю сознательную жизнь в постсоветской Украине трудно поверить, что справа стол с бесплатными угощениями. Вы тоже не видите толпы дерущейся за плюшки? А, между прочим, плюшки отменные - цена таких в магазине легко может доходить до 2-3 евро за штуку. В придачу, вдоль очереди ходили официанты с подносами уже разлитого чая-кофе и корзинами бананов.
Но вот конечно идеологическая подготовка ивента ни к черту. Ну кто так оформляет вход на стройку века? Две таблички с логотипом подрядчика и одна в центре по-больше на которой написано дословно следующие "Здесь мы строим туннель по Södermal'ом". А где обещание сдать туннель ко дню города? Где "Новый туннель - подарок стокгольмцам от местного коммунального совета". А "Спасибо правящей партии", в конце концов? :)
В общем это был очень интересный опыт со всех сторон. Уникальная возможность заглянуть на строительство туннеля, а фантастическая организация мероприятие сделала длительное ожидание в очереди совсем неутомительным.
18/05/2012 17:11
Материалы по теме
- Страны: Швеция
- Города: Стокгольм
- Отзыв о поездке: Питер - Хельсинки - Стокгольм - Оре - Стокгольм - Таллин - Питер. На пароме и поездах, март 2012
- Отзыв о поездке: Гостиница внутри самолёта: Jumbo Hostel, Стокгольм, февраль 2010
- Статья: Проездные по-скандинавски, 21.05.1997
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.