В середине прошлого мая, по пути из Пекина в Сучжоу, остановился в одном китайском городе со славным историяческим прошлым последнего века - Нанкине.
Ночной скоростной поезд из Пекина (D 349, 274 юаней, 8 часов) приехал на Нанкинский вокзал в половине 7-го утра.
Нанкин ("Южная столица") за свою двух с половиной тысячелетнюю историю сменил много названий. Впервые столицей город стал в эпоху Троецарствия, с тех пор город неоднократно бывал столицей либо всего Китая, либо какого-то из крупных царств. Нанкином он стал в 1356-м, когда его своей столицей сделал вождь антимонгольского восстания Чжу Юаньчжан, основатель династии Мин. Цины город переименовали в Цзяннин (Речной покой). В 1853-64 годах город был столицей тайпинов и звался Тяньцзин (Небесная столица). Осенью 1911-го город снова стал Нанкином - и первой столицей республиканского Китая. Весной 1927-го город окончательно стал столицей Китайской республики - и остался ей навсегда, хотя в 1937-1945-м город контролировали японцы, а 23 апреля 1949-го в него вошли части НОАК.
Метро в Нанкине начали строить только в 2000-м и пока, в отличие от Пекина, Шанхая или Гуанчжоу, не позволяет добраться в любой конец обширного города.
Всего две с половиной ветки, пересекающиеся на станции "Синьцзекоу". Проезд в метро дифференцирован, но из-за небольших пока размеров, эта самая дифференциация невелика. Так от вокзала до "Ай-Си-Пи-Си Саньшань Цзе" поездка по транспортной карте-туну выходит 1,8 юаней.
В связи с (пока) недоразвитостью метро в Нанкине пришлось активно использовать автобусы (карта за 5 юаней в книжном на вокзале в помощь). Номер на синем фоне - некондиционированные, на красном - кондишн. Вторые стоят 1,2 юаня (если без туна - 2 юаня). Вход через переднюю дверь, выход - через среднюю, задней нет. Тун прикладываем на входе к ридеру.
Помимо обычных автобусов, есть так называемые "туристические" с буквой Y в номере. Ничем от обычных не отличаются, только доезжают до отдалённых достопримечательностей вроде горы Цзыцзиньшань.
Жил в районе Фуцзы Мяо, новодельном "Старом городе". Район представляет собой торгово-пешеходную зону - главная улица и масса проулков, где везде торгуют и слоняются-шопятся массы китайцев.
Здания позднецинской и республиканских эпох в последнее десятилетие восстановили, и пристроили к ним ещё массу всего в традиционном китайском стиле, обозвав "типичный южнокитайский средневековый город". И понаставив скульптурные группы, иллюстрирующие жизнь в таком городе.
Центром района является конфуцианский храм Фуцзы, теоретически полуторотысячелетней давности.
Тут же речка Циньхуай с массой мостиков.
В центре современного города находится циркл Гуомао с высоченными небоскрёбами.
Есть и на Гуомао и своя достопримечательность - выйти на 2-м или 3-м выходе со станции метро и подняться немного наверх - к местной Барабанной башне (Гу Лоу), построенной в 1382-м.
На Y1 с Гуомао можно доехать до президентского дворца и до минских руин, хотя тут уже появилась в последние годы альтернатива в виде метро. Президентский дворец - Гугун Китайской Республики, важен для всякого, хорошо знакомого с бурной китайской историей ХХ века. Здесь, в бывшей резиденции цинского наместника, работал в 1912-м первый временный президент Республики Сунь Ятсен. Отсюда правил страной президент Цзян Чжунчжэнь, более известный по южнокитайскому произношению иероглифов как Чан Кайши, и его недолговечный приемник Ли Цзунжэнь.
Открыт с 8 утра до 17:30, билет стоит 40 юаней. Вглубь территории уходит серия крытых галерей, перемежающаяся различными павильонами.
Галереи окружают симпатичные мини-садики в китайском стиле, с причудливо-изогнутыми деревцами -
И горками камней выветривания -
Планировка напоминает пекинский Запретный город, только тут всё небольшое, камерное и уютное, размах только в названиях и встречается. Есть и искусственный пруда с мостиками и беседками.
Внутри помещений застыла иная эпоха - тех, кто проиграл Гражданскую.
На стенах висят портреты Сунь Ятсена и самого Чан Кайши -
Предствлены мундиры, флаги, оружие республиканской эпохи. Награды тоже -
Станция 2-й линии метро около минских руин называется соответственно - "Мингудун" ("Развалины минского дворца"). Выход 3-й, направо по переходу к забору парка Ванчэн. Небольшой парк, созданный в 1958-м, включает кусочек минского Запретного города, практически полностью разрушенного при штурме Нанкина западными наёмниками, подавлявшими тайпинское восстание. Парк включает разные фундаменты и обломки -
И кусочек восстановленной стены с Меридианными вратами (У Мэнь) -
Мощная городская стена высотой 12 метров строилась в 1366-1386 годах,
частично снесена в последние пару веков, но всё же большие участки стены сохранились в разных местах современного города.
На восточной окраине Нанкина возвышаются Пурпурные горы (Цзыцзиньшань). От остановки "Мингудун" туда ходят автобусы Y2 и Y3 - оба доезжают до циркла у начала подъёма к мавзолею Сунь Ятсена, а Y2 едет дальше, до следующего циркла, откуда дорога идёт к пагоде Лингу. Кстати, автобусы на Цзыцзиньшань ходят до половины шестого вечера, так что задерживаться не стоит. Дорога к пагоде Лингу поднимаеется среди леса.
Перемежаясь вратами и павильонами минской эпохи
И памятниками эпохи республиканской.
Сама 9-этажная 40-метровая пагода Лингу Та была впервые построена в VI веке и восстановлена в 1929-м, в качестве памятника всем павшим в борьбе за Республику.
С верхней площадки открываются замечательные виды на окрестности.
Уезжал из Нанкина с того же железнодорожного вокзала. 4-й выход станции метро выводит в подземный этаж вокзала. Тикит-офисы - на первом этаже. Билеты на скоростыне поезда тогда удобно было покупать в автоматах.
Выходы к поездам - на 2-м этаже, скоростные отправляются с путей с 10-го по 13-й в дальнем конце. Скоростные поезда до Сучжоу (105 юаней) / Шанхая днём отправляются каждые полчаса, в Ханчжоу чуть пореже, но тоже много.
06/04/2012 18:30
Материалы по теме
- Страны: Китай
- Города: Нанкин (Наньцзин)
- Отзыв о поездке: Китай. Пекин. Трудности перевода, октябрь 2009
- Фоторепортаж: Удивительный город Пекин, 31.08.2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.