В этой поездке мы пользовались многими видами транспорта первый раз за границей. До этого чаще всего мы передвигались на арендованном авто, а в этот раз были и поезда, и разный городской транспорт и перелеты тремя разными авиакомпаниями.
Сначала краткое пояснение по самому маршруту. Период с 19 сентября по 6 октября 2012. Нас трое - я, муж и ребенок 3 лет. Планировали 19 сентября (среда) вечерним рейсом вылететь в Лондон, провести там 6 дней, 25 сентября на поезде доехать до Портсмута, там сесть на паром, на следующий день прибывающий в Сантандер. Провести в Сантандере неделю, потом на поезде добраться до Мадрида, 3 дня в Мадриде и прямым рейсом обратно в Москву.
Все шло по плану до самого дня нашего предполагаемого отплытия в Испанию. Мы приехали в Портсмут, пешком дошли до паромного порта, а там... какая-то подозрительная тишина и пустота. На месте выяснилось, что наш рейс был отменен и с нами, якобы не смогли связаться. Как выяснилось позже, за два дня до этого нам отправили несколько сообщений по е-мейлу (но у нас в отеле не было бесплатного WiFi и почту я проверяла только время от времени. Последнее сообщение от Brittany-Ferries, которое я видела, было от 22 сентября и писали они о том, что с нетерпением ждут нас на борту корабля...). Звонить и отправлять СМС они почему-то не стали. Причиной отмены рейсов были забастовки. Об этом мы узнали уже в Сантандере из выпусков новостей. Деньги за билеты на корабль нам вернули. Но, к сожалению, на билеты на самолет, отель и билеты до Лондона мы все равно потратили больше... Так остаток дня мы провели в Портсмуте в поисках отеля, купили билеты на рейс Ryanair до Сантандера. На следующий день вернулись в Лондон и, наконец, улетели в Испанию. Дальше все было снова по плану.
Теперь собственно о перемещениях. До Лондона мы летели вечерним рейсом British Airways. Как известно, бритиши летают из Домодедово. Работает он-лайн регистрация. Самолет бы практически полный. Кормят сносно. На борту предусмотрены индивидуальные системы развлечения - в полете можно послушать музыку, посмотреть кино или какую-нибудь программу. Среди прочих напитков предлагается и крепкий алкоголь (виски Red Label). Аэропорт Хитроу поразил своими размерами (ну на наш неискушенный вкус) - из терминала прилета нужно проехать на поезде до терминала прохождения паспортного контроля и выдачи багажа...
До города мы добирались на электричке. Билеты я купила перед вылетом через интернет на сайте www.heathrowexpress.com, сэкономив по 1 фунту за билет (ребенок бесплатно). В поезде было достаточно показать распечатку электронных билетов, которые пришли на е-мейл после оплаты.
Paddington Station
В Лондоне мы предполагали провести полных 6 дней, поэтому для нас, взрослых, покупали Тревелкард на 1 неделю. При покупке Тревелкард оформляется карточка Ойстер, за нее берется депозит 5 фунтов, который возвращается при возврате карты. Сам проездной на неделю стоит почти 30 фунтов. Для сравнения, просто одна поездка в метро тогда стоила 4,30 фунтов. При покупке билетов в кассе метро можно платить картой. При возврате карточек, депозит отдают наличными. Автобусы в Лондоне останавливаются только по требованию. Т.е. чтобы нужный вам автобус остановился на остановке, нужно "голосовать", а чтобы выйти из автобуса, нужно нажать на специальную кнопку. Один раз попали в жуткую пробку в центре из-за стихийных митингов. Автобусы были вынуждены поменять свои маршруты. Водитель сначала объявил по громкой связи, как именно изменится маршрут, а потом обошел весь автобус, расспрашивая пассажиров, кому куда ехать и говоря, нужно ли им пересесть на другой автобус или можно будет доехать на этом. В лондонском метро на большинстве станций работает бесплатный WiFi. Т.к. мы пользовались только городским транспортом (метро и автобусами), то про Ойстер мне рассказать больше и нечего, хотя, знаю, что он может пригодиться еще много для чего...
Лондонское метро...
Следующий отрезок пути Лондон-Портсмут. Билеты на электричку покупали заранее на сайте southernrailway.com. На ребенка покупать билет было не обязательно, но т.к. я не знала заранее, будут ли это билеты с местами или нет, и вообще, как все это будет, на ребенка покупала детский билет за половину цены (мне было важно, чтобы у ребенка было отдельное место, если что). Взрослый билет стоил 7.50 фунтов, детский, соответственно, 3,75. После оплаты на сайте на е-мейл приходит подтверждение. Перед отправлением необходимо в автомате на вокзале распечатать сами билеты. Для этого нужна карточка, которой была произведена оплата. Т.е. в автомат вставляешь карту, он по ней идентифицирует бронирование и начинает печатать билеты. В нашем случае билеты оказались без мест. Также оказалось, что половина нашего поезда идет до другой конечной станции, поэтому нужно было еще и сесть в нужный вагон. Железнодорожное сообщение не слишком впечатлило. Да, вагоны уютные с мягкими креслами, но 80 км до Портсмута поезд преодолевает за 2 часа... Не слишком быстро, в общем. Т.к. обратная дорога в Лондон у нас не была запланирована, билеты обошлись уже значительно дороже - полная стоимость составляет 31,5 фунтов за билет. На этот раз на ребенка билет уже не стали покупать, конечно :)
С дорогой от Лондона до аэропорта Стендстед все понятно. Экспресс в аэропорт ходит от вокзала Ливерпуль Стрит, билет стоил 22,5 за штуку.
Лондон - Сантандер с Ryanair. Т.к. мы покупали билеты за день до вылета, то цена была, конечно, не слишком гуманной, но вполне приемлемой - 271 фунт за нас троих, из них 35 фунтов плата за одно место багажа (хорошо, что мы много с собой не таскаем...). При резервировании билетов было особо указано, что если пассажир не является гражданином ЕС, то нужно в любом случае подойти к стойке регистрации для проверки визы. Нам же все-равно нужно было сдать багаж, поэтому мимо стойки регистрации было не пройти. Кстати, потом визы проверяли еще раз перед входом в самолет. Выбор мест в самолете у Ryanair - это опция за отдельные деньги и перед посадкой они эту опцию активно пытаются продать. Но народу на рейс было в любом случае не очень много, поэтому занять нормальные места в самолете удалось без проблем (да, наличие ребенка никакого приоритета не дает). Лететь до Сантандера всего два часа, так что никакими платными услугами на борту не пользовались. Приземлились мы по расписанию, при этом в самолете прозвучали фанфары, и жизнерадостный голос объявил, что была совершена очередная своевременная посадка. :)))))
За неделю в Сантандере мы несколько раз пользовались городскими автобумами, но т.к. делали это нерегулярно, то проездных не покупали. Билеты каждый раз покупали у водителя по 1,20 евро за штуку. Здесь, также как в Лондоне, нужно голосовать на остановке и нажимать кнопку, если нужно выйти.
Билеты на поезд Сантандер - Мадрид покупали так же заранее на сайте renfe.es. С сайтом не все просто, но в интернете можно найти способы борьбы с ним. :) В этот раз опять же ребенку нужен был отдельный билет, т.к. нужно было место - ехать 4,5 часа и без места было бы тяжко. При попытке купить три билета сайт не предлагал никаких промо-тарифов. Отличный от стандартного тариф был один - Mesa. Тариф Mesa - это возможность купить блок из 4 мест по более выгодной стоимости. Предполагается, что это места со столом посередине (mesa - стол). Пассажиров может быть от 1 до 4. Для нас это оказался самый выгодный тариф. Так, за эти 4 места мы заплатили около 80 евро, в то время как два взрослых билета и один детский нам обошлись бы примерно в 120. На маршруте Сантандер - Мадрид ездят не самые быстрые поезда, но и не самые медленные. Путь в 450 км преодолевается за 4,5 часа. В поезде есть туалеты, кафе, под каждым сидением есть розетка. Всю дорогу показывают кино.
Мадрид. В метро Мадрида купить билеты можно только в автоматах. Стоит учитывать, что заплатить картой можно только при общей сумме отплаты более 5 евро. Метро мы пользовались только 2 раза - в день приезда и день отъезда. До аэропорта мы добирались как раз на метро, т.к. сочли, что это будет самый удобный дня нас способ. От Площади Испании до 4 терминала аэропорта мы доехали за 40 минут.
Билеты Мадрид - Москва мы покупали у S7, но рейс выполняла авиакомпания Иберия. Регистрацию на рейс мы прошли он-лайн, но распечатать посадочный талоны нам было негде. Когда мы приехали в аэропорт, регистрация на наш рейс еще не началась (именно на стойках регистрации). Я решила попробовать распечатать посадочные через терминал самообслуживания. Сначала попыталась это сделать через код бронирования, но у меня его не оказалось (у меня был код бронирования S7, а нужен был именно Иберии). Терминал так же предлагал вариант с помощью паспорта. Оказалось, что нужно приложить первую страницу паспорта к сканеру и, о чудо!, находится сразу все бронирование и печатаются сразу все посадочные! Потом осталось только сдать багаж, делается на специальных стойках сдачи багажа для уже зарегистрированных пассажиров сразу на все рейсы. Самолет у Иберии был очень-очень тесный. Пожалуй, там было наименьшее расстояние между рядами кресел из всех мной виденных. Даже у Ryanair было просторнее. Предлагать напитки и обед начали через 2 часа после взлета! Наш ребенок еды так и не дождался и отрубился минут через 30, проспал до самой посадки, а когда проснулся, первые слова были - что уже еду дают? :)
29/03/2013 10:59
Материалы по теме
- Страны: Великобритания; Испания
- Города: Мадрид; Сантандер; Лондон
- Отзыв о поездке: Мюнхенский аэропорт, март 2013
- Отзыв о поездке: История одного перелета, 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.