Собственно, 21 декабря, в день "конца света" мы вовсе не собирались в Чечен-Ицу, а собирались накануне уехать в Паленке.
Но в Канкуне в эти дни был аншлаг: мало того, что были забиты все отели - не оказалось билетов на автобус в Паленке. И вот, накануне вечером, задумчиво возвращаясь с автобусной станции с вещами и не солоно хлебавши, мы проходили мимо торговца турами в Чечен-Ицу.
Билеты в Паленке на следующий день у нас были вечерние, автобус уходил в 20.45, и мы осознали, что либо мы весь день сидим в Канкуне, либо нам "светит" стандартный классический вариант: оказаться на "конец света" в столице майя Чечен-Ице.
Мы выбрали второе.
Но сначала решили все проверить: нам нужно было вернуться минимум за 2 часа до автобуса.
"А во сколько мы возвращаемся назад" - спросили мы у оживленного и воодушевленного нашим присутствием продавца туров. "В 6.30" - ответил он. "Мы не опоздаем?" - переспросили мы, уже приехавшие накануне из национального парка Шер-Ха на полтора часа позже назначенного времени - "бывает ли так, что экскурсия опаздывает?" "Нет-нет," - заверил нас продавец, - "такого никогда не бывает, вы обязательно приедете вовремя".
И мы купили себе экскурсию в Чичен-Ицу на 21 декабря. Стоит это удовольствие $46 "all inclusive" - то есть с питанием и входными билетами в археологический комплекс. В 7 утра мы ждали на свежевымытых улицах Старого Города в Канкуне наш бас. Ситуация сопровождалось наличием на перекрестке, кроме нас четверых и двух гидов, пьяной тетеньки в вечернем наряде, пристававшей ко всем присутствующим. Когда наконец подошла наша "маршрутка", тетенька уверенно влезла в нее и собралась ехать с нами. Меня удивило то, что далее минут 15 "маршрутка" стояла, и тетеньку никто не то, что насильно не высаживал, никто не сказал ей ни грубого слова, никак не оскорбил ни взглядом, ни движением. Ждали полицию. ...Потом тетеньке надоело самой, она вышла, но все же угодила в уже подъехавшую полицейскую машину. А мы поехали... нет, не в Чичен-Ицу - пересаживаться в большой автобус вместе с другими туристами. В Канкуне на набережной имеется такой большой экскурсионный хаб, куда свозят туристов со всего Канкуна. Там они оплачивают туры (продавцы берут только депозит $6) и грузятся в автобусы на 15 разных направлений. Поразительно то, что, несмотря на то, что Канкун считается американским курортом, а в США, вроде, свобода и индивидуализм - перед посадкой в автобусы всех туристов ставят в длинные очереди, да еще не на улице, чтобы не загромождать движение, а в крытых темных проходах в подворотнях. И все дисциплинированно стоят в этих темных подворотнях в три ряда на разные направления, иногда минут по двадцать.
А день- то особенный: "конец света", однако :) Среди экскурсоводов и туристов царил ажиотаж; народу набралось в 5 раз больше обычного. Гиды блаженствовали. Степень пафосности их голоса, когда они говорили про то, какие мы лаки, что едем сегодня в Чичен-Ицу, зашкаливала. Упомянув о том, что сегодня в Чичен-Ице будет 40 тысяч народа, наш гид аж не совладел с голосом и слегка охрип от волнения.
А вообще, они молодцы, тамошние гиды: заражают спонтанностью и неподдельным вдохновением. Работают по полной: видно, что им это важно и в работу они вовлечены. Наш был особенный молодец, расскажу по ходу. Среди вдохновенных речей гида о том, какие мы счастливые, что сегодня едем в Чичен-Ицу, вдруг начал звучал тайминг экскурсии, и мы услышали, что вернемся назад в 8-9 вечера. Я пару раз переспросила, чтобы понять, что я не ослышалась. Нет, не ослышалась.
Возврат в 18.30 - то был рекламный ход со стороны нашего продавца.
Гид к ситуации отнесся внимательно и пообещал сделать все, что можно: следить за временем или пересадить нас на другой автобус. ...Порешили следовать маршрутом...
Приехали, первая остановка. Сенот - священная пещера майя.
Упоминания о них как-то не встречалось, и все увиденное оказалось неожиданностью. Вдохновило очень. Сначала показали дырку в земле впечатляющей глубины.
Потом, обойдя территорию кругом, привели на какую-то лестницу вглубь земли, и там глазам внезапно открылась огромная пещера с подземным озером. Посередине - помост, а на нем стоят настоящие майя, управляющие сегодня этой достопримечательностью. В Мексике, как известно, остались настоящие майя. И вот они стоят тут и дудят в трубы.
Несмотря что Канкун американский курорт, туристкий сервис тут еще по-мексикански непритязательный. Эти майя здесь стоят не для этнического спектакля, как показалось нам сначала, а просто для платного фотографирования. Жаль, место достойное, и этнический спектакль был бы очень уместен. В озере вокруг майя можно плавать туристам, как нетрудно догадаться по фото.
Далее мы увидели еще майя в национальных костюмах. Эти майя пели.
Еще одна дырка в земле.
Едем дальше, приезжаем в массовую едальню-ресторан, в которой все кушают целыми автобусами. Рядом, конечно, большой рынок. Все невкусно и по-армейки; сначала долго тянут, чтобы туристы уж наверняка что-то купили на рынке, а потом скопом загоняют за большие столы. Было бы время - поехали в Чичен-Ицу сами. А вот раковины в реструме там чудесные.
И вот, наконец, Чичен-Ица. Автобусы-автобусы-автобусы, люди-люди-люди...
...сувениры-сувениры-сувениры.
Наш чудесный экскурсовод, очень вдохновенный и влюбленный в тему. И характерный. И живописный. Он продержал он нас на одном месте, рассказывая про майя, около часа из двух часов, которые планировалось провести в Чичен-Ице.
Имейте в виду, когда поедете - экскурсия из Канкуна в Чичен-Ицу с 8 утра до 8 вечера включает пребывание в Чичен-Ице в течение только 2-х часов - и часа два-три в едальне с рынком. Если есть хотя какая-то возможность - езжайте самостоятельно, не стоит оно того... Рядом с археологическим комплексом мы углядели кучу кемпингов, так что проблем с остановкой быть не должно.
Никаких признаков конца света, помимо массового столпотворения, не наблюдается. Я ожидала хотя бы некоторое количество особенно "вовлеченных в миф" людей, которые хотели бы встретить конец майянского календаря именно в том месте, которое называется столицей майя. По внешнему виду присутствующие, конечно, сложно сказать, вовлечены они в миф или нет, но внешних признаков не наблюдается: ни странных одежд, ни поведения, выпадающего из светского. Все мило и ласково.
Основным признаком конца майянского календаря в Чичен-Ице мне показались телевизионщики, присутствовавшие на месте в большом количестве.
Везде кучи туристов.
Туристы внимательные, слушают вдохновленных экскурсоводов.
Везде интересная каменная резьба.
Не разглядели? Вот крупнее.
Ходим по земле, задрав головы: залезать на пирамиды Чичен-Ицы нельзя; запретили в 1996 году: несознательные туристы на них рисовали граффити.
Вход на поле для игры в мяч.
Оно само.
Фрагменты.
Сувениры, Много.
Честно говоря, майянские пирамиды Чичен-Ицы впечатления особенного не произвели; во всяком случае, явно не на уровне "чуда света". Впечатления от Паленке чуть посерьезнее, но тоже... чуда света нет. Возможно, дело в том, что люди современного мира, "насыщенные" впечатлениями от глобальных сооружений глобального мира, уже не могут непосредственно эмоционально воспринять величие этих сооружений для той эпохи. С другой стороны, небольшие по размеру Тадж Махал и Собор Василия Блаженного производят куда более сильное впечатление; то есть не в размерах дело.
В общем, самое интересным на Чичен-Ице 21 декабря 2012 года были люди. Они были разные. Были вот такие. Они пели хором, прихлопывая в ладоши.
А эти люди находятся здесь специально для фотографирования. Видимо, они тоже майя.
При этом сзади, где не видно, у них висят рюкзаки, слегка выбивающиеся из их общемайянского "фасада".
А эти люди делают это просто для собственного удовольствия.
Тут весь свет. Можно ходить, сидеть, лежать... Можно водить хороводы вокруг пирамид - к сожалению, не попало в кадр, но было такое, свидетельствую. Можно вкусно поговорить с интересным собеседником. Очень все мило и ласково.
Далее нам продемонстрировали классный способ "зачистки" территории от ненужных уже там туристов: просто берется красивый канат и много-много людей проносят его по площади. Раз - и площадь чистая. И все дисциплинированно идут на выход.
Смотрите, какой красивый юноша. Это наши попутчики-музыканты из Южной Америки.
Такая милая и ласковая многонациональная 40-тысячная тусовка, в которой не наблюдается никаких признаков конца света тревоги и ажиотажа. Может быть, те, кто воспринимали все всерьёз, сидели в этот момент в бункерах? А тут мы имеем потребительское общество "на марше"? Возможно, конец майянского календаря воспринимается как "конец света" только в русской эсхатологической ментальности? Я, во всяком случае, ожидала, что тут будет присутствовать некоторое количество юродивых. Но увы - похоже, все же тут было потребительское общество, милое и ласковое.
Ну а как же наш автобус в Паленке?
Опаздывали мы изрядно, т. к. только со стоянки автобусов выбирались около получаса. Наш гид нас не обманул; он действительно о нас позаботился. Он остановил автобус на въезде в Канкун, до начале его, автобуса, бесконечного пути по отелям. Далее он минут 7 ловил нам такси, пока автобус, полный туристов, ждал на обочине. В том момент, когда гид уже отчаялся и хотел вернутся к ожидающим его людям, такси, наконец, подъехало, и дальше началась гонка по улочкам Старого Города...
... на наш автобус в Паленке мы успели впритык, "достучавшись" в последний момент в уже в закрывшиеся стеклянные двери посадочного перрона. Но - с булочками и горячим шоколадом. Видимо, майя нам благоволят, или потребительское общество их победило. Вероятнее же всего, человеческое внимание и забота победили неблагоприятные факторы. Во всяком случае, мне нравится так думать.
Как сказано в моей любимой цитате о конце света: "Все ждали конца света, а я - конца тьмы".
ДА, ЗАБЫЛА СООБЩИТЬ
В МЕКСИКЕ В ДЕКАБРЕ 2012г. ПРОПАЛА УКРАИНСКАЯ ТУРИСТКА МАРИНА БУРАКОВА. ЕЕ МУЖ ПОГИБ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗБОЙНОГО НАПАДЕНИЯ, А ОНА БЕССЛЕДНО ИСЧЕЗЛА. ГРУППА ПОИСКА МАРИНЫ ТУТ
04/03/2013 10:48
Материалы по теме
- Страны: Мексика
- Города: Чичен-Ица; Паленке
- Отзыв о поездке: Поездка из Канкуна до Паленке и Ушмааля, 2013
- Отзыв о поездке: Утро нового света, декабрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.