Керала: очаровательная и загадочная

На самом юге Индостана находится штат под названием Керала. Я давно рассматривал возможность посещения этого штата. В основном, мне очень хотелось поплавать на плавучем доме "houseboat" по многочисленным каналам, рекам и заливам, которые имеют общее название "backwaters". Но как-то всё откладывал это на потом. И вот, когда основная часть Юго-Западной Азии уже была изведана, встал актуальный вопрос в выборе путешествия: Бирма или Индия, штат Керала. В итоге было выбрано второе. Но я не предполагал, что это путешествие таит в себе столько неприятных моментов, которых за 16 лет путешествия я не испытал ни разу. Итак, по порядку.

Я выбрал поездку, совмещающую маршрут в течение недели и неделю отдыха на побережье. У нас была группа из шести человек и индивидуальный гид. Мы должны были лететь Эмиратской авиакомпанией "Еtihad" через Абу Даби, до Кочина. Стыковочное время составляло 1 час 15 минут. Когда мы поинтересовались в турагентстве, хватит ли нам этого времени для стыковки, то менеджер нас заверила, что мы успеем даже посетить "duty free". Это была наша главная ошибка. С учетом зимы, нужно больше времени на стыковку.

В Домодедово наш рейс задержали на один час (обрабатывали самолет антиобледеняющей жидкостью), а потом какой-то поддатый пассажир нахамил экипажу и пришлось вызывать полицию, а затем ссаживать разбуянившегося пассажира. В итоге задержка составила 1 час 40 минут, и ни на какой стыковочный рейс мы уже не успевали по определению. В Абу Даби нам предложили лететь до Кочина, предварительно посетив Маскат, столицу Омана, но только через 9 часов. А это время провести в "lounge", это такая гостиная в аэропорту, где стоят кресла, можно отдохнуть, перекусить и даже выпить. Еда и выпивка бесплатны за счет авиакомпании.

Утром мы вылетели в Маскат, чтобы оттуда, наконец-то, попасть в Кочин. Каково же было мое изумление, когда по прибытии в Маскат, на регистрации нам сказали, что наш с женой багаж не найден, в то время как у наших друзей с багажом все в порядке. С тяжелым чувством мы с женой проследовали на рейс, где нас ожидала сотня индусов-иммигрантов, которые возвращались в Индию с заработков. Прилетев в Кочин, мы оформили бумаги на пропажу багажа и с мрачными мыслями отправились в отель.

Теперь представьте на улице плюс тридцать, а у нас нет ничего из летней одежды, хорошо хоть, что мы догадались взять с собой шлепки в самолет. Да, в такой ситуации никому не позавидуешь. Но что порадовало в отелях в Керале, там везде давали зубные щетки и пасту. А иначе нужно было бы все покупать в магазине, а это не Европа, где магазины на каждом шагу. В Индии с магазинами туго. Следующий день мы провели в надежде, что наш багаж найдут и доставят нам его в отель, но нашим мечтам не суждено было сбыться.

Утром поехали на экскурсии. Мы посетили Голландский дворец, Церковь Св. Франциска, где был захоронен Васко да Гама, а затем его прах перевезен на родину в Португалию. Очень понравился форт с древними китайскими рыболовными сетями. Так как у нас был маршрут, то мы в тот же день переехали из Кочина в Кумароком, в красивый отель "Soma Kerala Palace", на острове. Надежда, что наш багаж найдут и привезут, улетучивалась с каждой минутой.

Утром третьего дня, наш гид пришел утром к нам и порадовал хорошей новостью, что багаж нашелся и ждет нас в аэропорту. Но нужно ехать туда самим. Я уже был на все согласен, лишь бы увидеть свои родные чемоданы. 1,5 часа на такси, час ожидания в аэропорту и вот, наконец, меня подводят к потерянным вещам, где среди них вижу два своих чемодана. Еще двадцать минут на оформление, затем, зачем-то, на просветку, и о чудо, я со своим багажом еду обратно в отель.

Я подумал, что хватит с нас испытаний, теперь должен начаться настоящий отдых. Но как я заблуждался... Приехав с чемоданами в отель, мы сразу отправились в Теккади. в горный отель. 4,5 часа езды и вот мы в отеле "Wild Corridor", ждем свои номера. Но нас не хотят селить, говорят, что мест нет. Якобы по ошибке, они не зарезервировали наши номера, хотя за сутки до этого присылали сообщение о брони. И предлагают нам на одну ночь поехать в другой отель, не хуже первого. Конечно, мы очень огорчились, но пришлось согласиться, предварительно выбив у них бесплатный ужин, в качестве какой-то компенсации. Приехав в другой отель, мы были ужасно разочарованы, так как нам взамен нашей пятерки предлагали "помойку" на уровне двух звезд, а то и хуже того. Мы взбунтовались и сказали, что заселяться не будем, пускай дают другой отель. В итоге, в результате долгих согласований нам предложили хороший отель "Spice Village", куда, наконец, наша компания, благополучно заселилась.

Это был последний негатив за нашу поездку, которого набралось слишком много. Дальше только позитив, о котором теперь с удовольствием вспоминается.

На следующий день, проснувшись в 6 часов утра, мы выехали в сторону заповедника, чтобы на речных пароходиках прокатиться по искусственному озеру Перияр, и если доведется, то лицезреть животных, идущих на водопой. В итоге мы не увидели ни слонов, ни тигров, а вдалеке наблюдали лишь несколько кабанов и диких буйволов. В результате, поездка оказалась не очень удачной, но места красивые и их стоит посмотреть. Причем, желающих совершить это плавание, было большое количество, из них 95% были индусы.

Далее нас завезли в сад специй. Правда, всё это уже было видено в Малайзии, Таиланде, Гоа, но все равно было интересно. А затем, как обычно, повезли в магазин за покупками специй и чая, где мы удачно затоварились.

Далее мы поехали в наш первый отель, чтобы провести там вторую ночь. Руководство отеля решило загладить свою вину перед нами, и нас поселили в королевскую виллу, предложив опять бесплатный ужин в качестве компенсации. Да, вилла была шикарная, с двумя спальнями, большим холлом, тремя лоджиями и с джакузи на одной из них. Третьей нашей паре дали романтическую виллу для влюбленных, которая ничуть не уступала нашей. Вот так хоть одну ночь мы провели по-королевски.

Вечером мы поехали смотреть национальный индийский танец "Катхакали". В этом танце все роли исполняют мужчины. Это так называемый танец мимики и жестов. Этому танцу учатся 7 - 8 лет и посмотреть его очень даже стоит, так как больше такого нигде увидеть нельзя.

На следующий день мы отправились в Алеппо, где нас уже поджидал "houseboat" для поездки по каналам. "Houseboat", что в переводе означает "плавучий дом", представляет из себя одно, двух или трех- каютный корабль со всеми удобствами, кондиционерами и кухней на борту. Он сделан из дерева и очень уютный. В два часа дня мы с вещами загрузились на него и поплыли, получая массу положительных эмоций. Плавание было просто замечательное, по пути проплывали такие же корабли, лодки рыбаков, пассажирские пароходики, утлые суденышки. Недаром Кералу называют "восточной Венецией". Вдоль берегов стояли дома керальцев, и вид с корабля открывался экзотичный. По пути мы причалили около рынка, купили тигровых креветок и вечером повар подал их нам на ужин. Приготовил он их великолепно, с множеством специй. Это, наверно, были лучшие креветки, что я ел когда-нибудь. Когда зашло солнце, мы причалили возле индийской деревушки и там остановились на ночлег, предварительно погуляв среди индусских строений.

На следующий день, как только взошло солнце, мы отправились в обратный путь. Причалив около 10 утра, тепло попрощавшись с экипажем из 3-х человек, предварительно вручив каждому пятьсот рупий за хорошее обслуживание, мы сели в наш микроавтобус и отправились в Варкалу с ее знаменитыми пляжами. Поселили нас в отель "The Gateway", четыре звезды. Отель неплохой, но до пляжа нужно прилично идти и пляж полностью муниципальный, где полно индусов. Поэтому, в этом отеле я не хотел бы долго отдыхать, благо нам предстояло провести там одну ночь.

И вот, наконец, наш последний переезд в Ковалам, где мы должны провести неделю на море. Отель называется "Vivanta by Taj", 5 звезд и он входит в сеть отелей по Юго-Восточной Азии. Его хозяева индусы, которые владеют крупнейшей в Индии автомобильной компанией "Тата". Конечно, на 5 звезд он не тянет, это твердая европейская четверка. Комната была не очень больших размеров, пару раз ломался кондиционер, и приходилось вызывать мастера. Питание на пятерку тоже не тянуло. У нас был завтрак, в обед легкий перекус в отеле, а вечером ходили в ресторан, где брали только морепродукты. Ужин обходился в среднем в 1000-1200 рупий (20-25 долларов) на двоих. Мы выбрали один ресторан на побережье, куда и ходили ужинать. Готовили вкусно. Помимо этого приятно было смотреть на закат и волны, которые в Керале есть по всему побережью, где больше, где меньше, но всегда.

Для отеля был выделен участок собственного пляжа, до него было идти минут десять, по красивой аллее и совсем не утомительно. Для ленивых можно было воспользоваться услугами багги, которые были у отеля. На частном пляже стояла охрана и индусов туда не пропускала. Также там был ресторан, но отужинать в нем не получилось по причине отсутствия спиртных напитков, в том числе и пива.

О спиртных напитках нужно рассказать отдельно. В Керале вы свободно спиртное не купите. Есть в каждом городе несколько "алкошопов", они обнесены решеткой и в них всегда большая очередь. Так как в штате много мусульман, то решили ограничить продажу спиртного. А лицензия для ресторанов стоит очень дорого, в итоге они действуют по нашему совковому принципу. Закупают пиво и другие напитки, но в меню этого нет. Когда ты просишь попить пивка, то тебе приносят бутылку, завернутую в газету, наливают пива в непрозрачную посуду и ставят бутылку под стол. После семи вечера, когда полиция не появляется, официанты разрешают оставлять бутылки на столе. В маленьком магазине нам предложили пиво из под полы. И если в магазине бутылка пива "Kingfisher", емкостью 0,65 литра стоит 50 рупий (1 доллар), то из под полы ее предлагали уже за 120 рупий. Навар существенный. Вот такой маленький бизнес на дефиците. Кстати, пиво там неплохое, пить можно. На "houseboat" пива тоже нет, поэтому, когда мы проезжали мимо магазина, то закупили его заранее, а потом погрузили на корабль.

Когда мы прилетели в Кочин, я решил купить в "duty free" спиртное. Взял литровую бутылку джина, 0,5 литра виски и три банки пива. На кассе мне сказали, что столько продать не смогут, у них норма 1 литр любых спиртных напитков на человека. Так как мы были вдвоем с женой, то нам оставили джин, виски и банку пива. А две банки пива отказались отпускать.

Штат Керала отличается от остальной Индии. Здесь существенно чище, хотя все равно грязи хватает. Во главе штата стоит коммунистическое правительство, везде красные флаги с серпом и молотом, всюду политические плакаты с изображениями Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Фиделя Кастро и Че Гевары. Зато грамотность в Штате почти 100%, практически все могут объясняться на английском. Хотя индийский английский, впрочем, как и у других азиатских народов, тот еще. Часто приходилось несколько раз их переспрашивать, пока поймешь, что они имеют в виду. Так как грамотность в штате высокая, то много керальцев работает заграницей в Арабских странах и Европе. И у многих это основной заработок в семье. Когда я ожидал свой потерянный багаж в аэропорту, прилетел самолет из Саудовской Аравии. Нужно было видеть, сколько людей его встречало, в основном женщин. Они все были одеты в нарядные сари и терпеливо ждали своих кормильцев. А кормильцы шли с телегами, заполненными баулами, коробками и подарками для всей семьи.

Если едешь по Керале и видишь хороший ухоженный дом, то это точно, что кто-то из семьи трудится заграницей. Так отец нашего гида работал в Саудовской Аравии и на заработанные деньги сумел купить дом. На земле местные не работают, трудиться сюда приезжают из других штатов, где средний уровень жизни значительно ниже. Так средний заработок керальцев составляет около 300 доларов, тогда как в соседних штатах он 100-150 долларов.

Находясь на отдыхе в Коваламе, мы решили посетить святое место для индусов местечко Каньякумари, мыс Коморин. Каняькумари названо в честь принцессы, которая не вышла замуж за бога Шиву и осталась девственницей. Это самая южная точка полуострова Индостан, где встречаются воды Аравийского моря, Бенгальского залива и Индийского океана. Здесь на расстоянии 500 метров от берега расположены два острова, на которых высятся монументы. Один открыт в честь индийского мыслителя Свами Вивекананды, который несколько дней медитировал на этом острове и там же находится храм принцессы Каньякумари, а второй в честь древнего поэта Тируваллувара, статуя высотой в 30 метров. Место очень красивое и сильно завораживает. От берега ходят кораблики с туристами и паломниками, которые ездят поклониться на эти острова. Надо сказать, индусская публика самая разношерстная, от богатых индусов до босоногих нищих. Но все это очень колоритно, где еще встретишь столько разного люда со всей Индии. Здесь же в Каньякумари находится монумент в честь Махатмы Ганди, который посещал здешние места.

По пути мы посетили очень красивый храм Сушимдрам, с резными фигурами из камня, а также дворец Махараджи. Везде приходилось снимать обувь, поэтому советую тем, кто отправится в это путешествие, брать с собой больше бахил. Мы взяли достаточно, и все равно к концу путешествия они закончились.

В отеле очень красивый бассейн, он плавно перетекает и создается видимость его бесконечности. Он небольшой, но народу в нем никогда много не было. Так как среди постояльцев отеля много индусов, а они не купаются и не загорают, то проблем с лежаками не было, хотя их было не так много. Не очень удобно расположен ресторан, он находится рядом с бассейном и когда люди употребляют еду, не очень приятно видеть рядом голые тела. Гулять около отеля особенно негде. Чтобы осуществить променад, лучше взять тук-тук за 300 рупий туда и обратно и отправиться в центр Ковалама, где находится набережная, полно магазинов и ресторанов и там приятно провести время.

Гид у нас был очень приятный молодой человек по имени Шади. Хотя гидом его можно было назвать с большим натягом, скорее это был сопровождающий. Он 1,5 года учился в России, не смог постичь тяжелые науки и теперь подрабатывает в турагентстве. По-русски он говорил неплохо, но и только. Истории штата и тех мест, где мы путешествовали, он не знал. Мало того, он удивлялся нашим знаниям, почерпанным из интернета. Свои обязанности он выполнял хорошо, поэтому по окончании поездки мы его отблагодарили. Также отблагодарили и водителя, который был с нами в течение недели. Дороги в Индии очень узкие, нет тротуаров. Едут грузовики, автобусы, мотоциклы, тук-туки и надо обладать достаточным опытом, чтобы ездить по здешним дорогам.

Местечко Ковалам находится недалеко от столицы штата Тривандрум (Тируванантапурам по местному). Туда мы ездили за шопингом. Сперва, по совету заехали в их большой супермаркет "Big Вazar", но там в основном были товары для индусов, а потом поехали в торговый центр для туристов "Saga", и там прикупили кое-что интересное. С индусами всегда надо торговаться, за исключением магазина с фиксированными ценами. Нужно сразу сбивать цену пополам, а затем смотреть за реакцией продавца. Я с одним торговался, он не соглашался ни в какую. Мы ушли из магазина, поужинали, погуляли и когда шли назад, он нас поджидал, чтобы согласиться на мои условия.

Керала знаменита своей аюрведой. В Варкале мы встретили русскую женщину, которая исключительно из-за аюрведы прилетает сюда шестой раз. В нашем отеле аюрведы не было, но она была в соседнем отеле. Мы с женой не брали процедуры, так как курс составляет минимум 10 дней, а у нас оставалась неделя на отдых после маршрута и хотелось побольше покупаться и позагорать. А у наших друзей отдых на море был на четыре дня больше, поэтому они взяли курс аюрведы и каждый день по полтора часа отдавали процедурам. Насколько хорошо они себя чувствовали после этого, они не очень поняли, видимо все индивидуально.

Последнее, про что я хочу написать, так это про авиакомпанию "Etihad. Самолеты у авиакомпании новые, но сервис неважный по сравнению с другими. Я летал Тайскими, Малайскими, "Fly Emirates", Турецкими авиакомпаниями, так там сервис на уровень выше. Когда мы летели туда, стюардессы разносили обед около 2,5 часов. Когда я попросил стакан вина и банку пива, мне сказали, что нужно выбрать что-нибудь одно. А на обратном пути, когда я попросил вина, стюардесса записала мой заказ, сказала, что принесет после разноса еды, но в итоге так ничего и не принесла. Я пережил данную ситуацию, но представить, чтобы такое произошло с другой вышеперечисленной авиакомпанией, я бы не смог.

Резюмируя мой длинный отчет о поездке, я бы хотел, чтобы все, что я здесь написал, пригодилось бы туристам, которые собираются посетить Индию, штат Керала. А оно, поверьте, того стоит. Я сам, когда собирался в это путешествие, перелопатил весь интернет, но отзывов из России нашел очень мало, да и то, очень коротких. Да, Керала еще не раскручена так, как Гоа, и русских туристов там очень мало. Но я уверен, что пройдет еще немного времени и интерес к Керале значительно вырастет.

Приятных вам путешествий и поменьше неприятностей в поездке.

Александр
    15/03/2012 06:56

Новости из Индии

21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    18.03.24 В Гоа с туристов возьмут расписку о знании ПДД
    27.02.24 Oman Air предлагает специальные тарифы на полеты в азиатские страны
    21.12.23 Vistara 1 начала летать между Дели и Бали
    30.10.23 Etihad Airways будет совершать рейсы из Абу-Даби в Кожикоде
    Oman Air проводит распродажу авиабилетов на популярные направления