В 1993 году правительство Испании совместно с RENFE и другими транспортными компаниями провело инвентаризацию вышедших из употребления железных дорог. Их суммарная длина оказалась примерно 8.000 км. Опираясь на положительный опыт коллег из Великобритании и США, было решено убрать рельсы-шпалы и организовать на их месте сеть прогулочных маршрутов, передвигаться по которым можно было бы только пешком или на велосипеде. Никаких машин и мотоциклов! Программа получила соответствующее название - Vías Verdes ("Зелёные дороги").
Тот очевидный факт, что поезда не очень любят карабкаться по горам, а предпочитают прорезать их насквозь, имеет для пользователей "зелёных" маршрутов 2 важных следствия:
Дороги лишены резких перепадов высоты, нет ни утомительных подъёмов по горному серпантину, ни головокружительных спусков с риском не довернуть руль и улететь в бездну. Уклон если и есть, то не превышает нескольких градусов. По таким маршрутам можно не только носиться на велосипедах, но и неспешно гулять тем, кому большие нагрузки ещё или уже не под силу: детям, пенсионерам и инвалидам.
Испания - горная страна, поэтому инфраструктура железных дорог включала множество тоннелей и виадуков - богатство, которое перешло к "зелёным дорогам" по наследству. Проехать по мосту через горное ущелье, наслаждаясь открывающимися видами, или ощутить лёгкий вброс адреналина при въезде в чёрную пустоту тоннеля - всё это теперь нам доступно и вносит в путешествие дополнительное разнообразие.
Закончим на этом с историей и теорией и начнём крутить педали.
Для безошибочного движения по маршруту есть все необходимые знаки.
Когда часть маршрута проходит через город, в местах, где есть несколько вариантов продолжения пути, нужно искать "свой" указатель (если хорошо присмотреться, то на фотографии это 3-й указатель сверху - Vía Verde).
Увидеть автомобиль, двигаясь по "зелёной дороге", можно только издалека, если где-то рядом - развязка с обычным шоссе.
Но чаще всего картина такая - горы, лес и едущий впереди или навстречу велосипедист.
Или река, скалы и приближающийся тоннель.
Часть тоннелей оснащена фонарями, которые включаются автоматически, когда вы въезжаете в тоннель. Некоторые тоннели настолько короткие, что их можно проехать, ориентируясь исключительно на свет в конце. Встречаются, однако, и очень длинные и не оборудованные никаким дополнительным светом. Чтобы исключить падение или встречу со стенкой, рекомендуется каждому путешественнику иметь свой персональный фонарик.
Как использовать помещения бывших станций? - такие вопросы в стране, где пол-жизни проходит с бокалом или чашкой в руке, решаются мгновенно. Кроме еды и напитков, можно также получить необходимую для путешествия информацию, арендовать апартаменты или взять в прокат велосипед.
В 2013 году проекту "Зелёные дороги" исполняется 20 лет. За это время реабилитировано более 2.000 км дорог, появилось 102 новых маршрута для любителей пешего туризма и велоспорта, а 70 бывших станций превратились в информационные центры, пункты по прокату велосипедов, кафе и мини-отели. Впечатляющие цифры и хороший повод, поднимая бокал за здоровье, вспомнить добрым словом тех, кто помогает нам его укреплять.
Ссылки для туристов, планирующих путешествие по Каталонии на велосипеде:
"зелёные дороги" в провинции Жирона
"зелёные дороги" в провинции Таррагона
Другие статьи, которые могут быть интересны сообществу - что происходит на рынке недвижимости Испании, кто "понаедет" в Испанию в ближайшие годы, как едят и что пьют испанцы, чем Барса отличается от Барселоны - в моём ЖЖ.
12/02/2013 15:41
Материалы по теме
- Страны: Испания
- Регионы: Каталония
- Отзыв о поездке: Барселона. Проходной пост о проезжей части, 2012
- Отзыв о поездке: Велодорожки в Испании. Торревьеха, 2012
- Отзыв о поездке: Автопутешествие из Барселоны в Каркассон, август 2010
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.