Часть первая. Ульяновск, центр
В конце мая у меня выдалась возможность куда-нибудь съездить, а моя извечная спутница не могла составить мне компанию. Поэтому я спросил её, какой крупный город в радиусе 1000 км от Москвы был бы ей наименее интересен, чтобы поехать туда одному. После недолгих раздумий, я получил ответ "Ульяновск".
Все, кому я говорил, что направляюсь в Ульяновск, говорили в лучшем случае, что это странно. Пришлось прикинуться коммунистом и говорить всем, что еду с паломничеством на родину Ильича, чтобы не сойти за совсем уж психа. После такой обструкции, естественно, ожидал, что приеду в какой-то Мордор.
Как обычно бывает в таких ситуациях, Ульяновск мне очень понравился. Достаточно колоритный, местами раздолбанный, но определённо красивый и крупный город на Волге я покажу в трёх частях. В первой из них - центр города, за исключением музея-заповедника "Родина В.И. Ленина", которому будет посвящена третья часть.
1. Как я уже говорил в посте про спутник Ульяновска Новоульяновск, для меня стала неожиданностью весьма существенная разница в климате между Москвой и Поволжьем. В Москве было прохладно и местами дождливо, белое весеннее солнце то и дело закрывали облака. А в Ульяновске, сойдя с поезда, я оказался в настоящем лете - улицы утопают в зелени; яркое, по-летнему золотистое солнышко светит целый день, а к полудню в городе становится откровенно жарко. Благодаря этому контрасту, утро по прибытии в Ульяновск подарило мне изумительное настроение. Высадившись на бульваре в центре города, я ощутил тепло, спокойствие, уют и тишину. Сотрудница местного ЖКХ поливает цветы, забрызгав художника-живописца Пластова:
2. Гигантская площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина является в городе пожалуй что центральной, хотя администрация и расположена не на ней. В кадре - высотное здание гостиницы "Венец", построенной в составе комплекса туристических объектов к 100-летию Ленина. Слева от неё - гарнизонный дом офицеров, построенный в 1888-1889 гг. по проекту инженера путей сообщения М.Г. Алякринского для уездной земской управы:
3. Если повернуться спиной к гостинице с предыдущего кадра, мы будем смотреть в сторону Волги. Только она не совсем рядом - исторический центр Ульяновска расположен на высоком холме, именуемом "Венец". Центр города тут как бы обрывается, крутой и длинный спуск к Волге здесь представляет из себя большой и несильно затронутый цивилизацией парк. На самой же площади ближе к вечеру собирается довольно приятная публика - немаргинальная молодёжь и женщины с обильным количеством детей. В воздухе витает доброе и беззаботное веселье:
4. Подойдём поближе к памятнику, который виден на предыдущем кадре вдалеке. Это Богдан Матвеевич Хитрово - боярин и воевода XVII века, среди многочисленных достижений которого значится и основание крепости Синбирск, выросшей на сегодняшний день в город Ульяновск. За памятником непосредственно начинается зелёный спуск к Волге:
5. Население Ульяновска сегодня - около 620 000, т.е. город солидный. Площадь его благодаря Волге и просторным спальным районам непропорционально населению велика - 6-е место в РФ. Нынешнее руководство региона отчаянно проталкивает мысль о перспективности инвестиций в Ульяновскую область. Она даже вышла на первое место в каком-то очередном правительственном экономическом рейтинге. На облике города это сказывается: центр города вовсю благоустраивается, строятся гостиницы международных сетей, кругом висят локальные патриотические плакаты. К сожалению, вне центра города всё не так живописно - волна благоустройства сюда не дошла. Но центр, тем не менее, по-хорошему удивляет. Он ухожен, опрятен и содержит массу визуальных и архитектурных прелестей. Современный памятник букве "ё" отлично вписался в городской пейзаж и стал одной из визитных карточек Ульяновска:
6. До переименования в честь Вождя Пролетариата, Ульяновск носил имя Симбирск (изначально - Синбирск). Это один из тех случаев, наряду с Калининградом и Кировом, когда историческое название в быту известно и используется едва ли не чаще официального. Не прижилось официальное. А "Симбирск" встречается повсеместно - в названиях магазинов, в рекламе, в туристических вывесках. Даже в иных муниципальных текстах. Странно, что фирменный поезд из Москвы носит название "Ульяновск". При этом, идею переименования в 2008-м году жители города по результатам опроса не поддержали. Одно из самых красивых и узнаваемых зданий Ульяновска - мемориальный дом-памятник писателю И.А. Гончарову, уроженцу Симбирска. Дом начали строить в 100-летний юбилей писателя, деньги собирали всей страной. В роли архитектора выступил один из лучших местных представителей профессии - А.А. Шодэ. Изначально предполагалось, что в доме-памятнике будет что-то типа культурного центра с музеем, библиотекой и художественной школой. Сегодня здание занимают два музея - краеведческий и художественный:
7. На асфальте около дома-памятника - цитаты Гончарова:
8. Ещё один современный ульяновский памятник - симбирциту. Это такой пусть и не драгоценный, но симпатичный камень, похожий на янтарь, в больших количествах встречающийся в Ульяновской области. Особенно хорош тем, что имеет обыкновение застывать в полостях раковин аммонитов, благодаря чему уже в природе получаются красивые и причудливые формы:
9. Правительство Ульяновской области на площади Ленина, на которой то ли собирали, то ли разбирали сцену и трибуны в цвета триколора:
10. Старый особнячок на фоне офисного здания - контраст, не столь характерный для Ульяновска. Скорее исключение. Надпись на бордовой табличке на стене особняка: "Отдел по работе с отдельными категориями граждан".
11. Весь город, включая окраины, завешан плакатами разной формы, но одинакового содержания и оформления. Они сообщают о том, что:
а) Ульяновск - родина талантов.
б) Ульяновск - культурная столица.
Если первое утверждение звучит как стандартный муниципальный креатив и на него даже не обращаешь внимания, то второе нагло отбирает титул у Питера. Я уж хотел подивиться такому беспардонному воровству, но на одной из таких голубых афиш всё же нашёл уточнение: Ульяновск - культурная столица СНГ. Т.е. даже круче, чем Питер.
Оказалось, что "Ульяновск - культурная столица СНГ 2011" - это такой крупный проект, в рамках которого было попилено много бабла сделано много хорошего для города.
12. У проекта есть свой сайт, на котором при желании можно ознакомиться с его достижениями. Попутно сайт зазывает в Ульяновск туристов. Помимо сайта и стильной наружной рекламы, проект обзавёлся своим логотипом - большой разноцветной буквой "У". Вот тут Ульяновск от обвинений в плагиате точно не отмоется - такой оригинальный ход был придуман ранее одним известным дизайнером в Перми:
13. В зелёной зоне бульвара Пластова выставлены плакаты знаментых уроженцев Симбирска-Ульяновска. Забавно, что на одном из стендов с одной стороны вывешен Ленин, с другой - Керенский. Семьи Ульяновых и Керенских связывали тесные дружеские и не только отношения - например, отец Керенского учил Владимира Ульянова и поставил ему единственную четвёрку в аттестате, в то время как отец Ульянова был его начальником. Таким образом, именно Симбирску мы во многом обязаны тому, как прошла революция в России.
14. Одна из главных улиц Ульяновска - улица Гончарова - проходит параллельно Волге и представляет собой бульвар с зелёной прогулочной зоной. На улице Гончарова сосредоточено множество прекрасных старых зданий. Фасады ухожены, сама улица приятно оформлена и удобна для прогулок. При этом, она имеет приличную протяжённость, что делает удовольствие от прогулки весьма продолжительным. Прекрасный пример центральной улицы для крупного российского города.
15. Ульяновск похож на другие крупные поволжские города - Самару, Саратов, Волгоград и т.п. Город выглядит беднее, чем даже меньшие по размеру города ЦФО, на улицах много пыли и серости. Тем не менее, масштабы и потенциал тут куда больше, чем в том же ЦФО. Если Орёл, например, не представляешь без сельского хозяйства, а Кострому - без туристов, то каждый крупный город Поволжья самодостаточен. Кажется, что если перекрыть товарные потоки в Москву, город не задохнётся. Но это лишь мои ощущения, не более. Фасады на улице Гончарова:
16. Здесь ощутимо меньше дорогих машин. В той же Туле в центре полно новых люксовых немецких и японских машин с местными номерами. В Ульяновске такие тачки - скорее редкость. Продолжаем прогулку по улице Гончарова:
17. В этом бесспорно заметном доме родился И.А. Гончаров. В настоящее время тут историко-литературный музей писателя. Таким образом, с его именем связано два ярчайших здания Симбирска (см. фото №6).
18. С озеленением в Ульяновске беда - то пусто, то густо. На большинстве улиц деревьев не хватает - поволжский зной палит нещадно. На некоторых улицах деревья есть, но высажены они на таком расстоянии от пешеходных дорожек, что тень до них не достаёт. А кое-где, как например на улице Гончарова, с деревьями явный перебор - из-за пышных крон не видно прекрасных фасадов:
19. Свернём с центральных улиц на какую-нибудь второстепенную - например, улицу Федерации. Губернская застройка тут не менее интересна, чем на улице Гончарова, но такой вылизанности уже нет:
20. В ходе сверхпопулярных как у россиян, так и у иностранцев речных круизов по Волге, Ульяновск был и остаётся самым и быть может единственным обделённым вниманием областным центром. Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Чебоксары и далее вниз по течению - во всех этих городах теплоходы делают остановки от трёх до шести-восьми часов. Ульяновск же половина круизных лайнеров проходит мимо, а та половина, что швартуется, хорошо если два часа простоит. Я считаю это ужасным упущением и несправедливостью.
21. Несправедливость эта вызвана, надо полагать, почти тотальным уничтожением в советское время религиозных зданий на родине Ильича. Когда-то в Симбирске было 33 церкви и 2 монастыря. Многие из них находились в центре города, на высоком берегу Волги, создавая патриархальный архитектурный ансамбль. К 1940-му году выжила лишь одна небольшая кладбищенская церковь да ещё парочка, в основательно переделанном для социалистических нужд виде. Плюс, в советское время в официально-туристическом, открытом даже для иностранцев городе, для прогулок навязывалась программа, целиком завязанная на имя Ленина. Как следствие, у большинства людей, не испытывающих истерии по поводу Ленина, могло сложиться впечатление, что в городе нет ничего интересного. Мне же кажется, что город сегодня прекрасен своей гражданской архитектурой, довольно неплохо сохранившейся здесь в крупных масштабах. Отсутствие церквей в этом смысле сказывается положительно - они не оттягивают внимание на себя.
22. В тексте к 18-му фото я высказал предположение, что озеленение в Ульяновске отвратное. Так вот: это проявляется не только в неудачном расположении насаждений или полном их отсутствии, но и в видах высаженных деревьев. Очевидно, тополей в городе столько, что в конце мая на улицах бушуют настоящие пуховые метели:
23. Старые деревянные кварталы в Ульяновске так же хороши, как и каменные, а в музее-заповеднике "Родина В.И. Ленина" сохранность и красота деревянной застройки близки к совершенству. Но про заповедник - в других постах, пока - так, затравочка:
24.
25. Конечно, не обходится здесь без традиционных русских контрастов:
26. Но, в отличие от Центральной России, в Ульяновске начинают появляться элементы Азии. Пыльные улицы, духота, обилие и аляпистость рекламы. Местами, в двух шагах от уютной, прямо скажем, европейской, улицы Гончарова, можно оказаться в грязном, но очень оживлённом, прямо-таки базарном, месте. Рынки в городе, кстати, имеют именно такой, азиатский вид. Ну а чего я хотел? Исторически татарские земли, да и до границ официального сегодняшнего Татарстана тут километров сто:
27. Но это только внешне Ульяновск выглядит как русско-татарский компромисс. На деле, этнический вопрос тут куда сложнее и интереснее. Ульяновск находится примерно на стыке территорий расселения татар, мордвы и чувашей. Логично, что и сегодня представители этих поволжских народов составляют немаленький процент жителей Ульяновска. Когда-то значительная немецкая диаспора по официальным данным хоть и сократилась, всё равно существует в Ульяновске и области. Мне немцы встретились только в гостинице. Процентное большинство же тут составляют, естественно, русские. Добавьте сюда появляющихся в последние годы кавказцев - и мы получим пёстрый и гремучий национальный коктейль, создающий ульяновскую среду:
28. В дальнем от двух ленинских площадей конце улицы Гончарова, на берегу Волги, расположен Мемориал воинам-ульяновцам, погибшим в Великой Отечественной войне:
29. А Волга-матушка здесь прекрасна. Вернее, Куйбышевское водохранилище, размеры которого потрясают:
30. В Ульяновске отличные дороги, лучше чем во всех остальных российских немилионниках, в которых я был. Неожиданно адекватные водители - траффик спокойный и предсказуемый. А ещё здесь висят суперские светофоры, оборудованные запрещающим красным колечком для поворотной стрелки - штука простая, но до чего же удобная и полезная!
31. Более-менее ощутимые и регулярные пробки появляются здесь только в одном месте - на Императорском мосту. Ещё три года назад, до открытия Президентского моста, Императорский, имеющий по одной автомобильной полосе в каждом направлении, фиговый асфальт и строгие ограничения, был единственным связующим звеном между двумя частями Ульяновска - в отличие от других крупных волжских городов, Ульяновск расположен на обоих берегах Волги. Какие пробки здесь были тогда, сейчас можно только представить.
32. В наше время, ставшее эпохой Возрождения для РПЦ, Ульяновск не простоит долго без куполов и крестов. В городе уже отстраиваются новые храмы, церкви и часовни. В этом смысле, особой энергетикой наделено место, где ныне расположен сквер И.Н. Ульянова. Парк, названный в честь отца Вождя Революции, разбили вокруг его могилы. А захоронен он был на кладбище ныне не существующего Покровского монастыря. Т.е. парк разбит на кладбище, на месте уничтоженной святыни. Прекрасно! Очень по-советски. Более абсурдный и бестактный пример советской перепланировки я знаю, пожалуй, только один - отстойник пульпы в Бабьем Яру в Киеве и парк в этом же месте, открытый уже после Куренёвской трагедии. На фото - Покровская Часовня, выстроенная уже в наше время близ могилы местного блаженного:
33. Но свято место пусто не бывает: на месте Покровского монастыря вовсю возводится грандиозных масштабов Спасо-Вознесенский кафедральный собор:
34. Ну а в самом сквере по-прежнему находится могила И.Н. Ульянова. И несмотря на то, что Илья Николаевич был человеком деятельным и передовым по тем временам и сделал много хорошего, в первую очередь в сфере образования, он всё равно через своего сына, далеко не плохого кстати, будет ассоциироваться с коммунизмом и богоборчеством. Как следствие, его могила у подножия разрушенного монастыря и на ликвидированном кладбище может вызвать когнитивный диссонанс:
35. Ульяновский театр юного зрителя, возникший и оформившийся буквально в течение последних десяти лет. Базируется в здании бывшего кинотеатра:
36. На карте Ульяновска невозможно не заметить тупиковую ж/д ветку с вокзалом. С замиранием сердца ехал я к этому месту, то ли опасаясь, то ли надеясь увидеть что-то наподобие старого костромского вокзала. Однако, тут всё оказалось гораздо солиднее. Вместо заброшенной деревянной хибары тут на задворках города затерян помпезный сталинский вокзал, явно рассчитанный на то, чтобы быть парадным входом большого и значимого города. Вокзал пребывает в отличном состоянии, он даже действует. Только не для пассажиров.
37. Сегодня тут располагается Ульяновская дирекция по обслуживанию пассажиров. Т.е. здесь отстаиваются поезда между рейсами, их моют, чинят, кладут в вагоны свежее бельё и т.п.
38. Напротив вокзала - Ленин молодой. До сих пор ждёт прибывающих пассажиров, чтобы их встретить.
39. Новый вокзал, как и гостиница Венец, показанная в начале поста, как и много чего ещё в Ульяновске, построен в 1970-м, к 100-летию Ленина. Все эти постройки не блещут красотой, но вокзал даже в этом ряду на удивление убог, сер, грязен и неухожен. Первые впечатления по прибытии в город не самые радужные. Особенно обидно лицезреть эту серую коробку, зная, что где-то в бескрайних гаражах на периферии города есть красивый сталинский вокзал:
40. К счастью, новый вокзал так и остался единственным негативным впечатлением. Вместо послесловия: на центральном прогулочном бульваре на высоком берегу Волги можно найти несколько подъёмников. Пару новых и один старый. Что-то в них не так. То ли то, что они сверху упираются в забор и не имеют места для посадки, то ли отсутствие корзин, то ли ещё что. Это не раздолбайство, а успешно выполненная схема по обналичиванию бюджетных средств. Инвестиционно привлекательный город, культурная столица СНГ... Жёлтенький знак с пиктограммой запрещает кататься на лыжах и снегоходах:
Часть вторая. Новый город, окраины и интересности
Продолжаю рассказ про Ульяновск. В первой части мы бегло прошлись по центру. Теперь посмотрим окраины города - они весьма обширны и разнообразны. Особняком среди них выделяется Новый город, или район Авиастроителей. Ему в этом рассказе будет уделено значительное внимание. Наконец, в этом посте также взглянем на детали города - названия улиц, надписи на стенах, подземные переходы, мосты над Волгой и т.п.
1. Начнём с вышеупомянутого Нового города. Выделяется он тем, что этот огромный микрорайон, построенный в весьма короткие сроки в 70-х годах прошлого века, даёт неплохое представление об архитектуре и градостроительной планировке в позднем СССР. Район построен с нуля среди полей и не стеснён рамками исторической застройки. Здесь наблюдаются широкие проспекты, широкие же зелёные зоны вдоль этих проспектов и конечно серые панельные коробки с вкраплениями архитектурных изысков в позднесоветском понимании этого слова:
2. Серые оттенки домов крайне однообразны, что в солнечную погоду делает микрорайон неприветливым и неуютным. Компенсировать, видимо, это пытались разнообразием и причудливостью геометрических форм этих коробок, хотя дешевле, по-моему, наоборот. Естественно, такой крупный жилой массив, заметный даже на фоне гигантского по площади Ульяновска, строился не просто так. Районообразующее предприятие - завод "Авиастар", на котором ныне производятся Ту-204 и Ил-476. Данные по количеству выпущенных самолётов в наши годы разнятся, но крутятся около нескольких единиц в год. Легендарный Ан-124 (Руслан) не производится с 2004-го года, а возобновление то откладывается, то замораживается:
3. На центральной площади района - 50-летия Победы - на фоне солидного по советским меркам дома Связи возвышается памятник в честь 50-летия Победы. По версии Википедии, монумент тонирован авиационными лаками. Зачем?
4. Вдоль Ульяновского проспекта один за другим расположились современные торговые центры хорошего уровня:
5. Далеко не каждый город может похвастаться такими монументальными площадями и бойкими торговыми проспектами, какие есть в ульяновском микрорайоне Авиастроителей. Выше я упоминал про интересные формы спальных коробок. Лучше всего их можно оценить со спутниковой карты - вблизи не особо заметно, что некоторые дома полукруглые, некоторые - какой-то блочной формы, сверху напоминающей деталь детского конструктора, где-то два дома могут составлять единый абстрактный геометрический узор (как сверху, так и с боку). Или зачастую два вида вполне обычных советских коробок разного размера или формы могут чередоваться по всей длине проспекта, образуя своеобразную цепь:
6. Более того, на проспекте Ленинского Комсомола из двух зданий-свечек сформировано некое подобие "ворот", как, например, в Минске или Кишинёве. Но здесь они, конечно, попроще. Да и ширина проспекта снижает эффект:
7. Подъезды многоэтажек, как и сами многоэтажки, в Новом городе - средней паршивости. Видно, что за ними следят, но кое-как, по-минимуму:
8. Неприятно осознавать, что с общей унылостью типовой застройки не просто не собираются бороться. Её продолжают плодить. Район потихоньку дозастраивается не менее скучными домами:
9. Значительная ширина проспектов даёт некоторые преимущества. Во-первых, отсутствие проблем с траффиком - здесь сказывается ещё и "сеточная" планировка дорог, исключающая "бутылочные горлышки". Во-вторых, широкие пешеходные зоны (с ужасом вспоминаю Тверскую в Москве). Они озеленены так же бестолково, как и во всём Ульяновске - об этом писал в первом посте. На фото - едва ли не единственный отрезок моего пути, где на пешеходную дорожку падала достаточная для местной июньской жары тень:
10. Рынок в Новом городе. Этот ещё приличный. Другой экземпляр, расположенный в левобережной части Ульяновска, но не в Новом городе, был похож на настоящий азиатский базар. Жаль, поленился остановиться и сфоткать:
11. Переход в центре Нового города порадовал своим непривычным видом:
12. Другой переход - из Центральной части Ульяновска:
13. Из Нового города пора сваливать. Прощальный взгляд бросим на указатели улиц - удобно, но некрасиво:
14. Совсем другое дело в центре - аккуратненькие таблички под старину, да ещё и с указанием старого названия улицы:
15. Благодаря этой муниципальной инициативе кое-где возникают забавные моменты. Например, площадь превратилась в улицу. Весьма протяжённую, кстати:
16. А тут решили не отказываться от унифицированных указателей:
17. С сожалением отметил, что унылые коробки в Ульяновске плодят не только на окраинах, но и прямо в самом центре. Если в милионном Красноярске или в скромном Орле даже на окраинах новостройки стараются делать симпатичными и современными, то в Симбирске всё наоборот - многоэтажки прямо-таки советского образца строят в историческом центре:
18. Здесь пошли ещё дальше. Многоэтажка из силикатного кирпича буквально смяла двухэтажный кирпичный особнячок. На паспорте объекта, который видно в правом нижнем углу изображения, это называется "приспособленное под современное использование объекта культурного наследия регионального значения "бывший дом Иванова, где в 1908-13 гг. жила семья Курчатовых":
19. Многие улицы Симбирска по-провинциальному уютны:
20. Но исключения находятся. Меня по-хорошему удивил студенческий городок Ульяновского Государственного университета. Это по-хорошему целый микрорайон новых, аккуратных и стильных многоэтажек с благоустроенными улицами и дворами:
21. Не знаю, все ли из этих домов заняты студентами и преподавателями. Маловероятно, т.к. жилплощади в этих зданиях, на мой взгляд, слишком много для одного лишь университета. Хотя, с другой стороны, кто захочет жить с вечной студенческой толпой во дворе? Главный и другие корпуса УлГУ тут по соседству и никак не огорожены. Это я был в восторге от шумной толпы студентов, которые как раз в конце мая видимо готовились сдавать зачёты. А жить тут постоянно...
22. Ещё варианты застройки студгородка:
23. Добавим сюда то, что студгородок расположен на берегу Свияги - второй по величине реки города. Здесь приятно посидеть на берегу в тени деревьев и полюбоваться на водную гладь. Как итог, территория местного ВУЗа неожиданно оказалась одним из самых интересных мест города:
24. Единичный случай приятной ульяновской новостройки (это уже не в студгородке). Судя по тому, что въезд во двор закрыт шлагбаумом, это - местное жильё бизнес-класса:
25 Сталинки, если не считать монументального старого вокзала, показанного в первой части, встречаются в двухэтажной форме. Высока их концентрация в районе Киндяковка:
26. Местные юмористы одним словом превратили какой-то околонационалистический лозунг в забавную шутку:
27. Натуральная беда города - дорожная пыль. Ульяновск кошмар какой пыльный. Во-первых, почти во всём городе, кроме непосредственно центра, нет нормальных бордюров. Дорога плавно переходит в газон, в результате чего сухую землю разносит по асфальту и она разлетается по городу. Во-вторых, убираются плохо, не поливают улицы. В городе-спутнике Новоульяновске, маленьком и явно менее богатом, такой проблемы нет.
28. Окраины правобережного Ульяновска по-большей части - промышленные зоны вперемешку со старыми спальными районами. Промышленность в Ульяновске заметна везде и она работает. Но это, к сожалению, российская промышленность в худшем смысле слова. Старые, оставшиеся с советских времён, производства работают на архаичном оборудовании, из работников выжимают максимум, а зарплаты при этом низкие. Ну, со слов соседей в поезде.
29. Наиболее известный и яркий представитель - УАЗ:
30. Своеобразной достопримечательностью Ульяновска можно назвать два его моста через Волгу. Про первый, Императорский, я уже упоминал в первой части. Мост совмещённый - как автомобильный, так и железнодорожный, плюс ЛЭП. Он печально известен трагедией 1983-го года, когда с мостом столкнулся круизный теплоход, погибло почти 200 человек. История жуткая, да и помнят её плохо. Недавнее крушение "Булгарии" выставлялось СМИ и блогосферой как событие, которое не могло произойти в СССР.
31. Президентский мост находится на окраине города, и с инженерной точки зрения от него дух захватывает. Общая длина моста - более двенадцати километров! Я ехал по нему под 120 км/ч минут пять, успев позабыть, что я на мосту. И этой ещё узкое место Куйбышевского водохранилища - фактически сразу к северу от Президентского моста оно превращается в море. На фото хорошо видно, что если ехать с левого берега, с которого сделан снимок, мост начинается с небольшой высоты, почти с уровня воды. А ближе к концу резко взмывает вверх - на высокий берег. Высота опор - до 60 метров!
32. Кто бы что не говорил, а Новый мост - подарок для города, который расположен на обоих берегах водохранилища, и при наличии однополосного Императорского моста задыхался в пробках. Теперь он просто слегка постаивает, а по Президентскому всегда можно проскочить с ветерком. Мост, при этом, двухярусный. Нижний ярус пока не открыт и, учитывая, что по нему планируется движение скоростного трамвая, откроется ещё не скоро. Перспектива на фото - мост до горизонта:
33. Где-то я вычитал про ещё одну "достопримечательность" Ульяновска - памятник природы родник Маришка, он же - исток реки Симбирки, впадающей в Свиягу. Место весьма неухоженное, кругом мусор и собаки, но народ набирает воду из ручья:
34. Поворачиваюсь на 180 градусов от родника и вижу то, что показано на фото ниже. А вот, что пишет Википедия:
"Река брала начало из озера Маришка и протекала в глубоком овраге. Озеро Маришка и овраг, где протекала речка, использовалась как канализационный сток жителями близлежащих домов, туда сваливали навоз и другие нечистоты. Постепенно озеро и река засорились и стали источниками инфекционных заболеваний."
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B
35. В Ульяновске, имеющем неофициальный статус авиационной столицы России, находится Головной музей истории гражданской авиации. Музей прекрасен, хоть и местами неухожен. Среди множества интересных экспонатов явно доминирует "советский Конкорд" Ту-144. В Ульяновске стоит один из трёх оставшихся в восстановимом состоянии 144-ок. При этом, именно этот борт (номер 77110) является наиболее полно укомплектованным из всех оставшихся. Хотя надежд взлететь, я думаю, тут все равно не осталось:
36. При посещении Ульяновска в музей авиации ехать обязательно. На фото - турбина ТУ-144:
37. Продолжая авиационную тематику: в Ульяновске целых два аэропорта. Международный "Ульяновск-Восточный", имеющий одну из самых длинных ВПП в мире, находится недалеко от Нового города и в данный момент регулярных рейсов не принимает. Вдобавок, он оказался втянут в скандал с перевалочной базой НАТО, которую хотят устроить как раз на его базе. Зато "Ульяновск-Центральный", из которого ежедневно отправляются несколько рейсов в Москву и обратно, порадовал реконструируемым терминалом. Это здорово, учитывая, какие сараи принимают пассажиров в большинстве наших городов. Вот только здоровенный плакат "Реконструкция ведётся при поддержке Единой России" убил. Можно подумать, что не на бюджетные деньги, а из партийной казны.
38. Ну её, эту политику... Прогуляемся лучше по паркам и скверам Симбирска. Пусть они не сильно благоустроены, зато тут чисто и воздух свежий. А ещё в них можно найти ужасные прекрасные образцы совкового благоустройства детских площадок. Угрюмый Медведь с трясущейся от страха Машей разительно отличаются от своего современного мультипликационного прочтения:
39. А от этой улыбчивой братвы, будь я ребёнком, клянусь, сбежал бы. Вспомнил серию South park'а, где Картман придумывал новогоднюю историю с милыми зверушками, зверски расправлявшихся с детьми:
40. Вот такой Ульяновск оказался в деталях - совсем не идеальный, но интересный. Завершим историю видом на бескрайнюю Волгу, в районе Президентского моста:
11/02/2013 11:56
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Ульяновск
- Отзыв о поездке: Из Красноярского края в Ростов-на-Дону, июль 2008
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.