Тем, кто путешествовал на машине по Южной Америке, наверняка не раз доводилось перебираться разными дорожками из Аргентины в Чили и обратно. Местным жителям это путешествие зачастую становится обязательным атрибутом их жизни, поскольку на значительную часть территории Чили на юге страны можно проехать только из Аргентины, да и аргентинцам на Терру дель Фуэго тоже надо ехать через чилийскую территорию. Ну а заезжим зевакам типа меня это просто интересно с познавательной точки зрения.На этот раз я расскажу о нескольких дорожках северной части Аргентины-Чили. Их отличительная особенность в том, что все они вынужденно пересекают основной хребет Анд и зачастую поднимаются на умопомрачительную высоту. Исключение сделано только для Панамериканы, об этой части дороги я уже рассказывал здесь.
Поскольку дорога из чилийского Сантьяго в аргентинскую Мендосу является для этих стран основным транзитным коридором, Аргентина договорилась с Чили и они на пару вырыли тоннель, одна половина которого аргентинская, а другая чилийская. То есть, граница проходит прямо по середине тоннеля. И только поэтому самая высокая отметка здесь где-то примерно 3200 метров над уровнем моря. А остальные северные коридоры значительно выше. Горные дороги - красивые дороги, как ни крути. В этом сезоне я заезжал ненадолго в Чили разок искупаться в океане и посетить винную бодегу Errazuriz. Проехал по последней "необъезженной" дорожке через Анды, идущей из чилийской Ля Серены в аргентинский Сан-Хуан. Так что есть теперь повод рассказать сразу обо всех дорогах.
Без особой нужды ездить по ним можно только из особого любопытства. Только такое качество, как человеческое любопытство может пересилить те ощущения, которые ловит за рулем неподготовленный к высоте человек на отметках около пяти километров выше уровня моря. Смотрите сами: Красным на карте помечены номера дорог и места где они проложены. - дорога из Ля Серены (Чили №41) в Сан-Хуан (Аргентина №150) - через перевал 4730 м - дорога из Копиапо (Чили №31) к руте 40 (Аргентина №60) - через перевал 4860 м - дорога из Атакамы (Чили №23) в Сальту (Аргентина №51) - по Альтиплано ок.4900 - дорога из Атакамы (Чили №27) в Хухуй (Аргентина №52) - по Альтиплано ок.4900 м. О дорогах ниже (южнее) Панамериканы я здесь не рассказываю.
Коридор под названием Сан-Франциско на дороге 60 - 31 уже традиционно используется организаторами Дакара для организованного переезда каравана из Аргентины в Чили. Но особенно трудно дались мне в прошлом году 51 и 52 дороги через Атакаму. Граница на 51-й дороге находится примерно на 4100, а на 52-й на 4400. Потом, если едешь из Аргентины в Чили, поднимаешься ещё выше в Атакаму где-то на 4700-4900 и едешь по ней примерно час. Причем, если 52-я вся асфальтовая, то на 51-й асфальт положен только урывками, на высоте она полностью грунтовая и самочувствие там совсем кошмарное. Ну да я уже рассказывал в прошлом году о них.
Так что давайте на этот раз вернемся к 150-й - 41-й. Кактусовая роща на чилийской дороге. Дорога это сезонная и открыта только с 15 октября по 15 мая. В остальное время на некоторых участках дороги лежат снежные линзы и проезд невозможен. Граница в межсезонье на этом участке тоже закрывается и остается только один пост с закрытым шлагбаумом. Естественно, что на самом перевале погранцы и таможенники не сидят.
Аргентинская и чилийская таможня разнесены на 130 км, которые приходятся как раз на горную часть и сам перевал. Дорога на этом участке теряет свой асфальт и устремляется строго наверх. На некоторых участках рядом с дорогой даже летом остаются лежать остатки снега. Самая красивая часть дороги - чилийская, когда она с идеальным асфальтом продирается через пару каменистых хребтов. Каждая фотография претендует на хороший постер.
Небольшая плотинка, и ручеек превратился в горное озерцо с очень красивым цветом воды. И вообще, отличительная особенность этой дороги - краски гор. Подобно Пурмамарке, селению около Хухуя на 52-й дороге, где считается, что в одном кадре можно поймать все цвета радуги, здешние горы поражают своими зачастую выходящими за грань реальности красками.
По этой дороге ездит достаточно мало народа, машин 10 в час. Мне попадались в основном аргентинцы, выезжающие на отдых к Тихому океану. И действительно, ведь если живешь в предгорной части Аргентины, то доехать до Тихого океана будет немного проще, чем к местам традиционного отдыха аргентинцев на Атлантике. Лично мне Тихий океан нравится больше атлантического побережья, и нынешний вояж только укрепил мои предпочтения. Краски гор. Но на этой широте Пасифик холодный. Вдоль самого побережья Чили от Огненной Земли с холодного юга океанское течение несет антарктические воды примерно до середины Перу. И только выше перуанской столицы Лимы холодное течение как-то изгибается, потом завихряется и окончательно пропадает. Так что, если хотите хорошо отдыхать и купаться в теплом Тихом океане на южноамериканском континенте, надо ехать севернее Лимы. Аргентинская часть дороги. Аргентинская часть дороги в основном проходит по плоскогорью. Это не Альтиплано, высота плоскогорья там примерно 2000 м, поэтому местность напоминает патагонскую - сухие кочки песчаника покрыты весьма скудной растительностью. Идеальное место для проведения этапов "Дакара". Это был основной перевал.
Незаметно пошел редкий снежок. В шортах стало как-то не уютно. От Ля Серены до Сан-Хуана запросто можно проехать за один световой день. В горах точно на ночь остановиться негде. Но если вам не надо в Сан-Хуан, всегда можно остановиться в любом мелком предгорном селе, что, кстати, я и сделал. Улыбнуло, вспомнил, как в первую свою поездку я взял с собой в Аргентину палатку, коврик, спальник и газовую горелку, и в итоге так и протаскал их не вынимая их из сумки целый месяц. Нет, здесь всё проще. Любое мало-мальски видимое на карте страны село имеет хотя бы парочку отелей-мотелей. Всё для путешествий. И вообще для жизни. А в заключении - небольшое видео, какая тут езда по таким дорожкам )))
10/02/2012 10:26
Материалы по теме
- Страны: Аргентина; Чили
- Отзыв о поездке: Пунта-Аренас, Чили (Punta Arenas, Chile), июль 2011
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.