В мой недавний африканский раз мне ни дня не приходилось голодать, особенно в его эфиопской, самой большей части. Эфиопия это вообще такое место, где ваша ментальность вместе с организмом испытывается на прочность императорской роскошью древнего абиссинского этикета и прочими премудростями приёма пищи. Скажу сразу, что встреча прошла мирно, без особых жертв и разрушений для обеих сторон.
Но тем не менее мне почему-то хочется поделиться в этом сообществе тем, что я съел в этой удивительной стране... К тому же, как говорится в старой гусарской поговорке: "Каждому этикету - своя этикетка".
Итак, вашему аппетиту предлагается Королева Абиссинского Стола, Её Непререкаемое и Неповторимое Вы-со-чесс...
Что? Что-то не так?
У себя в журнале я самый главный ржевский... То, что эфиопская национальная еда выглядит очень съеденной кем-то накануне, вводит в заблуждение аппетит первого же попавшегося бледнолицего фаранджи. Аппетит убегает, теряется и долго не может найти дорогу обратно. - И это мне придётся есть вместо пиццы/картошки/супчика/etc.?!!
Да, придётся, и причём придётся делать это руками, а вернее одной рукой - правой.
Услышав это, аппетит, как правило, опять уходит и не возвращается ещё дольше.
Дорогие мои, на первом снимке вы видите вегетарианскую разновидность инжеры - широ инжеру. То, что многие из вас приняли за грязноватую драную скатерть на которую кто-то... положил немного еды, собственно инжера и есть - тонкий и просторный, как Аддис Абеба, кисловатый блин, приготовленный из муки эндемичного эфиопского злака тэф. Кто-то находит его слишком кислым, но... Это дело привычки. Иногда, когда я спрашиваю иностранцев о том, как вам наш, русский ржаной хлеб, они в ответ только морщатся: "Слишком кислый..." Хотя фактом остаётся то, что ни тэф, ни тем более инжера, так никогда и не покинули границы Великой Абиссинии. В отличие от кофе. Но весь букет вкусовых ощущений вам подарят те красноречивые кучки, что лежат сверху... Их, причём разных, на одной инжере может быть от одной до десятка, в зависимости от... щедрости хозяина. Причём одна из них почти всегда горячая. На картинке все они вегетарианские, ибо в православной Эфиопии случается пост и настоящий абиссин никогда не позволит себе мяса, дабы не грешить в это время таким способом. За 25 эфиопо-дней, опытным путём, я провёл глубокий анализ консистенции таких кучек и пришёл к выводу, что состав их очень неоднороден и является результатом творческих кулинарных усилий. Это может быть какая-нибудь кашка, бобовые, салатики, варёные овощи, всё что угодно, вплоть до слегка остреньких соусов... Знатоки местных нравов жаловались мне, что в Пост эфиопское общественное питание делается довольно скудным и скучным, хотя при попадании в гости, это, как правило, не чувствуется. Именно закуски, лежащие сверху, придают каждой инжере свой оригинальный вкус и название. Они называются ват (уат, уот и т.д.) и могут быть полностью вегетарианскими (широ), а могут быть мясными (из разного мяса), из курицы (доро ват), из рыбы, десятки видов. В Пост я ел широ и только широ, и лишь в паре довольно одиозных туристических ресторанчиков мне посмели предложить инжеру с говядиной и инжеру с сушёным мясом. На картинке ниже вы видите дико антисанитарную разновидность инжеры - китфо. Парное сырое мясо, лишь из вежливости приправленное/примаринованное перцем, лаймом, маслом и чем-то ещё. Карпаччо по-абиссински. Нет, мухи не входят в стоимость. Я отказался, сославшись на Великий Пост.
Впечатления.
Нет, пожалуй, я никогда не буду скучать по широ инжере. Я слишком много её съел.
Ночами, разбуженный своими кулинарными снами, я никогда не буду тайком пробираться на кухню, скрипеть крышкой духовки в поисках ещё-немного-широ... Сколько раз я проделывал это, разыскивая тандури чикен, алу панир или хачапури по-аджарски, будя соседей, гремел кастрюльками в поисках том яма!.. А инжера... Нет. Но! Очень хорошо знакомые эфиопы признавались мне, что широ это ни разу ни еда для приглашённых и уважаемых лиц. Это та самая, очень предсказуемая, кастрюля борща в холодильнике, которая обязана служить гарантом внутрисемейной стабильности и безопасности.
Для человека же, много дней живущего в Абиссинии, это твёрдая уверенность в том, что будешь сыт, закинув в себя одну, не больше, инжеру. Она есть везде, я не встречал её только когда жил в деревне племени каро, но это совершенно отдельная история. А так... Бутылка пива "Святой Георгий" + широ = 1,5 бакса. В любой деревне.
Иногда мне очень жалко граждан, попавших в какой-нибудь дальний тропический чуланчик и пытающихся выжить в нём с помощью единственной знакомой им еды - бананов. Ибо очень тяжело найти хороший сэндвич в Ришикеше, а свежую пиццу в Сайгоне. Хочу сказать, что для меня местная кухня это не только спорт познания чужой культуры, но и элементарная гарантия выживания. Я не просто не ищу туристических ресторанов. Если я вижу в нём туриста, и не вижу очень местных людей, то такой ресторан я тщательно обойду. Я ведь себя берегу! Пусть лучше это будет дровяной сарайчик с земляным полом и одинокой жёлтой лампочкой, но если я вижу внутри аборигенов, уплетающих инжеру/фуль/бирани/момо/etc. под вездесущее и такое понятное им Би-Би-Си на засиженном мухами экране - моё сердце спокойно. И желудок тоже. Из 25 эфиопо-дней я пользовался ложкой только несколько раз - когда сам себе готовил еду (в горах и деревнях) и когда заказывал пасту. Всё остальное время я ел, согласно абиссинскому этикету, правой рукой. И что? И НИ-ЧЕ-ГО!!!
Уверен, что, например, за 25 дней (невозможный срок!), проведённых в стенах крымско-сочинского общепита, со мной хоть раз, но что-нибудь бы случилось... Личная гигиена обеих рук, дорогие мои. Мыло, кусочек лайма, антисептик, влажные салфетки - это совсем не трудно, поверьте мне. Кстати, инжеру невозможно застать несвежей. Уже через пару часов она начинает подсыхать по краям, к вечеру, если её не замариновать, она превратиться в корку, сухую и несъедобную. Едят её действительно только рукой, отрывая небольшие кусочки и обмакивая-захватывая ими разложенный на инжере ват. Чтобы не выглядеть первобытно-общинным в глазах эфиопа, берите ват ноздреватой, "тёплой", стороной блина, и никогда не старайтесь оторвать его с противоположной стороны тарелки. Хотя сам факт нахождения фаранджи в абеша-хотела, спокойно пожирающего широ, вызовет восторг и ликование.
Ведь у эфиопов есть варианты анекдотов, о том, как фаранджи путают инжеру с большой салфеткой. И стелют её себе на колени. А ещё инжеру редко едят в одиночку.
Ниже пример очень местного ресторанчика в Аддисе. Что-то не видно дощатой двери и земляного пола? Да ладно вам...) Очень хорошее место. И аутентичное, не каждый фаранджи и найдёт. Скажите таксисту "Аддис-Абaба ресторан"... Это на Пьяцце. А уж таксисты знают всё.
И всё-таки пару строчек для тех, кто считает, что в Эфиопии аппетит покинет его навсегда. Не умирайте с голоду, прошу вас.
За время итальянской оккупации абиссины научились не только говорить "чао", прощаясь...
Паста. Спагетти, если уж совсем по-русски. Причём, даже самый деревенский эфиоп орудует вилкой и ложкой, накручивая макаронные изделия, гораздо лучше меня. Ибо это совершенно обычная и распространённая еда для любой деревни.
Ах, не можете найти столовую, ибо не читаете на амарик? Висящая или нарисованная на стене тарелка вам в помощь.
Тарелка пасты, отличный соус, свежая булка и чашка отменного кофе... Всё за 1$. Может ну их, эти бананы?
11/01/2013 11:24
Материалы по теме
- Страны: Эфиопия
- Отзыв о поездке: Простые эфиопские будни, январь 2012
- Отзыв о поездке: Эфиопия. На грани безумия, август 2011
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.