Здравствуйте, я Саша. Хочу рассказать о своем опыте, который я получила примерно полгода назад. Надеюсь, кому-то из вас будет интересно узнать о том, как проходит день в лесном буддийском монастыре на севере Таиланда. Итак, расскажу, как я провела, к примеру, один весенний день. Уверяю, время в этом месте остановило свой ход, и сегодня там живут по такому же распорядку дня, что и полгода назад.
Просыпаются здесь, как, наверное, и в любом монастыре мира, достаточно рано, а именно - в 5 утра. Монахи просыпаются и вовсе в 4, но обычным послушникам можно поспать и подольше. Что ни говори, 5 утра для такой сони как я - это подвиг, но раннее утро в этих горах стоит того. С еще закрытыми глазами, шатаясь, я иду к двери и выхожу на маленькую террасу своего кути, которое стоит на деревянных сваях метрах в двух над землей.
Меня встречает свежее туманное утро:
Вид открывается на лотосный пруд перед домиком, а также на горы, покрытые дикими джунглями. Однажды наставник монастыря рассказал, что видел в этом лесу опасных хищников, и даже сходу придумал притчу о том, как своим спокойствием урезонил собиравшегося напасть на него тигра. Монастырь принадлежит лесной традиции, поэтому расположен подальше от людей - ближайшая деревня в нескольких километрах отсюда. Рано утром тишину нарушают только утренние птицы, их голос похож на нашего майского соловья.
В расписании написано, что первые два часа, с 5 до 7, мы должны посвящать медитации и самостоятельному чтению утренних сутр, но допускается перед этим умыться и выпить кружечку какао на кухне. Мало кто из послушников соблюдает это правило, многие затягивают подольше водные процедуры и кофе, но я стараюсь пресечь свою лень, и сажусь с книгой сутр, которую выдают всем приезжающим.
В медитации или чтении священных текстов время тянется очень медленно, так что мне не хватает усидчивости досидеть до 7, и я иду на утреннюю прогулку. Самый молодой монах уже сидит возле монастырского колокола, чтобы прозвонить первый утренний ритуал - предложение пищи монахам.
Считается, что монах работать не должен, а должен только медитировать, постигать дхарму (учение Будды) и посвящать в неё других - священное благородное занятие. Во имя этого и возник следующий ритуал: монахи ходят босиком с чашей для подаяний, а люди, склонившись или встав на колени, кладут туда пищу, цветы или свечи, после чего получают благословление. Единственные, кто может предложить пищу здесь, вдали от городов, - это мы, поэтому мы берем тарелки с рисом, заботливо приготовленным заранее бабушками-поварами. Вот, наконец, приходят монахи, и мы по очереди складываем в их чаши рис - овощи им позже принесут "служки", это послушники, которые провели здесь уже больше года, но так и не приняли монашество. После этого они становятся перед нами и поют благодарственную молитву. Теперь и наша очередь завтракать. На завтрак традиционно рис нескольких видов, а также тушеные, печеные и свежие овощи в разных комбинациях, свежие фрукты, соевое молоко, какао, кофе или ароматный чай. Обычно в тайских монастырях готовят мясо, но наш - исключение, это веганский монастырь, как вегетарианка я этому очень рада, к тому же готовят здесь потрясающе вкусно.
Во время завтрака не следует разговаривать с кем-то, читать или смотреть по сторонам. Нужно быть предельно внимательным, сосредоточенным на пище. Положить себе больше, чем ты можешь съесть, и оставить недоеденное на тарелке считается дурным тоном, но наедаться до отвала никто не запрещает.
После завтрака есть немного времени на то, чтобы помыть посуду и немного отдохнуть. В 8 утра все собираются и начинается медитация. Мы практикуем три вида медитации - в ходьбе, сидя и лежа. Вот медитация в ходьбе: шаг - вдох, шаг - выдох.
Все это время нужно концентрировать внимание только на шагах и дыхании. Сначала мысли атакуют ум, но спустя 5-10 минут ритмичность наблюдаемого делает свое дело, и я погружаюсь в тишину. Это не так-то просто, особенно для такого неопытного практика, как я. Бывает, когда внимание рассеяно целый день, и так и не удается прикоснуться к этой тишине и покою. Особенно это видно у тех буддистов, которые приехали сюда скорей для совершения ритуалов, чем для самосозерцания - во время ходьбы они глазеют по сторонам и явно скучают, зато все ритуальные предписания выполняют со всей щепетильностью и аккуратностью.
Мы все, кроме монахов, в белой одежде. Во-первых, она символизирует чистоту, на ней не за что зацепиться взгляду, она не оставляет лишних отпечатков в мыслях. А во-вторых, будучи в белой одежде, приходится двигаться аккуратней, чтобы не испачкать, ведь не хочется лишний раз стираться, а стираем мы руками, прачечной здесь нет.
Мы проходим около 2х километров в обе стороны и возвращаемся на малую террасу для медитации. Первые, кто пришел, раскладывают подушки для сидения, хотя подушками в привычном понимании слова это сложно назвать - их толщина от силы 5 см. Поэтому многие берут по 2-3 подушки. В первом ряду садятся мужчины, а женщины позади. Около часа наблюдаем за дыханием, сидя в позе лотоса или близкой к нему. С непривычки ноги затекают и болит спина, но наставник говорит, что это всего лишь "эффект тела" и нужно не отождествлять себя с ним, так что если болят коленки, то пусть болят, как будто они чьи-то чужие, а вы все лишь за ними наблюдаете. Получается, нужно разделить себя на себя-наблюдателя и себя-чувствующего.
Наконец, невероятно длинный час закончился, и мы приступили к самосозерцанию лежа. Не помню ни дня, чтобы кто-нибудь не уснул во время этого вида медитации. Через полчаса наставник вежливо откашливается, чтобы мягко нас разбудить, и тихим приятным голосом призывает очнуться. Если кто-то продолжает спать, он со смехом шутит что-нибудь вроде :"О-очень глубокая медитация..". Бывают наставники строгие, а бывают как у нас - веселые и непосредственные, как дети. Мы хором благодарим Будду за его учение, и расходимся кто гулять, кто помогать в приготовлении обеда, а кто и досыпать.
В этот день я иду предложить помощь бабушкам-поварам. Это кухня - открытая, без стен, как и почти все помещения, кроме личных, потому что на улице круглый год либо жарко, либо очень тепло. Над крышей растут сочные грейпфруты или похожий на них сорт цитрусовых.
Готовят здесь на настоящем живом очаге, а продукты выращиваются в собственных садах и огородах. Для этого каждый день около 9-10 утра приходят рабочие, может за зарплату, а может и просто в качестве волонтеров.
В 11 утра или около того самый юный монах подходит к большому барабану и стуком призывает всех к обеду. Этому парню около 14 лет, и несмотря на то, что он здесь уже больше года, он только в самом начале постижения учения: скорей всего, ему бы больше понравилось кататься на скейтборде и встречаться с девчонками, но родители настояли на том, чтобы он прежде стал осознанным.
Сначала, по традиции, предложение пищи монахам. На этот раз мы просто ставим перед ними по очереди термосы с рисом, кастрюльки с разными тушеными овощами и соей, а также фрукты и прочие разносолы. Сегодня монахов всего трое, включая наставника, но иногда приезжают их друзья из других монастырей.
После этого ритуала наставник собственно наставляет, на путь истины. Он рассказывает какие-то истории из жизни и притчи, общается с нами, спрашивает у кого какие печали и мигом их рассеивает. Настоящий волшебник.
Когда пища монахам предложена, мы идем обедать. Обед, который заканчивается в полдень, - последний прием пищи. После этого кушать нельзя, считается, что такой режим питания способствует ясности сознания. Можно будет пить все что угодно, но не положено есть даже фрукты. Поэтому в обед все укомплектовывают желудок поплотнее, чтобы весь день не мучаться чрезмерно от голода.
В полдень трапеза окончена, можно выпить кружечку чая и отдохнуть часок. Я принимаю душ, потому что в это время уже жарко, а потом иду наслаждаться природой.
В час дня начинается трехчасовая медитация, снова ходим, сидим, ложимся и спим. Эти процессы сопровождает звук колокольчиков, раскачиваемых ветром, и голос какой-то местной большой цикады, больше похожей на звук пилорамы.
Для начинающих высидеть безропотно и неподвижно полтора часа - задача не из тривиальных, но погрузившись однажды в это состояние, я поняла, что оно стоит стольких мук, физических и ментальных. Это и есть главный стимул как простых послушников, так и монахов.
Далее, с 4 до 6 часов вечера, по расписанию запланирована уборка территории, но здесь почти никогда не требуется уборка, всегда очень чисто и аккуратно, потому что каждый сразу убирает за собой. Однако каждый день находится кто-нибудь, кто смахнет пыль и пару опавших листьев с галерей и залов для медитации. Но вместо этого сегодня я прогуляюсь по окрестностям - зайду в Пещеры Будды.
Перед этим я снова принимаю душ, и выхожу на крыльцо.
У нас у всех разные бунгало, и все красивые и уютные. Это бунгало моего соседа, американца. Оно стоит под деревом манго, с которого мы иногда собираем плоды, стуча по ним длинной бамбуковой палкой. Мой сосед очень забавный, фанатичный медитатор, с лица которого никогда не сходит загадочная улыбка, почти как у Джоконды, а руки скручены в мудрёные мудры (мудра - это какое-нибудь ритуальное сложение рук или ног, обозначающее определенную буддийскую идею).
Интерьер наших домиков прост - одна комната для сна и самосозерцания, в которой есть коврик, символическая подушка и плед, вода и спираль от москитов, и белый кафельный санузел. В каждом домике должен жить один человек, поселение парами не приветствуется, и вообще, любой подразумевающий отношения полов контакт не должен иметь место быть.
Монахи, кроме наставников, живут зачастую еще проще, к ним, в отличие от нас, особые "требования" на предмет аскезы. Это домик монаха, в два раза меньше, чем мой.
Итак, я иду в пещеры. По пути проходим ту самую скульптуру, блаженное лицо которой вы видели на первой фотографии. Это его стопы в цветке лотоса.
Я прохожу прохладные джунгли, увешанные лианами. Уверена, что в паре километров отсюда водятся дикие обезьяны.
Климат здесь райский, поэтому живности очень много. И много разнообразных тропических цветов, таких как орхидеи и вот эти, так и оставшиеся для меня безымянными:
Чтобы оказаться у подножья горы, нужно перейти шумную порожистую речку. Здесь она не больше метра в ширину, но выше по течению значительно шире.
Лестница с драконами ведет в первую пещеру. Здесь всегда прохладно и сыро, и почти всегда никого нет.
Несмотря на то, что это скульптура, вид у нее достаточно просветленный.
Помимо этого, здесь есть история жизни принца Сиддхартхи Гаутамы - пробужденного мудреца - в скульптурах. Одна из "сценок" повествует о том, как он, ограждаемый с рождения от знаний о человеческих страданиях, впервые увидел старость, болезнь, нищету и смерть.
Метрах в двустах отсюда еще один грот, здесь я встречаю девчонок, с которыми у нас очень теплые отношения. Бритая наголо тайка - монахиня, младше меня, но уже очень осознанная и ужасно милая. Слева от нее две девушки из Англии, Джессика и Пенелопа.
Иностранцев здесь много, отчасти потому что монахи говорят по-английски, для Таиланда это большая редкость. Никаких специальных приглашений не нужно, равно как и не существует фиксированной оплаты - каждый жертвует столько, сколько может, или хотя бы помогает по хозяйству.
Мы решаем отправиться в пещеру. Если честно, здесь как-то не по себе.
К шести часам мы немного проголодались, и идем нарушать очередное правило - стряхивать с деревьев личи и рамбутаны. Это не только вкусно, но и весело. В шесть с лишним юный монах снова звонит в колокол - мы собираемся в главном холле для вечерних сутр и очередной медитации. У наставника интересная привычка - перед ритуалами слушать красивую музыку, вроде эмбиента с женским вокалом.
Затем мы целый час читаем сутры. Я уже почти все знаю наизусть. Они написаны на древнем языке Пали, но я также знаю, как они произносятся по-тайски и переводятся на английский. Всё это написано в той самой книге уст, которую я уже упоминала. В основном в них говорится о безмерной благодарности их автора Будде за его учение, о том, как нужно медитировать, а также другие памятования и восхваления.
После песнопений наставник просит младшего монаха выключить свет. Сейчас условно сезон дождей, почти каждый вечер льет ливень, и сегодня не исключение. Как раз к завершению чтения писаний прогремел гром, и через пять минут мы уже, сидя в темноте, слушали, как бушует ветер, и тропический ливень стучит по крыше. Такое ощущение, что в этой комнате никого нет, даже меня, слышно только то, что происходит снаружи. Это непередаваемый и незабываемый опыт.
Время к восьми. Свет включают. Кто-то все еще сидит, погруженный в тишину, а кто-то вздохнул с облегчением. Меня в этот раз поглотило, поэтому я еще посижу.
На самом деле последнее фото - чистой воды позирование "для мамы", опытный "буддовед" заметит, что в таких местах никто не сидит спиной к Будде. Просто хотела показать, как примерно все это выглядит.
Мы немного общаемся с наставником, желаем друг другу доброй ночи и расходимся по кельям. По задумке, нам положено еще два часа медитировать наедине с собой, но мы так устали за весь день медитировать и отдыхать, что хочется немного расслабиться, попить вместе чаю, поболтать и лечь спать. Вечером нужно заходить домой с особой осторожностью, сначала войти внутрь, наглухо закрыть все окна и двери москитной сеткой, и только потом включать свет, иначе тут же слетятся миллионы насекомых, не только комаров, но и безумных мотыльков и летающих тараканов, и не дадут всю ночь покоя. Около 9 часов вечера я мирно ложусь спать.
Вот такая получилась многословная экскурсия в один день из жизни новичка в "постижении пути истины", хотя на самом деле день был очень тихим и немногословным.
15/12/2011 12:17
Материалы по теме
- Страны: Таиланд
- Отзыв о поездке: Танец с масками: монастырь Самтен Чолинг (Индия), декабрь 2008
- Статья: Буддизм в Таиланде, 01.01.2001
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.