Как не крути, а автомобили также являются неотъемлемой частью культуры той или иной страны. Многое можно сказать про благосостояние, политику, культуру и даже менталитет страны лишь посмотрев на чем ездит народ. Современные развитые страны стараются внедрить сегодня малолитражные автомобили, чтобы уменьшить количество вредных веществ и выхлопных газов, улучшить ситуацию с парковками, и дать возможность людям тратить меньше на топливо. В странах бывшего Соцлагеря машина является показателем благосостояния человека, когда имея дорогой автомобиль, человек может жить в более чем скромных условиях или вовсе не иметь своего жилья; а ведь у нас на дорогах часто действует правило "У кого дороже машина, тот и прав". В Швеции налоги на автомобили столь высоки, что выгоднее ездить на такси или общественном транспорте, зато без пробок. А в Монако количество эксклюзивных машин на квадратный метр просто зашкаливает, зато на фоне Лазурного берега и шикарных дорог они выглядят там еще лучше, чем в России на фоне нищеты и убитых дорог с ямами по колено. На Кубе наличие автомобиля - это вообще роскошь, а ввиду запрета на ввоз новых автомобилей - страна превратилась в целый музей ретро автомобилей под открытым небом. Собственно, несколько постов про автомобили на Кубе и вдохновили меня сделать свою небольшую подборку, только по Балканам. Так что же там на Балканах?
Некогда большая и уважаемая Югославская Социалистическая Республика в начале 90-х рассыпалась как карточный домик и была охвачена войной. Новообразованные страны пошли развиваться своим путем. Словения, например, быстро превратилась в развитое европейское государство (справедливости ради стоит сказать, и что во времена СФРЮ Словения была самым "европейским" регионом, аналог Прибалтики в СССР), сегодня Словению догоняет Хорватия, которая также в 2013 году должна вступить в ЕС (нужно отметить, что уровень страны действительно этому соответствует), а вот Босния и Герцеговина до сих пор охвачена этническими конфликтами, также как и Косовский Край. Сербия все никак не определится куда бежать и с кем дружить, а в Македонии такое впечатление, что и вовсе время остановилось, страна будто бы и не менялась со времен единой Югославии.
Так вот, в развитых регионах, таких как Хорватия сегодня на дорогах ездят уже современные и новые автомобили, но кое-где еще встречаются "отголоски" прошлого. Это Рено 4, первый ретро-автомобиль, который мне довелось увидеть еще в начале нашего путешествия в Дубровнике. С 1973 по 1992 год производился в различных модификациях на заводе в Словении (тогда часть единой Югославии) и эксплуатировался по всей республике
Забегая вперед, скажу, что таких Рено действительно осталось еще очень много по бывшей Югославии и не только
Гуляя по набережной все того же Дубровника, я обратил внимание на целую стоянку из ретро машин. И пусть они не особо относятся к странам бывшей Югославии, мимо них пройти невозможно
Как оказалось, это участники автопробега, владельцы ретро машин решили прокатиться по маршруту Швейцария - Болгария и остановились переночевать в местном мотеле. Старенький но солидный Ситроен
Рядом с ними - всеми любимый мустанг
Форд, Ситроен DS вообще классика жанра
Одна из самых ярких машин в истории мирового автопрома - Кадиллак Эльдорадо, почти такой как у Элвиса :)
Больше всего мне тут понравился Плимут в образе старого такси Нью-Йорка. Не правда ли копия нашей ГАЗ М20 "Победа"?
А вот в Македонии и по сей день самой популярной машиной остается Zastava 750/850
Вообще-то это лицензированная версия Фиата 600. Эта машина в народе столь же культовая, как у нас Запорожец. В Югославии ее называли "Фичо", а производилась она целых 30 лет! С 1955 по 1985 год.
Интерьер простенький. Зато сколько всего туда вмещается, посмотрите
Завод Застава был вообще промышленным гигантом Югославии, который в какой-то степени пошел по пути АвтоВаза, заключив в 1954 году соглашение с Фиатом на производство автомобилей по лицензии.
Вот один из таких экземпляров Fiat 1300/1500, который производили в Югославии под маркой Zastava с 1961 по 1967. Ее дизайн мне чем-то напомнил уменьшенную копию американских автомобилей 50-х
Yugo 45 в Черногории, производилась на все том-же завода Zastava и была единственной моделью, вышедшей на рынок США.
Несмотря на наличие собственного производства, Югославия импортировала автомобили из СССР. К слову, даже на сегодняшний день в Сербии до сих пор покупают российские Лады, наверное в знак доброй дружбы между двумя народами.
Нива вообще один из самых удачных внедорожников своего времени. Еще в Греции я был удивлен их немалым количеством. Одна из немногих отечественных машин, которую можно встретить даже в хорошо развитых странах. В македонских горных городках - почти незаменимая вещь!
Встречаются на дорогах еще и другие автомобили, сделанные в соцлагере, в том числе Вартбурги и Трабанты производства ГДР, или вот такие чехословацкие Шкоды
Шкода 110L привлекла меня своим ярким цветом
Македонский эксклюзив: нечто, напоминающее дрезину с моторчиком. Так ездят по деревням цыгане и пилят на заказ деревья и дрова ( к сожалению, сфоткать вблизи не получилось)
Возможно данный микроавтобус ничем не особенный, но почему у него двойная задняя часть? Объясните. Или у меня в глазах двоится? :)
Ну и напоследок такой вот экзотический шведский зверь от Volvo, встреченный в Салониках
Такие вот повстречались нам автомобили на Балканах. Надеюсь вам понравилось. Спасибо за внимание!
16/12/2011 05:20
Материалы по теме
- Страны: Македония; Хорватия
- Города: Дубровник
- Отзыв о поездке: Обзор границ между балканскими странами, октябрь 2011
- Отзыв о поездке: Осколки Балканской империи, Лето 2003
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.