Казимеж: Синагога Темпель



    Первая синагога Казимежа, которая попалась на моем пути, была прогрессивная синагога Темпель, расположенная на улице Мёдова (Miodowa), 24. Это первая синагога в моей жизни, которую я посетил. Конечно, в моих других путешествиях они иногда попадались на моем пути, но большей частью они были не действующие, да и внутрь я никогда не заходил. Таким образом событие можно назвать, в некотором роде, знаковым. К тому же я рад, что первой исследованной синагогой оказалась именно эта, рядом особенностью отличающаяся от других.

    Синагога была построена в 1860-1862 годах, по проекту архитектора Игнация Херцока, и эта была последняя синагога построенная в Казимеже. За время своего существования синагога перестраивалась и достраивалась и современный свой облик получила в конце XIX века, в этот раз был использован проект Бенямина Торбего. Хотя и этот проект не был последним, так в 1924 году в ходе восстановительных работ были достроены боковые нефы, появились и некоторые дополнительные элементы. Сейчас синагога сочетает в себе элементы марокканского стиля и классических немецких синагог XIX века.

    Главной необычностью синагоги Темпель является то, что здесь проводились службы прогрессивных евреев, ратующих за обновление иудаизма и интеграцию с культурой основного населения, в данном случае с польской.

    Реформистский иудаизм возник во втором десятилетии XIX века в Германии, а затем, понемногу, распространялся и на другие страны Европы. Добрался и до Польши, хотя повсеместно встречал на своем пути препятствия со стороны ортодоксальных евреев, стремившихся всеми силами ограничить распространение этой "ереси".

    Ведь до чего доходило дело, в некоторых прогрессивных синагогах женщины могли сидеть рядом с мужчинами, а службы читались не только на иврите, но и на других языках, том же польском, например, или немецком. Более того, некоторыми реформистами выпускались молитвенники, в которых убиралось упоминание о "избранности" еврейского народа, с которой ортодоксальные иудеи носятся как с писаной торбой.

    В своем прошлом отчете о Казимеже я написал, что многие проблемы еврейского народа, такие как, например, поселения в гетто, происходили оттого что "и сами евреи всегда тянулись к изоляции, противопоставляя свою культуру, той, которая была основной в том или ином регионе. Продолжая считать себя избранным народом, они, вольно или невольно, провоцировали осторожное, а порой и негативное отношение к себе. И во что все это вылилось в итоге, мы все прекрасно знаем".

    Некоторые особо "грамотные" читатели умудрились усмотреть в этом оправдание уничтожения евреев по национальному признаку.

    Считаю нужным несколько расширить свою мысль. Понятно, что ничто и никогда не может оправдать уничтожение отдельно взятого народа (как и вообще уничтожение людей ни в чем неповинных), но также понятно, что у всего всегда есть свои причины. Они никого не осуждают и не оправдывают, они просто есть.

    Когда одна группа людей, более малочисленная по сравнению с основной, закрывается от нее, живет по своему уставу, противопоставляет свою культуру основной, или в добавок к этому (как в случае с иудеями) считает себя "избранными" (что автоматически признает всех остальных людьми второго сорта, разрушая концепцию всеобщего равенства), это всегда ведет к обострению отношений между двумя этими группами. А учитывая то, что первая группа не является основной, то более всего эти обострения приносят неприятности именно ей.

    Конечно, в первую очередь негатив и отчуждение возникает в умах самых необразованных или фанатичных людей, с кучей собственных комплексов и жестокостью в душе. Которые не способны посмотреть на мир более широко, но зато способны винить во всех смертных грехах кого угодно, кроме себя. И почему бы не назначить на роль виновных, например, евреев, непонятных основному обществу, но часто умеющих неплохо устраиваться в жизни. А человек, как правило, не любит именно то, что ему непонятно.

    Вот и возникает агрессия, злоба, зависть. А уж те, кто смогут ее использовать в своих личных целях, найдутся всегда.

    Наверное, это понимали и реформисты, стремясь интегрировать культуры, сделаться ближе к тем народам, с которыми им выпало жить судьбою. Не считать себя выше других, а признавать всех равными, найти компромисс...

    Но хватит кормить троллей. И вернемся к синагоге. Недалеко от входа стояли две польские дамы, что-то между собой активно обсуждавшие. Увидев меня у дверей, одна из них подошла и взяла с меня пять злотых за вход. Стандартная такса. Но для краковчан, по некоторым данным вход бесплатен. Насколько сие правда мне неизвестно.

    1924 / Польша
    1924
    синагога Темпель / Польша
    синагога Темпель
    вход / Польша
    вход
    над входом / Польша
    над входом

    Но что известно точно, так это то, что внутреннее убранство храма очень красиво. Это даже меня несколько поразило, ведь вообще-то синагоги снаружи редко бывают особо симпатичными, а часто и вовсе похожи на большие складские помещения. Поэтому подсознательно ожидается, что также будет и внутри. Но нет. По крайней мере прогрессивная синагога Темпель приятно удивляет своими интерьерами. Красные тона, сусальное золото, витражи на окнах...

    Почти все как было до войны, в те времена когда здесь собирались реформисты, читались службы на польском и немецком, пел женский хор, играла органная музыка.

    Приход фашистов все изменил, синагога была закрыта, евреи согнаны в гетто, а в здании расположилась конюшня и склад боеприпасов. Стены были замазаны толстым слоем краски, интерьеры порушены.

    С окончанием войны здание понемногу стало оживать, вновь проводились службы, но вот только самих евреев почти не осталось, и эти службы были очень нечастыми, а к 1980 году и вовсе прекратились. А здание все больше приходило в негодность.

    Так было до тех пор, пока в 90-х годах синагогой не заинтересовался Всемирный фонд памятников (США), который внес ее в список еврейского наследия, а в 1994 году выделил миллион долларов на проведение капитального ремонта.

    Изучались архивы, документы, фотографии и уже по ним проводилась тщательная реставрация, так чтобы сейчас мы могли наблюдать синагогу почти в первозданной красоте.

    убранство / Польша
    убранство
    в храме / Польша
    в храме
    красиво / Польша
    красиво
    светильники / Польша
    светильники

    Росписи на потолке в мавританском стиле, узоры на стенах, лепнина, декоративные перила женской галереи, 43 цветных витража. Как считается, интерьеры частично выполнены в стиле исламской мечети Ибн Тулун, находящейся в Каире.

    витражи / Польша
    витражи
    в стиле / Польша
    в стиле
    перила / Польша
    перила

    У восточной части здания, в самом центре, находится синагогальный ковчег (Арон а-кодеш) выполненный из белого каррарского мрамора. Ковчег украшают коринфские колонны с капителями в цветочных мотивах. А венчает все это большой золотой купол с короной. Как известно, в ковчеге хранятся свитки Торы, и в особые праздничные дни створки ковчега открывают. В таком случае служба проводится стоя.

    восточная часть / Польша
    восточная часть
    ковчег / Польша
    ковчег
    Арон а-кодеш / Польша
    Арон а-кодеш

    Сейчас же службы в синагоге Темпель явление достаточно редкое, один-два раза в год. В остальное время это скорее культурный центр. Здесь проводятся концерты и выступления, различные фестивали и еврейские праздники, благо размер зала позволяет вмещать достаточное количество человек, да и акустика считается очень хорошей.

    интерьер / Польша
    интерьер
    зал / Польша
    зал
    потолок / Польша
    потолок

    Поэтому в синагоге чувствуется дыхание жизни, что очень немаловажно и она производит приятное впечатление. Я даже немного отдохнул там, на скамеечке, благо посетителей было очень мало. Затем же, оглянувшись на шикарные интерьеры еще разок направился к другим интересностям Казимежа.

    И следующие на очереди синагоги это Рему и Исаака, о них в дальнейших рассказах.

    Алексей Певнев
    14/09/2011 16:17


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Польши

    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    27.10.23 Между Польшей и Германией будет курсировать ночной поезд
    19.09.23 МИД России дал рекомендации россиянам в связи с запретом на ввоз в ЕС ряда товаров
    18.09.23 Польша закрыла въезд российским легковым автомобилям
    20.07.23 Аномальная жара пришла в страны Южной и Центральной Европы
    17.05.23 Словакия временно вводит контроль на границах
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    11.09.22 Латвия, Литва, Польша и Эстония закрылись от россиян
    09.09.22 Упрощенный визовый режим между Россией и ЕС больше не действует
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран