Первая синагога Казимежа, которая попалась на моем пути, была прогрессивная синагога Темпель, расположенная на улице Мёдова (Miodowa), 24. Это первая синагога в моей жизни, которую я посетил. Конечно, в моих других путешествиях они иногда попадались на моем пути, но большей частью они были не действующие, да и внутрь я никогда не заходил. Таким образом событие можно назвать, в некотором роде, знаковым. К тому же я рад, что первой исследованной синагогой оказалась именно эта, рядом особенностью отличающаяся от других.
Синагога была построена в 1860-1862 годах, по проекту архитектора Игнация Херцока, и эта была последняя синагога построенная в Казимеже. За время своего существования синагога перестраивалась и достраивалась и современный свой облик получила в конце XIX века, в этот раз был использован проект Бенямина Торбего. Хотя и этот проект не был последним, так в 1924 году в ходе восстановительных работ были достроены боковые нефы, появились и некоторые дополнительные элементы. Сейчас синагога сочетает в себе элементы марокканского стиля и классических немецких синагог XIX века.
Главной необычностью синагоги Темпель является то, что здесь проводились службы прогрессивных евреев, ратующих за обновление иудаизма и интеграцию с культурой основного населения, в данном случае с польской.
Реформистский иудаизм возник во втором десятилетии XIX века в Германии, а затем, понемногу, распространялся и на другие страны Европы. Добрался и до Польши, хотя повсеместно встречал на своем пути препятствия со стороны ортодоксальных евреев, стремившихся всеми силами ограничить распространение этой "ереси".
Ведь до чего доходило дело, в некоторых прогрессивных синагогах женщины могли сидеть рядом с мужчинами, а службы читались не только на иврите, но и на других языках, том же польском, например, или немецком. Более того, некоторыми реформистами выпускались молитвенники, в которых убиралось упоминание о "избранности" еврейского народа, с которой ортодоксальные иудеи носятся как с писаной торбой.
В своем прошлом отчете о Казимеже я написал, что многие проблемы еврейского народа, такие как, например, поселения в гетто, происходили оттого что "и сами евреи всегда тянулись к изоляции, противопоставляя свою культуру, той, которая была основной в том или ином регионе. Продолжая считать себя избранным народом, они, вольно или невольно, провоцировали осторожное, а порой и негативное отношение к себе. И во что все это вылилось в итоге, мы все прекрасно знаем".
Некоторые особо "грамотные" читатели умудрились усмотреть в этом оправдание уничтожения евреев по национальному признаку.
Считаю нужным несколько расширить свою мысль. Понятно, что ничто и никогда не может оправдать уничтожение отдельно взятого народа (как и вообще уничтожение людей ни в чем неповинных), но также понятно, что у всего всегда есть свои причины. Они никого не осуждают и не оправдывают, они просто есть.
Когда одна группа людей, более малочисленная по сравнению с основной, закрывается от нее, живет по своему уставу, противопоставляет свою культуру основной, или в добавок к этому (как в случае с иудеями) считает себя "избранными" (что автоматически признает всех остальных людьми второго сорта, разрушая концепцию всеобщего равенства), это всегда ведет к обострению отношений между двумя этими группами. А учитывая то, что первая группа не является основной, то более всего эти обострения приносят неприятности именно ей.
Конечно, в первую очередь негатив и отчуждение возникает в умах самых необразованных или фанатичных людей, с кучей собственных комплексов и жестокостью в душе. Которые не способны посмотреть на мир более широко, но зато способны винить во всех смертных грехах кого угодно, кроме себя. И почему бы не назначить на роль виновных, например, евреев, непонятных основному обществу, но часто умеющих неплохо устраиваться в жизни. А человек, как правило, не любит именно то, что ему непонятно.
Вот и возникает агрессия, злоба, зависть. А уж те, кто смогут ее использовать в своих личных целях, найдутся всегда.
Наверное, это понимали и реформисты, стремясь интегрировать культуры, сделаться ближе к тем народам, с которыми им выпало жить судьбою. Не считать себя выше других, а признавать всех равными, найти компромисс...
Но хватит кормить троллей. И вернемся к синагоге. Недалеко от входа стояли две польские дамы, что-то между собой активно обсуждавшие. Увидев меня у дверей, одна из них подошла и взяла с меня пять злотых за вход. Стандартная такса. Но для краковчан, по некоторым данным вход бесплатен. Насколько сие правда мне неизвестно.
Но что известно точно, так это то, что внутреннее убранство храма очень красиво. Это даже меня несколько поразило, ведь вообще-то синагоги снаружи редко бывают особо симпатичными, а часто и вовсе похожи на большие складские помещения. Поэтому подсознательно ожидается, что также будет и внутри. Но нет. По крайней мере прогрессивная синагога Темпель приятно удивляет своими интерьерами. Красные тона, сусальное золото, витражи на окнах...
Почти все как было до войны, в те времена когда здесь собирались реформисты, читались службы на польском и немецком, пел женский хор, играла органная музыка.
Приход фашистов все изменил, синагога была закрыта, евреи согнаны в гетто, а в здании расположилась конюшня и склад боеприпасов. Стены были замазаны толстым слоем краски, интерьеры порушены.
С окончанием войны здание понемногу стало оживать, вновь проводились службы, но вот только самих евреев почти не осталось, и эти службы были очень нечастыми, а к 1980 году и вовсе прекратились. А здание все больше приходило в негодность.
Так было до тех пор, пока в 90-х годах синагогой не заинтересовался Всемирный фонд памятников (США), который внес ее в список еврейского наследия, а в 1994 году выделил миллион долларов на проведение капитального ремонта.
Изучались архивы, документы, фотографии и уже по ним проводилась тщательная реставрация, так чтобы сейчас мы могли наблюдать синагогу почти в первозданной красоте.
Росписи на потолке в мавританском стиле, узоры на стенах, лепнина, декоративные перила женской галереи, 43 цветных витража. Как считается, интерьеры частично выполнены в стиле исламской мечети Ибн Тулун, находящейся в Каире.
У восточной части здания, в самом центре, находится синагогальный ковчег (Арон а-кодеш) выполненный из белого каррарского мрамора. Ковчег украшают коринфские колонны с капителями в цветочных мотивах. А венчает все это большой золотой купол с короной. Как известно, в ковчеге хранятся свитки Торы, и в особые праздничные дни створки ковчега открывают. В таком случае служба проводится стоя.
Сейчас же службы в синагоге Темпель явление достаточно редкое, один-два раза в год. В остальное время это скорее культурный центр. Здесь проводятся концерты и выступления, различные фестивали и еврейские праздники, благо размер зала позволяет вмещать достаточное количество человек, да и акустика считается очень хорошей.
Поэтому в синагоге чувствуется дыхание жизни, что очень немаловажно и она производит приятное впечатление. Я даже немного отдохнул там, на скамеечке, благо посетителей было очень мало. Затем же, оглянувшись на шикарные интерьеры еще разок направился к другим интересностям Казимежа.
И следующие на очереди синагоги это Рему и Исаака, о них в дальнейших рассказах.
14/09/2011 16:17
Материалы по теме
- Страны: Польша
- Статья: Назарет. Церковь-Синагога, 21.07.2007
- Статья: Древние синагоги Галилеи и Голан, 20.07.2007
- Статья: Кальвария-Зебжидовска, 01.01.2000
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.