По образцу прошлогоднего рассказа об индийском транспорте попытался так же систематизировать свои впечатления от использования китайского общественного (и не очень) транспорта.
Как и в Индии, в Китае развиты внутренние авиаперевозки – это и понятно при таких размерах страны. Осуществляет их полтора десятка авиакомпаний, есть даже один лоукостер – базирующийся в Шанхае Spring Airways. Англоязычные версии сайтов есть у всех (хотя часто "кривые"), но вот покупать на них (кроме того же "Спринга") не стоит.
Тарифы на авиаперевозки в Китае устанавливает государство и при покупке билета из-за границы на сайте авиакомпании вам будет показан базовый Y-тариф, а это совсем неинтересно. Зато интересны скидки, достигающие 60-70 %. За ними отправляемся на сайты китайских консолидаторов, их несколько, у всех есть англоязычные версии сайтов, все без проблем принимают иностранные карточки, и у всех есть (на всякий случай) колл-центры, где хорошо говорят по-английски. Сам проверил всё это на примере elong'а. Спешить с покупкой не обязательно – помониторив ситуацию с месяц, пришёл к выводу, что самые выгодные предложения бывают за неделю-другую перед вылетом. Ещё пара замечаний – билет в одну сторону в Китае, вопреки мировым традициям, стоит половину билета туда-обратно. И полёты в Гонконг и Макао (и Тайвань тем более) относятся к категории "международных".
Сам летал "Чайной Истерн" (Шанхай-Сямынь) и "Чайной Саутерн" (Гуанчжоу-Тяньцзинь), оба раза самолёты опаздывали на полчаса-час с прилётом – соответственно и вылетали позже. Во втором случае утренний рейс, на который забронировал билет, вообще отменили, но "элонговский" персонал оперативно перебронировал на дневной. "Чайна Истерн" кормит сухпайком, у "Чайны Саутерн" и горячее было.
Если в прошлом году в Индии хорошо ознакомился со всем разнообразием индийских поездов (от сэконда до АС), то в этом году в Китае – так уж вышло – подробно изучил только одну часть Китайских железных дорог, а именно CRH (China Railway High-speed), то есть скоростные поезда. Это оказалось не так страшно, весьма удобно и даже не так уж и дорого. В 2006-м Коммунистическая партия Китая поставила задачу: к 2020-му путь поездом из Пекина в Гуанчжоу должен занимать 8 часов. И сейчас Китай занят претворения этого решения партии в жизнь, новые линии скоростных поездов вводятся в эксплуатацию чуть ли не каждый месяц, белые поезда с буквами CRH стали одним из символов стремительно развивающегося Китая.
К CRH относятся поезда C, D и G-серий.
C – междугородние (короткие) суперскоростные экспрессы. Ехал Тяньцзинь-Пекин. Полчаса, лично зафиксировал у него вот такую скорость.
G – междугородние (длинные) суперскоростные экспрессы. Использовал Нанкин-Сучжоу (полтора часа) и Сучжоу-Шанхай (40 минут).
D – междугородние (совсем длинные) (просто)скоростные (то есть в районе 200-250 км/ч) поезда. Таким добирался из Пекина в Нанкин, 7 часов.
В Пекине и Шанхае для скоростных поездов построили отдельные вокзалы (Южный и Хонцяо соответственно), но и в этих городах часть скоростных поездов отправляется/приходит на главные вокзалы.
Билеты можно покупать и по старинке – записочками в кассы, но удобнее делать это было (до июня) в автоматах, что скрываются за вывеской self-service ticket office.
Меню автомата, конечно, исключительно на китайском, но сам процесс интуитивно понятен. Только надо иметь перед глазами иероглифы названия места, куда хотите приехать. На первом экране выбираем пункт назначения и дату, вам показывают доступные поезда, выбираем нужный, подтверждаем выбор, суём в купюроприёмних сотенную (ые) купюры, автомат выдаёт билет и сдачу. К сожалению, эту лавочку для иностранцев с июня прикрыли - автоматы теперь требуют китайское ID:(((
На маршрутах, где поезда ходят раз в полчаса (Тяньцзинь-Пекин или Сучжоу-Шанхай) нет смысла покупать заранее – приходите и берёте билет на ближайший поезд (минут 20-ть хватит). На билетике обычно написан номер выхода на посадку – входите в само здание вокзала (через контроль безопасности с просвечиванием багажа), поднимаетесь на 2-й этаж (на Тяньцзинском вокзале выходы на скоростные поезда на 1-м этаже, правее эскалаторов), находите нужный гейт. Выход открывают минут за 10-15 до отправления, проходите через турникет (суёте билетик в нижнюю щель – забираете из верхней). Билетик сохраняем до конца поездки – на выходе надо снова через турникет пройти.
Вагоны бывают 1-го и 2-го класса. Во 2-м классе – мягкие кресла самолётного типа с откидывающимися столиками по схеме 2х3, вместительные багажные полки, в половине случаев бортпроводницы по бутылке воды (0,3) раздавали. Так что ехать удобно, в поезде Пекин-Нанкин даже нормально поспал.
Сколько стоит? Тяньцзинь-Пекин – 58 юаней, Пекин-Нанкин – 274 юаня, Нанкин-Сучжоу – 105 юаней, Сучжоу-Шанхай – 41 юаня. Для сравнения – hard sleeper в обычном поезде Пекин-Нанкин, идущем 15 часов, стоит ровно те же 274 юаня.
Но не во все места в Китае ещё можно добраться скоростными :) и даже обычными поездами. Так что перехожу к междугородным автобусам. Они в Китае вполне современные, ездят по хайвэям.
Ходят с автостанций, на которых тоже не всё так просто, как в Индии. Заходим, видим табло с доступными рейсами (на китайском разумеется), суёмся в билетные кассы, где объясняем, куда нам надо (тут записочки иероглифами пригодятся, хотя один раз встретил англоговорящую кассиршу!), покупаем билет, на котором написан номер выхода на посадку. Через просвечивание багажа проходим в зал ожидания и к своему выходу, на котором и проверяют билеты. В крупных городах автостанций много, так что если едем, например, в Гуанчжоу, при покупке желательно уточнить, до какой станции именно. Расстояние между креслами в автобусах небольшое, а багажные полки маленькие, так что рюкзак можно и в багажное отделение положить (тоже с квитанцией). Помимо обычных кондиционированных (и не очень) экспрессов с мягкими (и не очень) сиденьями, в Китае есть и слиппер-басы, в которых вместо кресел – спальные полки по схеме 1х3 в два яруса. Вещь удобная – едешь себе лёжа, в окно глядишь.
В сельских районах Китая (по расписанию) ездят и обычные минибасы с кондукторами. Есть ещё микробасы без опознавательных знаков – уже частная лавочка, бегают по заполнению в разные места в округе. Относятся уже к таксующему транспорту. Как и местные частники на своих машинах, а в менее продвинутых регионах – и мотоциклах. Оплата по договорённости – в общем, аппетиты у них довольно умеренные (по сравнению с индийскими рикшевозами).
Рассказ про китайский городской транспорт начну с простого утверждения - китайские города обладают необычайно разветвлённой и эффективной системой общественного транспорта, позволяющей добраться до любого интересного места в городе и его ближайших окрестностях.
Первый совет – при прибытии в новый город первым делом покупаем самую свежую карту города (там обычно и маршруты автобусов показаны).
Хотя бы для того, чтобы удивится, сколько новых станций метро китайцы успели построить за год, прошедший с выхода путеводителя. Бабушки у вокзалов/автостанций обычно торгуют ими по 10 юаней, в киосках можно купить за 5 юаней.
Второй совет - пользуйтесь китайскими транспортными картами (о них как-то уже писал в сообществе). Не столько ради экономии, сколько удобства ради.
Метро. Имеется в большинстве крупных китайских городов. Там, где нет – построят в ближайшие годы. Обычно залегает неглубоко, часть линий – вообще эстакадные (т.н. "лёгкое метро"). Какие-то попытки к украшательству вроде московских замечены только на некоторых станциях первой линии Пекинского метро.
Станции (кроме самых старых) закрытого типа, на платформах размечено, где стоять, куда заходить. В час пик может быть многолюдно, но до столпотворения московского метро не дотягивает. Вагоны современные, объявления – двуязычные (китайский и английский), а в Гуанчжоу – даже трёхязычные (помимо стандартного путунхуа, ещё и кантонский диалект юэ). В начале и конце вагона имеются экраны с бегущими текстами – иероглифами и на английском. Есть и двуязычные схемки с загорающимися лампочками. Ещё в Пекине и Шанхае вход на станции – через просвечивание сумок. Оплата дифференцирована, только в Пекине за любую поездку – 2 юаня.
Автобусные маршруты в китайских городах многочисленны. Автобусы современные, вход – через переднюю дверь, выход – через среднюю, задней нет. Кондукторы имеются в Пекине – соответственно там входим через ту из средних дверей (в Пекине распространены автобусы-"гармошки"), у которой сидит кондуктор – она на остановках высовывает руку в окно, показывая, где входить. На входе либо прикладываем транспортную карту к ридеру, либо бросаем монетки в коробочку.
Обычные цены: 1 юань – за некондиционированный автобус (но такие уже довольно редки), 2 юаня – за кондиционированный. С транспортной картой – дешевле. Такая роскошь, как двуязычные объявления, имеется только в Пекине, Шанхае и Гонконге, да и то – не всегда. Зато там обычно всегда идут двуязычные тексты на табло в начале салона. В других городах язык только китайский.
На автобусных остановках обычно маршруты подробно расписаны, но только иероглифами. В Пекине обычно конечные станции на остановках написаны латиницей. В Пекине, Шанхае и Гуанчжоу есть и троллейбусы – от автобусов отличаются только наличием этих самых троллей.
Из-за такого близкого сходства как-то в сумерках в Шанхае перепутал 19-й троллейбус с 19-м автобусом и уехал немного не туда :) Трамваи в китайских городах вымерли. Кроме очаровательных двухэтажных трамваев в Гонконге.
К внутригородскому транспорту относятся ещё паромы в Гонконге, Гуанчжоу, Шанхае.
Стоит упомянуть маглев – поезд нового поколения (магнитная левитация), курсирующий между аэропортом Пудун и Шанхаем (станция метро Лонянь). Можно прокатиться ради интереса – стоит 50 юаней (против 7 юаней за метро).
В начале XXI века китайцы думали, строить ли скоростные поезда обычного типа (CRH) или такие вот маглевы. В 2006-м окончательно выбрали нормальные поезда, так что шанхайский маглев так и остался памятником китайского размаха с долей транжирства.
Такси в китайских городах многочисленны и разноцветны. Непонятно, зачем при таком общественном транспорте они нужны. А китайцы ещё и в очередях на них стоят! Ездят по счётчику, английского обычно таксисты не знают, так что под рукой желательно иметь карту с иероглифами, чтобы довезли куда надо.
Вот и весь рассказ про китайский транспорт.
02/09/2011 16:16
Материалы по теме
- Страны: Китай
- Города: Гуанчжоу; Шанхай; Пекин
- Отзыв о поездке: Китай: впечатления, июль 2011
- Отзыв о поездке: Шанхай бытовой и экскурсионный, август 2010
- Отзыв о поездке: Передвигаемся по Пекину самостоятельно, июнь 2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.