Китайский транспорт



    По образцу прошлогоднего рассказа об индийском транспорте попытался так же систематизировать свои впечатления от использования китайского общественного (и не очень) транспорта.

    Как и в Индии, в Китае развиты внутренние авиаперевозки – это и понятно при таких размерах страны. Осуществляет их полтора десятка авиакомпаний, есть даже один лоукостер – базирующийся в Шанхае Spring Airways. Англоязычные версии сайтов есть у всех (хотя часто "кривые"), но вот покупать на них (кроме того же "Спринга") не стоит.

    Тарифы на авиаперевозки в Китае устанавливает государство и при покупке билета из-за границы на сайте авиакомпании вам будет показан базовый Y-тариф, а это совсем неинтересно. Зато интересны скидки, достигающие 60-70 %. За ними отправляемся на сайты китайских консолидаторов, их несколько, у всех есть англоязычные версии сайтов, все без проблем принимают иностранные карточки, и у всех есть (на всякий случай) колл-центры, где хорошо говорят по-английски. Сам проверил всё это на примере elong'а. Спешить с покупкой не обязательно – помониторив ситуацию с месяц, пришёл к выводу, что самые выгодные предложения бывают за неделю-другую перед вылетом. Ещё пара замечаний – билет в одну сторону в Китае, вопреки мировым традициям, стоит половину билета туда-обратно. И полёты в Гонконг и Макао (и Тайвань тем более) относятся к категории "международных".

    пассажиры / Китай
    пассажиры
    аэропорт / Китай
    аэропорт
    CRH / Китай
    CRH

    Сам летал "Чайной Истерн" (Шанхай-Сямынь) и "Чайной Саутерн" (Гуанчжоу-Тяньцзинь), оба раза самолёты опаздывали на полчаса-час с прилётом – соответственно и вылетали позже. Во втором случае утренний рейс, на который забронировал билет, вообще отменили, но "элонговский" персонал оперативно перебронировал на дневной. "Чайна Истерн" кормит сухпайком, у "Чайны Саутерн" и горячее было.

    Если в прошлом году в Индии хорошо ознакомился со всем разнообразием индийских поездов (от сэконда до АС), то в этом году в Китае – так уж вышло – подробно изучил только одну часть Китайских железных дорог, а именно CRH (China Railway High-speed), то есть скоростные поезда. Это оказалось не так страшно, весьма удобно и даже не так уж и дорого. В 2006-м Коммунистическая партия Китая поставила задачу: к 2020-му путь поездом из Пекина в Гуанчжоу должен занимать 8 часов. И сейчас Китай занят претворения этого решения партии в жизнь, новые линии скоростных поездов вводятся в эксплуатацию чуть ли не каждый месяц, белые поезда с буквами CRH стали одним из символов стремительно развивающегося Китая.

    К CRH относятся поезда C, D и G-серий.

    C – междугородние (короткие) суперскоростные экспрессы. Ехал Тяньцзинь-Пекин. Полчаса, лично зафиксировал у него вот такую скорость.

    G – междугородние (длинные) суперскоростные экспрессы. Использовал Нанкин-Сучжоу (полтора часа) и Сучжоу-Шанхай (40 минут).
    D – междугородние (совсем длинные) (просто)скоростные (то есть в районе 200-250 км/ч) поезда. Таким добирался из Пекина в Нанкин, 7 часов.
    В Пекине и Шанхае для скоростных поездов построили отдельные вокзалы (Южный и Хонцяо соответственно), но и в этих городах часть скоростных поездов отправляется/приходит на главные вокзалы.

    Билеты можно покупать и по старинке – записочками в кассы, но удобнее делать это было (до июня) в автоматах, что скрываются за вывеской self-service ticket office.

    скорость / Китай
    скорость
    автоматы / Китай
    автоматы
    платформа / Китай
    платформа

    Меню автомата, конечно, исключительно на китайском, но сам процесс интуитивно понятен. Только надо иметь перед глазами иероглифы названия места, куда хотите приехать. На первом экране выбираем пункт назначения и дату, вам показывают доступные поезда, выбираем нужный, подтверждаем выбор, суём в купюроприёмних сотенную (ые) купюры, автомат выдаёт билет и сдачу. К сожалению, эту лавочку для иностранцев с июня прикрыли - автоматы теперь требуют китайское ID:(((

    На маршрутах, где поезда ходят раз в полчаса (Тяньцзинь-Пекин или Сучжоу-Шанхай) нет смысла покупать заранее – приходите и берёте билет на ближайший поезд (минут 20-ть хватит). На билетике обычно написан номер выхода на посадку – входите в само здание вокзала (через контроль безопасности с просвечиванием багажа), поднимаетесь на 2-й этаж (на Тяньцзинском вокзале выходы на скоростные поезда на 1-м этаже, правее эскалаторов), находите нужный гейт. Выход открывают минут за 10-15 до отправления, проходите через турникет (суёте билетик в нижнюю щель – забираете из верхней). Билетик сохраняем до конца поездки – на выходе надо снова через турникет пройти.

    Вагоны бывают 1-го и 2-го класса. Во 2-м классе – мягкие кресла самолётного типа с откидывающимися столиками по схеме 2х3, вместительные багажные полки, в половине случаев бортпроводницы по бутылке воды (0,3) раздавали. Так что ехать удобно, в поезде Пекин-Нанкин даже нормально поспал.

    Сколько стоит? Тяньцзинь-Пекин – 58 юаней, Пекин-Нанкин – 274 юаня, Нанкин-Сучжоу – 105 юаней, Сучжоу-Шанхай – 41 юаня. Для сравнения – hard sleeper в обычном поезде Пекин-Нанкин, идущем 15 часов, стоит ровно те же 274 юаня.

    Но не во все места в Китае ещё можно добраться скоростными :) и даже обычными поездами. Так что перехожу к междугородным автобусам. Они в Китае вполне современные, ездят по хайвэям.

    Ходят с автостанций, на которых тоже не всё так просто, как в Индии. Заходим, видим табло с доступными рейсами (на китайском разумеется), суёмся в билетные кассы, где объясняем, куда нам надо (тут записочки иероглифами пригодятся, хотя один раз встретил англоговорящую кассиршу!), покупаем билет, на котором написан номер выхода на посадку. Через просвечивание багажа проходим в зал ожидания и к своему выходу, на котором и проверяют билеты. В крупных городах автостанций много, так что если едем, например, в Гуанчжоу, при покупке желательно уточнить, до какой станции именно. Расстояние между креслами в автобусах небольшое, а багажные полки маленькие, так что рюкзак можно и в багажное отделение положить (тоже с квитанцией). Помимо обычных кондиционированных (и не очень) экспрессов с мягкими (и не очень) сиденьями, в Китае есть и слиппер-басы, в которых вместо кресел – спальные полки по схеме 1х3 в два яруса. Вещь удобная – едешь себе лёжа, в окно глядишь.

    В сельских районах Китая (по расписанию) ездят и обычные минибасы с кондукторами. Есть ещё микробасы без опознавательных знаков – уже частная лавочка, бегают по заполнению в разные места в округе. Относятся уже к таксующему транспорту. Как и местные частники на своих машинах, а в менее продвинутых регионах – и мотоциклах. Оплата по договорённости – в общем, аппетиты у них довольно умеренные (по сравнению с индийскими рикшевозами).

    Рассказ про китайский городской транспорт начну с простого утверждения - китайские города обладают необычайно разветвлённой и эффективной системой общественного транспорта, позволяющей добраться до любого интересного места в городе и его ближайших окрестностях.

    Первый совет – при прибытии в новый город первым делом покупаем самую свежую карту города (там обычно и маршруты автобусов показаны).

    Хотя бы для того, чтобы удивится, сколько новых станций метро китайцы успели построить за год, прошедший с выхода путеводителя. Бабушки у вокзалов/автостанций обычно торгуют ими по 10 юаней, в киосках можно купить за 5 юаней.

    Второй совет - пользуйтесь китайскими транспортными картами (о них как-то уже писал в сообществе). Не столько ради экономии, сколько удобства ради.

    автостанция / Китай
    автостанция
    спальные полки / Китай
    спальные полки
    вход в метро / Китай
    вход в метро

    Метро. Имеется в большинстве крупных китайских городов. Там, где нет – построят в ближайшие годы. Обычно залегает неглубоко, часть линий – вообще эстакадные (т.н. "лёгкое метро"). Какие-то попытки к украшательству вроде московских замечены только на некоторых станциях первой линии Пекинского метро.

    Станции (кроме самых старых) закрытого типа, на платформах размечено, где стоять, куда заходить. В час пик может быть многолюдно, но до столпотворения московского метро не дотягивает. Вагоны современные, объявления – двуязычные (китайский и английский), а в Гуанчжоу – даже трёхязычные (помимо стандартного путунхуа, ещё и кантонский диалект юэ). В начале и конце вагона имеются экраны с бегущими текстами – иероглифами и на английском. Есть и двуязычные схемки с загорающимися лампочками. Ещё в Пекине и Шанхае вход на станции – через просвечивание сумок. Оплата дифференцирована, только в Пекине за любую поездку – 2 юаня.

    Автобусные маршруты в китайских городах многочисленны. Автобусы современные, вход – через переднюю дверь, выход – через среднюю, задней нет. Кондукторы имеются в Пекине – соответственно там входим через ту из средних дверей (в Пекине распространены автобусы-"гармошки"), у которой сидит кондуктор – она на остановках высовывает руку в окно, показывая, где входить. На входе либо прикладываем транспортную карту к ридеру, либо бросаем монетки в коробочку.

    Обычные цены: 1 юань – за некондиционированный автобус (но такие уже довольно редки), 2 юаня – за кондиционированный. С транспортной картой – дешевле. Такая роскошь, как двуязычные объявления, имеется только в Пекине, Шанхае и Гонконге, да и то – не всегда. Зато там обычно всегда идут двуязычные тексты на табло в начале салона. В других городах язык только китайский.

    На автобусных остановках обычно маршруты подробно расписаны, но только иероглифами. В Пекине обычно конечные станции на остановках написаны латиницей. В Пекине, Шанхае и Гуанчжоу есть и троллейбусы – от автобусов отличаются только наличием этих самых троллей.

    на остановке / Китай
    на остановке
    расписание / Китай
    расписание
    троллейбус / Китай
    троллейбус

    Из-за такого близкого сходства как-то в сумерках в Шанхае перепутал 19-й троллейбус с 19-м автобусом и уехал немного не туда :) Трамваи в китайских городах вымерли. Кроме очаровательных двухэтажных трамваев в Гонконге.

    К внутригородскому транспорту относятся ещё паромы в Гонконге, Гуанчжоу, Шанхае.

    Стоит упомянуть маглев – поезд нового поколения (магнитная левитация), курсирующий между аэропортом Пудун и Шанхаем (станция метро Лонянь). Можно прокатиться ради интереса – стоит 50 юаней (против 7 юаней за метро).

    трамваи / Китай
    трамваи
    паромы / Китай
    паромы
    маглев / Китай
    маглев

    В начале XXI века китайцы думали, строить ли скоростные поезда обычного типа (CRH) или такие вот маглевы. В 2006-м окончательно выбрали нормальные поезда, так что шанхайский маглев так и остался памятником китайского размаха с долей транжирства.

    Такси в китайских городах многочисленны и разноцветны. Непонятно, зачем при таком общественном транспорте они нужны. А китайцы ещё и в очередях на них стоят! Ездят по счётчику, английского обычно таксисты не знают, так что под рукой желательно иметь карту с иероглифами, чтобы довезли куда надо.

    Вот и весь рассказ про китайский транспорт.

    antinormanist
    02/09/2011 16:16


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Китая

    29.01.20 "Сибирь" откроет прямые рейсы Москва - Пекин
    28.01.20 Авиакомпании начали отменять рейсы в Китай
    23.01.20 В Пекине из-за вируса отменили празднование китайского Нового года
    14.01.20 Группа "Аэрофлот" полностью перейдет в новый аэропорт Пекина
    20.12.19 "Аэрофлот" будет летать в оба аэропорта Пекина
    25.11.19 "Сибирь" сменит аэропорт в Пекине
    17.09.19 China Southern приостановит полеты Урумчи - Москва на полгода
    06.12.18 Цзянсу ждет туристов из России и открывает туристический центр в Москве
    08.11.18 Китай пробует упростить 144-часовой безвизовый транзит
    23.10.18 Новый мост вдвое удешевит поездки между Гонконгом и Макао
    [an error occurred while processing this directive]