Каппадокия. Подземный город Мазы!

Как по мне, то самая интересная - подземная, часть Каппадокии! Под катом путешествие в самый настоящий подземный город, со всеми его оборонительными системами, тронными залами, лестницами-переходами, церквями, голубятнями и зернохранилищами. В средние века в подобных городах укрывались от неприятеля до нескольких десятков тысяч человек, а некоторые из помещений используются в хозяйственных целых и по сей день!

// tim-taller15.livejournal.com

Замечательный гид Ихсан помогает Тане преодолеть одну из шахт подземного города Мазы

В Каймаклы мы нашли одноименный пещерный город. Он находился недалеко от центра современного поселка. Этот подземный город нас как-то сразу не порадовал: вереница туристических автобусов, сувенирный базар вокруг входа, толпы туристов. К тому же платным было не только собственно посещение, но и парковка. Гулять по переполненному туристами пещерному поселению нам совсем не улыбалось и мы решали ехать отсюда подальше. Еще один пещерный город Дуринкую, мы решили тоже проигнорировать и поехали в непонятном направлении по указателю на какие-то гробницы. Ехали мы не очень долго, но достаточно чтобы успеть засомневаться, надо ли нам эти гробницы вообще? Просто они были нам не совсем по пути, а кое-кому из нас уже через два дня рано утром нужно было вылетать домой из Анталии.

// tim-taller15.livejournal.com

Не совсем туристическая Каппадокия. К слову, сомневались в целесообразности поиска гробниц мы еще и потому, что дорога стала какой-то совсем уж грунтовой.

Но, попетляв еще немного по долине, за одним из поворотов в небольшом поселке, мы наконец увидели вот это:

// partisan83.livejournal.com

Смекнув, что это именно то куда нас вел указатель, мы припарковались прямо у подножия скалы.

// tim-taller15.livejournal.com

Это была парковка какого-то мелкого предприятия. Въехали мы сюда через открытые ворота.

Долина в этих местах была достаточно узкой и с обеих сторон зажата скалами. Вдоль единственной дороги стояли редко разбросанные дома с прилегающими к ним огородами. Мы решили пройти немного вглубь села в поисках тропинки вверх, так как в районе парковки скала выглядела неприступной.

// tim-taller15.livejournal.com

По одной стороне дороги скала была испещрена ходами. На вершине все те же гробницы. Когда мы прошли метров триста, а подъемов все не нашли, я понял что оставлять машину так далеко не имеет смысла и вернулся, чтоб перепарковать ее.

// partisan83.livejournal.com

Догнал своих я уже на центральной площади поселка. Таня махала мне рукой с обочины показывая, чтоб я заезжал на парковку рядом с каким-то уставшим зданием.

// tim-taller15.livejournal.com

Потрепаным зданием оказался центр туристической информации. Когда я вышел из машины, Таня пригласила зайти внутрь:

- Тут оказывается целый пещерный город и даже есть свои люди. Сам увидишь, пойдем.

// jatta8.livejournal.com

Своим человеком оказался работник туристического центра Ихсан. Он тут же организовал нам стол с печеньками и чаем на хорошем английском рассказал о том, что мы можем тут увидеть. А так же показал карту...

// barbarosso.livejournal.com

...удивило в этой карте не столько то, что она была на русском языке, как собственно авторство. Подписана она, как можно увидеть на снимке, Греком. Пообщавшись с Ихсаном мы поняли, что это тот самый Грек из Одессы которого мы знали. Он имеет некоторое отношение к "Поиску" и организовывал (а может и до сих пор организовывает) подземные соревнования в одесских катакомбах.

Ссылка на отчеты о соревнованиях 2008-го года на последней фотографии про награждение, по центру, как раз этот самый Грек.

Одесские спелеологи помогали исследовать этот пещерный город. В общем, наши есть везде и еще раз привет Одессе (что-то она меня преследует в последнее время).

// tim-taller15.livejournal.com

Когда мы допили чай Ихсан пригласил нас посмотреть пещерный город. Естественно мы не отказались.

О подземных поселениях Каппадокии науке стало известно еще в XIX веке, когда французский священник Жерфанион спустился в дыру посередине горной равнины и обнаружил там колоссальный подземный город: "...имеющий вентиляционные шахты, колодцы, помещения для хранения зерна и содержания домашних животных, прессы для изготовления вина и храмы. Население подобного города выходило наверх только чтобы обрабатывать поля. Узкие переходы, ведущие к поверхности, в случае опасности перекрывались тяжелыми каменными жерновами...". Не будем останавливаться на том какой именно город он таким образом обнаружил, тем более, что подобные поселения описывал еще древнегреческий историк Ксенофонт в V веке до нашей эры. Перейдем к современности.

Сейчас известно шесть подобных подземных городов. Два крупнейших из них (Каймаклы и Дуринкую) уже полным ходом используются в туристических целях, хоть еще до конца не исследованы. Наш подземный город - Мазы, тоже до конца не исследован, но туристами, к счастью, пока не избалован. Мы за весь день так и остались его единственными посетителями.

Более того Мазы, в отличии от других подземных городов Каппадокии, так толком никогда и не был заброшен. Город вырублен в крутом склоне и несмотря на то, что многие его ходы уходят глубоко в породу, те которые располагаются близко к долине и по сей день используются местными жителями в хозяйственных нуждах.

- Вы лучше сюда не ходите, - не раз советовал нам Ихсан во время экскурсии.

- Почему?

- Попадете в сарай к моему соседу, он не рад будет.

Еще в ХХ веке многие помещения подземного города использовались для проживания людей и только после Ататюрка, который мечтал видеть Турцию современным светским государством, людей выселили из их пещер. По словам Ихсана в Мазы и сейчас живут много людей которые родились и провели свои детские годы в пещере, в прямом смысле этого слова.

Пещерные города Каппадокии это не просто поселения где вперемешку с обычной застройкой активно используются небольшие углубления, максимум на пару комнат. Это действительно полноценные города с сугубо подземной инфраструктурой. Тут могли постоянно жить люди, выходя на поверхность лишь, для того, чтоб обработать поле или выпасать скот. Хоть для постоянного проживания скорее-всего город использовали только во время осады. Для этого тут была создана разветвленная инфраструктура, включающая в себя все необходимое для жизни и обороны.

И эти города были не такими уж и маленькими. К примеру, Каймаклы насчитывает восемь уровней уходя под землю на глубину до 80-ти метров. Одновременно в нем могло проживать до 15 000 человек и это еще не самый крупный из подземных городов Каппадокии.

// tim-taller15.livejournal.com

Одно из помещений недалеко от входа.

Начали мы свою экскурсию спустившись под землю, а если быть точнее, то просто войдя в один их тоннелей совсем немного поднявшись по тропинке от центра туристической информации.

// tim-taller15.livejournal.com

Щиты перед входом предупреждают о том, что в пещерном городе не курят. Впрочем это Турция и если пользоваться специальной пластиковой бутылкой как пепельницей и забирать бычки с собой, то курить очень даже можно.

Остатки водосборной системы:

// partisan83.livejournal.com

Ихсан показывает место сбора воды и желоб по которому она попадала в специальное водохранилище.

// jatta8.livejournal.com

Собственно водосборная шахта. как видно тут еще не очень глубоко. Потому, что мы недалеко от входа. Вообще же глубина залегания ходов в Мазы достигает 70-ти метров.

// tim-taller15.livejournal.com

Один из старых ходов к поверхности. В древние времена, когда город еще не утратил своего оборонительного значения, попасть в него можно было только по таким узким, низким и извилистым ходам. Враг, отважившийся зайти сюда, должен был пригибаться. Оборонявшимся не стоило большого труда заколоть его копьем, для этого в потолке были выдолблены специальные небольшие отверстия. Эти бойницы выходили в пол находящейся сверху комнаты, где и дежурили защищавшиеся.

Если же неприятель умудрялся пробраться сквозь этот опасный лабиринт, он непременно натыкался на такую вот дверь:

// tim-taller15.livejournal.com

Отверстие в этом жернове вырезали уже наши современники.

Раньше же этот камень наглухо запирал вход...

// tim-taller15.livejournal.com

...выкатываясь из подобного паза. Из-за паза выдавить его было невозможно. Да и откатить проблематично, так как он был подперт изнутри. А чтоб враг не мог спокойно выбивать камень-дверь, над коридором имелась все та же комната с бойницами в полу. Отсюда можно было практически беспрепятственно заливать масло за шиворот столпившихся у закрытой двери захватчиков.

Ихсан собрал нас у одного из помещений, которое он называл тронным залом и спросил:

// jatta8.livejournal.com

- Зачем тут эти две двери, как вы думаете?

Вариантов мы ему выдали много, один глупее другого. Было даже что-то про лилипутов Потом он попросил всех нас войти через маленькую дверь, что мы и сделали здорово пригнувшись. А Таню пригласи войти в тронный зал через большую. После чего пояснил, что большая дверь для начальства, а маленькая для всего остального люда, чтоб входя - кланялись.

Таня в тронном зале.

Один из хозяйственных сосудов.

// barbarosso.livejournal.com

В этой комнате Ихсан задал нам очередную загадку. Он спросил, что это за помещение?

Комната была довольно просторной с шахтой в потолке ведущей на поверхность. Практически во всех стенах были расположены маленькие ниши и находились практически все они под потолком, так что без лестницы не достанешь.

Гадали долго и безуспешно.

Оказалось, что это голубятня. Да, обыкновенная голубятня для содержания почтовых голубей, которых использовали для связи с соседними городами во время осады. Через отверстие посредине комнаты они и вылетали.

А отсюда мы отправились дальше несколько раз меняя уровни. Переходить с уровня на уровень нужно было по узким шахтам-лестницам.

// tim-taller15.livejournal.com

Одна из таких шахт. Она в ширину сантиметров 70 поэтому можно спокойно лезть в распорах не боясь рухнуть вниз.

// barbarosso.livejournal.com

Выход из этой шахты на следующем уровне.

Каппадокия. Подземный город Мазы! / Турция

Кое где ход был не таким безопасным и Ихсан сбрасывал нам вниз веревку с монтажным поясом.

// barbarosso.livejournal.com

Через несколько часов проведенных под землей мы вышли таки на поверхность. Этот выход находится намного выше по склону чем тот через который мы вошли.

Ихсан наивно спросил, не хотим ли мы посмотреть еще несколько участков подземного города:

- Конечно хотим! - даже не думая ответили мы.

Ихсан повел нас в совершенно другую часть подземелий. Тут было значительно меньше крупных помещений и ходы переплетались в казалось бы хаотическом порядке, представляя из себя чудесный лабиринт.

// barbarosso.livejournal.com

Крест на стене одной из церквей подземного города Мазы. Наибольшего расцвета подземные города достигли в средние века. Жители-христиане укрывались тут от арабских набегов, поэтому церкви в пещерных городах не редкость.

После Ихсан предложил нам поиграть в прятки. При чем спрятать он предложил Танюшу и сказал, что если мы ее не найдем в течении пяти минут, она останется в этих подземельях навсегда.

// barbarosso.livejournal.com

Оставлять Танюшу тут в наши планы не входило и вскоре она была обнаружена в одном из зернохранилищ.

Фото на память.

Вышли на поврехность мы грязными как черти. Ихсан отвел нас в ближайшее кафе, где мы смогли смыть с себя пыль.

После Мазы мы отправились на юго-запад.

// partisan83.livejournal.com

Ну и напоследок обычной Каппадокийский пейзаж.

Пожалуй подземная часть Каппадокии произвела на мена наибольшее впечатление!