Здесь наказывают святых, потому что католические священники покинули местный храм!
Деревня Чамула (3100 метров над уровнем моря), штат Чьяпас - секретное оружие экскурсовода, фото запрещено полностью, живут специфические индейцы-горцы, смурные, в черных войлочных бурках, а кто в бурках белых и с дубиной - тот местный правопорядок. На раскладках открыток вполне обычный сюжет - сапатисты с калашниковыми и в масках. Короче, сразу понятно, что здесь в горах живут по своему, официально-сомбрерная Мексика где- то в стороне и побоку.
Сапатисты - революционная армия/террористы/повстанцы, именуют себя в честь одного из лидеров мексиканской революции генерала Эмилио Сапаты 1910-20 годов. Организовались в середине 80-х в поддержку прав индейцев. Наиболее известная их акция прошла в 1994-95 годах, когда они заняли почти весь штат, что привело к очередным реформам в стране и смене президента. Лидер сапатистов субкоманданте Маркус, подхвативший романтичный ореол Че Гевары наших дней, кстати, он же известный антиглобалист, пишет книги.
До сих пор в штате Чьяпас на въезде во многие деревни красуется красная звезда - их контролируют сапатисты и центральной власти они практически не подчиняются. Сапатистов поддерживают коренные индейцы, которых в Чьяпасе около 2-3 миллионов человек. Около 15-20% из них даже не знают испанского и говорят на местных наречиях. Вот в гости к таким диким народам мы и попали в этот день.
Для тех, кому будет много букофф - после забавный фоторепортаж - как индейцы из кактуса и червяков делают ковры))).
Мы попали на очередной праздник. На улице шла почти война. Процессия из сотни индейцев с какими- то хоругвями и огромными соснами метра по два с половиной высотой в руках, под гитары и аккордеон бежали по центральной площади по кругу, рядом - оцепление в белых бурках. И постоянно бахали огромнейшие петарды.
Местную церковь построили испанцы, но сами святые отцы испытания местным колоритом не выдержали и ушли. Теперь там молятся по своему, как могут и как нравится. А все службы ведут шаманы, самые что ни на есть настоящие.
В нос сразу бьет насыщенный запах хвои. В полусумраке горят сотни свечей на полу по всему залу, все усыпано сосновыми иголками, на такой хвойной подушке сидят семьями, чему- то даже молятся, но сомневаюсь, что деве Гваделупской. Народ постарше из 100- граммовых гранчаков каждые 5-10 минут причащается самогоном (на минуточку - на дворе 9 утра), кто послабше - пьют кока-колу, один из немногих глобальных брендов, который сумел завоевать полное доверие местных)).
Сидят большими семьями с детьми, что-то бурмочат, смотрят не очень добро, а больше - никак. Дети, те без контроля взрослых улыбаются пришлым, пока родители не заметят этой вопиющей доброты. При нас большую курицу поднимала над головой женщина, явно глава семьи, водила ее по кругу над свечами, потом детей и других родственников терла этой птицей. Собирала грехи, - чуть позже она свернет курице шею, там же в церкви... Так что кому они молятся, угадать сложно. Шаману мы руку пожали на всякий случай, мало ли какие его боги.
Кстати, в церкви остались образы католических святых - и если они не выполняют желания моящихся, - о здоровье ли, об урожае, - их наказывают и убирают на время в подсобку!
Реальное ощущение сумасшествия: в храме бухают на полу и душат курей, снаружи взрослые мужики бегают по кругу с елками, палят мощные петарды держа их в руках, к кресту с Исусом привязана елка, а у креста лежит какой- то древний камень, явно из майянских раскопок. Велкам.
Вот такие они, жители Лакандонской сьерры, одни из потомков высокогорных майя. Лакандоны, что сказать!
Берем кактус, специальный, на котром видны белые разводы
Это не просто так - это живые козявки - мелкие червячки
Берем конечно и овечью шерсть, высучиваем ее чесалками, получаем нить. Процесс долгий, но одинаковый во всех странах мира.
А вот черви в процессе присутствуют не везде. Червяков давят. Получаем неожиданно яркий кроваво-красный цвет
Капля лимона - и уже оранжевый с фиолетовым
Далее используя другие дополнительные природные элементы получают еще новые цвета. Все натуральное и как уверяют на века. Проверить на века ли - не удалось, потому что даже самый небольшой коврик парили за 2000 песо. Не растратился.
22/07/2011 16:16
Материалы по теме
- Страны: Мексика
- Отзыв о поездке: Мексика. Оахака, Монте Альбан - самая загадочная цивилизация, июнь 2011
- Статья: Мексика: разные дороги к одному Богу, 07.04.2003
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.