Часть первая.
Нам нужно было попасть в Таллинн всего на один день. 10 июня 2011 в центре современного искусства "Kатёл" будет идти спектакль "Танцующая башня", великого режиссера современности Саши Пепеляева. Расстояние между Москвой и Таллинном по разным источникам от 850 до 964 км.
Много денег тратить не хотелось, да и за дорого может съездить каждый. Выбор из Москвы не велик: прямой перелёт самолётом-14 000 руб. на одного, всего один ночной поезд в день (!!!)- 11 200 руб.(туда и обратно) за 16 часов сидения на одном месте, автобус Москва- Таллинн (долго, медленно и скучно)....... Поездов Санкт Петербург - Таллинн вообще нет. Решение получилось легкомысленное и очень простое.
Виза. Записаться на приём в посольство можно было только на 21 июля. Не успеем. Чтобы не стоять в гигантских очередях в Консульстве на Арбате и не платить местным "нищим" бабкам за очередь, заполнили анкеты на сайте посольства, распечатали, наклеили фотки, заполнили нужные бумаги, получили подтверждение по факсу из отеля и отнесли всё в "Pony express" у метро "Красные ворота". Постояв в очереди минут 30, заплатили по 35 евро за одну визу и 900 рублей за сбор. Ровно через семь дней получили визы там же. Просили на один день, даже написали письмо Консулу. Дали визу на 16 дней.(????) Готовые визы могут привезти домой или на работу.
Забронировали очень смешной (как потом оказалось) отель в Таллинне внутри городской стены Meriton Old Town Garden Hotel....... 42 евро с завтраком (в 100 метрах от Ратушной площади.) Сайт: www.meritonhotels.com
А вот дальше начинается самое интересное.
Нужно было состыковать приход поезда и отправление прямого автобуса из Санкт-Петербурга до Таллинна.
По идее, нужны были билеты на поезда, приходящие в Санкт Петербург часов в 6-00 утра. Потом на автобус, отправляющийся в 7-15 с Балтийского вокзала .( в Таллинне он в 13-35) Но таких билетов уже не было (праздники). Следующий автобус только в 11-15. В Таллинне он приезжает в 18-10.А начало спектакля в 19-00. Есть куча причин не успеть .Пока думали, что делать, билеты на автобус закончились. Тупик. Не может не быть других вариантов. И мы его нашли.
Купили самые дешёвые билеты в Санкт- Петербург и обратно в плацкартном вагоне.
Туда. Поезд №38А. Москва - Санкт - Петербург .Верхние полки. Выезд в 00-44. В Питере мы в 08-40. Цена 1200 за билет.
Обратно. Поезд №55- Санкт Петербург - Москва. Одна верхняя и одна нижняя полки. Выезд в 00-40 . В Москве мы 09-40. Цена 1200 за билет.
Отдельное спасибо МПС. За окном 21 век. Бог с тем, что поезд 650 км проходит за 8 часов. (Сапсан в расчёт не берём . Дорого и неудобное расписание ). Но, ПЛАЦКАРТНЫЕ ВАГОНЫ в 21 веке - это испытание не для слабонервных. Хотите духоты, грязи, вонючих туалетов, пьяной брани, стриптиза - Вам туда. Настоящий турист таких мелочей не замечает. Подумаешь, смотрящий за 13 вагоном поезда - Санкт Петербург - Москва всю дорогу спал и проснулся часов в 8-00 для того, чтобы нам всем сказать, срочно собрать и принести ему постельное бельё. Хочется посмотреть человеку с погонами генерала и тихо спросить - СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ и ПОЧЕМУ он будет считать нас свиньями? Ответ мы нашли быстро в одном интервью с этим генералом. Считать свиньями он нас будет всего до 2030 года.(!?).Ровно столько будут существовать эти вагоны. А потом придёт другой генерал и прибавит ещё чуть-чуть до своей пенсии. Мы почему- то решили эту проблему за 1 минуту. Деньги, для покупки новых вагонов, лежат в абсолютно пустых дорогущих вагонах фирменных поездов на всех направлениях. ПРОДАВАЙТЕ ИХ СО СКИДКАМИ СВИНЬЯМ ЗА ДЕНЬ-ДВА ДО ОТПРАВЛЕНИЯ ПО ЦЕНЕ ПЛАЦКАРТА ИЛИ КУПЕ. Для этого Вам нужно просто выйти из своего офиса на платформу и увидеть всё СВОИМИ ГЛАЗАМИ.
Из интернета:
"Не очень удобно переодеваться на людях"
О нелюбви Якунина к плацкартным вагонам хорошо известно. "Я поставил задачу, чтобы плацкартный вагон перестал существовать как класс", - говорит глава РЖД в одном из недавних интервью. Свою инициативу он объясняет заботой об удобстве пассажиров: "Не очень удобно, когда пассажиры переодеваются на людях. Да и атмосфера там: люди потеют, дышат, у каждого свой запах...".
Часть вторая.
Если нет билетов на автобус, будем добираться до Таллинна своим ходом. Рядом с метро "Лиговский проспект"(около Макдональдса) есть остановка маршруток , идущих до Кингисепа. Время в пути 2 часа. Стоимость билета 250 руб. Дальше на любом транспорте едем до Ивангорода (12км) . В Ивангороде пограничный КПП с Эстонией. Автобусы и машины там пересекают границу, отстояв (отсидев) огромные очереди. Но оказывается, можно и пешком. Не спеша прогуляемся по мосту через реку Нарва, и мы попадаём в Эстонию. Не план, а мечта. Дальше - ещё проще. Выйдя из ворот КПП с эстонской стороны, на такси доезжаем до автовокзала Нарвы (он же ж/д вокзал). Тел.такси +3 7255906090. Покупаем билеты на автобус Нарва-Таллинн. Время в пути 2-40 мин. Цена одного билета 9 евро. И мы в Таллинне гораздо раньше, чем эстонские автобусы.
Обратно, нам удалось купить билеты на автобус Таллинн- Санкт-Петербург эстонской компании "luxexpress" (Люкс -экспресс). Посмотреть и купить билеты можно прямо на сайте. Сайт простой. Не забудьте переключить на русский язык.
Сайт www.luxexpress.eu
Отправление в 14-15. В Питер он приезжает в 22-10. И мы спокойно успеваем на свой поезд и ещё есть время погулять в Питере. Цена одного билета 1 400 рублей. А можно было и за 800 рублей. Но время нас не устраивало.
Забронировали ужин в ресторане "Олде Ханса" на Ратушной площади на 5 человек в 21-30. Заказать можно сайте ресторана или по телефону
Сайт www.oldehansa.ee...
Вот такой наметился план. Осталось его только осуществить.
В Москве пошёл дождь после двух недель изнуряющей жары. Говорят, что это очень хорошая примета для путешественников. Небо было чёрным как уголь с крапинами слюды. Такого же цвета был асфальт. Сквозь яркие полосы дождя ярко светили уличные фонари. Доехали на метро до Ленинградского вокзала. На часах 12-15 ночи. Дождь почти прекратился. Ночной вокзал похож на кем - то встревоженный улей. Ощущение хаоса быстро пропадает. Векторы движения провожающих перемешались с векторами дожидающихся своих поездов. У одних на лицах восторг, у других тревога, третьих привел сюда дождь. А у многих здесь дом. Или работа. Полицейские лениво проверяют документы у одного из ста. Им, наверное, обидно, что ни кто их не боится. Рамка на входе в вокзал ни разу не запищала. Тогда зачем она здесь стоит. Поставили бы пугало. Пользы больше. Странно выглядели молодые ребята со своими красавцами велосипедами: в шлемах, наколенниках, перчатках, с огромными сумками. Современные рыцари суетливо надевали на них чёрные чехлы. Ребятам не хватало только оружия. Интересно - куда они в поезде ставят их. Объявили наш поезд. Наш вагон номер один. А это значит, придётся идти через весь перрон. Золотое правило путешественников - заходить в самолёт или поезд последними. Смысл правила прост и понятен. Подольше побыть на земле. Хотя бы ещё пять минут, но на земле.
Молодой проводник посмотрел наши паспорта. Сверил наши электронные билеты со своим списком и пригласил нас в своё нехитрое царство, под названием Плацкартный вагон. Мы думали, что будет хуже. Новенький вагон, тихо шуршал кондиционер, на окнах чистые и весёлые занавески, заправленноё бельё на верхних полках, табло туалета весело горит своим зелёным глазом. Соседи, с одной стороны, молодая пара с обручальными кольцами любопытно изучала нас. А мы их. С другой стороны, бабушка везла внучку показывать Санкт-Петербург. Мы им были неинтересны и неопасны Когда мы бываем за границей, то поражает то, что с тобой все здороваются. Абсолютно все. Мы тоже в этой поездке решили здороваться со всеми 52 соседями по вагону. Результат ошеломил. У нас это НЕ ПРИНЯТО. В глазах почти всех людей , по крайней мере, читалось невозмутимое равнодушие. Некоторые вяло отвечали. На миг захотелось стать Дедом Морозом. И подарить им всем самые желанные подарки из волшебного мешка. А они бы в ответ улыбнулись, как дети. Чуда не случилось. А поезд тем временем тронулся. Наше путешествие началось
Вот, что мы нашли в интернете про плацкартные вагоны. Написано в 2009 году неким кандидатом философских наук Рустамом Вахитовым. РЖД просмотрела такого пиар-менеджера. Таких специалистов в мире больше нет.
... плацкартный вагон - яркий пример такой же институциональной матрицы советской цивилизации. Он сконструирован так, что вынуждает своих пассажиров вести себя по правилам советского, коллективистского жизнеустройства. Например, они вынуждены общаться друг с другом, становиться коллективом, состоящим из коллективов меньшего размера, пусть и существующим лишь несколько часов или суток (и этим плацкартный вагон отличается и от купейного, где пассажиры разделены на обитателей изолированных купе, и от общего, где пассажиры представляют собой атомизированную толпу). Они не могут оставаться сообществом обособленных индивидов, уже в силу того, что они сидят на общих полках (пассажиры, имеющие места на верхних полках, чтобы сидеть, а не лежать всю дорогу, должны спуститься вниз, попросить разрешения у своего попутчика, а значит, и познакомиться с ним). В плацкартном вагоне, как уже говорилось, есть столики для еды, а также "титан", где можно брать кипяток, то есть сама конструкция вагона подталкивает пассажира к тому, чтобы брать еду в дорогу, а не тратиться на вагон ресторан; здесь сказывается "крестьянская косточка" советской цивилизации, то есть здравый смысл и нехищническое отношение к людям, лежащее в основе ее мировоззрения. Одобрив именно такую конструкцию вагона, советское государство как бы заявляло, что оно заинтересовано в том, чтоб советский гражданин жил скромно, по средствам и понапрасну не тратился. Оно видело в гражданине товарища, о котором нужно позаботиться (вспомним, что и официальным обращением в СССР было "товарищ"), а не предмет для извлечения денежной прибыли; отсутствие таковых столиков в западных поездах тоже говорит о многом - западное государство заинтересовано в том, чтоб гражданин тратил свои деньги. Кстати, наличие столиков еще и подталкивает пассажиров к тому, чтоб они разделяли друг с другом еду (во всяком случае есть за таким столиком удобнее всего вдвоем), а общая еда сближает еще больше, задушевные разговоры, перетекающие в совместную трапезу, делали еще крепче пассажирский коллектив. Наконец, специфическая конструкция вагона предполагала взаимопомощь между пассажирами, умение учитывать интересы другого и соединять усилия. Пассажиру нижней полки "боковушки" нужно встать, если его попутчик сверху хочет позавтракать, ведь его полка содержит в себе сложенный столик, и наоборот, пассажир верхней полки должен повременить с завтраком, если его попутчик сверху хочет поспать. Если они соберутся поесть вместе, то легче кому-нибудь одному сбегать за кипятком для всех и т.д. и т.п. Эти немудреные бытовые акты взаимопомощи, еще сильнее сближая пассажиров, превращали их в самоуправляющийся коллектив, который уже вполне может устранить серьезные проблемы, например, приструнить пьяную компанию, которая ведет себя слишком шумно, болтается по вагону и мешает другим. Здесь усилия пассажиров совпадают с предназначением проводника.
В сущности, плацкартный вагон - это маленькая модель реального советского общества. Пассажиры образуют коллектив общинного типа с механизмами взаимопомощи и стихийной самоорганизации, каковым был каждый советский трудовой коллектив - кафедра вуза, заводской цех, лаборатория НИИ, колхоз, а проводник символизирует патерналистское государство, которое считает своим долгом заботиться о человеке (пускай оно иногда и делало это лапидарно и неуклюже).......
Комментировать не хочется. Пора спать в этой маленькой модели реального советского общества. Спокойной ночи любимая.
За окном вагона вовсю светило солнце. Пассажиры нашего вагона ещё спали. Странное чувство сверлило не выспавшийся мозг. Так, наверное, выглядят сказочные спящие воины после битвы. Кто-то стонал во сне, кто-то тихо разговаривал.Было очень душно, поэтому все укрывались только простынями. Скомканные белые простыне на одетых людях смотрелись странно. Ощущение перепутанности происходящего не покидало еще несколько минут, пока в вагоне не началось движение. Раньше народ просыпался под громкоговоритель местного радио. Диктор бодрым голосом читал мирные сводки с полей и не только. Где сколько убрали, что собрали, где посеяли, что посеяли, где прошли марши протеста против недобитых капиталистов, где какая нас ждёт погода, где генеральный секретарь КПСС вручил что то кому то .... Сейчас всё не так. Народ просыпался без радио. А жаль.
"И только небо засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось" писал поэт. Ещё одно испытание - почистить зубы и умыться прошло на пять с плюсом, если бы не суперсовременный кран в туалете. Вернее даже не кран, а кнопка пуска воды. Нажимаете кнопку, течет вода секунд двадцать под диким напором.. Ещё раз нажали - опять течёт. Столько воды не нужно, а она всё равно течёт, хоть душ принимай. При попытке нажать кнопку как-то по другому, вода упрямо текла по- идиотски запрограммированному трафику. В современных умывальниках вместо кнопки стоит сенсор. Подносите руку - вода течет, убрали руку - не течет. Где наша экономия воды - не понятно. После умывания и борьбы с не послушной кнопкой, захотелось чая. С дымком из РЖД- го титана. Чтобы тончайший стакан был в тяжёлом подстаканнике. С лимончиком и двумя кусочками сахара. Стаканы были идеально чисты, чай из пакетиков, сахар из пакетиков, кофе из огромного пакета растворимого кофе. Поразила цена за все эти удовольствия - 46 рублей. Натка потом говорила, что у меня за эти 8 часов открылись неведомые ей чакры. Я вдруг стал вспоминать и рассказывать ей веселые и не очень истории из своего не простого детства. Картинки из прошлого атаковали мою память именно в этом плацкартном вагоне поезда Москва -Санкт - Петербург. Заскрипели тормоза. Пора собираться на выход. На перроне Московского (Николаевского) вокзала играл духовой оркестр. Не важно, что не для нас, а для пассажиров "Красной Стрелы". Мы спешили в метро. Станция называется Площадь Восстания (она же м. Маяковского). Доезжаем до станции Владимирская(она же Достоевская), потом до станции Лиговский проспект и поднимаемся наверх. Спрашиваете - где тут Макдональдс? Напротив него стоянка маршруток. Как мы уже говорили, цена билетика 250 рублей на человека.(А можно доехать на автобусе с Балтийского вокзала прямо до Ивангорода). Стоит 220-240 рублей. Отправление каждый час. Мы поступили проще.( Надо было ждать, чтобы маршрутка заполнилась) Договорились с водителем 7- местного микроавтобуса. Он довезет нас до Кингисепа за 1500 руб. Два часа прошли незаметно. Дорога после Красной Горки - ужас, но ехать можно. Ещё один маршбросок: Кингисеп - Ивангород(100 руб) и мы стоим перед пограничным пунктом между Россией и Евросоюзом. 10 минут в очереди, штамп в паспорте, ни одного вопроса, ни проверки, что везём - нет. И Вы на мосту через реку Нарва. Картинка из фильма про обмен шпионов на мосту. Медленно идете по мосту через реку Нарва(100 метров) и подходите к эстонскому погранпункту. Очередь из 20 местных аборигенов похожа на очередь перед открытием магазина. За нами стояла супружеская пара местных пенсионеров. Они о чём -то оживлённо спорили. Из их диалога мы поняли, что они идут поливать огород, вместо того, чтобы съездить куда-нибудь в Турцию. Пенсионер мужского рода говорил, что лучший отдых на даче, а его оппонентка - что в Турции лучше....
И вот Вы вдвоём у окошка пограничников. Уже эстонских.
Вопрос: Зачем едете и на сколько?
Ответ: В Таллинн на один день.
Удивлённый взгляд и вопрос: страховка есть? Покажите.
Ответ: Есть. (показываем страховку).
Вопрос: Где будете жить?
Показываем бронь из отеля.
Молодая пограничница ставит штамп в наших паспортах, что-то бурчит про мужчин, которые никуда без женщин. Отдаёт паспорта. Через 3 метра стоит рентгеновский аппарат, как в аэропортах, но он не работает. Огромная тётка просит нас показать наши рюкзаки. Спрашивает - сколько у нас сигарет и алкоголя. Говорим, что сигарет у нас ровно 4 пачки ( можно проносить всего 2 пачки на человека), алкоголя нет вообще. Лениво взглянув на содержимое и понимая, что мы не похожи на контрабандистов, кивает в сторону двери, за которой не что иное, как вход в государство Европейского союза под названием - Eesti (ЭСТОНИЯ ). Коморка папы Карло.
Выходим на улицу. Перед нами небольшая площадь. Город называется Нарва. Родился в 1223 году. Родители - датчане. Третий по величине город Эстонии. Население 66 тысяч человек. Живут здесь в основном русские. С попытки отвоевать Нарву, Петр 1 начал войну со шведами в 1700 году. Взял он Нарву лишь в 1704. В 1918 Нарву оккупировали немцы. В том же году Красная Армия освобождает Нарву и идёт вглубь Эстонии. До 1940 Нарва входила в состав Эстонской республики. Потом - Эстонской ССР. Во время Великой Отечественной войны Нарва была оккупирована немцами до 1944 года. После развала СССР в 1991 году Нарва находится в составе Эстонской Республики. Вот такой получился исторический компот. Мы не знаем, повезло или нет жителям Нарвы или Ивангорода, после распада Союза. Будущее всё поставит на свои места. Одно мы можем сказать точно. Нарва - абсолютно русский город. В 1944 году его почти полностью стёрла с лица земли советская авиация. После этого город лениво восстанавливали хрущёвскими пятиэтажками. Похоже, что стоять им ещё очень долго. Город мы смотреть не собирались. Из Интернета.
В супермаркетах Нарвы можно купить молотый кофе в 500 граммовых упаковках, примерно на треть дешевле, чем в России. Довольно вкусный сыр, шоколад местного производства. Есть грузинское вино, стоит от 95 до 200 крон (примерно 260 - 570 рублей) и "Боржоми". Цены на продукты примерно как в Петербурге и Москве. Эстонской речи здесь практически не слышно, большинство населения - русские. Однако, все вывески на эстонском, изредка они дублируются на русском. Название улиц всегда только на эстонском, таков закон. Нельзя дублировать их ни на каком другом языке. В туристических местах есть указатели на эстонском и английском. Этикетки в магазинах только на эстонском языке, иногда трудно разобраться, что за продукт ты взял и из чего он состоит.
Пока мы думали о судьбе двух близняшек городов подъехало такси, марки "старый мерседес". За рулем очень неприветливая девушка. За 2 евро доехали до автовокзала.(1 км) Очень интересная ситуация в Эстонии с машинами. Чаще всего эстонцы едут за ними в Швецию. Там покупают за 200-400 евро. А так, как это всё Шенген, и никакой растаможки при вьезде не нужно не нужно,поставил на учёт и катайся по Европам.. В Эстонии дикие штрафы. За езду за рулём с мобильником в руках штраф - 200 евро, за превышение скорости на 20 км -1500 евро, за езду выпивши - срок и нереальный штраф.
Вокзал Нарвы - старенькое неухоженное здание. До Москвы 801 км. До Таллинна 130 км. Один поезд в день из Москвы, и один в Москву. В здании есть таможенный пост. Внутри пусто. Нет ни кафе, ни магазинов. Туалета тоже нет.(туалет есть в железной будке касс автовокзала- 20 евроцентов) Касса вокзала работает всего 2 часа в день. Напротив вокзала маленький сквер и памятник жертвам политических репрессий сталинского режима "Мементо мори". Тысячи эстонцев депортировали с этого вокзала в Сибирь.... Купили билеты на автобус Нарва-Таллинн. (9 евро/билет). Отправление 13-40. Народа мало. Минута в минуту приехал новенький автобус. На окнах занавески. Кондиционер. Чисто. Вначале дорога напоминала Россию: те же ямы и колдобины. Но когда мы въехали на Таллиннское шоссе, дорога стала напоминать европейскую. Разметка, развязки на высшем уровне. Поразили своей красотой пейзажи в окне. Чередование огромных полей белых, жёлтых цветов и кустов сирени на фоне яркого солнца и нашего отличного настроения.
Часть третья.
В Таллинн мы прибыли ровно в 16-00. На такси за 7 евро (говорят-можно за пять)доехали до отеля прямо в Старом городе. Договорились с водителем, что он за нами завтра заедет. Наш номер напоминал сказку про лилипутов и Гулливера. Мы играли роль Гулливера, а вот номер был лилипутский с двух ярусной кроватью и телевизором под потолком. Душ сиротливо нависал над унитазом, а раковина была размером листа формата А4. Над ней висело зеркало так низко, то чтобы умыть лицо , надо было это самое лицо расположить горизонтально, параллельно с раковиной. В общем, смешной номер для лилипутов изрядно нас повеселил. Приняв душ, сразу же отправились гулять и искать наш театр, а заодно и выпить кофе(3 евро за двоих). Натка уже была в Таллинне, поэтому сегодня ей отводилась роль штурмана. Со своей ролью она справлялась отлично.
В любом городе Европы есть старый город. Но Таллинн - это другое. Город - балаган, город - игрушка, город - театр. Если городу дать сказочное имя, то имя Таллинна Вы найдёте в сказках Ганса Христиана Андерсена. Его домики ярко раскрашены, словно конфетки в яркой обёртке. А названия улиц и домов не только добавляет сказочности этому великолепному городу, но и многое говорят о его жителях : Толстая Маргарита, Короткая Нога, Длинная Нога, Чёртова улица, Овощная, Монашеская и т.д.
Мы выбрали в интернете 7 историй из жизни этого города-сказки. Почитайте.
1. Сотни лет назад в Дании жил король, сын и дочь которого страстно любили друг друга запретной любовью. Узнав об этом король, потерял покой и сон. Обвинив во всем свою дочь, он ее проклял и приказал своей страже изгнать ее из королевства. Принцессу посадили на корабль без парусов и без руля, и отпустили на волю волн. Вскоре корабль прибило к эстонскому берегу. Первое, что бросилось в глаза принцессе - высокий непреступный холм. Местечко пришлось принцессе по нраву и решила она основать здесь город. На дорогие украшения, взятые с собой из дома, она приказала выстроить красивый дворец на холме, а вокруг него - небольшой городок. Работа кипела день и ночь. Вскоре был выстроен шикарный дворец, а вокруг него - выросло поселение.
Датский король не забыл свою дочь, он посылал гонцов в разные концы света, чтобы отыскать ее. Однажды до него дошли слухи о том, что его дочь основала прекрасный город. Король тот час же приказал своей свите отыскать город и подчинить его Датскому Королевству.
Однако местные жители были людьми не робкого десятка и не позволили чужестранцам себя покорить. Датская принцесса так и осталась полноправной хозяйкой города, а сам город стали называть "Таанилинн", что в переводе означает "датский город". С течением времени название Таанилинн трансформировалось в Таллинн.
2.Старый Таллинн всегда являлся прекрасным местом для тайных встреч: здесь множество потайных ходов и подземных камер. Во времена средневековья в Старом Таллинне жили девушка и юноша. Девушку звали Маргарита, а юношу - Герман. Нежной и преданной была их любовь, не знали они печалей. Маргарита была дочерью рыбака, жила в Рыбацкой деревушке, девушка она была невысокого роста, пухленькая и улыбчивая. Герман жил на противоположной стороне города, он был высок и статен. Они прекрасно дополняли друг друга. Маргарита и Герман наслаждались каждой минутой, проведенной вместе. Но согласно городским правилам, они должны были до полуночи отправиться каждый в свой дом. Иначе несчастье обрушится на их головы. Однажды именно так и произошло. В жарких объятиях и сладких поцелуях забыли они о времени. С первыми ударами часов на городской Ратуше, очнувшись от забвения, бросились они каждый в свою сторону, но было уже поздно... И Маргарита, и Герман превратились в камень. Теперь их знает каждый: башни Толстая Маргарита и Длинный Герман украшают Старый Таллинн и по сей день.
3.Один из домов Старого Таллинна по улице Rataskaevu выделяется среди прочих тем, что одно окно этого дома навечно задернуто занавеской. На самом деле окно ненастоящее, оно нарисовано на фасаде здания для того, чтобы скрыть то, что однажды здесь случилось. Несколько столетий назад в этом доме жил молодой человек, большой любитель празднеств и роскоши. Частенько он оказывался без средств к существованию и даже помышлял о самоубийстве. Однажды вечером к нему пришел богато одетый незнакомец, пожелавший снять до утра комнату, чтобы устроить там вечеринку. Хозяин не смог ему отказать - незнакомец предложил хорошую цену и дорогие угощения.
Когда стемнело, у дома одна за другой начали останавливаться роскошные кареты, в доме заиграла громкая музыка. Веселье продолжалось до утра. Как только пропел первый петух - все смолкло, гости в спешке начали покидать дом, кареты уносили их прочь.
Войдя в опустевшую комнату, хозяин обомлел: стены комнаты были черными от копоти, кое-где были следы лап и копыт. Посреди комнаты стоял мешок, доверху набитый золотыми монетами. Хозяин притронулся к мешку и упал замертво. Золотые дукаты превратились в навоз. Владельцы соседних домов были в панике, скинулись у кого что было, замуровали двери и окна той комнаты, дабы произошедшее никогда не повторилось.
4.Таллиннская церковь Олевисте в 15-16 веках была самой высокой в мире. И это вовсе не случайно...
Как гласит старинная легенда, жители Таллинна хотели построить в городе нечто такое, что будет выгодно отличать Таллинн от всех других городов в мире. На общем собрании горожане решили возвести самую высокую церковь в мире, чтобы ее шпиль было видно издалека, тогда и богатые торговые суда станут заходить в таллиннскую гавань.
Задумали горожане строительство церкви и тут же принялись искать умельца, способного возвести столь грандиозное сооружение. Умелец нашелся сам - неизвестный мастер-чужестранец готов был взяться за работу, но в качестве оплаты запросил довольно высокую цену: десять бочек золота, но добавил, что если кто-либо из горожан узнает его имя, мастер откажется от оплаты. Горожане согласились на его условия и умелец принялся за работу. Работы по возведению церкви подходили к концу, горожане должны были заплатить умельцу обещанные деньги, но беда в том, что денег-то у них не было! Тогда-то и решили горожане разузнать, как имя мастера-чужестранца. Поздним вечером один из городских жителей проходил мимо дома с открытым окном, откуда доносились звуки колыбельной: "Спи, крошка, спи, малыш, скоро папа Олав придет, скоро десять бочек золота принесет". Ранним утром отправился он к церкви, и в тот самый миг, когда на шпиль водружали крест, крикнул он во весь голос: "Олав, крепче держи крест, не урони!"
От неожиданности мастер-чужестранец поскользнулся и устремился вниз с самой вершины шпиля. Тело его превратилось в камень, а изо рта выпрыгнули змея и жаба. С тех самых пор церковь называется Олевисте(церковь Св. Олава), в память о мастере, а жаба и змея изображены на церковной каменной плите.
5.В Старом Таллинне великое множество узких улочек, которые и создают в Старом Городе неповторимый дух старины. На Вышгороде находится самая узкая улица в Таллинне. Она носит название "Verine", что переводится как "Кровавая". Все дело в том, что во времена моды на пышные платья с кринолином на этой улочке две дамы никак не могли разойтись; одной из них приходилось уступать. Дело доходило и до того, что кавалеры, сопровождающие дам, никак не хотели идти на уступки. Долгое время единственным способом решить конфликт была дуэль. Кавалеры на полном серьезе дрались на дуэли за право их дамы проходить по улице первой. Отсюда и происходит название улицы - "Кровавая". Позже решение конфликта все же было найдено, оно устраивало всех: более старшая дама имела преимущество. В городе дуэли прекратились, но название улицы сохранилось до наших дней в назидание потомкам.
6. В Старом Таллинне есть две улочки - одна называется "Длинная Нога", а вторая - "Короткая нога". Оттого-то город и хромает! Обе улицы - это разные пути на Вышгород.По "Длинной ноге" во времена средневековья ездили повозки и кареты. Сегодня улицу "Длинная Нога" украшает водослив в виде длинного сапога. "Короткая нога" - это путь наверх по сравнительно невысокой лестнице; в основном она предназначается для пешеходов. Средневековая башня, венчающая улицу, известна своими приведениями. Когда-то на этом месте был мужской монастырь, двое братьев которого поддались чарам прекрасной девы легкого поведения, и один из них в порыве ревности отрубил другому голову. С тех самых пор в башне слышится звон монастырских колоколов, прохожие часто видят здесь приведения в виде безголовых монахов и распутных женщин в белых одеяниях.
7.Во времена средневековья в Старом Таллинне существовали целые династии палачей, по существовавшей тогда традиции, сын палача мог жениться только на дочери другого палача. Семья палача жила в доме по адресу Рюйтли 18.Палачи должны были носить длинную мантию красного цвета, чтобы горожане могли их увидеть издалека и, таким образом, избежать встречи. Наиболее суеверные горожане считали, что встреча с палачом сулит болезни или несет смерть. Жизнь таллиннских палачей была более чем суровой. Палачу и его семье было запрещено посещать церковь, а его детям - учиться в школе. Палачей, так же, как и самоубийц хоронили за пределами кладбища. Одна-единственная привилегия была у палачей Старого Таллинна - палач имел исключительное право даровать жизнь приговоренной к смертной казни женщине, если она согласна стать его женой. На одном из сохранившихся мечей таллиннского палача высечена надпись: "Божья милость и благодать каждое утро возрождаются вновь. Я поднимаю этот меч для того, чтобы душа грешника обрела вечную жизнь".
Не будем вдаваться в описание красот эстонской столицы - об этом намного лучше поведают путеводители и интернет. Узкие, миниатюрные, мощеные камнями улочки, трубочисты, соборы, Ратушная площадь, крепостной холм Тоомпеа, собор Александра Невского, старик Томас, башня церкви Св. Олава, милые дворики Старого города, уличные художники, театры, огромное количество кафе и ресторанов. Всё это - Таллинн. Даже то событие, ради которого мы приехали - это тоже Таллинн.
Созданное к 30-летней годовщине Aurinkobaletti спектакль называется "Танцующая башня". Мы подошли к Культурному центру "Катёл" на месте бывшей теплоэлектростанции ровно в 18-30. Угрюмое сооружение, где Тарковский снимал свой "Сталкер". На входе нам выдали тёплые одеяла и извинились, что нет программок на русском. В зале нас ждала Саша, девушка Стаса. Огромный зал, человек на пятьсот. Мягкие кресла без номеров. Очень много охраны. Наверно, это когда то было машинное отделение, а сейчас театр. Стальная десятиметровая башня имеет шесть уровней и символизирует ядро человечества: душу, переполненную энергией, творчеством и мечтами ."Танцующая башня" - это не только современный танец, который объединяет танец с физическим театром и музыкой, не только магия и ошеломительные трюки под потолком, чудовища, чревовещатели, огонь и вода, но и по-настоящему уникальный спектакль , когда пятнадцать танцоров бесстрашно танцуют на вершине башни. Они не видят, что происходит на других уровнях, но выглядит это, как одно целое. В спектакле играют молодые артисты и музыканты из Финляндии, России, Эстонии и Соединенных Штатов Америки. Создателем и архитектором Башни является великий Саша Пепеляев, а среди этих пятнадцати бесстрашных исполнителей - наши Илья и Стас. Как всегда, феерично и сразу не понятно. Спустя время начинаешь по-немногу понимать суть происходящего на сцене. А сейчас спектакль оглушил, как это и бывает со всеми работами Саши Пепеляева. Увидите на афишах это имя, сразу идите.
Вернёмся в город. После спектакля дождались ребят и пошли ужинать в ресторан "Олде Ханса" на Ратушной площади. Нас посадили на улице. Помыв руки под огромным медным чайником, стали ждать когда милая девушка Кети принесет меню. Заказали всякой вкуснятины и местного пива двух сортов: с медом и тмином. Быстро принесли горячее. Вяленая лосятина, мясо кабана, копчёный лосось, классическая рулька, копчёный сыр с травами, вкуснейший хлеб с козьем сыром. Было очень весело и шумно.И очень дешево для ужина на пятерых (112 евро).За соседним столиком сидели наши и громко обсуждали свой визит в Таллинн,а через минут 15 обсуждать они уже ничего не могли.....Многие гости из Англии и Финляндии приезжают только ради этого. Потом мы пошли пить кофе в "Шоколатери" на соседнй улице. Купили много разного шоколада, сделанного вручную. Запомнились трюфеля с перцем (около 2-х евро/шт). Около 12-00 ночи попрощались с ребятами и пошли гулять по ночному Таллинну. Где то было шумно, где то тихо, но нигде не чувствовалось агрессии от сильно пьяных финнов и англичан.(Гулять ночью можно абсолютно спокойно). Около двух ночи пришли в отель и завалились спать.
Утром по улице, где мы жили, летали огромные чайки на бреющем полёте. Молодёжь возвращалась из клубов. Позавтракали в кафе "Мадмуазель" и пошли гулять. Город ещё спал. Булыжная мостовая, остывшая за ночь, блестела на солнце и выглядела не так хмуро, как вчера. Усталые ноги упорно несли нас по Старому городу всё дальше и дальше. Купили в сувенирной лавке магнитики (8 евро), выслушали монолог продавщицы о тяжёлой жизни русских, и о том, что надежда умирает последней. А мы думаем - всё у них будет хорошо. Зашли в супермаркет. Увидели на полках Боржоми и грузинское вино. Стало немного грустно и обидно за свою Родину. Конечно, всё это скоро вернётся на полки наших магазинов Какому кретину в России это пришло в голову. И зачем? В России это пили все и всегда. Наверняка,этот кретин ЭТО сейчас пьёт. Обидно, что в Таллинне это есть,а в Москве этого нет. Позвонили ребята и предложили погулять с ними .Итогом этого гулянья оказалась смотровая площадка церкви Св. Олава. Высота её 124 метра. Подъём не тренированного человека на высоту 60 метров занимает минут 20. Ровно посередине можно посидеть. Народ спускается и поднимается одновременно. А ширина ступенек всего 80 см. Очень высокие ступеньки закручены в спираль(половина по часовой стрелке,а половина-против) уже много лет. Ваша награда - это великолепный вид на весь Таллинн и Финский залив. Вы, словно, древний часовой на сказочной вышке, охраняете этот волшебный город, от всех несчастий и бед. И, конечно, от всех Змей Горынычей и прочей сказлчной нечисти. Нам пора собираться в обратную дорогу. Такси за нами заедет в 13-30. Осталось немного времени, чтобы посидеть с ребятами на дорожку и выпить кофе. Так и сделали в нашей "Мадмуазель". У них сегодня последний спектакль. Завтра им вечером в Москву. Нам стало грустно, как будто мы забрались на вершину и пришла пора спускаться. Ещё одна мечта, добравшись до цели, мечтою быть перестала.
Доехали до автовокзала минут за семь. Все те же семь евро. Подъехал наш красавец автобус. Пассажиров было человек двадцать. Да и в Нарве сойдут многие. Всего 2,5 часа и мы в Нарве. Пограничный контроль прошли в автобусе. Ни одного вопроса или досмотра. Только извинились, что закроют наши визы. С российской стороны пришлось выйти из автобус. Всё то же быстро и без вопросов. Кофеварка варила кофе, телевизор что- то показывал, водители менялись каждый час, туалет работал. Ещё два часа и мы в Санкт-Петербурге на Балтийском вокзале. Автобус приехал раньше минут на сорок. Поэтому у нас было время погулять по Питеру. Белые ночи нас гостеприимно встретили и проводили на Невский проспект. Была ли это ночь- сказать трудно. Скорее это был день. Народу было такое огромное количество, что даже просто идти , было тяжело. Пройдя по этому муравейнику, километров 10, в 12-00 были на Московском вокзале. Ещё через 30 минут, сели в свой 13 вагон и утром были дома. (этот плацкарт был совсем свинским, поэтому писать про него не будем)
p.s. :Жизнь простых людей в Эстонии похожи на жизнь бедного студента. Трудно, но впереди вся жизнь. Их жизнь. 11 июня 2011г.
24/06/2011 13:41
Материалы по теме
- Страны: Эстония
- Города: Таллин
- Отзыв о поездке: Таллин - практические советы, август 2010
- Отзыв о поездке: Таллин: Обще-наблюдательное, февраль 2010
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.