Вместо вступления.
За сравнительно небольшое время мы осмотрели самые лучшие города Европы: Париж, Рим, Петербург и Прагу. Но жажда путешествий еще не утолилась, и наш следующий выбор остановился на Мадриде - четвертом по посещаемости городе Европы.
Первоначально тур задумывался как недельный: Минск - Мадрид - Лиссабон - Минск.
Но это оказалось нереализуемым, по причине сложной дороги (прямых рейсов нет, стыковки неудобны и выливаются в круглую сумму), а также визового барьера (в Минске испанского посольства нет, надо получать во французском, а это одно из посольств со строжайшими правилами). Да и в целом такой маршрут утомителен, а еще просто хотелось отдохнуть.
Поэтому мы выбрали сначала недельный отдых в санатории Друскининкая, а заодно по литовской визе слетать в Мадрид, тем более что из Вильнюса нашлась удобная стыковка рейсов и недорогая (450 евро на двоих в обе стороны). Единственный минус - обратный поздний прилет в Вильнюс, но это мы решили просто - останемся в Вильнюсе еще на пару дней, город посмотрим и пошоппингуем (для нас, белорусов, это возможно только заграницей из-за узости домашнего выбора и высоких цен на брендовые вещи).
Так и сделали. Организация тура заняла считанные дни и минимум усилий (для литовского Шенгена минимальный набор документов плюс отсутствие личной подачи - очень удобно). До Вильнюса с Минска ехать 4 часа с переходом границы.
Оставляю подробности нашего отдыха в Друскининкае, очень понравилось, набрались сил и сразу перехожу к главному - мадридскому турне.
День первый - прибытие.
В этот день нас ожидал перелет по маршруту Вильнюс-Мадрид со стыковкой во Франкфурте-на-Майне. В принципе прошел нормально. Разве что пришлось понервничать из-за задержки рейса на Франкфурт на полчаса, поскольку время на пересадку у нас было всего полтора часа. В конечном счете рейс задержали на 45 минут, благополучно скушав половину нашего гандикапа. Поволновались за вещи: мы-то успели, хотя на смену терминала (кто был во франкфуртском аэропорту и представляет его размеры, поймет) ушло 20 минут, а вот успеют ли перевезти багаж? Но все кончилось хорошо - службы аэропорта сработали четко.
Неприятным удивлением было кормление на борту Spanair - за плату (до Франкфурта летели Люфтганзой - кормили стандартно). А лететь-то с Франкфурта до Мадрида 2,5 часа. Но мы, как и 90 процентов пассажиров, отказались от такой услуги. И дело не в жлобстве (10-15 евро не разорят, да и поесть дешевле тоже в Европе не удастся особо), а в принципе (даже наша Белавиа и то какой-то сэндвич даст и стакан воды нальет).
Приземлившись практически по расписанию в 20:40 по среднеевропейскому времени, получив багаж (перелет внутришенгенский, погранпереходы отсутствуют), направились искать метро. Шли к нему довольно долго - станция метро оказалась в самом конце Терминала 1. Информацию о поездках в мадридском метро была скачана из Интернета, поэтому сложностей с покупкой билетов и их пользованием не возникло. Стоимость билета - 2 евро (это из аэропорта, по городу - 1 евро), купили в билетной кассе (в дальнейшем покупали в автоматах - очень просто и удобно). Следует иметь ввиду, что туристические пункты к этому времени уже закрыты, но, слава Богу, нам они были не нужны. Если кто был в Париже, то мадридское метро с парижским очень похожее: такой же принцип работы турникетов, выходов к метро и открытия дверей в вагонах, только метро левостороннее (в смысле поезда прибывают справа).
Добрались с двумя пересадками до станции Gran Via и буквально через 10 минут уже были около отеля High Tech Petit Palace Cliper. Вся дорога от аэропорта заняла порядка 40 минут. Но поскольку уже было 22-00 по местному (а по нашему все 23-00), решили с учетом дороги не переутомляться, а просто отметить прибытие в Мадрид захваченными в Вильнюсском Дюти фри французским вином и нарезками.
День второй - история плюс модерн.
Вообще-то перед началом путешествия был составлен подробный план-программа, и мы надеялись, что потери времени будут минимальны. Как показала жизнь, были правы. Почти.
Начать осмотр города решили с главных, на мой взгляд, достопримечательностей Мадрида: Королевского дворца - символа испанской монархии; и скульптуры Медведя - герба города. Поднявшись пораньше и позавтракав, отправились на прогулку. Поскольку отель в центре, то, идя к Дворцу, можно было осматривать красоты города. Начали с площади Дель-Соль, которая находится буквально в двух шагах от нашего отеля. Несмотря на ранее утро, солнце светило уже очень ярко, поэтому рекомендуется надевать солнцезащитные очки либо на крайний случай кепку.
Осмотрели площадь, включая бронзовую скульптуру Медведя, и направились к Дворцу. Утро - это та пора, когда людей мало (вообще жизнь в Мадриде начинается только вечером, как мы убедились - на той же площади Дель-Соль после 20:00 не протолкнуться), но в это время улицы пешеходные и прогулочные загружены транспортом, доставляющими товар в магазинчики и кафе. Это часто портит вид на достопримечательности, но что поделаешь - мы же в живой город приехали, а не в город-призрак.
К Дворцу подошли через Восточную площадь с монументом королю Филиппу IV. Монумент установлен на фонтан, который еще не работал (вообще в Мадриде фонтаны часто не работали или работали слабо, то ли еще не сезон, то ли так у них вообще, непонятно). Вообще-то фонтанов в Мадриде немного (в отличие скажем от Рима) и подобраться к ним проблема (например, самые знаменитые фонтан богини Сибелис и Нептуна находятся в центре площадей, по которым идет непрерывным потоком движение транспорта), поэтому этот фонтан стоит осмотреть (после выхода из Дворца его включили, и фонтан стал иметь более величественный вид, правда, был сразу оккупирован молодежью вокруг). Благодаря зелени, на Восточной площади прекрасный воздух, вокруг множество скульптур королям Испании, начиная в X века.
У нас еще оставалось немного времени до 10:00 (открытие Дворца), и мы встали в очередь. Как выяснилось позже с фронтальной стороны - очередь для групп или обладателей Madrid Card, а для отдельных посетителей вход с боку, поэтому пришлось постоять еще в одной очереди (мы не единственные - очень много людей сделало эту ошибку). Но в принципе очереди небольшие и двигаются быстро, поэтому наша ошибка обошлась потерей 15 минут, не больше.
Вот мы на дворцовой площади. Солнце светит, все вокруг в белом камне, поэтому яркость неимоверная. Билет у нас был полный (12 евро - билеты дорожают не по дням, в Интернете пишут что дешевле, в действительности все билеты на 2-3 евро дороже, чем в отзывах за 2008-2009 годы): на посещение Дворца, королевский оружейни и аптеки.
О Дворце.
Конечно, после Лувра и Эрмитажа выглядит скромнее (для осмотра представлено небольшое количество залов). Но зато - это действующий дворец и, кроме того, если не ошибаюсь, для посетителей доступно что-то около 3 процентов всех площадей. Так что, все лучшее, наверное, скрыто от глаз. Самое негативное, что нельзя снимать - следят и очень жестко пресекают. А снимать-то хочется: надо же увезти впечатления! Память человеческая недолговечна, а цифровой носитель почти вечен. Поэтому съемку приходится вести украдкой, как будто воруешь что-то. Половина времени уходит на слежку за смотрителями, чтобы куда-то отошли или занялись своими делами. Это конечно очень нервирует и время теряется. Вот все, что удалось запечатлеть.
Хотелось, но не удалось сфоткать коллекцию скрипок Страдивари. Я-то в скрипках не разбираюсь, внешне показалось, что сделаны как-то кустарно и непонятно, почему они стоят миллионы. Осмотр занял немного времени: все время идешь прямо, и свернуть-то некуда. Непонятно, почему иногда говорят, что можно заблудиться. По-моему, даже специально не получится.
И снова мы на площади перед Дворцом. Уже становится жарко. Королевская оружейная находится в самом углу площади: в правом, если смотреть на собор Амульдены.
Там набор доспехов, мечей, мушкетов, ну и скульптуры всадников. Королевская аптека напротив представляет собой собрание колб (с засохшими, помутневшими от времени суспензиями внутри), перегонных кубов и т. п. На любителя, вообщем.
Напоследок, на память в сувенирном магазине при Дворце купили буклет о нем. Правда, на английском (на русском мы нашли только путеводитель по Мадриду). Дальше решили пойти на площадь Испании к тем немногим известным даже неискушенному путешественнику персонажам: Дон Кихоту и Санчо Пансе. Но сначала сады Сабатини, которые расположены рядом с Дворцом.
Здесь все прекрасно: воздух, шишки.
Правда, пруд, так искусно демонстрируемый на многих рекламных фото, был почти пуст (фонтаны, как обычно, не работали). С садами Сабатини у меня навсегда останется еще одно воспоминание: двигаясь спиной и снимая видеокамерой вокруг, неожиданно почувствовал, как правая нога наступила на что-то мягкое. Это "что-то" оказалось банальным свежим собачьим дерьмом. Вот так-то. И в королевских садах можно вляпаться. В дальнейшем мы часто встречали подобные "экспонаты". В отличие от Вены или Праги, тут никто за этим не следит и не убирает, и друзья человека спокойно гадят даже там, где стоят знаки типа выгул собак запрещен.
Площадь Испании от садов Сабатини недалеко. Ориентир - Башня Мадрида. Минут 10 ходьбы, переход дороги и вы у грандиозного монумента испанским героям и их создателю. Нам относительно повезло.
Во-первых, реконструкция Здания Испанииё, на фоне которого размещается монумент, завершена. Во-вторых, народу у памятника было относительно немного. Хотя народ периодически подходит, порой группами, многие торчат достаточно долго пока нафотографируются и с конем и под конем, и с Дон Кихотом, и с Санчо Пансой. Можно залезать на монумент и фотографироваться, как пожелает фантазия. Вообще-то запечатлеть так, чтобы было красиво - задача не из простых, особенно если помочь в съемке некому. То морда коня обрежется, то шляпа Дон Кихота, то сами в кадр не влезем. Мы, наверное, сделали с десяток заходов, чтобы получились стоящие фото, да еще нам помогли один раз малазиец, а второй - испанская или итальянская пара. Далее по Гран Виа (она как раз начинается от площади Испании) мы дошли до отеля. Близилось обеденное время, и мы решили поесть ближе к отелю, чтобы потом немного передохнуть. Ресторанчик выбрали прямо напротив отеля.
Мы бывалые туристы, и хотя ездим без знания языка (разговорный английский не в счет), вроде везде справлялись.
Рассказы о том, что испанцы не понимают другого языка, кроме их родного, мы, конечно, читали. Но ведь и про Париж и про Рим пишут тоже самое. На самом деле нигде незнание языка страны, куда мы приезжали, помехой не было. В Париже вообще мы читали меню на русском, и нас обслуживал русскоязычный официант. В Риме отлично помогло знание английского и язык жестов. Кроме того, в Риме всегда есть меню на отличном английском.
Но тут реально мы попали в тупиковую ситуацию. Все блюда на испанском, при этом слова мало напоминают интернациональные. Официанты кроме "good" по-английски ни бум-бум. Язык жестов тоже какой-то особый. Меню на английском - это попытка первоклассника написать сочинение на этом языке.
Вообщем, большим дураком я чувствовал себя только в Пекине, когда кругом вообще иероглифы.
Хорошо, что был небольшой словарик с названиями основных продуктов. По нему хотя бы составили приблизительное представление о том, из чего сделано блюдо (кое-как разобрав такие слова как "телятина" и "картошка").
Заказали блюдо из комплексного меню под номером, кажется, 2. С помощью жестикуляции и пары интернациональных слов, объяснились с официантом, что мы будем небольшую бутылку вина и больше ничего.
Он покачал головой, видимо мало заказали, и мы стали ждать, чем дело кончится. Вокруг, оживленно беседуя, обедал простой испанский люд.
Вскоре появился заказ. Сначала принесли хлеб (две свежевыпеченные булки размером с полбатона) и вино. О вкусе настоящих простых испанских (как и итальянских) бесполезно рассуждать - это надо попробовать. Таких вин, лишенных всякой химии (антиокислителей, консервантов и проч.) у нас не будет никогда.
Далее довольно быстро появилось основное блюда на огромных (относительно по нашим меркам) тарелках, на которых было расположено: отбивная (наверное, это и была телятина), жареный картофель, капустный салат и яичница из двух яиц (конечно же, слово "тортилья" напоминало что-то знакомое!).
Вообщем пообедали на славу. Счет составил 23 евро с копейками (с вином). Мы накинули еще пару евро в виде чаевых, и пошли к выходу.
Вот тут надо помнить еще кое-что. По-видимому, деньги в испанских кафе (по крайней мере обыденных, не туристических ресторанах) принято давать в руки, а не оставлять на столике (наверное, воруют). Кроме того, официант, как-то удивленно посмотрел на чаевые. С чаевыми вообще интересно. Мы, по традиции, каждое утро оставляли на столике 1 евро в виде чаевых горничной (как обычно делали во всех отелях, где бывали). Монета все время перемещалась по столу, но оставалась. Хотя однажды, вернувшись в отель (мы часто это делали, отель в центре, удобно расположен) и застав горничную за уборкой, все-таки уговорили ее взять это 1 евро. Наверное, и чаевые тоже принято давать лично.
Вот такие особенности.
После обеда, передохнув в отеле, немного меняем планы и решаем отправиться посмотреть небоскребы: наклонные башни-близнецы KIO, ну и рядом с ними деловые кварталы. Необходимо заметить, что многие достопримечательности, включая небоскребы, находятся за пределами исторического центра города, который, как правило, и представлен на картах. В путеводителях также мало что сказано о достопримечательностях, расположенных за пределами исторического центра.
Это нужно иметь ввиду, отправляясь в подобное путешествие.
Сами башни-близнецы KIO нашли быстро: они расположены на площади Кастилия с одноименной остановкой метро. Поглядев на башни (лучше всего они видны с того места, где автомобили въезжают в подземный тоннель над площадью), сфотографировавшись на их фоне, принимаем решение двигаться дальше. Вот тут бы самое время подумать. Это месторасположение выходит за пределы карты, поэтому приходится полагаться на внешние ориентиры или интуицию. Мы решили найти авангардные скульптуры: гигантскую руку, женщину с зеркалом и т.п. В путеводителях указано, что это в районе современных деловых центров. И больше НИЧЕГО.
Разумеется, мы стали двигаться к небоскребам. Опускаю подробности нашего долгого топания и созерцания по сторонам. Скажу только, что небоскребы в 250 этажей мы увидели, а скульптур не нашли. Пошли дальше, небоскребы отдаляются, а вокруг уже начинаются спальные районы и транспортные развязки типа нашей минской "Малиновки". Самое главное, смотрим в путеводитель, видим ориентиры, но не видим нужных нам зданий и скульптур. Помогла мелочь: зеленая фигура медведя, изображенная на верхнем этаже одного из небоскребов-близнецов, на путеводителе была слева, а с того места, откуда мы их созерцали (с расстояния в n километров) - она была почему-то справа. И тут как осенило: мы же шли в противоположную сторону! Но кто же знал, что Мадрид так развивается, если со времени выхода путеводителя в 2009 году уже построен новый деловой район в противоположной от башен-близнецов стороне (СТБА). Идти пешком назад уже не было сил, поэтому прыгаем в ближайшее метро и, проехав 4 остановки, выходим еще в одном деловом районе, построенном 10 лет назад рядом со стадионом Сантьяго Бернабеу (АЗКА).
Еще через полчаса картинка в путеводителе совпала с натурой, и мы увидели знаменитую "Руку", ради которой и был совершен этот окончательно убивший нас послеобеденный вояж. Остальных скульптур рядом не было (позже выяснилось, уже из путеводителя, купленного в Мадриде, что они вообще разбросаны по разным частям города).
Уставшие, с гудящими ногами, возвращаемся в отель. Благо все рядом с нашим отелем, включая универмаг "El Cortes", на нулевом этаже которого большой продовольственный супермаркет. Благополучно затарившись в нем продовольствием и вином, возвращаемся в отель. Первый день в Мадриде закончился.
День третий - погружение в мир искусства.
В этот день должна была сбыться давнишняя мечта - увидеть знаменитую картину Гойя "Обнаженная Маха".
Поэтому этот день был посвящен великому Прадо, в который мы поспешили с самого утра.
Пошли самым коротким путем от отеля: площадь Дель-Соль (кажется, мимо этой площади невозможно пройти - все дороги ведут к ней!), улица Сан-Иеронимо и вышли прямо к Прадо. По пути видели здание парламента (очень скромно, прошли, только потом узнали, что это) со львами у входа, а напротив - памятник Сервантесу (еще один в дополнение к монументу на площади Испании).
Народу у бокового входа (со стороны памятника Гойя) было немного, быстро купили билеты (1 общий билет 10 евро) и вошли внутрь.
Как всегда, попали не в сторону туристических путей, поэтому первое время наслаждались спокойствием. Практически в одиночестве посмотрели "Расстрел повстанцев" и "Восстание против мамелюков" Гойя.
Но, как говорится палка о двух концах. Когда народу мало, смотрители все видят и пресекают любые попытки снимать. У меня раз даже просто маленький красный огонек камеры заметили и сказали выключить, хотя я и не пытался снимать. Поэтому пришлось как коршун кружить вокруг шедевров и снимать из засады в прямом смысле. Большего напряга я не испытывал нигде. Скажу сразу: снять удалось почти все, но трудов это стоило титанических. Не понимаю, как многим путешественникам удавалось фотографироваться с картинами. По-моему, это просто невозможно.
Это сильно отвлекало от главного: созерцания подлинных шедевров. Ведь эти картины, скорее всего, больше увидеть не придется (хотя разные случаи бывают, см. ниже).
Картины расположены близко, не застеклены и можно смотреть, смотреть и смотреть, пытаясь впечатать в память как на самом деле выглядят картины известных художников. Хочу отметить, что между оригиналом и копиями всегда чувствуется разница. Иногда копия (репродукция, фото) что-то приукрашивает, иногда, наоборот, скрывает детали. Например, "Расстрел повстанцев" Гойя в копии выглядит более сглаженным, чем в оригинале. Подлинник картины "Вакханалия" Тициана открывает например, как малыш писает, хотя ни одна из копий этого не передает. Понравился Веласкес. Но Филиппа IV по-моему уж чересчур много и почти в одном и том же образе. Очень интересно собирать образы из разных путешествий, того же Веласкеса, например, достаточно в Венском художественно-историческом музее (портреты принцесс), сюжеты "Даная" вообще писаны, по-моему, каждым из известных мастеров живописи. Интересно сравнивать, хотя в последующем в памяти происходит путаница.
Что касается Босха, то ясно одно - это не наш художник. Видели и "Семь смертных грехов" и "Сад наслаждений". Понять сложно, от этого наверное и впечатление, что найти разницу между оригиналом и копией невозможно. Интересно, правда, что "Семь смертных грехов" представлено в виде столешницы.
Конечно, посмотрели Брейгеля "Триумф смерти". Особый стиль. Полотно глубинное, конечно, но чтобы такие охи и ахи, как порой услышишь, такого нет.
Эль-Греко. Единственное, что можно сказать - стиль этого художника видно сразу и перепутать не удается ни с кем.
Неожиданно открыли для себя картину, которую можно поставить в пятерку самых красивых шедевров живописи: "Артемизия" Рембранта. Украшения на женщине буквально вылеплены, впечатление, что это настоящие бриллианты прикреплены в картине: такова их объемность и яркость.
Конечно, не остался без внимания Дюрер "Адам и Ева" - она сейчас на реставрации, но ее все равно показывают. А вот "Портрет кардинала" не произвел впечатления: представлял, что это большая картина, а на самом деле сантиметров 50х30.
А вообще открыли для себя много новых художников: Рибера, Мораццо и других.
Вообще всего прочувствовать и запечатлеть невозможно.
Лично для меня главная цель была увидеть Маху и "Три грации" Рубенса, и она была достигнута.
Выйдя из музея часа через 3 (предварительно купив альбом о Прадо и, конечно же, постер "Обнаженная Маха"), мы обошли вокруг музея, посмотрели и сфотографировались у памятника Веласкесу, а дальше пошли в парк Ретиро.
Вообще Ретиро я представлял рядом с музеем. В действительности рядом ботанический сад, который мы сначала ошибочно приняли за Ретиро, а к самому парку надо подняться и немного углубиться в улицы, двигаясь на восток. Дойдя до небольшой площади с памятником королеве Кристине в центре и обогнув следующее здание, увидели вход в парк.
Что можно сказать о парке? Он большой, чистый (ездят электромобили), красивый. Деревья аккуратно подстрижены. Здесь впервые почувствовалась жара (это март, а что тут летом?). Рассказывать бесполезно, надо просто гулять. А гулять можно часами. Но силы не безграничны, впереди еще много чего, поэтому мы ограничили прогулку посещением наиболее известных достопримечательностей парка: пруд с монументом Альфонсо XII (издали, поскольку путь наш лежал на юг парка, а монумент был на севере),стеклянный дворец с элементами модерна внутри и, конечно же, памятник Падшему ангелу.
А дальше пошли на выход, тем более что приближалось время обеда, а питаться фаст-фудом, предлагаемом в парке, не хотелось.
Уже спускаясь со склона, почувствовали приятный знакомый запах и вдруг увидели целую аллею мимозы. Оказывается, она растет на деревьях. С мимозой нас связывают приятные воспоминания о Риме годичной давности, когда мы купили букетик в последний день нашего путешествия в канун 8 марта. А тут можно просто наслаждаться ее видом и запахом.
Оказавшись вновь на бульваре Прадо, недалеко от вокзала Аточа, мы стали искать место, где можно было бы поесть. Была дилемма: или искать туристическое место, где вроде бы должен отсутствовать языковой барьер, но зато высока вероятность, что под видом испанского блюда подсунут элементарный фаст-фуд да еще и за туристическую цену, или найти настоящий испанский ресторан или кафе, вроде находящегося возле нашего отеля, где, общаясь языком глухих, поесть вкусно и за небольшие деньги.
Поискав немного, остановили выбор на небольшой кафешке где-то в глубине маленьких улиц. Просто подустали, да и сказалось активное зазывание испанки, хотя по опыту знаю, что зазывание не есть признак хорошего ресторана, а как раз наоборот. Но уже хотелось есть, надоело искать то, не знаю что, да и показалось, что тут хоть немного понимают по-английски (ошибочно - не всякий, кто знает отдельные слова может изъясниться на этом языке).
Но получилось так, как в дне первом. Снова попытки нам что-то объяснить на испанском, меню на английском никакое, опять поиски в словаре. Отличие, что в этот раз повезло не так как в первый. Поели конечно, но удовольствия не получили. Единственный плюс - это цена. 20 евро за 2 салата, 2 блюда и бокал пива и капучино в центре города - это недорого по меркам отдыха в Западной Европе.
После обеда мудрить не стали и продолжили музейный день. Хотя это делать не советуют, дабы не испытывать эмоционального перенасыщения, да и первоначальные планы были другие, но чтобы не бегать по одним и тем же местам, зашли в музей Тиссен-Борнемиса, который недалеко от Прадо.
Там снимать тоже нельзя, а поскольку мне изрядно надоело вести съемки "скрытой" камерой, то я и не пытался. Стоимость стандартного билета 8 евро. Были еще 2 выставки: французского художника Жерома и выставка Heroinas, плакаты о которой были развешаны по центру Мадрида.
Я взял еще билеты на Жерома (+4 евро к цене) и заодно поясню вышесказанную ремарку, о том, что бывают случаи, когда можно дважды увидеть одну и ту же картину. В начале наших путешествий по Европе мы посетили, конечно же, Париж, и нашим первым музеем был Орсэ. Не знаю, может поэтому, а может и нет, но мне там запала в душу одна картина как раз Жерома "Бой петухов". И вот, спустя почти 2 года, я вновь вижу эту картину в самом начале экспозиции выставки музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде. Но сначала была основная коллекция. По сравнению с Прадо музей не велик, картины более разбросаны. Знаменитых шедевров мало. Музей больше на любителя. Хотя каждый найдет то, что ему по душе. Наши любимые итальянские художники здесь тоже есть. На осмотр ушло не так много времени (2 этажа) и мы пошли на выставку Жерома. Кстати, этого художника свезли со всего мира, в основном из Америки и даже из Омана.
Ну а дальше, выйдя из музея, мы решили завершить начатое в первый день и найти-таки вторую авангардную скульптуру "женщина с зеркалом", тем более что по сведениям, почерпнутым из путеводителя, купленного уже в Мадриде, она была где-то неподалеку.
Прошли по бульвару Прадо до фонтана Сибелис и Дворца Связи.
Поглядели на Врата Алькалы Далее наверх к площади Колон.
Прошли еще немного, по дороге видели интересный фонтан с подсветкой и вышли на искомую площадь, в центре которой расположен памятник Колумбу (от него и название площади на испанском). Буквально под самым красным небоскребом и находилась скульптура. На этой оптимистической ноте день мы и завершили.
День четвертый - взгляд сверху и блуждание в поисках церкви Флорида и зооаквариума.
Этот день может быть примером как не надо отдыхать или служить доводом в пользу организованных групповых туров.
По плану была поездка на фуникулере и поход в зооаквариум, тем более что это где-то рядом, если образно представлять, руководствуясь сведениями путеводителей. А еще в планах было пообедать паэльей. Это казалось оптимальным маршрутом, тем более что фуникулер едет в парк Дель Кампо, в котором зооаквариум собственно говоря и находится.
Но фуникулер начинает работать после 12, поэтому надо было чем-то заняться.
Утро начали с прогулки по Гран Виа, а затем свернули на Алькала.
Гуляя по Алькала, дошли до Академии изящных искусств Сан-Фернандо, который прямо напротив Банка Испании.
И хотя в планах посетить Академию были позже, решили зайти сейчас, поскольку, несмотря на ранний час (9-00), она уже была открыта. Сам музей небольшой, но в отличие от Прадо и Тиссен-Борнемиса, тут можно снимать и на фото и на видео. Плюс есть произведения тех же знаменитых художников. Запомнились "Суссана и старцы" Рубенса и "Фердинанд VII на коне" Гойя.
Народу было немного, на все ушел час.
Далее направили свои стопы на Главную площадь (пласа Мейхер). Что удивительно, это самая знаменитая историческая площадь Мадрида каждый раз оставалась в стороне от наших маршрутов. Поэтому мы сделали ее основной целью. Добрались быстро через Дель-Соль по Главной улице. С утра площадь была пустынна, где-то играла музыка. Нашли Дом Мясника и Дом Булочника и сфотографировались у памятника Филиппу III в центре. Здесь достаточно туристов и все помогают друг другу щелкнуться. Вот и нас сфоткали. Теперь это фото в красивой рамке украшает одну из полок в доме, посвященную мадридскому путешествию. При этом к нам навязчиво пристраивался Микки Маус, которого еле удалось отогнать (ну нахрена, простите, нам фото с Микки Маусом в Мадриде у памятника королю?).
Время еще есть, и мы отправляемся в сторону церкви Исидро и далее на площадь Молина, тем более что от нее есть прямое метро, куда нам надо. Площадь в путеводителе описана довольно красочно. Не знаю, ничего особенного. Фонтанчики из решеток на бульваре (похоже как у нас на улице Ленина рядом с Макдоналдсом) и кругом какая-то грязь. Сам район, не знаю почему, называется истинно мадридским, - его очень хорошо обжили китайцы и другие восточные народности. Завершив краткий обзор, садимся в метро.
Оставшийся час решили потратить на осмотр церквушки Флорида, купол которой расписывал Гойя, и отправляемся на Северный вокзал Principe Pio, тем более что это в одну сторону с дорогой к фуникулеру.
Выйдя из метро на Principe Pio, мы попали в современный вообщем-то город (если не считать арки Виктория в центре площади, про которую, кстати, ничего в путеводителях не говорится). Непонятно, как в окружениях многоэтажных коробок могла находиться церковь. Адрес церкви в путеводителе был Florida, 5. Но беда была в том, что нумерация домов на этой улице начиналась с дома № 11, а противоположная сторона, естественно четная. Вообщем, намотав 2 круга вокруг (даже зашли на вокзал) и не желая повторять эксперимент, описанный в дне первом, возвращаемся в метро и едем на фуникулер, тем более что время приближается к 12-00. Как оказалось позже, судя по виду с фуникулера, церковь была рядом, после многоэтажек, все-таки на четной стороне улицы (вероятный адрес Florida, 10 или 12).
Добравшись до фуникулера, встали в длинную очередь, которая, впрочем, двигалась быстро. Уже через полчаса сидели в кабинке и рассматривали окрестности. В кабине включен аудиогид (по умолчанию на испанском, можно заказать английский или французский), но он лишь создавал фон. Время поездки небольшое (10 минут), высота примерно с девятиэтажный дом. Вокруг видны достопримечательности, но не сказать, чтобы как на ладони, все-таки высота не та.
Через несколько минут мы уже ехали над парком Дель Кампо. Красиво остриженные южные деревца. Приземлились, вышли (мы взяли билеты только в одну сторону, поскольку собирались в зооаквариум и воспользовались фуникулером заодно как транспортом).
То, что происходило дальше, очень напоминает спортивное ориентирование, уже описанное в дне первом. Местность вышла за пределы карты, ориентиров, на которые мы надеялись, очень мало. Разве что шум аттракционов, вроде американских (или русских?) горок. Через часок вроде вышли к аттракционам, а от них, судя по путеводителю метров 300 до зооаквариума. Действительно, там нашли указатель со стрелкой "300 m". Не знаю, что это за 300 метров, которые надо идти минут 20 небыстрым шагом, но наконец-то мы прибыли к неказистому на первый взгляд входу с крупными буквами "Zooakvarium". Между прочим, метро "Batan", "рядом" с которым должен находится этот объект, нет и в помине. Ближайшее метро находится, судя по стрелке, на расстоянии около километра.
Когда мы дошли до зооаквариума, то настолько устали, что поняли: не пойдем. Очередь вроде небольшая, по 5-7 человек в кассу, но зооаквариум это место не на один час, а уже полтретьего, и мы собирались пообедать паэльей в полюбившимся ресторане (обеденное время в Мадриде ограничено с 13:00 до 16:00). Вообщем, цена билета в 20 евро (в путеводителе 2009 года указано 15 евро, но реальные цены на все билеты были на 30 процентов выше) решила исход дела, и мы отправились дальше на поиски метро, которое наши где-то в спальном районе через полчаса. Подводя итог, парк Дель Кампо - это место отдыха и развлечений только для мадридцев. Они приезжают туда семьями на машинах (парковок достаточно). Для туристов - это неудобный район, мало указателей и кругом большие расстояния. Если погулять и подышать воздухом, то лучше Парк Ретиро.
Неудовлетворенность от поисков и усталость от беготни и палящего по-летнему солнца мы компенсировали запланированным обедом в ресторане напротив отеля. Обед получился шикарным: паэлья и вино. Заказ на паэлью берут из расчета не менее 2-х человек и приносят сковороду размером с колесо легкового автомобиля. Впервые в жизни удалось некий симбиоз итальянского ризотто и узбекского плова начиненного мидиями и осьминогами. Поначалу думали, не съедим. Но настоящая и вкусная пища идет легко (а с вином-то и подавно!), и вскоре сковорода опустела. Как Вини-Пух, посидели пока "увы, совсем ничего не осталось".
Ну а дальше, как и очень много людей, просто погуляли по уже знакомым улицам, наслаждаясь видами Мадрида.
Нашли, наконец, нулевой километр, который представляет собой обычный люк и находится на краю южной стороны площади, через дорогу у ратуши.
День пятый - коррида и фламенко, кому что по душе.
Поскольку основные достопримечательности были уже осмотрены, дабы не кружить по одним и тем же местам, в этот день решили осмотреть то, что, как говорится, оставили "на потом". Не знаю, может надо было бы съездить в Экскориал, но куда-то далеко не хотелось, тем более, что опыт блуждания на авось в этот раз был печальный. Короче не хотелось терять время - ведь завтра возвращаемся домой.
Пешим путем с утра по Гран Виа, мимо Метрополиса и Ролекса, площади Независимости, бульвару Прадо с фонтаном Нептуна (народу мало, солнце светит, гуляй - красота!) дошли до вокзала Аточа. Посетить вокзал решили благодаря отзывам о его необычности. И точно - вокзал оборудован прямо как тропический лес. В центре искусственное болото с черепахами. Черепахи медлительные как черепахи - поворачиваются раз в несколько минут. Понаблюдали - это награда нам за не посещенный зооаквариум вчера. Правда, хвоста от самолета, который указан на фото в путеводителе, уже нет. Мы сначала безуспешно пытались его найти, а потом по фото просто поняли, что его больше нет. Рядом с вокзалом Аточа находится музей современного искусства Королевы Софии. Сначала идти туда не хотелось - мы любители больше классического искусства, особенно XVI - XVIII веков, а современная живопись не для нас.
Но поскольку время было, а планов не было, то решили посетить.
Перед музеем активно начал разворачиваться митинг на ядерную тематику, приуроченный к аварии в Японии на АЭС (вообще, судя по передачам ТВ, кажется, это была самая важная тема в Испании: и новости и ток-шоу и дебаты - на нее приходилась львиная доля вещания).
Вошли в музей - билеты по 6 евро (в Интернете и путеводителе сказано, что по 3, но мы уже привыкли к расхождениям не в нашу пользу), а оказалось, что в этот день вход бесплатный. Что же - начало обнадеживает. Тут свои правила - снимать можно на фото, а на видео нельзя.
Что сказать о музее? Современный, но очень на любителя. Большинство картин из разряда тех художников, которых Хрущев назвал "педерастами". Действительно, очень много работ напоминает элементарную мазню, а на иные смотреть без смеха просто невозможно.
Но не будем обижать художников - не все же Тицианы, Рубенсы и Рембранты.
Посмотрели Пикассо (в том числе несколько картин "Художник и его модель"), включая знаменитую "Гернику" (нашли ее уже ближе к концу, снимать можно только сбоку из другого зала). Я искал Дали и его самую знаменитую работу - "Великий мастурбатор" (было любопытно, что там нарисовано). Нашли.
Да, воображение надо иметь шикарное, чтобы это написать, а еще, наверное, надо выпить достаточно абсента. А во дворике заметили еще одну авангардную скульптуру.
После музея сели в метро и поехали до станции Chueca. Очень хотелось посетить этот район, известный своими представителями нетрадиционной сексуальной ориентации. В нашей стране, известной своими стереотипами, такого не увидишь, поэтому этот район расценивается как местная достопримечательность.
Конечно, для того чтобы прочувствовать атмосферу этого района (эмоционально, а не физически я имею ввиду), нужно сюда ехать вечером. Но мы не ищем приключений на свою ж... (простите, что получается очень в прямом смысле) и поэтому поехали в разгар дня. Не сказать, что тут все голубые, но однополых недвусмысленных парочек обоих полов достаточно. И люди этого не скрывают, даже флаги Ивана Дулина вывешивают на своих квартирах. А уж этих "радуг" на кафе и магазинчиков не счесть.
Я вот думаю, Испания - католическая страна, придумавшая инквизицию, чувствует себя такой свободной. Дойдем ли мы когда-нибудь до этого? Я не в плане пропаганды гомосексуализма, просто хорошо, когда люди раскрепощены и чувствуют себя свободными. У нас порой слова лишнего боишься сказать, куда там до остального. Пальцем показывать начнут, морду набьют или еще что похуже. Но это просто мысли. А район сам довольно грязноват. Может его еще не оттерли после вчерашнего (судя по тому, что в обед еще все закрыто, наверное, кафе и магазины вокруг работают допоздна или до утра) или тут всегда так, мы не выясняли. Тем более что рассматривать здешних жителей и к тому же снимать их словно туземцев, как-то не прилично. Да и видя нас с камерой, косились как-то странно. Ну ладно. Район Чуэка (кстати, очень много сувениров с его символикой и названием) находится прямо в центре рядом с Гран Виа, т. е. почти с нашим отелем. Но в этот раз мы в отель не зашли, а пошли по улицам, ища кафешку для обеда. Вообще-то я еще не отведал знаменитого косидо, что-то его нигде не предлагали.
Вот, наконец, нашли это слово на доске меню в одном из кафе, недалеко от площади Испании. Свободный столик только один - почти в полуметре от проезжей части (как-то у них все просто, у нас куча норм и нормативов, где должна быть кухня, где туалет и т. п.). Это даже интересно: ешь, а рядом жизнь проносится. При том, что автомобилей немного, я ни разу не задыхался от выхлопных газов (то ли дело рядом с нашим шоссе, чего только не нанюхаешься). Попросили меню у девушки (слава Богу, слово Ла Карта выучили), которая, несмотря на то, что это центр и туристов полно, по-английски "не супранта" как говорят в Литве. Но "Ла Карты" не было, и пришлось тащиться к доске меню у входа со словарем. С заказом косидо проблем не было (оно так и пишется - Kocido), хотя удивило, что оно было и на первое и на второе. А вот с остальным пришлось голову поломать. Заказал какой-то салат и второе блюдо, найдя в нем слово "цыпленок". К удивлению, то, что заказал вслепую, было довольно ничего на вкус. А вот знаменитое косидо подкачало. Если суп еще был ничего (это и было косидо на первое), настоящий, наваристый, то на второе принесли какие-то кусочки мяса с большим количеством гороха. Утолил голод я конечно, но не наелся и удовольствия не получил. А на горох вообще больше смотреть не могу. Не знаю, настоящее косидо я пробовал или поддельное для туристов (выбора то не было) - это наверное останется невыясненным.
Счет составил 22 евро, при этом 18 евро - блюда, и еще по 2 евро за обслуживание (да, об этом было предупреждено на доске с меню, что если ешь на улице, то к счету +2 евро на человека, хотя это странно - обычно дороже берут, если в помещении, но не зря мне атмосфера понравилась).
После обеда решились таки поехать на арену "Ventas". Это там, где проходит коррида. Сегодня воскресенье - значит будет бой быков. Это было плановое посещение, готовясь к туру, я включил его в программу, поскольку быть в Испании и не увидеть корриды - самой пожалуй настоящей испанской национальной особенности - я считал невозможным. Хотя, конечно, к убийствам животных отношусь негативно.
Жена вообще была категорически против и была в таком настроении, словно это ее будут убивать на корриде.
Честно говоря, приехав к арене (было уже около 16 часов, а бои начинаются в 17:00), боевой пыл поугас и у меня. Ну представьте, здоровое животное убивают на потеху толпе. Да еще не сразу, а, как я читал, постепенно: сначала пикадоры на лошадях, потом матадор. И это повторяется не один, а целых шесть раз (ну один еще можно выдержать, но шесть убийств за вечер это слишком). Вообщем походили вокруг арены, поснимались на ее фоне и памятникам тореадорам и негласно решили не ходить, не вносить тем самым свой вклад в убийство. Народу постепенно прибывало, в основном туристы или какие-то испанские старперы - ровесники Хемингуэя. Удивительно, но было много молодых женщин. Возвращаясь назад, супруга повеселела, и мы стали думать, как занять последний вечер.
Накануне на улице нам сунули в руки бумажку с рекламкой фламенко, и мы, подумавши, решили туда пойти, тем более что это почти рядом с отелем - площадь Кармен. Цена билетов довольно высока - минимум 20 евро с человека, но как в случае с зооаквариумом это нас не отпугнуло - денег оставалось достаточно, а сегодня все-таки последний день. Вообщем пошли, купили билеты, потоптались у входа. Увидев камеру, смотритель (охранник или как его там, который в театре билеты проверяет и рассаживает людей) предупредил, что снимать нельзя. Вот же напасть, что ж за город такой! Ладно Дворец - короли живут, ладно музей - может стимулируют продажи альбомов и открыток, но в театре почему нельзя? Со вспышкой нельзя - понятно, чтобы не отвлекать актеров, но тихой видеокамерой?
Конечно, никто потом не следил как в музее, но все равно мы сняли скрытой камерой. Что-то получилось, но опять же нервы и отвлечения от главного. Забавной и непонятной осталась логика концертмейстера. Он смотрел билеты, потом что-то в своей тетрадке и рассаживал людей на какие-то места. Нас усадили не на наши места согласно купленным билетам, хотя мы устроились довольно удобно и рядом с нами никто не сидел. Представление шло полтора часа. Я немного другого ожидал, ну не силен в танцах, и немного попутал фламенко и танго. Но в целом понравилось. Хотя отдельные танцы были немного затянуты, но время пролетело быстро.
С прекрасным настроением мы вышли из театра, дошли до отеля и так закончили последний день в Мадриде.
День шестой - день чтобы посмотреть то, что пропустили.
Сегодня день вылета из Мадрида. Наш рейс Мадрид - Варшава в 15:15, поэтому вся первая половина дня наша.
Помня об отзывах отдохнувших в Мадриде, что в Барахас нужно приезжать заранее, решили, что поедем сразу, как выпишемся из отеля, т. е. где-то в 12:00. Время до этого мы решили занять осмотром не первостепенных достопримечательностей, находящихся немного в стороне от туристических дорог.
Вначале мы пошли в сторону Дворца на площадь Вилья. Эта маленькая площадь считается самой старой в Мадриде. На ней расположен дом одного из королевских фаворитов XVII века. Там же стоит и памятник ему. Вообще площадь маленькая, но домишки вокруг действительно старинные. Красиво, уютно. Дальше пошли на площадь Кортес. Целью было посмотреть на самый старый фонтан Мадрида - фонтан Дианы-охотницы. Считается, что если бросать монетку, то только в этот фонтан.
Фонтан нашли, площадь Кортес совсем маленькая, это пятачок какой-то. Фонтан, как водится, не работал. Вокруг столики кафе и какие-то ящики. Подошли к фонтану, но монетку не бросили, потому что в фонтане чего только не было: и банки из-под кока-колы и мусор, но только не монеты. Короче, на традиции это место не тянет. Ну вот почти и все. Мадрид осмотрен. Конечно же в нем что-то осталось еще непознанное, например храм Дебод (не пошли сознательно, Египта везде хватает), церковь Гранде (в отличие от Рима, что-то церкви Мадрида не впечатляли) или еще что-либо. Но всего не познать.
Поэтому возвращаемся в отель (по пути купили сувениров еще) и отправляемся в Барахас тем же путем, что и приехали.
В действительности Барахас не такой уж страшный аэропорт, нет там никаких очередей. Может это потому, что у нас был внутренний шенгенский перелет с терминала 1, но народу было совсем мало. А вот посидеть и отдохнуть негде. Народ прямо на полу валяется, скамеек раз два и обчелся, тем более что теснится в Европе как-то не принято. Кое-как пристроились к ограде какого-то монумента в аэропорту и перекантовались час до регистрации.
А далее полет без проблем на польской LOT, 4-х часовое ожидание стыковки в Варшаве и вылет на Вильнюс, где и продолжился наш тур.
Но это уже другая история.
30/04/2011 12:21
Материалы по теме
- Страны: Испания
- Города: Мадрид
- Отзыв о поездке: Мадридская весна, апрель-май 2010
- Фоторепортаж: Прогулка по Мадриду, 03.05.2010
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.