Иерусалим. Практика и транспорт



    Тот факт, что в Иерусалиме раньше или позже должен побывать каждый, здесь не обсуждается, это аксиома. Перейдем к практической стороне дела. Сегодня я расскажу о перелете в Израиль Аэрофлотом, про железную дорогу в Иерусалим и иерусалимские автобусы, и про первый в Израиле трамвай.

    Хотя Аэрофлот принято ругать, в этот раз я очень приятно удивился и терминалу D, и обслуживанию на борту. Была одна попытка скандала на обратном пути: соседняя с нами пара, еще в Бен Гурионе порядочно измучившая своего малыша, обнаружила, что выбор мясо/рыба кончился, и остался один какой-то ингридиент. Им непременно нужен был другой, но пара стюардесс на раздаче очень быстро, мирно и профессионально погасили едва разгоревшееся пламя. Респект, в общем. За последнее время их сервис в небе шагают семимильными шагами, осталось на земле подправить так, чтобы форс-мажор не вводил мгновенно всю систему в ступор. Да и время вылета и прилета у них самое удобное из возможных.

    Самолет Аэрофлота / Израиль
    Самолет Аэрофлота // gronlandsvarg.livejournal.com

    На прилете все относительно быстро, очереди короткие, даже несмотря на долгие распросы о друзьях в Израиле и планах пребывания. Моя иранская виза заинтересовала всех настолько, что меня попросили подождать в отдельном помещении, утащили паспорт в недра, после чего мне были заданы куча вопросов про друзей и способы перемещения в Иране, домашний телефон и тому подобную муру, причем все ответы аккуратно записывались на листочек ивритом. Через полчаса паспорт вернули. Без штампа. Пришлось вернуться и прямо-таки просить поставить въездной штамп. Все почему-то были удивлены, но штамп поставили. Красный (на простой границе ставят черный). Долго думал, в чем разница, решил, что красные ставят в стремные паспорта, после чего забил.

    Поезда в Иерусалим / Израиль
    Поезда в Иерусалим // gronlandsvarg.livejournal.com

    Из аэропорта традиционно есть пачка путей в город. Конечно, такси. Есть сервис-такси - аналог маршрутки (в два раза дороже автобуса), которая, однако, развозит в городе непосредственно по адресам (и забирает от подъездов на обратном пути). Автобусы (40 минут в пути). И конечно мы традиционно поехали на поезде. Это дольше автобуса - примерно два часа, зато на последнем перед Иерусалимом участке поезд пересекает красивый горный хребет, змеисто поднимаясь по глубоким ущельям. Эта часть трассы сохранилась от первой ж/д линии в Иерусалиме, построенной еще османами, и жить ей осталось недолго: есть проект устройсва скоростного движения из Тель-Авива, для чего будет выстроена новая трасса. Чтобы из Бен Гуриона попасть в Иерусалим, надо сделать пересадку на ХаХагане. Поезда в Иерусалим идут каждые 2 часа:

    В вагоне / Израиль
    В вагоне // gronlandsvarg.livejournal.com

    Железные дороги в Израиле отличные, и там где они есть, ими очень удобно пользоваться.

    Вокзал Иерусалим-Малха - сейчас конечная станция линии (раньше конечная была почти у горы Сион). Выход к автобусам - через переход налево. От станции в центр идут авт. 4 (по Кинг Джордж) и 18 (по Кинг Давид), до Центральной (израильской) автостанции можно доехать авт. 18, но 6 доедет гораздо быстрее.

    Вокзал Иерусалим-Малха / Израиль
    Вокзал Иерусалим-Малха // gronlandsvarg.livejournal.com

    Израильская автобусная сеть Иерусалима и ближайших поселений, управляемая компанией Egged, очень удобна. Их зеленые автобусы с черной буквой X - повсюду. Например, на перекрестке Кинг Джордж с Бен Иегуда:

    Израильская автобусная сеть / Израиль
    Израильская автобусная сеть // gronlandsvarg.livejournal.com

    Добраться из любой точки города в любую другую можно максимум с одной пересадкой. Одноразовый билет стоит 6.40 и покупается у водителя на входе. В билете пробивается максимальное время допустимое для пересадки (полтора часа от начала первой поездки). Садясь во второй автобус надо просто предъявить этот же билет, водитель пробьет его компостером. Есть небольшой набор скидочных билетов, но тот, что пригодился бы для короткого трипа - на 10 поездок - фактически не дает никакой скидки, ибо стоит 64 шекеля. Мертвых пробок московского типа здесь не бывает, несмотря на то, что в городе и окрестностях проживает почти миллион людей, а ни метро, ни другого электротранспорта здесь пока нет (интересно, что трамвая никогда и не было, несмотря на всегдашнее относительно большое число жителей). В часы пик случаются затруднения движения, но для москвичей это почти незаметно. Хотя расписаний автобусов на остановках нет, их можно выяснить на сайте www.egged.co.il. Несмотря даже на пробки по городу оно более-менее соблюдается, на межгороде мы встречали опоздания на 15-20 мин.

    Белые автобусы и маршрутки по Восточному Иерусалиму и арабским территориям ходят от Дамасскских ворот (северная сторона Старого города). Частью их маршруты совпадают с Egged и используют те же остановки. Никаких проездных там, конечно, нет. Проезд в Вифлеем, например, стоит 7 шекелей.

    Характерная часть израильского пейзажа - большое количество солдат (как юношей, так и девушек) с оружием среди обычного народа. Полицейские тоже встречаются, но солдат невообразимо много. При планировании поездок надо учитывать, что армию отпускают по домам на выходные (пятница-суббота), поэтому утром в воскресенье, когда она вовращается в казармы уехать куда-либо очень сложно. Автовокзалы становятся оливкового цвета, автобусы и поезда берутся штурмом, везде мелькают автоматы и зеленые баулы. В аэропорт, однако, мы уехали без эксцессов, поскольку перемещения солдат происходят внутри страны, а через аэропорт транзита толком никуда нет, в Тель-Авив и Лод есть прямые автобусы из Иерусалима.

    Еще два слова про автовокзал. Кассы распоожены на 3 этаже, там же, где автобусы подаются под посадку. Хотя билеты можно купить и у водителя на посадке, лучше все же покупать их в кассе, поскольку у водителя из будет покупать добрая полвина пассажиров, задерживая и рейс, и всех остальных, а расписания в Израиле очень жесткие: автобусы рвут с места и тормозят тапкой в пол, мгновенно разгоняясь даже по городу (кстати, поэтому надо постоянно за что-нибудь держаться, реально можно травмироваться), в отличие от тормозного наземного транспорта Москвы.

    Относительно Западного Берега: въехать на Палестинские территории МОЖНО по российскому загранпаспорту. Мы ездили в Вифлеем и Мар Сабу, можно поехать в Иерихон, Хеврон, Рамаллу и в другие места. Въезда я вообще не почувствовал (ехали на арабском автобусе), выходили пешком через переход Gilo. Теоретически от самого перехода должен быть автобус, но вышли поздно вечером, поэтому скинулись с попутной арабской женщиной и взяли такси, они дежурят у стены с обоих сторон перехода. Можно взять и прямое такси через границу, но это будет стоить многократно дороже, чем схема такси до стены - пеший переход - такси от стены куда нам надо.

    На десерт - строящаяся первая линия LRT, а по-нашему - скоростного трамвая (хотя на деле никакой он не скоростной, самый обычный). Строительство системы началось в 2006 году. Многократно, по слухам, превысив первоначальный бюджет и двинув анонсированные сроки, в конце 2010 года запустили тестовые рейсы, которые продляться до официального открытия в августе 2011. То есть сейчас пустые вагоны катаютя по линии, позволяя водителям обучиться на практике, а жителям - привыкнуть к совместному сосуществованию (в первые же дни сучилось 3 небольших ававрии с участием трамвая, во всех случаях автомобилисты не восприняли красный сигнал светофора перед выездом на рельсы).

    Первая линия LRT / Израиль
    Первая линия LRT // gronlandsvarg.livejournal.com

    Поставщик вагонов - Alstom. Красивый металлический цвет хорошо гармонирует с традиционным иерусалимским белым камнем. Линия проложена с запада на восток, значительная ее часть проходит по Яффо, откуда был изгнан весь остальной траффик (до этого она была весьма загруженной улицей):

    Подъем от Дамасскских ворот / Израиль
    Подъем от Дамасскских ворот // gronlandsvarg.livejournal.com

    Линия пролегает также по Восточному Иерусалиму (на снимке - подъем от Дамасскских ворот), что породило весьма оригинальный в истории электротранспорта конфликт: Палестинская администрация призвала арабские страны байкотировать все компании, принимающие участие в строительстве, подрядах и поставках. И некоторые из них откликнулись на призыв. Кроме того, поначалу бывали случаи саботажа строительтва в восточной части. Сейчас, правда, ничего похожего не заметил. Вероятно, увидев пустаю Яффо и другие улицы по пути следования, люди все-таки поняли, что с трамваем лучше, чем без.

    Быстро ставший знаменитым и вообще новым символом города, видимым почти отовсюду, Струнный мост Сантьяго Калатравы расположен в двух шагах от Центральной автостанции. Он выстроен специально для пересечения трамваем загруженного перекрестка на выезде из города, причем имеет характерный изгиб на 90 градусов:

    Струнный мост Сантьяго Калатравы / Израиль
    Струнный мост Сантьяго Калатравы // gronlandsvarg.livejournal.com

    Спасибо за внимание.

    gronlandsvarg
    27/04/2011 12:04


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Израиля

    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    18.12.23 "Азимут" назначил новые рейсы из Сочи на период новогодних праздников
    23.10.23 Туристам рекомендуют не ездить в Израиль, Ливан, Иорданию, туркомпаниям – не продавать туры
    12.10.23 Red Wings назначила специальные рейсы из Тель-Авива в Москву
    10.10.23 Российские авиакомпании продолжили летать в Израиль
    09.10.23 Минэкономразвития рекомендует российским туристам не ездить в Израиль
    Авиакомпании переносят и отменяют рейсы в Израиль
    12.09.23 Red Wings будет летать из Санкт-Петербурга в Тель-Авив
    09.09.23 Куда за границу в сентябре 2023 года можно улететь без пересадок
    16.08.23 В Иерусалиме открыли самый длинный подвесной мост