Озеро Тонлесап и плавучая деревня Kompong Luong

Вообще-то мы хотели украсть лодку и объехать на ней вокруг всего озера. Но я неожиданно заболел, и пошел к врачу, и врач прописал мне покой, и мы уехали в Сиануквиль поедать кальмаров и смотреть на растление малолетних, и поэтому нашим пиратским планам не суждено было сбыться. Но на обратном пути мы все-таки заехали в плавучую деревню Kompong Luong, про которую тут фото и чуть-чуть рассказу, однако начнем по порядку.

До этой деревни удобней добираться из Пномпеня или из Баттомбанга. Автобусы, идущие из Пномпеня в Баттамбанг, могут по вашей просьбе остановиться в Кракоре, из которого до Kompong Luong всего 2-7 км. Неточность в расстоянии вызвана тем, что в зависимости от сезона и степени разлива воды деревня перемещается то ближе, то дальше. В Кракоре, кстати, есть гестхауз с загадочным названием HOTEL 59, с более-менее чистыми комнатами по 5 долларов и с симпатичными маленькими букашками (не путать с клопами или блохами, это скорее безобидные минитараканы), ползающими по постели, глазам и ноздрям. Рекомендуем, очень удобно.

Выехав из Пномпеня в 9 утра, в полдень мы уже были в Кракоре (интересно, что билет до Кракора стоит столько же, сколько и до Баттамбанга - 5 долларов, хотя расстояние в 2 раза меньше), заселились в гест и двинули по дороге в сторону деревни. Через пару минут нас подобрал грузовичок, везущий в кузове бочки из-под протухшей рыбы. В этих бочках мы и доехали до Kompong Luong. Первый раз в Камбодже нас подвезли бесплатно, отказавшись взять предложенные деньги. Хотя водитель с виду был совсем не зажиточный.

Сама деревня находится на некотором отдалении от берега, около 500 метров. Хибарки на фото - это еще не деревня, это как бы хутор на отшибе, а деревню тут еще не видно:

Хибарки на фото / Камбоджа
    Хибарки на фото // spirin-foto.livejournal.com

До деревни надо плыть, и местные жители на этом, естественно, зарабатывают, предлагая часовую экскурсию на моторной лодке за 7 долларов. Мы пошли покупать манго под навес и на пальцах договорились с продавщицами (английский они не понимают) о весельной лодке на 2 часа за 5 долларов. И дешевле, и фотографировать удобней. Правда, мы думали, что берем в аренду судно без экипажа, а при погрузке выяснилось, что услуги экипажа таки прилагаются: наши тетки запрыгнули в лодку вместе с нами и взялись за весла. Мы посмотрели на это дело пару минут и отобрали у них весла. Погребли сами, но под конвоем. Тетки развеселились: судя по тому, что при встрече с проплывающими мимо лодками они по нескольку раз повторяли "баранг-баранг" (это "иностранец" по-камбоджийски) и "доллар", то мы пришли к заключению, что это они рассказывали всем о том, что два тупых барана катают их по озеру и еще платят за это 5 долларов. Но нам тоже было весело, утлая посудина не отличалась остойчивостью и норовила перевернуться, мы держали курс на деревню:

Плавучая деревня / Камбоджа
    Плавучая деревня // spirin-foto.livejournal.com

Плавучая деревня представляет из себя несколько рядов стоящих прямо на воде домов, между которыми оставлены проходы для лодок - улицы по-тонлесапски.

Я тут просто буду выкладывать фотки по хронологии, как у нас у самих это представало перед глазами. Доплыв до деревни, я отдал весло своей надзирательнице, а сам взялся за фотоаппарат.

Природа тазиков осталась невыясненной: то ли это плавсредство для малолетних, то ли емкость для перевозки груза.

Природа тазиков / Камбоджа
    Природа тазиков // spirin-foto.livejournal.com

На вопрос, для чего молодой человек набирает ковшиком воду, может быть много ответов, и все они будут потенциально правильными, потому как тонлесапская вода многофункциональна: ее пьют, в ней купаются, в нее сливают канализацию, в ней моют овощи и фрукты, в ней варят пищу.

Тонлесапская вода / Камбоджа
    Тонлесапская вода // spirin-foto.livejournal.com

Живность тоже имеется, и не только рыба и крокодилы. Собаки, например.

Живность тоже имеется / Камбоджа
    Живность тоже имеется // spirin-foto.livejournal.com

На фотографирование все реагируют по-разному: кто-то с радостью, а кто-то настороженно.

В "зажиточных" домах есть телевизоры. Работают они, вероятно, от генератора.

В "зажиточных" домах есть / Камбоджа
    В "зажиточных" домах есть // spirin-foto.livejournal.com

У этой семьи сегодня банный день:

Банный день / Камбоджа
    Банный день // spirin-foto.livejournal.com

Вода в Тонлесапе бывает по своему красивой. Зачем из воды торчат жерди, я так и не догадался. Если это заготовки для строительства, то зачем же их тогда оставлять в воде на гниение.

Вода в Тонлесапе / Камбоджа
    Вода в Тонлесапе // spirin-foto.livejournal.com

Местные жители на променаде:

Местные жители / Камбоджа
    Местные жители // spirin-foto.livejournal.com

Если верить путеводителю, то в этой деревне живут преимущественно вьетнамские переселенцы. Я как-то плохо научился отличать кхмеров от вьетнамцев. Вообще же на Тонлесапе есть плавучие деревни, где живут и камбоджийцы, вопреки рассказам некоторых гидов, заявляющих, что на воде живут только вьетнамцы.

Вьетнамские переселенцы / Камбоджа
    Вьетнамские переселенцы // spirin-foto.livejournal.com

Способ гребли - одним веслом, поочередно с разных бортов. Скорость медленная, по сравнению с байдаркой раза в два меньше.

Способ гребли / Камбоджа
    Способ гребли // spirin-foto.livejournal.com

А вот кошакам здесь раздолье: в рыбе недостатка нет. Этот рыжий так и вертелся вокруг, пока хозяйка занималась разделкой:

Кошакам здесь раздолье / Камбоджа
    Кошакам здесь раздолье // spirin-foto.livejournal.com

Фото про убранство жилища и серьезность маленьких жителей:

Убранство жилища / Камбоджа
    Убранство жилища // spirin-foto.livejournal.com

В общем и целом, симпатично, но зависти не вызывает.

Симпатично / Камбоджа
    Симпатично // spirin-foto.livejournal.com

Осталось чувство неудовлетворенности. Тетки наши уже через час стали охать и посматривать в обратном направлении, не всегда удавалось остановиться там, где хотелось. Как-то быстро все промелькнуло.

Обратно до Крокора нас подвез мужик на мопеде за 1 доллар. Вечером мы забрались на крышу гестхауза, откуда открывается неплохой вид на окрестности, да так и проводили уходящий день.

Крокор / Камбоджа
    Крокор // spirin-foto.livejournal.com

В самом Крокоре делать особо нечего. Поужинали в местной едальне недалеко от основной трассы. На следующий день уехали в Баттамбанг (автобусы проходят каждый час, билеты по 3,75 доллара).

Еще будучи в Сием Риепе, мы взяли велосипеды и поехали на разведку к озеру. Доехали до протоки с причалом, от которого отвозят на больших лодках организованные группы в наиболее раскрученную плавучую деревню Сhong Kneas (20 долларов с человека за час). Нас это совсем не устраивало, причем в комплексе: мы хотели поехать без группы, и не на час, а на 2-3 дня, с посещением нескольких деревень и ночевкой в них. Но когда мы заикнулись об этом, нам на причале назвали сумму 1000 долларов.

Пошли договариваться с лодочниками напрямую. Те в один голос твердили, что тут все в руках одной транспортной компании, и все поездки только через нее по фиксированной таксе. Я дошел даже до полицейской станции, при которой есть свой маленький причал с одинокой раздолбанной моторкой. Офицер долго мялся, было видно, что он в целом положительно относится к коррупции, но в конце концов он признался мне, что боится, потому что там на причале мафия, и если они узнают, что он дал нам свою лодку с провожатым, то ему не поздоровится. Но один из тук-тукеров, наблюдавших за нашими бесплодными поисками, посоветовал поехать в другую плавучую деревню, Kompong Pluk, которая менее известна среди туристов и где проще договориться о лодке в частном порядке.

До этой деревни тук-тукеры соглашаются отвезти из Сием Риепа за 8 долларов, туда около 30 км и дорога подходит почти до самой деревни. Мы так и думали сделать, надеясь нанять там моторку на пару дней или хотя бы весельную лодку на день, но, как я уже писал выше, болезнь изменила наши планы. Кстати, в агентствах мы узнали, что во многих плавучих деревнях есть хоумстэи, так что непритязательные люди могут без проблем переночевать прямо на воде. По крайней мере, хоумстэи точно есть в Chong Kneas, Komplong Pluk и Komplong Luong. В агентствах Сием Риепа нам предлагали 2-3 дневную аренду катера с водителем за 200-300 долларов с ночевкой в каюте на катере. Думаю, что на месте можно договориться о моторке не дороже 30-40 долларов в день (торговаться надо начинать с 10 долларов), плюс не более 10 долларов за хоумстэй. Это так, на заметку будущим поколениям землепроходцев от нас, не сумевших воплотить свои мечты.