Всего в двадцати километрах к северу от албанской столицы и в тридцати километрах от портового города Дуррес, у самого подножья гор, расположена древняя крепость Круя (Krujё). Эта крепость сыграла важную роль в становлении албанской национальной идентичности. В 15 веке Круя стала центром албанского восстания, продлившегося двадцать лет. Первая попытка борьбы за независимость албанского народа провалилась, но её лидер, Георги Кастриоти Скандербег, стал вечным символом национальной идеи. Флаг рода Кастриоти лёг в основу албанского флага, а крепость Круя, стены которой помнят давние кровавые события, стала главным мемориалом страны.
Флаг рода Кастриоти, ставший впоследствии национальным флагом Албании, гордо развевается перед входом в музей Скандербега в крепости Круя.
Тридцатикилометровая дорога до Круи занимает почти час. Первой задачей для желающего поехать в Крую становится поиск маршрутки. В Тиране нет центрального автовокзала. Правильнее будет сказать, что в Тиране вообще нет автовокзала, потому что точки отхода автобусов располагаются во дворах жилых домов, на оживлённых перекрёстках и на территории заброшенных заводов. Одним словом, можно найти маршрутку там, где есть свободная парковка. Маршрутка на Крую отправляется из одного из жилых дворов в окрестностях площади Карл Топиа (Sheshi Karl Topia), одной из узловых площадей Тираны.
Маршрутка до Круи собирает пассажиров во дворе жилого дома в Тиране.
Маршрутка отъезжает, как самолёт из старого армянского анекдота: «пока все не соберутся, не полетит». Когда внутри маршрутки кажется, что она забита полностью и места больше нет, водитель останавливается где-то посредине проезжей части и берёт на борт дополнительных пассажиров. Так как кондиционера в автобусе нет, а летом в Албании весьма душно, приходится постоянно открывать окна, из которых прямо в лицо летит пыль и прочий мусор с обочины. Для решения проблемы свежего воздуха в албанском автобусе перед открытым окном протягивается тёмно-синяя шторка, и ветер рьяно дует в шторку, зато не в лицо. После одной-единственной поездки в албанской маршрутке, больше никогда не станешь ругаться на другие восточно-европейские маршрутки!
Гора Круя. У её подножья расположена одноимённая крепость. Водитель маршрутки заслуживает отдельный рассказ. Я скажу лишь, что половину пути автобус ехал по встречной половине дороги, а на одном «слепом» повороте в горах автобус едва не врезался в точно также летящий навстречу нам легковой автомобиль. Поездка в албанской маршрутке понравится настоящему любителю острых ощущений!
Город Круя переживает, как и многие другие города Албании, строительный бум. Дорога из Тираны до Круи стоила двести лек, немногим меньше полутора евро. За дополнительные сто лек с человека (60 евроцентов) водитель довёз нас лично к самому началу пешеходной зоны возле крепости Круи. При этом водитель нас не спрашивал, хотим ли мы доплатить ему ещё 50% стоимости пути: как только он увидел, что мы туристы, он мгновенно воспользовался этим фактом. Если бы не предприимчивость водителя, пеший подъём на гору в жаркий полдень стоил бы нам больших физических усилий.
Внизу, в долине, ведутся разработки залежей мела (или песчаника?) открытым способом, поэтому воздух наполнен пылью, а горизонт в направлении юга практически не видно. Теперь я расскажу об истории крепости. История Круи – это история формирования албанской национальной идеи, поэтому рассказ о Круе даст общее представление об истории Албании. В 1444 году ставленник Османской империи в Албании, Скандербег, возглавил восстание против турок. Он призвал местных князей объединиться и вместе бороться против турецкой армии. В своих действиях Скандербег полагал на поддержку европейских королей, которые видели в Скандербеге защитника Европы от мусульманской интервенции.
Современная Албанская историческая наука трактует порыв Скандербега как проявление национального самосознания. Мы знаем, что понятие национального самосознания в 15 веке только зарождалось. Большинство европейских стран того времени были раздроблены, при чём каждый клочок земли сражался с другим, не считая это гражданской войной. Понятие братоубийства появилось намного позже, лишь после окончания всех европейских религиозных войн, то есть не раньше второй половины 17 века. Скорее всего, не мечта об албанском рае , а временная слабость османской армии после поражения в битве под Нишем (в нынешней Сербии) и выдающиеся военные способности Скандербега дали ему надежду на успех вооружённого восстания.
Георги Кастриоти Скандербег прошёл подготовку в Стамбуле. Само имя Скандербега, по-турецки Искендер-бей, было сформировано именем Искендер, Александр, и турецкой приставкой «бей», которым в Турции называли правителя. Род Скандербега, Кастриоти, был древним албанским родом со значительными имениями в северной части Албании. Когда ему исполнилось 18 лет, как самый младший сын своего отца, Георги был отправлен на три года в Стамбул ко двору султана. После смерти отца и старшего брата, Скандербег унаследовал вместе с оставшимся братом имение отца. Он также сохранил дипломатические связи с республиками Дубровника и Венеции, установленные ещё его отцом, сыгравшие впоследствии важную роль в восстании против турок-османов.
Сторожевая башня - единственное сохранившееся здание крепости. После возвращения из Стамбула Скандербег увидел в Османской империи способ усиления собственной власти и расширения фамильных владений Кастриоти в Албании. Для этого Скандербег начал сражаться на стороне султана. В период ранней Османской империи это был самый быстрый способ расширить владения. Растущая империя приглашала мужчин воевать на их стороне, а завоёванные территории султан отдавал победителям. Таким образом росло влияние султана, империя увеличивалась, а армия была непосредственно заинтересована в победе. Неудивительно, что Скандербег, как младший сын семейства, принял решение сражаться на стороне султана. Скандебрег выиграл несколько сражений на Балканах и получил в благодарность от султана вилайет (провинцию) Круя, древнюю столицу автономного албанского региона.
В силу исторических связей с другими знатными албанскими родами, а также благодаря политическому чутью, Скандербег вскоре принял решение отколоться от османской армии. Бросив султана во время битвы под Нишем в 1443 году, он развернув свои войска и отправился в Крую. Здесь, подделав письмо от имени султана, он захватил город. Вскоре над крепостью был поднят красный флаг с двуглавым орлом – символ Албании и действующий ныне флаг. В знак патриотизма и верности восстанию, Скандербег отрёкся от ислама и вернулся в христианство. Чтобы подтвердить свой возврат к религии предков, спустя несколько лет он женился на дочери одного из знатных албанских родов в православном монастыре Арденица в центре Албании.
На территории крепости Круя не сохранились древние постройки. В своей борьбе против османов Скандербег полагался на поддержку европейских государств. Изначально Венеция поддерживала албанского лидера, так как рассматривала его как желанный буфер между своими владениями на Балканском полуострове и растущей Османской империей. Однако со временем влияние Скандербега окрепло настолько, что стало угрожать венецианским колониям. Венеция, испугавшись за свои заморские колонии, объявила Скандербега врагом. Вскоре он заключил союз с извечным врагом Венеции, испанским королевским домом Арагон.
Слухи об успехах Скандеберга в битве против турок-османов прокатилась по всей Европе. Это был один из немногих случаев победы против турецкой армии. В 15 веке Османская империя находилась в зените своей славы, в 1541 году турки захватили Будапешт и впервые осадили Вену. В 1683 году турки осадят Вену во второй раз, и тогда, чтобы спасти столицу Австрии, объединённое войско со всей Европы общими усилиями отбросит турок назад на Балканы. Считается, что с поражения при осаде Вены начался постепенный упадок Османской империи, который продлился до 1918 года.
Вид из крепости на долину. Где-то вдалеке на пыльном горизонте находится Тирана. После смерти турецкого султана, Мурада Второго, к власти в Стамбуле пришёл Мехмед Второй Великолепный. Он продолжил войну со Скандербегом с новой силой. Неурожай несколько лет подряд подкосил ряды албанских повстанцев, а отсутствие любого вида финансирования сделали недоступным для повстанцев даже вооружение. Турецкие войска не смогли завоевать крепость Круя даже с третьего раза, но разрушения, которые они причинили крепости, стали фатальными для албанской армии.
Скандербег умер от малярии в январе 1486 года, оставив всё освободительное движение без лидера и без средств к продолжению войны. После войны страна была полностью истощена и лежала в руинах. Оставшиеся в живых участники восстания были вынуждены бежать к союзникам в Неаполь или в Испанию.
После поражения восстания Скандербега, идеи национального единства не волновали албанцев, по меньшей мере, 400 лет. В 1878 году была основана первая албанская национальная организация, Призренская Лига, по названию города Призрен в западном Косово.
Памятник Скандербегу украшает главную площадь Тираны, названную его же именем. В ХХ веке, когда в Албании один за другим менялись государственные устройства – от монархии до диктатуры пролетариата, личность Скандербега стала символом национального самосознания. Скандербег стал тем главным национальным героям, чью роль в США играет Джордж Вашингтон, в Индии – Махатма Ганди, а в Украине – Богдан Хмельницкий. В честь Скандербега названы главные улицы и площади страны, больницы и детские сады, его профиль украшает денежные банкноты, его имя носит университет и много других не менее стратегических объектов по всей стране. Музей Скандербега в Круе – это главная святыня современной атеистически воспитанной Албании.
На территории крепости Круя находится музей Скандербега. Он занимает современное четырёхэтажное здание из белого камня. Внешне здание стилизовано под крепость. В музее рассказывается история народов, населявших Албанию с незапамятных времён. Постепенно экспозиция подходит к личности Скандербега. Музей национального героя не претендует на звание исторической объективности или подлинности. Залы музея украшены в стиле «Властелина колец»: на стенах развешены мифические щиты, над головой нависают флаги и штандарты выдуманных групп войск, а в дубовых стеллажах выставлены самые ценные экземпляры экспозиции. Музей Скандербега создан не для тех, кто хочет разобраться в истории Албании, а для тех, кто хочет проникнуться национальной идеей албанцев. Подобный музей есть в каждой стране.
Триумфальное встречает посетителей музея. В центре композиции - герой албанского народа Скандербег. Вокруг музея разбросаны останки крепости Круя. После разгрома восстания в 1468 году, турки разрушили крепость до основания. От самой неприступной крепости Албании сохранилась лишь сторожевая башня, входные ворота и тонкая полоса руин, очерчивающих то место, где раньше проходила оборонительная стена. Площадь крепости сравнительно небольшая. На то чтобы обойти её всю, потребуется не больше 20 минут.
Крепость Круя, пожалуй, самое туристическое место Албании, не считая Адриатической ривьеры. В крепость ведёт пешеходная улица, по обе стороны которой разбросаны лавки с народными промыслами. Я купил здесь льняную скатерть ручной работы и шерстяные носки для дома. Единственное, что я здесь не нашёл – это значок для своей коллекции.
Через ворота в стене слева можно попасть в этнографический музей. Для туристов в крепости открыт этнографический музей. Он занимает помещение бывшей частной усадьбы. Двухэтажное здание было построено в 19 веке в традиционном для балканской архитектуры стиле – белый оштукатуренный фасад, узкие окна, косая черепичная крыша. Особенным для архитектуры Албании является тип строительства городских усадеб так, будто это крепости. В самом деле, албанские особняки имеют один узкий вход, толстые стены и мелкие окна лишь на последнем, третьем этаже, откуда было удобно защищать дом. Я не знаю, чем можно объяснить такую особенность в архитектуре, кроме как постоянной войной, о чём мне не приходилось слышать. Я расскажу более подробно про албанскую городскую архитектуру в репортаже из города Жирокастера на юге Албании.
Этнографический музей занимает усадьбу зажиточной албанской семьи 19 века. В этнографическом музее показан быт албанцев на примере одной зажиточной семьи периода османской империи. Женщины и мужчины пользовались домом отдельно: женский и мужской будуар занимают противоположные флигели дома. Мужчины пили чай, полулёжа на подушках, и курили кальян. Женщины кальян не курили и больше времени уделяли потомству. Некоторые черты описанного в музее быта 19 века сохранились в мусульманских семьях до сих пор. Один занимательный факт из этнографического музея: платить за посещение музея нужно не на входе, а при выходе.
Ровно столько я могу рассказать о Круе – идеологическом центре Албании. Для посещения крепости и музея Скандербега достаточно выделить половину дня, тогда вторую половину дня можно провести в Тиране.
29/02/2012 17:01
Материалы по теме
- Страны: Албания
- Города: Тирана
- Отзыв о поездке: Албания. Путевые заметки, июль 2009
- Отзыв о поездке: Албания, Тирана, июль 2011
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.