Ирландия для наших туристов - направление пока что малознакомое. Поэтому, совершив туда восьмидневную поездку "полудиким" способом (то есть выбором авиарейсов и гостиницы занимались мы сами, но их бронирование и последующее оформление визы делали через турагентство) и приобретя на собственной шкуре кое-какой опыт, считаем целесообразным описать его. Речь пойдет о чисто житейских вещах, с которыми почти неизбежно столкнется каждый самостоятельный турист.
1. Зачем вообще стоит ехать в Ирландию?
Куда, куда стремитесь вы, безумцы?
Квинт Гораций Флакк
Любителей пляжного отдыха во всяких турциях и египтах сразу просим не беспокоиться, переходить на соответствующие страницы этого сайта и продолжать с упоением читать о различных способах откармливания и поджаривания своих тушек по системе "все включено". Ирландия - это страна для тех туристов, кому хочется свежих впечатлений и неизбитых путей. Даже при минимуме затраченных усилий и того, и другого хватит с избытком. Каждый, разумеется, ищет свои впечатления и свои пути, составляет свои маршруты и действует так, как ему самому хочется. Именно поэтому описывать посещенные нами достопримечательности и увиденные природные красоты "изумрудного острова" не будем, а займемся лучше, как и обещано, практическими советами.
2. Виза
- Этот метод, - сказал Вусц, - распространяется и на медицину.
- В отсутствие? - спросил Ложкин.
- Нет, с помощью телепатии, - сказал космонавт и сокрушенно покачал головой..
Кир Булычев. Великий Гусляр
Здесь все оказалось достаточно просто. Все, чем отличался поданный нами набор документов от стандартного "шенгенского", - выписками с банковских счетов с указанием движения средств на них за последние полгода. Визовые анкеты онлайн мы не заполняли - это сделало турагентство по предоставленным нами данным. Остальное - фотографии, справки с работы и из банка - было точно таким же, как и всегда. Не понадобились ни переводы на английский, ни копии свидетельств о собственности на недвижимость, ни фразы в справках о том, что на время поездки предоставляется отпуск. Вскоре мы стали обладателями ирландских виз сроком на три месяца (правда, с однократным правом въезда), ни разу не посетив посольство и не удостоившись ни единого телефонного звонка оттуда. Все делалось полностью "в отсутствие клиента".
3. Перелет и формальности
И в тот же галактический день на Фурфе - единственной планете Этамина - отказали в посадке экспресс-лайнеру первого класса из сектора Алголя. Ему было приказано вернуться в порт вылета. Среди более чем тысячи восьмисот документов на полет и груз нашелся единственный, где не оказалось подписи какого-то ничтожного клерка.
М. Лейнстер. Электронная чума
Прямых рейсов из Москвы в Дублин (и вообще из России в Ирландию) сейчас, насколько нам известно, не существует, так что придется смириться с пересадкой в одном из европейских аэропортов. Если лететь рейсами британских авиакомпаний (bmi, "British Airways"), то пересадка будет в Лондоне, и придется дополнительно оформлять британскую транзитную визу. Впрочем, можно попробовать обойтись и без нее - на местном форуме достаточно тем, обсуждающих неофициальную возможность безвизового транзита через Великобританию, но все они сходятся на том, что это лотерея: решение, пропустить вас или завернуть обратно, будет принимать сотрудник пограничного контроля, и чем все это закончится, заранее сказать невозможно. Так что разумнее не рисковать и делать пересадку там, где официально разрешен безвизовый транзит, - во Франкфурте ("Lufthansa"), Амстердаме (KLM) и т. д.
Собственно в Ирландии процедура пограничного контроля достаточно проста: по прилете вам задают несколько обычных вопросов (цель визита, срок пребывания и т. п.), в паспорт ставят два штампа (ярко-зеленых!) и вписывают разрешенный срок пребывания в стране. Его определяет сотрудник пограничного контроля персонально (нам, например, вписали пятнадцать дней, хотя приехали мы только на восемь). А при вылете паспортного контроля нет вообще. Видимо, в Ирландии, как и в Великобританиии, считают, что здесь беспокоиться не о чем: если уезжающий - свой гражданин, то его проверять незачем, а если иностранец - скатертью дорога, одним иностранцем меньше, зачем же ему еще досаждать лишними формальностями.
При отъезде из Ирландии следует учесть, что регистрация в дублинском аэропорту на рейсы некоторых компаний проводится самостоятельно, на специальных терминалах. Чтобы распечатать посадочный талон, необходимо выбрать номер рейса и приложить к сканеру свой паспорт. Наши новые биометрические паспорта такой сканер считывает нормально, а вот старые, естественно, читать отказывается. Впрочем, на такой случай остается возможность нормальной "человеческой" регистрации оператором за стойкой - обычно ею пользуются только для сдачи багажа.
4. Общественный транспорт
Каждые пять минут мимо Вульфа проносился гигантский серый электрический автобус, мчавшийся по Бродвею, как слон, которому сунули под хвост горящую паклю.
Б. Келлерман. Туннель
Дублинский аэропорт с городом связывают автобусные маршруты трех видов. Первый - самый медленный и дешевый - это обыкновенные городские маршруты 41, 41b и 102, на которых действуют обыкновенные же тарифы. Второй - дороже и быстрее - полуэкспрессы "Airlink" (маршруты 747 и 748). Эти до центра Дублина идут без остановок, а там останавливаются несколько раз в наиболее бойких местах. Разовый билет для взрослого стоит 6 € (приобретается у водителя), но на этих маршрутах действительны и все виды многоразовых билетов. Так что если вы планируете активно пользоваться дублинскими автобусами и в дальнейшем, то стоит купить такой билет в автомате прямо на остановке в аэропорту - так можно здорово сэкономить. Третий вид - экспрессы "Aircoach", комфортабельные автобусы для дальних рейсов, с высоким полом и отдельным багажным отсеком. Проезд до центра города в них стоит 7 € - немногим дороже, чем в "Airlink", но, естественно, никакие проездные билеты здесь не действуют. В общем, каждый может выбирать по своему вкусу. Других способов добраться до города общественным транспортом пока не существует. Правда, сейчас как будто строится еще линия метро, которая должна связать центр Дублина с аэропортом; ее планируется открыть в 2012 г.
В пределах центральной части Дублина лучше всего передвигаться, естественно, пешком - она, хотя и достаточно сильно вытянута в широтном направлении вдоль реки Лиффи, все же весьма компактна. Основной вид общественного транспорта в городе - это автобус. (При населении Дублина около миллиона человек автобусных маршрутов в нем, похоже, даже больше, чем в Москве.) Дублинские автобусы все двухэтажные, с одной-единственной передней дверью для пассажиров. При входе те, у кого есть многоразовый билет, прикладывают его к валидатору справа от входа, а у кого нет - покупают разовый у водителя (в этом случае тариф зависит от расстояния - примерно как у нас в электричках). Разовые билеты достаточно дороги (минимальный "взрослый" тариф - 1,15 €), поэтому для экономии лучше пользоваться многоразовыми - их существует великое множество, из которого для туристов, пожалуй, лучше всего подходят билеты типа "Rambler", дающие право на неограниченное число поездок в течение одного, трех или пяти дней. Особенность заключается в том, что эти дни не могут идти подряд: вслед за днем, когда билет использовался, должен следовать как минимум один день перерыва. Для жителя Дублина, каждый день ездящего на работу, это, пожалуй, неудобно, а вот для туриста - в самый раз: можно чередовать "автобусные" дни с "пешеходными". Места, где можно приобрести многоразовые билеты (чаще всего это небольшие магазинчики), отмечены значками в виде эмблемы "Dublin Bus". Если же вы намереваетесь для каждой поездки покупать разовый билет у водителя, учтите, что расплачиваться с ним следует только монетами, желательно точно набрав нужную сумму. Если же вы все-таки не смогли это сделать, то вместо сдачи водитель выдаст вам квитанцию на возврат денег, с которой надо прийти в центральный офис "Dublin Bus" на О'Коннелл-стрит и получить обратно причитающуюся сумму. Такая хитроумная схема применяется, как утверждается, чтобы предотвратить попытки ограблений: крупную сумму в монетах не так-то легко утащить. Разумно сделанное исключение - два маршрута "Airlink": вряд ли можно ожидать от иностранца, только-только сошедшего с самолета, что у него в карманах найдется достаточно "евровой" мелочи.
Вся полезная информация о дублинских автобусах (карты маршрутов, расписания, тарифы, виды билетов) есть на официальном сайте "Dublin Bus": www.dublinbus.ie. Советуем заранее прикинуть, куда каким номером надо ехать и на каких остановках входить и выходить, так как в самом Дублине найти карту или хотя бы схему автобусных маршрутов практически невозможно. Те схемы, что есть на некоторых остановках, больше вводят в заблуждение, чем проясняют ситуацию. Дело усугубляется тем, что у многих маршрутов имеются по две, а то и по три разновидности (с добавлением букв a, b, c к номеру), которые порой очень сильно отличаются друг от друга как путями следования, так и конечными пунктами, - здесь надо быть особенно внимательным, так как запутаться проще простого.
Еще одна тонкость: в случае, если на остановке мало людей (один-три человека), принято при приближении автобуса подавать водителю сигнал рукой - точно так же, как у нас останавливают маршрутки. Иначе водитель вполне может проехать мимо, сочтя, что вы ждете автобус другого маршрута или вообще ничего не ждете. В пригородах существуют многочисленные остановки "по требованию" (их легко отличить от "регулярных" по отсутствию списка маршрутов и расписания) - для них это особенно актуально. Также, в отличие от многих европейских городов, дублинский автобус запросто может опоздать на пять, а то и на десять минут против расписания, особенно на малозагруженных маршрутах на окраинах.
Вместо некоторых автобусов, идущих в дальние окрестности Дублина, иногда проще воспользоваться пригородными поездами. В городе два вокзала - Хьюстон и Коннолли, - от которых отправляются несколько разновидностей таких поездов. Внутри они очень комфортабельны (мягкие кресла с подлокотниками, столики, туалеты, плавный и практически бесшумный ход), но проезд на них весьма дорог (например, уехать километров на тридцать и вернуться обратно - около 10 €). Кстати, билетных касс как таковых нет, имеются только автоматы. Узнать расписание сложно, нигде на всеобщее обозрение оно не вывешено, за исключением электронного табло с объявлением ближайших отправляющихся поездов. Но уж тот график, который на нем объявлен, соблюдается достаточно точно. По-видимому, единственный способ узнать расписание заранее, а не приезжать на вокзал наобум, - в Интернете на официальном сайте ирландских железных дорог: www.irishrail.ie.
Существуют, разумеется, и "дальние" поезда, идущие в Корк, Голуэй, Слайго и т. д., но ими нам пользоваться не довелось. Междугородные автобусы отправляются от автовокзала в восточной части Дублина (его обычно называют по-ирландски - "Busáras"), а официальный сайт дальнего автобусного сообщения в Ирландии находится по адресу www.buseireann.ie.
Оба вокзала связаны между собой линией трамвая "Luas", который часто называют легким метро. (Длиннейшие пятисекционные низкопольные трамваи и впрямь больше похожи на поезда метро.) Эта линия сначала проходит параллельно Лиффи (в двух кварталах к северу), так что если надо совершить поездку в направлении запад-восток или наоборот, трамвай выглядит предпочтительнее автобуса. У вокзала Хьюстон она пересекает реку и уходит на юго-западную окраину. Вторая линия "Luas" связывает центр с юго-восточными пригородами. Любопытной особенностью поездок на трамвае является оплата проезда на остановках, до входа в собственно трамвай: многоразовые билеты прикладываются к валидаторам, установленным на остановках в двух-трех местах, а разовые (на полтора часа) приобретаются в автоматах, находящихся там же (дальше с ними делать уже ничего не надо). При этом остановки ничем не ограждены, вход на них совершенно свободный. Правда, это имеет и обратную сторону: в трамвае встречаются контролеры, в то время как в автобусах, где за процессом посадки наблюдает водитель, за восемь дней контролеров мы не видели ни разу.
5. Дорожное движение
Еж-паук неуклюже топтался на месте. Похоже было, что ему хочется идти на все четыре стороны одновременно.
А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий. Понедельник начинается в субботу
Как известно, оно в Ирландии левостороннее, что с нашей точки зрения непривычно и заставляет, передвигаясь пешком по улицам как Дублина, так и мелких городков, быть весьма осмотрительным. На основных дублинских улицах у края пешеходных переходов на асфальт заботливо нанесены надписи "LOOK RIGHT" и "LOOK LEFT", но это помогает мало. Помимо этого, в городах полным-полно узких улочек с односторонним движением, и в первые дни "правосторонний" приезжий, совершенно потерявшись во всем этом хаосе, обалдело вертит головой, пытаясь смотреть во все стороны сразу.
Пешеходные переходы снабжены кнопками, призванными включать зеленый свет для пешеходов, но, по нашим наблюдениям, почти все такие кнопки - чистой воды бутафория. В самом деле, трудно поверить, что на крупном перекрестке с напряженным движением пешеходы могут управлять сигналами светофора по своему желанию. И действительно, после нажатия на кнопку иногда приходится ждать минуты по две, а иногда зеленый свет загорается почти сразу же. Из этого очевидным образом следует, что светофоры на перекрестках работают по своему графику, а кнопки сделаны только для повышения сознательности пешеходов. Впрочем, это не действует: люди в основном переходят улицы, не обращая внимания на светофоры, а иногда даже отчаянно перемахивают их под самым носом у машин там, где перехода вовсе никакого нет. Быть законопослушным или действовать как все - пусть каждый решает сам.
В силу левостороннего движения аренда автомобиля в Ирландии превращается в достаточно рискованное мероприятие. Знакомые англичане перед поездкой в один голос уверяли меня, что, сев в "праворульный" автомобиль и выехав на улицу, я уже через пять минут буду чувствовать себя как рыба в воде. Однако, покатавшись пару дней на автобусах и понаблюдав за действиями водителя и движением в целом, я осознал, что пока лезть в эту левостороннюю кашу как-то не очень охота, и отказался от намерения поездить по Ирландии за рулем. Кроме того, остановила проблема места для стоянки: в центре Дублина, где мы жили, поставить автомобиль бесплатно практически невозможно, а цены на платных стоянках порядочные. Поэтому если в ваши планы входит аренда автомобиля - выбирайте гостиницу ближе к окраинам с собственной бесплатной стоянкой.
6. Язык
- Ну, латынь, это я еще понимаю. По-латински пишут рецепты. Но зачем их заставляют зубрить по-гречески?
В. М. Дорошевич. Маленькие чиновники
Согласно ирландской конституции, основным (первым) государственным языком является ирландский (Gaelige). Он в обязательном порядке используется в государственном и судебном делопроизводстве, на нем делаются надписи на дорожных указателях и объявления в транспорте, его в качестве обязательного предмета изучают все школьники Ирландии и т. д. Но общая картина прямо противоположна тому, что записано на бумаге: ирландский в повседневном общении использует лишь малая часть населения, в основном в достаточно глухих западных областях вроде Коннахта (для собирательного обозначения ирландскоязычных территорий часто используют топоним "Гэльтахт"). Для подавляющего же большинства населения основным языком общения является английский (по конституции - второй государственный язык), и без его более или менее приличного знания самостоятельному туристу в Ирландии придется туговато. "Ирландский английский", кажется, ничем не отличается от "английского английского", за исключением некоторых малосущественных мелочей. Например, кассу в магазине англичане назвали бы "cash desk", в то время как ирландцы предпочитают слово "till" - дословно "денежный ящик".
7. Еда
Разгорелся спор о том, класть крысу в рагу или не класть. Гаррис сказал, что, по его мнению, следует положить, так как среди всего прочего сойдет и крыса. Однако Джордж указывал на отсутствие прецедента. Он говорил, что никогда не слышал, чтобы в рагу по-ирландски клали водяных крыс, и что он, как человек осторожный, не склонен к экспериментам.
Джером К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки
Как правило, приехав куда-либо, мы стараемся пробовать блюда местной кухни. Нам рекомендовали сеть ресторанов "Beshoff", но, зайдя в один из них, мы поняли, что это заведение наподобие наших "Му-му" или "Елки-палки" - быстро и не слишком дорого перекусить без особого комфорта и бежать дальше по своим делам. Куда больше по душе нам пришлись многочисленные ресторанчики в Темпл-Бар, где можно спокойно посидеть за порцией ирландского рагу из вкуснейшей баранины и пинтой пива или сидра, не торопясь беседовать, строить планы, куда идти дальше, или просто ничего не делать и расслабляться после напряженного туристического дня. Мы остановили свой выбор на одном из них - "Quays Irish Restaurant" на Темпл-Бар-сквер. Цены там на первый взгляд могут показаться несколько кусающимися, но надо учитывать размеры тамошних порций - одного-единственного блюда достаточно, чтобы наесться почти на весь день. Кроме того, с одиннадцати утра до шести вечера многие блюда подаются по сниженным (с 15-20 € до 10 €) ценам, да и напитки тоже стоят дешевле. (Если кто-нибудь из читающих сей опус когда-нибудь забредет туда и официанткой у него будет симпатичная молодая китаянка, передайте ей привет от ее бывших постоянных клиентов Алексея и Марии из Москвы - она наверняка обрадуется.) Полагаем, что все вышесказанное можно отнести и к другим аналогичным ресторанчикам в центре города. Ну, а те, кто не стремится отведать местной стряпни, тоже не останутся обиженными: различных заведений, вплоть до суши-баров, в Дублине тоже более чем достаточно.
В гостиницах по утрам - "шведский стол", ориентированный на традиционный британский завтрак: яичница, бекон, сосиски, помидоры, тосты, апельсиновый сок и так далее, вплоть до "овсянки, сэр!".
8. Легкая выпивка
А потом вы сможете вернуться в Сомерсет к сидру или в родную вам Ирландию к потину.
Р. Сабатини. Одиссея капитана Блада
Общеизвестно: в части слабоалкогольных напитков Ирландия - это пиво, пиво и еще раз пиво. Темное "Guinness" подают во всех пабах и ресторанах, благо главный пивоваренный завод компании находится почти в центре Дублина и регулярно заполняет окрестности вкусными "хлебными" ароматами, к вящей радости местных жителей. Предлагаются и другие сорта пива, не столь "патриотичные": "Heineken", "Carlsberg", "Budweiser". Также стоит попробовать местный сидр "Bulmers" - на наш взгляд, он уступает, например, эстонскому сидру, но для человека, не слишком любящего пиво и в то же время не желающего травить себя фантами и кока-колами, это весьма подходящий выбор.
Ирландия уже достаточно давно перешла на метрическую систему мер, и порции безалкогольных напитков в меню указываются в миллилитрах. Но вот что касается пива и сидра, то тут традиция нерушима - они измеряются только пинтами. Британская пивная пинта соответствует 0,568 л, то есть примерно равна нашей традиционной полулитровой порции. Впрочем, это не обязательно минимальный заказ в ресторанах и пабах - всегда можно заказать и полпинты.
9. Центральное туристическое бюро
Весьма полезное учреждение, расположенное в здании бывшей церкви св. Андрея (St. Andrew's Church) на Саффолк-стрит. Здесь можно сделать уйму нужных вещей - например, купить билеты на городской транспорт, записаться на поездку куда-нибудь на западное побережье Ирландии, обзавестись картами или путеводителями и т. д. В общем, если не знаете, где найти или узнать что-то, - лучше начать именно с Саффолк-стрит. Есть еще филиал туристического бюро на О'Коннелл-стрит.
10. Бытовые мелочи
Знай, что дьявол обитает в мелочах...
Catharsis. Воин света
К таковым относятся прежде всего электрические розетки и сантехника. Розетки в Ирландии - как в Великобритании, с тремя штырями, поэтому если у кого есть переходник, надо обязательно взять с собой. Если его нет или забыли дома, это не страшно: их можно купить, например, все там же на Саффолк-стрит.
Сантехника тоже сделана в истинно британском духе. В ванне - два отдельных крана для горячей и холодной воды; пока наберешься опыта смешивать воду в нужной пропорции, пройдет пара-тройка дней, а до того стоит приготовиться, шагнув в ванну, с криками выпрыгивать обратно: или слишком горячо, или слишком холодно. В раковине кран может быть один, но опять-таки разделенный на две части. Горячая и холодная вода в струе из такого крана не успевают смешиваться, так что подставлять под нее руки не слишком-то приятно. Но это для нас, привыкших умываться под проточной водой, а там принято набрать воды в раковину и плескаться в ней - с расчетом на это краны и делаются. В общем, здесь придется или поступать по-местному, или смириться с неудобствами.
Вся информация в данном тексте или проверена нами на личном опыте, или получена из источников, которые показались нам вполне достоверными. И если все написанное выше не только не отпугнуло вас, а, наоборот, только разожгло любопытство, - значит, вы готовы к поездке в Ирландию!
04/02/2011 23:57
Материалы по теме
- Страны: Ирландия
- Города: Дублин
- Статья: Ирландия: два берега, 05.08.2009
- Статья: Что взять с собой в Ирландию, 08.04.2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.