Прошло уже почти два месяца с нашей украинской экспедиции по Донбассу, в рамках которой мы проехали по самым, пожалуй, интересным и значимым экскурсионным (и не очень) точкам Восточной Украины. Так что воспоминания об Артёмовске, Углегорске, Соледаре, Святогорске, Ровеньках и Горе уже порядком подстёрлись и побледнели. Но... Сегодня я хочу немного освежить воспоминания об этой поездке и о Донбассе в целом, поделившись с вами, в качестве небольшого бонуса, фотографиями и короткими впечатлениями от посещения не соляной (как в Соледаре), а настоящей, угольной шахты, которое состоялось пару лет тому назад.
Во время экспедиции по Восточной Украине мы в угольные шахты не спускались. И, слава Богу! Потому это очень опасно, грязно и страшно. Да и не пускают туда. Так как, делать там, на глубине около километра под землёй, нам - обыкновенным людям с поверхности особо нечего. Другое дело - шахтёрам!
Эти, настоящие герои "кладовых преисподней" проводят в шахтах большую часть своей жизни, работая в, действительно, адских условиях, теряя здоровье от силикоза и многочисленных травм, которые постоянно их сопровождают и... зарабатывая при этом, в общем-то, несерьёзные для этой профессии деньги. Есть много тяжёлых и опасных работ, но после посещения одной из Донбасских шахт, я могу с уверенностью сказать, что профессия шахтёр - если не самая тяжёлая, то, по крайней мере, в тройке "лидеров" этого списка. Хотя, хватит слов - смотрите всё сами:
В начале своего рассказа, сразу хотелось бы оговорится, что посещаемая, во время этого фотоотчёта, восточно-украинская шахта была не самая глубокая (максимальная глубина работ 1115 м) и, практически, совсем не опасная в плане возможности взорваться - на Донбассе в некоторых угольных разработках, в отличие от того же Кузбасса, шахтного метана нет. А на представленных фотографиях вы увидите не проходчиков - самых известных представителей профессии, а бригаду монтажников, которые занимаются ремонтом шахтного оборудования и обеспечением "жизнедеятельности" всех электрических систем многокилометровых подземелий.
Хотя и эти, простые на вид, ребята без сомнения, настоящие крутые мужики! Среди шахтёров других просто не бывает!
Шахты на Донбассе бывают разные. В одни приходится спускаться на вертикальных лифтах. Другие, наоборот, пологие. И в них сначала заходят, а потом съезжают вниз на специальных шахтных поездах.
Инспектор проверяет шахтёров на предмет наличия самоспасателей и другого нужного оборудования. И даёт добро на посадку.
Притом, обычно, в этот момент (момент посадки в "поезд") происходит встреча сразу двух смен - одна выезжает на поверхность, другая, наоборот, только собирается спуститься.
А вот, собственно, и сам подземный "сапсан".
Обратите внимание на угол наклона этой самодвижущейся конструкции - именно под таким углом и уходит бесконечный тоннель в недра земли.
Шахтёры выбирают любимые "купе" и "плацкарты".
Занимают места согласно "купленным билетам".
И...
... поехали!
На конечной "остановке" все выходят. Вот она. Освящённая только слабыми фонариками коногонок.
А вот и сама выработка. Представьте, как тут работается людям! На карачках, в ограниченном пространстве, в жаре и духоте, с постоянно нависающей над тобой ненадёжной породой, которая при оседании пласта может просто раздавить эти ненадёжные подпорки.
Угольные пласты идут слоями. Есть широкие слои - по несколько метров. Есть узкие - сантиметров в 50 или чуть выше. Если в первых можно работать проходческим комбайном, то в последних только отбойным молотком и только вручную. Выше и ниже таких слоёв находится углесодержащая порода (отправляемая на углеобогатительный комбинат) или просто порода, не содержащая ничего.
На Донбассе распространён антрацит - очень хороший, в плане качества уголь. Его добывают здесь уже не один век. И как гласят легенды, именно на деревянные крепи для антрацитных шахт, некогда был пущён весь местный лес, без которого теперь почти вся Восточная Украина напоминает местами саванну, а местами даже обыкновенную степь.
Но есть в шахте и более свободные места - старые, укреплённые выработки, транспортировочные шурфы, коридоры и технические площади.
Заполненные всевозможным шахтным оборудованием.
Чего здесь только нет. Тысячи километров кабелей, электроагрегаты разной мощности, высоковольтные силовые рукава под огромным напряжением, конденсаторы, трансформаторы.
И всю эту электротехнику нужно чинить. Потому что, какое бы ни было надёжное оборудование, в условиях шах, всё рано или поздно выходит из строя.
Так что любая шахта - это не только добыча угля, проходчики, транспортеры и конвейеры, но ещё и целое подземное электроагрегатное царство.
Разобраться в котором, знать и уметь всё это ремонтировать - работа не из лёгких.
А вот это главный инструмент добычи угля - отбойный промышленный молоток.
Уголь, добытый с его помощью, в тех местах, куда трудно добраться проходческому комбайну.
Грузят на такие вот подземные экскаваторы-погрузчики.
Происходит это вот так.
Как, видите, всё довольно элементарно. Не вручную конечно породу ворочают, как это было ещё совсем недавно. Но, однако, и не с полной механизацией процесса, которая в таком сложном деле, как разработка угля, наверное, просто невозможна.
Уголь или породу экскаватором выгружают на транспортерную ленту. А она, в свою, очередь доставляет ценный груз уже на поверхность, для дальнейшей отгрузки покупателям или дополнительного обогащения.
Хотя и лента тоже периодически выходит из строя - обрыв полотна транспортёра в шахте дело не редкое. Поэтому ремонтники залазают, ищут причины отказа, ремонтируют - и всё это в тесном пространстве шахтного оборудования. Зная, какие там могут быть узкие проходы - просто удивительно!
А это труба жизни. Самая настоящая. По этому рукаву в забой подаётся воздух. Сломается компрессор, перегнётся где-нибудь труба - и всё, всем наступит кают. Или труба! Так что за этим нехитрым агрегатом в шахте следят особо.
Работа в шахте не только пыльная, грязная, но ещё и тяжёлая. В прямом смысле этого слова. Вот эта штуковина на фото - крепь для забоя, весит ого-го-го сколько!
А тягать такие приходится много и часто - укрепления пройденных разработок происходит постоянно.
Притом, схалтурить здесь не получится - от этих упоров, что поддерживают стены и потолки забоя зависит сама жизнь шахтёров. Не редки случаи оседания сразу несколько километров породы сразу - единомоментно пласт опускается так, что давлением людей кидает на пол и рвёт перепонки. А единственной гарантией выбраться из осевшего забоя является только правильно закреплённые поддерживающие элементы. Хотя и они могут не выдержать.
В общем, работа в шахте - это "весёлая" работёнка.
Но не для всех. А только для настоящих мужиков!
Не убедил? Что ж. Тогда выкладываю последнюю фотографию, после которой вы сразу поймёте, что шахтёр - это серьёзная и суровая профессия! Шахтерский чай!
Ни больше, ни меньше.
19/11/2012 12:50
Материалы по теме
- Страны: Украина
- Города: Донецк
- Отзыв о поездке: Университет в Черновцах, октябрь 2012
- Отзыв о поездке: Теребовля или как выглядят украинские провинциальные города, июль 2011
- Отзыв о поездке: Эстония. Шахтерский музей в Кохтла-Нымме, октябрь 2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.