лучшее письмо месяца

    Северная Индия: краткая сводка о транспорте и цене гостиниц



    Мне тут товарищи посоветовали записать инфу о передвижении по северу Индии, пока не забыл (ездил туда в сентябре 2010), потому что до подробных индийских отчетов руки дойдут только через несколько месяцев. Так что пока коротенько, минут на 40, может кому понадобится. Принятое сокращение "р." означает индийскую рупию. Кое-что из приводимой информации можно найти и в Лонли Планет (я и сам изначально ориентировался по ней), но большая часть стала мне доступна исключительно опытным путем.

    Автобусы в северной Индии это основной вид транспорта. Есть удивительный индийский вебсайт http://www.hrtc.gov.in/. Удивителен он своим дизайном 80-х годов, как и многие другие индийские сайты. А также тем, что он дает информацию о расписании автобусов компании штата Химачал Прадеш. Расписание это, конечно же, не соблюдается, но сайт дает представление о том, сколько времени занимает добраться из одного места в другое. В тех краях есть также автобусы компаний штатов Пенджаб, Уттараканд, а также, севернее, штата Джамму и Кашмир. Все перечисленные компании - государственные. Есть еще куча частных и местных компаний, в результате на автовокзалах полный хаос и брожение, и автобусы всех цветов радуги. Никогда не основывайтесь на том, какое место назначения написано на автобусе, даже если поймете эту надпись на языке хинди. Всегда спрашивайте водителя, кондуктора и как минимум 5 пассажиров. К слову, кондуктор в индийском автобусе это биг босс. У него хранится касса, билеты и он представитель автобусной компании. А водитель это так, мелкая рыба, задача которого - слушаться кондуктора, держаться за баранку и свести число падений автобусов к минимуму, при этом разгоняя его до скорости, втрое превышающей разумную в их дорожных условиях.

    Поезда в Северной Индии почти не существуют. Есть ветка Амритсар-Патанкот, переходящая в узкоколейку до районов, прилегающих к Дарамсале, но эту узкоколейку я не видел. Есть линия до Шимлы из Чандигарха, исторический поезд, которого я тоже не видел, потому что в Шимле не был. И есть нормальная государственная линия из Дели через Харидвар до Дехрадуна, которой я воспользовался. Основной индийский вебсайт по заказу поезов - http://www.irctc.co.in/, но с недавних пор он перестал принимать неиндийские кредитки. Рекомендую http://www.makemytrip.com/ , который принимает неиндийские кредитки и гораздо проворнее неуклюжего irctc. Классы и типы билетов индийских поездов это отдельная тема для диссертации, которую уже проделал некий англичанин, которому памятник надо поставить нерукотворный: http://www.indiamike.com/india-articles/indian-railways-rac-and-indian-railways-waitlists/ и http://www.indiamike.com/india/indian-railways-f10/train-information-t1750/ Вообще http://www.indiamike.com бесценный источник информации.

    Амритсар. Самый большой город из тех, что посетил. Дели не в счет, потому что это для меня был транзитный пункт, я там даже не ночевал. Прилет в Амритсар компанией Jet Airways из Дели, это было дешевле, чем Kingfisher на тот момент, но имеет смысл проверять и другие компании. Стоило 75 долларов. Из аэропорта в город можно добраться на авторикше (150 р. после торга, как и обещал Лонли Планет) или на такси (не знаю цену, но намного дороже). Тем, у кого время ограничено, селиться лучше возле ж/д вокзала. Тем, у кого времени больше - обдумайте вариант остановиться в "золотом храме". От вокзала до храма расстояние большое, на авторикше от 30 до 50 р. в зависимости от наглости водилы и от вашего настроения. Но я и пешком ходил. Гостиниц у вокзала куча, стоимость базового номера 150-250 p.

    Амритсар-Дарамсала. На автовокзал даже не ходил, поскольку, чтобы добраться в Дарамсалу до вечера, из Амритсара необходимо уехать в 12-13 часов дня, а мое время было ограничено. Уежал в 16:00 поездом до Патанкота (170 р.), куда прибыл в районе 18:30. Дальше брал такси за 1100 р., этот вариант не подходит экономным бэкпекерам. Но это сегодня стандартная цена двухчасового переезда на такси из Патанкота в Дарамсалу. Автобусы Патанкот-Дарамсала идут 3-4 часа, заезжая по дороге во все местные деревни, но стоят значительно дешевле.

    Если вы приехали в Дарамсалу, вам, скорее всего, надо в Мак Леод Гандж. Именно он, а не сама Дарамсала, является пунктом назначения для путешественников, бэкпекеров и т.п. Но транспортным узлом ялвяется именно Дарамсала. Мак Леод находится намного выше в гору. В Дарамсале тоже есть гостиницы, гестхаузы и т.д., так что тем, кто хочет находиться ближе к транспорту, и кто далее едет в каком-то более экзотическом направлении, чем в Манали, имеет смысл остановиться в Дарамсале. Тем же, кто едет в Мак Леод надолго, лучше останавливаться в самом Мак Леоде, Дарамкоте или Багсу. Стандартная цена 150-200 р. за номер. От центральной площади Дарамсалы в Мак Леод ездят джипы на 5-7 мест, в которые впихивают 10-12 пассажиров. За 15 р. они довозят до Мак Леода вверх по серпантину минут за 20, давя местных собак.

    Дарамсала-Манали. Есть минибусы из Мак Леода в районе 17:30, они приедут в Манали часа эдак в 4 утра, так что, если не хотите куковать до рассвета на лавочке в холодном Манали, лучше не надо. Есть "государственный" автобус, который идет из Чамбы в Манали и останавливается на автовокзале в "нижней" Дарамсале около 20:30, стоит он там всего несколько минут. В Манали он приходит около 6 утра. Самый удобный вариант это минибус, который уходит из Мак Леода в Манали в районе 20:30-21:00, остановка возле мак-леодского храма с барабанами, в 50 метрах от ресторана McLLo. Он тоже прибывает в Манали в районе 6 утра. Стоимость около 550 р., но едете с относительным комфортом, можно даже спать. Одновременно с ним отходит большой автобус на 50-100 р. дешевле, но едет он на час дольше. И минибус и автобус останавливают ночью какой-то заднице на обед-туалет, так что нормально спать вам все равно не дадут. Часа в 2 ночи водитель минибуса вообще ушел куда-то на час, наверное спать.

    Долина Парвати. Из Мак-Леода/Дарамсалы прямого сообщения в Касоль и Маникаран нет. Есть прямое сообщение из Амритсара, т.к. Маникаран это сикхское святое место и из Амритсара туда ходит один автобус hrtc и, как минимум, один автобус пенджабский. Если ехать из Мак Леода в долину Парвати, пересадку надо делать в Бхунтере, часа за полтора-два до Манали. Пенджабский автобус прошел через Бхунтер в 4:30-5:00 утра, как раз когда я вылез из мак-леодского минибуса. Стоимость проезда Бхунтер-Касоль на таком автобусе сущие копейки, 30-35 р. Довозит до Касоля меньше, чем за 2 часа. Гестхаузы в Касоле 200-300 р. или 100-150 где-нибудь на задних улицах. Автобус Касоль-Маникаран 10 р., полчаса, довозит любой проходящий автобус.

    Касоль-Манали. Ни один путеводитель не говорит о том, что есть прямой автобус, но мне попался прямой. Не государственный, оранжевого цвета, одной из местных компаний. Стоило около 70 р., выехал из Касоля в 12:00 дня, прибыл в Манали в 17:30 вечера, включая получасовую остановку в Куллу. Если не удается найти прямой автобус, значит снова надо делать пересадку в Бхунтере. Через него проходит любой автобус, который едет в долину Парвати или из нее.

    В Манали безумное количество гостиниц на все бюджеты. Те, кто хочет быть ближе к автовокзалу, останавливается в центре Манали, там же куча магазинов и едальных заведений. Подавляющее большинство бэкпекеров живет в "старом Манали" или Вашиште. Там, в отличие от центра Манали та самая шанти-атмосфера, трава растет по закоулкам и прочие ништяки. От старого Манали до центра Манали 25 минут пешком или не дороже, чем за 50 р. авторикшей. От центра Манали до Вашишта больше 30 минут пешком, потому что в гору, и авторикша за 50-70 р., в зависимости от физиономии его и вашей. Гестхаузы в Вашиште и старом Манали 100-200 р. (часть из них закрыта зимой), в центре Манали 250-300.

    Манали-Куллу и обратно. 2 часа на автобусе, 20-40 р. в зависимости от автобусной компании. Автобусов на этом маршруте куча, всех возможных компаний. Отходят каждые несколько минут. Если едете в Наггар, возможно придется делать пересадку в Патликуле, на полпути между Манали и Куллу.

    Манали-Кейлонг. Страшненький государственный автобус уходит в 5 утра с автовокзала, около 130 р. Местное произношение слов "Куллу" и "Кейлонг" очень похоже, так что лучше переспросить, а то уедете в диаметрально противоположную сторону. Когда перекрывают Ротанг пасс, движение этих автобусов прекращается, где-то с октября-ноября до апреля-мая следующего года. В целом, эти автобусы смелее и проходиместее, чем расфуфыренные Вольво от hptdc (не путать с hrtc), которые ходят только с июля до начала сентября. Та же ситуация с автобусами в Казу и долину Спити. Уходят в 4-5 утра.

    Манали-Ле. Отдельная и болезненная тема из-за последних событий в Ладаке. Никто не знает, что будет в следующем году, но после потопа в Ле дорога находится в непонятном состоянии и hptdc свернул свою Вольво-деятельность в этом году, потому что контингент туристов, который этими вольвами ездит, все равно в Ладак в этом году не едет. Есть минибусы, которые далеко огибают Тагланг Ла и почти приближаются к Тсо Морири, что увеличивает на 5-6 часов и без того утомительную 2-дневную дорогу. Впрочем, сезон на этой дороге уже практически закончен, и что будет в следующем году, никто не знает.

    Ладак. Недавно писал инфу о ценах и т.п. здесь: http://www.indiamike.com/india/ladakh-and-zanskar-f31/back-from-ladakh-some-practical-issues-t119998/ Повторяться не буду, информация на английском, но полагаю, что те, кто ездит в те края и кому информация актуальна, английским достаточно владеют.

    Манали-Манди. Если хотите разделить ваше возвращение в Дели (или, наоборот, переезд из Дели в Манали), которое в противном случае будет длиться 15-16 часов, советую задержаться в Манди. Город достаточно интересный и совсем не туристический. Идут в него почти все автобусы, которые проходят через Куллу. Время в дороге 4 часа, стоимость 90 р. из Манали или 70 р. из Куллу. В Манди вы увидите много ослов, свиней и обезьян. Стоимость гостиниц чуть дороже, 250-400 р.

    Манди-Ревалсар. Озеро Ревалсар совершенно прекрасное место, must для тех, кто посещает Манди. Заслуживает полдня как минимум. Авторикша 450 р., включая 3-4-часовое ожидание. Дорога на авторикше в одну сторону чуть меньше часа. Автобус, говорят, 20 р., полтора часа, но черта с два его найдешь. В Манди мало кто говорит на английском и мало кто вам объяснит, где нужный автобус.

    Манди-Дели. За исключением ночных кондиционированных автобусов, которые идут из Манали, прямых автобусов практически нет. Государственный автобус за 300-350 р. довозит вас до Чандигарха за 7 часов. В Чандигархе пересадка на автобус в Дели и еще 5-6 часов дороги. Автобусы из Чандигарха в Дели уходят каждые несколько минут по мере наполняемости. В Чандигархе два автовокзала, между ними ходит приличный по местным меркам городской автобус за 10 р. и 15 минут дороги. Приезд с севера может быть на один вокзал, отъезд в Дели с другого. Все указанные автобусы - государственные, некондиционированные, подскакивают на каждой кочке в небо. Рекомендуется иметь с собой маску, если не хотите надышаться ароматами индийского бензина и трупного запаха болот вокруг Дели. Прибывают на делийский автовокзал возле Kashmiri Gate. Оттуда же уходят автобусы в Манали и другие города севера.

    Дели-Ле и обратно. При наличии отсутствия нормальной дороги Манали-Ле пришлось добираться в оба конца по воздуху. Kingfisher airlines, 2600 р. туда, 5000 р. обратно. Цены варьируются в зависимости от дня и спроса. У jet airways иногда бывает дешевле. Есть еще дешевые indian airlines, но у них древние и временами падающие самолеты. На моих глазах из Ле в Дели улетал специально зафрахтованный индийской армией чартер от indian airlines с целой ротой солдат. Других пассажиров на этом рейсе, естественно, не было.

    Дели-Харидвар или Дели-Дехрадун. Есть автобусы с того же Kashmiri Gate, в том числе и комфортабельные, которые можно заказать в интернете, http://www.hptdc.gov.in/ . Там же, кстати, можно заказать и ночной автобус Дели-Манали или обратно. Я ехал до Дехрадуна на поезде (заказ через http://www.makemytrip.com/ или все-таки через http://www.irctc.co.in/ , если эти враги снова начнут принимать международные кредитки). Первый класс 900 р., второй 400. Есть 2-3 прямых поезда Дели-Дехрадун, самый быстрый из них уходит в полночь и прибывает в Дехрадун в 5 утра, быстрее, чем по расписанию. Уходит он с ж/д вокзала "нью-Дели", того, что возле Мейн-Базара. С какой платформы он уходит, становится известно только за полчаса до его отбытия (а платформ там аж 16 штук). Через Харидвар он проходит вообще часа в 4 ночи.

    Дехрадун-Массури. Час дороги на автобусе, 20-30 р. Снять лошадь на погулять по "верблюжьей дороге" в Массури стоило 120 р. в один конец, как и предсказывал Лонли Планет.

    Дехрадун-Ришикеш. Стоимость автобуса не знаю, авторикша стоил порядка 400 р. Час по ухабистой дороге. Авторикшам запрещено въезжать в центр Ришикеша. На окраине города они вас пересаживают в викрам который за 30 р. довезет вас до первого моста через Ганг (Рам джула) или еще за 10 р. сверху до второго моста (Лакшман джула). Если делите викрам с местными, то 10 р. вне зависимости от расстояния. Мост переходить и добираться до ночлега надо пешком, т.к. туда транспорт не доходит. Исключение - небольшой район гестхаузов на "ближнем" берегу Ганга, к которым вплотную может подъехать транспорт. Гестхаузы в Ришикеше на самый разный вкус и бюджет, от 100 до 400 р. Ашрамы - не знаю сколько.

    Ришикеш-Харидвар. Час дороги, автобус 30 р. Каждые несколько минут с автовокзала в Ришикеше. Атовокзал далеко от "туристской" части Ришикеша и туда надо добираться на викраме (10-30 р., как сказано выше)

    В Харидваре несколько автовокзалов, все они близко друг от друга и близко от ж/д станции. Дешевые готиницы в Харидваре на Джасса Рам роад, узкая улица через дорогу от ж/д вокзала. 200-300 р.

    Харидвар-Дели. Как сказано выше, автобусов много и некоторые из них можно заказать через интернет. В противном случае - поезд, Шатабди-экспресс. Доезжает быстро, кормят погано. 500 p.

    Пара кроссов в аналогичные сообщества. Еще о некоторых забавных нюансах поездки можно прочитать здесь Отчеты с фотографиями последуют когда-нибудь в будущем, за исключением краткой демо-версии, доступной здесь.

    alex--k
    12/11/2010 21:53


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Индии

    21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    18.03.24 В Гоа с туристов возьмут расписку о знании ПДД
    27.02.24 Oman Air предлагает специальные тарифы на полеты в азиатские страны
    21.12.23 Vistara 1 начала летать между Дели и Бали
    30.10.23 Etihad Airways будет совершать рейсы из Абу-Даби в Кожикоде
    Oman Air проводит распродажу авиабилетов на популярные направления
    20.10.23 Между Индией и Шри-Ланкой открылось паромное сообщение
    10.10.23 Etihad Airways будет выполнять рейсы из Абу-Даби в Кералу
    27.09.23 В Керале высоко в горах построили стеклянный мост
    09.09.23 Куда за границу в сентябре 2023 года можно улететь без пересадок