Новый год в Грузии (спонтанное путешествие со множеством приключений)

Скоро Новый год, а вы не знаете куда поехать? Советую интересный маршрут, пройденный мной зимой прошлого года: Россия-Азербайджан-Грузия(!!!) собственно цель нашего путешествия)-Армения. Подробности о наших приключениях.

Покупаем билеты на самолет и летим по 1000 рублей в Астрахань. Так сделали мы зимой прошлого года. Не хотелось проводить зимний отпуск в Москве, а большинство билетов на это время, естественно, были очень дорогими, мы же о путешествии подумали в самый последний момент. Повезло: каким-то чудом в конце декабря нашли дешевые билеты в Астрахань (полетели где-то 22 декабря, пришлось на пару дней взять отпуск). Кто такие мы: авантюристы-путешественники с большим стажем. Маршрут составили мгновенно: Астрахань-Лагань (Калмыкия)-Дагестан-Азербайджан и на десерт Грузия. Напомню, в это время как раз обсуждалось возможность запуска прямых рейсов в Грузию, поэтому обратно решили на них понадеяться или в крайнем случае лететь из Армении в Москву или ехать на пароме из Батуми в Сочи или из Турции в Сочи.

Астрахань ...

Этот город стал для нас как бы городом-ключом к нашему большому экстремальному путешествию. Помню, что в конце декабря там было гораздо теплее, чем в Москве. Неспешно осмотрели Астраханский кремль, поели пирожков с теплым чаем в одной из столовок в то время как рядом сидели простые русские работяги и, несмотря на ранее утро, заливали в себя дикое количество спиртного, закусывая солеными огурчиками. Буфетчица без вопросов им подлива: видно было, что это в порядке вещей тут. Работяги думали, что мы приехали автостопом из Москвы. С нашими-то баулами и лицами бывалых путников про нас так часто думают! Но мы им рассказали, что произошла мутация - из-за рекордно низких цен на авиабилеты автостопщики теперь чаще летают, чем стоят мерзнут на трассах зимой. Правда, потом все-таки нам пришлось во время нашей поездки ездить автостопом. Прямого сообщения с Лаганью из Астрахани не было, когда мы решили уехать из города (утром был автобус и он был единственным),нам нужно было целых три часа ждать маршрутку на пересадочной станции, так что мы пробовали стопить, чтобы время не терять. Но ужасно замерзли: в степи ударил мороз, а трасса оказалось очень глухой, ехало по две-три машины всего в час в сторону Лагани. Когда мы уже давали дуба, приехал бусик.

Калмыкия. Лагань.

В ночи мы оказались в Лагани. На улицах никого не было, только буддистские конструкции горели разноцветными огоньками и работало несколько продовольственных лавок. Мы стали искать гостиницу. Пришли в одно здание совкового типа, но там было и дорого и холодно (отопление не включили). Зато нам повезло и мы познакомились на улице с доброй тетечкой, которая отвела в теплую частную гостиницу в центре. Гостеприимная хозяйка дома отогрела нас в бане и уложила спать. Но, увы, она уезжала рано утром в Астрахань, и встали мы ни свет ни заря. В 7 утра в центре Лагани нас остановил милиционер-калмык, спросил, куда мы бредем в такую рань и кто же нас в такой холод мог выгнать на улицу. Мы бодро сказали, что гуляем. Тогда он отправил нас в буддистский хурул. "Они рано встают и даже если спят, то по-любому встанут, идите туда - грейтесь". Его совету мы и последовали. Два км по степи и вот мы уже у двери будим монахов. Ничего не получалось (спали они, видимо, крепко): дверь была открыта, но было как-то неловко заходить без спроса. Так что мы еще часик потусовались с местными собаками, а потом наконец проснулся главный монах и начал нас чаем отпаивать и рассказать про свою учебу в Индии.

Вместе мы открыли храм, пофоткали там все, погуляли по городу, поели незабываемой калмыкской пищи и поехали дальше.

Наш автобус в Махачкалу просто взял и не приехал, зато какой-то любезный интеллигентный дядечка, бизнесмен-калмык из Элисты, подбросил до границы Калмыкии и Дагестана. На автобус мы уже не надеялись, но, честно говоря, было немного страшно стоять вдвоем на этой трассе у маленькой надписи со стрелкой Дагестан.

Но нам опять повезло! Проехала колонна милиционеров из Нижнего Новгорода в Махачкалу (в Н. Новгороде им ставили бронированные стекла на УАЗики) и они нас подхватили. И вот мы в Махачкале. Местный юмор впечатлил сразу.

По интернету познакомились с двумя местными интеллектуалами: Багдатом, корреспондентом одной из Дагестанских газет и литератором, и Ринатом, членом хоспиталитиклаба. Ринат повел нас к себе домой. На окраине Махачкалы он ремонтирует огромный двухэтажный дом, который потом собирается передавать в дар детскому дому. Вместе с хозяином мы приготовили картошку, заварили чай и как боевик на ночь послушали его рассказы о противостоянии различных кланов в Дагестане. На следующий день гуляли в центре Махачкалы. Приятно, что было тепло. Мы вышли к Каспийскому морю. Дядечки в смешных шапочках совершали утреннюю пробежку, а мы наслаждались зрелищем местного порта. Потом пошли на маяк. Как нам сказали, если попросить, то можно подняться на его вершину и сфотографировать Махачкалу с высоты. Так мы и сделали. Нас не только впустили, но и еще экскурсию провели. Вместе с Багдатом совершили потом тур по музеям Махачкалы. Потом ели в кафе вкусную шаурму. Ну а дальше мы поехали на автобусе через старинный город России Дербент на границу с Азербайджаном. В Дербенте мы уже бывали, однажды даже встречали Новый год у своего приятеля, поэтому не стали тут долго гулять. В эту поезду нашей главной целью была Грузия. В Дербенте мы сели на электричку, которая шла на границу. Вот там как-то себя не спокойно мы чувствовали. Один раз в окно электрички кто-то бросил бутылку. Проводник усталой походкой (видно, что привык к такого рода акциям местных) подошел и убрал. А рядом с нами на сидение погрузились два неприятных молодых человека, которые явно были не дружелюбно к нам настроены: сели и положили ноги на скамейку около нас. Такое, конечно, может быть где угодно, не только в Дагестане. Мы просто пересели в другой вагон и инцидент был исчерпан. Да и люди из вагона стали ругать пацанов, что они так к туристам недружелюбно отнеслись.

Азербайджан

Наконец электричка приехала. Идем три км до границы с Азербайджаном. Стоим в очереди. Легко проходим российский контроль. И вот, когда очередь доходит до нас с азербайджанской стороны стороны, то пограничник не торопится поставить нам штампы. В одну из прошлых поездок, возвращаясь из Ирана, мы вылетели в Москву из Армении. При этом заезжали мы в Иран через Азербайджан. Это и не понравилось азербайджанским пограничникам. Вызвали главного. Он долго рассматривал наши паспорта, потом расспрашивал, что мы делали в Армении. И в конце: "Ну, вы, ребята, меня извините, мы не со зла, просто вот видите какие они: поставили штампы свои прямо на наши штампы. И ведь, правда, у нас лучше, чем в Армении?!!" Ну в Азербайджане было теплее, уклончиво ответила я. На прощание он подарил нам фрукты и поставил заветные штампы. У границы уже ждал автобус до Баку. Утром мы гуляли по городу, ели вкусные местные сладости, смотрели на девичью башню, чинно прохаживались по набережной. Оттуда сели на автобус до Гянжи -второго по величине города в Азербайджане. Там просто гуляли и ездили на автобусах по окрестностям. Ничего плохого не хочу сказать про Азербайджан, тут все равно более позитивны, чем в России. Но все же несколько раз нас тут пытались обмануть по мелочи, говоря неправильные цены на еду. Хотя когда у нас однажды не нашлось местных денег, чтобы заплатить за автобус, они сказали "ничего страшного".

Но в музеи местные лучше не ходить: они слишком похожи на торговые лавки, где покупателя разводят на покупку чего-то. За экскурсантами тетеньки гоняются по улице (так было у нас в Шеки), потом быстро что-то рассказывают, стараются продать побольше товаров и берут деньги за билет и за экскурсию.

Грузия

На следующий день мы на автобусе доехали до границы с Грузией под названием "Красный мост". Визу нам дали без проблем. Правда, только однократную. Но я была очень счастлива. Я давно мечтала своими глазами увидеть объятья Арагвы и Куры и побродить по мостовым Тбилиси. И вот наконец мечта осуществилась! Три дня мы пробыли в Тбилиси. Здесь мы поселились в самом центре города в частной гостинице - в одной из подворотень у памятника Святому Георгию (подарка Церетели). На втором этаже старинного облупленного деревянного двухэтажного дома-особняка размещалась фотостудия, а рядом была свободная комната с евроремонтом, с роскошным видом на телевизионную башню и отдельной кухней. Здесь мы и жили, как короли. По вечерам сидели на чердаке слушали песнопения соседей армян, запивая вином, и размышляли о смысле жизни. Днем пили вино уже с грузинами на улице, закусывая свежеиспеченным лавашом или хачапури по-аджарски. Расслабленная атмосфера везде располагала к отдыху, а чудесный город, по которому невозможно было не бродить, отнимал все силы. 3 дня нам едва хватило, чтобы осмотреть самые главные достопримечательности. Особенно порадовала в Грузии полиция. Она тут, к нашему удивлению, действительно работает, ищет преступников, а не проверяет паспорта у приезжих. Сами грузины говорят, что взятки полиция не берет, а права просто так купить нельзя. Стражи порядка боятся вылететь с работы, ведь зарплата у них по местным мерках высокая. Конечно, наверняка разные случаи бывают, но то, что полиции можно дать взятку и отделаться не считается здесь нормой. Правда, стоит отметить, что на сознательность грузин-автомобилистов это не повлияло: они запросто шпарят и через двойную сплошную и разворачиваются в неположенном месте. Так принято тут!

Ну вот все церкви района Вифлеем осмотрены, обшарпанное тбилисское метро отфоткано, Мтацминда покорена, память Грибоедова почтена - и мы едем дальше.

Кстати, единственная сложность, с которой сталкивались за все время наших беспутных шатаний по Тбилиси, - это невозможность прочитать названия улиц и станций метрополитена. Однако люди все время выручали, подсказывая, что означает та или иная буква алфавита, а через пару дней мы более-менее освоили грузинский алфавит с подсказками. А единственный негатив, который за это время встретился к нам как к русским, исходит от официальной пропаганды. "Остановите Россию" - гласила надпись на грузинских открытках.

Но на нас этот негатив никак не сказывался. Сами грузины, наоборот, как будто специально пытаются показать, как они любят русских: "Дай Бог, вы у нас первые ласточки, что границу вот-вот откроют". Понять их можно: заработки в Грузии, кроме Тбилиси, невысокие, работы нет, многие раньше кормились поездками в Россию на заработки, а Саакашвили им эту возможность прикрыл. Про своего президента они любят шутить - сидит, наверное, сейчас галстуки поедает наш Мишка от расстройства, сказал нам один из грузин. Если будете в Грузии, не пропустите храмы в Мцхете - древней столице Грузии. Именно тут обнимаются Арагва и Кура. воспетые поэтом.

Новый год мы встречали в Гори, на родине Сталина, пили полночи за российско-грузинскую дружбу.

Поселились в клопушной гостинице по 300 рублей с человека. В номере было холодно, так что грелись от печки. Одно утешало - жили прямо около детского дома вождя. Утром гуляли по городу, катались на троллейбусе, который собирались закрыть.

А потом поехали в пещерный комплекс Уплисцихе. Чем-то он отдаленно напоминает иорданскую Петру.

На следующий день пили тухлый Боржоми в одноименном городе.

Жили у армянки, которая зазвала нас на вокзале к себе домой. В выделенной нам комнате было холодно, как на улице, тут разве что не дуло, поэтому пришлось накрываться всеми найденными одеялами. Утром же мы катались на теплой узкоколейке из Боржоми в Бакуриани.

Поезд ехал медленно, около трех часов, что позволили насладиться окружающей природой. Пьяный машинист даже пригласил нас в рулевой отсек, где, отчаянно жестикулируя, рассказывал о прекрасной грузинской душе. Я ему почти поверила, только бы он больше ничего не говорил!

В ночи мы уже были в Кутаиси. Этот крупный, промышленный, совсем недружелюбный город меньше всего понравился. По улицам ходила куча пьяной молодежи. Они не проявляли агрессию непосредственно к нам, как к русским, просто в городе было в целом неуютно. Если бы не красивые монастыри в окрестностях и интересные жители, то, наверное, сюда не стоило бы ехать вовсе.

Вдобавок тут еще все время лил дождь- казалось, что город уже готов поплыть.

Зато отогрелись мы в Батуми. Заметно, что Саакашвили буквально из кожи вон лезет, чтобы город ни в чем не уступал Сочи. Цветомузыкальные фонтаны в центре и на набережной нельзя не посетить. Около одного из них, в новогоднюю ночь, пел сам Хосе Карерас.

Не знаю, сколько за это заплатил ему Саакашвили, но по мне так лучше бы потратил эти деньги на благоустройство страны - бедных, безработных людей в Грузии встречаешь постоянно.

Впрочем, в центре на улицах и на набережной так чисто и гламурно, что об этом никогда не продумаешь.

Зато за гламурными фасадами совсем негламурная жизнь. По крайней мере у большинства она не такая.

В окрестностях Батуми многие страдают от недостатка воды. Воду отключают часто, причем в том числе и холодную. Да и со светом во время нашего путешествия тут был непорядок. Кстати, в доме, где мы жили, с нас требовали плату за проезд на лифте. Последним пунктом моей поездки был монастырь в Вардзия. Здесь мы оказались как раз на рождество. Вместе с туристами из Америки лазили во все внутренние ходы, пили с монахами ... святую воду в тайниках Вардзии.

По дороге еще полазили по заброшенному замку. Ну вот и все: пришло время проститься с Грузией.

Мне срочно нужно было на работу. Сообщения об авиарейсах поступали противоречивые. Даже за день до рейса в грузинской авиакомпании никто точно не знал, полетит ли самолет. Экстрим, конечно, экстримом, но на работу мне нужно было выходить независимо от политики. Так что я махнула на все рукой и решила в который раз разочаровать азербайджанцев: я поехала в Армению, откуда улететь было гораздо реальнее.

Что я и предприняла. Ну, а мой муж поехал в Чиатуру в Грузии, где катался на фуникулере. Потом в Турцию, откуда на пароме прибыл в Сочи. А из Сочи он на фурах приехал в Тулу каким-то чудесным образом. А я как раз была в Туле в командировке. Стояли лютые морозы, более минус 30. Мы встретились на вокзале: я купила своему бедному замершему мужу билет на поезд в Москву и пошла в гостиницу. Но я так спешила к нему на встречу, что совсем забыла узнать адрес гостиницы. Так что потом еще пару часов каталась на трамваях по Туле, вспомнила, где же я живу. Наконец нашла свою гостиницу, где отогревалась коньяком в одном из номеров. Сейчас в размышлениях, куда же ехать на эти каникулы.

filevskayalinia
    07/10/2010 00:16

Новости из Грузии

14.03.24 Transavia будет выполнять рейсы между Амстердамом и Тбилиси
    05.03.24 Armenian Airlines будет совершать рейсы между Ереваном и Батуми
    31.01.24 Wizzair снизила цены на билеты на 20 процентов
    30.01.24 Uzbekistan Airways будет совершать рейсы из Ташкента в Батуми
    29.01.24 Турецкая автобусная компания начала выполнять рейсы между Стамбулом и Ростовом-на-Дону