Поездка на Кубу 10.09-25.09.2010, остров Кайо-Коко.
Прежде всего - атрибуты поездки:
- московский туроператор ASTRAVEL (Москва, Новослободская ул., 31, стр. 2)
- принимающая компания CUBA TOUR (http://www.cubatur.cu/indexeng.html)
- поездка с 10.09.2010 до 25.09.2010
Рейс SU333/CU333 Москва - Гавана, вылет 10.09.2010 в 02:05, прилет в Гавану 10.09.2010 в 06:50
Гостиница в Гаване - NACIONAL 5* - одна ночь
Местный перелет Гавана - Кайо-Коко, 11.09.2010, рейсы 12:00, 15:00, 19:00
Гостиница на Кайо-Коко Trip Cayo Coco - 12 ночей
Местный перелет Кайо-Коко - Гавана 23.09.2010, рейс вылет в 13:45, прилёт в Гавану около 14:00
Гостиница в Гаване - NACIONAL 5* - две ночи
Гавана - Москва, рейс 334, вылет 25.09.2010 в 20:10, прилет 26.09.2010 в 15:45
Двое взрослых, 150 000 руб. в Москве (ASTRAVEL)
В целом, все без особо больших проблем, вот только принимающая компания CUBATUR - главная проблема путешественника.
Первое, что надо помнить путешественнику на Кубу:
- вы никому там не нужны и никто никогда не будет озабочен тем, чтобы выполнить условия договора с московским туроператором.
Отсюда вывод:
- все трансферы, заселения в гостиницу, предложения групповых и индивидуальных экскурсий, доступность по телефону по первому же звонку - то есть то, что во всем мире происходит в автоматическом режиме, - этого не будет никогда.
То есть:
- если у вас в договоре указан трансфер из аэропорта до гостиницы, вам предстоит сразу по прилету обязательно дозвониться до принимающей компании и заявить о своих правах. Но и это ещё не всё - крайне важно ещё несколько раз (два-три раза!) до трансфера позвонить и повторить, что вы ждете трансфер, указать свой рейс, место назначения, фамилию, место и время встречи. Обязательно у своего российского туроператора возьмите несколько телефонов, по которым вы можете на Кубе дозвониться до принимающей компании. На всякий случай, забейте их в свой мобильник с полным номером - код_Кубы-код_города_номер. Не лишним будет перед вылетом попросить своего московского агента позвонить на Кубу принимающей компании с тем, чтобы напомнить о вашем прибытии;
- если в договоре указана гостиница - будьте готовы, что могут быть проблемы с заселением, которые предстоит героически преодолевать вам, без надежды на помощь со стороны принимающей компании.
Гавана, аэропорт Хосе-Марти.
Долго ждали багаж, больше получаса, сколько точно - не помню, перелет занял около 12-ти часов, в эконом классе - это пытка. Кормили в самолете плохо, лучше с собой взять еду на борт - ничего в аэропорту не отбирают, даже воду - ни в Москве, ни в Гаване. Паспортный контроль, однако, прошли быстро. Трансфер из аэропорта Хосе-Марти в Гавану, гостиница Националь.
В ваучере было указано, что встречают с табличкой DAIKIRI. Под этой табличкой стояли двое в майках с надписью CUBATUR. Один из них говорил по-русски. Он сказал номер микроавтобуса, который должен довезти нас до гостиницы в Гаване. На вопрос про билеты на трансфер до острова, - ответ был: "Сегодня в 10 утра я привезу вам билеты в гостиницу". Сели в микроавтобус с группой туристов и представителем CUBATUR, если судить по надписи на майке. Этот "товарисчь" по-русски почти не говорил и, поэтому, никакой информации от него получить было нельзя. Как выяснилось в последствии, никакими билетами первый представитель DAIKIRI/CUBATUR и не думал заниматься. Возможно потому, что задача была другая. Какая? Не знаю. Может, задержать нас в Гаване подольше?
Гавана - гостиница Nacional.
Итак, в 9 утра нас высаживают перед входом в Националь в Гаване и микроавтобус едет с человеком в майке CUBATUR дальше, по другим гостиницам. На ресепшн в гостинице нас не заселяют, так как check-in в гостинице в 16:00. Пришлось дать 10 куков, чтобы заселиться. Кстати, других туристов, несмотря на время не check-in, заселяли без проблем. Наверное, потому, что они были с представителями своих туроператоров.
10 утра - представителя CUBATUR/DAIKIRI в гостинице нет. В 10:15 я, пытаясь выяснить где мои билеты на райский остров начинаю звонить по телефону, который мне оставил первый представитель DAIKIRI/CUBATUR (тот, что встречал в аэропорту и который обещал привезти билеты в гостиницу в 10 утра). Дозванивалась через телефонного оператора гостиницы. Он сказал, что приедет в гостиницу в 6 вечера.
В 6 вечера он приехал без билетов, но с какой-то своей подружкой и с явным намерением вытянуть денег хоть за что-то. Попытался предложить вечером, когда всё закрыто, обзорную индивидуальную экскурсию по городу или отвезти в кабак (за деньги, конечно). Про билеты сказал, что трансфер будет завтра в 9 утра, а билеты привезет представитель CUBATUR. Далее про DAIKIRI мы более не слышали ни слова.
Мы пошли погулять по городу с книжкой-путеводителем, которую купили в Москве. Там же практически обо всем написано - как, куда и за сколько можно попасть.
Выбор гостиницы Националь на Малеконе не вполне удачен, так как до гостиницы из центра, старого города, добираться пешком 40 минут в кромешной темноте, так как город не освещается совсем и после 8-ми вечера наступает темнота. Кроме того, добираться до центра (старый город) можно или пешком или на такси (примерно 5 куков в один конец).
Гостиницу, наверное, лучше брать в старом городе - там есть вполне приличные гостиницы. Тем, кто хочет посмотреть Гавану, я бы не советовала селиться где-то ещё, кроме старого города, так как, по большому счёту, кроме него в Гаване смотреть нечего.
Гостиница Националь - большой, бездарный, с большими конференц-залами и танцполами, но на 5 звезд не тянет, 4 звезды. Обслуга - избалованная и высокомерная. От портье и до официантов.
Гавана - достопримечательности.
Пешком исходили весь старый город, посмотрели форт и несколько музеев. Цены на сигары, ром и кофе одинаковые во всех магазинах Кубы, продаются они в государственных магазинах и цены там одни и те же, с рук покупать не советую категорически.
Гавана - люди.
Разные, как и везде. Есть работяги, цивильно и нормально одетые. Есть гопники, лентяи, плебс и приставалы, соответствующим образом одетые, есть наглые перекупщики, есть ничего не умеющие тихие ребята, продающие фуфло, есть и настоящие ремесленники и художники. Некоторые там же и живут, где продают свои изделия - за шторкой в той же комнате. Молодежь - внешне жизнерадостная.
Трансфер Гавана - аэропорт.
В 9 часов утра приехал такси, искал по холлу в гостинице по бумажке, называя фамилии. Добрались без проблем, минут за 25.
Аэропорт местных авиалиний. Очень небольшое здание с одним холлом, квадратов 40. Один вход и один выход. Никто не встретил, рейс на остров в 12:00. Уселась у стойки регистрации на этот рейс, чтобы дождаться билетов. Никого нет, представительства CUBATUR нет тоже. До 11 часов я ждала спокойно. Привезли группу канадцев с сопровождающей. Как выяснилось потом, это была представитель CUBATUR. Тут же они прошли к стойке регистрации на наш рейс и зарегистрировались. Позже выяснилось, что, несмотря на то, что у неё оставались наши билеты, она не стала никого искать, а просто ушла из здания аэропорта. Мне стало ясно, что надо либо покупать билеты за свои, либо как-то найти свои билеты. Подошла к стойке информации и по-английски объяснила свою ситуацию. Там позвонили по телефону в CUBATUR и минут через 10 та же девушка, представитель CUBATUR, вернулась в здание аэропорта с нашими билетами. Билеты туда и обратно, слава Богу. Я спросила насчет трансфера из аэропорта на острове до гостиницы на острове. Она записала, что мне нужен трансфер. То есть до этого, никаких данных о нас у этого туроператора не было. Никаких извинений я, конечно же, не услышала.
Долетели за час и вполне нормально, самолет полупустой.
Почему туроператоры утверждают, что стыковочные перелеты на остров и с него всего один раз в день и в 7 утра - непонятно. Каждый день, по три рейса - в 12, 15 и 19 часов. Так что оставаться в Гаване на день, два, ночь или ещё как - нет никакой необходимости, если только вы не хотите несколько дней походить по городу. Но после длительного перелета мало у кого хватит сил на гуляние по городу.
Трансфер аэропорт - гостиница.
Багаж получили сразу. Вскоре появился представитель CUBATUR, который заявил, что его машина сломалась. Он попросил представителя другой компании (не CUBATUR) подсадить нас в их автобус. С нами он не поехал.
Гостиница Trip Cayo Coco.
У гостиницы высадили только нас двоих.
В лобби гостиницы по ваучеру, спросив наши пожелания, разместили в соответствии с нашими запросами - первый этаж, поближе к пляжу, подальше от бассейна, в тихом месте и без посторонних запахов. Все было выполнено.
Гостиница полупустая, наверное, потому что не сезон. Твердые 4*, но никак не 5* и не супер, как пишут в некоторых путеводителях и в интернете. То есть по территории, номерам, пляжу и еде.
Сервис в гостинице тоже не выше 4* и не без нареканий. На завтраке толстомордые чванливые негры, которые вообще-то должны помогать постояльцам, собираются в кучу, чтобы поржать и потусоваться. Очевидное желание, чтобы их о чем-то попросили, потом подождали, когда они договорят и доржут, потом соизволят пошевелить своей толстой жопой и нехотя что-то сделают. Поэтому делала все сама, не спрашивая их ни о чем, чем и заслужила ненавидящие взгляды. Восток - (точнее, совок) - дело тонкое...
Первые три дня после заселения о нас забыли и не убирались в номере, как будто мы в нем и не живем. После посещения лобби - удивленное лицо - как, вы все еще живы? Стали убираться и приносит воду в бутылках. По поводу "все включено" - это весьма условно, то есть: если кончается одна бутылка, которую приносит горничная во время уборки, то следующую бутылку ты должен купить в магазине ресторана. Стакан воды могут налить в баре, но бутылку воды можно только купить. Сок - аналогично: в баре нальют стакан, а пакет или бутылку - извольте купить в магазине. То же самое со спиртными напитками. Поэтому, канадцы и прочие просто подходили с полулитровыми термосами с ручками к бару, а потом шли на пляж. Я для этих целей использовала литровые пластиковые бутылки из-под воды, в которые за завтраком заливала в одну сок, в другую молоко. Молока, кроме как за завтраком добыть негде - даже в магазине. В баре: дорогой алкоголь попросить нельзя, скажут, что его нет, хотя он и стоит не полке. Если дашь один кук - нальют все, что захочешь.
На обед не ходили, брали что-нибудь в свою посуду за завтраком. Или ходили в кафешку на пляже. На обед не ходили, так как требовалось одеться, а, значит, помыться и пройти минут 7-10 до места по жаре.
Ужин. Не советую никакие рестораны, кроме главного, так как одно и то же, а готовить что-то изысканное на Кубе не умеют вообще. Мы пробовали с предзаказом ходить в другие рестораны, но результат тот же, что и в главном, если не хуже, как в итальянском - там мы вообще есть не стали. Официанты получше, полюбезнее и внимательнее. Если давать 1 кук за вечер, они сразу становятся просто хорошими официантами, предупреждающими ваши желания. В целом, гостиница вполне приличная, особо серьезных претензий нет.
Остров.
Очень жаркие месяцы на Кубе - с июня по октябрь, с июня по август нет осадков и облаков вообще, в сентябре-октябре сезон дождей, то есть облака и раз в три дня ливни по полчаса. Вода с утра теплая, после обеда - очень теплая. Белый песок и бирюзовая чистая вода.
Пляж получше, чем в Пхукете, но от океанского мусора (водоросли) песок не убирают. Человеческого мусора на пляже нет. Кораллов, камней, морских ежей нет. Дно песчаное и безжизненное. Откуда водоросли - неизвестно.
Вечером много комаров (москитов). Берите с собой репелленты и в номер тоже. Фонарик тоже будет полезен, дорожки ночью не освещаются, можно наступить и - чем черт не шутит - могут и укусить, размерами крабы встречаются просто огромные - сантиметров 40-50 в диаметре. Купить солнечные очки нельзя, только в дьюти-фри в аэропорту - не забудьте взять с собой пару на всякий случай.
Трансфер - гостиница Trip Cayo Coco - аэропорт.
Помятуя все свои предыдущие обломы, я заранее подходила к столикам туристических компаний, где, среди прочих, красовалась табличка CUBATUR. Представители всех компаний были за своими столиками, но CUBATUR так и не появились.
В конце концов ко мне подошла представитель какой-то компании и спросила, чем может мне помочь. Я объяснила, и она позвонила в CUBATUR и узнала про мой трансфер. Я попросила напомнить про встречу в аэропорту и трансфер в Гавану.
Трансфер в аэропорт состоялся в установленное время - водитель искал нас в холле, громко называя фамилию. Доехали нормально. Зарегистрировались и долетели - тоже.
Гавана - перед возвращением в Москву.
В Националь прибыли около четырех дня, заселили без проблем. Представителя CUBATUR не было.
Вечером погуляли по старому городу, по Малекону днем ходить жарко, а вечером слишком темно - нет освещения. Проезжали по набережной на тук-туке. Общее впечатление - развалины, если же закрыть глаза и представить себе, какой эта набережная была лет 50-70 - наверное, это было красиво...
Трансфер - гостиница Националь - аэропорт.
В предпоследний день я опять позвонила в CUBATUR и напомнила о себе. Ответивший представитель компании долго вспоминал, кто же это ему звонит. Наконец, после долгих раздумий и поисков, мне сказали, что трансфер будет в 17:00 (вылет в 20:10).
В 17:30 - никого нет. Спросила про трансфер в лобби - никто ничего не знает. Минут через пять, однако, ко мне подошли и сказали, что машина в аэропорт ждет. Мы сели и доехали до аэропорта. Там выяснилось (со слов водителя), что ему никто ничего не заплатил и мы пошли разбираться в представительство CUBATUR в Хосе-Марти, там есть офисное помещение. В этой комнате сидит тот же хрен, который нас встречал в первый день под вывеской DAIKIRI, тот, с которым я говорила по телефону каждый раз про трансфер и, в том числе, вчера. Зовут его Иван (так он представляется, на самом деле - какой-то то ли Асинея, то ли Ахинея). Я подвела таксиста к нему и сказала, что это его проблема. После чего вышла из офиса. В результате, мы поспели только к концу регистрации. И тут появляется этот хер-Иван-Ахинея и заявляет, что ему пришлось оплатить такси из своих денег. Я напомнила ему про контракт с оплаченным трансфером и пошла на посадку.
И, наконец, - самое возмутительное - воровство.
В день выезда (09.25.2010) из гостиницы Националь - расчетный час на выезд 12:00 и до трансфера в аэропорт оставалось ещё часов пять. Я обратилась в лобби и мне предложили оставить вещи на хранение. Получила расписку количество мест багажа, отдала 1 кук (по собственному своему желанию и по привычке давать чаевые за все) и отправилась погулять... В общем-то, обычно дело во всех гостиницах по всему миру. Но не на Кубе. Мой чемодан аккуратно вскрыли, так, что я ничего не заподозрила - замочек на чемоданной молнии сами знаете - только от честных людей, его открыли, взяли, что понравилось и закрыли. Мне и в голову не пришло проверить чемодан! Короче, в Москве я не нашла ключей (две небольшие связки), фотоаппарата, двух комплектов батареек к фотоаппарату и маленького швейцарского перочинного ножа. Место, где они пропали - абсолютно точно! - лобби гостиницы NACIONAL в Гаване. В принципе, фотоаппарат у меня в поездке сломался - ремешка на шею нет, только на руку, меня в толпе задели и он упал. Некоторое время он мужественно боролся за жизнь, хотя по экрану и шли красные волны, но постепенно жизненные функции угасали и, наконец, он умер при выдвижении объектива. Всё же, - 7 лет по всем поездкам, несколько раз падал, бедный... Вечная тебе память, Canon PowerShot A80!
Батарейки и нож - понятно. А зачем ключи-то понадобились?!
У меня флешка осталась в фотоаппарате, к сожалению. Так что - если пакуете фотоаппарат и видеокамеру в багаж (крайне не советую!) - вынимайте хотя бы флешь-память, иначе рискуете остаться без фотографий.
Всем путешественникам мой совет: самые опасные моменты вашего путешествия - последняя ночь и последний день в гостинице. Будьте внимательны - местная братва прекрасно понимает, что вы не будете поднимать "кипеж" за пару часов до вылета, ни в какие разборки вы не полезете и уж, конечно, не пойдете в полицию - у вас нет времени.
Мой муж перед поездкой меня об этом предупреждал, но я не вполне последовала его совету. Никому не говорите - когда вы уезжаете, что это ваш последний день, вечер, ночь - об этом часто спрашивают.
Удачи!
27/09/2010 20:25
Материалы по теме
- Страны: Куба
- Города: Гавана
- Отзыв о поездке: Кубинский тур, декабрь 2009
- Отзыв о поездке: Куба: свободой веет из всех щелей, сентябрь 2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.