О путешествии на трех автомобилях по Европе



    В гости к леонбергерам или "Антон, куда же мы все-таки едем?"

    Повествование о путешествии на трех автомобилях по Европе.

    "Месяца июня в день наидлиннейший снаряженные каравеллы отдали швартовы и под салют береговой батареи направились в открытое море..."

    Пожалуй, лет ..ста назад наше повествование могло бы начаться именно так. В нынешние времена все намного прозаичнее. Намеченная на это лето поездка в Южную Германию посвящена участию в соревнованиях по аджилити "Кубок Всех Пород-2010".

    План двухнедельной поездки составляется заранее. Не говоря уже о записи на соревнования, необходимо наметить маршрут, забронировать гостиницы в ключевых точках, распечатать схемы, карты, пароли и явки для всех участников авантюры.

    А участников в этом году много. Если два года назад мы отправлялись в путешествие втроем на одной машине, то теперь в нашем караване уже три автомобиля, восемь человек и одиннадцать собак.

    Для себя старт намечаю на пять утра в понедельник, с тем, чтобы в первый день добраться до польской границы (около 900 км от Санкт-Петербурга). Узнав об этом, два остальных экипажа, исключительно женские, хором сообщили "Антон, ты не прав!" и потребовали забронировать им еще и гостиницу в Латвии: дескать, они тронутся в воскресенье, а в понедельник вечером в Польше встретимся...

    Вечер воскресенья посвящен сборам и упаковке. В этом году наш экипаж пополнился новым участником - Яной, гражданкой Финляндии, живущей сейчас в Петербурге и также увлеченной аджилити, как и мы. Так что в машине нас будет четверо, плюс шесть собак, плюс клетки, плюс сумки, плюс еда, вода, документы, фото- и видеокамеры... С третьего раза получается закрыть бокс на крыше (своего нет, одолжила Яна, так что пришлось заранее съездить за ним в Хельсинки). Где-то к десяти вечера начинаю понимать, как все разместить. Вспоминаю, что утром добавится еще багаж... Ненужную в первые дни мелочевку распихиваю в такие полости, о которых разработчики Шевроле, наверное, и не подозревали ...

    Удивительно, но стартуем вовремя. Раннее утро, пустое шоссе, первую остановку делаю километров через двести, уже в Псковской области. Псков минуем по объездной, в Острове привычно сворачиваем на Пыталово - к латвийской границе.

    Знак "Вы въезжаете на платную дорогу" по-прежнему украшает это... кхм! направление, ни словом не упоминая о том, "где, кому и сколько?". Хорошо хоть, что тарифы не изменились, и перед самым погранпостом с нас берут, как и год назад, 300 рублей - этакий налог за пользование неизвестно чем.

    Чуть-чуть не доезжая границы, заправляемся (заправка ПТК, едва ли не единственная на эти полсотни километров), обедаем.

    К нашей великой радости, прошлогодний порядок "россияне - вне очереди" действует, поэтому мы смело огибаем вереницу старых "Пассатов" с латвийскими номерами и подъезжаем прямо к шлагбауму. На терминале для нас - отдельный коридор. Но как все медленно... Открыть капот, вывести собак, открыть багажник, открыть бокс... Помощник таможенника с зеркалом заглядывает под днище... Приходит ветеринар, собирает паспорта собак, пересчитывает, вздыхает.... Наконец, шлагбаум поднят. УРА! Переезжаем на латвийскую сторону. В принципе, все то же самое, только таможенники зачем-то фотографируют открытый багажник. Ну и нововведение: все, включая пассажиров, заполняют ма-аленькие бумажки, указывая, сколько сигарет, алкоголя и бензина они везут при себе (а водитель указывает еще и количество бензина в баке).

    Все, прорвались. Здравствуй, Прибалтика! Прохождение границы заняло не менее двух часов, а впереди еще такой долгий путь.

    Латвию проскакиваем без остановок. За Даугавпилсом начинаем искать место для выгула собак, и, естественно, тут же начинается мелкий противный дождь. Литва. Зарасай. Утена. Дождь. На развязке с автобаном Вильнюс-Паневежис заезжаем на заправку. Кофе, сэндвич. Гулять не хочется. Едем дальше - до Каунаса.

    В Каунасе дождь уже закончился, так что сворачиваем на какой-то бульварчик и наконец-то выводим собак на траву. Поскольку Яна никогда не была в Литве, ненадолго заезжаем в исторический центр.

    Каунас - город древний. Когда-то - столичный. Литва - страна небогатая. В порядке содержится площадь перед ратушей, в относительном - прилегающие улицы. Остальное.... Яна вспоминает, что читала в газетах, будто ЕС выделяет Литве большие средства на ремонт и восстановление. Действительно, ремонтируется очень многое. Мне показалось, что огромные - во всю стену - солнечные часы на набережной появились только в этом году. Много информационных стендов (на литовском) про помощь Евросоюза и то, что на средства этой помощи делается. Но и впереди работы еще непочатый край.

    Отдохнув, движемся на юг. Марьямполе, Кальвария. Польская граница. Привычно заезжаем на парковку в местечке Сциплишки. Меняем евро на злотые (обменников много, без комиссии. Как и год назад, соотношение злотого к рублю сохранилось на уровне примерно 1:10). В небольшом симпатичном бистро традиционно заказываем бигос - любимое нами польское блюдо.

    Последнее усилие, и мы добираемся до места ночевки. Эту ферму, включенную в польскую систему объектов агротуризма, мы обнаружили два года назад. Были у меня сомнения, смогут ли ее найти наши спутницы, особенно по моим письменным инструкциям: повернуть у гнезда с аистом, дальше метров двести мимо пасущихся бычков... ну и далее в том же духе. Справились. Приехали раньше нас и уже разместились. Поездкой довольны, так как сегодня даже успели завернуть в Тракайский замок, покататься там на яхте... Немножко завидуем.

    Поскольку на этой ферме останавливаемся уже третий год, приятно отметить улучшения: постепенный ремонт в комнатах, новая мебель. Но если к следующему лету хозяева поставят в комнатах еще по такому же громоздкому креслу, нашим собакам места уже не останется.

    Наутро завтракаем, грузимся в машины и трогаемся. Задача дня - пересечь почти всю Польшу, чтобы заночевать где-нибудь под Вроцлавом.

    С утра пробуем ехать колонной. Вроде бы и возможно, но удержать три машины на нешироких польских дорогах, а особенно в изобилующих светофорами городках - задача непосильная, даже с учетом того, что две машины из трех могут общаться между собой по рации..

    Большая остановка запланирована в центральной Польше, в городке Цеханув. Прокладывая маршрут, я планировал остановку у старинного замка князей Мазовецких (XIV век). Ну... видывали мы карликов и покрупнее. Спору нет, как объект рядом с маршрутом - да. Но специально ехать туда, наверное, все-таки не стоит. Две башни, периметр цитадели и огромный археологический котлован внутри. Ладно, зато с собаками погуляли.

    Время послеобеденное, следующая большая остановка запланирована в Плоцке - судя по карте, там тоже что-то глубоко историческое. Вот только попадаем мы туда в самый-самый час пик. Два-три квартала вдоль главной улицы, поворот и... по рации доносится: "Мишку Гамми не вижу!" - потерялся замыкающий экипаж. Раций две, машин три... К третьей как раз и прилипло прозвище "мишка Гамми" - а как еще называть интенсивно апельсиновую "Панду"?

    Какими-то односторонними переулками возвращаемся в пробку - нету. Еще круг вокруг квартала - нету. Но ведь, потерявшись, должны были где-нибудь остановиться? Или потоком машин унесло так далеко, что теперь мы их никогда не найдем?

    Пытаюсь выбраться из центра. Пробка. Понимаю, что еду не туда. Разворачиваюсь на перекрестке, еду обратно. Поворачиваю, кажется, правильно. Ошибка. Возвращаюсь в пробку, стою заново. Приходит СМС: "Мы проехали мост и стоим у красной волосатой стены". Это еще что за архитектурное достояние польского народа?

    В конечном счете, все нашлись (немного случайно, а так все хорошо). Загадочной стеной оказалась железнодорожная насыпь из рыжего щебня, поросшая жухлой травой.

    Дело к вечеру, уже не до красот. Колонной пилим в направлении Вроцлава. Чем больше проедем сегодня, тем раньше завтра приедем в Карловы Вары. В какой момент сбиваемся с пути - непонятно, но факт: обнаруживаем себя на какой-то узкой грунтовке среди полей. Чуть дальше - деревня: тычу пальцем в карту, а население показывает совсем в другую сторону. На польско-англо-непоймикакой мове объясняют, что чуть-чуть вперед, будет "капличка", а потом сразу дорога налево. А что есть капличка? А вот когда у дороги или в поле стоит крест, украшенный лентами, а вокруг заборчик - это вот оно и есть.

    Едем, по дороге обращаем внимание, что население убирает обочины и разматывает гирлянды флажков. В голове вертятся сразу две бессмертные цитаты: "Обложили меня, обложили!" и "Мы идем в голове автопробега!". Судя по всему, завтра тут должны промчаться велосипедисты.

    Карта на заднем сиденье, комментарии оттуда поступают в форме "Антон, а куда мы все-таки едем?". Выезжаю на интуиции - но ведь выезжаю! Появляются указатели на Вроцлав. Гостиниц нет. Во Вроцлав не хочу: город большой, совсем потеряемся.

    Пара придорожных мотелей забиты полностью. Смеркалось. В конце концов слева за кустами мелькает "Zajazd". Ура! Девушка за стойкой говорит по-английски. Ура!

    Номера есть? Нас восемь человек. Есть. Ура! Цена приемлемая (120 злотых за комнату с завтраком).

    Ничего, что мы с собаками? За стойкой напряженное шебуршание "ну-у... вообще-то нельзя... а сколько собак?". Теперь уже напрягаюсь я: "Ну-у-у... э-э-э... всего одиннадцать. Но больших всего две, а остальные такие ма-а-аленькие, шелти называются. И вообще, собаки будут только в трех комнатах из четырех". Девушка скрывается где-то, возвращается с уточнением, что шелти - это такие, как маленькие колли? Да.

    Резюме руководства гостиницы: за больших взять по 10 злотых, маленьких бесплатно. Ура!

    Плачу, подгоняем машины, начинаем выгружаться. Из недр кухни возникает пани хозяйка, воздевая руки к небу и жаждая нашей крови. Идем разбираться: "Вы сказали, что у вас ТРИ собаки". ?!!! "Овчарка, еще овчарка и КОЛЛИ".

    Уточняю, в чем суть проблемы: оказывается, одиннадцать собак - это то ли две, то ли три к каждом номере. Нельзя. Почему, ведь они же в клетках? Нельзя, комнаты маленькие, а собаки большие. Будет ГРЯЗНО! А может, пани пойдут и посмотрят на мою машину, в которой сидят шесть собак, и там ЧИСТО (ну я и врать!). В конечном счете, похоже, спасло нас только то, что половина номеров была оплачена кредиткой, а возврат безналичного платежа - дело тяжкое. Сторговались, что по десять злотых возьмут за каждую собаку. Да сказали бы сразу, я бы и по пятнадцать заплатил.

    В общем, эта гостиница осталась в нашей памяти с комментарием Яны (на английском языке) "Hotel Boss-durak". Справедливости ради замечу, что такое отношение к собакам - невероятная редкость для Польши.

    Наутро подробно расписываю маршрут до Карловых Вар в трех экземплярах, в каждую машину. Вроцлав нам не миновать и, естественно, на выезде попадаем в долгую пробку у строящейся развязки. Дальше дорога вьется по холмам и предгорьям, в конце концов приводя нас в чешский Наход. Традиционный забег "туалет-обменник-кофе-карта". Кроны меняют по 25 за евро. Пытаюсь купить хорошую карту Чехии, но в продаже только бумажные. Скриплю зубами: поленился заранее купить пластиковую.

    Небольшое отступление: ИМХО, польская серия пластиковых карт - лучшее, что можно пожелать путешественнику. Удобно складываемые подробные карты, не боящиеся воды и порывов. Бумажной хватило буквально на десять минут, потом "Чехия разделилась", а пластиковой "Германией" пользуюсь уже третий год.

    Из Находа "расходились по одному". Все водители хотят попробовать ехать самостоятельно. Я трогаюсь с расчетом объехать Прагу с севера, чтобы не застрять в городе. Остальные, кажется, собираются делать то же самое.

    Чехия - это нечто. Дороги, в принципе, неплохие. Дорожные указатели после польских кажутся нечитаемо маленькими и неинформативными. Заправки... В сравнении с польскими или российскими, чешские тянут на реквизит для ремейка "Королевы бензоколонки". Цены, впрочем, как я и ожидал, между польскими и немецкими - примерно 1,2 евро за литр 95-го. Отдельной строкой - чешские объезды. Вообще, объезд - восточноевропейское развлечение, происходящее из того факта, что ЕС дает денег на дорожное строительство. Поэтому ремонтируется очень много, повсеместно и одновременно. В ход идут сужения (с реверсивными светофорами), объезды через соседние деревни (зачастую по грунтовкам); в одном месте, я уверен, мы пересекли двор какой-то фермы, столь узкой была та щель между домом и сараем, в которую направлялся весь поток. А в другом, выезжая на дорогу, оказалось так легко повернуть в обратную сторону - к эпицентру этой стихии. Потом нам поведали, что экипаж "мишки Гамми" с удивлением обнаружил себя выезжающим из-под "кирпича". Едем не торопясь, где-то километров за двадцать до Карловых Вар получаем СМС: "Мы на адресе, но вход найти не можем". Я что, забронировал комнаты в тайной гостинице? Прибываем на место. Четырехэтажный старинный дом на тихой улице рядом с центром. Одна дверь. Заперто. Табличка: "По поводу размещения обращайтесь в бар на углу". Иду в бар: "АВ пансион, ага?". Девушка куда-то звонит и мило мне улыбается. Через минуту прибегает запыхавшийся хозяин с ключами.

    В-общем, пансион оказался старым доходным домом с квартирами-номерами. В каждой - кухня, мебель, отдельный ключ от двери подъезда, собаки живут бесплатно. Сутки здесь обходятся в 56 евро за четырехместный номер - двухкомнатную квартиру.

    Неприятной мелочью оказалось отсутствие парковки возле пансиона. Ближайшее место - платная охраняемая стоянка у гостиницы "Термаль", хорошо хоть, что идти до нее всего пять минут. Разместившись, идем гулять. Старинный город-курорт Карловы Вары. Карлсбад. Вечерняя жизнь кипит: на террасе ресторана оркестр играет что-то цыганское, в соседнем, наоборот -вальс. Мимо проезжают фиакры. Толпа отдыхающих фланирует по набережной, переговариваясь в основном по-русски. В "Термале" раскатывают красную ковровую дорожку: на днях стартует Международный Карловарский кинофестиваль.

    В колоннадах пробуем воду из минеральных источников. Температура воды разная, но на вкусовые качества это не влияет: фу-фу.

    Напротив дома, известного тем, что в нем останавливался Петр Первый, замечаем, как много вокруг русских надписей: "Массаж", "Спа и бассейн", "Квартиры от застройщика", "Туры в Австрию", "Требуется рекламный агент"... Говорят, Карловы Вары - самый русский город Чехии.

    Гейзерная колоннада на ночь закрывается, так что знаменитый гейзер - источник, плюющийся кипятком в потолок - увидеть не удалось. Поднимаемся выше. Программа-максимум - найти символ города. По легенде, когда король Карел на охоте ранил оленя, тот нырнул в лесное озеро и исцелился. Пораженный король основал в этом месте город, названный его именем, а фигура оленя венчает утес над городом.

    В подступающих сумерках находим какую-то тропу, уходящую куда-то вверх как в туннель под темной листвой. Естественно, нам туда надо. Сильных духом и готовых к авантюрам нас к этому моменту осталось только двое и с Татьяной-тренером мы-таки штурмуем этот склон.

    Тропа, щедро проросшая корнями деревьев, извивается по склону.. Честно говоря, именно здесь я впервые увидел настоящих светлячков: до сих пор как-то не довелось. Вот и вершина. Переводим дух, осматриваемся. Нет оленя! Есть памятник Петру Первому; беседка над обрывом, откуда открывается захватывающая панорама городских огней. Еще вниз уходит какая-то узкая лестница. Выше идти некуда. Решив, что терять нам, в общем-то, уже нечего, спускаемся по лестнице.

    Ну кто же знал, что тот самый легендарный олень стоит не на вершине горы, а всего лишь на утесе примерно в середине спуска. Мы все-таки нашли его. Наутро посещаем термальный бассейн. На склоне горы выше гостиницы "Термаль" действует открытый бассейн, наполненный теплой минеральной водой. Поскольку пришли к открытию, то и оказались первыми, а на несколько минут и единственными посетителями. И какое же это удовольствие - солнечным утром купаться в бассейне, разглядывая красивый город, расстилающийся в долине; и можно не торопиться... а впереди Германия.

    Пересекаем границу, выбираемся на автобан. Теперь можно и разогнаться. Примерно сотню километров до Регенсбурга преодолеваем меньше, чем за час. В Регенсбурге, конечно же, следовало бы посетить пантеон великих людей Германии - Валхаллу -"греческий храм" над Дунаем, творение Лео Кленце (он же строил и Новый Эрмитаж в Петербурге - тот, с атлантами). Внутри этой "обители богов" собраны сотни бюстов исторических персонажей, творивших европейскую историю: Бисмарк, Гете, Екатерина Великая, Гуттенберг, Эразм Роттердамский, Парацельс...

    Недостаток времени и жара, исключающая возможность оставить собак хоть ненадолго в машине, заставляют нас ехать дальше. Под Регенсбургом сворачиваем с автобана на местную дорогу вдоль Дуная.

    Буквально через несколько километров останавливаемся: в скале над дорогой вмонтирована гигантская мемориальная доска, хорошо видимая с реки. Надпись повествует о деянии короля Теодориха. К сожалению, незнание латыни не позволяет разобрать, провел ли он здесь границу Римской империи либо проложил вдоль Дуная дорогу. Два каменных льва фланкируют монумент, глядя один на скалу, другой на реку.

    Едем дальше. Под Кельхаймом дважды пересекаем Дунай. Именно отсюда он считается судоходным. Гора над излучиной реки увенчана ротондой мавзолея. Как и Валхалла, это сооружение девятнадцатого века исполнено глубокого символического смысла.

    Немного дальше, посещаем монастырь Вельтенбург. От парковки нужно идти минут пятнадцать вдоль кромки воды под нависающими скалами - здесь это единственный способ попасть внутрь. Сам монастырь расположился на излучине реки, так что дунайские волны почти омывают его порог. И не только порог! Судя по отметкам на стенах, в наводнение монастырь заливает почти под крышу.

    Во дворе монастыря пьют пиво. Варят его здесь не первую сотню лет, и монастырь по праву им славится. Одна из стен пивоварни полностью стеклянная, так что наслаждаться пивом можно и созерцая котел, в котором оно готовилось.

    Зашли в собор. Столь богатого барокко, скорее австрийского, нежели германского, я не ожидал. Лепнина, плафон, подсвеченная фигура Георгия Победоносца, притягивающая взгляд в церковном полумраке.

    Перед отъездом заходим в воды Дуная - сфотографироваться. Несмотря на теплое лето, вода ледяная и купаться почему-то не хочется. К вечеру въезжаем в Леонберг - конечную точку нашего путешествия "туда". Завтра здесь начнутся соревнования, сегодня же разместиться в гостинице и отдыхать, отдыхать, отдыхать... Номера в отеле-гестхаузе "Сонне" я бронировал еще в марте. Для простоты, оба номера (пятиместный и трехместный) резервировал на свое имя. Выезжая утром из Карловых Вар, я предупредил экипажи других машин, что, если они приедут раньше нас, то пусть сошлются на меня и попросят открыть им трехместный номер, а я, приехав, зарегистрируюсь и расплачусь. Отель нашли быстро. Девушки уже здесь, встречают нас, давясь от смеха. В холле никого, звоню в маленький колокольчик на стойке портье. Со второго этажа спускается хозяин, долго меня рассматривает и, наконец, изрекает вопросительно: Herr Anton?

    Собрав в кучку весь запас немецкого, которого никогда не учил, отвечаю Ja, ja.

    Бурную радость хозяина по поводу встречи со мной хотел было отнести на счет немецкого гостеприимства, пока меня не просветили относительно подробностей прибытия наших экипажей. Оказывается, просьбу сослаться на меня девушки восприняли чересчур буквально. Выглядело это примерно так: подъезжает машина, из нее выходят две дамы, одна из которых радостно сообщает хозяину: "Их бин Антон Иванюк", бьет себя кулаком в грудь, берет ключ и уходит в номер. Через некоторое время прибывает второй экипаж, водитель (водительница) которого не менее радостно сообщает "Их бин Антон Иванюк" и поднимается в номер. Хозяин, похоже, уже прикидывал, хватит ли у него номеров на всех Антонов Иванюков, которые свалятся ему на голову сегодня вечером, но тут, наконец, появился я.

    Видит Бог, когда я бронировал жилье, я знал, что пятиместный номер - апартаменты. Но вот что мы окажемся в настоящем пентхаусе - не ожидал. Единственный недостаток тяжело таскать клетки на пятый этаж. Но, как говорил герой Ричарда Гира в "Красотке": "Я искал пентхаусы на нижних этажах, но там их не бывает". Апартаменты занимают всю мансарду. Два балкона, гостиная, столовая, две спальни, ванная и полностью оборудованная кухня. С балкона открывается панорама соседнего городка, в кухне обнаружилась даже пачка спагетти, а на лестнице - целая библиотека, включая журналы GEO за первую половину восьмидесятых: настоящий раритет.

    Трехместный номер стандартный, но тоже очень уютный. Кроме нашей компании в гостинице остановились наши знакомые москвичи и еще несколько спортсменов из разных стран со своими питомцами. Кажется, кроме аджилитистов, других постояльцев в этот уик-энд не предполагалось.

    Старый город в двух шагах от пансиона. Ранним утром там тихо, только часы на башне отбивают шесть. Рыночная площадь с неизменным фонтаном и статуей рыцаря, окруженная фахверковыми домами. На одном из них неожиданно нахожу памятную доску: в XVI веке здесь жил астроном Иоганн Кеплер.

    Лабиринт старинных улочек выводит на Замковую площадь. Старый город занимает вершину холма, а крепостная стена находится ниже по склону, отчего кажется очень низкой. В соседнем здании местный музей, но по раннему времени еще закрыт.

    Днем начинаются соревнования, ради которых мы сюда приехали. Не буду описывать, что такое аджилити, желающие могут прочитать наши рассказы "Большое собачье путешествие" и "В Польшу на автомобилях". Три дня пролетают как один: разминки, забеги, результаты, награждения. У кого-то одна собака, у кого-то - две. Больше двух не допускает регламент соревнований.

    Соревнования проходят в личном, командном (по три собаки), парном (две собаки одной породы) зачетах. Результаты подводятся по ростовым категориям, породам, странам. Естественно, не обходится без накладок, когда-то нелепых, когда-то смешных. Принято считать, что немцы - самая пунктуальная нация, любящие точность и аккуратность. К огорчению своему убедились, что это не совсем справедливо. Расписание забегов нарушалось с самого начала, менялся порядок стартов, составы групп. На одной разминке я вдруг с удивлением узнал, что стартую вторым, хотя по расписанию до меня оставалось еще с десяток номеров. А еще ведь надо сбегать за собакой... На второй день ринговые бригады отчаялись наладить расписание и перевели все в режим "ручного управления" - сами ловили спортсменов в толпе и сообщали об изменениях.

    Но уж чем в Леонберге гордятся, так это собственной породой собак. В кафе практически постоянно обретались два-три огромных добродушных леонбергера, а хозяева с удовольствием рассказывали о породе. Когда я поинтересовался, где в городе установлен бронзовый памятник леонбергеру, они подробно описали маршрут, а на следующий день поинтересовались, удалось ли найти. Найти не удалось, так как памятник оказался в новой части города, где мы не бывали; на это мне заметили "зачем вам эта бронза, можно же сфотографироваться с настоящими!" Вообще же упомянутое кафе оказалось нашим спасением. Погода стояла жаркая и безоблачная, и, хотя мы и расположились под деревьями, за охлажденной минералкой приходилось бегать довольно часто. Ну и пообедать в свободное время - это обязательно.

    На второй день развернулась торговля: клетки, поводки, ошейники, лакомства для собак. О них разговор особый: тренерские собаки, как шелти так и Велик (немецкая овчарка) обожают эти сухие уши, хвосты, желудки. В том числе, здесь предлагались и... кхм... самые интимные части бычьего организма, этакие палки почти метровой длины.

    Допивая кофе за столиком, Татьяна, тренер, вдруг как-то задумчиво посмотрела вдаль и поинтересовалась: "Антон, а узнай, сколько у немцев стОит пенис?" "А?" - не очень понимаю, к чему бы этот вопрос, да еще к обеду. "У?" - за соседним столиком москвичи забывают про свой кофе, обращаясь в слух.

    "Да не, не надо. Они у них тут какие-то длинные. ОБ КОЛЕНО ЛОМАТЬ ПРИДЕТСЯ" - размышляет вслух Татьяна. Наиболее слабонервные сползают под стол, иностранцы оборачиваются, не понимая причину нашего бурного веселья.

    "Просто у меня Велик их сосать любит, пока они вонючие; пососет и выплюнет" - объясняет Татьяна, чем добивает самых стойких. Занавес. Если смех продлевает жизнь, то вот он - путь к бессмертию.

    По вечерам всей компанией гуляем по городу. Нашли и одну из главных достопримечательностей Старого города - Померанценгартен. Регулярный сад-цветник, засаженный самыми различными цветами и культурами. В середине - фонтан. С одной стороны - балюстрада с видом на окрестности, с другой - высится крепостная стена Леонберга. Кажется, с собаками сюда нельзя. Но нам ведь этого не говорили, правда?

    Пиво в кафе на Рыночной площади, у фонтана. В десять вечера кухня уже закрыта, но пиво подают. Темное. Светлое. Вкусное. Немецкое. В полулитровых бокалах. Рядом в кафе болельщики наблюдают за футбольным Чемпионатом мира.

    Еще когда мы только въехали в Германию, обратили внимание на множество флагов: в окнах домов, на машинах, на одежде... Мало ли какие у них тут в Германии бывают праздники. А уже вечером выяснилось, что в этот день сборная Германии в ЮАР обыграла нигерийцев.

    У собора висит афиша, приглашающая на бесплатный органный концерт. Субботним вечером идем, хотя и не все: некоторые остались на стадионе, где на этот же вечер были назначены гала-обед, награждение по нескольким номинациям и розыгрыш лотереи.

    Концерт церковной музыки с элементами службы. Интересно, необычно, красиво... На твердую четверку. Инструмент современный, на мой взгляд, проигрывает не только легендарному органу рижского Домского собора, но даже и финскому Куопио.

    На выходе из собора, получаем СМС со стадиона: меня уже ждут, чтобы ехать в отель. От собора до гостиницы пять минут пешком, завожу машину, десять минут до стадиона... Мечты, мечты! Поперек улочки натянута ленточка: перейти нельзя. Поперек нашей дороги проходит трасса какого-то всеобщего пробега. То и дело из-за угла выбегают участники, кто-то уже задыхаясь, а кто-то вполне бодро. У соседнего перекрестка дежурит "Скорая", вдоль домов стоят зрители. Это надолго. Пытаемся обойти все это стороной - опять ленточка. "Обложили меня, обложили!". Какими-то дворами и подворотнями все-таки выбираемся. Выруливаю с гостиничной парковки, на стадионе меня уже, наверное, заждались.

    Новая напасть: единственный проспект, по которому мне предстоит ехать, перекрыт ВДОЛЬ. То-есть, почти навсегда. Разворачиваюсь, прокручиваю в голове карту, мчусь в соседний городок. Проскакиваю въезд на автобан, разворачиваюсь, попал! Теперь по этому до развязки, там на "восьмой" автобан в сторону Карлсруэ, километра три, чтобы найти съезд, вдоль автобана эти же три километра обратно, мост над автобаном и еще километра полтора опять-таки вдоль все того же автобана. Вместо пяти километров - двадцать четыре. Вива, бегуны! В воскресенье соревнования заканчиваются. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. На церемонии закрытия организаторы благодарят участников, благодарят судей, отработавших все три дня в рингах, невзирая на жаркую погоду. Неожиданно нашей, петербургской команде и москвичам торжественно вручают по красивой корзинке с разными деликатесами со словами: "Вы приехали издалека, а теперь вам предстоит долгий обратный путь". Приятно.

    По дороге в гостиницу прикидываем, что, оставив собак в номерах, успеем посетить местный аквапарк - расслабиться. "Мишка Гамми" выезжает первым, мы стартуем через несколько минут. Уже на подъезде к центру городка понимаем: что-то не так. Слишком много машин для воскресного вечера. Слишком шумно для воскресного вечера. Когда за поворотом упираемся в огромную пробку, становится понятно: сборная Германии одержала победу над сборной Англии. Весь город высыпал на улицы праздновать. От вувузел закладывает уши. Все гудят. Мои пассажиры требуют срочно передать на заднее сиденье руль - побибикать. Германские флаги - на каждой машине. Навстречу проезжает старинный Ситроен с флагом такого размера, что машину можно в него завернуть. Следом ползет огромный вседорожный Мерседес, на "подоконниках" которого сидят девушки в "боевой раскраске" фанатов, тоже размахивающие флагами. Поначалу немного боязно: машина с иностранными номерами, сверху развевается наш клубный флажок, мы явно не с этого праздника жизни. Не хотел бы я в такой ситуации оказаться где-нибудь рядом с "Петровским". Здесь - другое дело. Несмотря на стихийность, толпа очень позитивна и доброжелательна: они действительно радуются успехам своей команды; мы машем проезжающим руками и фотографируем их. Они машут в ответ и фотографируют нас.

    Прикидываем, далеко ли успели уехать наши друзья, или их тоже засосало в эту пробку. Похоже, скоро не выберемся. В этот момент несколько машин передо мной, тоже куда-то спешащих, одна за одной сворачивают через двойную сплошную и уезжают в переулок. Положившись на удачу и опыт этих смелых бюргеров, делаю то же самое. Несколько поворотов, и вот мы уже, опять-таки вопреки знакам, сворачиваем на проспект, успешно объехав пробку.

    В аквапарк приезжаем вовремя. Девушки наши уже здесь, встречаемся с ними у бассейна. Горок мало, но зато бассейны - на любой вкус. Горячие, холодные, с циркулирующим течением... Все под открытым небом. Судя по всему, горожане приезжают сюда на весь день как на пикник: стоят печи для гриля, на газонах расстелены коврики и скатерти. Поистине удалось отдохнуть и сбросить усталость. Уходим только с закрытием комплекса. По дороге домой отмечаем, что от праздника уже не осталось и следа: тихо, чисто. Наутро наша компания покидает Леонберг. Дорога ведет нас в Баварию, к австрийской границе. Мы обязательно должны увидеть великое творение Людвига Второго Баварского - замок Нойшванштайн.

    По дороге пересекаем реку Лех, борясь с искушением остановиться и искупаться в неправдоподобно изумрудно-зеленой воде. Через маленькие Шонгау и Фюссен въезжаем на парковку у кромки Альпзее, в долине между двумя самыми романтичными замками Германии: Нойшванштайном и Хоэншвангау.

    Парковка платная, за билетик отдаем 3,50. Отъезжаем в тень, под деревья. Собак в машине не оставить, день жаркий, а уходим надолго. Совсем в углу обнаруживаем остальные машины нашего каравана: девушки уже начали свое восхождение.

    Замок Хоэншвангау очень старый. Нойшванштайн, напротив, почти новострой - девятнадцатый век. Он не служил ни оборонительным, ни охотничьим. Король Людвиг был страстным поклонником Вагнера и этот замок - воплощение вагнеровских опер.

    На высокой скале, нависая над глубоким ущельем, белоснежный замок, увенчанный башенкой, оставляет сказочное впечатление. Говорят, символ студии Уолта Диснея, замок Спящей Красавицы рисовался именно здесь.

    Восхождение к замку занимает примерно полчаса, если подниматься пешком. За несколько евро можно занять место в неспешно влекомом парой тяжеловозов фиакре. Есть еще автобус, с шумом несущийся по специальной дороге где-то в стороне - но это слишком просто и скучно.

    Выбрав пеший путь, мы не пожалели. Идем долго, не торопясь. Поток туристов как вверх так и вниз - нескончаем. Этим дорога живо напоминает мне парки Петродворца. Наши собаки вызывают большой интерес у окружающих. Встречный фиакр, набитый японцами, чуть не опрокинулся, когда все они бросились фотографировать наших шелти. Две девушки сообщили, что у них в Техасе тоже такие есть, но только бо-ольше. Встретились нам венгры, немцы, англичане. Пожилая американка с Восточного побережья поведала, что сама держит шелти. В ответ рассказываем, как оказались здесь и какая причина привела нас в Германию, что вызывает удвоенный интерес. Никакого недовольства по поводу собак в общественном месте; никакого возмущения по поводу немецкой овчарки без намордника. И тем обиднее было услышать ворчание "и тут со своими собаками приперлись" на чисто русском языке. С остановками, отдыхая, поднялись к замку. Дух захватывает. Вид открывается, кажется, на половину Германии. Рядом балкончик с прозрачными стеклянными перилами - обзор ущелья с бурным потоком внизу.

    В замок не пошли - внутри не протолкнуться, билеты на экскурсии нужно покупать внизу, да и куда бы мы девали собак. Вдоль стены замка поднимаемся еще выше: к мосту Марии. Именно с этого ажурного мостика, перекинутого над пропастью, открываются лучшие, открыточные виды Нойшванштайна, вырастающего из скалы. А внизу шумит водопад. Вниз спускаемся другой дорогой. Почему-то ею почти не пользуются, что для нас благо: можно идти через лес, наслаждаясь тишиной. Иногда пролетают велосипедисты, пару раз встречаются пешеходы.

    Почти в самом низу встречаем наших. Они уже побывали в Хоэншвангау, а через полчаса у них назначена экскурсия в Нойшванштайне. Глаза горят, эмоции почти через край, фотоаппарат раскалился...

    Мы на такой подвиг, как подъем ко второму замку, уже не способны. Вытягиваем ноги под зонтиком кафе, заказываем обед. Отдыхаем. Вечером нас ждут в Зальцбурге. Перед отъездом подходим к озеру. Над сверкающей водой высятся темные скалы, и кажется, что вот-вот из-за мыса выйдет какой-нибудь белоснежный фрегат. За неимением фрегата грузимся в белоснежный Шевроле, включаем кондиционер и выруливаем, в сторону Австрии. Прокладывая дома маршрут, я долго сомневался, не лучше ли будет подняться севернее и ехать в Зальцбург по автобану от Мюнхена. Знал, что некоторые мои пассажиры боятся высоты, кого-то укачивает на горных серпантинах. Но, охота пуще неволи: я хочу в горы, поэтому едем через перевал в сторону Инсбрука.

    На первой же бензоколонке покупаю виньетку - марку, позволяющую пользоваться австрийскими дорогами. Минимальная - на 10 дней - стоит 7,90. Большая часть наклеивается на стекло, а меньшая вкладывается в документы.

    Буквально через несколько километров отчаянный вопль с заднего сиденья: "Останавливайся хоть посреди дороги, но я должна это сфотографировать!". Прямо перед нами гора, на вершине которой виднеются руины замка. А справа глубокая долина и горы вокруг, сверкающие на солнце белыми вершинами. И мы едем то вверх, то вниз по серпантину, где-то разворачиваясь на сто восемьдесят градусов, а где-то ныряя в длинные или короткие туннели. Судя по указателям, вон та вот вершина впереди - Цугшпитце, самая высокая точка Германии (2952 метра). А мы въезжаем в о-очень длинный туннель.

    Вот и автобан. Слева и справа горы, но трасса проложена по равнине. Вскоре минуем Инсбрук и шоссе поворачивает к северу - обратно в Германию. Вечереет. Закат над Химзее. Снова знак "Добро пожаловать в Австрию". В Зальцбург въезжаем в сумерках.

    В пансионе "Элизабет" нас ждут. Мы приехали первыми, получаю ключи от трех номеров: двух стандартных двухместных, но с завтраком, и "садовых апартаментов" с собственными удобствами и отдельным входом - но за завтрак требуется доплатить.

    Девушки приехали едва ли не заполночь. Кое-как запарковавшись, берут ключи, идут спать. Встретимся за завтраком. Утром наскоро завтракаем и спешим в центр: о поездке в Зальцбург мы мечтали давно. Поскольку в Старом городе парковаться негде, заруливаю на подземную стоянку у парка Мирабель, получив в автомате талончик с временем въезда.

    Зальцбург как туристический центр активно эксплуатирует два образа: во-первых, Зальцбург - родина Моцарта; во-вторых, Зальцбурге - город "Звуков музыки". На этих улицах снимались сцены знаменитого мюзикла, у фонтана на площади Мария садилась в автобус, а в аббатство Ноннберг бежала от своей любви. Здесь пели "When You know the notes to sing, You can sing most anything" - "Если знаешь ноты, то можешь спеть все, что захочешь". Пожалуй, это могло бы стать девизом современного Зальцбурга - города фестивалей. Театральных, музыкальных - любых.

    По длинной лестнице поднимаемся к аббатству. Внизу расстилается город, сверкая сланцево-черными куполами церквей, а дальше до самого горизонта, теряющиеся в утренней дымке горные вершины. The hills are alive with the Sound of music... - крутится в голове мотив.

    Где-то в узких улочках Старого города неожиданно обнаруживаем магазин рождественских украшений. Стеклянные расписные шары, звезды, ангелы... а в соседней комнате до потолка высятся картонные укладки с пасхальными яйцами.

    Напоследок заходим в Мирабель, регулярный парк с фонтанами, скульптурами и аккуратными клумбами. За плотной стеной кустарника скрывается маленький летний театр. Кулисами служат все те же живые изгороди. С другой стороны парка - небольшой дворик перед зимней оранжереей. И отсюда, как из любой точки города, видна крепость Хоэнзальцбург, возвышающаяся над городом.

    Эх, нам бы больше времени. Возвращаемся к машине. В автомате оплачиваю время стоянки. За два с половиной часа около 3 евро? Недорого. А теперь у нас есть двадцать минут, чтобы выехать с парковки, иначе шлагбаум не откроется и придется доплачивать.

    Странно, где наш ряд? И почему стены другого цвета? Мы в другом подземелье? Ау-у-у! Ой, как все просто: мы не на свой этаж спустились. Кто ж знал, что их тут несколько. Покидая гостеприимный Зальцбург, едем на север. Минуем Линц, скоро уже граница. Еще в Леонберге от чешских спортсменов узнал, что одну ошибку все-таки допустил: проезд по чешским дорогам оплачивается так же, как и по австрийским. На границе опять меняю деньги (ой, а здесь всего по 23 кроны за евро дают), покупаю десятидневную марку (а чешские дороги дороже - здесь плачу около 11 евро).

    Кажется, Чешская республика для австрийцев - нечто вроде Лас-Вегаса. Сказывается, наверное, разница в законодательстве. Во всяком случае, прямо от границы начинаются указатели "Казино", "Клуб"... А вдоль шоссе нередко стоят, ну, как бы это сказать... дамы.

    Еще одна примета дороги, живо напомнившая трассу Петербург-Москва: импровизированные "рынки", торгующие местной продукцией - садовой керамикой, скульптурой и стеклянными разноцветными шарами от маленьких, с кулак, до огромных, как арбуз. Мы, было, присмотрели весьма готичный керамический череп, напоминающий конский, но с шикарными витыми рогами, да только класть некуда, если только на капот прибить (улыбающийся смайлик). Яна приобрела небольшой шар, жалко, что не довезли.

    Несколько десятков километров, и вот мы уже въезжаем в Чески Крумлов - следующую точку на карте нашего путешествия. Средневековый городок на излучине Влтавы, в тени воздвигнутого на скале замка князей Рожмберков. Вход в город - под аркой соединяющего две скалы моста, подозрительно напоминающего римские акведуки. Извилистые улочки могут вывести на площадь к собору, а могут - к подъему в замок. Помнится, когда мы были здесь с автобусной экскурсией, в замковом рве перед замком жили пара бурых медведей, а в замке висело зеркало, делавшего каждую посмотревшую в него женщину навеки молодой и прекрасной, но с условием: никогда не смотреться ни в какое другое зеркало. Поскольку окружающие меня дамы и без того молоды и прекрасны (девиз: "Истинной женщине всегда двадцать пять"), в замок мы не идем, а гуляем по городу.

    Торговцы зазывают в лавки. Галантерея: "Посмотрите, настоящая Италия. Прекрасный бумажник за 60 евро, но только сейчас и только для вас - 20". Сувениры. Еще сувениры. Чешские гранаты. Неожиданно много янтаря. В одном магазинчике, пока Яна перебирала кольца, продавщицы с огромным фотоаппаратом охотились за нашими собаками: "Ой, такие лапочки!". Оказалось - русские, а янтарь - калининградский. В разговоре упоминаю, как приятно через десять лет вернуться в городок и найти его совершенно неизменившимся. В ответ узнаю, что, поскольку центр Крумлова находится под охраной ЮНЕСКО целиком, здесь "даже замену дверной ручки надо согласовывать".

    Усталость и голод напоминают о себе. Выбираем террасу ресторана возле отеля "Дворжак", на самом берегу. Пока устраиваемся за столиком и размещаем собак, появляется официант. Нет, не с меню. С огромной миской воды для наших питомцев. Неожиданно. Приятно.

    В меню все исключительно привлекательно. Мама и Татьяна заказывают запеченную форель, мы с Яной рискуем заказать по "Ческой мисе". В меню честно указан вес порции: 750 граммов! Свинина гриль, свинина копченая, и сверху все накрыто половиной прожаренной утки. А за рекой в другом ресторанчике музыкант наигрывает вечное "Welcome to the Hotel California". Сытые, возвращаемся к машине. Дело к вечеру, пора и нам искать свой "Отель "Калифорния". Минуем Ческе Будейовице, катим на северо-восток. По указателю "Пансион" сворачиваю с шоссе. Пансион "Под дубами". Уже на входе понимаю, что вариант дорогой: во внутреннем дворике бассейн, мини-гольф. И мест нет.

    Ночлег нашелся в деревушке Ярошув-над-Нежаркою. Уже выгрузившись, вижу на стене название пансиона: "Samorost" ("Пень"). В-общем, "дубы срубили, пни остались".

    Весь следующий день едем. Остальные машины где-то часах в двух перед нами (ежедневно обмениваемся СМС-ками). Иногда немного сбиваемся с пути, так как, если штурманом назначается пассажирка с заднего сиденья, то руководящие указания выглядят примерно так: "Мы сейчас едем по красненькой, а потом будет поворот на желтенькую. А куда мы все-таки едем?". К чешским названиям постепенно привыкаем, хотя СМСка "Мы в Здыриках Гунявых" несколько озадачивает.

    Границу пересекаем в Крнове, попадая в Польшу под Катовице. Большие города объезжаем, сворачиваем в сторону Радома. На выезде из Кильце, уже подыскивая место для ночлега, попадаем на новую автостраду. В одной гостинице нам отказывают: нет мест. Рекомендуют проехать дальше, через несколько километров справа будет еще одна, такая же. Ничего себе, такая же! Трехэтажный комплекс с рестораном, просторной стоянкой. Спрашиваю о номерах: четырехместный стоит 200 злотых. "С человека?" "Ну что вы, за номер". А собаки? Собаки бесплатно. А еще утром завтрак.

    Поднимаюсь в номер. Две комнаты, пусть и небольшие, ванная. Мебель, шторы и обои соответствуют стилю "Богато, красиво" - этакий местечковый ампир. Телевизор Sony в деревянном полированном корпусе - настоящий раритет.

    Начинаем выгружаться. В номер уходит Яна с двумя шелти. Следом - мама уводит Риника. Портье провожает их задумчивым взглядом. И, контрольный выстрел: мимо дефилирует Татьяна с немецкой овчаркой. Замыкающий - я, навьюченный тремя клетками. Портье мысленно размещает весь наш табор в номере, судя по глазам - пазл не сложился. Наутро минуем Радом и сворачиваем к маленькому городку Козенице. Год назад мы уже бывали здесь, когда приезжали на соревнования. Мама вспоминает, что видела там магазинчик с обувью марки Rieker, Яна заинтересованно просит его посетить. Цены на обувь в Польше ниже, чем в России или Финляндии, а тот самый Rieker так и вовсе дешевле вдвое-втрое. Я-то думал, машина набита вещами доверху. Из магазина выносим не менее шести пакетов. Кое-что покупалось по принципу: "Мне сейчас не надо, но за такие деньги...". А теперь шоу одного актера: разместить трофеи.

    Выезжаем на трассу Варшава - Москва, где-то после обеда подъезжаем к Тересполю. Хвост длинный. Запоздало вспоминаю советы проходить границу ночью или на рассвете. Завтра вечером нас ждет Москва.

    Польскую границу минуем не слишком быстро, но без приключений. Выезжаем на мост через Буг и опять оказываемся в очереди. Смеркается. Коротаем время за болтовней с пассажирами соседних машин, преимущественно, белорусами. Заодно спрашиваю про трассу на Москву, в плане деньги-заправки-гостиницы? Да, да, и заправки, и мотели... и деньги менять не надо - евро принимают.

    Подходит водитель-москвич, - его машина метрах в ста впереди. От него узнаем последние новости: Ленинградка перекрыта, в Шереметьево не попасть. Та-а-к, все интереснее и интереснее. А что делать, если нам как раз туда и надо?

    Прошедшие таможню еще днем девушки шлют сообщение: "с собаками - в красный коридор". Ладно, задекларируем.

    Наконец, въезжаем на терминал. Регулировщик сгоняет всех направо, я еду влево под указатель "Декларируемые товары". Диалог: "Вы уверены, что вам сюда надо?" "У меня собаки". "Ну, ладно".

    Пока стоим в очереди, читаем "бегущую строку" на стене. Тарифы на растаможку бытовой техники, компьютеров, автомобилей. За неуплату, сокрытие, взятку и прочие смертные грехи - штраф, большой штраф, уголовное наказание и т.д. Граница на замке.

    Наша очередь. Пограничник собирает паспорта, три российских, один финский - мало того, что выданный финским МИДом, так еще и с вкладышем консульской аккредитации: Яна - супруга дипломата.

    Ждем. Таможенница напоминает, что перед выездом необходимо отметиться в окне автоконтроля "во-он в том" - показывает куда-то за угол.

    Непривычно быстрым шагом возвращается пограничник. Отдает документы и, с укором во взоре, вопрошает: "Что ж вы не сказали, что с вами дипломат? МЫ БЫ УСКОРИЛИСЬ". Занавес. Дальнейшее показывает, что ускоряться там все-таки умеют. Ветеринар за несколько минут переносит данные наших собак в свой журнал. Пока я сижу в его кабинете, к машине прибежали сразу двое таможенников и, не заглядывая внутрь, сообщили, что "как только водитель вернется, можно ехать". Ну, еще автоконтроль. Записали номер, взяли 190 рублей (российских), дали бумажку: "вам суток хватит". Угу, через сутки я в Москве должен быть.

    Садясь в машину, вопросительно гляжу на таможенников. Машут все сразу: "Поезжай!" Думаю, если бы не тронулся, машину бы вытолкали.

    Здравствуй, Брест! На часах полночь. Эх, хотели мы в крепость заехать. Видно, не судьба. Ищу указатели на выезд. Сразу бросается в глаза особенность белорусских дорожных знаков: очень много старых, без яркой светоотражающей пленки. На одном из перекрестков проезжаю прямо и скоро понимаю, что не туда: улица как-то не похожа на международное шоссе. У припозднившейся компании уточняю, где тут "на Минск". Ответ со смехом: "Вы как сговорились, ты уже пятый!". Без комментариев.

    Заправка. Действительно, берут рубли. 95-й заливают по 33 российских. Можно расплатиться и евро.

    Трасса. Ограничение 120, дорога пустая, разгоняюсь порой до 140. Минут через сорок начинаем высматривать гостиницу. Шоссе как в космосе: вокруг ничего, ни деревень, ни "объектов инфраструктуры". Звезд тоже не видно, тучи сгущаются.

    Свет справа! Круглосуточное кафе, вопрос: "где у вас тут гостиницы?". Ответ: "Тут, недалеко, километров сорок". М-да, близко.

    38 километров, еще кафе. Вопрос тот же, ответ: "Не знаю, километров тридцать". "А через пару кэмэ, мне же обещали?". "Да, есть одна, но ее еще не достроили". Опять без комментариев.

    То самое, километров через тридцать. Кафе есть, номеров нет. В кафе гуляет свадьба. Судя по всему, торжество приближается к "Драку заказывали?". Спешно отбываем. Так катим почти двести километров. Вариант заночевать "вчетвером в машине с собаками" пугает своей реальностью.

    Ура, нашлась гостиница. Что-то страшненькое, бетонное, с неизменным кафе внизу. Номера? Есть один, трехместный. Пятьсот рублей. С собаками нельзя. Уточню: по моим многолетним наблюдениям, чем больше "отель" смахивает на ночлежку, тем меньше вероятность поселиться там с животными. Помнится, когда лет пять назад искал жилье в Твери, администратор гостиницы по телефону с возмущением в голосе изрекла: "Ну что вы, конечно с собаками нельзя. У нас же приличный отель".

    Кое-как договариваюсь, что двух собак - яниных - мы в здешний "приличный отель" все же проведем. Остальные останутся в машине. Тренер, критически окинув глазом архитектурный шедевр, решает к ним присоединиться.

    О таких номерах хочется сказать "либо хорошо, либо ничего". Хорошо не получится. Будем считать это экзотикой; объясняю Яне, что это такой "экстрим-отель". Попытавшись принять душ и не найдя там воды, она со мной соглашается.

    Выезжаем рано-рано. Ночью пронеслась гроза, поэтому с утра не так жарко. Через полчаса под Дзержинском за окном мелькает вполне приличный мотель. Как выяснилось впоследствии, наши девушки здесь и ночевали.

    Четыре раза на трассе берут деньги. Российскими, по девятнадцать рублей. На заправках за "деревянные" отпускают бензин, но воды или шоколадок - ни-ни. В целом, скоростной автобан выгодно отличается от отечественных хорошим асфальтом и отсутствием пробок, но отсутствие минимальной инфраструктуры на отрезке 600 километров сводит все преимущества на нет. В России дорога портится, но ехать быстро все равно можно. Смоленск, Вязьма... Машин больше, приближаемся к Москве. Вот и МКАД, впереди указатели на Третье кольцо. Привычно заезжаем к "Белорусской" - нам в гости, здесь нас ждут. И сюда, в этот двор, мы заезжаем одновременно с "мишкой Гамми" - Светлана стояла в пробках на кольцевой. С третьей машиной связь потеряна, наверное, они сразу поехали под Шереметьево, на стадион в Хлебниково, где завтра стартует Чемпионат России по аджилити.

    Можно сказать, круг замкнулся. К возвращению в Петербург одометры наших машин отсчитают более шести тысяч километров, а на календаре оторвется пятнадцатый листок со дня выезда, и мы, рассказывая всем вокруг о нашем замечательном путешествии, уже задумаемся, куда поведет нас дорога на следующий год.

    Два дня длится Чемпионат, кто-то побеждает, кто-то "снимается", а над головой ревут самолеты, улетая в Штутгарт, Зальцбург, Ростов, Хельсинки; в города, где мы уже бывали или о которых мечтаем. И снова багажник будет ломиться от клеток и собачьего корма, а с заднего сиденья спросят "Антон, куда же мы все-таки едем?" И вот сейчас, дописывая рассказ, я получил письмо: соревнования All Breeds Cup 2011 года намечены в Праге. Начинаем мечтать?

    Антон Иванюк
    30/08/2010 23:10


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Латвии

    29.07.24 Латвия, Литва и Эстония запретили въезд белорусских автомобилей в страну
    29.02.24 Латвия продлила запрет на въезд для россиян
    27.02.24 flydubai собирается выполнять рейсы в Латвию, Литву и Эстонию
    14.02.24 Машины с российскими номерами могут въехать в Латвию только на сутки
    30.11.23 Латвия и Литва пока не собираются закрывать границу с Россией
    16.10.23 Латвия на границе с Россией закрыла 2 пункта пропуска
    22.09.23 Латвия закрыла погранпункт "Селине"
    19.09.23 МИД России дал рекомендации россиянам в связи с запретом на ввоз в ЕС ряда товаров
    15.09.23 Латвия не будет конфисковывать вещи и автомобили россиян
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня