После Брюсселя держим путь на север. Мы на территории королевства Нидерланды (кстати, сама королева в своей стране не живет, но у нее тут есть личный бизнес). Один из немногих геотопонимов, говорящий сам за себя; "Нидерланды"-низменные земли.
Мчимся в сторону Амстердама по шоссе, проложенному по совершенно плоской поверхности. Вот и мост через Рейн. Слева-европорт Роттердам. А дальше типичный голландский сельский пейзаж: ровные квадраты или прямоугольники полей и лугов, прорезанные многочисленными каналами (точнее-канавками), пасущиеся коровы, практически полное отсутствие лесных участков, одиночные хутора, окрашенные в невеселые коричневые и черные тона и состоящие из тяжеловесных построек, лишенных какой-либо архитектурной изысканности.
Попадаются и аутентичные мельницы, стоящие на водных канавках. Их не так уж и много (точнее совсем немного), как это может представляться человеку, впервые едущему в Голландию, один из стереотипных образов которой-страна ветряных мельниц. И вся эта картина окутана туманной мглой. До Северного моря рукой подать. Начинает ощущаться сырость, наглядно себя проявляющая запотеванием стекла наручных часов. Да и намного прохладнее, чем в соседней Бельгии. Небо затянуто пеленой серых облаков. Перманентно моросит дождь. Как-то уныло и неприветливо.
Приезжаем в официальную столицу Нидерландов-Амстердам (фактически правительство и парламент в Гааге). На окраине-25-35 этажные "небоскребы", занятые под штаб-квартиры разных корпораций (небоскребы по местным меркам). На одном из таких "небоскребов" бросается в глаза знакомая надпись "Рhilips" (один из брендов Голландии). Пересекаем какой-то канал и мы в исторической части Амстердама.
В отличии от мажорного Брюсселя Амстердам минорен. Преобладают тусклые вишнево-коричнево-серые цвета. Все дома в одном архитектурном стиле, вытянутые вдоль линий каналов, подковой опоясывающих центр города и вливающихся в морской заливчик, где расположен амстердамский порт. Интересная особенность этих каналов: у них нет оградительных парапетов, что иногда приводит к падению зазевавшихся прохожих, а чаще местных велосипедистов, находящихся под действием того, что в Голландии разрешено, а в других странах запрещено. Вылавливают и автомобили. В общем на дне этих каналов полно всякого ржавого хлама.
Говоря о Голландии, нельзя не упомянуть о такой характерной особенности этой страны, как культ велосипеда. Если, как образно говорят, норвежец рождается с лыжами на ногах, то голландец, восседающем на велосипеде. Велосипед для жителя Нидерландов-это не только средство передвижения, но и стиль жизни. На велосипедах в этой стране все: от ребенка до стариков. В Амстердаме практически на каждой улице есть специальная полоса для велосипедного транспорта и много велостоянок, на которых несколькими рядами громоздится масса полуржавых железяк. Голландские велосипеды крайне непрезентабельны; очень простые с виду; без лишних аксессуар и всяческих прибамбасов; темных цветов; часто банально покрытых коррозией. Дело в том, что жизнь среднестатичного голландца так тесно связана с велосипедом, что эту вещь совсем не жалко беспощадно эксплуатировать. Да и воровать покореженное вело мало кто согласится. В силу данного обстоятельства, в отличии от других стран Западной Европы, где на стоянках велосипеды охраняются не хуже авто, в Голландии их просто ставят в ряд один к другому или же бросают где попало. Да, и не дай Бог, попасть под колеса велосипедиста зазевавшемусю пешеходу, неосторожно заступившего на священную территорию-велодорожку! В роли виноватого будете вы, можете не сомневаться. Хозяин велосипеда вас еще и обругает.
Другое популярное у голландцев средство передвижения-это небольшие суда речного типа, предназначенные для курсирования по многочисленным каналам этой страны. Причем суда эти очень низкие по причине низких мостов, перекинутых через каналы и реки. И крыша у прогулочных судов стеклянная для панорамного обозревания красот голландских городов. В Амстердаме катеров и моторных лодок очень много, они интенсивно бороздят водные пути города, ими заставлены борта почти всех каналов. На некоторых речных судах еще и живут. Кстати, сами жители Амстердама, не в большом восторге от густой сети каналов; жалуются на исходящую от них сырость. Но тем не менее самыми престижными и дорогими в голландской столице считаются кварталы, непосредственно примыкающие к каналам. Еще одна интересная особенность: в историческом центре Амстердама под крышей каждого дома закреплен мощный крюк, служащий средством спасения в случае наводнений, нередких в стране, большая часть которой, как известно, находится ниже уровня Северного моря. Во время ЧП на крюк закрепляется трос с лебедкой.
...Сами голландцы довольно рослые и стройные люди (средний рост-180 см). Страдающих ожирением практически нет. Результат национального меню, в котором много места уделено рыбе, особенно селедке, а также интенсивной жизнедеятельности?
Несколько слов про экономику Нидерландов.
Гид-голландец, прилично говорящий по русски, с апломбом рассказывал про голландскую модель экономики, суть которой конвергенция капитализма и социализма. Т е берется все самое лучшее из этих формаций: здоровая конкуренция, уважение к частной собственности, интенсивный труд во благо себя, своей семьи и страны в целом (протестантская, на кальвинизме замешанная четырехсотлетняя этика дает о себе знать!) и разнообразные социальные программы и фонды, выравнивающие социальную структуру населения и сводящие все издержки рынка к минимуму. И все это подкрепляется всяческими личными свободами и демократическими правами граждан Нидерландов.
Говорил голландец красиво и было видно что он горд за свою страну, которую считает самой лучшей в мире, хотя и не идеальной. В бочку меда этот патриот Голландии внес и ложку дегтя, живописуя дороговизну медицины, но зато качественной и сверхдорогой недвижимости. Критиковал и высокие налоги, хотя и признал тот факт, что благодаря этим самым немаленьким налогам и происходит известная социализация голландского общества.
01/07/2011 01:59
Материалы по теме
- Страны: Нидерланды
- Города: Амстердам
- Статья: Амстердам, 15.05.2002
- Фоторепортаж: Амстердам. Окна в Европу, 29.06.2000
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.