Индия. Еще не путешествие и уже не поездка на курорт



    Огромного желания посетить эту страну у меня не было. Ведь есть уже немало туристических стран, посещение которых не является экзотикой, в транспортном плане доступно и к тому же проверено многими соотечественниками. Но тем оно и интересно, и пройти по новой дорожке хочется вопреки правилам, советам и напутствиям своего окружения. К тому же в этом году из Новосибирска появились прямые чартеры на ГОА!

    Итак, ИНДИЯ! Что мы про нее знаем? Очень перенаселенная страна, дружественная СССР, Индира Ганди, индийский чай и специфичные фильмы с хэпиэндом, в которых все в конце оказываются родственниками. А, еще новое: "Миллионер из трущоб"! Всё?

    Сказать что в Индии много индусов значит не сказать ничего. Плотность населения - 343 чел. на 1 кв.км. это больше чем в Японии. Более плотно люди живут лишь в Бангладеш, но это уже вообще борьба за существование с естественным отбором. Для сравнения, в нашей родной Кемеровской области - 29 чел. на 1 кв.м. Люди в Индии - везде. В поле и под деревьями, в кокосовых лесах и помойках, в переулках и пустырях. Видимо, перенаселенность - это важный фактор, влияющий на сегодняшнее и вчерашнее состояние Индии, где количество людей приводит в неуправляемое качество.

    Первое что встречает вас в Индии (после климата, вполне ожидаемого), это беспорядочное на первый взгляд дорожное движение. Оно правостороннее, как то и заложили англичане, колонизировавшие большую часть этой страны не один век. Все едут одновременно, никто никому дорогу не уступает. Все друг другу сигналят, как и в других бедных странах. Но есть здесь одно удивительное отличие от стран Юго-Восточной Азии: больший по размерам транспорт на дороге приоритета не имеет. В Камбодже, например, если ты на грузовике, а остальные на легковых или на двухколесной технике, - руки ВВЕРХ! В Индии же на дорогах больше этики. Остается лишь догадываться, как разъезжается весь этот поток? Однако, вскоре понимаешь, что правила есть. Лучше их назвать "понятиями". Если ты влазишь с второстепенной на главную, в тебя не будут врезаться. Как и положено, тебе все посигналят, а ты высунешь руку ладошкой вниз и помашешь ею вверх-вниз. Ну, и посигналишь тоже. Всё, соседей уважил, можно ехать дальше. Поражает доброжелательность участников движения. Люди понимают что ехать нужно всем и агрессии на дороге нет. Если тебе посигналили, это всего лишь "голос", за которым стоит добродушное улыбающееся лицо. Нам бы так!...

    Нищие. Страна с протянутой рукой. Их много и они везде. Если не нищие, то дети будут показывать вам (белым) на рот и улыбаясь просить. Говорят в столице - Дели - они агрессивны. Может быть. Я таких не встречал. Печальное зрелище. При этом они себя таковыми не чувствуют. А как бы вы себя чувствовали, если все ваше состояние - это сумка-поберушка с барахлом, шлепанцы да майка со штанами? В Мумбае (Бомбей) нищие живут везде. Этот город в прямом смысле окружен беднотой. Кто видел "Миллионера из трущоб"? Один в один. Тротуар вдоль дороги, на нем ЖИВУТ семьями.

    Разумеется, Не весь Мумбай (2-4-ый по населению город в мире) - трущоба. Его центр - полуостров, наполненный колониальными зданиями. Великолепными зданиями! Чего стоит вокзал Виктория или отель Тадж-Махал?!

    Довелось и на поезде прокатиться. На ночной переезд мы не решились, а вот 7-ми часовой опробовали. Плацкарт в индийском поезде - аналог нашего только верхние полки (на которых у нас матрасы хранятся) - также продаются, причем цена одинаковая, не важно 1-я, 2-я или 3-я. В течение дня средние полки складываются полностью, чтобы не стеснять сидящих на полке нижней. В поездах грязно, несмотря на то, что мусор ВЕСЬ выбрасывается в окно. Публика разнообразная, в нашем вагоне я насчитал 3 ноутбука. Окна в индийских поездах закрыты решеткой, видимо, от "зайцев". Билеты проверяют, однако в нашем вагоне мест было меньше чем пассажиров... Парадокс. Принимая во внимание неведомые нам технологии: на станции вывешивается список пассажиров с маршрутом движения, фамилией-именем и номером места. Иностранцы за проезд по индийским железным дорогам платят дополнительные 250 рупий (1 рубль=1,45 рупий) за билет. Вагоны во время движения не закрываются, люди едут в тамбурах в больших количествах. В такой жаре это приятней сидения в тесном вагоне. По поездам снуют разносчики чая, которые на остановках удваиваются и утраиваются. Вообще, разносчики чая в Индии делают свое дело даже в междугородных автобусах на остановках. Наверное, это удел любой бедной страны, где сфера услуг для многих является чуть ли не единственной возможностью с голоду не умереть. Здесь человек путешествующий поездом - уже на класс богаче торговца едой, как, впрочем, и в любой стране, с той лишь разницей, что на западе эти торговцы не живут за чертой бедности. Чай в Индии повсеместно с молоком и сахаром. На вкус - просто чай со сгущенкой. Вагоны оснащены туалетом и умывальником. Проезд не назвать дешевым по местным меркам, но всё ж дешевле, чем у нас. Слышал, что есть туристический поезд "Palace on the wheels" (дворец на колесах) по 200-300 долларов в день, но это уже для иной публики, не желающей познать настоящий местный колорит.

    На второй день в Индии с тобой происходит странное: ты полностью привыкаешь к мусору. Нет, ты его замечаешь, удивляешься местной неряшливости, но того, первоначального негатива не ощущаешь. Чем это объяснить? Думаю, местной добротой и темпом жизни. Он спокойный и неагрессивный. Не настолько, насколько пишут про "скорость обслуживания" в путеводителях (я сам знаю в Новокузнецке несколько заведений, в которых заказ на "бизнес-ланче" приходится ждать по 25-35 минут). Индийское спокойствие умиротворяет. Манера общаться и безопасность на улицах расслабляют. Откуда у них это? Корни находятся, как это обычно бывает, в религии. Индуизм, который исповедуют 85% индийцев - одна из самых толерантных религий в мире. Не имеющий "центра", наподобие Ватикана или Иерусалима, индуизм передается от учителя к ученику. Индуизм не имел основателя, в нем отсутствует общая система верований. Будучи очень старым, индуизм принес миру такие идеи как карма, иога и вегетарианство. Оттуда же пришла свастика, - в индуизме она означает символ счастья и благополучия. Индуизм подарил миру такие течения, как "кришнаизм"; немало россиян находят себя в течении "Саи-Бабы", одного из наиболее святых индийцев из ныне живущих. Саи-Баба "принимает" всех, проживая в пригороде мегаполиса на юге Индии - Бангалора и имея свои центры в 114-ти странах.

    Что удивляет сразу же - так это обилие животных. Повсюду коровы, собаки, кошки, а в деревнях - нередки обезьяны. В противовес "нашим" - собакам, кошкам и коровам - обезьяны агрессивны. Сам видел как индийская семья с криками разбегалась от стаи в три особи обезьян, пытавшихся отобрать еду. Особого внимания заслуживают коровы. Про их священность известно - машины их объезжают, люди не "забивают" их на мясо (и это - несмотря на голод!). Коровы - худосочные, облезлые, почти без вымени. На фоне наших буренок - просто беспризорники, коими они и являются, питаясь больше на свалках, чем "вегетарианской" пищей. Такой вот каприз: не пойдешь на мясо - будешь "городским" жителем с загрязненным рационом питания! Собаки на улицах неагрессивны, кошки страшно пугливы. Про собак слышал историю, что по индуизму они в прошлой жизни были погаными людьми. Поэтому, в собачьем облике им стыдно. Такая карма.

    Автобусы на средние расстояния - отдельная тема. Они встречаются в ряд 5-ти местные. Например, справа от прохода - по два места, слева - по три. В автобусах у контролера кроме "обилечивания" - несколько функций: сигнализировать обгоняемым и обгоняющим начало/конец маневра, свистеть в свисток водителю об остановке - для посадки/пассажиров, а также закрывание дверей, в случае отсутствия механизма. Водитель в большинстве автобусов огражден решеткой, внутрь которой, однако, помещаются сумки пассажиров, без особой на то просьбы. Просто, заходишь, места под ногами нет - открываешь дверь в помещение водителя и размещаешь груз. Зачем эти клетки, не знаю; может быть наследие прошлого, когда всех Ганди убивали исламисты, а заодно и водилам доставалось?

    Все наслышаны про пищу в Индии. Мол, очень острая, исключительно антисанитарная и специфичная. Так развею этот миф. Кто был в Египте, тот знает, что один за две недели день с расстройством живота - нормальное явление. В Индии такого нет. В набитом исключительно туристами чартере "Новосибирск-Гоа-Новосибирск" не встретил ни одного, кто бы отравился. Пища острая, слов нет. Но волшебные слова "Ноу хот спайси" - и вам несут приличную еду, огромными порциями. Основные блюда все ж вегетарианские, основу составляет рис и всевозможные овощи. Вне туристической Индии вообще сложно найти мясо. Потрясающий вкус имеют разновидности пресных лепешек - чапати. Они продаются с чесночным, сырным, луковым и другими вкусами. Любителям острого следует попробовать блюдо с "масала". Это мясо, курица или набор овощей в остром соусе из набора специй. Глаза горят, слезы текут, а хочется еще и еще! Непонятная ситуация с фруктами: в стране, где растет практически всё, и даже манго - как у нас тополя на улицах, фрукты купить не всегда возможно. Низкая представленность и ассортимент. Манго, считающееся местным символом, достаточно дорого. Приятный оттенок местной кухни - повсеместно продаваемые свежевыжатые соки. Вкусно и дешево! Колоритно выглядит добыча сока из тростника: на улицах стоит страшный механизм, напоминающий старый деверообрабатывающий станок с огромными шестеренками и двигателем. В него засовывают палку тростника, включают движок и получают сок. Сладкий приторный. Эти машины - повсеместно.

    Поражает любовь индийцев к стирке в проточной воде. На любой речке построены ступени для спуска в воду. То, что происходит на них это целое кино. Женщины стирают одежду, сидя в воде и не снимая при этом сари, как-то умудряясь его не потерять, мужики долбят стираемыми вещами о камни. Здесь же - резвящиеся дети. Часть стираемого (не самое заношенное! выкидывается в реку. Дар многочисленным богам? Или беспечно потерянное? Выясню в следующей поездке. Вообще, на фоне отсутствия культуры к общественной чистоте удивляет любовь индийцев к чистоте одежды. Почти все (не нищие) аккуратно причесаны, гладко выбриты, майки-штаны чистые и проглажены. При таких порядках (и отсутствии стиральных машин) стирка приобретает элемент жизни, занимающий немало времени. Стиральные машины - удовольствие из дорогих. В том же Мумбае, прямо в туристической зоне - общественная прачечная. Но принцип иной, не тот, что известен нам. Здесь бизнес делается не на стирке белья, а на сдаче в аренду бетонных ячеек для стирки под открытым небом, оснащенных краном с водомером. Стирают мужики (их вообще в Мумбае много больше женщин), со всей дури долбя о бетон, собственно, бельем и одеждой. Зрелище не для слабонервных!

    Индия - это шок для всех органов чувств. Все что можно носить - носят на голове. Это наборы тряпок у пляжных продавцов, огромные корзины со всякой всячиной у женщин, видел даже пластиковую бутылку 1,5л, непонятно как держащуюся на голове у бабульки. Вообще, то что касается красок и уличных сцен - Индия необычайно колоритна. Например, Мумбай - родина индийского кино (которого снимается больше чем в Голливуде) весь завешан рекламами фильмов, которые невероятно контрастируют с живущими на улице семьями нищих. На плакате - преуспевающий актер, а под ним - семья в куче мусора. Индийцы с интересом реагируют на фотографирование, не возражают совершенно. При этом, те у кого фотоаппарат сами будут вас снимать с улыбкой и неподдельным интересом. Желаете побыть кинозвездой? Садитесь на речной теплоход для местных и отрабатывайте свое происхождение с очередью желающих сделать фото с вами.

    Везде пишут, что в Индии - огромное количество бедных и немало очень обеспеченных людей. За 2 недели дорогие авто я видел раза три. По прилету в Новосибирск, на парковке у аэропорта их в десятки раз больше. Уж не знаю, куда богатые индийцы зарывают свои сокровища, но они ими точно не кичатся. Автомобили, будь то большие грузовики или даже автобусы, принято украшать: разукрашивать всеми красками, навешивать на крышу деревянную резьбу, прикреплять красивые антенны и перец на нитке - как амулет от разных напастей. Из экскурсий особый восторг у меня вызвала поездка на три дня в исторический древний город Хампи. На сегодняшний день - это деревня, вокруг и внутри которой расположено множество отлично сохранившихся и частично разрушенных строений 14-15-го веков. Большинство строений - храмы, покрытые барельефами. Особо выделяется храм Вирупакша. Храм действующий, по ночам на его территории (на камнях под открытым небом) спят (и, видимо, проживают) более ста человек. Но не храмы представляют из себя основной колорит Хампи, а их сочетание с каменными горами и экзотическими сельскохозяйственными плантациями. Вы можете себе представить огромные зеленые рисовые поля, разделенные кокосовыми и банановыми островками? Да, именно кокосы и бананы, как в песне! Находясь там меня не покидало ощущение чего-то неземного, таинственного, неизведанного, и в то же время умиротворенно безопасного... Проживание туристов в Хампи похоже на Горный Алтай или любой другой туристический уголок: все местные жители рады сдать комнаты туристом, параллельно продавая им экскурсии, предлагая такси и услуги телефона-интернета. Здесь не хочется рассказывать про цены и сервис в Хампи, скажу лишь что цены доступны практически каждому, а сервис не высок, но очень дружелюбен. Будет ошибкой не отметить море Индии, а именно - море Аравийское - часть открытого Индийского океана. Берега на Гоа - песчаные, но цвет песка может отличаться от пляжа к пляжу. В одном месте - он коричневый, в другом - отдает красным, в третьем ближе к белому, но не снежный. Море очень теплое, но при этом освежает (учитывая жару!). Временами - волны до полутора метров. В такие волны сложно зайти: на глубине от полуметра до метра волны бьют и в воду не пускают. Проходишь этот участок при отсутствии волны - и ты уже спокойно отдаешь себя волнам, которые держат тебя на поверхности. Благодаря песку и волнам - море не абсолютно прозрачное. Для купания с детьми предпочтительнее выбрать закрытую бухту без волн. На море у нас произошла забавная ситуация. Решили взять напрокат каяк и поплавать за дельфинами, которые местами выплывают на поверхность. Когда увидели первого дельфина, то приняли его за непонятное большое бревно. Когда же стало ясно, что ЭТО и есть дельфин - стало неуютно: находясь в каяке сидишь как-бы на поверхности воды; дельфин же большой, находится в своей стихии и издает на поверхности звуки, похожие на громкий грубый чих. В общем, заманчиво и страшно одновременно, как никак - открытый океан!...

    Что же все таки такое - Индия? Лучше задать вопрос: почему она такая? Такая разноцветная и благоухающая запахами, не состоятельная и в то же время безопасная, отзывчивая и набожная... Думаю что нам этого не понять. Как не понять им нашей сдержанности в эмоциях, нашего атеизма и привычке праздновать любое событие обильным застольем. Путешественнику Индию надо просто принять такой как она есть. А дальше - куда вас заведет дорога и стремление к познанию мира!

    Говорят, что Индия не меняется. Медленнее, чем это может быть заметно. Однако те, что желает увидеть несетевой, испорченный лишь Кока-колой и Макдональдсом иной мир, следует поторопиться. Глобализация придет и сюда. И тогда - прощай экзотика и неподдельная искренность. Ведь Индию считают самым перспективным рынком сбыта большинство лидеров потребительского рынка.

    Индия - не та страна, в которой есть парафированный пляжный отдых "все включено", с огороженной "клеткой" для гостей отеля. Это страна для путешествий. И если вас манит дорога, желание сделать хороший кадр, вас не страшит соседство в автобусе с небогатым, но искренним существом другой расы, - Индия Вам будет рада!

    Чернов Руслан
    23/07/2010 23:27


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Индии

    21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    18.03.24 В Гоа с туристов возьмут расписку о знании ПДД
    27.02.24 Oman Air предлагает специальные тарифы на полеты в азиатские страны
    21.12.23 Vistara 1 начала летать между Дели и Бали
    30.10.23 Etihad Airways будет совершать рейсы из Абу-Даби в Кожикоде
    Oman Air проводит распродажу авиабилетов на популярные направления
    20.10.23 Между Индией и Шри-Ланкой открылось паромное сообщение
    10.10.23 Etihad Airways будет выполнять рейсы из Абу-Даби в Кералу
    27.09.23 В Керале высоко в горах построили стеклянный мост
    09.09.23 Куда за границу в сентябре 2023 года можно улететь без пересадок