Любые сотовые операторы и банки, даже самые жульнические, не идут ни в какое сравнение с Немецкими Железными Дорогами (в просторечье Deutsche Bahn) по числу и запутанности тирифов. Простая задача добраться из пункта А в пункт Б с ними превращается в незабываемое приключение полное опасностей и азарта. Там огромнейшая куча тарифов, зависящих от дня недели, вашего возраста, количества спутников, маршрута, класса и текущего расположения звезд.
Еще на этапе планирования поездки я несколько раз считал путь из Мюнхена во Фрайбург, и каждый раз на двоих выходила разная сумма, но никак не меньше ста евро. Если же по пути заехать в Фюссен, то деньги становились настолько огромными, что из и так скромного рациона пришлось бы исключить хлеб и оставить только воду. Дождевую.
Хорошо умные люди подсказали, что есть а) Баварский билет и б) билет выходного дня. Провоевав с сайтом ДБ еще пару часов, вычислил маршруты и цены, все аккуратно записал на бумажке. В двух экземплярах – один спрятал в тайный кармашек в трусах, второй – съел, чтобы записанное вместе с питательными веществами попало в мозг и там запечатлелось навсегда.
В Мюнхене проблем не было. Я пришел на вокзал, на пальцах и ломанном англо-немецком объяснил кассиру, что хочу. Она распечатал мне бумажку с маршрутом и ценой. Цена устроила, и мы ударили по рукам. Оказался, как я и ожидал, Баварский билет. Это такой билет, который на одного человека стоит ажно 20 евро, а на группу от двух до пяти – всего 28, и по которому можно ездить по всей Баварии на поездах, значительной части автобусов и половине метро. Но только один день. В полночь билет превращается в тыкву.
С эти билетом мы и пришли утром на вокзал, в предвкушении восхититься хвалеными немецкими точностью и порядком. Пришли сильно заранее – я успел поговорить за жизнь с немецкими буфетчицами, сходить за три евро в туалет (гулять так гулять!), торжественно пофланировать с чемоданом по перрону. В 9-40 были на платформе, ибо поезд должен был убыть в 9-50. В назначенное время поезда не было. Не было его и в 9-55, и в 10-00. Он подошел в 10-04, а убыл почти в 10-10. Опоздание на 20 минут! А у меня в распечатанном расписании на пересадку из поезда на автобус отводится 5 минут. Ну, это фигня – можно дождаться следующего автобуса, но на завтра-то у меня уже не одна, а четыре пересадки, там такое расписание, что намыленная лягушка не пролезет, что я жене запретил с утра завтракать. Ибо представлялось, как я будут бегать по немецким вокзалам держа в левой руке чемодан, а в правой жену. Специально ее тренировал на ходу хватать бутерброды с буфетных прилавков и запихивать мне их в рот, ибо на честную покупку времени никак не оставалось. Все это здорово напрягало и наполняло грозными предчувствиями ночевки на лавочках на заброшенных станциях, многокилометровыми переходами по рельсам из города в город с катящимся сзади чемоданом, который колесиками по шпалам делает "бум-бум-бум". Разбойное похищение дрезины в ночи и прочая романтика. Быстро тающий запас наличности, уходящий на штрафы контролерам и взятки деревенским околоточным. Пока ехали час до города со вкусным названием Бухло, довел себя фантазиями до состояния полного изумления. И хотя поезд в пути где-то минут 10 отыграл, прибыли с опозданием. Автобусы нас ждали! И только когда все пассажиры, состоящие понятно сплошь из интуристов загрузились, тронулись собственно в сторону Фюссена. Это несколько успокоило, и мозговые картины приобрели чуть менее апокалиптический оттенок.
Уде в городе, до Нойшванштайна и обратно, гоняли по тому же баварскому билету, и так его везде принимали, что в глазах наших он приобрел некий волшебный ореол, артефакт, перемещающий тебя куда угодно бесплатно. Вернувшись же в город я решил заглянуть на вокзал, чтобы купить на воскресенье билет до Фрайбурга.
Касса на вокзале был закрыта. И не потому, что я поздно зашел. Касса вообще не работала в субботу и воскресенье. Вот так! Выходные. И как теперь выбираться? Маленький волшебный городок сразу стал тюрьмой русского народа, страшной мышеловкой. Взгляды прохожих на улице из дружелюбных превратились в жадно-заинтересованные. Казалось, что в их глазах я - уже не добрый заморский гость, а потенциальный крепостной или военнопленный, рубящий дрова за еду. В ужасе бежал в гостиницу и пытался выяснить у администратора, как люди отсюда выбираются в выходные. Толковую, хорошо говорящую по-английски девушку, что дежурила днем, сменил менее толковая, хорошо говорящая по-немецки бабушка. Из ее речи уловил слова "вокзал, билеты, автомат". Т.е. на каком-то вокзале есть автомат, и он продает билеты. О каком именно вокзале идет речь, понять не мог, вроде как о местном. Но ту сарайку, что я только что посетил, вокзалом можно было назвать только в шутку. Немцы веселый народ, но не до такой же степени.
Тут надо отметить интересный факт. Железная дорога в город протянута, но поезда по ней не ходят. Т.е. рельсы лежат, но по назначению не используются. Тяжелое наследие царского режима в лице Людвига Второго, я полагаю. Поезда доходят до станции, например, в Бухло, а дальше курсируют специальным ЖД автобусы, которые меня сюда и доставили. Уехать тоже только на автобусе, который домчит до одного из соседних городков, где уже ходят поезда. Т.е. в принципе там, в тех далеких сказочных цивилизованных городах, наверное, можно купить билет, и наверное там даже есть работающие кассы. Но как туда добраться? Пустит ли меня завтра добрый немецкий шофер в свой автобус или пошлет? Спал плохо, метаясь в ночи и мокря обильным потом простыни. Прямо с утра побежал искать загадочный автомат.
Обошел вокзал несколько раз. Автомата не было. Деревянный дом, который вокзал, был. В нем были закрытая касса и засранный туалет. Были два входа, три скамейки, навес, засохшая бегония на подоконнике. Все. Автомата не было. И людей не было, у которых можно спросить. Отчаявшись, на четвертом круге обратил внимание на странную платформу по соседству. К ней тянулись незаметные рельсы, которые тут же и кончались. Вся платформа была обвешена полосатыми веревками – из серии "не входить – убьет", и только небольшое пространство в центре было разрешено к проходу. На пространстве что-то стояло. Это и был искомый автомат. Я пал на колени, шепча горячие слова благодарности, два раза стукнулся лбом о пол и раз о сам автомат. Затем встал и, вытирая слезы радости, начал разбираться, что к чему.
Дружелюбный автомат в начале разговора предлагает выбрать язык общения. Там тебе и английский, и итальянский, и испанский. Но какой бы язык в самом начале ты не выбрал, автомат продолжает разговор строго по-немецки. Ибо нефиг! Фёгель ду зельбст. Надо выбрать пункты отправления и прибытия, время, класс, указать число пассажиров, нет ли среди них детей, скоростные поезда или обычные. В общем заполнить хренову тучу полей и все по-немецки! Как же я радовался, что учил немецкий в школе и институте. Из глубин памяти выскакивали казалось бы давно и навсегда забытые слов. Ервакзенен! Нахферкер! Абфарт! Минут через 10 ожесточенной борьбы человеческого интеллекта с немецкой шайтан-машиной я добился от нее распечатки маршрута. Где и во сколько мне надо пересаживаться, какие платформы и прочее. Еще 5 минут и 37 евро спустя я стал обладателем свежего билета, по которому при желании можно проехать всю Германию из конца в конец, но только в выходные. Что я был горд собой – не сказать ничего. Я чувствовал себя одновременно Джоном и Сарой Коннорами, только что похоронившими Скайнет, но предварительно обыгравшими его в шахматы и в Чапаева. Осталось малость – чтобы поезда не опаздывали, ибо на пересадки, как я уже писал, отводилось от 35 до 6 минут. Что вносит в жизнь здоровое оживление и разнообразие, но расшатывает и без того хрупкую нервную систему.
На входе в автобус никакой билет никто не проверил. Я специально делал подозрительное лицо, надвигал на глаза кепку, поднимал воротник и старательно косил глазами в сторону. Пофигу. Доехали строго по расписанию. А вот в том городке уже был вокзал. Тоже маленький, но внутри имелась касса, справка, магазин и даже бар со всем спектром спиртных напитков. Чуть было от радости не устроил себе завтрак чемпионов. Дальше все было по-немецки скучно, без приключений. Поезда прибывали почти точно в срок, а если какой чуть опаздывал, то следующий в цепочки, который должен был принять пересадочных пассажиров с первого, терпеливо его ждал.
Сами поезда чистые, с удобными креслами и работающими туалетами в каждом вагоне. Многие вагоны оснащены специальным местом для велосипедов, чем эти недобайкеры активно пользуются. Кончено, чо не покататься, если зима не полгода. И 90% автомобилистов не обладают явно выраженными социопатическими наклонностями. Народ вообще просто на удивление спокойный. Заходя в вагон, обычный немец занимает минимум два кресла – на соседнее кладет вещи. Может, на кресло напротив положить и ноги. Если места в вагоне заканчиваются, он на это никак не реагирует. Убирает вещи, только если его кто-то попросит. Но этот "кто-то" тоже, падла, вежливый и спокойный как спящий слон. Никаких криков, ничего. Мы, зайдя в первый вагон, увидели два свободных кресла. Сели. Спустя минут 5 пришел мужик с маленьким сыном. Посмотрели на нас и сели на пол. Оказывается, они тут до нашей посадки сидели, и видимо он водил сына в туалет. Через проход сидела его жена с дочерью. Никто из них на нас даже косо не посмотрел! Жена не орала истошно ТУТА ЗАНЯТО! Мужик не пытался доказать свои права на жилплощадь. Ну заняли… Посидим на полу… Все равно скоро выходить. Я был убит.
Из вагонов больше всего понравились двухэтажные, но они ходят не на длинных скоростных перегонах, а больше на коротких извилистых участках. Например, через Шварцвальд. Из окон очень удобно делать фотографии.
Спустя один автобус, три поезда и семь с половиной часов вылезли на вокзале Фрайбурга. Изрядно помятые, но не побежденные. На вокзале нас встречал Стас, потомственный немец, который родился и вырос в Сибири. В этой самой Сибири мы с ним в конце 80-х, начале 90-ых вместе ездили в колхоз, учились на инязе, вожатствовали в пионерлагере, сгоняли в Штаты, ну и понятно выпили несколько ведер водки. УСтаса есть моторка, на которой мы и планировали сплавать во Францию.
08/07/2010 22:16
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Отзыв о поездке: Москва-Париж: 51 час; 9 поездов; 10 городов, апрель 2010
- Отзыв о поездке: Германия: демократия опоздавшей электрички, октябрь 2009
- Отзыв о поездке: Жалоба на Clickair и зуб на Deutsche Bahn, май 2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.