Северный Байкал

Закончив небольшие дела, ради которых прилетел в Иркутск, я решил ознакомиться с достопримечательностями города, навестить знакомых по Венесуэле путешественников и, конечно же, съездить на озеро Байкал, который многие тут называют морем.

Часть первая. Иркутск

Достопримечательности в Иркутске, несомненно, есть. Остановлюсь на наиболее значимых.

Герб Иркутска сразу потряс моё воображение. Вымерший сибирский тигр "бабр", которому неизвестный художник пытался придать сходство с бобром, несёт в зубах соболя. Соболь сразу выдаёт, что художник не знает, как отличить соболя от лисы, и если он и видел соболя, то на чёрно белой фотографии. А вот обнаруженный в литературе герб 1790 года значительно нагляднее современного. Следующая достопримечательность это памятник Александру III - покровителю Транссибирской железной дороги.

Памятник был открыт в Иркутске в 1908 году, по случаю окончания строительства железной дороги. Затем в Питере 1909 году и во Владивостоке 1912 году тоже воздвигли по такому же памятнику, и если бы не Первая Мировая, то глядишь, со временем все станции украсили бы такими памятниками. Однако в 1920 году статую заботливо уложили на покой, а потом и вовсе переплавили на пятаки, вместе с надписями "Благодарная Сибирь" и "Императору Александру III".

В 2003 году заново отлитый памятник вернули на своё место. Изготовлен он был в Петербурге, на комбинате "Скульптура" на средства Восточно-Сибирской железной дороги, что отчасти объясняет дороговизну железнодорожных билетов.

Ну и, конечно же, чудесная набережная Ангары, где прекрасные виды и свежий ветер привлекают внимание молодых иркутянок, не устроивших свой вечерний досуг. Спортсмены виндсерферы оказали мне замечательно тёплый приём, широко известный читателям мейл.ру фотограф Илья Цвик и его Муза Александра посвятили в секреты сибирской кулинарии. Там же удивительно позитивный человек Анатолий Казакевич показал фильм о зимнем Байкале.

Оказывается, красоты зимнего Байкала вообще не имеют мировых аналогов. Анатолий и его компания "Байкальские приключения" уже много лет организуют ледовые экспедиции с юга на север, ледовые бани, дворцы, гостиницы и катания на досках по байкальским хребтам. Звонил им недавно - рассказывают, что на Байкале в этому году ажиотаж, на лучшие турбазы трудно достать места. И хорошо! Больше людей увидят это природное чудо.

По счастливой случайности на следующий день из Иркутска в Северобайкальск отправлялась машина с оборудованием для очередной летней экспедиции, и я с восторгом принял предложение присоединиться к экипажу и помочь в проведении непростого тура по безлюдным местам северного Байкала.

Часть вторая. Дорога на север

С раннего утра офис Байкальских приключений напоминал штаб. Корейско-немецкий микроавтобус Истану загрузили под самую крышу. Сверяясь со списком оборудования я не переставал удивляться и радоваться масштабам того в чём мне предстоит участвовать. Газовые баллоны, столы, кемпинговые палатки, тент - столовая на 25 человек, четыре биотуалета, несколько коробок с ресторанной посудой и многое другое за пару часов плотно заполнили салон. Водитель - Юра был воодушевлён и готов к 800 км маршу по тайге, его товарищ Паша с трудом втиснулся между тюков с подушками , галантно уступив мне место рядом с водителем.

Мы обнялись на прощанье с Толей и его сотрудниками и начали наш 20 часовой рейд. Опускаю здесь описание длиннйо и непростой дороги на север, которую преодолела маленький корейский микроавтобус "Istana". Туристы преодолевают этот путь в гораздо комфортных условиях: на поезде или "Комете" - на воздушных крыльях.

Город Северобайкальск, в недавнем прошлом - бамовский посёлок. Подавляющее большинство его жителей - это потомки строителей БАМа. В городе есть шикарный железнодорожный вокзал, несколько широких улиц, одна из которых названа Ленинградский проспект. Городской пляж оказался довольно многолюден, и хотя вода показалась мне очень холодной, встречались смельчаки, способные проплыть несколько метров.

По совету знающих людей я поселился в гостинице Олимп. Гостиница очень удобно расположена и хоть и неприметна с виду, очень хорошо меблирована, укомплектована всем необходимым и имеет быстрый вай фай в номерах. Вежливость сотрудников, гостеприимство и радушие директора Владимира Баранова, несомненно, отличают этот отель от всех остальных. Так что даже жаль было уезжать ранним дождливым утром в день начала нашего тура.

Часть третья. Идем на Котелки

Сквозь туман на причале был виден наш катер. Он был по военному серым и, по всей видимости, предполагал спартанский стиль путешествий.

Однако в ходе плавания выяснилось, что судно вполне устойчиво к волнам и каюты для пассажиров надёжно защищают от байкальских ветров. Это было моё первое знакомство с настоящим Байкалом. Сюрреалистические виды сменялись один за другим, дождь заменили радуги, и я восхищённо фотографировал живописные берега. Мы шли на мыс Котельниковский, который тут зовут Котелки. Пройдя мыс Слюдянский и Тонкий стали видны пейзажи села Байкальского и мыса Лударь. Иван Иваныч Краноскутский, директор ШТЭО (Школы туризма и экологического образования), рассказал со знанием дела, что Слюдянские озёра хорошо прогреваются летом, что привлекает сюда множество местных жителей для отдыха и купания. Всего их два и они отделены от Байкала небольшим холмом шириной 300-400 метров.

В этом холме сохранились слюдяные штольни, где добывали руду для нужд радиопромышленности в 30-е годы прошлого века. Существует экологическая тропа на вершину холма, откуда чудесный вид на Байкал и мыс Тонкий. Мы их увидим ближе к финалу путешествия, когда поедем на лошадях из Северобайкальска к мысу Лударь

Вскоре из тумана показались грандиозные вершины Байкальского хребта. Туда некоторым учатсникам нашего тура посчастливилось полететь на вертолете. Места там замечательные - ледниковые озера, водопады. Покорение пика Байкальского хребта - горы Черского высотой 2588 метров - весьма престижно у туристов. Пешком маршрут в 60 км преодолевают обычно за 2 дня. Анатолий, который был там раза два, рассказывал, как бывает обидно, что подходишь к пику, но попадаешь в непогоду - и всё! Приходится спускаться вниз. Преодолев 80 км по воде мы подошли к мысу Котельниковский. В славные времена строительства БАМа "Бамтоннельстрой" построил тут пансионат. На уникальных горячих источниках, богатых фтором и кремнием, возвели комфортабельные корпуса и купальни. Это место доступно только по воде и сравнительно регулярное сообщение с Северобайкальском осуществляет катер "Миронов". Рядом с пансионатом, есть и дикая стоянка с зимовьём и небольшой купальней, но качество отдыха разительно отличается.

Управляющий пансионата Денис оказался славным малым и охотно помогал нам с подготовкой приветственного ужина и завтрашнего похода к реке Куркула.

Часть четвертая. Поход на Куркулу

На восходе Байкал был удивительно красив, а свежий прохладный воздух был приятно контрастным с горячей водой в бассейне. После утренних купаний в горячих источниках было запланировано переместиться к устью реки Куркула.

Наша группа состояла теперь из 25 человек, и по желанию было решено разделиться по интересам. Заядлым рыбакам была обещана рыбалка, любителям активного отдыха - поход или байдарки, ну а тем, кто ценит комфорт и покой был предоставлен теплоход "Зима".

Поход планировался в три потока на комфортабельном теплоходе "Зима", который должен был стать нашим плавучим домом на несколько последующих дней, пешком под предводительством Анатолия Казакевича и на байдарках, руководить которыми вызвался я как островной житель и вообще любитель байдарок. Байдарки для тура были предоставлены предпринимателем Кешей, которого за его серьёзность многие стали звать Иннокентием Андреевичем.

Рыбаки, погрузив тубусы удочек на катер, таинственно исчезли, пешеходная группа браво выдвинулась в поход, а я с группой мореходов вышел в открытое море. Гид по байдаркам-Кеша дал нам напутствие и пару полезных советов.

До устья реки нам предстоял переход в 6 км, и мы поначалу думали, что это много. Однако все матросы были в прекрасной физической форме, и мы быстро домчались, рассекая зеркальную гладь воды. Ни с чем не сравнимое удовольствие.

А в это время "эпикурейцы", прибывшие теплоходом, неспешно ловили хариуса. Вокруг было нереально красиво и даже те, кто не ловит рыбу, решили сфотографироваться с удочками, надёжно зацепив крючок за камни. Вообще, как я понял, на Байкале всё крутится вокруг рыбалки. Ей занимаются, о ней говорят и без ухи и рыбы на рожнах не мыслят ни одной трапезы на берегу. Поэтому прибытие рыбаков, фото трофеев, чистка и готовка рыбы стали логичным продолжением нашей дневной активности.

Группа "пехотинцев" прибыла уже к накрытому столу и это отчасти спасло нас от справедливого гнева уставших от перехода людей. На маршруте им пришлось штурмовать серьёзную гору и отсутствие по близости питьевой воды перевело этот поход в разряд экстремальных. Однако все были довольны тем, что они справились, а мы решили, что по окончательным итогам путешествие всех участников нужно будет представить к высокой награде орденом "Турист СССР".

Обратно большинство путешественников отправилось на теплоходе, а я с группой мореходов отправился на байдарках. Мои спутницы метко называли окружающий нас предзакатный пейзаж "фотошопом". По прибытии до самого позднего вечера в горячих ваннах шло обсуждение итогов этого удивительного для всех нас дня.

Часть пятая. "Аяяй, Фролиха!"

Следующим утром нам предстоял большой переход на восточный берег Байкала к бухте Аяя, во Фролихинский заказник, где мы должны будем провести несколько дней в палаточном лагере. Погрузив всё имущество на теплоход "Зима" мы вышли в открытое море.

Нам везло с погодой, и мы продолжали восхищаться красотой самого глубокого в мире озера. Между мысом Котельниковский и бухтой Аяя глубина Байкала достигает 800 метров. А максимальная глубина на Байкале достигает 1600 метров.

Прибыв на место, мы были приятно удивлены масштабностью разбитого лагеря. Команда Ивана Ивановича проявила инициативу и постаралась от души. Комфортабельные палатки, туалеты и знакомая нам по прежнему пикнику палатка-столовая, гармонично возвышались в зарослях кедрового стланика. Повара, отгоняя бурундуков, готовили и сервировали ужин. На утро был запланирован 8-и километровый поход к горному озеру Фролиха, и мы поспешили отойти ко сну. К озеру проложена экологическая тропа, по ней-то мы и решили отправиться всей нашей многочисленной группой. Пейзажи горной тайги и живописный ландшафт воодушевляли нас, и мы старались не замечать докучливых комаров. Несколько раз приходилось взбираться на крутые подъемы и форсировать болота. До озера проходит так называемая ББТ (Большая Байкальская Тропа), которая создаётся волонтёрами со всего мира по берегам Байкала. Этот участок был практически образцовым. Все преграждающие тропу стволы были пропилены, а через ручьи и овраги были наведены удобные переправы. После 2-х часовой прогулки нашему взору открылось грандиозно красивое озеро.

Озеро довольно большое, его длина составляет 9 км, периметр - около 35-40 км. В озере водится уникальная для Сибири красная рыба: арктический голец или даватчан (Salvenlinus alpinus erythrinus) - реликтовая форма ледниковой эпохи. Кроме того, здесь живет таймень, щука, ленок, хариус и окунь. А по берегам растёт лекарственное растение - шильник водяной или бешеник, отвар корневищ которого был в старину популярным средством лечения от укусов бешеных собак. Также встречаются редкое водное растение доледниковой эпохи плаун - полушник щетинистый (Isoetes setacea).

При подходе к воде установлен аншлаг, где сказано, что лов рыбы в озере запрещён. На озере стоит лагерь учёных - ихтиологов, и по предварительной договорённости они передали нам в пользование своё плавсредство. Непростым делом оказалось переправиться на безлюдный берег, где мы собирались отдохнуть, сварить уху из вчерашней щуки и отметить доблестное прибытие группы на озеро. Группа следопытов отправилась изучать периметр озера, дамы отправились по ягоды, а доблестная команда выпускников ШТЭО принялась готовить чай и уху. В процессе готовки выяснилось, что кроме воды, рыбы и соли у нас с собой есть всего одна большая луковица. Однако добавив в уху зелёного лука, которым густо порос берег озера, влив водки и сунув горящую головешку, можно добиться удивительного вкуса. Не обошлось без окуней на рожнах, водки и удалых застольных песен. Все были довольны и счастливы, и на этой позитивной ноте прошли и обратная переправа через озеро, и обратный путь в лагерь. В лагере нас поджидали те, кто предпочли экскурсии водный поход к нерпам с главным зоологом страны.

Нерпы облюбовали подводные валуны на мысах бухты Аяя. И хоть нерп толком посмотреть не удалось (для этого хороши Ушканьи острова), позитивный настрой и задор Николая Николаевича не покидали лагерь до поздней ночи.

Ужин сменился посиделками у костра в стиле "Вы слыхали, как поёт Дроздов". На следующий день Николай Николаевич вручил участникам тура диски с песнями в своём исполнении. Диски успели подготовить для этого случая в Северобайкальске сотрудники "Байкальских приключений" и "Organic escape". В который раз я подивился оперативности и организованности этих ребят. Проведя ночь в нашем комфортабельном лагере, следующим утром мы отправились к Северобайкальску, чтоб объехать на лошадях живописные окрестности села Байкальское и мистического мыса Лударь. Заядлые рыбаки должны были отправиться ловить огромных щук на Верхнюю Ангару.

Часть шестая. Лударь

Мыс Лударь, что недалеко от села Байкальское, исключительно живописное место. Это красивый утес, полого спускающийся в сторону суши. На этом мысе у кромки воды находится прибойно-волновая пещера, при раскопках внутри которой были найдены куски керамической посуды курыканской цивилизации. А на вершине мыса, где сейчас установлены антенны для сотовой связи, когда-то было место Силы.

А еще на Лударе при раскопках обнаружено множество керамики курыканской цивилизации пятого века нашей эры, а рядом на древней стоянке найден нефритовый топор и разнообразные ритуальные предметы. Неолитической стоянке более 4000 лет, и на вершине горы сохранились остатки кладки, позволяющей судить, что это было ритуальным местом силы во все времена.

Пока любители рыбалки забавлялись со щуками и окунями на верхней Ангаре, представители лучшей части человечества и убеждённые противники рыбалки отправились в очередную экскурсию. Нас сопровождал главный зоолог страны, что наполняло нашу поездку большим образовательным смыслом. Мне же было поручено организовывать бесперебойную работу тыловых служб, и силами студентов ШТЭО ( школы туризма и экологического образования) разбить лагерь и устроить небольшой пикник.

После верховой езды был таёжный чай и пикник, в общем, день удался.

Это был последний день этого замечательного тура, и команда поваров превзошла самих себя. Слова благодарности к ним с трудом уместились в нескольких тостах.

Георгий Калмыков
    15/06/2011 02:56

28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    26.03.24 Red Wings будет выполнять рейсы между Санкт-Петербургом и Ярославлем
    Стоимость авиабилетов в "экономе" резко выросла
    Nordwind полетит из Томска в Махачкалу
    В Гурзуфе открылся музей Константина Коровина
    25.03.24 Nordwind Airlines возобновит рейсы между Пермью и Мурманском
    Авиаперевозчики бесплатно предоставляют билеты пострадавшим в теракте и их родственникам
    Транспортные компании из-за теракта разрешают вернуть или поменять невозвратные билеты
    Пассажиров просят прибывать в аэропорты и на вокзалы заранее