Когда я вылетала из Петербурга, температура в северной столице была около 25 градусов. Вот оно, счастье, думала я. Наверное, и везде так же хорошо! Подлетая к Амстердаму, прослушала сообщение командира корабля: "Температура за бортом +6 ". Думала, послышалось и должно быть +26, но пилот оказался прав. Радовало только одно - с самолета на самолет, на воздух нет необходимости выходить. А вот когда я приземлилась в Барселоне, стало как-то грустно. Серое затянутое небо, грустный моросящий дождик.... Просто петербургская осень какая-то. Пока ехала на такси в отель, в голове крутилась только одна досадная мысль - придется покупать зонтик и закрытую обувь, а то у меня одни сандалии и шлепки. Все-таки я на юг ехала. Но погода смилостивилась - пока распаковывала вещи и строила новые планы в свете текущей погоды, дождь прекратился, выглянуло солнце, распогодилось и мой поход за ненужным уже зонтиком в El Cortes Ingles стал лишь разгоном к будущему шоппингу. Хотя пессимизма в первые часы у меня не убавилось. Поймете это по тексту.
Наверное, я погодозависима.
Дождь был еще один раз и довольно сильный, но я его пропустила, была занята. Чем? Оставайтесь с нами и вы все узнаете.
Про мой отель я уже писала - www.otzyv.ru/read.php?id=80707. Его безупречное расположение дало мне большие преимущества в передвижении и планировании туристического дня . Правда, вход в него я сама бы не нашла, спасибо таксисту.
Вечер первого дня. Позволяю себе некую вольность - до завтрашнего дня забыть о картах и путеводителях и просто прогуляться по Рамбле вниз к морю. Не заглядывать в книжку и не искать туристическую достопримечательность на карте, просто пройтись в толпе таких же туристов как и я.
После этой недолгой прогулки - на вечер еще было запланировано посещение театра POLIORAMA - я поняла мужество и героизм составителей моего путеводителя по Барселоне. Это самоотверженные люди! Сколько терзаний и творческих мучений перенесли они, пока составляли для меня и для вас свою книгу, пока решали, какой дом удостоить внимания, а какой пропустить. И я думаю, среди авторского коллектива было немало споров. Рассказать об архитектуре Барселоны на 200-х листах - НЕРЕАЛЬНО!! Моя растерянность на улицах города с фотоаппаратом в руках была сродни тому ощущению, которое я испытывала, стоя на скалистом берегу Атлантического океана - НЕВОЗМОЖНО рассказать и НЕВОЗМОЖНО сфотографировать ВСЕ дома!!!! Как и невозможно поймать в кадр океан. Вы можете сфотографировать волну, другую, третью, но весь океан вы не поймаете.
А дома хороши все! И известных архитекторов, и неизвестных, и современные, и столетней давности. Они оригинальны, они необычны, они отличаются друг от друга, но все это настолько органично!!
А теперь немного погодного пессимизма. Если пессимистичный текст читать у вас нет настроения, то сразу переходите на параграф ОБ АЛКОГОЛЕ.
РАМБЛА.
Странное место. Первых впечатлений два. Первое - броуновское движение. Второе - мое детство в стране Советов было лучшим.
Про броуновское движение. Народ передвигается как хочет, в какую хочет сторону, с какой хочет скоростью .Предугадать, куда свернет (если вообще продолжит движение) молодая мамочка с коляской - нереально. Сначала это забавляет, потом начинает напрягать, потом об этом забываешь. За всей этой колыхающейся плотной людской массой безразличным усталым взглядом наблюдают продавцы газет и сувениров. По краям Рамблы и цветочные киоски, и миниатюрные птичьи рынки, и столики кафе, и уличные художники, и живые фигуры. А вот теперь про детство.
Про детство. Вы посещали в детстве зоопарк? Я тоже, и неоднократно. Кто-то ездил к бабушке в деревню. И поэтому мне непонятна реакция взрослых (порой даже ОЧЕНЬ взрослых) трезвых людей на гусят, крольчат и котят, которые в изящных клетках были выставлены на уже упомянутых мною птичьих рынках. Эти люди с умилением и сюсюканьем КИДАЛИСЬ к животным, начинали фотографироваться на их фоне. Такое ощущение, что раньше им живых существ видеть просто не приходилось. А живые фигуры... Либо я чего то не понимаю в этой жизни, либо большинство присутствующих на бульваре начали работать лет в 6 и никаких радостей у людей в жизни не было. Скажите мне, я не понимаю - ну что интересного в живой фигуре? Единственное, что я могу оценить, так мастерство, с которым сделан костюм артиста. Фотографироваться на фоне человека в белой простыне с лицом, выкрашенным белой краской - это сильно.
Дойдя до середины Рамблы, остановилась. Дальше передвигаться возможности не было, т.к. большая толпа перегородила всю дорогу. Протиснувшись сквозь толпу я увидела.... Вы не поверите - наперсточников!!!! Только шарик они прятали не под наперстками, а под маленькими коробочками, выкрашенными в цвета национального флага. И толпа образовалась из-за того, что многие пожелали сфотографироваться на фоне этих очаровательных фокусников.
Дети.... Не было у вас лихих 90-х.......
Больше по Рамбле я старалась не гулять без дела, только по необходимости - если спускаться по правой стороне вниз к морю, то там есть супермаркет, мне он очень приглянулся. Да и рынок Бокерия я тоже не могла обойти своим вниманием.
РЫНОК БОКЕРИЯ
Это нечто! Даже если вы ничего там не купите, просто пройтись по рядам, вдохнуть специфические базарные запахи, полюбоваться тем ,чего нет и никогда не будет в наших даже самых крутых супермаркетах - это нужно сделать!! Неопознанные фрукты, гигантски свиные окорока, аппетитные колбасы, дары моря, безумно ароматные травы и специи - желудок радуется!!! Но чтобы радость его не была чрезмерной и не перешла ниже по ЖКТ, я отказала себе в готовых фруктовых рыночных салатиках (хотя сама идея мне безумно понравилась) и в перекусе в мини кафе между рыбным и мясным прилавками. Береженого Бог бережет. А мой отпуск только начинался)))). Упакованные промышленным образом салатики и мясная нарезка в обнаруженном на Рамбле супермаркете как то больше внушали доверие. Но от хамона я не отказалась. И сделала вывод - если вы, также как и я, не являетесь любителем сушеной воблы и сушеной рыбы вообще, то и хамон, красивыми движениями продавщицы отрезанный от гигантской ноги, подвешенной над прилавком, вам вряд ли понравится. Объясню, какая связь. Когда я жевала хамон, ощущения у меня были такие же, как если бы я жевала лист бумаги. Абсолютно безвкусно. Вобла хоть соленая, какой то вкус есть. А хамон... Я попросила нарезать мне ассорти из 5 видов, отличались они только внешне - где то красивый рисунок жира, где то цвет мяса различен. А на вкус все пять - ни о чем. Можете меня критиковать, кидать тапками, но наше сало с перчиком или грудинка с чесночком куда вкусней.
С испанской едой у меня вообще не сложилось
О ЕДЕ
С хамоном я уже ознакомилась, не впечатлило. Следующий пункт в дегустационном меню - паэлья с морепродуктами. Я не знаю, чего меня дернуло вдруг заказать именно с морепродуктами - я их не люблю (исключение - кальмары и осьминоги). Видимо, сказалась волшебная сила рекламы))). И вот мне принесли эту тарелку с рисовой кашей, на которой очень художественно были разбросаны креветки, открытые ракушки (в детстве мы такие собирали на пляже) и еще какие-то усатые и многоногие козявки. Ела я долго. Паэлья упала на дно организма и переваривалась там с момента обеда (около 15-00) до позднего вечера. Один плюс - весь день не хотелось есть. Но заказывать ее еще раз охота отпала навсегда.
Я всегда удивлялась, с каким пиететом в средние века европейцы относились к рису. Даже само название - сарацинское зерно - какое-то нестандартное. Простую крупу так не назовут. До сих пор считается, что чтобы определить уровень итальянского ресторана, нужно попросит шеф-повара приготовить ризотто. По мне так тоже - каша кашей, хоть что в нее добавляй. Может, это у меня все из детства? Вспомните, что было в "подбрюшье" бывшего СССР? Правильно - союзные республики, где мастерски умели, да и до сих пор умеют, готовить плов. Никакая паэлья, никакое ризотто не сравнятся с кулинарным талантом среднеазиатских поваров.
А еще вспоминаются кулинарные магазины, где в холодильных витринах стояли белые изогнутые алюминиевые ванны с пловом, почему то всегда красного, от томатной пасты, цвета. Это было нечто...
Еще я хотела попробовать всяких тапасов, но после двух проколов с самыми раскрученными названиями испанской кухни, пробовать их охота отпала. В Макдональдсах и всяких прочих фастфудах я и в России не питаюсь - не вижу причины менять свои привычки находясь за границей -, поэтому во время обеда я уже заказывала что то более традиционное и усредненное, типа эскалоп+картофель+овощи. Хотя нет, лукавлю : один раз я решила таки попробовать то, что на улицах с аппетитом ели туристы - длинные багеты или сэндвичи со всякой вкусной, как мне показалось, начинкой. И вот, поднимаясь в гору к Парку Гуэль, я купила такой багет, чтобы съесть его, когда меня внезапно в степи настигнет голод. Но когда я взяла в руки этот сэндвич, то поняла, что ЭТО - мой недельный запас хлеба в обычных, нетуристических, условиях. Опыт приобщения не удался - я сошкрябала и съела всю начинку, а хлеб скормила попугаям в парке.
Пессимизм кончился...
ОБ АЛКОГОЛЕ
Заканчивался первый день моего пребывания в Барселоне. Заранее побеспокоившись о позднем ужине - хамон, бутылка вина, клубника и ананас, я вышла из ванны, предвкушая трапезу. Взяв бутылку в руки я замерла - в ней была пробка. Минуту я задумчиво на нее смотрела. Стало понятно, почему инквизиция в средние века пышным цветом процветала именно в Испании. Закрывать бутылку таким образом НЕГУМАННО!!!! У меня же нет штопора! Брать его я собой я не стала, помятуя прошлый год и легко открывающиеся бутылки с портвейном, мадерой и прочими мускателями.
Можно, конечно, спуститься на рецепцию и попросить мальчика администратора мне помочь, но я после душа. Без макияжа, без прически, неодета.... Жалко мальчонку. Можно, конечно, позвонить ему, но кто из вас знает, как "штопор" по английский? Или по испански? Я понятия не имею.
Пауза.
Лихорадочная работа мысли.
Вопрос №1 - что может остановить русскую женщину, желающую выпить?
Ответ - ничто и никто.
Вопрос №2 - какой предмет постоянно находится в 80% дамских сумочек?
Ответ - металлическая заостренная пилочка для ногтей.
Так это у обычных женщин пилочка, а я турист - у меня полный маникюрный набор.
Пятиминутная тишина, ловкость рук и пробка превратилась в горку крупных крошек.
Да здравствует немецкая сталелитейная промышленность!!
Когда я вернулась домой, одна моя приятельница, собирающаяся впервые в Барселону с ребенком в конце августа, спросила меня о цене бутылированной воды, дорогая она или нет. Я как то задумалась. И с удивлением обнаружила, что воду то я ни разу и не покупала, особенно после того, как обнаружила еще бОльший супермаркет, где литровый пакет испанского натурального столового вина стоил 0,74 евро. Какая вода, о чем вы....
О НАСЕЛЕНИИ
Население есть, несмотря на огромное количество туристов. Мне очень запомнилось, как однажды днем, когда я забежала в отель оставить купленные на вечер фрукты,услышала,как одна горничная кричала другой с этажа на этаж : "Карме-е-е-е-ен !!" Ударение на "е" и буква произносится скорее закрыто,чем открыто, не так как мы привыкли, не КармЭн, а именно КармЕн. Испанцы хорошо одеты (не будем говорить про молодежь, они одеты унисекс по всей планете ), наконец то я увидела то, что мне всегда нравилось в Италии и чего мне не хватало в Португалии - аккуратно одетых и причесанных пожилых синьор, попивающих кофеек в многочисленных уличных кафе. Много мигрантов, впрочем ,как и везде. Есть целые районы, где одни вьетнамские магазины. А когда я днем, около 14-00, согласно путеводителя, пошла исследовать район Раваль, то мне стало как то не по себе. Несмотря на чистые тротуары, европейские дома и испано-английский звуковой фон, я решила по быстрому из этого района удалиться. Там одни турки, индусы, арабы и иже с ними. И ведут они себя отнюдь не по европейски. А я терпеть не могу, когда меня хватают за руки и заставляют зайти в свой магазин и что-то купить. Мне показалось, что в Барселоне много инвалидов колясочников. Они сидят в кафе, перемещаются по городу, общаются друг с другом. Хотя, думаю, их ничуть не больше, чем в любом крупном городе России, просто у них не возникает проблем со спуском и подъемом на этажи, с преодолением поребриков и ступенек - везде есть специальные пандусы, по которому спокойно проходит коляска. Поэтому появляется возможность выйти на улицу, а не сидеть в четырех стенах, будучи не в силах преодолеть лестницу, ведущую от входной двери на улицу. Еще хочу рассказать о стереотипах. Моих стереотипах. Из-за сдвига во времени на 2 часа, просыпалась я по местным меркам ни свет ни заря. И вот, выйдя субботним утром на совершенно пустынную Рамблу (я собиралась к Саграде Фамилья), я увидела много пожилых женщин с тележками в руках. Не то чтобы тележка, просто очень большая сумка на колесах с выдвижной ручкой. Куда у нас с такими сумками могут идти пенсионеры ранним субботним утром? Вот и я решила, что на люди массово едут на свои дачи, что в окрестностях города. Почему нет? Как потом выяснилось, они с этими сумками ходят за продуктами!! После этого наши оптовые закупки еды на всю семью на неделю в Карусели или в ОКее показались мне детской забавой. Я же пошла следом за ними на рынок. Минут через 15 их сумки были заполнены овощами, мясом, всякими пакетиками, сверточками и бутылочками.
О ЯЗЫКЕ
Начитавшись перед поездкой о каталонском языке и о его отличии от классического испанского (читай - кастильского), я решила выучить пару каталонских слов и фраз, чтобы повыпендриваться. Но не получилось, меня ждало недоуменно разочарование. Что-то купив в сувенирном магазине, благодарю продавщицу : "Gracies". Меня поправляют на gracias, на общеиспанское произношение. Ладно, бывает. Но во втором магазине повторяется та же история. Короче, я обиделась и перешла на безликое thank you.
О ТУРИСТИЧЕСКИХ МОМЕНТАХ
Я уже писала в рассказах о Гауди, что Барселона чересчур туристический город. О минусах вы можете догадаться сами, а вот к плюсам я бы отнесла хорошо налаженную туристическую инфраструктуру, если так можно выразиться. И это понимаешь, как только спускаешься с трапа самолета. Идя по указателям "Вихiд в мiсто", вы без труда найдете и остановку общественного транспорта, и хвост очереди на такси - вы просто в него упретесь, спустившись по эскалатору. Заблудиться в городе невозможно - везде указатели, в том числе и на английском. Невольно вспоминаются анекдотические случаи, когда иностранцы терялись без следа в московском метро)). Найти остановку туристического автобуса не составляет никакого труда, также легко получить любую нужную информацию. Все информационные стенды ясны и понятны, я привезла кучу каких то листовок, где меня на нескольких языках приглашали на всякие мероприятия. Если служители музеев (храмов, других тур.объектов) видят, что человек стоит в замешательстве, то обязательно подойдут и предложат помощь.
Я не собиралась кататься на туристическом автобусе, но пришлось из-за парка Гуэль. Меня приятно удивило то, что среди прочих присутствует экскурсия на русском языке. И частота движения этих автобусов порадовала. Когда в прошлом году в Петербурге был запущен проект туристик бас, то мы с фонарями искали сначала остановку, а потом минут 40 ждали автобус. Не дождались, ушли. На следующий день при повторе попытки выяснилось, что все туристические автобусы в тот день были сняты с линии и отправлены на какой-то детский праздник. Нормально? И информации об этом ни на остановке, ни на ближайшем столбе мы не увидели.
О САМИХ ТУРИСТАХ
Сделал два наблюдении, вернее, сформулировала увиденное. Первое - нет никого счастливее туриста, выходящего из сувенирной лавки с кучей пакетиков. Второе - все туристы, и я в том числе, ведут себя как обезьяны: если один посмотрел вверх и задержал там свой взгляд более чем на 10 секунд, тут же еще человек 15 начнут смотреть в ту же точку. Через некоторое время вся улица будет пристально вглядываться в небеса, чтобы не пропустить чего-то очень интересного.
О МУЗЕЯХ
А теперь о том, где я переждала самый сильный дождь за все время моего пребывания в Барселоне. Я не являюсь поклонницей ни Дали, ни Пикассо, поэтому посещения объектов, связанных с этими именами в моих планах не было. Но ноги сами привели меня к музею Пикассо. Я долго и с удовольствием гуляла по Старому Городу, петляла по кривым узким улочкам и вдруг, подняв глаза, поняла, что нахожусь у входа в музей. Ну раз уж пришла, заходи)))). И как только я вошла в первый зал, на улице громыхнуло и начался ливень.
Впечатления от увиденного - кто же тебя, милый, так обидел??? Я смотрела на женские лица на портретах и понимала, что для старика Фрейда здесь поле непаханое. Экспозиция выстроена по периодам творчества художника и в начальных залах выставлены совершенно реалистичные полотна. Затем характер работ меняется, появляются другие краски и образы, другое настроение. Мне очень приглянулись танцовщицы кан-кана и прочие богемные персонажи. Все это приблизительно начало ХХ века. Прогуливаясь по залам, краем глаза цепляю чей-то до боли знакомый образ на портрете. Нет, ошиблась. "Retrato de Sebastia' Junyent", 1903 год, портрет неизвестного мне испанского актера. То ли он в гриме, то ли по жизни так выглядит - ну копия Федора Михайловича нашего Достоевского. Понравились "Террасы Барселоны", 1902-1903 год. Судя по всему, в начале века все еще хорошо. А потом началось... 1917 год - кубики, абстракция, резкие линии, нервные цвета... Неужели наша революция так на Пикассо повлияла?? Вряд ли. Но Старый город на картине очень невнятный, очень...
Мне понравилась фантазия на тему Веласкеса, его картины "Las Meninas", это там где инфанта Маргарита в огромном кринолине. Так вот, Пикассо тоже написал свою инфанту, но девочка там страшна до безумия. Я даже магнит на холодильник с ее изображением купила, чтобы лишний раз не подходить. Хотелось бы , конечно, иметь два магнитика - с первоначальным образом Веласкеса и образом той же инфанты уже Пикассо. Было бы интересно. Но в продаже Веласкеса не было(((.
В музее сделал для себя маленькое открытие. Оказывается, давно мною известный и любимый черно-белый рисунок Дон Кихота и Санчо Пансы - это тоже Пикассо. И написан он в 1955 году. Мне кажется, что в этой работе отображена вся суть романа, вся суть происходящего в нем - и дорога, по которой уходят герои на борьбу с мировым злом, и романтизм, и одиночество, и непонимание.
Выйдя из музея, обнаружила, что дождь уже кончился.
Второй посещенный мной музей - это музей истории города (вход с Королевской площади). Как выяснилось, вход в тот день был бесплатный (думаю, связано с Днем Музеев, по времени совпадало). Походила, посмотрела, спустилась вниз на цокольный этаж на экспозицию раскопок. Понравилось. Да я вообще люблю всю романское, здесь я не объективна))). Думаю, что из путеводителей вы уже знаете, что Барселона появилась на месте римской провинции Барсина. Римляне умели выбирать места, абы что не завоевывали, свое захватническое и градостроительное дело знали туго. И вот в этом цокольном этаже демонстрируются раскопки. Экспозиция представляет собой древнеримскую улицу, с ее домами, магазинами, бассейнами, амбарами и хранилищами вина и масла в торговой зоне. Обломки колонн, развалины каменных фундаментов, фрагменты тротуарного мощения. А над всем этим мостки из толстого стекла, по которым перемещаются посетители. То есть вы как бы идете по этой улице. В другом зале тоже раскопки, но уже средневековые. Над этой римской улицей - большой и мрачный епископский дворец. Снаружи мрачный, а внутри - римские мозаики на полу, большая винодельня, красивая керамика....
В музее я просмотрела фильм об истории города. Конечно, расцвет Барселоны был связан с эпохой географических открытий - на Дворцовой площади, со стороны которой я и заходила в музей, королева принимала Колумба, возвратившегося с хорошими новостями. Следующий МОЩНЫЙ прорыв в развитии, это конец XIX - начало XX веков. Рост промышленности, развитие техники, появление новых материалов и технологий. Именно в это время в Барселоне появляются такие деятели как Ильдефонс Серда-и-Суньер (автор реконструкции города и разработки генерального плана его развития - его Барселону мы сейчас и видим), именно в это время появляется барселонская Провинциальная школа архитектуры (одним из ее выпускником был Антонио Гауди). Следующая точка отсчета - Олимпиада 1992 года. Новые кварталы, новые набережные, новый имидж города. "Barcelona!!! Barcelona!!!" - пели Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье.
О КОЛУМБЕ
Речь пойдет не о человеке, а о монументе Кристофору Колумбу, который установлен в том месте, где Рамбла встречается с морем. На эту башню можно подняться. И когда я покупала билет, я внезапно вспомнила, что у меня есть книжечка со скидками, которую мне дали при покупке билета на туристический автобус. Я с гордостью сэкономила 0,60 евро. Обхохочешься. Недовольный присутствием туристов лифт поднял меня и пару из Венгрии на смотровую площадку. Красиво. Барселонета хороша. И пусть, когда гуляешь по набережной, моря и вовсе не видно из за плотных рядов яхт и портовых сооружений, но море есть - его видно с башни. А еще видно Сагарду, Кафедральный собор, башню Ак-Бар...
О СОБОРАХ И ЦЕРКВЯХ
Я посетила Кафедральный собор - Се и церковь Санта Мария дель Мар. Я люблю такие сооружения. Мне нравятся высокие готические потолки, цветные витражные узкие окна, полумрак боковых капелл, цветы и свечи перед статуями святых. Прохладно, спокойно, красиво...
А еще, воскресным утром, я набрела на одну церквушку. Название ее Englesia de Sant Pere de les Puel*les. Могу догадаться о переводе, но озвучивать не буду, не сильна в испанском. Церковь в романском стиле, монументальная и тяжеловесная снаружи. Когда я зашла внутрь, первоначальное впечатление усилилось. И добавилось ощущение какой-то тайны, какого-то многовекового секрета. Воркование голубей под крышей, мертвенная прохлада стен, большие каменные плиты на полу, сидящий в темноте ниши Петр, мерцание светильников, запах ладана, мощные колонны, утренняя служба с песнопениями в отдельной часовне, смотритель, который молча ходил за мной по пятам - ну просто "Код да Винчи" какой-то. Абсолютно обалдевшая от атмосферы этого сакрального сооружения, выхожу на улицу. Утро, официантка расстилает скатерти на столиках небольшого уличного кафе - все так контрастно с ранее увиденным.
О МУЗЫКЕ
Вечером первого дня мною был приобретен билет на шоу фламенко в театр POLIORAMA. Билет купить легко - театр находится на Рамбле и периодически девушки-распространители билетов выходят на бульвар, чтобы все могли приобщиться к испанскому народному творчеству.
Мне очень понравилось! И музыка, и, и мастерство гитаристов, и исполнение испанских песен - полная, средних лет синьора, сидя на стуле, надрывно пела о любви, стуча себя рукой по груди. А сам танец! Это же надо так виртуозно обходиться со шлейфом платья! Но мышцы на ногах у танцовщицы - я таких у горнолыжников не видела!!! Как она отстукивала каблуками!! Замечательно! А вот во Дворец Музыки я не попала, как то не срослось. Только обошла его снаружи. Очень интересное здание. Могу только представить, какие там интерьеры. Рядом со дворцом школа и многие старшеклассники прогуливали уроки, куря под балконом творения Монтанера.
О НЕУВИДЕННОМ
Я не увидела и не посетила многое. Я не была на поющих фонтанах, я не ездила в пригороды Барселоны, я не сходила на футбол, я не стала купаться в море - меня ждали Португалия и океан, я не посетила Испанскую деревню. Я просто гуляла по городу и наслаждалась им. А то, что я не увидела в этот раз, я обязательно увижу в следующий.
22/06/2010 15:25
Материалы по теме
- Страны: Испания
- Города: Барселона
- Отзыв о поездке: Субъективные заметки о самостоятельном путешествии в Барселону, май 2010
- Отзыв о поездке: Самостоятельному путешественнику о Барселоне и окрестностях, cентябрь 2008
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.