Вместо вступления. Идея съездить в Рим родилась практически сразу же после нашего первого заграничного путешествия в Париж, которое состоялось летом 2009 года.
Учтя наш опыт подготовки к тому путешествию, применили эту же схему и здесь: прошерстили Интернет в поисках отзывов туристов, купили путеводитель Nelles Verlag и карту для изучения достопримечательностей и расчетов маршрутов путешествий.
Последнее крайне важно: время в путешествии дорого как в прямом, так и в переносном смысле.
Выбрали время путешествия: начало марта 2010 года. Хотя ради справедливости следует отметить, что наиболее приятное время для такой поездки это апрель-май или октябрь-ноябрь. Но в это время есть два "но": цены примерно в 1,5 раза выше (кроме билетов) и толпы туристов - ведь это же самый сезон.
Поэтому мы выбрали начало марта - он оказался похож на наш плохой июнь: тепло, но легкая куртка не помешает, особенно утром и вечером или в дождь. В результате мы выиграли во всем: из снежной зимы перенеслись в теплую весну, очередей не было нигде, равно как и туристов (вездесущие японцы не в счет), цены нас приятно удивили (только на организации тура сэкономили 400 евро по сравнению с Парижем при той же продолжительности и звездности отеля, а по ценам в Риме вообще могли сэкономить, просто не стали этого делать - отпуск всё-таки!).
Отель начали выбирать по стандартному пути: искать, исходя из отзывов туристов. Однако организация туров в Рим несколько отличается от организации туров в Париж. Это заключается, прежде всего, в том, что выбрать конкретный отель не представляется возможным: фирма дает на выбор ряд отелей, но заселение обещает в тот, в котором будут места на выбранные даты путешествия (таков договор с фирмой партнером в Италии). Это неудобно, во-первых, невозможностью предварительного изучения маршрутов прогулок по Риму, во-вторых, невозможностью получения какой-либо информации о самом отеле. Импровизация не в моих правилах.
Поэтому, посовещавшись, выбрали конкретный отель, который предложила фирма, гарантировав, что это будет твердая "тройка" без всяких подводных камней. Отзывы в Интернете нас убедили, и на практике отель San Marco оказался выше всяких похвал. Стоило это дополнительно 40 евро, но полученное нами удовлетворение от отеля оказалось намного ценнее. Кроме того, в стоимость входил бесплатный трансферт, что конечно удобно, хотя, как показала поездка в Париж, отсутствие трансферта не является проблемой.
Билеты взяли по акции "Белавиа" 500 евро в оба конца на двоих. Хотя виз еще не было, нам посоветовали не волноваться: ведь у нас уже есть по два Шенгена. Приятно было и то, что итальянское посольство не требует личного присутствия: все сделала фирма и не взяла за эти услуги ничего кроме стоимости виз (разумеется, "зашила" это в цену тура, но мы этого не почувствовали).
Следует отметить, что практически все фирмы предлагают одно и тоже, по крайней мере, по рекламе, так что выбирать стоит исходя из своих впечатлений о фирме (офис, сайт в Интернете, персонал).
25 февраля получаем программу (приятно, что обзорная экскурсия попадает на первый день нашего пребывания, она входит в стандартный пакет, а больше мы ничего не заказывали, любим смотреть все сами) и паковать вещи.
И вот наступило 1 марта: первый день отпуска, первый день весны и нашего нового путешествия.
День первый - прибытие и окунание в руины Вечного города.
Утренний самолет поднял нас над облаками и взял курс на Италию через Украину, Венгрию и Хорватию.
Аэропорт Фьюминчино - Леонардо Да Винчи встретил нас приветливо. Улыбающийся пограничник шлепнул нам печати в паспорта и открыл двери в Италию (чего не скажешь о пограничниках Франции и Германии, которые любят вести допросы).
Как и было обещано, нас встречала русский гид. Кроме нас прибывающих на этот тур не было, и мы сразу по автостраде устремились в Рим. Зелень, пальмы и приятное тепло для нас, одетых в теплые куртки, вылетевших с родины, где в это время около минус 10, стали для нас первыми впечатлениями об Италии. Через полчаса оказались в большом городе, проскочили Колизей и, промчавшись по маленьким улочкам, оказались перед дверями нашего отеля.
Небольшое огорчение: заселение в отель с 14-00, а еще только 12 минуло. Но нам предоставили камеру хранения, и, бросив туда вещи, стянув с себя лишние кофты, отправляемся погулять по близлежащим улочкам.
Около 14 часов мы, наконец, оказываемся в номере. К убранству номера претензий нет: есть все, что положено и все работает. Окна, правда, во двор (чистый, аккуратный украшенный цветами), а мне больше нравятся на улицу, но зато есть балкон, что тоже приятно.
В 15 часов встречаемся с гидом и направляемся на обзорную экскурсию. К слову, на обзорной экскурсии мы были только вдвоем (группа с России прибыла вчера, а с Беларуси мы были только одни). Таким образом, не заказывая ничего, получили эксклюзивную экскурсию на 3 часа. Пользуясь, что мы одни, сами выбрали из предложенных гидом вариантов маршрутов. Церковь Санта Мария Манджоре была первой в нашем путешествии и поэтому произвела сильное впечатление. Всего в Риме более 1000 церквей, из них 600 посвящены Деве Марии, и поэтому, как бы ни хотелось, но через какое-то время все смешивается в кучу, и где есть что припомнить трудно. Но про эту церковь кое-что отложилось. Построена она была в 4 веке, где по легенде 5 августа выпал снег. Это один из 4-х храмов Ватикана и в нем хранятся кусочки яслей, в которых появился Иисус. Попутно узнали, что сувенирная лавка в храме освобождена от налогов, поэтому цены тут низкие. Далее - фонтан Треви. О фонтане мы были наслышаны. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Прекрасный ансамбль, вмонтированный в здание, где жила княгиня Болконская, шум воды, напоминающий шум моря. А называется он так, потому что в этом месте сходятся три улицы (трэ виа). Соблюдая традиции, бросили монетку.
Следующая остановка - площадь Испании. Площадь Испании с лестницей подчеркивает былое величие этого государства. На площади расположен один из многочисленных римских фонтанов - фонтан Лодочка. Колонна в настоящее время служит элементом торжеств, в том числе церковных. Ежегодно Папа возлагает венок на голову стоящей на площади статуи (Мадонны). Ну а вечером вид с испанской лестницы просто великолепен. Венчает площадь Церковь Санита дель Монти.
Следующий пункт - самая главная площадь итальянской столицы - площадь Венеции.
Украшением современности является монумент Отечества. Однако, по словам гида, его появление здесь, среди римских развалин, было негативно встречено жителями Рима. Но сейчас, как обычно, все утряслось. Самый главный памятник - памятник королю Виктору-Эммануилу, объединившему Италию в 1871 году. А еще тут есть балкончик квартиры, в которой жила мать Наполеона (напротив Алтаря Отечества зеленый, трудно не заметить). Его также называют балконом сплетен, поскольку с него просматривается вся площадь, которую, естественно, не могла пройти мимо ни одна известная особа.
Самый лучший вид на площадь со стороны монумента Отечества. К сожалению, часть площади, включая здание, в котором находится бал-кончик Мусссолини (слева), на реставрации. Кстати, улицу Fori Imperali через Форумы к Колизею проложена по его решению.
Завершилась наша экскурсия на Капитолийском холме, на котором находятся памятник Марку Аврелию и легендарной Волчице. Большего на холме увидеть не удалось из-за проходившей в это время манифестации иммигрантов, требующих лучшей жизни (демократия, однако!). Но ничего, решили осмотр холма отложить на будущее одновременно с посещением капитолийского музея.
А пока, распрощавшись с гидом, просто решили погулять по Fori Imperali, глядя на развалины в ярких лучах заходящего солнца.
Это вид - вечерний Колизей - мы будем наблюдать почти каждый день, гуляя по центру города. Обратно вернулись пешком, благо Рим это не Париж - тут всё близко. Полюбовались в вечерней мгле на фонтан Тритон на площади Барберини и фонтан Наяда на площади Республики работы Бернини. А завершили день походом в супермаркет на нижнем этаже вокзала Термини, купили вино, сыр, салат и отметили наше прибытие в Вечный город. День второй. Открытие государства Ватикан и первые ощущения вкуса итальянской пасты.
Этот день мы решили использовать для посещения Ватиканских музеев. Напуганные страшилками о многокилометровых очередях решили не откладывать это дело в долгий ящик, чтобы успеть, если самостоятельно попасть в Ватикан не получится, присоединиться к групповой экскурсии.
Доехали на метро до станции Ottaviano линии А. Не успели выйти, как попали под атаку гидов, предлагающих свои услуги. Благодаря одному из них, нашли дорогу к Ватикану, постепенно ускоряя шаг, видя, что туда мы идем не одни.
Однако, идя по стрелке и дойдя до входа в музеи, без проблем попали внутрь. Никакой очереди не было. В смысле совсем не было.
Поднявшись наверх, берем билеты по 15 евро и на эскалаторе поднимаемся к заветной цели и вот мы внутри Ватикана.
Начали осмотр со Двора Шишки.
А теперь сразу совет. Путеводителей по Ватикану нет. Аудиогида на русском языке тоже. Поэтому, чтобы не допустить повторения нашей ошибки (об этом чуть ниже), следует купить какую-нибудь из книг про шедевры Ватиканских музеев и вести осмотр по ним. Правда, если вы знатоки искусства, то можно этого и не делать, а вот если нет, то лучше заплатить от 16 до 28 евро за книгу, которая послужит вам путеводителем, иначе рискуете проскочить мимо этих шедевров и придется платить второй раз за билет, чтобы их всё-таки увидеть.
Погуляв по Двору Шишки (кстати, мы потом узнали, что он так называется), насладившись по-настоящему весенним темпом, вернулись в музеи. Направо - Пинакотека, налево - всё остальное. Почему-то решив, что Пинакотеку успеем посмотреть на обратном пути, по стрелке направляемся к главному шедевру - Сикстинской капелле. По пути видели скульптуры, расписные потолки и полы. Прошли мимо гобеленов и объемно расписных сводов потолков, которых, однако, из-за полутьмы толком рассмотреть не удалось. Далее начались расписные залы, глаза разбегаются, вот в каком месте нужен путеводитель! Не ясно, где шедевр, а где просто красивое оформление, что стоит обозревать, а где просто надо пройти мимо.
И вот, проходя из одной расписной комнаты в другую, вдруг обнаружили, что указатели к Станцам Рафаэля, апартаментам Борджиа и часовне Николая исчезли, и остался только один: "Capella Sistina", а вокруг пошли уже комнаты с каким-то невыразительным современным искусством.
И вот Сикстинская капелла. Возникла она так неожиданно, что мы оторопели, ну вот он шедевр во всей красе! Начитавшись по нему отзывов, приготовились испытать эмоциональное потрясение. Но.... его почему-то не произошло. То ли надо быть более широким знатоком искусства, то ли другой натурой, но почему-то Сикстинская капелла обещала быть грандиознее. Хотя народу было не много, и можно было походить и посмотреть со всех ракурсов. Вопреки представлениям шедевр не так велик, как его описывают. Страшный суд занимает только одну стену за алтарем. По моему мнению, впечатление не так сильно, потому что всё смешано в одну кучу. Фрески со сценами переходят одна в другую и очень сложно неподготовленному посетителю разобраться, кто есть где. Так, по потолку расположены фрески сотворения мира, по бокам "Путь Моисея" и "Путь Христа". Всё очень густо. Я даже поначалу пророка Иону принял за Господа - уж очень он велик и грозен и расположен прямо над Христом и Девой Марией. Как-то нелогично. Снимать в капелле нельзя - следят, но мне "скрытой камерой" удалось сделать несколько снимков. Где же знаменитые Станцы Рафаэля? Этот вопрос не выходил из моей головы. А апартаменты Борджиа? Неужели мы их проскочили мимо или не заметили? Может ли быть такое? А может они впереди? Хотя это не должно быть, если верить отзывам туристов. А где известный Аполлон Бельведерский? Тут-то бы нам взять и вернуться. Но, вспомнив в одном из туристических отзывов о наличие двух дверей из Сикстинской капеллы (левой и правой), решили податься соблазну и выйти через правую, через которую как утверждал автор, можно попасть сразу к собору Святого Петра. К слову, весь народ валит через левую, но, как утверждал автор, через нее идти и идти. Дождавшись какую-то небольшую группу, пошли вместе с ней через правую дверь. Что ж автор не обманул, пройдя небольшое расстояние, мы действительно оказались прямо перед входом для подъема на купол собора Святого Петра (не путать с входом в сам собор!), НО ДВЕРИ МУЗЕЯ ВАТИКАНА ПРИ ЭТОМ ЗА НАМИ ЗАКРЫЛИСЬ НАСОВСЕМ, т. е. на замок защелкнулся, и ручки нет. Таким образом, мечты о возвращении в музеи и поиске Станцев Рафаэля, других ценностей (Аполлона, Борджиа и т. д.) пришлось оставить. Проехав на лифте полпути, пошли пешком на сам купол. Это еще то испытание! Лестница очень узкая (тучные люди запросто могут застрять как Винни Пух), местами винтовая и перил нет, только иногда канатик, чтобы держаться. Мы шли одни. Представляю, что здесь творится, если идет толпа! А если весь путь идти пешком, чтобы сэкономить 2 евро? Ужас! Постепенно лестница становится уже и уже и вот, наконец! - выход!
Сначала оказываемся на внутренней террасе под куполом собора, и можем осмотреть собор изнутри через решетчатые ограждения. Затем еще чуть-чуть и вот она внешняя терраса! Да, вид отсюда супер! Налюбовавшись видами Рима (к сожалению, в Риме очень мало мест, где можно обозревать панораму города: собор Святого Петра, холм Пинчо вот и все, вроде бы еще холм Яникул, но мы туда не добрались) и пофотографировавшись, спускаемся назад. Обратно дорога не менее терниста.
Спустившись с купола до уровня лифтов, можно оказаться еще на одной смотровой площадке. Здесь места побольше, имеется сувенирная лавка (где их в Риме только нет, вообще как-то все коммерциализировано, Папу Римского разве что на туалетной бумаге не печатают!). Спустившись на лифте совсем вниз, вошли в сам собор и увидели то, что сверху через решетку только обозревали.
Самая величественная скульптура - это сам Святой Петр. Люди проходя мимо поглаживают правую ступню, отчего за столько веков она просто стерлась. Вышли из собора, сфотографировали швейцарских гвардейцев, собор Святого Петра снаружи и статую Святого перед собором. Прошлись по площади, попытались найти место, откуда колоннада Бернини сливается в сплошную стену, но не нашли (говорят, где-то около обелиска). А буквы "S", "P", "Q", "R" действительно в Риме на каждом шагу, включая канализационные люки. От собора направились к замку Святого Ангела - усыпальнице императора Андриана (оказывается известный император, он, кстати, и Пантеон построил), а в последствии крепостью для отсиживания пап на случай осады Рима. Но нам не раз советовали туда не заходить, очень мрачно, в общем, на любителя, поэтому мы ограничились внешним осмотром замка и вдоволь его нафотографировали.
Кстати, рядом с замком оказался киоск с информацией для туристов (англоязычный), а их не так много, поэтому мы, не откладывая, купили Roma Pass (музейная карточка + проездной на 3 дня). Он окупился с лихвой. Заполнили сами уже в отеле. Мостов в Риме не так много как в Париже, но они тоже красивые и виды с них тоже.
Наш путь лежал на площадь Навона - своеобразный Римский Монматр.
Вышли мы на Навону с обратной (южной) стороны к фонтану Мавра (правда, я его принял сначала за фонтан Четырех рек, уж очень он соответствует этому названию, но фонтан Четырех рек, к сожалению, на реставрации, он в центре площади у обелиска). На площади любят показывать перфомансы, а также рисовать. Слева, если идти с южной стороны, церковь Санта Мария ин Арагоне. Очень красивая, правда, снимать там не разрешили (видимо, чтобы открытки покупали). Какое-то время даже была резиденцией пап (в частности, Иннокентия X, который там и похоронен, но могилу мы не нашли). Приятно отобедав на площади Навона (брусчетта (гренки с кусочками помидора и чеснока), лазанья, спагетти в помидоровом соусе, салат и вино), отправляемся дальше - к Пантеону. Пантеон или храм всех религий действительно очень древнее здание. Правда, он вроде бы сгорел и перестраивался уже во втором веке н. э., но какая разница в первом или во втором - и то и другое древность.
Как всегда, часть на реставрации, и вид от этого немного смазанный. Вокруг Пантеона многолюдно - люди искусства показывают перфомансы и просто отдыхающая и веселящаяся публика. При входе в Пантеон сразу бросается в глаза ровная дырка в куполе. По легенде, ее пробили языческие духи после освящения храма. Храм имеет форму полушара. И от этого кажется просторным. Высота купола равна ширине храма (вроде 42 м). Пантеон, как и все церкви и Риме, храм действующий. Кроме того, в нем захоронены, такие известные люди, как: Виктор-Эммануил, король Италии, памятник которому установлен на площади Венеции и Рафаэль - великий художник, картины которого мы так бесславно прошли мимо в Ватикане.
В целом, храм оставил приятное впечатление: полуцерковь, полумузей. Покинув Пантеон, идем дальше, и оказываемся на площади Минервы, где установлен еще один египетский обелиск со статуей слона "взяв на себя ношу, ты должен чувствовать силу ее нести" (еще одна работа Бернини).
Рядом храм Минервы, в который мы не преминули зайти. Слева от алтаря картина Микеланжело. Вообще, заходить во все церкви, встречающиеся на пути, в Риме обычная практика и туристы ею пользуются, тем более, что к их услугам имеются сувениры и платные подсветки. Единственное, не принято пользоваться вспышкой и не разговаривать громко, а в отдельных церквях не разрешается фотографировать отдельные наиболее ценные картины. По одной из улиц проходим мимо Римского колледжа и поднимаемся на площадь Квиринале - вначале летнюю резиденцию римских пап, потом королевский дворец, а сейчас резиденцию Президента Италии.
В центре площади, как водится обелиск с фонтаном. Площадь находится на возвышенности, рядом проходила выставка картин Караваджо (которые свезли специально в одно место, вытащив из всех музеев, кроме церквей), но мы оставили ее на следующий раз. Правда, так и не сходили.
Солнце садилось, и мы возвращались в отель по главной улице Via Nazionale, напоминающей наши центральные проспекты. На площади Республика, которую мы прошли вчера в ночном свете, расположен фонтан Наяда и церковь Санта Мария ин Анжели - тоже старинный храм, находящийся на месте терм Диоктениана.
Естественно, в церковь мы не могли не зайти. Найдя по близости от отеля что-то вроде минимаркета (на вокзальном супермаркете вечером толпа из представителей всех рас и национальностей, т. к. продовольственные магазины, особенно работающие допоздна и без выходных, в Риме редкость), купили ужин и вернулись в отель - программа этого дня была выполнена, за исключением некоторой неудовлетворенности от неудачного посещения Ватикана.
День третий. Его Величество - Колизей и еще руины, руины, руины... А также Траставере - "настоящий" современный Рим.
Привыкнув вначале делать основное, а остаток времени уже разменивать на мелочи как получится, третий день используем для посещения главной достопримечательности Рима: Колизея и Форумов. Во второй половине дня у нас экскурсия в старинный район Траставере (вторая и последняя, входила в стоимость базовой экскурсии).
С утра шел легкий дождик, и Колизей оказался пуст. Воспользовавшись Roma Pass, бесплатно проходим через кассу. Отсутствие очередей имеет одну отрицательную сторону: не знаешь куда идти и часто идешь не туда. Так поступили и мы, но, упершись в какое-то ограждение, быстро развернулись и нашли вход во внутрь.
Колизей создает двоякое впечатление. С одной стороны, ты оторопеваешь, что находишься в знаменитом на весь свет месте, история которому 2000 лет и где дрались гладиаторы, а императоры миловали или казнили проигравших турнир. С другой стороны, от грандиозного Колизея мало что осталось, особенно внутри. Пройдя по двум уровням, запечатлев себя среди обломков былого величия, спускаемся назад. Со всех сторон практически одно и то же, на фоне валяющихся повсюду камней, лишь отдельные сюжеты привлекают внимание. Покинув Колизей, направляемся на Палатин, чтобы осмотреть Римские Форумы. Попутно заглянули в одну из старинных церквей.
Мы посещаем уже вторую страну, не зная языка (небольшое знание английского не в счет). Проблем нигде не встречали. Но некоторые вещи все-таки заставляют волноваться. Например, билет в Колизей и Палатин один. При посещении Колизея нам не дали билеты, просто просканировав Roma Pass, но заверили, что за Палантин платить не нужно. А у Палатина оказалась билетная касса, и тут после сканирования выдали билеты. Меня стали терзать смутные сомнения, а не погасили ли этим самым наши Roma Passы? Ведь они дают бесплатный вход только на первые два музея и их уже дважды просканировали! Но мой английский не позволил мне сформулировать сей вопрос к кассиру. А про итальянский вообще скромно умолчим. Все обошлось, Палатин и Колизей засчитались как один музей.
Но ладно, отвлеклись. Войдя в Палатин или точнее на Форумы, на сам Палатин нужно еще подниматься, снова обнаружили многочисленные руины, которые уже обозревали в первый день, гуляя просто по улице.
Перед прогулкой по Форумам не мешает теоретически к ней подготовиться, поскольку остатки дворцов и колонн не говорят ни о том, какой был тут форум или чья колонна, и вы просто рискуете пройти мимо всех достопримечательностей. Порой, кажется, что такое эти три колонны? Или это сооружение? А это остатки базилики Эмилия. А восемь колонн- это все, что осталось от некогда великого храма Сатурна. И так на каждом шагу.
Остатки храма весталок можно было идентифицировать только благодаря аналогичной картинке в путеводителе. Нашли и вообще интересная достопримечательность: "CLOACA MAXIMA". Учитывая, что рядом находится туалет, то можно предположить, что он тут уже не одну тысячу лет. На самом Палатине в принципе то же самое. Здесь имеются остатки домов многих императоров, например, Августа, но угадать, где что очень сложно, специальных указателей раз-два и обчелся.
Если подниматься на Палатин, то непременно нужно посетить апельсиновую рощу. У нас таких чудес не увидишь, хотя апельсины в Риме растут и просто вдоль дороги. Виды с Палатина не очень.
К тому же обязательно в кадр попадает какая-нибудь ненужная деталь, например, леса или подъемный кран. Покидая Палатин, идем к Капитолию. Собственно с Капитолия видны все Форумы. Об этом нам говорила гид на обзорной экскурсии, но тогдашний митинг манифестантов-имигрантов не позволил нам подойти к этому месту. Завершая древнеримскую часть нашей сегодняней программы, отправляемся в Капитолийские музеи. Тут решаем идти строго по путеводителю, попутно глядя на схемы этажей внутри музея, чтобы опять что-то не пропустить. Учитывая стоимость полного билета 6,5 евро, Roma Pass решаем приберечь для более дорогостоящего музея (хотя, может быть стоило в этом месте разрешить сомнения, а действителен ли Roma Pass вообще после двойного сканирования в Колизее и Палатине).
Вкраце о Капитолийском музее - понравилось. Правда, музей сложно устроен: в двух зданиях, причем переход подземный, сначала не разобрались, вышли, пришлось снова заходить, благо билет не разовый, а на целый день.
Нашли все: настоящих Марка Аврелия и Волчицу. Вообще, всего много: картины, скульптуры. Самая главная статуя - гигантский монумент императору Константину, точнее ее обломки, находится во внутреннем дворике первого музея. А еще в музее есть кафе с терассой (не пользовались) и внутренний дворик (был закрыт, к сожалению). Вернувшись в отель (благо экскурсии начинались от нашего отеля) и передохнув после обеда, начинаем готовится к экскурсии в Трастевере. Раз упомянул про обед, расскажу пару слов.
Мы возвращались в отель часов в 15-30, в это время все рестораны, пиццерии, траттории и т. п. закрыты, т. к. время обеда официально закончилось (с 12 до 15). Как назло, именно после 15 и хочется есть, особенно если учесть, что завтрак в отеле всегда был отменный. И вот мы возвращаемся, думая, где бы что покушать. Около одной траттории недалеко от нашего отеля останавливаемся, чтобы просто почитать меню. Мужчина (наверное, хозяин заведения), сидящий рядом со входом в кресле и почитывающий книгу, на английском сказал, что открыто. На наши вопросы, ведь уже не время для обеда, он еще раз повторил, что открыто и всё есть.
Ну мы и зашли, есть-то хочется. А в траттории - никого. В кухне тишина. Но вот мальчик (сын или внук хозяина) принес нам меню. Мы выбрали пасту и ризотто. Он кивнул, передал отцу (или деду) заказ и через какое-то время закипела работа. Старались и бегали так, как будто к ним приехали долгожданные гости. Через 15-20 минут принесли наши блюда, порции шикарные, вкус непередаваемый. А хозяин, узнав, что мы из Беларуси, сказал что-то вроде "итальянец и белорус - братья навек". Говоря в целом об обслуживании в Италии, стоит сказать, что это очень гостепреимная страна. Может они не так искренни, как кажутся, но все равно приятно. И не жалко оставлять чаевые, если видишь, что тебе дали все, что ты заказал и не надули, как частенько водится у нас. Далее встретившись с экскурсоводом (а всего экскурсия была для пяти человек), направляемся на автобусе в Траставере (автобус имел странный номер: не число, а буква "H"). Перешли через Тибр и остров и узкими улочками пошли в старинный и одновременно престижный район Рима. Видели и обшарпанные стены и вывешенное белье. Зашли также в известную и старинную церковь Санта Мария ин Траставере.
Но вечерело и после экскурсии через 3 часа вернулись в отель.
День четвертый - день, посвященный искусству или Ватикан дежавю.
Этот день с самого начала был запланирован на посещение Галереи Боргезе. Пугали только страшилки о том, что в галерею надо специально записываться и бронировать по телефону. Но гид сказала, что попасть можно без проблем. Так и получилось. Пешком дошли до галереи, вошли в парк, посморели на карту виллы, расположенной у входа и быстро нашли главное здание. Внутри, как обычно, малолюдно. Интересуюсь на плохом английском, можно ли взять билет (было начало десятого, а билеты даются на 9.00 и далее через каждые два часа). "Да", отвечают. Воспользовавшись Roma Pass (ура, они работают!), берем 2 бесплатных билета. Правда небольшое огорчение: снимать в галерее нельзя и видеокамеру попросили сдать в камеру хранения. Но ничего, осмотрели все экспонаты (благо их описание, скачанное с Интернета имелось, путеводитель в самом музее очень мал, аудиогида на русском нет), спокойно, без суеты, связанной с фотографированием. В отведенные 2 часа уложились без проблем. Интересно, что в Галерее Боргезе есть скульптуры и картины, которые являются визитной карточкой других музеев, например, картина Рафаэля "Фонтарина" (музей Античности) или скульптура "Мальчик, вынимающий занозу" (Капитолийский музей). Но не указано, что это копии. Загадка осталась неразгаданной. Учитываая отсутствие сделанных фото, купили буклет за 10 евро на русском.
Вообще вилла Боргезе это не только музей, а целый парк. Погода прояснилась и можно было просто погулять. Наш путь лежал на холм Пинчо, откуда, как утверждается можно посмотреть на Рим, а также на площадь Пополо. Да, с холма Пинчо виды на Рим хорошие, но тоже надо место выбрать. В центре пьяццы дель Пополо, как водится на всех площадях, египетский обелиск. На самой площади расположены церкви-близнецы. Мы зашли в одну из них (во второй, кажется, шли на ремонтные работы). К сожалению, двери главной церкви площади - церкви Санта Мария дель Пополо (построена на месте разоренной в 11 веке могилы Нерона) закрылись прямо перед нами. Решили поход в церковь отложить до следующего дня. А сейчас через "народные ворота" решили пойти в метро, чтобы вновь отправится в Ватикану и все-таки лицезреть шедевры, которые в проглый раз мы как-то не заметили.
Опуская подробности входа уже известные по дню второму (очереди не было и на этот раз), сразу устремляемся в книжный магазин Ватикана и выбираем книгу "Шедевры Ватикана". Кстати, это одно из немногих мест, где есть хоть что-то на русском языке. Сначала Пинакотека. Здесь конечно шедевры, хотя картин не так много. В некоторых залах темновато и снимать невозможно, а одна картина ("Положение во гроб" Караваджо) отсутствовала в связи с выставкой работ этого художника.
Но самой известной картиной Рафаэля - "Вознесение Христа" мы смогли налюбоваться. Здесь же гобелен "Тайная вечеря" Леонардо Да Винчи (сама фреска, как выяснили позже в Милане). А дальше, пройдя уже известный нам двор Шишки, попадаем в скульптурный зал, быстро разбираемся, где восьмиугольный зал и находим все известные скульптуры: "Атлет, очищающий себя", "Гермес" и, конечно же, "Аполлон".
Все скульптуры древнеримские копии (II век нашей эры) с древнегреческих (IV век до нашей эры) оригиналов. Опять зал гобеленов. Но уже теоретически подготовленные мы знаем, что надо искать. Идем теми же путями. Удивление нарастает. Где же шедевры Рафаэля (Станцы???). И вот проходим мы поворот с выходом по длинной лоджии и через какое-то время опять указатели, кроме Сикстинской капеллы пропадают. Оказывается (да простят меня поклонники Рафаэля, это действительно великий художник), мы в прошлый раз просто прошли мимо них!!! При этом даже не запечатлев, кроме одного из них, на фото и видеокамеру. И в этот раз снова чуть не повторили это. Не знаю, то ли расположение не удобное (под потолком), то ли немногочисленные группы, скапливающиеся у них (хочется в место, где народа нет), то ли из нас ну просто никакие знатоки искусства.
Слава Богу, книга рядом и мы уже никуда не спешим, народу тоже мало и можно вернуться и все рассмотреть. Вот они Станцы, которые папа Юлий II заказал Рафаэлю для своих новых апартаментов: знаменитая "Афинская школа"."Встреча папы Льва Великого с Аттилой" и почему-то так полюбившийся мне станец "Пожар в Борго".
Дальше интереснее. Где же апартаменты Борджиа? Вот тут уж недоработка музейная.
Оказывается, апартаменты Борджиа (папы Александра VI, известного своей жестокостью и аморальными нравами, как и все его семейство) расположены не по пути. Более того, они расположены за комнатой, в которой идут какие-то реставрационные работы. Народ, заглядывает, видит леса и идет дальше. Только настойчивость и постоянное сверивание с книгой-путеводителем способно привести к цели. В апартаментах Борджиа мы были в гордом одиночестве. Ну а дальше, Сикстинская капелла. Имея книгу, просто поизучали, где есть что (в первый раз только догадывались) и вышли, как и все люди через выход с левой стороны. На этом шедевры закончились. Но иногда порой (не понять мне, наверное, искусствоведов) совсем не шедевры привлекают внимание. После Сикстинской капеллы ничего знаменитого уже нет, но есть просто красивые фрески, которыми расписаны те же потолки и стены.
Во всех фресках присутствует какая-то объемность и точность линий, настоящее искусство!
Вышли из Ватикана на этот раз в том же месте, откуда и вошли. После обеда (опять нам повезло, время обеда уже закончилось, но рядом с отелем нас все равно обслужили, обедали опять одни в целом ресторане, ушли сытые и довольные) продолжили день искусства и направились в музей Античности, который расположен на станции Барберини линии А метро (фонтан Тритон). Заодно уж посетили площадь четырех фонтанов: на перекрестке из двух не совсем широких дорог в каждое из угловых зданий вмонтирован фонтан. Музей Античности не велик. Стоимость билета 5 евро. Снимать не разрешают, но поскольку народу было мало, и скучающие смотрители собрались в кучу и что-то оживленно обсуждали, я сделал пару снимков, в частности, самой знаменитой картины - "визитной карточки" музея: "Фонтарины" Рафаэля (кстати, она же есть и в Галерее Боргезе, причем тоже написано "Фонтарина", художник "Рафаэль".).
А еще в музее один сюжет картины представлен в понимании двух разных художников сразу (т. е. рядом весят две картины на одну тему с одним названием, но двух художников). Выйдя из музея, отправились просто погулять, поскольку все основные достопримечательности Рима нами были уже осмотрены. Прогулялись по вечернему фонтану Трэви, площади Парламента и Совета Министров с фонтаном и колонной. Уже совсем стемнело, и мы, поднявшись по Испанской лестнице, спустились на лифте прямо на станцию метро Испания, с которой и добрались до отеля. День пятый. Посещение рынка. Проверка Устами истины -древний детектор лжи.
На пятый день подобных поездок обычно приходит усталость и физическая и эмоциональная. На смену гонкам по достопримечательностям приходит избирательное, спокойное их осматривание. Также в этот момента появляется желание покупать сувениры, чтобы увезти с собой частичку этих мест, ну и само собой удовлетворить желание шоппинга. Поэтому мы решаем посетить самый знаметиный римский рынок - Сан-Фьёри, ну а из культурного съездить посмотреть Латеранский храм, расположенный несколько в стороне от основных достопримечательностей.
Но начали мы опять с площади Пополо, во-первых, удобно (метро идет, все равно ехать на рынок, а туда транспорта прямого нет или не знаем), а во-вторых, остались еще неосмотренными мавзолей Августа и церковь дель Пополо, которую вчера закрыли перед нашим носом. Осмотр церкви много времени не занял. Библейские сюжеты понемного смешиваются в кучу и запоминается только что-то очень неординарное или аховое. А самую знаменитые картины церкви ("Распятие Петра" и "Обращение Павла") не позволяется снимать. Мы с уважением отнеслись к просьбе и, полюбовавшись этими картинами, запечатлели их у себя в головах.
Музей Августа посмотрели со стороны, вокруг леса, решили что он закрыт. Наша цель была рынок Фьёри, расположенный на площади, на которой сожгли Джордано Бруно. Но по пути к площади Навона, через которую лежал наш путь, зашли в церковь Санта Мария ин Франчези, в которой есть шедевры Караваджо, едва ли не единственные, которых не увезли на выставку. Вот, наконец, и рынок. По сравнению с нашими рынками, он совсем не напоминает толкучку, куда народ бежит затовариваться всем необходимым, с учетом того, что на рынке все дешевле. Тут как раз наоборот, рынок представлен небольшим количеством товаров и продавцов, и все дороже, но зато качественнее, скорее как в советское время, когда мы шли на рынок за хорошим мясом (как говорил Шарик, в магазинном мясе костей больше), настоящим домашним творогом и крупной картошкой. Купили оливковое масло, перчатки, сувениры.
В центре рынка, как и было обещано, памятник Бруно. Какой-то он мрачный. Вроде бы Джордано Бруно был молодым человеком современных взглядов, а тут похож на старого иезуита, напоминающего тех, которые его и казнили.
Далее идем на площадь Анжертина, где заговорщики убили Цезаря и где сейчас также музей под открытым небом и живут кошки. Но по пути заходим в еще одну церковь, оказавшеюся церковью Святого Андрея. Вход неприметный, но внутри очень красиво, через свод струится свет, алтарь, картины распятия Святого Андрея и снятие его с креста.
После обеда (на этот раз уложиись в обеденное время недалеко от отеля) и отдыха решили отправится по маршруту: цирк Максимус - Уста Истины - храм Латерано.
Погода испортилась, и первый и единственный раз в Риме мы почувствовали, что еще не лето, а только начало весны. Вышли на станции Cirсo Maxima линии В (на нашей линии, станция которой недалеко от отеля), а до циркуса еще идти и идти. И тут подул сильный ветер, прямо-таки наш северный холодный ветер и дождь. Если учесть, что мы шли на возвышенность, то представляете себе.
Сам же цирк ничего особенного не представляет. На месте, где бегали колесницы, есть нечто напоминающее обыкновенный необорудованный стадион. Далее старинная церковь - Санта Мария ин Арачелли. Около входа в церковь расположены знаменитые Уста Истины - древний детектор лжи. По легенде, нужно положив руку в уста клясться в правде. Сказавшему ложь, Уста откусят руку. У этой достопримечательности мы впервые в Риме (не считая супермаркета) стояли в очереди. Народ поочереди подходил к Устам и фотографировался. Особенно в этом отличались японцы, делавшие страшные корчиевшиеся рожи от страха. Но очередь двигалась быстро (висит предупреждение: только одно фото!). Сама церковь (по легенде это то место, где гуси Рим спасли от пожара) действительно старинная: средневековые храмы по сравнению с ней выглядят модерном. В церкви хранятся мощи Святого Валентина - покровителя влюбленных.
Немного прояснилось, и мы решили продолжить нашу прогулку по Риму и посетить Сан Джованни ин Латерано (Латеранский Дворец), бывший резиденцией римских пап до постройки Ватикана (до 15 века).
Поскольку путь неблизкий и погода не особенно шепчет, то найдя нужный автобус (на остановках написаны номера и какие остановки по пути делает) едем. И едем не одни, судя по разным языкам вокруг в автобусе туда же едут еще несколько человек. Они правда вышли раньше, мы проехали еще одну остановку, хотя могли бы и две. Вышли на площадь, в центре которой, как водится (к этому уже привыкли), египетский обелиск. Сначала засомневались, что это Латеранский дворец, в путеводителе выглядит иначе, но оказалось это просто не парадный вход.
Храм действительно величавый. Хотя непонятно, как тут жили папы. Апартаментов мы не видели. Но церковь грандиозна. Началась служба, и мы вышли из храма.
Мы отправились на поиски одной из святынь христианства - Святой Лестницы (Santa Scala), по которой Иисус поднимался на суд. Эту лестницу вывезла из Иерусалима в IV веке мать императора Константина, узаконившего христианство в статусе государственной религии Римской Империи.
Лестница находится в небольшой церкви, рядом с Латеранским храмом слева от его парадного выхода. Верующие поднимаются по ней на коленях, читая молитвы. А справа есть обычная лестница, по которой можно подняться в церковь сразу. Но началось время служб, где зевакам не место, и мы, посмотрев еще раз на Латеранский храм, отправились искать метро, чтобы вернуться в отель и закончить на этом пятый день путешествия. Тем более, что погода выправляться пока не думала, а в отеле нас ждала клубника, купленная на рынке, и вино.
День шестой. Наконец-то узнали вкус настоящей пиццы! Пришло время шоппинга. А еще просто прогулки и созерцание Вечного города сверху. Этот день мы начали с чувства выполненного долга. Поняв, что экскурсионной программе отдали достаточно, решили, что можно день потратить на удовольствия. Первоначально по приезду мы думали его посвятить поездке к морю (20 км на электричке, даже не выходя из метро). Но потом погода испортилась, похолодало и стало не до моря. Поэтому этот день решаем посвятить шоппингу (благо деньги тратили экономно, только на необходимое, и их осталось достаточно), а также съездить еще раз в Траставере, в котором мы были с экскурсией, поскольку только там, как уверяют все, можно попробовать настоящую пиццу и вообще почувствовать римскую жизнь. Начали с прогулки вокруг вокзала. Как мы выяснили накануне, около вокзала достаточно магазинчиков, торгующих не только китайским и индийским ширпотребом, но и вполне нормальными настоящими итальянскими вещами.
Так мы стали обладателями двух пар обуви, а поскольку на этом решили не останавливаться, то купили и чемодан. А что? Большой добротный чемодан за 16 евро. Сгодится на будущее, тем более, что наш, привезенный мною из Пекина и налетавший несколько тысяч километров, уже порядком поизносился. Посещения магазинов и примерки заняло значительное время и уже обед не за горами. Отправляемся в Трастевере на автобусе со странным номером "H". Пиццерии на каждом шагу. хотя этот район так рекламируют как нетуристический и поэтому дешевый и качественный, что туристов уже тут не меньше, чем в других частях Рима. Но вот мы, наконец, выбрали одну пиццерию и вот она - настоящая итальянская пицца! А попутно - графинчик домашнего вина Casa Della. Об ощущуниях.
Сначала вино. Как и все вина, что мы пробовали в Риме, оно НАСТОЯЩЕЕ, а не приготовленное из всяких там виноматериалов и напичканное всякой дрянью. Что касается пиццы, то простят нас пиццеманы, то пицца как пицца, вкусно, ничего не скажешь, но что-то там такое-эдакое не почувствовали. Вот разница между нашими макаронами и ихней пастой это заметно, а между пиццами, ну надо быть знатоком. Мы в Минске последний раз пиццу ели более полугода назад, вроде тоже понравилось. Отобедав, отправляемся гулять. Погода наладилась, и солнце приятно греет. Мы идем опять в центр, чтобы пройтись по центральным бутикам по Via Corso, да и просто погулять. Шоппинг удался. За совсем недорого (не дороже наших цен) мы стали обладателями многих вещей. Некоторые можно присмотреть и в наших одноименных бутиках, но цены там не ниже, коллекции не новые и в целом выбор меньше.
А дальше мы поднялись на монумент Отечества на площади Венеции. Пожалуй, это самая лучшая точка, откуда можно снимать Рим с высоты со всех сторон. Есть еще подъем на самую крышу музея, но мы не стали этого делать. Уже насмотрелись мы на Рим со всех высот, и тратить последние часы в Риме, чтобы подняться еще на одну из них, не хотелось. День седьмой. Благословение Папы. Пора домой.
Наступил седьмой день нашего путешествия. Сегодня воскресенье - день, когда Папа Римский выступает с воскресной проповедью на площади Святого Петра в Ватикане. Это событие происходит в 12-00. Поэтому мы с утра медленным шагом пошли в направлении Ватикана, выбирая для прогулки новые улицы. Так мы прошли по улице XX сентября до Барберини и там уже решили поехать на метро и догулять остаток времени в Ватикане.
Конечно в воскресенье народу в Ватикане больше, чем в обычный день. В собор Святого Петра стоит очередь, которая кольцом расположена по окружности площади. Видя это и поскольку в соборе мы уже были, то просто решили погулять вокруг, прикупить сувениров.
Как я уже говорил, в Риме и в Ватикане в том числе все коммерциализировано. Обилие сувениров церковной тематики уменьшает их важность и почему-то если раньше хотелось купить как можно больше, то видя этот коммерциализированный образ церкви, как-то покупать все это не хочется. Тем более, что все это, скорее всего, сделано в Китае. Купил разве что копию "Афинской школы" Рафаэля на холсте, чтобы запомнить ее раз и навсегда, учитывая горький опыт двухкратного посещания Ватикана. Да еще купили освященных серебряных медальонов с Девой Марией в одной из ватиканских бутиков рядом с площадью. Там работала русскоязычная женщина и она помогла нам выбрать нужные образы.
Время летит быстро и народу прибывает. Не зная откуда появится Папа, мы заняли местро поближе к собору Святого Петра, хотя основной народ тусовался где-то до обелиска. Но лезть в толпу было неохота, и мы выбрали место посвободнее. почему-то была уверенность, что Папа будет посылать благословение именно с собора Святого Петра. И вот раздались возгласы, и по взглядам толпы мы увидели, что выбросили ватиканский штандарт и поняли, почему народ занимал места ближе к концу площади - окошко папского кабинета находится практически в углу здания. Но ничего, отсюда тоже было все видно, а народу и шуму (паломники из разных стран, в том числе Польши, Португалии и даже был заметен аргентинский флаг пели церковные гимны) намного меньше.
На огромных мониторах загорелись слова, видимо, молитва на латыни. Вдруг толпа просто взвыла - Папа появился в окошке и начал читать молитву. Сначала он прочитал ее на латыни и народ на площади повторял слова, закончив ее хором произнесенным "Амен!".
Затем Папа поприветствовал паломников и прочитал небольшую молитву еще на нескольких языках. Мы поняли, что на французском, немецком, испанском и польском. Всё благословение заняло 15 минут и в 12-20 площадь понемногу стала пустеть. Пошли и мы, бросив прощальный взглад на площадь, фигурка которой мною была приобретена в прошлый раз в сувенирной лавке.
В оставшиеся полдня решаем посетить две отдаленные достопримечательности: термы Караккалы и собор Святого Павла.
Не откладывая дело в долгий ящик (обед заменили перекусом всего за 5 евро уже на месте) отправляемся искать термы Караккалы. Доехали на метро до станции San Jovanni (где Латеран) и далее пешком углубились в спальные районы, чем-то напоминающие наши. Вот тут поистине нетуристические районы. Резко уменьшилось число кафе, тратторий, пиццерий и магазинов. Сувенирные лавки заменили лавки, торгующие цветами и фруктами. Наверное, это и есть (а не Траставере) настоящий Рим, где живут простые граждане со средним уровнем достатка.
Ориентируясь и сверяясь с картой, вышли, наконец, к термам. Сначала осмотрели их снаружи, а потом вошли внутрь. Билет 6 евро и он действителен на целую неделю. Учитывая, что было накануне 8 марта, женщинам вход свободный. Внутри особенно нечего смотреть. Руины, напоминающие остатки крепости, очень слабо передают ощущения от нахождения в месте, где проводили время римские патриции, обсуждая жизнь и политику.
Сделав полтора десятка снимков и побродив минут сорок, возвращаемся - ведь мы хотим еще успеть в храм Святого Павла, до которого тоже надо ехать. Ориентируясь по карте, чтобы не возвращаться назад и не терять время, находим станцию метро Circo Maxima линии В, на которую нам и нужно, чтобы приехать на станцию Basilica San Paulo.
Разобрались, приехали. Район также не туристический, а обычный. Выходцы из Индии или Пакистана торгуют ширпотребом за какие-то копейки, тусуется римская молодежь, туда-сюда снуют люди в повседневных делах. Следуя указателям, визуально находим собор Святого Павла. Вообще собор слабо раскручен как туристическое место, его нет даже на карте исторического центра. Мы и не знали бы про него, если бы нам не сказала гид, когда встречала нас из аэропорта и не показала его.
Собор не является древним. Он сгорел дотла и его реставрировали уже сравнительно недавно. Кое-где еще ведутся какие-то работы. Но не всегда отсутствие громкой истории является недостатком. Собор Святого Павла ничем не уступает собору Святого Петра или Латерану, и с учетом его относительной новизны, возможно даже их и превосходит. В нем не так мрачно как в древнем или средневековом храме, а фрески не менее величавы. Под сводом по периметру портреты всех римских пап.
Дворик собора практически новый (построен в 1907 году) и еще свеж. Есть сувенирная лавка, но на русском языке ничего нет (место не считается туристическим). Ну вот, пожалуй, и все.
К недостаткам посещания Рима ранней весной следует отнести небольшой световой день, когда заканчиваются все прогулки. В отличие от лета, тут не погуляешь до 22 или 23 часов, как мы это делали в июле в Париже.
И все-таки в лучах заходящего солнца я успел сделать пожалуй самый главный снимок, запечатлев нас двоих на фоне визитной карточки Рима. С чего начинали, тем и заканчиваем: Форумы в лучах заката.
Кстати, вода из многочисленных фонтанчиков, подающаяся акведуками, совершенно питьевая и вкусная, часто брали бутылочку и набирали в любом попавшемся фонтанчике. Завершили этот день в отеле празнованием наших римских каникул настоящим шампанским Cinzano. Вместо эпилога.
Утром за нами приехал микроавтобус. Улыбающийся итальянец-водитель помог погрузить вещи и домчал нас (на автостраде 150-160 км/ч) до аэропорта Фьюминчино (Леонардо Да Винчи). А дальше регистрация, посадка и полет. И мы оказались над Италией, Андриатикой и домом. Всё.
21/06/2010 21:48
Материалы по теме
- Страны: Ватикан; Италия
- Регионы: Лацио
- Города: Рим
- Отзыв о поездке: 10 дней в Риме в апреле, апрель 2010
- Отзыв о поездке: Практический Рим, апрель 2010
- Отзыв о поездке: Римские каникулы, апрель 2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.