Пура Бесаких - "мать всех храмов", главный храмовый комплекс Бали, расположенный на склоне вулкана Агунг.
С экскурсиями на Бали все очень просто. Возле отеля всегда дежурят с десяток машин. За 30-50 зеленью они готовы возить тебя целый день, куда только мистер не пожелает. Таксистов много, но Адама Смита они явно не читали. Никакой свободной конкуренции, они все четко соблюдают иерархию. Торг всегда ведет местный босс, в общем налицо классический картельный сговор.
- Чувак нам в Бесаких, - спросили мы у полного энтузиазма и радушия босса.
При слове Бесаких энтузиазм главного барыги явно поубавился. Он выдал фразу, которая стала для нас слоганом поездки:
- People are not friendly there. Do u know?
Дальше он долго втирал нам ужасы этого путешествия: поборы на каждом посту, дорогие стоянки, а пресловутые "темпл гвардс" могут еще и покарябать машину или проколоть колеса, если наша компания придется им не по нраву.
Короче, мы с трудом сторговались на 45 уе, причем согласился ехать только самый скромный и чуханский на вид водила. Зато всю дорогу он молчал и не пытался развести нас на "бум-бум", наркоту и ужин в Джимбаране. От Нуса Дуа дорога заняла примерно три часа. Расстояние было километров 100, но балийские пробки, ремонт на дорогах, горный серпантин, проливной дождь изрядно затянули поездку.
Наконец добрались до парковки в паре километров от храма. Мне показалось, что таксист несколько преувеличил алчность местного населения. С нас взяли всего 2 бакса за въезд. Впрочем, возможно нам повезло, никаких ценников нигде не было. И процесс оплаты выглядел примерно так:
- С вас 15000 рупий. А нет, нет, совсем забыл, давайте-ка еще 5 штук.
Тут возможно наши напряженные рожи остановили дальнейшую эскалацию цены на этой скромной сумме.
Дальше за один доллар нам выдали обязательные саронги. Это такие юбки, без которых по мнению балийцев, мы своими шортами оскверним их святыню. Продавец саронгов сразу закинул удочку:
- Господа, вообще-то у нас тут сегодня церемония. Вход только для балийцев.
- Да, ничего мы как-нибудь бочком там, стороночкой побродим, - вежливо отказался я.
- Нее, если хотите дальше идти, берите нашего провожатого, без него никак!
- Спасибо друзья, мы сами разберемся.
Мой скверный английский сделал свое дело, на нас с другом махнули рукой, и мы пошли в гору к храму.
Надо сказать, что к поездке местным разводкам я подготовился. В LP Бесаких была посвящена целая врезка на страницу. Библия австралийских путешественников настоятельно рекомендовала перед поездкой потренировать несколько фраз. Что-то вроде "No, thanks. NO!!!" и все в таком роде. Особенно меня впечатлила полная безнадеги и отчаяния "Please, leave us ALONE!!!". Так что инфа таксиста о не слишком френдли туземцах для меня не была сюрпризом. Суть развода в том, что гид не представляется гидом и не называет сразу цены, а выкатывает свой прайс уже на выходе. Тут в игру включаются остальные гиды и даже полицейские, организуется прессинг, после чего белая обезьяна охотно расстается с баблом. На трипэдвайзере (прочитал уже после поездки) можно легко найти забавные и душещипательные истории на эту тему. Какого-то неудачника даже умудрились кинуть на 400 баксов.
Уже вечерело и кроме нас туристов практически не было. К моему удивлению туристическая инфраструктура в главном храме Бали была несколько недоразвитой. Перед штурмом высокогорного храма хотелось подкрепиться, но мы с трудом нашли работающую забегаловку на пару столиков. Кстати, обычная тема, отлично работающая в том же Стамбуле, что в заведении для местных можно покушать гораздо дешевле, вкуснее и аутентичнее на Бали не прокатывает. Местные питаются сухим рисом с кусочками такой-же пережаренно-сухой курицей.
Стоило выйти из кафешки, как нас окружила стайка девушек с корзинками цветов. Они не знали английский, а у меня были проблемы с индонезийским. Так что их настойчивые попытки напихать цветки мне за уши и в волосы, и кажется, содрать за это немного денег, не удались. Впрочем несмотря на языковой барьер, они еще некоторое время преследовали меня и на ходу пытались сунуть этот цветок прямо мне в ухо.
На входе в храм нас поджидал интеллигентный и позитивный балиец. Он попросил предъявить входные билеты. Удостоверившись, что мы не хотим проникнуть в комплекс зайцами, он радушно заявил:
- Друзья, добро пожаловать! Не волнуйтесь, я официальный служащий храма и моя обязанность помогать вам.
В подтверждение своих полномочий он ткнул себя пальцем в лоб. Вместо беджика на лбу у него красовались три рисовых зернышка. Почему-то эти зернышки нас совершенно удовлетворили и расслабили. Самое главное, он не сказал ключевое слово "гид", на которое у меня уже был выработан рефлекс, сродни рефлексу собаки академика Павлова на электрический провод.
Я тип угрюмый и не слишком общительный, а за границей все это усугубляется скверным английским. Так что я оставил нашего помощника с моим товарищем, а сам пошел снимать разные виды Бесаких. Мой спутник по навыкам коммуникации полная противоположность мне, в общем, когда я вернулся минут через десять они со служащим уже были лучшими друганами. Диман даже доверил в руки нашему новому другу свой айфон, чтобы сделать быдлофотки "на фоне" чего-то там. И тут до моего уха долетели обрывки рассказа о церемонии, и что нам повезло, теперь-то нас точно пустят в храм вместе со "служащим".
Вот хитрая скотина! Тут мне стал понятен весь цирк с липовой проверкой билетов, рисовыми зернышками и т.д.
- Слушай, да это же пресловутый "гид". Надо его посылать резко.
С нас как-будто спала пелена и морок, насланный балийскими демонами, которым наверняка поклоняются гиды в своем профессиональном храме.
- Ноу, сенкс, ноу! - выдал я первое заклинание из спасительного LP.
Для нашего гида этот спелл оказался слишком слабым. Путем повторения фразы раз десять сила ее не увеличилась. Гид упрямо плелся за нами и бубнил заученные слова про церемонию, и что нас сейчас развернут обратно.
Как ни странно, но спас нас другой гид. Видимо мы перешли невидимую границу, где начиналась уже его сфера влияния. Теперь он шел рядом с нами и рассказывал очередную историю, что неместным вход запрещен. Через сто метров его сменил третий гид. Вся эта эстафета начинала утомлять. И тут я решил, что пришло время использовать ядерное оружие:
- Лив ас элоун! - твердо и с достоинством произнес я гиду в лицо.
Волшебная фраза подействовала на все сто процентов. Гид мигом испарился. Магия LP сработала.
Итак, мы наконец прорвались ко входу к веренице храмов комплекса Пура Бесаких. Перед нами вздымалась высокая и широкая лестница. У подножия тусовалось несколько русских девушек. Мы на всякий случай уточнили, точно ли можно свободно гулять по комплексу. Они подтвердили, что спокойно везде шлялись без всяких гидов. Путь был свободен, вперед! Мы медленно поднимались по лестнице, по ходу делая фотки. Мой товарищ даже наснимал несколько панорам (самый бесполезный вид фоток на мой взгляд). Виды были действительно отличные.
Верх лестницы венчали традиционные ворота Чанди Бентар в виде расколотой, раздвоенной башни. Сразу за воротами сидела дружная и колоритная четверка балийцев. Я прошел мимо них и стал снимать дальше.
- Стоп! Дальше нельзя, - донеслось до меня.
Я внимательно рассмотрел четверку. Лучшее слово для их характеристики, пожалуй, будет гопота. В центре восседал босс. Он был внешне дохлый, но имел хитрую и наглую рожу. Несмотря на жару, он для солидности был одет в брутальную кожанную куртку. По бокам от него сидело два бычары, рожи у них были откормленные, тупые и недобрые, этакие тролли. Четвертый из компании преградил мне путь. Он был неплохо раскачен и дерзок на вид.
- Stop! - еще раз повторил он.
- WHY? - звучало это несколько глупо, но умнее ничего в голову не пришло.
- We are Temple Guards! - это уже было вторая коронная фраза за день.
Тут подошел Диман. Он сразу включил свой дар убеждения и разводок. Весь этот дискурс был крайне похож на обычное российское "Вы с какого раёна?". Наш район стражам явно не нравился.
- Докажите, что вы "темпл гвардс", - требовал мой товарищ.
В ответ качок закатал и так короткий рукав футболки и продемонстрировал рельефную бицуху. Но опытного Димана таким было не пронять. Подобно Шварцу в "Красной жаре" он еще раз потребовал:
- Какие ваши доказательство?
Босс стал рыться в барсетке (да, все как надо, у него была даже барсетка) и по очереди предъявлять нам различные ксивы. К его несчастью они все были на английском. Про "темпл гвардс" там не было ни слова. Наконец он победно предъявил карточку на индонезийском.
- Пацаны, вообще-то мы можем вас проводить дальше. Это будет стоить 100000 рупий (~10 баксов).
Но мы пошли на принцип. Под конец цена упала в три раза, но мы решили не давать упырям ни копейки.
Вокруг больше не было ни души. Прорываться дальше смысла не было. Мы спустились, и я еще раз проверил инфу от LP. Ну да внутрь храмов заходить нельзя, но по комплексу гулять можно свободно. Но впереди была преграда в виде стражей. Перспектива валить три часа обратно, так ничего и не посмотрев, вообще не улыбала. И тут я случайно увидел неприметную дорожку в обход. Я еще раз сверился с путеводителем и понял, что мы пытались ломиться в главное святилище Пура Пенатаран Агунг. А эта дорожка как раз ведет вглубь комплекса. Сразу возникло искушение вернуться к четырем гопникам - стражам и проникнуть внутрь главного храма. Но в итоге решили, что все-таки некошерно пользоваться балийской коррупцией и нарушать их обычаи. Да, и впереди была еще огромная территория для осмотра.
Признаться, все эти разборки со стражами и гидами нас совсем не обломали. Наоборот мы получили отличный заряд легкого адреналина. Такой вот местный колорит. Правда на трипэдвайзере буржуи со мной не согласны, там есть несколько просто фееричных отзывов - нытья. Ладно хватит графомании, давайте покажу несколько картинок.
Тот самый неприступный храм, который надежно охраняют "темпл гвардс".
Виды на окрестности с его вершины.
А это дорожка вглубь комплекса, которую мы сначала не заметили.
Меру. Я уже писал, что чем больше ярусов тем круче. В Пура Бесаких попадаются меру с максимальным возможным количеством ярусов, т.е. 11-ти этажные.
А вот как раз сарай с тюками листьев пальмы для покрытия крыш этих самых меру.
Пура Бесаких находится на высоте примерно 1 км. Природа тут уже более привычная для нас. "На севере диком стоит одиноко..." и все такое.
Как и везде по Бали, храмы украшены многочисленными статуями демонов и божков.
Я воспитан в рамках иудео-христианской культуры. И конечно все это засилие идолов кажется несколько диковатым. Чувствуешь себя здесь чужаком, особенно учитывая, что мы поехали в Пура Бесаких ровно на Рождество.
Как и везде в индуизме, свастика весьма котируется.
Попадаются совершенно дикие уголки. Почти Камбоджа. Чем выше забираешься, тем круче становятся виды.
Несколько фоток бытовухи. Я выше отметил, что с поиском еды у нас были проблемы. Зато обратный процесс тут гораздо более хорошо благоустроен. Сортиры буквально на каждом шагу. Местные делают на этом свой мелкий гешефт. В каждом (!) доме есть обязательный хотя и несколько примитивный (дырка в полу плюс ведро с ковшиком) платный туалет.
Кладбище кокосов. Интересно, что балийцы к этому ореху не испытывают никакого пиитета. Выпивается сок, все остальное выбрасывается. Когда мой товарищ стал выяснять, где можно найти зрелый кокос "чтобы погрызть" на него смотрели, как на чудака. Очередной остряк таксист заметил, что у них на Бали вообще-то не принято грызть камни.
А в таких клетках-корзинах перевозят кур.
Это лестница мне приглянулась.
Сарасвати и ее лапчатое средство передвижения.
На этом заканчиваю. На мой взгляд стоящее место. Да, далековато от основных туристических загонов, да, местные слегка навязчивы. Но все равно здесь есть, что посмотреть. Даже абстрагируясь от храмов: горы, виды, природа вокруг - все очень достойно. Пура Бесаких мне понравилась.
11/04/2011 12:16
Материалы по теме
- Страны: Индонезия
- Регионы: Остров Бали
- Отзыв о поездке: Были на Бали, ноябрь 2010
- Отзыв о поездке: Боробудур - сплошная загадка, сентябрь 2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.