Филиппины: о. Палаван (Palawan Island), часть 1



    Филиппины для нас начались с аэропорта в Маниле.

    Манила нас встретила жаркой погодой с которой и началось наше лето в январе. Огромный город с большим количеством небоскребов не уступающих Гонконгу. Короче, Манилу мы видели из окна аэропорта и длинного рассказа не получится.

    Некуда вставить, но немогу не отметить. Разные моды на женихов и невест как-то всегда проходили мимо меня не особо обращая на себя внимание.

    После распада "совка" было модно свалить на запад, на западе пошла мода на русских невест, что готовят борщи и имеют "загадочную душу". На Филипинах не просто видна а даже бросается в глаза мода на местных жен у европейцев. Причем для местных невест выскочить замуж и свалить в Европу ÷ вершина успеха. Хотя и оставшись на исторической родине они невнакладе. "Белые" мужички предпенсионного возраста с филипинской куколкой довольно частое явление. В аэропорту таких было много, по некоторым было видно что они познакомились в интернете и это их первые дни вместе. Девочке до тридцати и мальчику до пятидесяти. Каждым движением она демонстрирует преданность и любовь, а он снова молод и крепок как серфингист. "На гребне волны: Второй приход". У нас на острове будет ещё встреча с такими парами.

    А вот Палаван (Palawan) с его столицей Puerto Princesa мы запомним.

    В аэропорту нас встретили и на Mitsubishi Pajero доставили в наш отель. Трансфер как положено. Ну от транспорта на острове я ввосторге! Никогда не думал что моторизированная куча хлама может быть не только средством передвижения но и такси и предметом тюнинга. Автобусы. Ну это просто воплощение представления о прекрасном среднего палаванского водителя. Для более четкого представления возмите Jeep Wrangler, Willis 1944 или Toyota LandCruiser 1970x, морду оставьте а кузов растяните до размеров "ПАЗика". Украсьте орнаментами местного калорита и облепите пассажирами по бикам, сзади ну и особо уважемых членов общества подсадите на крышу. Таких снимков полно когда идет речь об Африке. Не, тут всё также. Не стану говорить про всю страну. Я буду описывать остров Palawan и город в которм мы остановились на два дня Puerto Princesa. Это город откуда туристу разходятся кто куда. Туристов тут не то чтобы много но мы их видели. В Индонезии нас поразило количество мопедов. Вот ровно столько у них на Палаване "трициклов". Трицикл это мопед типа "Riga 13" дизаина 1970. Они есть и новые но нынешние мопеды у них не в почете из за сложности крепления к нему коляски. коляска выполнена как платформа с двумя скамейками где по два человека на скамеечке сидят друг напротив друга. Пятый сидит за водилой мопеда как женщина верхом в начале века. Держаться приходится за всё что возможно. Добраться с окраины до центра на таком "такси" стоит 40 их песо, меньше доллара. Весело и калоритно. Мы часто брали их. Они везде и помногу. Причем я на сто пудов, уверен что 40 это цена для туриста. Других такси я не видел. Ездят на Палаване как хотят. Без нервов, без правил и главное без аварий. Все очень берегут свои средства передвижения. Они все старые, обветшалые и ржавые, но не битые и не помятые. "Тюненые" трицыклы надо видеть! Почемуто только белые и это просто какоето истинное воплощение аэродинамики и функционализма. следующим по совершенству форм идет нечто среднее между чемоданом и трансформатором.

    Смех смехом, а живут они хорошо, и я им где то даже по-людски позавидовал. Смотришь на их "бизнес" и прямо видишь как этот предприниматель решил открыть дело, взял кусок жести, написал на нем пальцем двумя красками "БМВ центэр тут", приписал чтоб искали его после обеда у поварихи Марты что за рынком, дальше сиди и живи себе.

    Куча лавок и магазинчиков для туристов. Самим им для себя кроме продуктов и бензина ни чего не надо. Одежды поминимуму, всё что мы вдели в "бутиках" на прохожих мы не видели. Полная самодостаточность. Люди очень хорошие, нам понравились. Ближе всего они по определению к детской непринужденности. Хорошие, честные люди, очень милые в своем замедленном ритме. В устройстве их быта вѕе не так как должно быть, а так как есть и если что надо то надо спросить, если есть то есть, если нет то не судьба. Им будет очень странно, что турист расстроился или недоволен тем, что в "бутике " нет возможности платить ВИЗой.

    Все проявления современной цивилизации на острове гротесково смешны.

    В данном случае - не самые лучшие проявления. Например, меры по борьбе с терроризмом привели к тому, что обыскивают всех при входе в супермаркет. Здесь он не прям уж супер, но довольно большой, европейский и единственный. Охранники обыскивая "прихожан супермаркета" перебрасывается с ними шутками и наверное новостями. Внутри маркета прямо между кассами и стелажами товаров мы застали "плод извращенного мозга маркетолога": анимационное шоу работников магазина. Они исполняли нечто среднее между групповым танцем девочек из команды поддержки и физкультурной минуткой на советских предприятиях. Идиотизм происходящего понимали абсолютно все. И те кто исполнял эту оду преданности и верности родному бренду NCCC и посетители магазина которым именно сейчас в разгар жары и суеты после рабочего дня так не хватает этого жгучего шоу в макаронном отделе. Речевка закончилась они похлопали сами себе и вернулись ко своим занятиям, чему посетители обрадовались больше всего.

    Цены. Цены есть. Они написаны как везде в нижнем правом углу ценника под штрих кодом. Но! Что жто за волшебные цифры! Вначале мы даже думали, что это какие-то коды местного значения, типа маркировки группы товара. Ну разве можно купить в супермаркете, в подарочной коробке с фольгированным теснением семилетний или пятнадцатилетний (как потом оказалось отличный) ром, 0,7 Литра и всего за два американских доллара. Из-за южного давления на Филипинах как и в Турции нет похмелья в его ужасном виде как у нас в европейской зоне. Ну вобщем дорогая дорога в рай окупается.

    На другой день, по заказу детей, мы отправились в местные пещеры, в так называемую "подземную реку" (Underground River). Стандартная программа включает в себя транспорт, осмотр, обед и возвращение. Этот пункт достопримечательности работает конкретно на местную управу поэтому бюрократический механизм довольно запутан как нам показалось поначалу, а соответственно и подозрителен как всё что предлагается туристу в бедной стране. Как только мы сказали что готовы ехать завтра в пещеру, то денег они захотели сразу. Немного но захотели. Потом на ломаном английском с диким акцентом нам обьяснили какую÷то запутанную схему. После нескольких минут уточнений мы выяснили что "Полный пакет" отличается от "Индивидуально набранных пунктов" только дороговизной, которая ни чего не дает. Простая ставка на инертность представлений европейца. На самом деле timeline был таков: Мы сразу забранировали места в пещёру, ехали до неё два часа, купили доступ в пещеру, купили билеты на лодке до пещеры и обратно, предьявив доступ в пещеру нас посадили на вёсельные лодки и мы пол часа плыли в темноте с фонариком рассматривая причудливые фигурки из минералов. В трех словах пещеру можно описать как говорят проводники "Stalactita, Stalagmita and Bat Shit'a". Но как элемент движухи и детям понравилось. После выхода из пещеры мы искупались на пляже прибытия. Это оказалось запрещено, но я доказал гиду что вывески надо ставить должным образом. Запре глупый и сам гид это понимал. Обед. Обед был как всегда на Филипинах: сытный, натуральный и очень вкусный. Два часа возвращения были посвящены борьбе со сном. Мы проиграли. Тем более сказывалась разница во времени.

    Дорога из отеля и обратно (70 USD микроавтобус ), мы поблагодарили водителя, дали на чай и переодевшись в отеле отправились снова в город. Снова пойманный трицикл доставил нас на известное в городе место торговли всякой всячиной и сувенирами. Мы 'то место для себя для памяти называли "Чанга-Чанга" от детской песенки о Чунга-Чанге. Гласная изменена но местные сраз поняли что мы имели ввиду. Место где все сувениры собраны в одном месте. Накупив зубов от местных чудищ, масок и жемчуга для всех знакомых жены, мы отправились в ресторан.

    Ну прям обилия уютных ресторанчиков о которых писали в нэте мы не нашли. Забегаловок типа китайских и макдоналдсов аля бомжэ было много. А вот уютных нам попалось три. Кстати вечером они забиты местными жителями. В один мы не попали, другой нас принял пустым и потом зарос посетителями и в одном мы чуть подождали пока освободится романтическое местечко. Ну вы можете представить цены в ресторане если его посещают местные жители? Самое трудное это дознаться что именно скрывается под диквенным названием блюда, но цена за него позволяет делать эксперименты и открытия. набрали мы себе всего что душа пожелала, почти всё оказалось чемно знакомым но очень вкусным. Поели вчетвером, попили пива, вина, котейли, десерты ÷ всё встало чтото около долларов сорока. Отблагодарив щедрыми чаевыми всю страну за их цены в лице оффицианта мы побрели дальше по вечернему городу заглядывая в попутные магазинчики. Щедрыми, чаевые являются в соотношении со всем счетом, так как щедрые чаевые по нашим меркам могут сделать оффицианта либо заикой либо дать ему социальную заиту месяца на три в случае потери работы. Так что баловать филипинцев не надо.

    На следующий день мы отправились на свой остров. Часть чемоданов с вещами которые нам не понадобятся на острове мы оставили в отеле. Всё равно возвращаться. Из отеля три часа на микроавтобусе до рыбацкой деревни, оттуда на лодке до острова. Дорога была та же что и к пещере и только на половине пути мы куда то свернули и из окна мы наблюдали уже другие деревни. Сам остров Палаван вытянут с севера на юг и наша дорога вела вдоль побережья. Участки дороги в горах завораживали своими пейзажами. Остров вулканического происхождения и достаточно гористый. Дороги восновном выложены бетонными плитами. Асфальта было мало и видно что везде он довольно свежий. А не свежим он не может быть из того что его размывают горные селевые потоки рыжей грязи. В местах сильных потоков которые пересекают транспортные пути, бульдозеры и экскаваторы не увозят. Они так и стоят там в ожидании следующего сезона. Вопли интернетюзеров о том что "У них тут вообще нет дорог" оказалось фигней. За два часа пути у нас был только один участок грунтовой дороги длинной не больше километра. После часа пути наши проводники без всяких оговорок или предупреждений вышли из машины оставив двигатель работающим для кондишки, заказали себе обед, поели и дальше продолжили путь. С другой стороны а что тут такого, люди поели, какой смысл нам что то обьяснять если нет ни рсписания ни обязательст и по человечески почему мы должны быть против.

    Для младшего сына, Алана, поездка оказалась не очень приятной. Узкие дороги, извилистые, привели к тошноте. В барчике у дороги где перекусили водила и проводник, мы купили несколько бутылок Кокаколы. Надо отдать должное что как средство от тошноты Кокакола реально эффективна. Обычно мы не даем детям эту гадость, но теперь они прочухали конкретно как можно получить от родителей кокаколы симитировав тошноту. Но тогда было всё понастоящему, и ехать нам ещё оставолось около полтра часов или больше. Эта поездка была настоящим испытанием и для Аили. Она не терпит "лихаческой" езды и превышения скорости на незнакомой дороге. Лихачили тут все, дорога тут всем ÷ "мать родная".

    О езде. Филипинцы как все (кроме "цивилизованных" народов) ездят не по жестким правилам, а по ситуации. Главное ни кому не навредить и не покалечить. Хотя внешне езда не похожа на то что они к этому стремятся. Постоянные сигналы горном означают: "Внимание, я здесь". Они не ругаются сигналом и не раздражаются на "торможение" других. Если филипинец понял что сыр÷бор изза него он либо делает делавой вид либо широко улыбается. Влюбом случае никто не вылезает из форточки чтоб наорать на крестьянина насложсаясь своей правотой.

    Самой незабываемой частью дороги был отрезок километров 5÷6 грунтовой дороги вдоль отвесных обрывов поросших джунглями. Изза густой поросли страха упасть вниз не было. Деревья и кусты скрывали истинную глубину ущелья и казалось что они способны выдержать даже небольшой автобус. А вот за отсутствие дождей имело смысл поблагодарить Всемогущего. Полчаса дождя и дорога бы превратилась в глиняное месиво, скользить по которому было бы невозможно, а учитывая угол наклона дорог ÷ чистое самоубийство. Благополучно преодолев горный хребет мы очутились на ровнине примыкающей к морю. Широкие рисовые поля, избушки на деревянных сваях, бабмбуковые заборы и полное отсутствие техники, а вернее заброшеных останков её (как это часто принято у нас ) создавало ощущение сказки где люди живут в гармонии с природой а пищей их снабжают добрые звери за капельку человеческой ласки. Мы были удивлены что через километр мы вьехали в рыбазкийпоселок с бетонной пристанью, рынком, почтой и даже избушкой с представительством мстной мобильной сети. За решеткой на окне кроме конфет и сигарет были карточки для телефонов, а плакат с рекламой выгодных тарифов связи с возможностью передачи цифровых данных смотрелся почти анекдотично. Но было не справедливо умолчать о наличии хоть и простеньких но мобильных телефонов у населения. И впоследствии я уже привык к сигналам СМС у нашей кухарки. Пора уже привыкать что мобильная связь уже не показатель благосостояния народа и постепенно переходит в отдел мозга где у нас находится электричество. Вспоминаю как я себя поимал на этом на Бали: мы с семьей шли по рынку и миленькие чумазые детишки что то мяукали нам зазывая в свою лавченку, а когда поняли что мы просто идем на пляж, то потеряв к нам интерес просто вернулись к своему ЛАПТОПУ! Очень колоритенько смотрелся интерфейс Windows Vista с лаптопом на полу индонезийской забегаловки. Так что внешний быт меняется медленнее тех.прогресса. Босые ноги и драные штаны не отрицают наличие iPhona в одном из карманов.

    Перед посадкой в автобус в отеле хозяйка нашей виллы предупредила нас о резком рыбном запахе в рыбацкой деревне. Не зная когда мы уже приедем я внюхивался в воздух пытаясь по концентрации запаха установить время приезда. Мы остановились и водитель обьявил конечную остановку. Старнно, подумал я, рыбой почти не пахло, наверное хозяйка перестраховалась или скокетничала думая что мы европейские снобы. Я помог маленьким филипинцам перетащить наши "гигантские" чемоданы из автобуса на берег моря к лодке. И вот тут я и понял о каком запахе нас предупреждала хозяйка. Да, это была рыба. Это были длинные стеллажи разложеной на солнце рыбки типа "корюшки". Запах был практически только вблизи. У моря жто был же запах на который практически не обращаешь внимание. Мы перетаскиваем вещи на лодку. Море теплое как тазу. Восторжено приподнятое настроение, мы сидим в диковенной лодке как герои сюжета "Клуба путешественников". Всматриваясь в очертания островов мы гадаем какой из них наш. Само выражение "наш остров", не просто общее, а именно прямое и досихпор ещё понастоящему неосознанное. "Капитан" обмотал веревочкой стартер, резко дернул и судя по звуку, небольшой моторчик начал пыхтеть и ворочить винт нашей лодки. Небольшие волны, средняя качка, брызги в лицо, изумрудное море, жаркое солнце ÷ всё, всё вокруг пристально спрашивало нас "Ну что, веришь?!! " Так хотелось встать, утереться от солёных брызг, снят0 ссебя майку и кричать "Веерююю!!". Если бы нас снимали со строны то было бы видно как мы все несговариваясь улыбаемся. За двадцать минут мы достигли острова и обогнув его вошли в бухту. По пути наши пацаны не раз вскрикивали с воссторгом отмечая прозрачность воды и видимость рифов и скал под водой. Бухта наредкость уютна. Она практически кольцом, разорванным для входа, окружена горами поросшими джунглями. Только сравнительно небольшая глубина непозволила древним мореплавателям сделать здесь порт или пиратскую стоянку.

    Всё как было на картинке. Все оказалось намного лучше, чем на саите у хозяйки.

    gsmhero
    17/01/2010 19:23


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости с Филиппин

    29.01.24 IRAERO начала продавать билеты на перелеты из Иркутска в Манилу
    02.08.23 Президент Филиппин отменил антикоронавирусные ограничения
    28.07.23 На Филиппинах запущен портал иммиграционных услуг
    19.07.23 Филиппины введут новую систему электронных виз
    12.04.23 Филиппины меняют правила выезда из страны
    28.05.22 Филиппины отменяют ПЦР-тест для некоторых туристов
    12.08.20 На Филиппинах авиапассажиров заставят носить не только маски, но и экраны
    21.05.20 AirAsia сделала киоски саморегистрации бесконтактными
    13.11.18 Тариф дня: Москва - Манила и Джакарта у Qatar Airways - от 33608 рублей
    23.08.18 Остров Боракай вновь станет доступен туристам