Конец октября на севере - это очень глубокая осень... Наш маленький Кольский полуостров погружается во тьму... Утром все труднее и труднее просыпаться... После работы только одно желание - принять горячую ванну с какой-нибудь душистой пеной, закутаться в плед и вполглаза смотреть телевизор... Биоритмы замедляются, организм медленно клонит ко сну... Надвигается полярная ночь... Я засыпаю... засыпаю... засыпаю...
И вдруг... Это самое "ВДРУГ" всегда врывается в нашу жизнь не спрашивая разрешения и заставляет жить своими интересами. "Машка, едешь с нами в Варзугу?" "Конечно, еду, могли бы об этом и не спрашивать!!!" Спать буду зимой.
Свершилось! Теперь я увижу Успенскую церковь не на деревянном панно, которое в моем детстве висело в нашей гостиной, а воочию, глазками.
Поездка рассчитана на два дня, рано утром в субботу выезжаем, возвращаемся домой в воскресенье вечером. Маршрут следующий: Кировск-Апатиты-Кандалакша-Умба-с.ОленИцы-с.КашкарАнцы-с.Варзуга и обратно (действие происходит в Мурманской области).
День первый: по вышеуказанному маршруту с посещением всех сел доезжаем до Варзуги, вечером из Варзуги в Умбу на турбазу. На турбазе - баня, ужин в поморском стиле, сон.
День второй: экскурсия по Умбе, посещение рыбаков для приобретения семги (возвращаться из таких мест без рыбы просто неприлично), возвращение на турбазу на прощальный обед, гадание на козулях и домой. Поездка была организована, так сказать, по знакомству, поэтому мы просто ознакомились с маршрутом и сдали деньги. Всегда бы так... А теперь приготовьтесь - сейчас я буду долго и занудно (если получится, конечно) рассказывать про историю Терского берега, про христианские святыни Кольского Севера, про Рыбу, Умную Собаку и пересечение Полярного круга в кромешной темноте.
День первый
Раннее утро. Стою с сумкой у подъезда. Одна. Совсем одна. Даже собачников еще нет. И тут во двор въезжает "газель" веселенького желтого цвета с зелеными буквами на борту - "Народный контроль". Откуда наши организаторы взяли это чудо, я так и не добилась. Но было очень комичное зрелище, когда наш "Народный контроль" приехал к рыбакам (читай - к браконьерам) за семгой. Нашему гиду Ирине пришлось выйти из машины и долго объяснять, то здесь все свои. Компания наша был небольшой, но очень дружной и веселой: зачинщица поездки с 10-летним племянником и мамой, две миниатюрные девушки в сапожках на высоченных каблуках, я и еще одна дама- завсегдатай подобных поездок, со своим 9-летним сыном."Я Вас где-то видел", - сказал мне водитель, спустя несколько минут поездки. Может быть, может быть, город у нас маленький, видимо, где-то встречались.
Теперь немного подробнее о том, куда мы, собственно говоря, едем. Конечная цель нашего путешествия - село ВАрзуга. Это самое древнее поселение на Кольском Севере. Первое упоминание о "Варзуге погосте" сохранилось в новгородской летописи 1419 года. Варзуга старше Колы на 100 лет и старше Мурманска на 450 лет (Кола - это небольшой город в 10 минутах езды от Мурманска, Мурманск - наш областной центр). Село расположено на реке Варзуга недалеко от ее впадения в Белое море. На правом берегу реки (Пречистенском или Успенском) находится та самая знаменитая летняя шатровая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Данное здание церкви возведено в 1674 году местными мастерами без единого гвоздя и дошло до наших дней в первозданном виде. Но несколько лет назад церковь стала превращаться в "Пизанскую башню" - сгнили бревна в основании. Было брошено много усилий на реконструкцию - по современным финским технологиям было решено "закачать" под фундамент церкви бетон, чтобы остановить проседание и падение. Сделали. Не помогло. И тогда решили по старинке - разобрали все по бревнышкам, заменили сгнившие и все обратно собрали. Когда мы посещали Варзугу, Успенская церковь была закрыта для посещения, внутрь мы не попали и знаменитый резной иконостас не увидели. Служба ведется в соседней, Афанасьевской церкви. В ней находятся иконы из Успенской церкви: Ахтырская икона Божьей Матери и икона Тихвинской Божьей Матери (Мурманской) - точный список с Тихвинской иконы, которая, как известно, была покровительницей Северных земель православной Руси.
Та южная часть Кольского полуострова, где мы сейчас едем - побережье Белого моря, называется Терским берегом. Откуда такое название: по мнению разных исследователей -Тер- расшифровывается либо как "высокий берег" (по-фински тэрма), либо как "житель" (по-ненецки тер). Еще в 13 веке новгородский князь в реестре своих владений упоминает волость Тре. Здесь издавна жила особая этнографическая группа русского народа - терские поморы. Что это за люди и откуда они здесь взялись? Кто оставил знаменитые наскальные рисунки - "петроглифы" где то за 3-4 тысячи лет до н.э.? Первыми жителями Терского берега были саами. Норвежские викинги во главе с Оттаром приходили на Терский берег на своих кораблях еще в 9 веке н.э. Они называли эту землю Бъярмия (Бъярмаланд). В дальнейшем эту территорию заселяли карелы, архангелогородцы, новгородцы. Одни бежали вглубь полуострова от нашествия "мурманов" - норвежцев и викингов (отсюда берет свое начало легенда о камне эвдиалите - окаменевшей лопарской крови, пролитой в борьбе против врагов, камень так и называется "лопарская кровь"), другие приезжали в поисках богатств и скорых денег. Выходцев из Архангельской губернии называли "ваганы", а все поморское население Терского берега - "рокона", по наименованию традиционного длинного кафтана из грубого сукна.
Приезжали люди на время, а оставались насовсем, перевозили семьи, обустраивали быт. Лес, рыба, пушнина, морской зверь, соляные производства, охота, грибы, ягоды - все это могла дать в избытке суровая северная земля. В крупных северных реках - Умбе, Варзуге, Стрельне, - и в десятках мелких речушек добывали речной жемчуг, им богато украшены национальные женские костюмы и оклады икон. Но не только жемчугом знамениты северные реки. Семга, горбуша, кумжа, хариус - вот их главное богатство.
В эту поездку я узнала интересную для себя вещь - собственно "рыбой" в этих краях называют только семгу. Все остальное - по наименованию. Диалог может выглядеть так:
Покупатель: - Рыба есть?
Продавец: - Нет.
Покупатель: - А это тогда что?
Продавец: - Это палтус, треска, пикша. А Рыбы нет.
Т.е. нет именно семги, только ее называют Рыбой.
И слово "Лукоморье" тоже отсюда родом. На Кольском Севере подати и налоги начислялись не с сохи или плуга, как на Руси, а с охотника, владеющего промысловым орудием - луком. В дальнейшем система была видоизменена: луками стали называть все хозяйственные промыслы и угодья ("ловни" - рыболовецкие тони , выпасы - "тереба" и др.) Луковладение и система экономических отношений через "лук" и дали жизнь слову "Лукоморье". Лукоморье - одно из названий Кольского Поморья. Кстати, Белое море тогда носило название Море-Окиян, а позже именовалось и Студеным, и Соловецким, и Северным. Несколько часов поездки пролетели незаметно, вот мы уже и в Умбе. Здесь к нам присоединяется Ирина, наш гид на ближайшие два дня. Ирина представляет турфирму "Умба-Дискавери". С большой любовью она знакомила нас с местными достопримечательностями, с историей Терского края, отвечала на все наши вопросы. Настоящий фанат своего дела. И хотя в первый день информация была исключительно на церковную тему, это абсолютно не напрягало. Даже было интересно узнать, что же творилось на территории области несколько веков назад, как жили люди, кого почитали и кому поклонялись. Через час общения Ирина пристально посмотрела на меня: "Я Вас где-то видела". Видеть раньше она меня никак не могла. Значит, сделали мы вывод, у меня типично туристическое выражение лица, для всех гидов я "их клиент".
Первая небольшая остановка - дом кузнеца Николая в селе Оленицы. Официально Николай Дмитриевич кузнец. Нас пустили в кузню, а там... Да, все что положено там куется и производится, но Николай Дмитриевич не просто кузнец, он делает предметы церковного убранства. Большие виноградные грозди, затейливые изогнутые подсвечники - все это мы еще увидим в Афанасьевской церкви в Варзуге. Сначала все эти шарики и завитушки не производят особого впечатления, но когда мы увидели готовый аналой в церкви, то были поражены мастерством этого человека.
Дальше - больше. У дома кузнеца импровизированная стоянка машин, есть даже микроавтобус. Оказалось, что Николай Дмитриевич еще и народный целитель, в очередь к нему записываются заранее. Ради Ирины и наших горящих глаз Николай Дмитриевич сделал перерыв в лечении очередного пациента и пообщался с нами. Мальчишки просто повисли на нем. Растрогавшись, кузнец подарил каждому из нас по кристаллу глендонита или, по-простому, беломорской рогульки. Это очень интересный по форме минерал, похож на шар с толстыми неколючими шипами. "Растет" он в северных реках, но там он выглядит иначе - как простой гладкий круглый камень. Если его разбить, вот внутри и будет эта самая рогулька. А еще очень красиво разрезать гладкий камень по диаметру, отшлифовать его - внутри рогулька будет смотреться как звезда. Эту рогульку используют в лечебных целях, нагревают и прикладывают к больному месту. Но я к таким вещам отношусь скептически, поэтому рогулька эта сейчас только украшение интерьера.
Следующий населенный пункт на нашем пути - село КашкарАнцы. Сейчас необходимо сделать небольшое отступление и рассказать об истории самого села, Тихвинской церкви и о трех кольских святых.
Я имею представление и о Ксении Петербургской, и о Матрене Московской, но святые моего края - это белый лист бумаги. Оказывается, на Кольском Севере издавна поклонялись трем святым - Аксию, Авксентию и Тарасию. Раньше всех появился на Кольской земле Аксий (имя Аксий не канонично, предполагается, что полное святое имя первого кашкаранского инока было Астерий). Села Кашкаранцы еще не было, а на мыс Кашкаранский наволок уже приходили люди на промысел морского зверя и на ловлю рыбы. Монаший скит, где жил монах Аксий, был в свое время основан монахами Николо-Карельского монастыря (этот монастырь находился в устье реки Двины в Архангельской области). Монахи-архангелогородцы были традиционно хорошими мореходами и имели поселения на берегах Кольского п-ва. На своих кораблях они ходили вокруг него, даже заходили в Колу. И вот в ходе миссионерского освоения поморских земель и был построен скит на Кашкаранском наволоке. У старца просили удачи рыбаки в тяжелом морском деле. А прославился Аксий тем, что своими молитвами лечил цингу (в те времена еще не было понятия "витамин С" и с цингой боролись только молитвами). Вскоре Аксий сам заболел и умер. Это событие глубоко опечалило терских промышленников. Каждый из них посчитал необходимым попрощаться с почившим кашкаранским подвижником. И тут все стали замечать, что кто бы из больных цингой не приходил к гробу попрощаться с усопшим монахом, от гроба отходили уже здоровыми. И таким образом болезнь на всем берегу отступила и более не распространялась.
Об этих чудесах исцеления стало известно духовным властям Соловецкого монастыря. Ими было принято решение захоронить Аксия у себя на Соловках.
Поморский кАрбас с телом почившего монаха в ночь "при способном ветре" отошел от Кашкаранского наволока с расчетом к утру быть на Соловках. Шли под парусами всю ночь, а на рассвете обнаружили, что они все еще стоят на месте. Для опытных северных мореходов такое событие явилось небывалым чудом и вызвало настоящее потрясение. Все произошедшее было истолковано как указание Божье о захоронении тела инока именно здесь, в Кашкаранцах. Место могилы стало весьма почитаемо всеми промышленниками, приходившими в эти края на лов.
А что сделали Авксентий и Тарасий, что их признали святыми? Если Аксий изгнал из края цингу, то Авксентий и Тарасий имели власть над местными "нечистыми духами". Их молитвами были прекращены жуткие ночные видения, явления древних покойников и прочих привидений. Кашкаранские тони всегда считались особенно нечистым местом. Над могилой Аксия, Авксентия и Тарасия были поставлены кресты и захоронение это очень почиталось поморским людом. Считалось, что для благополучного промысла морского зверя и рыбы нужно помолиться у могил кашкаранских иноков.
В дальнейшем над могилой трех святых появляется часовня, а затем и церковь. Церковь была освящена в честь Явления иконы Тихвинской Божьей Матери. Именно Явления, а не просто иконы. Что нам рассказала Ирина: в 16 веке среди поморских добытчиков морского зверя распространилось известие о чудесном спасении одной промысловой артели. 23 промышленника добывали морского зверя на весьма далеком расстоянии от берега. Зима пришла внезапно (как это знакомо современным горожанам!!), налетел шторм. Артель высадилась на безлюдном берегу. Есть было нечего, в море по причине погоды не выйти. Стали появляться мысли о смерти. Но тут рыбаки вспомнили, что им рассказывали о чудотворной иконе Божьей Матери в славном Тихвинском монастыре, что эта икона творит чудеса. И стали рыбаки молиться от избавления от голодной смерти. Однажды ночью одному из промышленников явилась пресвятая Богородица и дала повеление утолять голод травой, растущей на берегу. Называлась та травка "пучка". Богородица одобрила несчастных словами о скором избавлении от приключившейся беды. Очнувшись ото сна, рассказал дивный сон своим товарищам, и промышленники стали есть траву. И была трава необычайно вкусной и сытной. Артельщики дали обет перед господом, что как только избавятся этого плена, то дойдут до святой Тихвинской обители и поклонятся дивному образу. Через 20 дней погода улучшилась, ветер переменился. Мореходы достигли родных берегов и в благодарность за спасение поставили в Кашкаранцах первую часовню, как раз над могилами трех святых. Часовня была срублена очень вместительная, т.к. многочисленные промысловые артели, прежде чем уйти в море на опасный промысел, молились Божьей Матери Одигитрии Тихвинской и как прежде просили помощи у трех Преподобных иноков.
В 19 веке с расширением рыбацкого поселения в Кашкаранцах, часовня была перестроена в церковь. Но случился по неизвестной причине большой пожар и церковь сгорела. В огне погибло все убранство церкви, уцелела лишь Тихвинская икона Божьей Матери и икона святого Николая Чудотворца. Когда мы еще весной с подругой были в Тихвине в монастыре, то тамошний гид рассказывала нам, что все тихвинские храмы (т.е., имеющие икону Тихвинской Богоматери) повелением Царицы Небесной регулярно "очищаются огнем" из-за умножения людских грехов. Рассказы двух гидов пересеклись между собой.
Осталось село без храма. Средств на постройку нового нет. И как вы думаете разрешилась сия проблема? Кто дал деньги? Польский купец, некий Конрад Галтер. Причем здесь католик - поляк? Мало мы им наваляли в 1612 году под Москвой? А купец этот на своем судне потерпел крушение в шторм, чудом достиг кашкаранского берега и был спасен жителями села. В благодарность за это польский купец дал денег на новую церковь. Здание это стоит и поныне.
Село встретило нас шквальным ветром, солеными морскими брызгами и окрестными пейзажами, напоминающими голландские гравюры трехвековой давности. На самом мысе, далеко выдающимся в море, стоит маяк. К слову сказать, из операторов мобильной связи здесь в почете МТС, его вышки повсюду. Ветер был такой, что все мы с удовольствием надели на головы платки и шапки, даже напоминать не пришлось. Церковь была закрыта, Ирина сходила за смотрительницей, нам впустили внутрь. В тишине, в полумраке слышно было только как капли воды шлепались о деревянный пол, стекая по проводам с прохудившейся крыши. Даже свет включать страшновато...
Когда то здесь был сельский клуб. В 1932 году комсомольские активисты провели перед церковью важное мероприятие - сожжение икон и церковной утвари. Сожгли почти все, но чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери как сквозь землю провалилась. Так ее и не нашли. Прошло 35 лет. Летом 1967 года четырехлетний мальчик, играя с друзьями, забежал в клуб. И вдруг, сам по себе, от стены отвалился стенд с фотографиями передовиков производства. Он упал прямо на мальчика, углом доски разбив ему губу. Ребенок заревел что было сил. Все сбежались ему на помощь. Но тут перед взором остолбеневших взрослых предстала удивительная картина - стенд оказался не стендом, а той самой иконой, которую не могли найти уже много лет. Я не сказала раньше, но икона Тихвинской Божьей Матери в этой церкви не такая, какой я привыкла видеть иконы. Богородица изображена в полный рост, поэтому неизвестный спаситель перевернул эту большую икону, покрасил веселой зелёненькой краской обратную сторону доски и ... прибил к деревянной стене храма образом внутрь. Получился добротный стенд. Вот так икона спаслась от огня. Кто был тот человек - неизвестно. Обнаруженную икону отправили в Варзугу, в Успенскую церковь и засунули на чердак. Еще 30 лет она пылилась там без дела, пока в России не стали восстанавливать церкви.
Из церковных окон видно море. Так необычно.
Смотрительница церкви рассказывает нам еще одну историю, связанную с чудесным спасением, но уже самого села. Дело было зимой 1888 года, в Крещенский сочельник. Жители села были напуганы странным гулом, хрустом и скрежетом. Гул перерос в грохот. Когда жители выбежали из домов, их взору открылась ужасная картина - со стороны моря на Кашкаранский берег двигалась огромная ледяная гора, высотой с современный 6-этажный дом. Самой непонятное то, что не было никакой причины для движения льда на берег, вообще было непонятно, как он двигался. Погода была тихая, ветра почти не было. В дальнейшем эту ситуацию анализировали русские географы и тоже не смогли дать никакого научного объяснения этому факту. Оставалось только одно объяснение, духовное - небывалый всплеск извечного и жестокого противостояния между силами христианства и мрачной силой тьмы, безраздельно владевшей этими землями с незапамятных времен.
Все мы, девочки, гадаем накануне Рождества. А почему именно в это время? Да потому что именно в это время открывается связь со сверхъестественными силами, со всякой нечистью. Вот и тогда "колдовское воинство лопарской богини ЛОухи" решило дать бой кашкаранским святыням.
У меня было такое ощущение, что я слушаю сказку. И не знала я раньше, что станция Октябрьской железной дороги под названием ЛОухи названа в честь местной языческой богини.
Короче, сказки сказками, а жить хочется. Поморы стали пытаться бороться со стихией - ставили подпорки из бревен, которые ломались как спички. Были раздавлены лодки (кАрбасы), дома и хозяйственные постройки. Священник обратился к народу, призвав всех собраться в церкви и всем миром вознести молитву о спасении села. Из Тихвинской церкви вышли крестным ходом с иконами, крестами и хоругвями. Впереди несли главную икону храма.
"...и вот встали люди перед ледяными громадами, впереди икону держат. Священник запел, люди подхватили народную песнь-молитву к Пресвятой Богородице. Рокочущая, страшная и неумолимая ледяная стихия приблизилась к стоящим насмерть в своей вере людям. И вдруг что-то произошло, что-то изменилось. Люди не сразу даже поняли что. А просто наступила тишина, лед встал".
Молитва была услышана. А утром, когда рассвело, стало возможным оценить масштаб разрушений. Ночное ледяное наступление шло на село с моря фронтом шириной около километра. От моря, от уже имеющейся полосы самых больших морских приловов, ледяные горы продвинулись вглубь суши на 150 метров.
Наслушавшись страшных историй, мы загрузились в свой "Народный контроль" и поехали на святой источник, грехи замаливать, и свои и чужие. Интересно получается - ехали просто посмотреть на Успенскую церковь, а получилась поездка по святым местам.
На 108-м километре дороги Умба - Варзуга установлен дорожный знак: направо указана тропа к часовне, а налево - к источнику. Чтобы добраться до источника, нужно пройти лесной тропой. Было бы лето - не вопрос, но в конце октября все усугубляется раскисшей от дождей почвой и освежающим душем, который получаешь каждый раз, как прикоснешься к деревьям или кустам. Две наши модницы, проваливаясь каблуками - шпильками в мягкую лесную почву, съезжая ногами по грязи с тропы в мокрую рыжую осеннюю траву, молча и целеустремленно шли к источнику. Приятно удивлена.
Источник как источник. Деревянный настил, небольшой веселый родничок, деревянный крест с иконой. Рядом с источником скамейка, на скамейке чашка. Вот, в общем-то, и все.
Воду из этого источника надо нести на могилу Безымянного инока Терского, после чего она будет исцелять от болезней и иных напастей. Может, эта вода и на самом деле обладает чудотворным действием, я не знаю. Но кое-кто из наших, в том числе и гид Ирина, набрали по 2-3 больших канистры
Часовня Безымянного Инока Терского находится недалеко от источника. Стоит прямо на берегу моря среди можжевельника. С погодой нам... то ли повезло, то ли не повезло, не знаю. Небо серое, периодически плюется дождем, мелким и нудным. Море холодное и свинцовое, как представлю, что меня накроет волной, так прямо бр-р-р. Ветер несильный, но заставляет застегивать куртку при выходе из машины. Да и перчатки явно не лишние. Но другой погоды мне бы не хотелось в эту поездку. Вот именно так и должно все быть. Сюрприз будет в Варзуге.
Часовня открыта всегда, зайти в нее может любой желающий. Помещение очень маленькое, даже кухня в "хрущевке" побольше будет. Напротив входа, как и положено, икона, свечи, лампадка.
Кто такой этот Безымянный Инок Терский? И снова Ирина громко и четко (слышно без микрофона) рассказывает нам преданья старины глубокой. Как-то рыбаки, выбирая невод, вытащили с ним на берег и тело инока в монашьем облачении. Удивление вызвало у рыбаков то, что тело было нетленным. Местные жители захотели, чтобы он был погребен по христианскому обычаю, но для того, чтобы отслужить панихиду, надо знать имя усопшего. Стали спрашивать по всем окрестным монастырям и скитам, не пропадал ли кто из братии. И выяснилась странная вещь: никто нигде не пропадал. Через несколько дней одному из рыбаков явился во сне сей монах и повелел похоронить его, указав при этом место на берегу. Рыбак сообщил о явленной во сне воле покойного, и тело погребли на указанном месте. На могильном кресте написали "Неизвестный инок", думая, что со временем имя монаха все же откроется. Через некоторое время на том месте стали замечать удивительные вещи, которых раньше не было: стала лучше ловиться рыба, стали происходить исцеления, забил ключ. Поняв, что это место святое, местное население поставило крест и часовню.
Около нынешней часовни обломки старой, серые обветренные морским ветром бревна. Но и на этих обломках установлен маленький крестик. Так мило.
Все, в Варзугу, в Варзугу!!! Осталось совсем чуть-чуть. Асфальтовая дорога кончилась, началась грунтовка. Вот вам и еще одно преимущество поездки осенью - летом мы бы задохнулись от пыли, а осенью все прибито дождем. Тут все внезапно вспомнили, что хорошо бы перекусить. "Вот доберемся до "Всходов коммунизма", там и пообедаем", - сказала Ирина. "Куда доберемся?". Оказывается, еще в 1930 году в Варзуге был образован колхоз и по моде того времени назван таким оптимистичным именем. Прошло время, а имя осталось. И менять его не собираются. Колхоз имеет статус рыболовецкого и занимается ловлей, переработкой и сбытом рыбной продукции. Под этим именем колхоз знают и в России и за рубежом, нашу семгу любят все. Поэтому какой смысл менять уже ставшее брендовым имя? А с недавнего времени колхоз стал развивать еще и рыболовный туризм, даже вертолет купили. Короче, живут хорошо.
Вот на пути село большое. Все, приехали. Не знаешь куда кинуться - то ли поесть, то ли бежать любоваться церковью. Победил желудок.
Если бы видели, как в рыбацкой столовой наши миниатюрные девушки уплетали гигантские бифштексы!! Я в восторге! Здравый смысл победил. А то - йогурты, семечки, мюсли... Птичий корм, елки палки.
И вот она передо мной, Успенская церковь. Еще не совсем оправившаяся от реставрации, но среди других построек храмового комплекса она как яркая свеча, как маяк, легкая и стройная. Видимо, замена бревен шла поэтапно, и получилось так, что крыша свежесрубленная, светлого деревянного цвета. Стены и основание уже немного потемнели. Рядом с Успенской церковью церковь Афанасьевская ,темная и приземистая, почти черного цвета колокольня и дом паломников. На другом берегу реки Варзуги, который называется Никольским, мы не побывали, но там тоже храмы есть.
И тут свершилось, можно сказать, чудо. Погода, как я уже говорила, была по честному октябрьская - дождливая, небо затянуто тучами. И вдруг, именно тогда, когда мы после обеда пошли осматривать церковь, небо прояснилось, и прямо над Успенской церковью выглянуло солнце!!! Купол храма буквально вспыхнул золотом!!! Так красиво! Все это продолжалось около пяти минут, а потом снова небо затянуло, пошел дождь. И больше солнца не было, ни в этот день, ни на следующий. Вот так.
Успенская церковь действительно построена без единого гвоздя. Строилась с использованием простейших инструментов - топора, ножа, долота. Говорят, что при реконструкции на одной из деталей нашли вырезанное имя мастера - Климент. И еще - построена церковь по принципу "золотого сечения", а при виде сверху имеет форму равноконечного креста. Говорить можно много, просто посмотрите фото. Мне особенно нравится то, которое снято с колокольни - грязь, погода, небо, деревянные срубы... Все очень органично, все так по русски. Если не думать о времени, то кажется, что этому пейзажу лет 200. Напоминает сцены из "Андрея Рублева", особенно когда они возятся с литьем колокола.
Новые знакомства: звонарь Ольга и отец Митрофан. Отец Митрофан сам родом из Ленинграда, капитан первого ранга. Видимо, у каждого из нас наступает в жизни момент, когда мы приходим к Богу. Вот так и игумен Митрофан. Оставив мирские дела, сейчас живет в Варзуге, руководит своим приходом. Занимается изучением святынь Кольского севера. Даже издал 4 книги. Я купила одну из них, получила автограф приятно смущенного автора. Написано очень доступным, "человечьим" языком. Скажу сразу - кое-что из его книги я использовала при написании этого отзыва. Очень интересный мужчина. Так как Успенская церковь еще закрыта, мы посетили Афанасьевскую. Они рядышком. В церкви сейчас ведутся службы, здесь же находятся все иконы из Успенской церкви.
Интерьер очень необычный. Стены выкрашены яркими красками, иконы всех стилей и видов. Еще много закладных крестов, которые были найдены при разборе Успенской церкви. Записочки, свечки, сувениры - про это мы тоже не забыли. Когда я покупала открытки, служительница на свечном ящике пристально посмотрела на меня: "Я Вас где-то видела". Они что, сговорились, что ли? "Нет, видеть Вы меня не могли, я здесь впервые". Сказала, а потом призадумалась - а может, это я ошибаюсь? Может, я местная и сама этого не знаю?
Привет от старых друзей - посреди церкви стоит аналой работы кузнеца Николая из села Оленицы. Как это красиво смотрится, когда работа окончена! Золотые виноградные листья, большие черные блестящие виноградины, изогнутые ножки. На аналое лежит икона с тремя кольскими святыми - Аксием, Авксентием и Тарасием. Про них я уже рассказывала. На вопрос - почему виноград?, отец Митрофан ответил, что это один из символов христианской церкви. И тут я вспомнила, что на Римском Форуме, как и на любом другом форуме в Италии, должны непременно расти три священных дерева. Это олива, инжир и виноградная лоза. Как все связано в этом мире... Я всегда так радуюсь, когда мои скромные знания как пазлы собираются и выстраивается более-менее внятная картина.
Про иконы. Я запомнила четыре:
Первая - икона с ликом Святого Георгия. Она не написана красками, а сделана из металла, вроде как чеканка. Отец Митрофан рассказал, что ее нашли весной, когда растаял снег. Опросили всех жителей села, никто не признал в ней свою собственность. Вот так икона нашла себе новый дом.
Вторая - икона Ахтырской Божьей Матери. Ее в старину привезли с Кубани. Икона считается чудотворной, она исцеляет. Такие иконы легко распознать среди других по обилию украшений на ней. Цепочки, крестики, золотые кулончики, колечки - все это прихожане дарят иконе в благодарность за чудесное исцеление и помощь в делах. Еще на Ахтырской Богоматери маленькая корона, ее сделали на средства верующих.
Третья - святой Уар. Грозный, серьезный дядька с мечом в руках. И тут выясняется ОЧЕНЬ интересная для меня вещь. Как рассказал отец Митрофан, этому святому, про которого я услышала впервые, можно молиться за некрещеных людей. Там какая-то древняя история, что у бедной женщины, христианки, младенец умер, не дожив до крещения. И она в горе не знала, что делать. За нее заступился св. Уар, он стал молиться за ее некрещеного ребенка. Вроде как одна часовня, посвященная св. Уару есть то ли в Москве, то ли в Подмосковье, а вот вторая будет построена здесь, в Варзуге. Для меня это совершенно новая и неожиданная информация.
Четвертая - икона Тихвинской Божьей Матери (Мурманской). Могу продолжить рассказ о том, как в Кашкаранцах в 1967 году была вновь обретена икона Тихвинской Божьей Матери (которая в полный рост), как ее передали в Варзугу и где она пылилась на чердаке до лучших времен. В 1997 году та, кашкаранская икона, была снята с чердака и в Варзуге начались службы, в Успенской церкви. А в 2004 году из Америки вернулась древняя заступница российского Севера - Тихвинская икона Божьей Матери, самая древняя и самая настоящая (она сейчас в Тихвине). С этого же времени в церкви в Кашакаранцах вновь начинаются службы. Но икона, которая издавна принадлежала этой церкви, находилась в Варзуге. Что делать? И в Варзуге привыкли к "чужой" иконе, и дома в Кашкаранцах она нужна? И тогда решили следующее: икону отдать домой, в Кашкаранцы, а для Успенской церкви в Варзуге написать новую. При этом вновь написанная икона должна быть полной копией знаменитой древней иконы, которая в Тихвине. В 2007 году новая икона прибыла в Варзугу.
Время шло к вечерней службе, и звонарь Ольга пригласила всю нашу группу подняться на колокольню и поучаствовать в звоне. Так что, и по колоколу постучать довелось. А мальчишки наши просто захлебывались от восторга!
По самому селу нам прогуляться не удалось. Во-первых, уже темнело, а во-вторых, нам еще возвращаться в Умбу. Село в этом году летом отметило юбилей - 590 лет со дня рождения. Да, вот такой вот неровный юбилей. Почему так? Потому что ни разу не праздновали, а пожилые люди хотели, чтобы еще и на их веку был праздник. Вот и устроили.
Едем в полной темноте вдоль берега моря. С моря очень сильный ветер, пару раз пришлось объезжать поваленные сосны (когда ехали днем, их еще не было на дороге). Выяснилось, что молодое поколение совершенно не приспособлены к жизни - собрались на экскурсию, а стаканы не взяли. А если жажда в степи застанет? Пришлось делиться емкостями, а иначе как коньяк пить? По пути делаем очень важную остановку - мы переехали линию Полярного круга!!! То есть, мы с Юга полуострова возвращаемся на Север. Стоит на дороге видавший виды памятный знак, около которого непременно нужно сфотографироваться, пусть и в кромешной темноте.
И вот, наконец, настоящий привал. С ночевкой, баней, ужином. Останавливались мы на ночлег на турбазе (названия не помню). Турбаза шикарная, несколько деревянных коттеджей, два больших двухэтажных дома - Дом Охотника и Дом Рыбака, дом-столовая, баня. Мы оккупировали Дом Охотника и Дом Рыбака. Все выстроено из дерева, даже стеклопакеты не из пластика, а из дерева, современная сантехника и душ, автономное электрическое отопление, две спальни - на первом этаже и на втором, большая гостиная с настоящим камином, полный набор посуды, воды, дров. Интерьер выполнен с большой любовью - и птица счастья под потолком, Домовенок на подоконнике, старинные фотографии на каминной полке, ручной вязки занавесочки на окнах. Замечательно! В доме-столовой нас ждал ужин в поморском стиле: тушеная лосятина, картофель в мундирах как-то по-особому запеченный, рулетики из сига, салат из капусты с клюквой, а на десерт - мороженое с вареньем из молодых побегов сосны. Короче, спать мы легли часа в три ночи.
День второй
Скорее, скорее на улицу! Пока все спят, пока вокруг тишина. Фотоаппарат в руки и вперед. Прямо под окнами - море. И прямо от берега начинается какой-то полуостров с поморским крестом посредине. Иду его исследовать. Полуостров небольшой, размером со школьный спортзал. Маленькие кривые сосенки, облетевшие березки, мох, осинник, цепляющийся за ноги, ярко-зеленые кусты брусники. Я полюбовалась окрестными пейзажами, сфотографировала крест, и только я собралась двигаться дальше, как почувствовала на себе чей то взгляд. Метрах в 10 от меня стояла собака и пристально на меня смотрела. "Сейчас и она скажет, что где-то меня видела", - мелькнуло у меня в голове. Я бы, наверное, уже не удивилась. Собак здесь несколько, они живут на турбазе вместе со сторожами и выполняют те же функции. Людей не боятся, сами не нападают, близко не подходят. Порода - разновариабельная смесь лайки, хаски, дворняги и овчарки. Так вот, она стоит и смотрит на меня. Я ей свистнула тихонько. Собака, не отрывая от меня взгляд, то ли гавкнула, то ли буркнула что-то себе под нос. Я сделала пару шагов в ее направлении. Собака отошла метров на 5, повернулась, буркнула еще раз и снова уставилась на меня. До тошноты насмотревшись в детстве фильмов про животных, я сделал вывод, что собака меня куда-то зовет. Я сделала еще несколько шагов к ней, собака опять отбежала метров на 5 и снова гавкнула, пристально на меня глядя. Ну ладно, чего животное мучить, может, это ее персональный участок суши. И вот таким вот образом мы оказались на берегу, рядом с нашим коттеджем. Собака убежала, не оглядываясь, не прельстившись даже конфетой. И только спустя минут 10 я поняла - собака выводила меня с острова. Полуостровом он стал лишь на время отлива - Белое море "дышит". И если бы замешкалась на эти самые 10 минут, то в своих новомодных тряпичных кедах я сухая с острова не вышла бы - проводив собаку, обдумав положение дел, я увидела, что вода уже поднялась сантиметров на 15. Вот так.Мне почему-то очень живо представились собачьи мысли: "Ходют тут всякие и ходют, спасай вас всех потом. Надоели". После завтрака у нас запланирована экскурсия по Умбе. И опять наш "Народный контроль" произвел фурор. Пока мы ждали Ирину у ее дома, к нам стали подтягиваться местные жители, в основном женщины за 60. Видимо, хотели пожаловаться на что-то или на кого-то. Мы вовремя смылись.
Поморское село Умба возникло в середине 15 века и расположен на берегу Кандалакшского залива Белого моря, в устье реки Умба. В настоящее время Умба неофициально поделена на две части - Новая Умба (разросшийся поселок лесозаготовителей) и Умба-деревня на правом берегу реки (то самое старинное поморское село). Мы проехались везде, посмотрели место, где проводится Поморская гребная регата. Она проходит ежегодно в рамках Международного фольклорного фестиваля. Приезжают северные коллективы из России и из-за границы (финны, норвеги и пр.) Женщины тоже принимают участие в гонках. Ходят на поморских лодках - кАрбасах и подъездках. Умба, как и близлежашие территории, сейчас очень активно посещаются иностранцами. Их привлекает и рыбалка на северных реках, и своеобразная культура поморов.
Одна из достопримечательностей города - деревянные тротуары, поднятые над землей. Видимо, когда не было асфальта, они использовались при благоустройстве города, а теперь оставлены для экзотики.
Мы доехали практически до места впадения реки Умбы в Белое море. Именно сюда заходит семга на нерест. Кстати, о рыбе. Обычно красную рыбу просто солят и едят в виде бутербродов. А что еще можно сделать? Я умею только запечь ее с лимоном в фольге в духовке. Местные жители дали еще один рецепт, но он очень и очень на любителя. При опросе едоков сего блюда у меня получилось 50*50. Семга режется поперек достаточно тонкими кусками, толщиной не более 2 см., никаких специй, никакого лука, только немного соли. И все это жарится на сильном огне по паре минут на каждой стороне, НЕ БОЛЕЕ!! Если передержать, то мясо мгновенно станет сухим и невкусным.
И в заключение нашей поездки - обед на турбазе и гадания на козулях. Козули - это такие обрядовые фигурки зверей и птиц из соленого теста из ржаной муки. Их лепили и на Рождество, и на Новый год и на свадьбу. Валяют козули, находясь только в хорошем настроении. Ирина накрывает блюдо с фигурками расшитым полотенцем, и мы не глядя, под старинные прибаутки, начинаем тянуть свой жребий. Наш водитель вытянул всадника без головы - прямо по профессиональному признаку. Мне попалась тетерка с птенцом, кому то медведь, кому то олень. Но самое главное - фигурки эти хранились дома, и если наступали голодные времена, то их размачивали в воде и съедали. Поэтому последний тост нашего гида был такой: "Живите так, чтобы вам никогда не пришлось размачивать козулю!"
Вот и все. Едем домой. Я еще этого не знаю, но завтра выпадет снег. Уже настоящий. Уже насовсем, до весны.
14/12/2009 13:49
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Мурманская область
- Отзыв о поездке: Путешествия по России: Алтай, Байкал и Кольский полуостров, август 2006
- Новость от 20.03.2007: Кольский полуостров приглашает на праздник сноукайтинга
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.