Давно уж пора выложить отчет об августовской поездке.
Собирались ехать по клевому длинному машруту с главной целью в виде Желтой горы. Но обстоятельства иной раз вынуждают резко менять планы. Вот и тут так. В последний день, прямо перед отъездом стало известно, что вернуться нужно уже через 9 дней. Час мучительных размышлений, просчитываний с листочком и календариком - и новый маршрут готов.
Максимум, до чего можно было за это время добраться - северо-восточная столица Китая Харбин. И, что мне особенно приятно, расположенный недалеко красавец Чанчунь, в котором довелось прожить целый год 15 лет назад, в далеком 1994-м.
Напоминаю, что путешествие в этот раз было без турфирм, без путевок - полностью самостоятельное.
Так вот, собственно и отчет. Делю его на разделы:
- Как планировали
- Что видели
- Как перемещались
- Что сколько стоило
Как планировали
Конечно, Интернетом!
Супер-ресурсы для планирования самостоятельной поездки в Китай (некоторые - чисто для Китая, большинство - универсальные): - Lonely Planet. Великолепные путеводители. Самый лучший помощник, честно. Не выпускал распечатку из рук практически. По каждомй городу - где жить, где спать, где посерфить Инет, что посмотреть. Плюс шикарные статьи о культуре, истории и прочем интересном бэкграунде, без которого нигде и никуда. Можно заказать красивые книги, можно за деньги скачать PDF с сайта www.lonelyplanet.com, можно поискать по правильным местам и скачать бесплатно. English only, разумеется. - WikiTravel. Свободный вики-ресурс о путешествиях, где путеводители пишет само сообщество пользователей. Информация не такая надежная и проверенная, как в Лонли Плэнет, но по некоторым местам ее больше. Как дополнение к Лонли - отлично. Тоже English only.
- Расписание поездов китайских железных дорог. Обалденно полезный ресурс. Все поезда Китая - отправление, прибытие, промежуточные станции. И цены на билеты по всем классам.
- Hostel Bookers. Бронирование хостелов. База по всем, пожалуй, хостелам и дешевым гостиницам мира. Хотите жить в центре Лондона фунтов за 10-20 в сутки? Без проблем! :) Бронируйте!
- Форум "Восточное полушарие". Шикарный форум. Читал раздел о Китае, но есть и другие азиатские страны. Именно оттуда насытился инфой о китайских поездах.
Что видели
Не буду писать много.. на днях должен быть готов отчет любимой, в котором будет и много фотографий, и много продуманных комментов к ним. А я - так, наскоком, коротенечко - десяток фотографий с подписями :)
Картинки - прошу в ЖЖ - ildarakhmetov.livejournal.com/11249.html
Как перемещались и решали проблемы
Здесь - по пунктам. Может, кому-то поможет.
1. В Чите заранее с помощью одной из фирм заказали 15-дневную визу. Схема простая. Наши звонят в Манчжурию, манчжурская турфирма оформляет приглашение и передает его на границу.
2. На поезде Чита-Забайкальск доехали до Забайкальска. На первом попавшемся автобусе проехали пару сотен метров до автовокзала - с ощутимым трудом купили билеты на рейсовый автобус Забайкальск-Манчжурия. Пришлось звонить в Читу, Чита звонила в Манчжурию, Манчжурия - на границу, граница подтвержлала, что наши приглашения есть, бланки тоже есть, Чита перезванивала мне, я объяснял это начальнику автовокзала... Говорят, обычно такого не бывает, просто в этот раз попали на какую-то таможенную заморочку.
3. На рейсовом автобусе прошли границу. Визу получили за 10 минут - быстро фотографируют, печатают бумажки, вклеивают визу в паспорт. Совсем несложно.
4. В Манчжурии тут же прыгнули в такси и помчались на вокзал в надежде успеть купить билеты в лежачий вагон. Не успели. Лето, август, с билетами напряженка. Кассирша жестами объяснила, что есть только сидячие. Я жестами ответил - "ну что ж, давайте сидячие".
Сидячий вагон (hard seat) - это, конечно, самая главная достопримечательность Китая!! Must see, однозначно. 112 сидячих мест, вроде нашей пригородной электрички. Когда билеты заканчиваются, а желающие уехать еще нет - им продают билеты без мест. В итоге в вагоне постпепенно забиваются проходы и тамбуры. И сидя на жестком сиденье, чувствуешь себя королем, глядя на стоящих. Кстати, перед большими праздниками вот так стоя ехать китайцы могут и по двое суток. Легко.
Ну а мы за ночь освоили больше десятка способов сворачивания тела для сна. А с утра с помощью десятка китайских слов, пары русских и миллиона жестов общались с соседями.
Кстати, билеты продаются без паспорта и вообще без всяких документов. Потерял - все, не поедешь. Понятно, зачем это сделано - если проверять у каждого пассажира документ, такие толпы никогда не успеют сесть в поезд. Народу ОЧЕНЬ много.
5. В Харбине добрались на такси до хостела Little Fir Youth Hostel. Не фонтан - подороже средних китайских цен на хостелы (дешевле любой гостиницы, конечно).. малолюдно, скучно. Но все равно, по-китайски мило и уютно.
По городу перемещались в основном на такси. Только в Парк Тигров добирались на автобусах с пересадками, пользуясь фирменными хинтами от Лонли Плэнета (пройти два квартала на восток, повернуть и пройти квартал на север).
Такси не в коем случае нельзя ловить возле туристических мест. Один раз попались. Активно зазывающий в свою машину таксист слупил 120 юаней вместо обычных 20. Даже напечатал квитанцию, на которой счетчик пропечатал именно эту сумму. Конечно, на этой же квитанции стояло время начала и окончания поездки.. и несложный расчет показывал, что мы якобы ехали со средней скоростью километров 200 в час. Хотели с этим чеком сходить в полицию - да стало жалко времени. В общем, мораль усекли четко - отойти от туристического места хотя бы квартал и поймать обычное такси возле дороги.
6. До Чанчуня ехали на междугородном автобусе. Большой настоящий Volvo с фильмами на двух телевизорах и бесплатной минералкой, широкий хайвэй (кстати, платный!). В таких условиях 4 часа вообще не ощущаются. Хотя и стоит ощутимо дороже поезда.
Обратно в Харбин последний автобус уходил в 5 часов вечера. Таксист привез в 4-45 не на тот автовокзал! С помощью десятка встречных полицейских, указывающих направление, бегом бежали до нужного автовокзала через дороги и подземные переходы. В 4-55, растолкав небольшую очередь и большую толпу спекулянтов, купили билеты, и в самый притык залезли в автобус.
7. В последний день выписались из хостела, сдали рюкзак в камеру хранения на вокзале.. Поезд - ранним следующим утром. Я настаивал на том, чтоб вообще не спать - сначала гулять по ночному городу до полного надоедания, а остаток ночи провести в Интернет-кафе. Любимая настаивала на спокойном сне в гостинице. В итоге сошлись на компромиссе - пойти пешком из незнакомого района города на вокзал, а там где-нибудь уснуть. По схеме города из Лонли Плэнет было определено направление к вокзалу - северо-запад. Т.к. каждый перекресток снабжен указателям со сторонами света, соблюдать СЗ было легко. После десятка километров пешком, сил сопротивляться уставшей любимой у меня не осталось, и пришлось ловить такси. Такси домчало оставшиеся несколько кварталов - три на север и четыре на запад.
8. Ну и обратно ехали в лежачем вагоне. Спали всю дорогу на самых верхних, третьих полках.
Что сколько стоило
Напоследок - экспресс-смета расходов. Считаю на одного человека. В долларах, чтоб всем было понятно.
1. Виза на 15 дней - $90
2. Билет на поезд Чита-Забайкальск (плацкарт, туда и обратно) - $70
3. Билет на автобус Забайкальск-Манчжурия (туда и обратно) - $20
4. Гостиница в Манчжурии на 4 часа, чтобы чуть поспать перед ночным переездом - $5
5. Билет на поезд Манчжурия-Харбин (сидячий) - $9
6. Билет на поезд Харбин-Манчжурия (лежачий) - $15
7. Автобус Харбин-Чанчунь (туда и обратно) - $18
8. Хостел в Харбине (5 дней) - $12
9. Гостиница в Харбине (1 ночь) - $7
10. Гостиница в Манчжурии (1 ночь) - $6
11. Разные входные билеты (Парк Тигров, аттракционы, храм и т.д.) - $40
12. Перемещение на такси (за все 8 дней) - $20
13. Еда (очень вкусная, до отвала, за все 8 дней) - $50
Итого - чуть больше $350 (11000 рублей) на человека. За все!!
И куча впечатлений от свободы передвижения, без привязки к группам и планам турфирм.
16/11/2009 09:01
Материалы по теме
- Страны: Китай
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.