Кару был готов к поездке по долине Катманду, также, как и я. У него не было путеводителя, не было карты, он понятия не имел, что стоит посмотреть и в какой последовательности. Хотя, идея взять на целый день такси и объехать все доступно-интересные места принадлежала ему.
А у меня второй день в Катманду, я привыкаю к тому, что есть другая жизнь и вот она началась. Подготовиться не успела абсолютно, да и если бы не он, я вообще, не поехала бы по окрестностям сейчас. Мне всегда надо время. Почувствовать, вникнуть, пропустить через себя и неспешно начать познавать. Я люблю погружаться в страну медленно.
С Кару познакомилась в самолете. Он - профессор социологии с Шри-Ланки, прилетел в Непал по делам. Еще на подлете к столице гималайской земли, он предложил составить ему компанию в знакомстве с городом, ведь я первая русская в его жизни и ему очень интересно.
На ресепшен отеля я взяла карту, выделила все крупные названия похожие на достопримечательности и обвела круговой маршрут.
- Предлагаю, поехать вот так.
День начался. Это классное чувство - знакомиться с достопримечательностями не зная, что вложено в них историей. Впервые, я узнала о нем случайно, когда первый раз путешествовала самостоятельно.
Если ничего не знаешь о месте, то знакомишься с ним на интуитивном уровне. Подробности и факты не сбивают тебя с первых чувств. Ты не знаешь, куда конкретно надо смотреть и с чего начинать, поэтому смотришь на все, больше видишь. А потом, в финале, с удовольствием, читаются подробности "в каком году" и "кто здесь жил".
Сначала была ступа Сваямбунатх на горе, молитвенные барабаны и смотровая площадка. Все молились, я молилась. Все крутили барабаны, я крутила. Все зажигали свечи, я зажигала. Вид сверху был величественный и спокойный. Спокойный – внутри. Это главное азиатское качество, это главный мой ответ на вопрос "почему Азия?". Этот суетный город становился красивым, становился понятным. Катманду открывался для меня.
Много обезьян. Так много, будто они едины с эти местом, с этой страной. Мне кажется, они тоже крутят барабаны и молятся, когда все туристы уходят, а пока мы здесь, притворяются, что ничего не понимают.
Затем, дорога в королевский дворец древнего города Патан. Там шла то ли забастовка, то ли демонстрация и было так шумно, так многолюдно, что после короткой прогулки мы быстро сели в такси и поехали дальше.
Создавалось ощущение, что Кару был послан ко мне со специальной миссией - порабощение моей души мечтами о Шри-Ланке. Он страстно и много говорил о своей родине, так же, как я могу петь о Камчатке, если мне попадутся благодарные уши.
Если вкратце передать смысл наших бесед, то получалось так. В Шри-Ланке - спокойно, гражданская война закончилась, дешево и тепло. Разумеется, лучше чем в Непале, и лучше чем в Таиланде и Индии, и лучше чем где-либо. Жить и работать в Шри-Ланке замечательно. И вообще, что я забыла в Непале, не понимал Кару.
Хороший вопрос. Немного стран в мире, где ежедневные отключения света касаются всех городов, включая столицу. Сейчас это пару часов, а зимой грозят до 16 – в день. В стране только гидроэлектростанции, уровень воды в реках падает в зависимости от сезона и свет отключают. В отелях стоят генераторы, туризм здесь священен, но свет есть лишь в лампах, розетки не работают. Зато, теперь я знаю, что такое всеобщий, регулярный и ежедневный гул радости, который прокатывается по городу, когда включают свет. Это единый вздох жизни: "Ура!" на всех языках и диалектах, которые есть вокруг. Если бы звук был материален, на его волне можно было бы кататься, как на качелях.
Мы приехали в Пашупатинатх – одно из важнейших святилищ Шивы на всем индийском субконтиненте - и узнали, что туда пускают исключительно индуистов.
Дальше нас ждала самая большая в Непале буддийская ступа Буднатх.
Важная святыня для буддистов Тибета. Здесь все окутано знаменитой мантрой: "Ом мани падме хум". Она звучит из всех лавок, ее напевают туристы, она уже живет в моей голове. Это одна из главных мантр Тибета, призванных помочь в просветлении. Я обхожу ступу по часовой стрелке, по паломническому пути.
Глаза Будды смотрят на меня в упор. Я смотрю в них.
Я на другом конце земли, в государстве Непал, которое еще в прошлом году было королевством, оно занимает 0,1 % всей суши и является домом для 8 из 10 высочайших вершин мира. Здесь живут более 50 видов бабочек и растут 319 видов орхидей… Мир – есть. Я его вижу.
В Непале сейчас 2066 год. Внятно ответить с какого момента идет летоисчесление мне пока не могут, но точно не от рождения Будды. Это в Таиланде – там сейчас 2057 год, вроде бы...Уже запуталась в своих путешествиях во времени.
А потом был город Бхактапур, основанный в 12 веке и до 15, считавшийся столицей долины Катманду.
Мне норовят рассказать, что город внесен в "Мировое культурное наследие" и увековечен режиссером Бертолуччи, как место съемок фильма "Маленький Будда". Я не хочу знать этих подробностей, я хочу смотреть. Завораживающие постройки древности и ноги, свисающие с самого верха. Люди заползли наверх посидеть, почитать, посозерцать.
Кривые дорожки между домами - я люблю больше всего. Такие узкие и загадочные архитектурные щели.
Много гест-хаусов. Сюда приезжают на несколько дней, потому что очень сложно отсюда уехать. Хочется встречать рассвет и провожать солнце на вершине одной из башен. Это лучшее место быть с собой наедине, лучшее место быть. Для меня Бхактапур стал лучшим местом для финала этого дня. Я не хотела больше смешивать, я хотела оставить послевкусие.
Мы вернулись назад. В Катманду наступал вечер.
- Ну, что ж, столица Непала. Хорошо, что ты есть! Оригинальна и по-своему безумна, я буду наслаждаться тобой по назначению, как любой другой столицей мира: шопинг, кафе, массаж, баня.
11/11/2009 20:21
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.