Фьорды Норвегии



    Стандартный путь в отпуск среднестатистического жителя Северо-Запада России рассказывать не хочется. Вкратце все выгладит так - имея Шенгенскую мультивизу, кредитку и интернет, можно позволить себе отпуск на территории большинства стран Европы. А страны эти бывают очень и очень разнообразными... особенно если взобраться в норвежские фьорды!

    Чуть только стоит отъехать от Осло по трассе Е16 в сторону Бергена - начинаются первые массивные озера в холмах. Нам не повезло - мы ехали прямо в дождь, но пока, слабо представляя то, что твориться в горах, мы просто фоткали вертикально зависшие радуги в надвигающихся тучах. А тучи здесь плывут прямо над холмами, потому что трасса постоянно идет вверх, все выше и выше.

    В результате, поднявшись чуть выше в горы, мы въехали в серьезный ливень. Пришлось значительно снизить скорость, и очень аккуратно вписывать автомобиль в горный серпантин. Через некоторое время стало понятно, что этой ночью мы и в Берген не успеваем, и видов красивых не увидим, так как вокруг темно, дождь и туман.

    Было принято логичное решение остановиться прямо на верхушке перевала, да вот с мотелями случилась ерунда - они все закрываются в 10, а на часах был уже час ночи. И не достучаться до спящего администратора. Литр текилы и два абсента помогли нам уснуть прямо в машине.

    А проснувшись наутро, мы увидели прогоняемые солнышком тучки... прямо из под носа!

    Тучи над горами / Норвегия
    Тучи над горами
    Прогоняемые солнцем тучи / Норвегия
    Прогоняемые солнцем тучи

    Прервем на некоторое время наш рассказ о норвежских фьордах и посмотрим на первый крупный город нашего путешествия, столицу Швеции - Стокгольм.

    Мы прибыли в Стокгольм в районе 6 утра, съехали в парома и углубились по кольцевым дорогам и развязкам в центр. Здесь нас ждали открывающиеся кафетерии с чашечками кофе по 3 евро, ранние служащие, спешащие на работу и небольшой поток автомашин.

    Стокгольм. Городская улица / Норвегия
    Стокгольм. Городская улица
    Стокгольм. Набережная / Норвегия
    Стокгольм. Набережная
    Стокгольм. Ратуша / Норвегия
    Стокгольм. Ратуша

    Сам центр города представляет из себя набор старинных замков, дворцов и прочих сооружений, увенчанных центральной крепостью, получившей свой кирпичный вид лишь в начале 18 века, после того как старая крепость сгорела во время военный действий (вроде как даже с Россией).

    Здесь преобладают туристы: на автобусах, пешком, с камерами и прочими туристическими примочками. Особенно поразил упорно догонявший нас во время нашего путешествия питерский автобус Нева-Тревел.

    Тут в самый раз привести сравнение с Питером - архитектура может несколько другая, побольше классицизма, поменьше барокко, зато вода везде и кругом, и количество мостов по всем направлением явно превосходит наше. Гордая птица в белом оперении и с огромным клювом явно указывала на нормальную климатическую обстановку и периодически завтракала проплывающей рыбкой.

    Не так уж и холодно было в тот день, но мы, несколько уставшие после плавания, решили отправиться на пару часов на отдых в отель, чтобы вернуться позже. У меня возвращение не получилось - умудрился отравиться замечательной минералкой и отлеживался в номере, чтобы на следующий день со свежими силами доехать до Осло.

    И вот наконец мы добрались до большой, падающей из под неба воды. Вся эта масса стремительно срывается с обрывов скал, видимо набрав силу еще где-то наверху в горах, и в результате превращается в бурлящий поток кристально-прозрачной воды, несущийся на приличной скорости прямо вдоль трассы.

    Падающая из-под неба вода / Норвегия
    Падающая из-под неба вода
    Вековая кладка / Норвегия
    Вековая кладка

    Место имеет историческое значение. Многие века здесь располагалась ферма парнокопытных, овец, козлов. Всем хозяйством управляла одна семья. Особенно трогают фотографии со стенда, где по плохой, разбитой дороге под углом в 30% старая кляча тащит воз с продуктами на гору. Сами строения, мостики, дорожки сохранились до сих пор, но уже с 52 года здесь никто не живет. Очередным штормом снесло старый кирпичный мост, осталась только вековая кладка, обрывающяася прямо в горную реку.

    Еще меня лично жутко напугала череда страшных знаков, что ловить рыбу и брать воду из этой речки нельзя. Оказывается, среди многочисленных жителей данной реки есть крабе, которая чрезвычайно опасна для креветок. Попади такая крабе в креветочный залив - конец всей популяции. А креветок норвеги тоннами выращивают.

    Размытая норвежская елка, и начинается водичка. Третий по величине фьорд Норвегии. Завтра в нем будет плавать океанский пароходик, а пока только водичка и горка напротив.

    Ель / Норвегия
    Ель
    Третий по величине фьорд Норвегии / Норвегия
    Третий по величине фьорд Норвегии

    Итак, вчера мы начали объезжать по окружности третий по величине фьерд Норвегии.

    Вообще фьорд - это длинная прощелина воды, далеко впивающаяся в берег. Со стороны похоже на какое-нибудь озеро, потому как не видно всей водяной змеи, расколовшей материк на две составляющие части. Но, подъехав к самому началу фьерда, то есть как бы к его концу, понимаем - дело уходит далеко на запад и конца и краю нет... да еще какая-то посудина плавает вдалеке.

    Уходит далеко на запад / Норвегия
    Уходит далеко на запад
    Катерок / Норвегия
    Катерок

    Ехать не быстро - фьорды вдаются в берега Норвегии на десятки километров. Поскольку трасса идет по берегу, как раллийный вариант, быстро не промчишься. Но вот кажется мы добрались до самого "торца". Тут и катерок приплыл. Как вам эта десятипалубная дура? Кажется парковочный островок сейчас уплывет за ней в атлантический океан...

    В продолжение фьордов, наткнулся вчера на одну замечательную историю, о том как в военные годы норвежский флот долго изгонял из них нечто светящееся и пуляющееся торпедами из под воды. Вроде как история умалчивает, то ли это были советские подлодки, то ли еще чьи, но в секретных архивах Норвегии до сих пор хранятся документы об исследовании возможной подводной расы НЛО...

    Я не был на Ниагарском водопаде, только в кино смотрел. В Википедии написано, что высота составляет 53 метра, а из-за брызг и водной пены видимая часть составляет лишь 21 метр. Зато ширина - 323!

    Но если перевернуть картинку... Впрочем зачем переворачивать? Вот в Норвегии например высота "всего лишь" 300 метров, а ширина - чуть больше 50. Посмотрим!

    Высота 300 метров / Норвегия
    Высота 300 метров
    Масштабы пейзажа / Норвегия
    Масштабы пейзажа

    Мне опять придется вас попросить сравнить все что вы видите с людьми, которые там есть, чтобы воспринять размеры... ну не берет фотоаппарат картинку так, чтобы реально представить масштабы пейзажа...

    Впрочем, как видите, это вполне одомашненный водопад. Экскурсии, опять догоняющий нас автобус "Нева-Трэвел", куча детей, местные сосиски в тесте, фотодрузья, с профессиональными и не очень объективами. Столпотворение туристов, короче.

    Итак, мы ехали, ехали, и наконец приехали в Берген. Нынче это, вроде как, второй город по величине в Норвегии, после нынешней столицы Осло, и перед предыдущей столицей - Тронхеймом.

    Берген / Норвегия
    Берген
    Берген. Городская улица / Норвегия
    Берген. Городская улица

    Конечно, нам опять повезло с погодой, прибыв в город в районе утра мы уже сняли куртки - температора выше 20, сухо, солнечно.

    Была пятница. Многие служащие спешили пораньше закончить рабочий день и как-то принарядится перед наступающими выходными. Тут фишка в том, что шмоточные магазины в самой дорогой стране Европы работают лишь до обеда, в субботу закрываются еще раньше, а в воскресенье у них выходной. Посему бедные жители мчатся за покупками сломя голову прямо в рабочее время.

    Вообще, сейчас рассмотрев фотографии перед публикацией, у меня у самого сложилось впечатление что попали мы в... Петрозаводск. Такой, самый богатый Петрозаводск в мире. Походив по улицам и днем и ночью, мы сошлись во мнении, что ярковыраженных достопримечательностей тут нет, город ровненький, красивенький, чистенький (не считая страшных ночных часов между выходными), аккуратненький, и почти весь в едином таком.... курортно-северном стиле.

    Вчера этот же факт подтвердила передача "все о рыбалке", где сообщили, что океан тут не замерзает никогда благодаря теплым течениям - собственно, потому и курортная особенность города прямо бросается в глаза: дорогие и не очень яхты - ими усыпаны все набережные и заливы, рынок морской промышлености и рыболовства, канатная дорога, чтобы смотреть на все это сверху. Получается, можно еще сравнить с Ялтой. Только забудьте про совдепию и окунитесь в мир скрытой роскоши и богатой западной культуры.

    Завтра мы посмотрим на город сверху, а пока погуляем по его улицам:

    Берген. Собор / Норвегия
    Берген. Собор
    Берген. Подъемная дорога / Норвегия
    Берген. Подъемная дорога

    Ну вот, погуляв по Бергену на прошлой неделе, на следующий день мы поднялись по подъемной дороге на гору/холм, откуда открывается вид на весь центр города.

    Сама дорога состоит из двух кабинок на рельсах, которые разминуются посередине, когда одна идет наверх, а другая вниз. Ехать всего минут 10-15, но скорость у этой штуке приличная, так что забираемся наверх довольно быстро.

    Постепенно, с каждым десятком метров, открываются все новые виды на город, все шире, выше и дальше. Однако, весь город расположен между фьордами, так что, такой верхушки, чтобы было видно все - нету. Но весь центр, да пару красивых заливов с пароходами, яхтами и многочисленными авто-развязками, мы можем наблюдать.

    На самом верху расположен ресторанчик на приличное количество мест, все едят, пьют, хотя очевидно - здесь больше половины туристов, причем с разных стран. Встречаются и русские. Это те, кто не стал экономить на туре по Скандинавии, и взял паром с заездом в Берген.

    А дальше кто как, но те, кто встретился нам, брали авто в аренду, и, нашим же маршрутом, углублялись далее до Осло через все красивейшие места. Тут, в ообщем, маршрутов можно придумать множество, а мы, чуть позже увидев норвежский скоростной поезд, решили, что в следующий раз обязательно на нем прокатимся!

    Как мы уже рассказывали, выехав из Бергена, дорога сделала раздвоение - одна часть так и пошла по старому пути, трассой номер 3, а вторая другим путем, трассой номер 7. Сначала мы думали, что ошиблись - 7-я трасса была подлиннее и заняла бы побольше времени. Но, почувствовав, что она будет идти практически все время вверх до GOL, решили не экономить на созерцательных видах.

    Берген. Вид сверху / Норвегия
    Берген. Вид сверху
    Созерцательные виды / Норвегия
    Созерцательные виды

    Как трасса карабкается наверх - это отдельная история. Предположим, нужно завести шоссе с подножия горы на самый верх. Ну если б гора была конусообразная, можно провести трассу вокруг. Однако, поскольку она вытянута вдоль ущелья - приходится часть трассы вести по обрыву, а часть в самой горе. На машине это выглядит как взлет по спирали вверх, каждую минуту тоннель сменяется открытой частью пространства. 5-7 витков и мы на самой высоте!

    Итак, трасса ехала все выше и выше... Мы взяли фотики и поперлись - он вниз по дорожке, а я по диагонали вверх. И вот что мы там увидели!

    Верхняя часть водопада / Норвегия
    Верхняя часть водопада
    Вертолет / Норвегия
    Вертолет

    Тут вот я по своей дорожке подхожу к верхней части водопада. Там небольшая горная речка (правда с приличной глубиной) течет себе, течет и потом срывается вниз, а это товарищи фотографы приветствуют меня снизу. Я, естественно, на всплеске эмоций махая руками, практически чуть не срываюсь с обрыва. На третьей фотке они тоже есть - просто очень далеко. Справа на шоссе - наша машинка. По верху некий геликоптер провозит какие-то грузы.

    Посозерцав все сверху, я тоже присоединился к нашим. Наверху жутковато. Внизу много камней и водных брызг. Народу никого - редкие туристы заезжают. Отличный вариант покончить с собой. Красиво, готично и романтично...

    Итак, едем дальше.

    На самой горе этого места, откуда срывается водопад, во время второй мировой войны стояла норвежская армия, защищаясь от фашистских захватчиков. Место отмечено памятными досками и вполне чистенькой и аккуратненькой пушкой тех времен. А дальше начинаются домики, какие-то поселения, хозяйственные постройки, в общем даже на самой верхотуре живут себе в нормальном режиме люди, и, более того, из машин у них льется прекрасный драм энд бейс.

    Ну а мы мчимся дальше по нашей любимой трассе и, совершенно случайно, нам на встречу попадается водитель-мужчина на совершенно российской Ниве с детём. А поскольку русских в тех мест совсем уж мало, завязался контакт типа "привет, привет". Дядя вкратце объяснил, что наше магической путешествие по этой дороге только началось, но что именно нас там будет ждать - не сообщил. Мы пофоткали дядю вместе с Нивой и поехали дальше. А едем мы снова по краю фьерда, которое поначалу даже перепутали с озером, так как по логике должны были ехать с другой стороны... Но потом все встало на свои места...

    В результате оказалось - чтобы ехать по правильному берегу фьорда в правильном направлении, нужно фьорд... переплыть! Для этого каждые полчаса туда - сюда плавает паром, берущий порядка 50 машин одновременно, а на нижних палубах располагающий кинотеатром, рестораном и удобствами.

    Вертолет / Норвегия
    Вертолет
    Здесь стояла норвежская армия / Норвегия
    Здесь стояла норвежская армия

    Правда переправа происходит быстро - все это не успеваешь посетить. Зато можно успеть пофотать фьорд в глубину.

    Прошу прощения, в моем норвежском повествовании вышел небольшой перерыв. Дело в том, что часть фотографий с замерзших земель Норвегии, с двойного водопада, с места падения метеорита, а также включающие лунное затмение у меня отсутствуют. По сему придется трепаться просто так, например о том, что можно увидеть по ночам в культурных столицах, Бергене и Осло.

    Норвегия вообще многонациональная страна, там живут негры из Нигерии, китайцы из Китая, американцы из Америки, всякие аргентинцы, индусы, папуасы, гондурасы и прочее. Более того, сам по себе средний житель Скандинавии далеко не прочь выпить чего-нибудь горячительного. Да вот беда - русской устойчивостью к алкоголю средний скандинавец не обладает!

    Вся баламуть начинается в районе 20.00 вечера, когда средний ослянин, поужинав и выпив пару пива, прется за приключениями в культурный в центр своего родного города. К этому времени все пабы, рестораны, кафе и забегаловки переоборудуются под клубно-упойную жизнь. Цены на алкоголь тут не маленькие, но это не останавливает среднего Ослянина - во-первых, он не плохо зарабатывает, во-вторых, наверняка, недавно летел через дьюти-фри.

    Самая жесть начинается к 23 - 24-м часам. Каждый скандинавский товарищ уже откушал пару коктейлей типа В-52, по стопке русской водки, залился пятком пива и теперь изображает из себя полностью некультурную часть общества. Писать в туалете паба уже не обязательно, это можно сделать под памятник известному мореплавателю. Съесть гамбургер - прямо на проезжей части, предварительно поваляв его по асфальту. Посидеть и полежать, или даже поспать, если повезет - прямо тут же, зачастую в собственном туалете. Можно еще покакать, или поблевать, если нехорошо. 18-летние девочки в коротких юбочках делают тоже самое в таких же позах, что и остальные собутыльники.

    Друзья, я говорю сейчас о самой дорогой, цивилизованной стране в Европе, и о далеко не самых худших ее гражданах. Люди пять часов назад делавшие состояния на биржах, продавая танкеры нефти в соседние страны, регулирующие мировую экономику и уровень таяния льдов в мировом океане... за пару часов превратились в свиней.

    Однако, пьяный угар продолжается недолго и жестко контролируется полицией. Вот мальчик из Зимбабве, только что продававший дозу другому мальчику из Швеции. Оба уже в каталажке. Но все это мелочи, в остальном толпа ведет себя мирно, поганит как умеет родной город, но насилия, мочилова и кидалова с потасовками тут нет - оставьте это для России.

    К 02.00 остатки гуляющих дожевывают в сухомятку гамбургеры по пути домой - вечер сложился не у них, наверное русские корни помешали угавняться так сильно.

    Завтра утром, часов в 6, город будет блестеть чистотой и порядком, все уберут за считанные часы. А посколько завтра еще лишь только суббота, то скандинавское общество вернет себе человеческий облик лишь через 36 часов к обеду в воскресенье. Некоторые сходят в церковь, кто-то почитает Гете на мостике у фонтана. Кто-то парочками шепотом вспоминая вчерашние подробности будет мило улыбаться и готовиться к новой бизнес-неделе. Современная жизнь заставляет быстро менять свой облик...

    Мы вам еще не рассказывали какая суета нас подстерегла при бронировании гостиницы в Бергене.

    Вообще, по ходу всего путешествия мы использовали схему бронирования следующей гостиницы из предыдущей. Удобно, так как выезжая из предыдущей гостиницы можно предположить время прибытия в следующий пункт назначения, а также использовать местный бесплатный интернет.

    Но в тот раз мы логично предположили, и верно угадали, что из Стокгольма в Берген можем за один день не успеть. И не успели, потому что застряли в горах из-за тумана, ливня и наступившей темноты. Собственно, прибыв в Берген мы приступили к поиску жилья, так как ночевать вторую ночь в машине не хотелось.

    Купив десять минут интернета мы зашли на сайт отеля, находившегося рядом и забронировали номер на троих. Тут же, закрыв страницу, мы потеряли номер брони и вообще ее подтверждение. Остался только мой паспорт, на который мы оформили бронь.

    Ну ладно, думаем, щас придем в отель, назовем фамилию, нам тут же номер и дадут. Однако, не тут то было. Прийдя в отель, номер оказался забронированным... Но подтверждением нашей брони занимался офис отеля, а не сам отель, поэтому подтверждение брони они не могли сделать и поселить нас тоже.

    Тут у нас включился тупняк, поскольку искать новый отель не хотелось, мы же уже нашли этот, гулять не хотелось, так как было не понятно с жильем, бухать не хотелось, так как мы нужно было за руль подвозить вещи к отелю, короче полный тупняк.

    Мы сели за интернет и стали ждать новостей, нажимая Ф5 в моем почтовом ящике. Подтверждение не шло...

    Прошло два часа. Мы отчаялись. Хотелось в душ, хотелось сгрузить вещи, бухнуть уже, и вообще начинался вечер, а дело с жильем не двигалось. Мы зашли еще раз в инет, посмотрели другие отели и пошли селиться в Скандик. Скандик оказался чуть подальше, стоил чуть подороже, но был вполне приемлемым вариантом.

    До Скандика мы не дошли. На телефон раздался звонок из службы бронирования. Девушка извинялась, но тут же задобрила нас хорошими новостями. Она нашла отличный номер в прекрасном отеле рядом, попросила повторить данные кредитки и сказала, что труднопроизносимый адрес отеля вышлет сейчас на тот же самый емейл. Мы поперлись обратно в предыдущий отель проверять этот емейл. Я еще миллион раз извинился на ресепшне, так как мы и так сидели в их инете целый день на халяву. Почти сразу пришло долгожданное письмо, бронь и адрес. Я все записал, выскочил на улицу, где меня ждали остальные, вопрос наконец-то начал решаться! И тут нас ударило громом. Мы весь день провели в отеле, адрес которого нам сейчас и прислали!

    Восторгу не было предела! Ржали все вместе включая девушку на ресепшене, которая динамила нас весь день не понимая, что мы это мы. Ну слава интернету, вся катавасия закончилась, и мы начали вселяться.

    Дальше нас ждало еще одно приятное удивление! Трехкомнатые аппартаменты включающие гостиную, огромный коридор, кухню, ванную, и ваще, кучу свободного места! Мы занимали почти весь пятый этаж гостиницы!

    Наконец-то главное желание бухнуть по приезду перешло в человеческую реализацию!

    michaeltricker
    10/11/2009 15:07


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Норвегии

    28.05.24 Норвегия запрещает въезд туристам из России
    29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    29.09.23 Норвегия запрещает въезд российских легковых автомобилей с 3 октября
    22.09.23 Норвегия закроет въезд российским автомобилям
    30.06.23 Какие страны в 2023 году выдают шенгенские визы россиянам
    27.04.23 Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    25.09.22 Норвегия приостановила действие соглашения об упрощенном визовом режиме
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран