Акрополь произвёл на меня самое сильное впечатление из всех, что я получил в поездке по Греции. Подъём в Акрополь посреди разноязычный толпы вызвал во мне чувство восторга и богопочитания. Наверное, подобное чувство испытывали и древние греки, поднимаясь в святилище богов.
Расположенный в Акрополе храм Парфенон признанно считается одним из чудес света. Глядя на это чудо античной архитектуры, я спросил себя: а зачем греки строили этот храм? Ведь они могли использовать труд тысяч рабов и в других, более практичных целях. Но чтобы найти ответ, вопрос нужно ставить не ЗАЧЕМ, А ПОЧЕМУ?! – Почему греки создавали такие храмы?
Греки были верующими и богобоязненными людьми. Для них боги вполне реальны, ведь они жили совсем рядом – на Олимпе. И для греков почитание богов являлось естественным и обязательным.
Строили Акрополь всем городом. Это было проявление своей веры и уважения к богам – прежде всего Афине, которая, по преданию, "подарила" жителям оливу.
Разумеется, храм возводили с применением труда тысяч рабов. Но все жители Афин помогали в строительстве кто чем мог. Это был священный долг каждого.
Строительство такого храма сплачивало греков, а остальные народы заставляло задуматься – такие величественные храмы способны создавать люди лишь с участием богов.
В Акрополе расположен самый известный шедевр эллинистической архитекторы – храм Парфенон. Это главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице.
Парфенон расположен в самой высокой точке афинского Акрополя. На этом месте ещё при известном правителе Солоне был возведён храм, который разрушили персы, завоевав Афины. В "золотой век" Афин правитель Перикл выдвинул идею восстановления ансамбля Акрополя. Парфенон строился почти десять лет с 447 по 438 гг. до нашей эры архитектором Калликратом по проекту Иктина.
Греки ценили красоту. Красота дарила наслаждение. Но наслаждение от красоты испытывает только тот, кто понимает и чувствует красоту.
Что для греков была красота? – гармония духовного и физического!
Красота вещь необъяснимая — как морозный узор на стеклах. Что делает красивыми снежные торосы: мастерская ветра или наше воображение? И почему они кажутся нам прекрасными? Только потому, что соответствуют нашим представлениям о совершенном?
Долгое время Парфенон стоял нетронутым во всём своём великолепии. Потом афинский тиран Лахар снял со статуи Афины золотые пластины. После завоевания Греции римлянами, те вывезли к себе большую часть скульптур. В период Византийской империи храм стал христианским.
Во времена крестовых походов Парфенон был католической церковью Девы Марии. Когда Афины захватили турки, они сделали Парфенон мечетью, потом построили минарет. Во время осады Афин венецианцами в 1687 году в храме был устроен пороховой склад. Когда в Парфенон через крышу влетело ядро, взрывом разрушило храм. Вся его средняя часть была уничтожена. Местные жители стали растаскивать мраморные блоки, кто для строительства, кто жечь на известь.
Когда в Европе в 18 веке начали интересоваться античностью, посол Великобритании в Османской империи лорд Т.Элджин получил у султана разрешение вывезти скульптуры Парфенона. Сейчас они хранятся в Британском музее, часть в Копенгагене, часть в Лувре и в других музеях мира. Греческое правительство требует вернуть эти экспонаты Греции. Но англичане не соглашаются. Ведь если вернуть всё, что в своё время было вывезено из других стран, то что останется в Британском музее?
Хотя Парфенон кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии. Античные архитекторы использовали не только "золотое сечение", но и специальную кривизну, которая исправляет некоторые погрешности человеческого зрения. Угловые колонны наклонены к середине, а две средние— к углам. Это было сделано, чтобы показать их прямыми.
Храм построен целиком из белого пантелийского мрамора, который добывают неподалёку. Со временем он желтеет, что делает вид Парфенона ещё более привлекательным.
Красота Парфенона вдохновила многих архитекторов мира на создание подобного строения. А некоторые воссоздали этот памятник полностью. Так в США в городе Нэшвилл архитекторами в 1897 году была построена полномасштабная копия Парфенона, вначале из кирпичей, дерева и гипса, а потом с использованием бетона.
Я считаю, что Акрополь и Парфенон это не просто чудо света, но и ЧУДО ВЕРЫ!
Это пример того, на что способны люди, когда их объединяет вера! – Они буквально могут свернуть горы! В Рио-де-Жанейро подобным образом возводилась статуя Христа Спасителя, простершего руки над городом. В 90-х годах прошлого века так восстанавливался храм Христа Спасителя в Москве.
Я и сам, будучи в Москве, съездил к строящемуся храму Христа Спасителя, и сделал свой взнос на восстановление святыни, как многие мои соотечественники.
Иногда на просторах Интернета сталкиваешься с предположениями, будто бы отдельные священнослужители используют неправедные доходы для строительства храмов.
С одной стороны, конечно, аморально использовать негодные средства для достижения благих целей. Но с другой стороны, если какой-то грешник решит загладить свой грех, сделав пожертвования на строительство храма, то что в этом плохого? Важно только, чтобы это пожертвование не расценивалось как индульгенция. Если помните, именно практика индульгенций (то есть прощение грехов за плату) привела к Реформации и крестьянским войнам.
Недавно в Сестрорецке Патриарх Кирилл освятил построенный храм Петра и Павла, посвященный подводникам. Как бывшему подводнику (я три года прослужил шифровальщиком на подводной лодке северного флота в Полярном), мне было интересно посетить этот новый храм. Внутри храма меня удивило нововведение. К стене был прикреплён терминал, напоминающий один из тех, через которые люди осуществляют платежи. Я вставил купюру, автомат проглотил её и выдал мне "квитанцию" о том, что я внёс пожертвование в определенной сумме, при этом на экране появилась надпись "Доброхотно дающего любит Бог".
Каждый народ хотел возвести нечто, что вызовет восхищение и удивит другие народы.
Каждому народу нужна своя святыня, которая бы сплотила людей и объяснила, чем он отличается от других народов. Поэтому такие храмы всегда возводились всем миром, показывая, на что способны люди, когда их объединяет вера!
В этой связи у меня возник вопрос: ВЕРА первична или вторична?
Что создаёт такие храмы: ВЕРА людей (идеальное) или производительные силы (материальное)? Я полагаю, что ВЕРА! Ведь если бы не было ВЕРЫ, то зачем надо было создавать такие храмы? Труд тысяч людей можно использовать и по другому назначению. А их направили на строительство святилища – в подтверждение веры людей в Высшее начало, контролирующее их жизнь.
Все то знание, каким располагает человек, даже если это аргументы неверия, есть результат веры. Да, знание это и есть результат процесса убеждения в том, во что человек верит. Можно даже сказать, что вера — источник знаний. Но чтобы чужое знание стало твоим, нужно непременно в нем убедиться. Не потому ли ребенок так упорно проверяет все, что говорят ему родители. Он нуждается в вере; но поверив однажды, будет доверять лишь до того момента, пока родитель или наставник не обманет его, или когда ребенок убедиться, что полученное знание ложно.
Верить — не значит выполнять, внутренне не соглашаясь. Вера — это всегда согласие, даже с тем, что недоступно для проверки. Если не соглашаешься, значит, и не веришь. Но не согласие само по себе составляет суть веры. Вера есть не слепое исполнение и не просто согласие без действия, но исполнение по внутреннему убеждению.
Мой видеоролик "Акрополь" можно посмотреть здесь: www.liveinternet.ru/users/1287574/post113902551/play
06/11/2009 23:35
Материалы по теме
- Страны: Греция
- Новость от 06.03.2009: У туристов остается все меньше шансов застать Акрополь открытым
- Новость от 01.06.2004: На Акрополь пустят эскалатор.
- Новость от 17.11.2000: В Афинах появилась станция метро "Акрополь".
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.