Старинное с. Среднее, которое ныне вошло в состав города Ступино, известно с XVI века. Село сильно пострадало в Смутное время и к 1620 г.превратилось в пустошь. В XVII в. оно принадлежало Троицкому Белопесоцкому монастырю. Здесь был построен деревянный храм во имя великомученика Димитрия Солунского.
В 1819-1821 гг. построен ныне существующий каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1862 г. расширена трапезная, в которой освящены престолы во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского.
В советское время храм закрывался на короткий срок. 25 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне близ Москвы расстреляны священник храма отец Алексий Колоколов и бывший игумен, псаломщик Федор Иванович Тарасов. 10 декабря 1937 г. на том же полигоне расстрелян служивший в храме игумен Назарий (Павлов).
На территории церкви сохранились старинные захоронения.
Рядом с храмом построен мемориал летчикам ПВО, погибшим при обороне Москвы во время Великой Отечественной войны.
Недалеко от районного центра Ступино расположен Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.
Перед входом в монастырь установлена скульптурная композиция совсем нехарактерная для православного искусства.
Несмотря на древность, сведения о монастыре очень скудны, однако мы вполне можем говорить о том, что история основания обители тесно связана с именем Сергия Радонежского.
Второй раз упоминается неизвестный монастырь на Белых песках в 1380 году в связи с тем, что войско Московского Великого князя Дмитрия Иоанновича "останавливалось на отдых в ночь на 23 августа на белых песках у городка Каширы. По местному преданию Великий князь Дмитрий Иоаннович дал обет в случае победы русского войска основать на этом месте монастырь".
Первым строителем Троицкой обители был игумен Владимир, который и считается документально известным основателем монастыря.
Об этом человеке известно немного. Преподобный Владимир Белопесоцкий был родом из ржевских бояр, а в монашество пострижен в Новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре. Приблизительно в 1470 - 1471 годах он прибыл в Каширские пределы и стал подвизаться на берегу реки Оки.
В настоящее время святой преподобный Владимир Белопесоцкий прославлен в лике святых и его мощи почивают под спудом Троицкого собора. В память о Владимире Белопесоцком установлена эта беседка.
Белопесоцкий монастырь с самого начала обратил на себя внимание русских государей своим выгодным стратегическим и географическим положением.
Поэтому новый мужской монастырь, находящийся на южном рубеже Московской Руси, был ещё и крепостью, стоявшей на защите Москвы от набегов крымских ханов. Именно поэтому Великие князья Иоанн III, Василий III, а также и цари Иоанн Грозный, Борис Годунов и Михаил Феодорович давали щедрые пожертвования на строительство монастыря и на создание оборонительных сооружений.
Например, царь Иоанн Васильевич "подарил монастырю церковную Богослужебную утварь, а царь Борис Феодорович подарил две драгоценные ризы, ныне хранящиеся в Историческом музее, в этом же музее пребывают сейчас некоторые иконы из Троицкого собора собора Белопесоцкого монастыря".
Уже к 1578 году в целом складывается каменный архитектурный ансамбль монастыря со стенами и башнями, который дошел до нас в сильно перестроенном в XVII веке виде.
Однако планировка и характер композиции монастырского ансамбля не изменялись. Полностью утрачена только одна каменная постройка XVI века, древняя монастырская колокольня. Еще в конце XVIII столетия, в 1794 году вместо нее над надвратным Никольским храмом, возведенным еще в конце XVI века, была, построена невысокая звонница.
Когда во второй половине XVII века монастырь утратил свое стратегическое положение, жизнь в нём замирает. И тогда с 1681 года древняя обитель становится приписной к Коломенскому архиерейскому дому и в этом качестве существует до 1700 года.
Троицкий собор Белопесоцкого монастыря поставлен на высокий подклет, объем его четверика со всех сторон был окружен крытой галереей-гульбищем, на галерею вели три высоких парадных крыльца. К концу ХХ столетия сохранилось только западное крыльцо, однако эта крытая галерея была выполнена в не совсем обычной традиции. Дело в том, что гульбище-галерея двухъярусная. С востока к собору примыкает сильно вынесенная во вне трёхчастная алтарная апсида.
Практически одновременно с собором вокруг монастыря были, фактически, заново выстроены и перестроены старые каменные стены и башни.
Только в начале XIX столетия было окончательно завершено развитие комплекса монастырской застройки. В 1802 - 1804 годах, вдоль южной монастырской стены был построен комплекс зданий в стиле классицизма и в их число вошли два храма: Сергиевская трапезная церковь была возведена на сводчатых подвалах и подклетях монастырской трапезной XVI века по благословению митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), о чем гласит надпись на памятной доске.
В 1918 году часть монахов была выведена за стены монастыря и расстреляна. В 1924 году монастырь был закрыт, а его здания переданы Историческому музею. Однако до 1933 года в Троицком соборе монастыря совершались богослужения.
С середины 1930х годов в монастыре находилось общежитие для рабочих и временный лагерь для заключенных строивших железнодорожный мост через реку Оку.
По достаточно приличной дороге едем в следующее село, которое называется Старая Кашира.
Поселение было основано в конце XIII - начале XIV вв. Великий князь Иван Красный в 1356 г. завещал сыну Димитрию деревню в устье реки Каширки. При князе Димитрии Донском Кашира стала городом. В конце XV-XVI вв. Каширу пожаловали в кормление бывшим Казанским царям Магмет-Амину, Абдул-Латыфу и Шигалею.
В 1531 г. построили новую Каширскую крепость. Она была деревянной с высокими крепостными валами, сохранившимися до нашего времени у села Городищи. Прямоугольная в плане крепость имела восемь башен. В городе было пять слобод.
В XVI в. город около двадцати раз опустошался набегами татар. После Смуты крепость перенесли на другой берег Оки. Осталась лишь церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение" в Заречной слободе, в 1816 г. построенная владельцами села дворянами Ильиными. Церковь кирпичная, с белокаменной отделкой, сооружена в традициях сельских храмов эпохи классицизма. Боковые притворы украшены портиками тосканского ордена. Храм увенчан граненой ротондой под куполом. Трехъярусная колокольня соединена с храмом через трапезную.
В советское время храм закрыли. Передан верующим в 1991 г.
Следующее село Старая Ситня стоит при впадении речки Ситни в Каширку.
От бывшей усадьбы до нашего времени дошла только церковь в честь Рождества Божией Матери, построенная в 1767 г. в стиле елизаветинского барокко. Церковь сложена из кирпича с белокаменными деталями. В конце XIX в. был пристроен придел во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В начале XIX в. усадьбой владел Александр Сергеевич Власов - камергер двора, библиофил, собиратель живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства. У него было прекрасное собрание камей, в том числе античных, библиотека редчайших книг. В своем имении он разбил регулярный парк, цветники, построил оранжереи, в которые поместил собрание тропических растений: среди них находились вольеры с декоративными и певчими птицами редких пород.
В советское время усадьбу разрушили (сохранилась только часть парка), в закрытом в 1932 г. храме устроили тир. В 1996 г. руины переданы общине верующих, храм восстанавливается.
Помимо храма, в Старой Ситне был замечен Дом культуры.
А также жилой дом весьма интересной архитектуры
Следующее село Малино было когда-то дворцовым селом. Оно принадлежало князю Димитрию Донскому, который завещал Малино своей супруге Евдокии, преподобной Евфросинии Московской. С XVII до половины XVIII вв. селом владел Григорий Наумов, любимец царя Алексея Михайловича. В 1774 г. село, входившее в состав Киясовской волости, купила Екатерина II. Каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы возведена в 1691 г. Трапезная с пределами во имя святителя Николая и великомученицы Екатерины построена в 1871 г., отапливалась изразцовыми печами. В 1936 г. храм закрыли.Трапезную приспособили под Дом культуры, на месте алтаря в 1966 г. устроили гараж. С 1996 г. храм начал возрождаться. В настоящее время здание полностью передано Церкви.
Недалеко от церкви сооружен небольшой мемориал, посвященный Великой Отечественной войне.
Последний объект, который мы посетили по дороге домой, расположен уже в Раменском районе.
Село Боршева когда-то входило в состав Коломенской волости и упоминается в духовных грамотах князя Димитрия Донского и великого князя Ивана Калиты. До 1728 г. село принадлежало А.Д.Меншикову, затем перешло в ведение конюшенного ведомства, в 1781 г. вошло в состав Бронницкого уезда как сельское поселение.
В 1738 г. в Боршеве построили деревянную церковь во имя святителя Николая.
В 1903 г. на месте обветшавшего храма на средства прихожан возвели новый, из красного кирпича, и освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм был живописно расписан, интерьер украшал резной вызолоченный иконостас. начатое строительство колокольни не было закончено.
После смерти в 1936 г. последнего настоятеля - иерея Иоанна Зверева - храм закрыли, трактором снесли купола, разграбили утварь. Из большинства икон сделали опалубку для строящейся рядом плотины. Впоследствии здание храма использовалось колхозом под склад зерна и другие нужды. Затем начали ремонт для устройства в нем музея колхоза. Но эта затея не увенчалась успехом.
В 1999 г. разоренный храм передали православной общине. Большую часть территории храма тогда занимал магазин.
10/10/2014 13:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Московская область
- Отзыв о поездке: Подмосковье. Метель августа, август 2014
- Отзыв о поездке: Егорьевск, лето 2014
- Отзыв о поездке: В глушь Рижского хода: путь на запад, лето 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.