ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПАРОМА.
На Новый Год мы решили поехать на пароме из Хельсинки в Стокгольм, и естественно, встал вопрос выбора. Мы долго думали - на чём плыть - на "Viking Line" или на "Silja Line"?
И однозначно выбрали "Viking". Наши аргументы в его пользу были следующими:
Во-первых, Викинг принадлежит шведской компании, а на Силью, после того как она сменила финского собственника на эстонского (Tallink) сразу обрушилось много сервисных жалоб. Сами финны, которые являются крайними консерваторами по природе, дружно и массово показали Силье непереднюю часть тела и пересели на Викинг. Во-вторых и главное, Викинг прибывает на центральный причал Стокгольма, от которого до исторического центра (Гамла Стан) 20 минут пешком, а Силья - причаливает где-то в Северном порту, откуда до центра добираться на метро чуть дольше (~ 4 остановки на метро). И до нашей гостиницы (Hotel "Rival", станция метро Mariatorget) нам гораздо удобнее добираться от терминала Викинга.
У каждого корабля-Викинга есть романтичное название, по нему можно уже заранее угадать направление движения.
"Mariella" и "Gabriella" - идут по маршруту (туда/обратно): Хельсинки (17.30/9.55) - Мариехамен (Аландские острова, 4.25-4.35/23.45-23.40) - Стокгольм (9.40/16.45).
"Amorella" (1) и "Isabella" (2) - по маршруту (туда/обратно):
(1) Турку (08.45/07.35) - Мариехамен (14.10/03.30)/Лангнас (14.25/03.20)- Стокгольм (18.55/20.10)
(2) Турку (21.00/19.50) - Мариехамен (01.00/14.25)/Лангнас (01.10/14.10)- Стокгольм (06.30/07.45)
"Rosella" - Мариехамена - Каппельшер, (по будням в Швецию): 08.00-9.15, 16.00-17.30, (по будням из Швеции): 12.00-15.30, 19.00-22.00. (!) - в выходные дополнительные рейсы.
"Cinderella" - Мариенхамен - Стокгольм, (в Швецию): 09.45-15.30, (из Швеции): 18.00-07.45
"Viking XPRS" - из Хельсинки в Таллинн.
Самый новый и современный паром - "Viking XPRS" - сошёл верфей в 2008г. (длина 185м, количество пассажиров - 2500).
"Gabriella", год постройки - 1992, длина 171м, 2420чел.
"Cinderella" - 1989г. (191м, 2560чел.), "Isabella" - 1989г. (171м, 2480чел.), "Amorella" - 1988г. (169м, 2480чел.)
"Mariella" построена в 1985г. (176м, 2500чел.).
Самая старшая и маленькая - "Rosella" - 1980г., длина 136м, 1700 пассажиров.
ПАРОМЫ "MARIELLA" И "GABRIELLA" ("VIKING LINE").
ФИНЛЯНДИЯ/ХЕЛЬСИНКИ - ШВЕЦИЯ/СТОКГОЛЬМ (И ОБРАТНО).
ВРЕМЯ В ПУТИ - ~17 ЧАСОВ.
ВЫБОР КАЮТЫ И ПАЛУБЫ. БИЛЕТЫ.
Выясняем (в агентстве, о нём ниже), что на наши даты туда мы плывем на "Мариелле", обратно на "Габриелле".
На таком большом пароме мы плывем первый раз, к тому же с ребёнком, поэтому мы решили взять хорошую большую каюту с окном. Придирчиво рассмотрели на сайте Викинг Лайн-а все предлагаемые варианты - www.vikingline.fi/onboard/mariella/cabins.asp, и остановились на каюте Люкс-LXR (большая кровать, два окна, фен, холодильник, ТВ, 5-я палуба). На обратном пути каюта была Люкс-LXB, точно такая же, (www.vikingline.fi/onboard/gabriella/cabins.asp).
Чем лучше каюта, тем на более высокой палубе она находится. Замечу для наглядного примера, что на нашей 5й палубе мы с трудом уснули под звуки трескающегося льда и гул мотора. Поэтому выводу о комфортности более экономичных вариантов делайте сами.
Бюджетные варианты, например без окна, но на 5й-6й палубах вполне приемлемы. Ниже - реально страшновато, и каюты выглядят как купе в поезде.
Замечу, что стоимость билетов на паром разная, и зависит от в какой день недели ваш выезд: сб-вт - самая низкая, птн - средняя, ср-чтв - самая высокая. На Новый Год и Рождество на Викинге нет праздничного коэффициента (в отличие от Сильи), к тому же компания делает массу разных скидок, типа "семья", "ранняя бронь" (за 25 дней), "туда-обратно" и пр. (www.vikingline.fi/timetables/prices/passenger_fares/).
Летом (июнь-август) можно купить очень дешевые билеты без каюты - типа "палуба". А в остальное время (сентябрь-май) покупают обязательный пакет: "каюта+палуба/passenger ticket"". То есть к указанной на сайте цене выбранной вами каюты добавляется этот самый палубный ticket - 40/50/70€, в зависимости от дня недели. Стоимость наших билетов (пакета, зима 2010) - 170€ в обе стороны на троих (+ ~50% суммарная скидка). Билеты покупали в Москве, у одного из уполномоченных агентов (Norvica Ltd): www.vikingline.fi/reservations/sales_agents_russia.asp?param=russia. К которым нет никаких претензий, кроме одной :) - нам неправильно посчитали сумму, естественно не в меньшую сторону. Поскольку мы финансисты никогда не позволяем себе расслабиться :), стоимость билетов давно была нами тщательно прокалькулирована, пришлось вежливо указать девушку на "случайную" ошибку. "Ой", - сказала уполномоченная агентша, - "я посмотрю в другом компьютере". В котором, естественно, цена посчиталась уже правильно :).
РЕГИСТРАЦИЯ БИЛЕТОВ. ПОСАДКА НА ПАРОМ.
Мы доехали почти до самого Викинг-Терминала на трамвае 4 (можно 4В). Волновались, но, увидели народ, тянущий чемоданы в одном направлении, и пристроились за ними. Походя мимо автопарковки у гостиницы "Marina", сильно впечатлились количеством машин с российскими номерами. Шли и по ним вычисляли регион: Москва, Москва, Питер, Питер, Петрозаводск, опять Москва...
Наши билеты, полученные в Москве, это ещё не билеты, а бумажки формата А4. Мы выстраиваемся в огромную очередь в кассу (несколько окошечек), показываем паспорта, и обмениваем бумаги на картонные билеты. Поднимаемся по эскалатору и через электронные автоматы (как в метро, прикладываем билеты) проходим в гулкий прозрачный пластиковый коридор-трубу, который "присасывается" к боку парома. Хорошо, что нас предупредили - что где-то за поворотом "вылетит птичка", т.е. стоят фотографы. Я пытаюсь подправить кудряшки и рот держу в позиции cheese. И это было правильное поведение, поскольку как-то внезапно мы проходим через какую-то рамку, где журимся от внезапной вспышки. Фото (5€) можно потом будет купить на выходе у reception desk.
И вот наконец торжественный момент - мы ВНУТРИ!
ВНУТРИ ПАРОМА. КАЮТА. На самом деле - это очень волнующие ощущения. Народу - море. Все взволнованны. Настроение новогоднее, чего-то ждешь праздничного. На входе надо сразу смотреть на указатели - они рассортировывают поток по палубам. Как водится у русских - те, кто повыше, сразу начинают презрительно смотреть на тех, кто пониже. Мы как-то очень быстро выруливаем по узкому длинному розовому коридору сразу в нашу каюту. Вот и она - www.vikingline.fi/common/picturepopup.asp?pic=mariella_lyx_large.jpg&alt=LXB,%20Mariella&lang=en&width=363&height=278.
Первое ощущение - маленькая. Второе ощущение - прохладно.
Мы оказались правы, фотографии несколько преувеличивают размер каюты (а у нас был люкс), и, действительно, внутри очень прохладно, буквально на нижней границе комфортности. Если помыть голову, надо сразу включать фен, а то можно покрыться инеем. В крошечном wc выложены фирменные travel-наборчики. И конфетки карамельки около зеркала. А так никаких излишеств.
Вот внутреннее "устройство" Мариеллы:
8 палуба - конференц-зал, смотровая открытая палуба
7 палуба - рестораны, ночной клуб, wc
6 палуба - ресепшн (information desk), магазин Duty Free, каюты
5 палуба - каюты
4 палуба - каюты, багаж
3 палуба, 1й ярус - автоплатформа
3 палуба, 2й ярус - автоплатформа
2 палуба - якорный отсек
ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. СМОТРОВАЯ ПАЛУБА. DUTY FREE.
Разбираться в закоулках и прослойках парома, несмотря на некоторую первичную растерянность, мы стали довольно быстро, подключив к этому процессу все органы чувств как GPS навигаторы.
Так, выйдя из каюты на первую разведку, мы не успели от неё отойти далеко, как увидели народ в куртках, бегущий куда-то и услышали крики: "Быстрей, быстрей на верхнюю палубу". Мы отзеркалили действия, схватили фотоаппарат и, на бегу застегиваясь, рванули по лестнице вверх.
Надо заметить, что в январе на смотровой верхней открытой площадке очень холодно, скользко и страшно. Я держала за капюшон нашего маконайца, а муж держал сзади меня. Но зрелище мерцающего ночными огнями Хельсинки с высоты полета чайки - было незабываемым. Мы пытались схватить эти кадры, но - нужен заранее подготовленный штатив, иначе, конечно, всё размазывается. А летом здесь, бесспорно, получаешь стократное нашему удовольствие.
Вернулись, разделись, поменяли фотоаппарат на кошелёк и двинулись - ну куда? - в Duty Free конечно же. Он приятно большой, но неприятно заполнен народом, 95% из которого - наши люди (об этом позже). Количество спиртного в тележках - ужасало. Как и очереди в кассы.
В продуктовом отделе - очень хороший выбор конфет и шоколада (в основном финский Fazer). Проходила дегустация белого вина, которое мы оттестировали без удовольствия (очень кислое) и после которого у меня невыносимо разболелось горло (очень холодное). Довольно интересный ассортимент финской галантереи в виде посуды Arabia, вазочек Aalto, тканевой мелочевки Marimmekko.
Довольно разнообразный Parfume, я разыскала там даже органические марки - Weleda и Dr.Andrew. Есть одежда и обувь, на которую в это время (первая неделя после НГ) была 30-50% скидка. Есть серебряные ювелирные украшения.
Цены в Duty Free на паромах - действительно завлекательные. Если иллюстрировать на примере парфюма, то мужской Dior в Sokose стоит ~70€. Здесь - чуть больше 40€.
ПИТАНИЕ НА ПАРОМЕ. РЕСТОРАН AL A CARTE, VIKING-БУФЕТ ИЛИ ПЕРЕКУС СЭНДВИЧАМИ.
Стоимость питания (а это ужин и завтрак) в ваш пакет билетов - не входят.
Все рестораны находятся на одной палубе, есть указатели.
Викинг предлагает свой Буфет или Шведский стол, стоимость которого:
Ужин, предоплата/оплата на борту: взрослый - 29€/32€, дети 6-17 лет - 13€/14.50€
Завтрак: взрослый - 9€/10€, дети 6-17 лет - 4.50€/5€
*вино, пиво, напитки, чай, кофе включены в стоимость.
Мы, собственно говоря, и не сомневались, что воспользуемся буфетом, но к счастью, моя подруга, по осени совершившая вояж на пароме, категорически отсоветовала "тратить зря деньги" на совершенно "стандартную невкусную" еду и пить вино, которое "красит язык".
Оказывается, на любом Викинге есть ещё несколько ресторанчиков, где можно более продуктивно вложить указанные евро. Это - презентабельный "Food Garden", чуть более демократичные "Wine&Tapas" (европейская кухня) и "Ellas" (американско-итальянская кухня) и пивной "Pub" (на разных паромах у них разные названия "Arcade", "Pamir", "Captain's Correr" и др.). Особенные рекомендации получило первое место, куда мы (принарядившись) и отправились. В Food Garden-е очень изысканный интерьер, на столиках стоят букеты живых цветов, негромко играет пианист, фраки и вечерние платья приветствуются, горнолыжные штаны и свитера необходимо оставить для прямого употребления.
Здесь предлагается шведский стол из закусок и десертов, а также блюда на выбор по меню. Схема оплаты хитрая:
Шведский стол (закуска или десерт) + главное блюдо (цена отдельно) - 10€
Шведский стол (закуска и десерт) + главное блюдо (цена отдельно) - 15€
Только шведский стол (закуска + десерт) без главного блюда - 27€.
*Основное блюдо - это мясо или рыба от 17€ (цыпленок) до 26€ (антрекот из телятины, филе оленя).
Соответственно, к выбранному вами варианту, вы выбираете по меню главною блюдо (тогда шведский стол служит вам либо закуской, либо десертом, либо и тем и тем), либо вообще всё заказываете по меню (вместо шведского стола выбираете закуску и/или десерт по меню).
Я сейчас написала про шведский стол для взрослых, а есть детский - 10€.
Взрослый - отличный выбор ветчин, рулетов, креветок, салатов, сыров, десертов. Детский - ужасный выбор жесткой курятины, мини-гамбургеров, жареной картошки-фри, красного кетчупа, невнятных овощей и отсутствие сладкого.
Очень вкусно и достойно. Членам Viking-клуба - 10%. Оставив 9€ чаевых (округлили наеденную сумму до ста евро), мы подвергли официантку в состояние легкого шока, она даже посмотрела на нас осуждающе. На самом же деле, ужин на троих с вином - более чем стоит этих денег. И кстати, здесь можно заказывать диетические блюда, они помечены в меню знаками - G/без глютена, L/без лактозы, LL/низколактозные, V/вегетарианские. А летом (17.06-21.07) у них есть Клубничные недели!!! Которые переходят в Лангустные... ... (22.07-22.08).
Вкусный и оригинальный выбор закусок предлагает "Wine&Tapas" - собственно говоря, название так и переводится: Вино и Закуски. Перекусить можно разными небольшими сэндвичами (например, с креветочной пастой), мини-шашлычками, ломтиками мяса и артишоками, спаржей в ветчинной обёртке и пр. Цены на них регрессивно-заманчивые: 3 tapas (т.е. закуски) стоят 7,50€, 5 - ~9€, 7 - ~10€, плюс можно вписать в одну из схем бокал красного вина. У них же по 8€ можно взять такие же вкусные (большие порции) салата "Цезарь" - 3 начинки ты выбираешь сам (они входят в стоимость: курица, креветки, вареные яички, копченый лосось, маслины, сыр, ветчина и пр.), а каждая следующая (по желанию) стоит 1€. Утром тоже можно позавтракать в "Food Garden"-е. Завтрак, предоплата/оплата на борту: взрослый - 14€/15.50€, дети 6-17 лет - 7€/7.50€. Но нам невероятно понравилось Sea Side Café (на Мариелле есть, на Габриелле нет). Мы очень рано встали (забыв про разницу во времени), и отлично перекусили в нём на фоне рассвета, встающего над уже шведским морем. Чай, кофе, какао, молоко, соки + сэндвичи, салаты, фрикадельки + отличная выпечка + отличные сувениры. В этом же кафе можно и незатейливо поужинать. Развлечения на пароме для взрослых и детей. Это Night Club - где на сцене танцуют и поют, а на окружающих сцену столиках пьют и закусывают. В принципе весело, тем кто падок до ночной жизни, танцев-манцев, и головокружения от выпитого. Я лично - пас. Не люблю, с трудом выдерживаю 5 минут, в своё время перетанцевала на столах на испанских дискотеках. Дети развлекаются в детских комнатах, заваленных игрушками и даже компьютерными экранами с простыми играми. Обувь нужно снимать. Можно поубивать время (и деньги) на игровых автоматах - их здесь большое количество и разнообразие.
РУССКИЕ НА ПАРОМЕ.
Глобальность неадекватного поведения наших соотечественников, конечно, причина того, что многие финны, зная пики наплывов русских соседей к ним в гости, стараются свести туристическое соприкосновение с нами к минимуму. Поэтому в посленовогодние дни, т.е. на наши зимние каникулы, финнов и шведов на пароме - ~5%, русских - 95%. Что это означает?... Как ни обидно это говорить, другого слова не подберу - колхоз гуляет. В соседней с нами каюте народ пел всю ночь песни типа "В лесу родилась ёлочка, б...", униформа для прогулки по парому типа треники+сланцы+мятая майка+банка пива, безумное опрыскивание себя духами в дьюти-фри, толкание, хватание, нездорованье друг с другом и проч. и проч. это самые невинные проявления нашего "совкового" менталитета.
Я всегда пишу "наши", потому в очень редком русском человеческом экземпляре отсутствуют пролетарские замашки.
ОБМЕН ДЕНЕГ. БИЛЕТЫ НА АВТОБУС ДО МЕТРО.
Обмен евро/долларов на шведские секи можно осуществить на reception. Минимальный кэш, конечно же, необходим для старта. Там же продаются билеты (4€) на грузовой автобус City Bus, на который вам нужно погрузиться, сойдя с парома, чтобы доехать до ближайшей станции метро Slussen. Автобусная стоянка находится прямо у выхода из трубы с парома. Опознаваема по огромной очереди. А главное - время в пути до Slussen-а - ровно 3 минуты. Так что если у вас мало багажа - поворачивайте направо и через 10минут приятной прогулки по набережной вы будете у Slussen-а, от которого рукой подать до Гамла Стана. А на сэкономленные евро купите сувенир :).
!И не забудьте на выходе купить свои фотографии на память о Викинге! :)
И около того же reception есть стенд с информацией о Стокгольме (карты, брошюры, журналы) на разных языках, в т.ч. и на русском.
ПАРОМ "AMORELLA" ("VIKING LINE").
ФИНЛЯНДИЯ/ТУРКУ - АЛАНДСКИЕ ОСТРОВА - ШВЕЦИЯ/СТОКГОЛЬМ (И ОБРАТНО).
ВРЕМЯ В ПУТИ - ~6 ЧАСОВ.
На Аморелле мы шли (моряки избегают слова "плавали" почему-то) до Аландских островов, где паром делает две остановки: в Мариехамене (Mariehamn, столица, остров Оланд) и в Лангнасе (Längnäs, остров Лумпарленд).
Садились на паром в Турку, и на этот раз мы были на машине, т.е. брали ещё посадочное автоместо. Почему пункт отплытия Турку, а не Хельсинки? Сейчас объясню. Дело - в расписании. Вечерний паром из Хельсинки останавливается на Аландах где-то в 4 утра, а утренний рейс из Турку причаливает в 2 часа дня - что согласитесь, гораздо более удобно, чем ночные высадка и поиски гостиницы/коттеджа.
В Турку мы (естественно) остановились на ночь в гостинице ("Centro"), выбирая которую учитывали первым делом её близость (относительную) к центру и паромному терминалу. Хотя мы встали очень рано, заглотили в спешке завтраки как удавы, на поиски дороги к терминалу - потратили очень приличное время, поскольку один кусок набережной (как раз ведущий к нему) оказался перекопанным и мы буквально заблудились в объездных хитросплетениях. При этом надо иметь в виду, что для автопассажиров посадка на паром прекращается чётко за 30 минут до отхода парома (для пассажиров без авто - за 10 минут).
Автоподъезд к парому осуществляется следующим образом: площадь, разлинованная полосками с мини-кпп на каждой (check-in): будка-касса и шлагбаум. Подъехал, встал в очередь в свою полоску, в окошко кассы отдал паспорт и бумажный ваучер-билет, обратно получил паспорт, электронную карточку-билет (boarding pass), бумажку на стекло с названием причала (у нас был Alands) и обязательный kiitos/спасибо. Далее ещё какое-то время постояли - автоочередь двигается медленно, но очень организованно. И по крутому въезду-пандусу въехали в бок Викинга на автопарковку. Заблудиться или ошибиться невозможно, вас везде встречают и отмахивают люди в форме. Единственное - машины стоят очень близко друг к другу, и поэтому нужно крайне осторожно открывать двери.
С собой берём только самое необходимое (документы, деньги, фотоаппарат, ветровки). Во время пути вход на парковку закрыт. Поднимаемся наверх, на самую-самую верхнюю палубу (либо лифт, либо пешком по ступенькам). Обратите внимание, что при выходе на палубу изнутри двери открываются перед вами автоматически, а снаружи - нужно нажать на кнопку, чтобы войти.
У нас нет каюты, 5 часов проводим в креслах (пластмассовых или плетёных) на палубе, кафе и Дьюти-фри. Опять же наблюдение: смотрю, одни люди просто ястребами накидываются на кресла (стоят или по отдельности, или в стопках), устанавливают их у перил, держат руками, заваливают (забивают) своими вещами, другие спокойно и непринужденно рассаживаются. Отгадайте загадку-ребус: где наши русские люди, и где иностранцы? :):(
Стоимость билетов (лето, 2010):
Турку-Мариенхамн ("Amorella") + Мариенхамн-Капельшер ("Rosella")/ 2взр,1 реб, машина = 1870р./46€ (37€+9€)
Стокгольм-Турку ("Amorella")/ каюта = 4880р./120€
На открытой палубе можно купить напитки (есть бар (можно зайти и посидеть внутри) и окошко из него (можно заказать с палубы, не заходя внутрь) - чай, кофе, пиво и др.
Пообедали мы салатами и закусками-tapas в "Wine&Tapas". О-очень вкусно. И выпили несметное количество стаканчиков чая-кофе на открытой палубе. Где было ТАК ХОРОШО, что даже заманчивые недра Дьюти-фри не соблазняли на их осмотр.
За 10 минут до причаливания в порт Мариенхамена (Аландские острова, о.Оланд) все автопассажиры должны спуститься на автопарковку, сесть в машины и приготовиться к организованной высадке.
ПАРОМ "ROSELLA" ("VIKING LINE").
ФИНЛЯНДИЯ/АЛАНДСКИЕ ОСТРОВА - ШВЕЦИЯ/КАППЕЛЬШЕР (И ОБРАТНО).
ВРЕМЯ В ПУТИ - ~2 ЧАСА.
Я уже приводила выше цифры стоимости билетов на паром по маршруту Мариенхамен-Каппельшер*. Да-да! Я не ошиблась - 9 евро на 2х взрослых, 1 ребёнка и авто! Иными словами - не поехать в Швецию было бы неоправданно неумным поступком :). Именно стоимость билетов подстегнула нас запланировать в летнем вояже на Аланды ещё и заезд в Швецию (подробности будут в рассказе).
Единственное, что омрачило нашу почти детскую чистую радость - это возраст "Розеллы" (30 лет, внутри присутствует такой запах, как в наших плацкартных поездах) и её небольшие размеры (если море будет штормить, то таблетки от укачивания - обязательны к приёму!). Мы попали в лёгкое волнение в открытом море, и это уже обозначило тошнотворную реакцию (особенно у ребёнка, спаслись тем, что вовремя выскочили на воздух на верхнюю палубу) и побило бока о прилавки в Дьюти-фри, где приходилось буквально хвататься за какие-то укреплённые стойки при особенно резком крене, чтобы не улететь в далёкий угол). "Розелла" - это паром на пенсии. И если 5 часов на "Аморелле" из Турку в Мариенхамен пролетели как одна минута, то два часа из Мариенхамена до Каппельшера показались вечностью.
*Мы решили высадиться в Каппельшере, а не в Стокгольме, потому что так был спланирован наш маршрут - оттуда мы поехали в очаровательный Норртелье, который и стал нашим стартом летнего авто-вояжа по городам Швеции. А обратно возвращались на пароме из Стокгольма (наш финальный пункт), и снова в Турку, потому что, во-первых, мы не успели его посмотреть на первом отрезке пути, а во-вторых, этот паром отходит в 20.30, а не в 16.30, как хельсинский, что оставляет в распоряжении больше свободного времени на осмотр шведской столицы.
В Стокгольм идут паромы из Мариенхамена, Лангнаса и Еккерё. Можно выбрать удобный рейс по времени.
12/10/2010 09:53
Материалы по теме
- Страны: Финляндия; Швеция
- Отзыв о поездке: На пароме из Финляндии в Швецию, май 2009
- Отзыв о поездке: Паромный тур Финляндия-Швеция от "Викинг Трэвл", январь 2008г.
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.