Любите ли вы сало, как люблю его я? Если "нет" - дальше можете не читать, вы чужие на моем празднике жизни. Если "да" - хочу поделиться с вами своими впечатлениями от сентябрьской поездки по Украине и размышлениями об увиденном. Путешествовали мы вдвоем, я и моя киевская подруга Светлана. Именно она, Светка, и стала на этот раз принимающей стороной и главным организатором. Как и положено приличной украинской панночке, Света ... немножечко ведьма. Вернее, ведьмочка. Рыжие волосы, большие глаза орехового цвета с изумрудной окаемочкой, мягкий, но в тоже время цепкий взгляд, если что кому пожелает - обычно сбывается. В любой работе она скурпулезна и доводит все до конца. Поэтому после месячной подготовки и согласований различных деталей в турагенствах всех посещаемых нами городов ее уже узнавали по голосу. Светланой была предложена следующая схема отдыха и передвижений: "база" в Киеве, ночные переезды на поезде между городами, сопровождение русскоговорящего гида в каждом городе (в Чернигове пешеходная экскурсия длилась 5 часов, в остальных городах , а именно Ужгороде, Львове, Одессе, по 3-3,5 часа). Скажу сразу - все прошло замечательно.
Глава первая. Киев.
Как говорится, до Киева можно добраться посредством языка, но я выбрала другой способ перемещения в пространстве - по старинке приобрела ж/д билет в кассе, купила подарки, села в вагон и поехала. До столицы Украины все еще ходит поезд 53 СПб - Киев, отличительной чертой которого являются бархатные красные сиденья. Этакие пылесборники. На мой взгляд, ужасно непрактично. Еще забавным мне показался процесс мытья рук в туалете. Чтобы вымыть руки, нужно нажать ногой и держать педаль, которая расположена над полом в 10см. Теперь мне можно выдавать сертификат акробата - стоишь в туалете на одной ноге, второй ногой удерживаешь на весу педаль, плечом опираешься о стену дабы не упасть, подмышкой держишь косметичку (ее некуда поставить), к крану не наклоняешься слишком низко, т.к. полотенце на шее так и норовит протереть общественную раковину. Веселуха, одним словом. Но я все это простила за большое зеркало а-ля трельяж - видно себя спереди и прическу с обеих сторон.
За час до прибытия в Киев по составу пошли продавцы сувениров, предлагающие купить "магнитики в виде Киева" и продавцы валюты. Я даже не стала интересоваться, какой у них был курс, т.к. мне были даны строжайшие инструкции - с рук никакой валюты не покупать. И дело не в невыгодном курсе. Я сама потом видела в сувенирных киосках банкноты (гривны, доллары, евро), которые от настоящих отличались только маленькой надписью "сувенир". При более тщательном рассмотрении вылезают еще кое-какие детали, например, портрет украинского президента вместо американского. Так что граждане, будьте бдительны!! И вот я в Киеве. Последний раз я была здесь в 1996 году, т.е. очень давно. Но город встретил меня как старую знакомую - хорошей, даже жаркой погодой и безоблачным небом (за все 10 дней моего пребывания дождь был один раз, да и то ночью). Первые впечатления - как вспышка, пока непонятно, где позитив, где негатив... С одной стороны - автомобили, повсеместно припаркованные на тротуарах, нелепые стеклянные новостройки в историческом центре, море рекламных щитов, за которыми не видно фасадов...С другой стороны - приветливые люди, неторопливый и расслабленный ритм жизни, что-то неуловимое и прекрасное, витающее в атмосфере этого древнего города. И вот что интересно - проблем у киевлян ничуть не меньше, чем скажем, у москвичей и петербуржцев: в политической обстановке не разберется никто и никогда, економiчна криза больно ударила по стране, пробки на дорогах, неразрешимые загадки и ребусы коммунального хозяйства, а общее настроение - со знаком "+". Пассажиры метро не выглядят общей серой массой, нет озлобленности и обреченности на лицах, если ты кого-то случайно толкнула в общественном транспорте на тебя не срываются с матом и пеной у рта - расходимся с улыбкой и какой-нибудь украинской шуткой. Кстати, об инвективной вокативе. Здесь люди не матерятся на улице, мат не является разговорной речью. Эта разница сразу ложится на слух. Мы долго рассуждали на эту тему и пришли к выводу - воспитание воспитанием, менталитет менталитетом, но, видимо, только в России есть ТАКИЕ процессы, которые обозначаются именно ЭТИМИ словами. Чем больше действий, тем больше слов для их описаний. В украинском языке есть схожие процессы, но обозначаются они уже другими словами в силу определенных обстоятельств. В украинском языке ведь даже буквы Ё нет. Зато с избытком букв "и" : "и" с одной точкой, с двумя точками, "й", русская "и" - звучит как "ы". А вот "Ё" - нет... Конечно, украинцы тоже ругаются, но ругань эта на украинском языке звучит как песня - сколько эпитетов и сравнений, какая яркость образов...Заслушаешься. Но я отвлеклась. Первый день в Киеве пролетел незаметно. Мы прогулялись до Дома с химерами, нас даже пустили на территорию (обычно ворота закрыты - все таки резиденции президента страны), долго думали над тем, специально ли подбирали скульптора из Италии с говорящей фамилией Elia Sala или просто совпало (его скульптура "Рысь, терзающая орла" установлена около Дома), посмотрели дом "Плачущая вдова" (на фасаде маскерон в виде женского лица - когда идет дождь, вода стекает по лицу аки слезы), заброшенный "Шоколадный дом", посидели в скверике у театра рядом с бронзовой фигурой артиста Яковенко (отец Прони Прокоповны из "За двумя зайцами"), посмотрели, что же все таки изображено на подошве ботинка у Паниковского на Прорезной, ну и ,конечно - Крещатик и Майдан. За Майдан хочется плакать - какие-то Лядские ворота, стеклянные купола подземных магазинов, исчезнувший фонтан. Не буду больше про него ничего писать. Хотелось мне осуществить свою мечту - постоять на Майдане с оранжевым шарфом в руках, как будто поучаствовать в старинной украинской забаве "Выборы", но не получилось. Зато в городском парке мы случайно обнаружили оранжевые скамейки. Сфотографировались на ней. И еще немного о политике. В Одессе я, как россиянка, все таки влезла в политическую жизнь независимой Украины - подписалась под требованием отставки министра образования Украины. Повод был - меня возмутило то, что в современном школьном курсе литературы М.А. Булгаков изучается в разделе "Мировая литература", а не "Родная литература". Но это уже в Одессе, а пока что сидя на Крещатике в Пассаже в кафе и попивая мохито, мы чуть было не забыли о том, что вечером мы уезжаем в Ужгород, и что поезд ждать не будет.
Первый раз в жизни еду на Западную Украину. Если честно, то наслушавшись разговоров о нелюбви к русским, ехать туда было немного страшновато. Вспоминался диалог 13-летней давности:
Коллега: - Куда едешь?
Я: - В Киев.
Коллега: - Ха! Вот идешь ты по Киеву, к тебе подходят националисты и спрашивают - как по-украински "кот"?
Я: - Кiт
Коллега: - Правильно. А они спрашивают - а как по-украински "кит"?
Я: - Не знаю
Коллега: - Вот тут-то тебя и побьют.
С какого перепугу меня должны были побить, я так и не поняла, но за все время моего пребывания в Украине я ни разу не сталкивалась с проявлениями нелюбви, скажем так, ко мне как к русской. В Киеве об этом вообще смешно говорить, а что касается Западной Украины... Видимо, времена острой напряженности прошли (а они все-таки были) и я теперь не представитель неприятельской страны, а турист, который приехал тратить деньги, любоваться страной и рассказывать об этом своим друзьям.
Глава вторая. Ужгород.
При посадке в поезд в Киеве нас ждал сюрприз. Приятный или неприятный, мы даже не успели сообразить, считать ли произошедшее неприятностью или началом приключений. Предъявив проводнику билеты (кстати, билеты в Украине продают без паспорта), собрались уже было зайти в вагон, как услышали новость - поезд до Ужгорода не идет, там где-то пути ремонтируются. Эмоционально встряхнуло. А как добираться? До Чопа или МукАчево на поезде, а там на маршрутке до Ужгорода. Чоп - погранзона, до Венгрии 1 км. МукАчево - один из трех крупных городов Закарпатья. Все бы ничего, но нам вечером из Ужгорода ехать во Львов. Каким образом добираться в свете последних новостей - загадка. Но пока мы переваривали полученную информацию и сверялись с картой (карту я всегда вожу с собой - вдруг машинист с пути собьется), пришел проводник и сказал, что все уже починили. Украина, однако. Самое забавное, что не было понятно, когда проводник шутит, а когда говорит серьезно. Я вообще заметила, что речь украинских мужчин, особенно когда они говорят на родном языке, очень нежная и завораживающая. Пару раз я замечала за собой, что таю....Хотя это было бы совершенно некстати.
За окном - Карпаты. Пейзажи открывались такие, что дух захватывало. Но как только я хваталась за фотоаппарат, поезд въезжал в туннель. Так я ничего и не сфотографировала.
В Ужгороде очень красивый вокзал, современный и просторный. Построен он был всего за год. В центральном зале стоит бюст убитого в 2008 году министра транспорта Украины по фамилии Кирпа. Вокруг живые цветы, веночки... Не могу ничего четко сказать об этом человеке, потому что все что я о нем слышала - на уровне слухов. То ли убили, то ли сам застрелился. Говорят, что он много сделал для Украины и этот вокзал был построен в его честь.
Сдали вещи в камеру хранения, пообщались со сладкоголосым приемщиком и направились в центр города, где в гостинице "Атлант" (тут же переименованной нами в отель "АтлантИк" из "Бриллиантовой руки") у нас должна была состояться встреча с гидом.
Организационные вопросы.
- Экскурсия по городу на русском языке была заказана в фирме "Синдбад путешественник" (www.sindbad-m.com), при организации Света общалась с менеджером Вероникой. Вероника и наш гид Валентина, приветливые улыбчивые дамы, уже ждали нас в холле гостиницы. Экскурсия длилась около 3 часов и стоила 325 гр. за двоих. Дополнительно мы оплатили входные билеты в Ужгородский замок и музей "Закарпатское село", по 10гр. в каждый. Кстати, если у вас будет выбор: "Закарпатское село" в Ужгороде либо "Шевченковский гай" во Львове, выбирайте Ужгород. Музеи схожи по тематике, но по мнению львовского гида, в Ужгороде интересней.Собственно экскурсия: обзорная пешеходная по городу, посещение соборов-костелов-церквей, поездка в Невицкий замок и обратно.
Историческая справка:
Ужгороду 1115 лет, это один из старейших городов Закарпатья. До 1500г. входил в состав Венгрии, после 1500года до 1918 - в состав Австрии, с 1918-1938 гг - в состав Чехии, 1938-1944 - опять город под венграми и в октябре 1944 года Ужгород вошел в состав СССР. Из вышенаписанного уже можно сделать вывод об архитектуре, традициях и национальном составе населения города. В настоящее время в Ужгороде насчитывается около 125 000 жителей. Национальный состав: 64% украинцы, 15% русские, 8% венгры, 5% словаки, 8% другие национальности (цыгане, молдоване, евреи...). Действует 26 (!!!) религиозных конфессий, в т.ч. мусульманская. Ужгородский университет был открыт в 1946 году и в настоящее время студенты обучаются на 14 факультетах. Работают предприятия легкой и пищевой промышленности.С продукцией последней отрасли народного хозяйства мы ознакомились на примере коньяка "Закарпатский". Еще выпускаются сорта "Тиса", "Карпаты" и "Ужгород", они дороже "Закарпатского", но вкусовых отличий я не обнаружила (без обид!). Разница в стоимости: "Закарпатский" стоит около 65 гр., остальные 250 гр. и выше.
Вернемся от алкоголя к городской архитектуре. Главная улица Ужгорода называется Корзо. Мне это было особенно приятно, т.к. Corso по итальянски "проспект". Корзо застроен в 19 веке, это пешеходная улица с соответствующими атрибутами - кафе, магазинами, ресторанами, увеселительными заведениями.. Корзо выходит к набережной реки Уж. Река обычно мелководная, есть даже шутка: "Редкая птица долетит до середины Ужа - она просто перейдет его вброд". Но во время половодья вода разливается очень широко. Набережная носит название Независимости и вдоль нее высажена самая длинная в Европе липовая аллея - 2 км 200м. Липы сажали чехи и было посажено какое то неимоверное количество сортов. Вот бы побывать здесь в июле, когда липа цветет...Ужгород вообще очень зеленый город, там растет даже сакура. Еще мы видели съедобный каштан, его листики отличаются от обычного каштана, которым засажен весь Киев.
Где то посредине набережной стоит памятник Августину Волошину, президенту Карпатской украинской республики. История грустная и трагическая - умный и образованный человек возглавил Карпатскую республику, которая просуществовала 3 дня, издал 1 указ и республика в силу внешних обстоятельств прекратила свое существование.
Ужгород очень кукольный город, мы думали, что перешли улицу, а оказывается, что пересекли площадь. Итальянцы назвали бы ее piazetta, маленькая площадь. Зато площадь перед зданием, где заседает городская власть, не спутаешь ни с чем - большое пространство с правильными клумбами и деревьями в советских традициях. Думаю, комментарии не нужны.
Как и любой турист, я посещаю только исторический центр города, новостройки меня мало интересуют. Но в Ужгороде замечаешь отсутствие современных многоэтажек. Оказывается, Карпаты еще растут, горы дышат и шевелятся, поэтому жилое строительство ведется обычно в 5 этажей, 9 - это максимум.
Корзо под прямым углом пересекается с улицей Волошина. На этой улице находится католический костел 1766 года постройки. В 18-00, после всех запланированных мероприятий, мы даже успели на службу. Люблю. Службы ведутся по расписанию на трех языках - словацком, венгерском и украинском. Из всех религиозных конфессий христианская самая многочисленная. Посетили мы и греко-католический собор. И наконец то я получила какую-то информацию об униатах (греко-католиках). В российских СМИ от представителей церкви я слышала только то , что это отщепенцы, предатели и мы с ними не играем. И что я узнаю на месте - да, греко-католическая церковь это объединение православной и католических церквей. В свое время папа Лев и патриарх Атанасий подписали унию, православная церковь на Украине (ну, тогда эта территория наверное называлась по другому) стала подчиняться Ватикану. Думаю, что подписание такой унии было вызвано какими то политическими проблемами. Но как бы там ни было, на этой земле жили и католики, и православные. Их объединили. Это плохо? Я вообще последнее время стала интересоваться экуминизмом. Что все таки есть в этой идее.
Так вот, у униатов очень интересный герб - под символами папской власти (тиарой и жезлами) расположен православный крест. Иконостас в соборе православный, церковный календарь близок к православному, а вот обряды больше напоминают католические. Например, исповедь: у униатов как и у католиков кабинки, не надо стоя на коленях посреди храма на глазах у всех (и при чужих ушах) рассказывать неловко наклонившемуся над тобой батюшке свои проблемы и грехи.
Мне не кажется такой союз чем то из ряда вон выходящим. На такой земле, с таким количеством национальностей и вероисповеданий людей надо было как то объединять. И создание греко-католической церкви стало одним из решений. Наш гид Валентина незаметно, за разговорами и рассказами, привела нас к Ужгородскому замку. Если честно, то мое понятие и представление о том, каким должен быть замок, отличается от того, что я увидела. Да, крепостные стены, оборонительный вал и ров без воды присутствуют, но внутри не мрачный двор и стены с бойницами, а небольшой изящный особняк. Интерьеры сохранились не везде, поэтому, хоть я и оплатила фотосъемку, снимать там особо нечего (а во дворе на улице съемка бесплатно). В настоящее время в замке есть постоянные экспозиции и временные выставки. Теперь я знаю, какие народные инструменты непременно должны быть на любой закарпатской фольклорной вечеринке - цымбалы, трембита, сопилка, бубен и скрипка. А национальная гуцульская одежда - киптарик - навела меня на кое-какие мысли о том, как освежить свой гардероб. За всю историю своего существования замок выполнял множество функций, перед тем как стать музеем. Одна из них - оборонительная. Если подняться на смотровую площадку, то вдалеке можно увидеть другой замок, Невицкий (в него мы еще поедем). Огонь, разожженный в одном замке, видели за много километров защитники другого форпоста. Посредством условных сигналов воины общались друг с другом, сообщая об опасности либо передавая важную информацию. Вот такая вот мобильная связь.
После замка по плану посещение музея "Закарпатское село". Мне понравилось. Полное ощущение присутствия в украинской деревне - крытые рожью крыши хат, расписные ставенки, подсолнух, выглядывающий из за плетня, скрипучее колесо водяной мельницы, женщины-смотрительницы, вышивающие скатерти на пороге вверенных им домиков. Даже стадо овец разгуливает по главной деревенской улице.
В "коллекции" музея деревянные дома из 13 районов Закарпатья. Самому старому дому более 200 лет, самому молодому - 95.На своей родине они были разобраны по бревнышкам, бревна пронумерованы и собраны как конструктор уже в Ужгороде. В центре села деревянная православная церковь 18 века из села Шелестово. Выстроенная без единого гвоздя, своими куполами она напомнила мне деревянные церкви русского Севера. Такой же чешуйчатый купол, такое же подслеповатое оконце под крышей, посеревшее от времени дерево. А внутри - иконы. Древние и современные, канонические и примитивистские, написанные крестьянами в прошлом веке. При церкви приходская школа и комната учителя. Комнатка малюсенькая - кровать, шкаф, полка с книгами и рабочий стол. Глядя на всю эту аскетичную обстановку стало неловко за некоторых современных педагогов, у которых в глазах одни дензнаки.
Первый раз увидела дом гуцулов. Называется он гражда и представляет собой квадратный или прямоугольный двор с постройками и домом, но все переходы из здания в здание под навесами. Гуцулы живут в горах, непогода там не редкость, поэтому чтобы дойти из дома, например, в сарай и не вымокнуть под снегом или дождем, и были выстроены подобные галереи. Отличительной чертой всех закарпатских деревянных домов является терраса, идущая по той стороне дома, где находится входная дверь. Самое интересное, что когда мы поехали по Ужанской долине в Невицкий замок я увидела современные дома с такими же террасами. И стоят эти дома под углом к дороге - чтобы удача зацепилась за угол дома и задержалась в нем. Это традиция. Вопрос - предки местных жителей уже знали феншуй??
Самый богатый дом в "Закарпатском селе" венгерский. По словам гида, венгров считают здесь хитрецами и ловкачами. Еще бы - пришли на эту землю в 9 веке с Урала, заняли лучшие плодородные земли в долине и зажили в свое удовольствие. В доме заводская мебель, посуда (в некоторых домах победней крестьяне ели не из тарелок или мисок, а из дОвбанок - ствол дерева распиливался вдоль и на плоской поверхности вырезались углубления для каши, супа, гуляша. Как это все содержалось в чистоте я не знаю, зато на стол накрывать не надо), расписной фасад.
Близость к границе с Венгрией и столь длительное совместное проживание дали свои плоды не только в архитектуре и обычаях. Кухня и разговорная речь - это первое, на что я обратила внимание. В ресторанах Ужгорода в меню присутствуют блюда не только украинской кухни, но и широко представлена венгерская. Обедали мы в ресторане "Вертеп" на Корзо и из любопытства заказали бОграч (или бОграш) - очень густой суп по венгерски в хлебе. Вкуснотища!! См. фото. А разговорная речь очень интересная. У нашего гида Валентины (кстати, она мастер спорта по горным лыжам) речь интонационно напоминает больше венгеро-словацкий коктейль, нежели уже ставшую привычной уху украинскую мову. Слова аккуратненькие, рядышком друг с другом, слегка вверх-вниз, как будто в хороводе обнимаются. Очень интересно слушать. Экскурсия была на русском , но иногда мне казалось, что это и не русский вовсе. Наверное, из за того, что в простой разговорной речи слишком много заимствованных слов. Я хотела что то записать, но поняв бессмысленность этой затеи, остановилась на слове "лУгош" - это виноградник во дворе частного дома.
У каждого из нас есть любимое слово-паразит, которое мы вставляем когда надо и не надо или просто заполняем им паузы. Так вот, по таким словам-присказкам были названы такие народности как бОйки и лЕмки. Бойки, как нам рассказала Валентина, между словами вставляют -бо-. Это -бо- используется и как "потому что" и как "зачем" и еще как куча вариантов. Например: "я пришел к тебе, потому что хотел увидеть". А будет: "я пришел к тебе, бо хотел тебя увидеть". Лемки используют -ле-. А уже известные нам гуцулы говорят, почему то -йо- (написала бы -ё-, да нет такой буквы). Мне вспомнился сразу фильм про Чегевару - он использовал связку - че- в разговоре.
В остальном крестьянский труд тяжел везде, и в России, и в Украине, и в Закарпатье. Те же орудия труда, такая же кузня, те же проблемы. А вот развлекаются все по разному. Если вы попадете в Закарпатье в какое нибудь село, то назначая местным хлопцам свидание, уточняйте по какому времени. Время здесь свое, отличное от киевского. И никакие запреты не в силах отменить эту временную неразбериху. Видимо, в независимой Украине это самый независимый регион.
День был теплый, на косогорах в музейной деревне сидели ученики местной художественной школы и рисовали все эти приветы из прошлого. Мы бы тоже с удовольствием повалялись бы на травке, но нас ждет Невицкий замок.
Невицкий замок, в отличие от Ужгородского, был построен только для обороны. С одной стороны крутой обрыв, с другой вал и ров с водой. К сожалению, от замка остались одни руины, время и "бережное отношение к памятникам культуры" его не пощадили. Но рядом с замком разбит молодежный археологический лагерь. Эти дети под руководством местных археологов и историков скурпулезно, сантиметр за сантиметром, снимают пласты земли и делают свои открытия. Так, например, был обнаружен фундамент круглого сооружения на дне крепостного рва. Что это такое - решать взрослым ученым, но я могу себе представить радость - из земли появляется что то неизвестное и это неизвестное отрыл, грубо говоря, ты.
Замок стоит на горе Сипатория (если я правильно запомнила название) и ведет к нему очень живописная лесная горная дорога. Основная лиственная порода здесь это бук и граб. Мощные, но изящные деревья растут прямо на скалах. При очень сильном порыве ветра они падают как подкошенные - слой земли всего ничего и корневая система уходит не вглубь, а в стороны. Когда гид сказала, что здесь снимался фильм "Дуэнья", я сразу вспомнила эпизод, где героиня Ирины Муравьевой в кружевной мантилье бежит по этому лесу вниз под гору к дороге и кричит : "Синьор, синьор!" герою Евгения Леонова. Замок строился при венграх, приблизительно в 1272 году он упоминается впервые в летописи. Почти 400 лет замок нес функции фортификационного сооружения, но в 1622 году началась 20-летняя война между МукАчево и Ужгородом., между католиками и протестантами. И в 1644 году Невицкий замок был завоеван, разрушен и сошел с военной арены. После этого самым "крутым" замком стал замок ПолАнок в МукАчево.
Если зайти во двор замка (а зайти туда теперь стало гораздо легче - к приезду премьер министра Венгрии была построена лестница, раньше туристы лезли по скале, цепляясь за травинки и кирпичи в стене), то открывается чудный вид на Ужанскую долину, на госграницу Украины (на фоне зеленого леса четко видна темная пограничная полоса) и на словацкие Татры. Из всего замка более менее сохранилась главная башня или, как ее называют, башня Поганой Девы.
Далее следует местная легенда:
Проезжала через эти места турецкая княжна. И так ей понравились здешние земли, что осталась она здесь жить. Выстроила себе замок (видимо, тот самый, где я нахожусь), но просто, по человечески, она это сделать не могла. Эта злыдня велела добавлять в раствор для кладки камня и кирпича молоко кормящих матерей. Что за комплексы и обиды были у барышни, сказать трудно, Фрейд тогда еще не родился, но за подобное новаторство ее, почему то, невзлюбили. И прозвали Поганой Девой. Жил рядом в селе простой парень Матвей. И сказал Матвей - вот стану королем и уничтожу Поганую Деву. Пошел Матвей в Ужгород, а там как раз выборы короля идут. Выборы проходили след. образом: подбрасывают вверх корону, кому она на голову упадет, тот и король (на всю голову ушибленный). Подбросили корону первый раз, и упала она на голову Матвея. Возмутились вельможи - как же так, простой парень и будет королем? Подбросили второй раз - тот же результат. Так они бросали до вечера и все время она падала на голову Матвея. Стал таки он королем. Пришлось выполнять данное электорату обещание - уничтожить Поганую Деву. И пошел Матвей войной на замок. Применил свое ноу-хау: на рога скоту привязали хворост, подожгли его, привязали колокольчики бедным волам на шею и ночью погнали ничего неподозревающее стадо к замку. Испугалась Поганая Дева, убежала. Матвей за ней, догнал... Далее следует любовная сцена, описывать не буду, не мой жанр. Короче, кончилось тем, что Матвей отрубил голову Поганой Деве, сжег ее и пепел по ветру развеял.
Конец местной легенды.
Попрощавшись с гидом, мы пообедали, погуляли по набережной и занялись любимым занятием туристов, когда они сидят в кафе - мы разглядывали местных жителей, а они разглядывали нас. Потом мы еще раз пришли на улицу Волошина и долго сидели на скамейке в пешеходной зоне около костела. Оттуда не хотелось уходить. Почему? Объяснить не могу. Не могу и передать это в фото и видео. Там просто было хорошо. Вечерело, стены домов освещались теплым светом заходящего солнца, из кафе доносилась музыка, бегали дети, красивые люди гуляли, целовались влюбленные парочки, колокол костела приглашал своим звоном прихожан на службу....Как то спокойно и правильно все было.
Вечерним поездом мы уехали во Львов...
продолжение следует
13/10/2009 10:45
Материалы по теме
- Страны: Украина
- Города: Киев
- Отзыв о поездке: Полтава собственной персоной, сентябрь 2009
- Отзыв о поездке: Киев. Мамаева Слобода, июль 2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.