Ежегодно, почти всегда осенью, в южной части юго-восточной Азии наступает период, во время которого все путеводители настоятельно советуют остаться дома, ну или хотя бы воздержаться от перемещений. Это праздник Идул фитри - конец рамадана, в честь которого немаленькое население Малайзии и Индонезии получает недельные каникулы, активно гуляет, отмечает и путешествует.
Так сложилось (хотя для нас скорее "не сложилось"), что в прошлом году это время совпало с общекитайской "золотой неделей", когда весь Китай и соседние страны Индокитая охвачены оголтелым китайским толпотуризмом.
Просрать не использовать каникулы на благое путешествиннеческое дело было непозволительно, и мы стали вбирать меньшее из зол. Билеты на Бали уже раскупили малайцы, а достопримечательности Явы оккупировали индонезийские студенты… И вот придумалось: Сулавеси, Тораджа! Давно хотелось посмотреть на место, столь любимое западными путеводителями, посвящающими ему не один красочный разворот. К тому же Воздушная Азия запустила туда пару рейсов из Куалы по гуманным тарифам. К тому же регион преимущественно христианский, а достопримечательности и обряды несколько…хм… специфичны, и вряд ли интересны для мусульманского турнаселения. Решено, поехали!
В центре индонезийского острова Целебес (который на самом деле уже Сулавеси, но так ведь более поэтично), в живописных горах, среди яркой зелени рисовых террас живет народность тораджа. Тораджа известны тем, что вопреки, а может и благодаря поползновениям соседей-мусульман, хорошо сохранили свою традиционную культуру.
А культура у них действительно примечательная, даже на фоне других колоритных народов, населяющих территорию современной Индонезии. Вот, например, архитектура:
Основная фишка тонгконана – массивная дугообразная крыша. Насчет формы крыши есть две версии – по одной крыша повторяет силуэт головы буйвола с поднятыми рогами, по другой - символизирует корабль, на котором предки тораджа приплыли в регион в незапамятные времена, да там и осели.
Что бы она не изображала, выглядит крыша внушительно – гораздо больше самого дома. Количество прибитых к торцу крыши рогов буйвола говорит о статусе и богатстве семьи. В типичной деревне напротив домов стоит ряд рисовых сараев, выглядящих как уменьшенная копия дома.
Но это не самое интересное. А самое интересное – это похоронные церемонии тораджа, сопровождающиеся массовым и прилюдным(!) забоем скота - свиней и буйволов, а также необычного вида захоронения.
Анимистские похоронные традиции у населяющих регион жителей (теперь христиан) сохранилась в почти первозданном виде. Только если в былые времена для особо знатных покойников мочили еще и рабов и пленных из соседних народов - в слуги на том свете, то теперь ограничиваются животными. Чем больше буйволов - тем лучше, ведь тораджа верят, что на них душа умершего поедет в тораджийскиую версию рая.
На похоронной церемонии присутствует несколько сотен человек, плюс пара десятков охочих до кровавых зрелищ туристов. Похоронная церемония в подробностях - это уже следующая, отдельная история.
Зачем толпы туристов бросают належанные лежаки на Бали и летят на "дикий" Сулавеси?
Всё просто - они жаждут кровавых зрелищ. Похоронная церемония тораджа – это, наверное, самая посещаемая "достопримечательность" Сулавеси.
Отдельные особо брезгливые личности могут, конечно, ограничиться созерцанием ступенчатых рисовых террас, необычной конструкции домиков и еще более причудливых захоронений (о них речь пойдет в следующей части повествования).
Но сейчас о главном – о похоронной церемонии.
Для тораджа, сохранивших множество удивительных церемоний и обрядов, главнейшей являются похороны. Это самое значимое и самое затратное мероприятие. По характеру и масштабу гуляний похороны у тораджа скорее праздник, нежели траур – ведь душа умершего наконец отправляется в путешествие в иные миры, верхом на тех самых принесенных в жертву буйволах.
Чем больше буйволов поляжет, тем быстрее и комфортнее будет путешествие; поэтому на буйволах здесь не экономят, стараются вложиться по максимуму. Чем выше статус умершего, тем больше буйволов следует зарезать. Семья простолюдина может обойтись двумя, среднего класса пятью-шестью, аристократа минимум двенадцатью, а для особ королевских кровей счет может перевалить за сотню.
Буйволы у тораджа животные любимые и практически священные – на них не пашут и не возят, а любовно взращивают исключительно для жертвоприношения, откармливая отборной скошенной(!) травкой, купая в водоемах и выгуливая среди горных красот.
Взращенный таким образом буйвол недешев – на экземпляр стандартной серой расцветки цена от 3000 долларов Особо ценятся буйволы-блондины альбиносы – стартовая цена 8000 долларов.
Церемония дорогостоящая даже по западным меркам, поэтому на подготовку (а точнее сбор средств) может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет. Все это время тело умершего находится в доме в забальзамированном состоянии, а родственники не забывают ставить для него приборы во время обедов и ужинов и частенько ведут беседы с "членом семьи". Рекордный промежуток между смертью и похоронами - 31 год.
Для церемонии возводят временные бамбуковые конструкции – беседки для гостей, и центральную бамбуковую террасу, на которой во время церемонии будет установлен резной гроб с телом покойного.
Церемония длится три дня – первый день для относительно узко-близкого круга семьи (а это человек 200-300), на второй день организуется прием для всех желающих с угощением и танцами (гости в свою очередь приносят подарки – еду, блоки сигарет, канистры пальмовой браги, жертвенных свиней и даже буйволов),
а на третий день собственно само жертвоприношение буйволов и наконец-то захоронение покойного.
На похороны не принято скупиться – чем лучше проводы покойного, тем лучше будет ему в том, настоящем мире, и лучше для остающихся пока в этом бренном мире близких.
Лирическое отступление. Прерву немного кровавые трансляции, чтобы показать на фоне каких пейзажей все это дело происходит...
Регион, который населяют тораджа, горный, поэтому неизменное рисовое земледелие здесь ведется террассным методом. Кстати само название "тораджа" означает просто "люди гор" на языке бугов.
По рисовым терассам разбросаны булыжники, которые тораджа используют...
А вот и будущая жертва похоронного обряда пока еще ведет сладкую вольготную жизнь и принимает полезные грязевые ванны:
"Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный"
А.С. Пушкин.
Пляски окончены, буйволы зарезаны, угощения съедены. Куда же ведет последний путь тораджа?
Народ, отводящий столь значительное место похоронной церемонии, не мог ударить в грязь лицом и по части мест захоронения. Они тоже сложны, часто дорогостоящи, причудливы и разнообразны.
В давние времена усопшего тораджа хоронили вместе с принадлежащими ему драгоценностями. Соседние народы не могли об этом не знать; так что во избежание расхищения –осквернения, гроб старались водрузить как можно выше от земли. К тому же так любимый родственник был чуть ближе к небу.
Чаще всего для этой цели высоко (иногда на высоте нескольких десятков метров!) в скале выдалбливалось отверстие, в которое помещался гроб. Отверстие тщательно замуровывалось, а временные лестницы уничтожались. Такие скальные гробницы имелись у каждого поселения тораджа.
Был и альтернативный вариант – не менее знаменитые "висячие" гробы. На самом деле они не совсем висячие (я-то, наивная, представляла этакий раскачивающихся на цепях хрустальный саркофаг, как в сказках Пушкина). Гробы помещались на горизонтально вбитые в скалу деревянные сваи на большой высоте - опять же чтобы "враги" не умыкнули положенные в гроб ценности.
Со временем эти сваи (да и сами гробы) подгнивали и обрушивались вниз, поэтому такие места изобилуют валяющимися повсюду костями и черепами бедных йореков. Черепа заботливые тораджийцы часто специально аккуратно выкладывают на обозрение. Когда впервые видишь все это разбросанное – жутковато, но на втором-третьем сайте уже привыкаешь.
Сейчас сила обычаев все же ослабевает, и типы захоронений упрощаются. Из захоронений "попроще" распространены каменные (stone graves) – принцип как у скальных, только отверстие выдалбливается не в скале, а в камне достаточно большого размера, и не обязательно высоко – булыжник может быть не выше человеческого роста. В больших камнях выдалбливают несколько отверстий. В одну могилу при наличии места хоронят до 20-ти членов одной семьи.
Булыжниками земля тораджа богата – как специально они разбросаны практически повсюду, так что с потенциальными "местами" проблем нет, но есть проблемы со стоимостью работы – одна могила выдалбливается как минимум пару лет и стоит от 2000 долларов.
Еще более "простые" захоронения – пещерные. В этом варианте гробы складируются в пещерах в естественных углублениях. Гроб стараются положить повыше, но за отсутствием места просто ставят друг на друга. Вокруг черепа в изобилии. И никакого запаха.
Щадя ваши чувства, картинку на тему пещерных захоронений не вставляю, а даю линком, для желающих проверить крепость нервной системы.
Ну а о современных могилах по типу бетонная коробка 2х2х2, отделанная кафелем, я вообще умолчу, чтоб не смазывать экзотическую картину. Хотя и есть и оригиналы от современного искусства:
...современный саркофаг, стилизованный под традиционный дом тораджа.
17/09/2009 00:24
Материалы по теме
- Страны: Индонезия
- Регионы: Остров Сулавеси
- Новость от 03.09.2007: В индонезийской пещере найдены уникальные буддистские статуи
- Статья: Бали. Кремация как праздник, 20.12.2006
- Статья: Последний рай на земле, 21.10.1997
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.