Иркутск - Улан-Батор - Хархорин - Аршан на авто



    В отличие от путешествия в Монголию в 2007 году, на подготовку этого путешествия время ушло не много. Визу сделали самостоятельно, обратившись в Монгольское консульство в Иркутске. Правда, приглашение было прислано моим монгольским другом.

    Программу на отпуск готовил месяца за два до самого отпуска. Первоначально она выглядела следующим образом:

    02.08.2009 г.

    Вот и настал, наконец, долгожданный отпуск. Выезд из Иркутска был запланирован на воскресенье 02.08.09 г., т.к. по информации с различных сайтов в интернете, переход Кяхта – Алтан-Булак не работает в выходные и праздничные дни. На деле оказалось, что данный переход работает 7 дней в неделю с 9 до 18 часов. Таким образом был потерян день отпуска.

    Накануне, в бак нашей "Пули" (об автомобиле я расскажу чуть ниже) был залит 92 бензин, как оказалось ужасного качества, и у автомобиля застучали пальцы.

    Путешествие, как уже стало понятно со слов выше, осуществлялось на автомобиле: Nissan Pulsar Serie SRV, 1997 года выпуска, передний привод, с общим пробегом на тот момент 170 000 км. У меня "Пуля", как я иногда называю свой авто, с сентября 2008 года и к августу 2009 года пробег составил около 10 000 км. Были два перегона: Биробиджан – Нерюнгри (Якутия) 1416 км, это когда я его купил и гнал в Якутию, т.к. проживал на тот момент там, и затем Нерюнгри – Иркутск, около 2400 км, когда я переезжал на ПМЖ в Иркутск.

    И так, выехали 02.08.09 г. в 9-27 утра из Иркутска вдвоем с женой Еленой. Была заплани-рована часовая остановка в Улан-Удэ, заезд в армейскую часть, где служил ее брат. Дорога до Улан-Удэ очень выматывает, чего только стоят так называемые "тещины языки" на отрезке Иркутск – Байкальск. Ехали не спеша, около 90 км/ч, т.к. при дальнейшем ускорении и нажатии на педаль газа начинали стучать пальцы. В пути было две остановки: первая покупали ягоды в Байкальске, а вторая где-то или в Бабушкине или в Выдрино обедали.

    Около 17-30, преодолев в таком темпе 453 км, мы въехали в Улан-Удэ. В Улан-Удэ очень долго искали Сосновый Бор. В итоге из Улан-Удэ в сторону Кяхты выехали около 20-00.

    Дорога до Гусиноозерска хорошего качества, а залитый в Улан-Удэ 95 бензин в количест-ве 25 литров, сделал свое дело, и пальцы стали стучать реже, видимо еще давали знать о себе остатки 92. После Гусиноозерска дорога начала петлять между сопками, а подъемы сменялись спусками. Уже стемнело. Казалось что небо лежит на этих сопках всем своим весом. В Кяхту мы приехали примерно в 23-30, преодолев путь в 220 км от Улан-Удэ. На спидометре было 760 км от Иркутска, но это с учетом наших блужданий по Улан-Удэ и поездки в Сосновый Бор.

    На границе уже выстроилась очередь, в основном были монгольские микроавтобусы и грузовики. Мы заняли очередь за испанцами, которые на своем Renault ехали на Ралли-Монголии 2009, которые мы видели на 6 день своего пребывания в Монголии, возвращаясь из Хархорина. Ночевать решили в машине, так как находившаяся рядом гостиница была "оккупирована" монголами.

    03.08.2009 г.

    Около 4х утра стало холодно, и я проснулся. Достал из багажника спальный мешок, которым мы укрылись как одеялом и так проспали до 7 утра. Утром мы привели себя в порядок, перекусили, имевшимся у нас сухпаем и стали ждать открытия границы. Чтобы как-то скоротать время, прогулялись к церкви, которая находится справа от погран. перехода и сделали несколько фото.

    Ровно в 9-00 границу открыли, и все машины, стоявшие в 3 ряда, устремились в одни во-рота. Запускали по 5-7 машин. Мы смогли заехать в третьем потоке, примерно в 10-30. Российскую границу прошли довольно быстро, а вот на монгольском переходе пришлось походить от окна к окну по несколько раз. Но перед этим мы проехали по какой-то лужице, которая должна была очистить колеса нашего авто от "вредных, российских" бактерий. Также с нас содрали 50 рулей, якобы за медицинский осмотр водителя, а точнее за то, что водитель, т.е. я, в каком-то листочке, полностью на монгольском, как я смог догадаться, напротив названий болезни поставил крестики в графе "Нет"-"Угуй".

    После всей бюрократической волокиты, по непонятным нам причинам, испанцев заставили оставить машину на границе, а нас пропустили. Дальше нам пришлось остановиться на шлаг-бауме, где с нас взяли еще 250 руб., если честно, я так и не понял за что, но предполагаю, что это был транспортный налог. После этого нас выпустили за ворота пропускного пункта, но тоже на огороженную территорию, где монгольский сотрудник нам жестами предложил проследовать к будке перед воротами. В этой будке нам оформили страховку за 700 рублей и только тогда уже окончательно выпустили "в свободное плавание". И так, на переходе мы в общей сложности заплатили 1000 руб., и потратили почти 2 часа времени. Когда мы покинули территорию перехода, то на часах было 12-20 Иркутского времени, но часы нужно было перевести на час назад, т.е. бы-ло 11-20 монгольского времени. Около перехода нам предлагали обменять рубли на тугрики, но мы не стали торопиться, тем более, что нам на переходе надавали сдачи около 10 000 Ŧ (символ тугрика найти не смог, потому поставил похожий, а на самом деле тугрик обозначается как буква Т с двумя наклонными черточками по центру).

    В Алтан-Булаке, около ворот пограничного перехода, местный житель попросил добросить его до Сухе-Батора. Мы согласились, подумав о том, что он нам сможет показать в какую сторону выезжать из Алтан-Булака. Проехав 25 км, мы оказались в Сухе-Баторе, где попроща-лись с нашим пассажиром.

    Сразу хочу сказать, что дороги в Монголии платные 500–800 Ŧ, а также въезд в город стоит денег. Например, въезд в Дархан 1000 Ŧ, в Улан-Батор 500 Ŧ.

    Проехав около 40 км от Сухе-Батора, мы остановились около кафе – Цайны газар. Внешний вид провинциального кафе внушал отвращение, но желудок говорил, что нужно что-то съесть. Внутри также было жутко. Хозяин увидел наше авто с российскими номерами, по-русски спросил: "Вы русские?". Получив утвердительный ответ, предложил присесть, выпить монгольского чая с молоком и выбрать что перекусить. Из названий было только понятно Буузы и Цай, но хотелось чего-то другого. Поэтому попросили перевести то, что написано в меню, которое было написано на ученической доске. Там было несколько видов супов и что-то на второе. Мы выбрали суп лапшу из баранины и по паре бууз. Для тех, кто не знает, что такое буузы, вкратце поясню, это такие же позы или манты, но только из рубленного мяса и в основном из баранины. Елена выпила чая, а я отказался, побоялся за свой желудок. Суп был сварен при нас, точнее в готовый бульон были добавлены куски вареной баранины и домашняя лапша. Через 10 минут, обжигаясь, мы ели горячий суп. Кто пробовал хоть раз баранину, тот поймет, почему мы старались не дать супу остыть. Да, и застывший жир на небах, не очень приятные ощущения еще из моего детства.

    После обеда мы продолжили путь до Дархана. Проезжая по Дархану мы заметили на хол-ме статую Будды и решили остановиться и посмотреть ее вблизи. Оставив машину, на автозаправки, мы прогулялись до ступенек ведущих к вершине холма, сделали несколько фото и отпра-вились в путь.

    На выезде из Дархана стоит памятник металлургам. Этот памятник представляет собой ог-ромного человека в каске, сделанного из различных металлических конструкций: старые вентиляторы, рамы велосипедов, электродвигатели и прочее.

    В Улан-Батор мы въезжали в 18-00 3го августа. Спидометр показывал 1090 км от Иркутска. У нас была карта Улан-Батора и из прошлой своей поездки (в 2007 г. ездил на поезде) я пом-нил хорошо центральную часть и улицу Сеул – Seoul street, на которой находится Chinggis Guest House. Этот гостевой дом находится в центре города. Они имеют три квартиры, которые сдают для туристов. Стоимость ночевки $10 с человека. На той квартире, которая находится за Драма-тическим театром, есть и телефон, и интернет, а квартира около российского посольства, данных средств связи не имеет. Для тех, кто захочет там остановиться, даю адрес:
    D 67, E 5, BL 33, Seoul str.,
    Phone: 976-992-71-843, 976-11-325-941.
    Адрес для водителей такси на монгольском:
    Драмын театрын ард. 33-р байр, 6-р орц, 67 тоот.

    Но, чтобы туда добраться самостоятельно, нам пришлось спросить у местных жителей, которыми оказались четыре девушки, сидящие в припаркованной около остановки машине. После долгого разглядывания карты, они что-то очень оживленно обсуждали и смеялись. На просьбу на русском и английском языках, указать на карте наше место положение они лишь пожали плеча-ми. В итоге, показав им на круговое движение, обозначенное на карте, и на круговое движение, которое находилось перед нами, они утвердительно кивнули, а значит, в центр нам нужно ехать прямо.

    Проехав еще несколько километров по проспекту Мира и наблюдая на обочине дороги продавцов шерсти и шкур, мы въехали в центральную часть города и остановились около нужно-го нам дома.

    Хозяйки не было дома. Объяснив девушке работнице на английском языке, что мы резервировали семейную комнату и сами из России, перешли на общение на русском языке. Она пред-ложила подождать Сайхну, выпить кофе. Немного позже пришел сын Сайхны, оказывается, он меня помнил с 2007 года, а вот я его имя забыл. Пришла Сайхна, предложила проехать на другую квартиру, сославшись на то, что имеющаяся в этой квартире комната будет нам тесной. Нам было не принципиально, на какой из квартир жить, а вот иностранцы, видимо, предпочитают останавливаться на этой квартире, т.к. Сайхна очень настойчиво просила нас поселиться на другой квартире. Мы посмотрели предложенную нам комнату, она нас устроила. В комнате находилась двуспальная кровать, угловой диван, книжный шкаф и даже кровать для ребенка. Как я говорил, ми-нусами этой квартире является отсутствие телефона и интернета, но Сайхна нам дала свою вторую сим карту во временное пользование. Как выяснилось позже, у телевизора оказалась плоская вилка, а переходник кто-то изъял. Можно было купить переходник, но если честно до телевизора мы так и не добрались, совсем не хотелось его включать.

    После размещения, оставив Лену в комнате, мы с Сайхной поехали менять деньги и ставить машину на стоянку. И вот тут я ощутил на себе все "прелести" особенностей вождения в монгольской столице. Один из местных чудил на повороте, вместо того чтобы повернуть, как он указывал поворотником, он решил развернуться перед носом моего авто, когда я был уверен, что он выполняет именно поворот и также начал движение. Все обошлось, но в дальнейшем на пере-крестках, выезжая со второстепенных дорого, высовывался в окно и рукой показывал чтобы ос-тановились и пропустили меня. Именно так поступают большинство местных водителей. И так, поставив машину на стоянку, и заплатив 3000 Ŧ за двое суток, я вернулся в наше пристанище. Приняв душ и выпив чая, мы отправились на первую экскурсию по Улан-Батору.

    Из соседей в других комнатах была только молодая пара. Из какой страны мы так и не успели узнать, т.к. видели их всего два раза, первый раз когда они общались с Сайхной, и из этого разговора мы узнали что у девушки завтра день рождения, а второй раз утром, когда они уезжали.

    Сделав свои первые фотографии на площади Сухе-Батора, мы отравились ужинать в рес-торанчик. Ресторан находится на проспекте Мира, напротив Российского консульства, около под-земного перехода. Название я к сожалению не запомнил, но помню что там было слово pizza. Бы-ло очень вкусно и не дорого. Там можно попробовать различные коктейли и разливное пиво Зо-лотой Чингис.

    На этом наш первый день в Монголии закончился.

    04.08.2009 г.

    Второй день у нас начался с легкого завтрака. Примерно в 8-30 мы уже шли по городским улицам. С прошлой своей поездки я помнил, что Музей монастырь Чойджин Лама (The temple museum of Choijin Lama) находится напротив гостиницы Баяногол (Bayangol hotel). Но с 2007 го-да центр Улан-Батора очень сильно изменился, появилось очень много высоких, стеклянных зда-ний, из-за которых я не смог увидеть крыши монастыря, которые видны были с тротуара про-спекта Чингиза (Chinggis avenue). По этой причине мы прошли в сторону моста. Спустя какое-то время мы нашли данный музей-монастырь. Время было 8-50, но нас пустили, несмотря на то, что время работы с 9-00 до 18-30 в летнее время. Стоимость входа 2500 Ŧ с человека и 12000 Ŧ за возможность фотографировать. У нас было два фотоаппарата, но мы заплатили за один, т.к. у служащих не было желания выдавать нам билет на фотоаппарат, и, видимо желания, отдавать 12000 Ŧ государству.

    Молодой человек ходил и открывал перед нами, еще закрытые здания монастыря, а милая, улыбающаяся девушка вручала нам распечатки на русском языке с кратким описанием здания и находящихся в нем скульптур. Она также отвечала на неплохом русском на наши вопросы.

    После посещения Музея-монастыря Чойджин Ламы и не большой прогулки по городу, кстати сказать было очень жарко, мы решили поехать в Дворец Богдо Хана (The Bogd Khaan Palace Museum). На одной из автобусных остановок, при попытке взять такси, нам мужчина, на вид и не скажешь, что русский, на чисто русском языке посоветовал ехать на автобусе и подсказал номера рейсов. Мы немного покружились около остановки, но потом решили идти пешком. По моим воспоминаниям, дорога туда должна была занять около 30 минут от Российского консуль-ства.

    Примерно в 12-00 мы были во Дворце Богдо Хана. Вход также стоит 2500 Ŧ, а возмож-ность фотографировать 10000 Ŧ. Кстати, здесь есть что фотографировать – туже трех или пятиярусную крышу. На территории этого Дворца-музея находится 17 различных построек, в том числе и Зимний дворец. Все перечислять их не буду, при покупке билета на обратной стороне они все перечислены и отображена схема дворца. В зимнем здании тоже очень интересно, поэтому советую не экономить на билете на фото.

    Возвращались из Дворца-музея Богдо Хана на попутке. Так как других ориентиров, которые бы я смог объяснить монгольским таксистам я не знал, то обычно просил довезти до отеля Баяногол.

    По дороге от Баяногола было решено посетить еще раз площадь, но уже днем и потом перекусить в кафе с русской кухней – называется "Милая". Как я успел заметить, у этого кафе ста-ло 4 точки по городу, вместо двух в 2007 году. Решили пообедать недалеко от музея Земледелия (Natural History Museum). В общем, в этот раз мы были разочарованы качеством блюд в этом кафе и больше мы его не посещали.

    С 2007 года я помнил, что фотографировать в этом музее нечего. А для фотографирования скелетов динозавров, нужно было приобрести отдельный билет непосредственно в зале с дино-заврами. Поэтому было заплачено по 2500 Ŧ за вход, а билет для фото не покупался.

    Основная экспозиция не изменилась с 2007 года, а вот экспозиция с динозаврами существенно расширилась. Появились как новые скелеты, так и окаменелости, а также отдельные яйца и даже целые кладки яиц динозавров. Правда, по некоторым экспонатам, складывалось ощущение, что это успешная подделка для привлечения туристов.

    Правда, в этом зале нас ждало главное разочарование этого музея – сейчас экспозицию динозавров вообще запрещено снимать и фотографировать.

    После музея земледелия мы пошли на экскурсию в Музей искусств им Занабазара (The Fine Arts Museum of Zanabazar). К сожалению там не оказалось света и мы не посетили музей.

    На улице парило, было душно и жарко. От жары есть совсем не хотелось, и потому купив фруктов и воды (ус, цевер ус) мы отправились домой. В квартире тоже сидеть не хотелось, и мы посидели во дворе под грибками, или если быть точным, то это были небольшие веранды с крышей, присущей монгольским монастырям.

    В этот вечер мы обсудили с Сайхной наши планы по путешествию по Монголии. И нас ждало второе разочарование за день – узнав, что мы собрались самостоятельно отправится в Гоби, Сайхна посоветовала этого не делать, т.к. даже монгольские водители иногда блуждают в тех краях из-за отсутствия дорог. Я было понадеялся на Garmin, но после детального изучения обна-ружил, что крайняя точка указанная на карте это Mandalgovi, а дорога до Dalanzagdad совсем не обозначена и даже сам город не указан в навигаторе. Это было мое упущение, что дома не изучил подробно карту Монголии, имеющуюся в навигаторе. Появились австралийки – тетушки лет за 50 и явно навеселе. После некоторого общения мы поняли, что они провожали своих друзей, а завтра уезжают сами. Одна из них восхищалась прошедшим в Москве Евровидением, а также самой Москвой и Санкт-Петербургом. Кстати, как оказалось, еще в 90х годах она была в первый раз в Москве, где в морозы ее научили много пить, и с тех пор она это с удовольствием иногда проделывает.

    Мы переговорили с Леной и решили, что предварительно убираем Гоби из нашего мар-шрута, но при возможности посоветуемся с местными водителями или путешественниками.

    05.08.2009 г.

    На третий день своего нахождения в Монголии мы решили поехать в Национальный парк Терелж (Terelj), где находится "Скала Черепаха" и монастырь-"Медитационный храм Арьаабал". Выехать решили в 7-30 утра, чтобы было не очень жарко в пути и не было большого движения в городе. До Terelj около 80 км, дорога проходит через город Nalayh. После этого городка пост ГАИ – ЗЦХ и сразу за ним развилка. Если вы едите в Terelj, то вам налево, если хотите посетить статую Чингисхана (Chinggis Khaan statue complex), то вам правее, но об этом позже. Проехав развилку, мы взяли в попутчики монгольскую пару, которая добиралась в сторону населенного пункта Terelj. Удалось выяснить, что ехать еще около 40 км, как потом оказалось это не до зна-менитой каменной Черепахи, а до населенного пункта. Мы проехали Каменную Черепаху, я ее узнал т.к. видел фотографии, а вот Лена сказала, что сразу и не понятно, что это черепаха.

    Высадив наших попутчиков и узнав, что до Terelj еще около 10 км, мы отправились в ту сторону. Когда же мы туда приехали, то кроме нескольких десятков дворов и двух крупных оте-лей, один из которых Улан-Батор 2, там ничего не было, не считая красивой природы, юрт и стад домашних животных.

    Посмотрев в русско-монгольском разговорнике как спросить "где находится кафе?", я на-чал выяснять этот вопрос у местных жителей. Оказалось, что единственное кафе закрыто, а рес-тораны есть в отелях. Мы решили купить в магазине печенье и сока, и выехали за населенный пункт, где и перекусили. Мы установили флаг России на крыле нашего авто, чтобы издалека бы-ло видно, что мы из России.

    По дороге обратно к Скале-Черепахе, нам показалось, что одна скала похожа на Читающе-го человека, о котором я читал в некоторых источниках из Интернета. Мы остановились сфотографироваться. Далее мы приехали к Скале-Черепахе. Мы были поражены ее красотой и красотой природы. Здесь мы смогли пообщаться с пожилым монголом, который при СССР работал 2 года в Ташкенте и потом очень хорошо говорил по-русски. Он здесь уже не первый год продавал сувениры.

    Подъехали два микроавтобуса, и высадился десант корейцев. Все с очень "навороченны-ми" фотоаппаратами и телеобъективами. Они фотографировали все подряд, от пейзажей до отдельных цветочков. Мы решили ехать к монастырю, и когда сели в машину с Российским флагом, ловили на себе восхищенные или скорее удивленные взгляды. Медитационный храм Арьяа-бал оказался в километрах 3-5 от Скалы Черепахи. В сам монастырь мы не пошли, а побыли только около ворот, ведущих на его территорию. Вернувшись опять к черепахе, мы попрощались с дедушкой. От него еще раз услышали подтверждение того, что самим соваться в Гоби не следу-ет и получив пожелание доброго пути, отправились к статуи Чингисхана. Но прежде мы сделали остановку около кемпинга, метров 700 от Черепахи, на территории которого организован парк динозавров. Только здесь мне пришла мысль снять координаты с Garmin. Привожу их N 47°55,752’ E 107°25,664’. Если вы доберетесь до этого кемпинга, то Черепаху уж никак не проедете.

    По дороге в Nalayh довезли местного жителя, который, пользуясь тем, что мы не знали где нам свернуть к статуи Чингисхана, завел нас в город, и попрощавшись покинул нас. Выручили врачи без границ, которые сказали, что едут в том направлении и предложили проследовать за ними. В общем, мы проехали развилку, о которой я говорил ранее, мы свернули направо. При-мерно через 15 км появилась огромная статуя Чингисхана на коне. Мы остановились около ворот, которые ведут на территорию этого комплекса. Координаты N 47°48,289’ E 107°37,665’, высота над уровнем моря 1514 м. Данная статуя была открыта для посещения 26 сентября 2008 года, но работы по благоустройству территории продолжаются. К концу 2010 года, судя по проектным фотографиям, здесь будет великолепно.

    На территории комплекса планируется разместить 200 юрт для туристов. Статуя Чингис-хана высотой 40 метров, из них 10 метров здание, которое является постаментом и 30 метров сама статуя.

    По легенде, именно в этом месте Чингисхан нашел легендарный золотой посох (кнут). За 10000 Ŧ вы сможете подняться на 4тый этаж и выйти из живота Чингисхана на гриву коня и оттуда наслаждаться окружающими красотами.

    После посещения статуи Чингисхана было решено вернуться в Улан-Батор и посетить му-зей искусств Занабазара. Заплатив за вход по 2500 Ŧ, мы попали в музей. В музее очень много скульптур выполненных Занабазаром, больше нам ничего особенно не запомнилось, ну может быть кроме первого этажа, где была выставка-продажа современных художников. Вот несколько картин из этой экспозиции я бы с удовольствием повесил у себя в доме, но у нас не были запла-нированы эти траты (от $300 за понравившуюся картину).

    После посещения музея мы ужинали в корейском ресторане, после которого еще очень долго ходили как Змеи Горынычи. Вечером мы посетили Священный холм Зайсан. К сожалению, мы не смогли попасть на территорию, где находится статуя Золотого Будды, т.к. он находился на реконструкции, а территория была закрыта. Уже темнело, мы поднялись на холм и полюбовались огнями вечернего го-рода. Кто собирается посетить холм, постарайтесь это сделать вечером, но пока еще светло, т.к. подъем по ступенькам у вас займет до 15 минут, да и интересно любоваться заходящим солнцем, когда оно с левой стороны освещает своими лучами погружающийся во мрак город.

    Ночевали эту ночь мы совершенно одни в квартире.

    06.08.2009 г.

    И вот очередной день. Около 8 утра мы выехали в Зунмод (Zuunmod), чтобы оттуда продолжить свой путь в Монастырь Маньчжурши. Монастырь находится в лиственном лесу на южном склоне священной горы Богдо-хан. Проехав около 45 км, мы въезжали в город. Описывать нашу дорогу я не буду, т.к. с обеих сторон асфальтовой ленты были то сопки, то степи и бесчисленные стада овец, коров, яков, лошадей. На одной из гор, было очень большое смешанное стадо, на самой ее вершине. Лена сравнила это стадо с мухами, облепившими стекло. Будьте осторожны и снижайте скорость перед стадами, которые находятся рядом с трассой, т.к. некоторые из домашних животных обладают суицидальными наклонностями и бросаются через дорогу при приближении транспорта. Проехав по одной из улиц, решили остановиться и спросить у местных где находится монастырь. Попытки сделать это на русском или английском результата не приносили, потому просто называли название и нам указывали в каком направлении нужно ехать.

    Из города выехали и направились уже по гравийной дороге на север еще 7 км. Здесь пейзаж сменился: это были уже не сопки, а настоящие горы. Дорога перешла в смесь гравийной и грунтовой, размытой дождями. В некоторых местах из под колес грязь летела выше крыши.

    Мы подъехали к въезду в национальный парк, здесь сторожка, в которой мы покупаем билеты 3000 Ŧ за въезд на территорию и 2000 Ŧ за посещение музея Тувинского Аймака (Museum of Tuv Aimag). Въезжаем на территорию и оставляем машину на стоянке. По тропинке заходим на территорию монастыря, а точнее всего национального парка. Здесь очень красиво, всюду как будто разбросаны, лежат камни и следы от многочисленных горных ручьев. Один из ручьев, благодаря дождливому лету, был полноводным, а возможно он вообще не пересыхает. Через него даже имеется небольшой мостик. В нем очень чистая вода. Увидев черную белку, мы начали за ней фотоохоту. Около 15 минут мы скакали за ней по камням, лазили под низко опущенными ветвями деревьев, но сфотографировать ее так и не уда-лось, она все время успевала спрятаться за соседний камень. После безуспешной фото охоты мы вышли на тропинку, ведущую к развалинам монастыря, а так же к построенному уже в современ-ное время зданию действующего монастыря.

    В монастыре Маньчжурши, до того как его разрушили коммунисты, жили 300 монахов. Сейчас от этого всего осталось только руины и площадки, на которых стояли здания. В одном месте наблюдается круглое углубление, которое было искусственным озером. Вблизи от монастыря на огромных валунах и скалах горы вырезаны изображения Будды. Поднимитесь к самому верхнему из них, вы не пожалеете, ведь оттуда открывается очень красивый вид.

    После прогулок по развалинам, мы прошли в музей. Это музей, в котором в основном чучела обитающих в Тувинском аймаке животных. Но вот что мне особенно запомнилось и понравилось, так это картины сделанные из опилок и коры, а также рыбки сделанные из перьев различных птиц, очень оригинально.

    Здесь же есть встроенный в стену глазок, и когда в него смотришь, то видишь весь монастырь, всю территорию с искусственным озером такими, какими они были до того, как их разрушили.

    Рядом с музеем находится бронзовый котел, отлитый в 1726 г. Вместимость котла 1800 л., вес 7 т. По преданию в котле готовили обед одновременно на 1000 человек.

    Тут же находится юрта и что-то типа индейского вигвама или чукотского жилища. Побродив в тишине и послушав журчание ручья, мы прошлись по территории. Здесь есть кафе, около которого находится два туристических кемпинга из юрт. Было очень много монгольских отдыхающих.

    Около 12 часов дня мы отправились обратно в Улан-Батор. В Зунмоде, ценой нарушения правил: пришлось сдавать задним ходом по центральной улице, мы остановились в кафе. Довольно чистое и уютное, по монгольским меркам кафе. По удивленным взглядам мы поняли, что иностранцы заглядывают сюда не часто. Весь персонал кафе смотрел какой-то сериал.

    Мы решили попробовать настоящие хуршуры. Через 10 минут мы уже ели горячие и очень вкусные хуршуры, порция содержала 4 штуки.

    При выезде из города, мы заметили музей, а напротив городской парк со скульптурами. Решили остановиться. Около музея есть схема расположения монастыря относительно города, а также другие места, которые можно посетить туристу. В парке было всего две скульптуры и действующий фонтан. После небольшой прогулки, мы продолжили свой путь.

    Вернувшись в Улан-Батор, мы пошли к Национальному музею Монголии (The National Museum of Mongolia). Я решил не идти в музей, т.к. посещал его в 2007 году и остался ждать Ле-ну в кафе, которое находится здесь же рядом. Как оказалось, я зря не пошел в музей. Из рассказа Лены я понял, что экспозиция существенно расширилась, и появились новые экспонаты, а цена осталась прежней 2500 Ŧ. Пока она изучала экспонаты музея, я изучал вкус местного разливного пива. За это время прошел дождь, похолодало, и всем посетителям были предложены теплые накидки.

    Вернувшись домой, мы созвонились с моим знакомым и он предложил сходить семьями в боулинг. Договорились в 20-00 встретиться около цирка. До 20-00 успели заехать немки, их водитель очень хорошо говорил по-русски, и мы с ним осудили возможность нашей поездки в Гоби. Он также склонялся к тому, что одним ехать туда не стоит.

    В назначенное время мы встретились с Болдом и с его женой Умброй. Они нас повезли в BigBowling. Там мы сыграли две партии, в которой мне не было равных. По четвергам, в этом заведении проходит Диско боулинг, т.е. игра совмещается с танцами. Работает это заведение с 10-00 до 24-00, и имеет 120 дорожек.

    После боулинга, мы поехали в ресторан, который находился в большой юрте. Атмосфера в этом ресторане очень уютная и уходить оттуда совсем не хотелось.

    07.08.2009 г.

    В очередной день своего нахождения в Монголии, мы запланировали посещение Монастыря Гандан (Gandantegchenling Monastery), покупку сувениров своим родным и просто отдох-нуть перед поездкой в Хархорин.

    Свой день мы начали с поездки в Монастырь Гандан. Взяв такси, мы поехали туда. Таксист нас привез не к главному входу, а с восточной стороны. Войдя в эти ворота, совершенно бесплатно мы оказались на территории монастыря. Вообще, для туристов вход платный, потому мы решили пройти к центральному входу и купить билеты, т.к. монахам нужно на что-то содержать монастырь. Стоимость входа 3500 Ŧ, вместе с билетом вам дадут проспект с описанием всех построек и со схемой их расположения.

    В этот раз нам удалось попасть на службу, а Елена прошла полный круг, крутя цилиндры с молитвами. Около основного здания ступы, в отличие от 2007 года, были либо полностью восстановлены, либо отстроены заново. Мы прошли к каждой из них и смогли наблюдать молитвы местных жителей. После чего прошли в основное здание. Я не стал Лене сразу показывать на ста-тую, хотел посмотреть заметит она ее сразу или спустя какое-то время. Она была очарована красотой, которая была внутри и тут, я предложил ей поднять голову. Ее изумлению не было предела, когда она увидела 26,5 метровую золотую статую Жанрайсига (Janraisig). Первая статуя была сделана в 1911 году, но в 1938 году коммунисты отправили статую на переплавку. Восстановлена же статуя была в 1996 году на народные средства.

    Прогулявшись по территории монастыря, мы пешком вернулись домой. Из дома на такси поехали на рынок – Narantuul. Будьте готовы, на рынке берут плату за вход – 50 Ŧ. Рынок зани-мает очень большую территорию. Поражает уровень цен на кожу, да и вообще на все вещи, а также разнообразие цветов и качества вещей. Хотя большинство вещей китайского производства, но видно, что заводского производства.

    Остальное время мы провели в подготовке к поездке в Хархорин.

    08.08.2009 г.

    Рано утром мы собрали вещи, загрузили их в машину, выпили кофе и отправились в дорогу. Вчера вечером нашими соседями стали три корейских девушки, и почему-то в 7 утра им тоже не спалось.

    По Улан-Батору мы ехали среди пустых дорог, карта для ориентировки была уже не нуж-на. Через некоторое время наша "Пуля" уже неслась по трассе к развилке на Дархан и Хархорин. Асфальт был хорошего качества, т.к. его в 2007 году здесь укладывали китайцы. Но в некоторых местах, видимо не было рассчитано что дождевая вода в таких количествах будет стекать с гор и потому асфальт в этих местах был или смыт полностью, или существенно поврежден. Проехав около 100 км, асфальт неожиданно закончился и дорога превратилась в множество накатанных в поле колей. Но так как дожди шли в Монголии не первую неделю, и в этот день также был дождь, то все колеи превратились в сплошное месево. Елена дремала, а я, выбирая наиболее сухие участки, пытался ехать чтобы в поле зрении была хоть одна машина. В итоге именно это меня и подвело. Устремившись за одной машиной, судя по карте в навигаторе, мы удалялись все дальше и дальше от обозначенной в навигаторе будущей трассы. Но т.к. я по 2007 году знал, что местные водители могут срезать таким образом путь, я упорно следовал за этой машиной, пока она вдруг не остановилась около одной из юрт.

    Мы спросили как выехать к городу Лун, где должен был возобновиться асфальт. Нам указали дорогу. Мы поехали по ней, но она неожиданно превратилась в солончаки, и машина стала пробуксовывать. Я выбрал место суше и остановился, чтобы пройти вперед пешком и увидеть, что же будет дальше. А дальше было еще больше грязи, и даже присутствовали болотные кочки. Было решено вернуться к трассе, к тому месту, где мы начали удаляться от трассы. Погода была пасмурной и потому, мы очень скоро заметили свечение фар. Мы вышли на ту колею, где было много машин, и уже наблюдая за трассой по навигатору и держа в поле зрения другие машины, мы въехали в город Лун. Этот круг нам обошелся в 40 лишних минут и лишних 15 км. пути.

    Далее до 280 км. мы доехали без приключений. Здесь остановились около песчаных дюн Элсэн-Тасархай. Так как погода была пасмурной и не очень теплой, то мы всего 10 минут побро-дили по барханам, сделали несколько фото и двинулись в дальнейший путь. Буквально через 3-5 км. развилка на Arvayheer и Harhorin. До Хархорина оставалось около 80 км. Этот участок пути существенно хуже в плане асфальтового покрытия.

    Приехав в Хархорин мы первым делом проехали через город и разместились в туристиче-ском кемпинге Munkh Tenger, в котором я останавливался в 2007 году. С тех пор цена не измени-лась и также составляла $10 с человека. Нам была выделена юрта в первой линии под №5.

    Было очень холодно, но не смотря на это мы поехали осматривать территорию Каракору-ма. В итоге это закончилось пробежкой по территории Монастыря Эрдэнэ-Зуу (Erdene-Zuu) – це-на 3500 Ŧ, красными замерзшими носами и словами Лены: "Фотографироваться не буду, и вообще я уже ничего не хочу". Было решено вернуться на следующий день, а этот вечер провести в уютном кафе – большой юрте. Мы заказали себе ужин, но чтобы согреться выпили чая. Немного погодя, я понял, что чай не согревает, и заказал 100 грамм виски. Действительно, после первых 30 грамм мне стало намного теплее.

    В нашей юрте было холодно и мы опять стали замерзать, пока не разгорелись влажные дрова и пока печь не стала распространять тепло по всей юрте. С той стороны, где у печи дверь и где стояла одна из кроватей, было очень жарко. Т.к. у монголов восточная сторона в юрте это мужская, а западная женская, то я расположился именно на восточной. Но когда понял, что Лена замерзает, то поменялись местами.

    09.08.2009 г.

    Было тепло примерно до 4х часов ночи, но к этому времени дрова прогорели, и мы стали подмерзать. Пришлось встать и растопить печь снова. Дождь прекратился и выйдя на улицу, я увидел звездное небо, что обещало ясную погоду днем. В 7 часов утра я уже окончательно про-снулся и снова затопил печь, спалив все имеющиеся в юрте дрова, так что превратил юрту в ба-ню. Приведя себя в порядок утром, мы не спеша позавтракали. На стоянке туркемпинга обнаружили микроавтобус с Бурятскими номерами и рекламой туристического сайта на борту. Я нашел водителя и познакомился с ним. Оказалось, что это группа из 4х человек из Бурятии возглавляемая Вячеславом. Как он себя называет – профессиональный путешественник, - а заодно и во-дитель этого микроавтобуса. Он организовывает поездки в Гоби, Тибет и по Монголии и сам сопровождает свои группы. После разговора с Вячеславом мы отправили открытки и, расплатившись за ночлег, выехали к Монастырю Эрдэнэ-Зуу. Историческая справка: "Хархорин - Каракорум в 1220 г. по приказу Чингисхана, как главный лагерь, где он оставлял семью на время своих походов и как центр по производству воору-жений и прочего оснащения войск. Китайские советники убедили Чингисхана и его преемника Угэдэя в необходимости иметь постоянную столицу государства. Во время правления Угэдэя и сложилось представление о том, что Каракорум — центр монгольского государства".

    На улице было тепло, и потому мы обошли всю территорию. На территории примерили национальные монгольские костюмы, а точнее костюмы монгольских воинов. Для монголов та-кая услуга стоит 1000 Ŧ, а вот для туристов 2000 Ŧ. За территорией монастыря находится символ Каракорума – каменная черепаха, а точнее одна из четырех.

    На территории монастыря расположены три основных здания, которые олицетворяют три этапа жизни Будды – юность, зрелость и старость.

    Здесь опять встретили Вячеслава, он рассказал, что сохранилось всего две черепахи, и объяснил, как доехать ко второй. Также он нам показал, где находится "памятник всех времен и народов". Памятник представляет собой три стены находящиеся вокруг какого-то сооружения похожего на пионерский костер. На стенах была изображена территория Монгольского ханства в различные периоды времени. Памятник находится на холме, и с него открывается прекрасный вид. Здесь же вы можете купить сувениры, впрочем, сувениры продают почти около каждого места, посещаемого туристами.

    После посещения памятника мы поехали посмотреть на каменный фаллос и вторую черепаху. Каменный фаллос – это тюркский символ. Как я думал еще в 2007 году, читая о нем в интернете, что это какой-то огромный столб в форме фаллоса, но оказалось, что это небольшая, менее метра скульптура, если так можно выразится, которая была огорожена оградкой. По преданию, бездетные пары, приезжая к нему, должны сесть на него и читать молитву. После этого спуститься в лощину между гор, которая олицетворяет женское начало. Считалось, что после этого обряда они смогут иметь детей. Этот символ находится примерно на средине сопки, если подняться на самую вершину, то вы сможете увидеть вторую черепах и обо, около которого вы-ложены черепа лошадей, выигравших в свое время скачки и умерших своей смертью.

    Подъем довольно крутой, но наша "Пуля" смогла нас поднять на самую вершину. Отсюда открылся очень красивый вид на город и на территорию монастыря. А местный торговец сувени-рами поведал нам, что все же имеется 4 черепахи, и 3-ья находится в 10 км от города, а вторая в 30 км от Хархорина. После обхода обо, мы отправились в обратную дорогу, но не в Улан-Батор, а в сторону Дархана.

    Мы решили до темна доехать до туристического кемпинга "Dugan Had" N 48°28,897’ E106°03,670’ это в 100 км от Улан-Батора. Мы решили не искать приключений по степным дорогам и ехать по асфальту до развилки Улан-Батор – Дархан. Расстояние в 340 км. мы преодолели довольно быстро, и даже не асфальтированный участок дороги преодолели без проблем. К удив-лению местных водителей, мы обгоняли их даже по бездорожью, а по асфальтовой трассе даже потягались с Land Kruser на скорости 120-130 км/ч.

    В итоге, к нужной нам развилке мы вышли первыми. Сразу за развилкой указатель показывал 20тый км. от Улан-Батора. Проехав еще 70 км, мы начали всматриваться в указатели. На 101 км заметили нужный нам указатель на Елхад. По данным из Интернета туристический лагерь находился в 9 км от трассы, среди лесистых зеленых гор на высоте 1260 м. Рядом находятся великие Хэнтэйские горы, к югу - просторная зеленая долина.

    Дорога была размыта, кое-где выступали камни. Эти 9 км мы преодолевали очень долго, как нам показалось. А заходящее солнце украсило своими лучами горные склоны, но при этом слепило глаза, так что приходилось всматриваться в дорогу. Через несколько минут мы увидели юрточный туристический кемпинг и гостиницу. Гостиница представляла собой двухэтажный бывший дом отдыха, построенный еще советскими строителями, либо при непосредственном их участии. Как пишет источник в Интернете, то в этом туркемпинге любят останавливаться японцы.

    Но в тот день мы видели только монгольских туристов. Нам предложили номер за 25000 Ŧ или за 50000 Ŧ люкс с с/у и душем. Хочу предупредить сразу: не повторяйте нашу ошибку. Из с/у очень скверно пахнет застоявшейся водой, видимо данный номер не пользуется спросом. А вот душ, "душ мы и выжимали и щекотали" чтобы получить хоть каплю горячей воды, особенно это актуально утром. За завтрак, обед и ужин платить вместе со стоимостью номера не стоит. На двоих это предполагалось еще 30000 Ŧ, но мы отказались. Завтрак нам все же обещали как ком-пенсацию безводного душа. Мы прогулялись по территории, уже темнело, и выпив в номере чая, мы легли спать.

    10.08.2009 г.

    Утром мы отправились на прогулку к скале. Тропинка вела через лес. Трава была в росе, и мы, пока дошли до скалы, промочили ноги. В лесу нам встретилось очень много грибов, особенно маслят. На скалу удалось залезть только до середины, т.к. от выпавшей росы и недельных до-ждей она была скользкой, да и не хотелось напрасно рисковать.

    На завтрак нам предложили манную кашу, рогалики и чай. К сожалению, каша оказалась для нас не съедобной. После завтрака мы сдали номер и поехали в сторону границы. У нас была в планах еще одна остановка на берегу реки Ерее-Гол в 69 км от границы. Здесь был запланирован прощальный обед из имеющихся у нас продуктов и приготовление русского супа на китайской газовой горелке.

    Проехав около 190 км, мы остановились на берегу реки. Пока Елена готовила обед, я решил порыбачить. Мелкие рыбешки прыгали в реке, но за час рыбалки не было ни одной поклевки. Обед был готов, мы пообедали и начали собираться. Лена хотела остаться здесь на ночевку, но выслушав мои аргументы, то что в этой реке купаться мы не сможем и что лучше приехать на погран переход сегодня часам к 15, чем завтра утром и стоять до 16-00 – 17-00, (именно в это время начинают пускать машины с российским номерами, это негласное правило на монгольской стороне – сначала свои). Да и заняться на берегу этой реки нам будет совершенно нечем, а просто сидеть и смотреть в воду совсем не хотелось. Я предложил ей заехать на Аршан, не заезжая в Иркутск, т.к. компенсировав этот день отдыха.

    Несмотря на то, что на переход мы приехали к 15-00, нас пустили только в 16-40. Монгольскую границу пассажиры проходят быстро, а вот водителей гоняют от окна к окну. Я тоже не был исключением, меня заставили принести все рюкзаки из машины на рентген. После прохождения монгольского перехода и обязательного посещения магазина беспошлинной торговли мы проехали к Российскому переходу. Был уже седьмой час вечера, потому нас особо не проверяли и пропустили быстро.

    Здравствуй, Россия! Впереди у нас был еще путь почти в 800 км до Иркутска, а если быть точнее до Аршана, куда мы решили направиться на пару дней. Но это уже совсем другая история.

    Если этот мой рассказ кому-то в чем-то будет полезен, значит, время было потрачено мной не зря. Если у кого-то возникнут вопросы, то с удовольствием на них отвечу, и если будет нужен мой совет, то буду рад помочь.

    А вообще после этого путешествия осталось и разочарование оттого, что не удалось съездить в Гоби.

    Хочу поблагодарить, всех тех, кто когда-либо оставлял отзывы о Монголии в Интернете. Возможно, при составлении своих планов на путешествие, я пользовался именно вашим рассказом, т.к. начиная с января 2007 года (именно тогда я готовился к своему первому путешествию по Монголии), я перечитал не один десяток отзывов и рассказов о путешествии по Монголии. Также хочу поблагодарить своего монгольского друга Болда (Bold-Erdene), за практические советы и присланные приглашения.

    Лагута Ален
    08/09/2009 12:21


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Монголии

    13.12.23 IRAERO будет выполнять рейсы из Улан-Удэ в Улан-Батор
    09.09.23 Куда за границу в сентябре 2023 года можно улететь без пересадок
    30.05.23 Aero Mongolia полетит по маршруту "Иркутск – Улан-Батор – Сеул"
    24.04.23 "КрасАвиа" анонсировала рейс из Красноярска в Улан-Батор
    18.04.23 "ИрАэро" начнет выполнять полеты из Иркутска в Монголию
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран
    18.05.22 Сухопутная граница между Грузией и Россией открыта
    08.12.21 Отдых в декабре — какие страны открыты для туристов из России
    13.03.20 Международные поезда массово отменяются
    10.03.20 Авиакомпании сокращают рейсы из-за резкого падения спроса ввиду эпидемии