Сахалин: субъективный практический обзор, ч.1



    Техническая информация

    На Сахалине я пробыл с 26 июля по 9 августа 2009 года. За это время посетил Холмск, Южно-Сахалинск, Корсаков, добрался через Невельск до самой южной точки острова – мыса Крильон, прошел участок заброшенной железной дороги Холмск – Южно-Сахалинск, посетил Александровск-Сахалинский и доехал до Горячих Ключей, расположенных к северу от поселка Ноглики. Передвигался, в основном, автостопом и пешком, один раз проехал на электричке.

    Плюсы и минусы

    Как и большинство других мест на востоке нашей страны, Сахалин более примечателен природой, нежели рукотворными объектами. Таких выдающихся природных памятников, как Камчатка, Сахалин не содержит, однако даже имеющихся в наличии хватит на несколько недель, а то и месяцев пешеходных походов. Здесь есть горы, пляжи, водопады, озера, термальные источники, да и сама островная природа, столь резко отличающаяся от материковой, – вполне себе достопримечательность. Ее основные особенности: густая и буйная растительность, которая превращает в сложнопроходимые джунгли почти любой лес (особенно бросаются в глаза гигантские лопухи, достигающие человеческого роста) и богатая фауна (рыбы, крабы, тюлени, медведи, змеи, лисицы) – источник смертельной опасности и одновременно хороший способ пропитания.

    Южно-Сахалинск / Россия
    Южно-Сахалинск
    Южно-Сахалинск. Музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» / Россия
    Южно-Сахалинск. Музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»

    Из рукотворных сооружений интересны автомобильные и железные дороги, проходящие по красивым местам (в том числе заброшенные железные дороги, об одной из которых я расскажу отдельно), маяки, туннели и мосты, расположенные в живописных местах. Города на Сахалине не очень интересны – большая часть построек относится к советскому времени и, за редким исключением, смотреть на них не очень интересно.

    Особое положение на Сахалине занимает японское наследие. Японцы владели южной половиной острова сорок лет – с 1905 г. по 1945 г. – и оставили после себя много своеобразных зданий, монументов, военных сооружений. Многие автомобильные и железные дороги были первоначально проложены ими, а потом уже сохранены или заброшены русскими. А сегодня японцы оставляют сахалинцам в наследие свой автотранспорт: 90% бегающих по острову машин – подержанные японские иномарки.

    Бывшая резиденция японского губернатора Южного Сахалина / Россия
    Бывшая резиденция японского губернатора Южного Сахалина
    Трасса Южно-Сахалинск - Корсаков / Россия
    Трасса Южно-Сахалинск - Корсаков

    Главный минус Сахалина, резко выделяющий его из ряда других регионов – высокие цены. Ночлег, еда, транспорт – почти все здесь в полтора-два раза дороже¸ чем в среднем по России. Другие минусы характерны для большинства российских регионов и ничего специфичного не несут: плохие дороги, слабо развитое транспортное сообщение, отсутствие туристической инфраструктуры и т. д.

    Информация

    В путешествии я пользовался двумя источниками информации.

    Статья о Сахалине в "Вольной энциклопедии"
    Путеводитель по Дальнему Востоку серии "Вокруг света" с главой о Сахалине

    И того, и другого оказалось явно недостаточно, но никаких других толковых путеводителей найти не удалось, в том числе в книжных магазинах Южно-Сахалинска. Есть только всякие туристические буклеты, роскошные издания с красивыми фотографиями и прочая макулатура, ненужная в путешествии. Книжек с описанием туристических маршрутов найти не удалось.

    Зато в тамошних книжных можно купить хорошие карты по острову, в том числе подробный топографический атлас с двухкилометровым масштабом, выпущенный в 1994 г. Имейте в виду что карты, даже выпущенные недавно, могут устареть или содержать неточную информацию. Скажем, я хотел проехать по дороге от Корсакова до Анивы, идущей вдоль побережья, и только на месте узнал, что мосты на ней смыло еще лет десять назад, проехать по ней невозможно и чтобы попасть в Аниву, надо будет вернуться в Южно-Сахалинск. Или на картах может отсутствовать поселок Кузнецово, расположенный посередине между мысом Крильон и поселком Шебунино.

    Невельск / Россия
    Невельск
    Горнозаводск / Россия
    Горнозаводск
    Дорога на мыс Крильон / Россия
    Дорога на мыс Крильон
    Сопка Коврижка / Россия
    Сопка Коврижка

    Еще пробовал читать книгу А.П. Чехова "Остров Сахалин", но не осилил. После бодрого и интересного начала, повествующего об истории острова и первых впечатлениях из путешествия, Антон Палыч чересчур углубляется в малоинтересные статистические данные: сколько жителей в каждом поселении, сколько из них женщин и мужчин, чем они занимаются и т. д. Читать это скучно и даже описания судеб каторжан выглядят довольно однообразными. Кроме того, мне порекомендовали книгу Дорошевича "Сахалин (Каторга)" – пока не читал, ничего сказать не могу.

    Попадание

    Основных способов два: воздушный и водный.

    Что касается воздушного, то на Сахалине есть три пассажирских аэропорта – в Южно-Сахалинске, Зональном и Охе. Из них есть регулярные рейсы в разные города на материке, в том числе в Москву, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Владивосток, Советскую Гавань, а также в разные города Китая, Южной Кореи и Японии. Иногда бывают распродажи и спецакции – так, например, недавно можно было улететь "Аэрофлотом" из Москвы в Южно-Сахалинск за 6 тыс. руб. в один конец. Из Москвы в Южно-Сахалинск летают две авиакомпании: из "Шереметьево" - "Аэрофлот", из "Домодедово" - "Трансаэро". Местная авиакомпания, осуществляющая рейсы в разные города Дальнего Востока - "Сахалинские авиатрассы".

    Имейте в виду, что из поселка Зональное нет рейсов в Южно-Сахалинск, зато из него можно улететь в Советскую Гавань и Хабаровск. Сделать это можно с помощью авиакомпании "Амурские авиалинии", чьего сайта я почему-то так и не нашел.

    Недавно открытый аэропорт в Ногликах, как я выяснил, принимает только чартерные рейсы с рабочими и специалистами, едущими на нефтяные проекты.

    Водным путем можно попасть из Ванино (Хабаровский край) в Холмск (Сахалинская область). Паромы эти ежедневные и круглогодичные. Ходят они без четкого расписания, а цена растет каждый год, значительно опережая инфляцию, плюс скачет в зависимости от сезона (летом – дорогие, зимой – дешевые).

    Дешевле всего уплыть на Сахалин с 1 февраля до 15 июня. В это время самый дешевый базовый тариф – 652 руб. (плюс стоимость бронирования, плюс автобус до пристани и еще несколько пунктов, которые удорожают стоимость еще на 200 рублей). Дороже всего плавать с 16 июня по 31 августа. В это время величина базового тарифа от 825 руб. (сидячее место) до 2580 руб. (каюта-люкс). Так, например, я взял самый дешевый билет за 1065 руб. За эти деньги вам достается так называемое палубное сидячее место. Точного места в билете не написано, каждый занимает такие места, какие ему вздумается, и ночевать многим пассажирам приходится либо сидя в кресле, либо лежа на вещах в помещениях на нижней палубе.

    Что касается переправки автомобиля на своем пароме, учтите, что это удовольствие стоит 8-10 тыс. рублей. Правда, автомобилистам при этом дают за недорогую цену место в каюте. Например, я ехал из Южно-Сахалинска до Хабаровска с одним знакомым, и должен был добавить всего 1360 руб. за койку в двухместной каюте (а ему, соответственно пришлось заплатить за свою койку и перевозку автомобиля еще около 10,5 тыс. рублей).

    Паром идет от 12 до 24 часов в зависимости от погоды, наличия топлива и настроения капитана. Когда я плыл, паром шел и туда, и обратно около 20 часов. Лучше заранее забронировать билеты: бронь стоит 120 руб., причем ее у вас, скорее всего, сдерут, даже если вы будете покупать билеты за три часа до отхода парома. Телефоны порта Ванино – (42137) 5 77 08, порта Холмска – (42433) 6 60 98, 9 64 27, 6 65 16. За сутки до даты отправления нужно позвонить в порт и узнать время прибытия парома – тогда начинается погрузка пассажиров и груза, а сам паром отходит где-то тремя часами позже.

    На пароме есть столовая (каждому пассажирам дают талон на один бесплатный обед плюс он может купить что-то еще – цены не слишком высокие) и душевые кабинки (двадцать минут в душе стоят 90 рублей).

    Отдельно нужно сказать про попадание в Ванино, из которого идут паромы на Сахалин. Первый путь – из Хабаровска по автодороге через Лидогу – либо на своей машине, либо автостопом, ибо рейсовых автобусов сюда нет. Второй путь – железнодорожный. Ванино – одна из конечных станций Байкало-Амурской магистрали, и сюда ходят поезда из Владивостока, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Любителям оригинальных путей могу порекомендовать следующую комбинацию: доплыть на метеоре с речного вокзала Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре (отплывает в 7.00, прибывает в 12.50) за 630 руб., погулять несколько часов по городу, а потом уехать из него на поезде в Ванино (отправляется в 16.56, прибывает в 5.31) за 300 руб (место в общем вагоне).

    hitch-hiker
    20/08/2009 23:47


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    18.11.24 Air Arabia будет совершать рейсы между Екатеринбургом и Абу-Даби
    В Москве завершился сезон речной навигации
    "Аэрофлот" запускает транзитные рейсы из Москвы в города Дальнего Востока через Красноярск
    15.11.24 "Поезд Деда Мороза" начал путешествие по России
    S7 Airlines снова будет летать из Иркутска в Шанхай
    13.11.24 Hainan Airlines будет совершать рейсы между Владивостоком и Сианем
    El Al снова летает в Москву
    07.11.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную акцию на избранные направления
    В Калининграде вводят городской налог для туристов
    06.11.24 Горнолыжный сезон на курорте Роза Хутор планируют открыть 9 декабря