Сахалин: субъективный практический обзор, ч.1



    Техническая информация

    На Сахалине я пробыл с 26 июля по 9 августа 2009 года. За это время посетил Холмск, Южно-Сахалинск, Корсаков, добрался через Невельск до самой южной точки острова – мыса Крильон, прошел участок заброшенной железной дороги Холмск – Южно-Сахалинск, посетил Александровск-Сахалинский и доехал до Горячих Ключей, расположенных к северу от поселка Ноглики. Передвигался, в основном, автостопом и пешком, один раз проехал на электричке.

    Плюсы и минусы

    Как и большинство других мест на востоке нашей страны, Сахалин более примечателен природой, нежели рукотворными объектами. Таких выдающихся природных памятников, как Камчатка, Сахалин не содержит, однако даже имеющихся в наличии хватит на несколько недель, а то и месяцев пешеходных походов. Здесь есть горы, пляжи, водопады, озера, термальные источники, да и сама островная природа, столь резко отличающаяся от материковой, – вполне себе достопримечательность. Ее основные особенности: густая и буйная растительность, которая превращает в сложнопроходимые джунгли почти любой лес (особенно бросаются в глаза гигантские лопухи, достигающие человеческого роста) и богатая фауна (рыбы, крабы, тюлени, медведи, змеи, лисицы) – источник смертельной опасности и одновременно хороший способ пропитания.

    Южно-Сахалинск / Россия
    Южно-Сахалинск
    Южно-Сахалинск. Музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» / Россия
    Южно-Сахалинск. Музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»

    Из рукотворных сооружений интересны автомобильные и железные дороги, проходящие по красивым местам (в том числе заброшенные железные дороги, об одной из которых я расскажу отдельно), маяки, туннели и мосты, расположенные в живописных местах. Города на Сахалине не очень интересны – большая часть построек относится к советскому времени и, за редким исключением, смотреть на них не очень интересно.

    Особое положение на Сахалине занимает японское наследие. Японцы владели южной половиной острова сорок лет – с 1905 г. по 1945 г. – и оставили после себя много своеобразных зданий, монументов, военных сооружений. Многие автомобильные и железные дороги были первоначально проложены ими, а потом уже сохранены или заброшены русскими. А сегодня японцы оставляют сахалинцам в наследие свой автотранспорт: 90% бегающих по острову машин – подержанные японские иномарки.

    Бывшая резиденция японского губернатора Южного Сахалина / Россия
    Бывшая резиденция японского губернатора Южного Сахалина
    Трасса Южно-Сахалинск - Корсаков / Россия
    Трасса Южно-Сахалинск - Корсаков

    Главный минус Сахалина, резко выделяющий его из ряда других регионов – высокие цены. Ночлег, еда, транспорт – почти все здесь в полтора-два раза дороже¸ чем в среднем по России. Другие минусы характерны для большинства российских регионов и ничего специфичного не несут: плохие дороги, слабо развитое транспортное сообщение, отсутствие туристической инфраструктуры и т. д.

    Информация

    В путешествии я пользовался двумя источниками информации.

    Статья о Сахалине в "Вольной энциклопедии"
    Путеводитель по Дальнему Востоку серии "Вокруг света" с главой о Сахалине

    И того, и другого оказалось явно недостаточно, но никаких других толковых путеводителей найти не удалось, в том числе в книжных магазинах Южно-Сахалинска. Есть только всякие туристические буклеты, роскошные издания с красивыми фотографиями и прочая макулатура, ненужная в путешествии. Книжек с описанием туристических маршрутов найти не удалось.

    Зато в тамошних книжных можно купить хорошие карты по острову, в том числе подробный топографический атлас с двухкилометровым масштабом, выпущенный в 1994 г. Имейте в виду что карты, даже выпущенные недавно, могут устареть или содержать неточную информацию. Скажем, я хотел проехать по дороге от Корсакова до Анивы, идущей вдоль побережья, и только на месте узнал, что мосты на ней смыло еще лет десять назад, проехать по ней невозможно и чтобы попасть в Аниву, надо будет вернуться в Южно-Сахалинск. Или на картах может отсутствовать поселок Кузнецово, расположенный посередине между мысом Крильон и поселком Шебунино.

    Невельск / Россия
    Невельск
    Горнозаводск / Россия
    Горнозаводск
    Дорога на мыс Крильон / Россия
    Дорога на мыс Крильон
    Сопка Коврижка / Россия
    Сопка Коврижка

    Еще пробовал читать книгу А.П. Чехова "Остров Сахалин", но не осилил. После бодрого и интересного начала, повествующего об истории острова и первых впечатлениях из путешествия, Антон Палыч чересчур углубляется в малоинтересные статистические данные: сколько жителей в каждом поселении, сколько из них женщин и мужчин, чем они занимаются и т. д. Читать это скучно и даже описания судеб каторжан выглядят довольно однообразными. Кроме того, мне порекомендовали книгу Дорошевича "Сахалин (Каторга)" – пока не читал, ничего сказать не могу.

    Попадание

    Основных способов два: воздушный и водный.

    Что касается воздушного, то на Сахалине есть три пассажирских аэропорта – в Южно-Сахалинске, Зональном и Охе. Из них есть регулярные рейсы в разные города на материке, в том числе в Москву, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Владивосток, Советскую Гавань, а также в разные города Китая, Южной Кореи и Японии. Иногда бывают распродажи и спецакции – так, например, недавно можно было улететь "Аэрофлотом" из Москвы в Южно-Сахалинск за 6 тыс. руб. в один конец. Из Москвы в Южно-Сахалинск летают две авиакомпании: из "Шереметьево" - "Аэрофлот", из "Домодедово" - "Трансаэро". Местная авиакомпания, осуществляющая рейсы в разные города Дальнего Востока - "Сахалинские авиатрассы".

    Имейте в виду, что из поселка Зональное нет рейсов в Южно-Сахалинск, зато из него можно улететь в Советскую Гавань и Хабаровск. Сделать это можно с помощью авиакомпании "Амурские авиалинии", чьего сайта я почему-то так и не нашел.

    Недавно открытый аэропорт в Ногликах, как я выяснил, принимает только чартерные рейсы с рабочими и специалистами, едущими на нефтяные проекты.

    Водным путем можно попасть из Ванино (Хабаровский край) в Холмск (Сахалинская область). Паромы эти ежедневные и круглогодичные. Ходят они без четкого расписания, а цена растет каждый год, значительно опережая инфляцию, плюс скачет в зависимости от сезона (летом – дорогие, зимой – дешевые).

    Дешевле всего уплыть на Сахалин с 1 февраля до 15 июня. В это время самый дешевый базовый тариф – 652 руб. (плюс стоимость бронирования, плюс автобус до пристани и еще несколько пунктов, которые удорожают стоимость еще на 200 рублей). Дороже всего плавать с 16 июня по 31 августа. В это время величина базового тарифа от 825 руб. (сидячее место) до 2580 руб. (каюта-люкс). Так, например, я взял самый дешевый билет за 1065 руб. За эти деньги вам достается так называемое палубное сидячее место. Точного места в билете не написано, каждый занимает такие места, какие ему вздумается, и ночевать многим пассажирам приходится либо сидя в кресле, либо лежа на вещах в помещениях на нижней палубе.

    Что касается переправки автомобиля на своем пароме, учтите, что это удовольствие стоит 8-10 тыс. рублей. Правда, автомобилистам при этом дают за недорогую цену место в каюте. Например, я ехал из Южно-Сахалинска до Хабаровска с одним знакомым, и должен был добавить всего 1360 руб. за койку в двухместной каюте (а ему, соответственно пришлось заплатить за свою койку и перевозку автомобиля еще около 10,5 тыс. рублей).

    Паром идет от 12 до 24 часов в зависимости от погоды, наличия топлива и настроения капитана. Когда я плыл, паром шел и туда, и обратно около 20 часов. Лучше заранее забронировать билеты: бронь стоит 120 руб., причем ее у вас, скорее всего, сдерут, даже если вы будете покупать билеты за три часа до отхода парома. Телефоны порта Ванино – (42137) 5 77 08, порта Холмска – (42433) 6 60 98, 9 64 27, 6 65 16. За сутки до даты отправления нужно позвонить в порт и узнать время прибытия парома – тогда начинается погрузка пассажиров и груза, а сам паром отходит где-то тремя часами позже.

    На пароме есть столовая (каждому пассажирам дают талон на один бесплатный обед плюс он может купить что-то еще – цены не слишком высокие) и душевые кабинки (двадцать минут в душе стоят 90 рублей).

    Отдельно нужно сказать про попадание в Ванино, из которого идут паромы на Сахалин. Первый путь – из Хабаровска по автодороге через Лидогу – либо на своей машине, либо автостопом, ибо рейсовых автобусов сюда нет. Второй путь – железнодорожный. Ванино – одна из конечных станций Байкало-Амурской магистрали, и сюда ходят поезда из Владивостока, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Любителям оригинальных путей могу порекомендовать следующую комбинацию: доплыть на метеоре с речного вокзала Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре (отплывает в 7.00, прибывает в 12.50) за 630 руб., погулять несколько часов по городу, а потом уехать из него на поезде в Ванино (отправляется в 16.56, прибывает в 5.31) за 300 руб (место в общем вагоне).

    hitch-hiker
    20/08/2009 23:47


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    07.05.24 "Россия" будет выполнять рейсы из Хабаровска в Магадан
    04.05.24 "Уральские авиалинии" возобновят рейсы из Екатеринбурга в Харбин
    Вечером 4 мая изменится график движения поездов "Аэроэкспресс"
    03.05.24 "Россия" полетит из Хабаровска во Владивосток
    "Уральские авиалинии" предоставляют бесплатные билеты ветеранам Великой Отечественной войны
    Многодетные семьи получат скидки на отдых по всей стране
    Nordwind начала выполнять рейсы между Казанью и Якутском
    02.05.24 "ИрАэро" в летнем сезоне возобновляет рейсы из Красноярска в Маньчжурию
    Из России в Абхазию можно поехать по "единому" билету
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Домодедово будут обслуживать в VIP-зале