Quien no ha visto Sevilla, no ha visto maravilla.
Кто не видел Севильи, не видел чуда.
Для тех, кто в Севилье не был и никогда ничего о ней не слышал, напомню, что это четвёртый по величине город Испании, столица Андалусии и родина всякого разного: фламенко и корриды, Дон Жуана, Фигаро и Кармен, Марка Аврелия, Адриана и Траяна, Мурильо и Веласкеса, ну и ещё много чего там. В общем, и этого уже достаточно для того, чтобы перед Севильей преклониться. А если недостаточно, то можно ещё вспомнить о Христофоре Колумбе, который именно в Севилье встречался с Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским, просил у них деньги на экспедиции, в конечном счёте получил их, а в конце жизни за все свои достижения был удостоин захоронения в Севильском Кафедральном соборе. Впрочем, там ли сейчас на самом деле хранится прах Колумба, как обычно, не ясно, но огромный саркофаг в его честь точно там. Впрочем, про собор всё-таки не в этот раз.
Чтобы спокойно обойти все достопримечательности и успеть понаслаждаться городом, на Севилью надо хотя бы два дня, лучше, естественно, три. Добираться из Мадрида проще всего либо поездом (www.renfe.es), либо самолётом (www.iberia.es). Наверное, можно автобусом, но не очень понятно зачем, если поезда и самолёты удобны, быстры и вполне разумны по деньгам. Кстати, если брать только эти три города, то из некоторых городов Европы удобнее и дешевле лететь не в Мадрид, а в Малагу. По крайней мере, назад в Берлин я летела оттуда, на чём существенно сэкономила и по времени, и по деньгам. Наверное, можно сюда ехать и на машине, только, как и с автобусом, совершенно непонятно зачем, ибо поезда в Испании, как я уже сказала, недороги и вездесущи, города обходить всё равно надо пешком, а с парковкой машины возникнет большая головная боль, начиная с того, что, к примеру, исторический центр Севильи закрыт для общественного транспорта (ходят только трамваи), даже до стоянки такси надо прилично топать ножками, а уж про паркинг для машины я вообще молчу.
С лирическими отступлениями на этом, пожалуй, пока всё. Начну традиционно: со всяких красивых достопримечательностей города. :) Если к моменту своего приезда в Севилью в Альгамбре вы ещё не были, то смело начинайте обход Севильи с Реал Алькасар. Это королевский дворец, построенный в 14-ом веке на развалинах того, что некогда было фортом мавров. Севильский Алькасар считается одним из лучших сохранившихся примеров архитектуры в стиле мудехар. Круче, пожалуй, только Альгамбра.
Историческая справка для тех, кто не знает, что такое "мудехар" и убеждён, что это испанское ругательство: территория нынешней Испании, как известно, много веков была оккупирована арабами из северной Африки, которых принято называть маврами. Когда-то давно была конкиста, т.е. мавры завоевали испанские земли. Так вот, история Испании 8-15-го веков - это непрерывная многовековая реконкиста (т.е. отвоевание земель у мавров), которая официально заканчивается в 1492 году взятием Гранады. В этом же году начинается массовое преследование по всей стране арабов, а заодно и евреев, и их аутодафе (читай: публичное сожжение на костре). Впрочем, пока мы не об этом, а о мудехар.
Так вот, реконкиста длилась веками, новые отвоёванные земли присоединялись к христанским королевствам, но на территории этих отвоёванных земель продолжали проживать мусульманские общины. Их-то и называли мудехарами (к слову, прочтение "j" как "х" пришло в испанский язык как раз от мавров). Мудехары и принесли в Испанию удивительный синтез мавританской и христианской архитектуры. Причём произведения стиля мудехар создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. В принципе, строения в стиле мудехар разбросаны по всей Испании, но самая высокая и самая яркая концентрация всего этого в Андалусии, собственно, ради чего сюда и надо ехать.
Севильский Реал Алькасар - это яркое свидетельство прошедшего столкновения двух абсолютно разных культур. Дворец представляет собой большой комплекс из нескольких зданий, дворов, садов и парков с фонтанами и водоёмами. На осмотр всего этого в темпе вальса надо не меньше 2-3 часов. Прямо над входом в дворцовый комплекс висел вот такой вот лев с короной и крестом:
Дворец достраивали и перестраивали в течение нескольких веков, и если строительство началось ещё при маврах, то заканчивалось уже при христианах. Отсюда такое необычайное смешение стилей. Рос дворец, как несложно догадаться, вширь, именно поэтому первые дворы, в которые вы попадаете, - это дворы более позднего, христианского периода:
Все дворцовые комнаты этих дворов, построенные в более позднюю эпоху христианского правления, всячески напоминают о Севилье как покровительнице морских завоеваний Испании. Куда бы вы здесь ни пошли, везде будет звучать имя Колумба: то кораблик, то фреска какая... Именно здесь, в Севильском Алькасаре, Колумб представил Фердинанде и Изабелле проект своей экспедиции, здесь же он потом получал их прощальное благословение перед отправлением.
За дворами христианской эпохи следуют дворы, построенные в период мусульманского правления. Совершенно иной стиль: кружево арабской вязи, фризы, изразцы, лепнина... На фото ниже один из самых красивых и самых важных дворов дворца - так называемый двор девушек, именуемый так в честь некогда устраившегося здесь смотра девушек, принесённых в качестве дани местному правителю.
Помещения и дворы этой части севильского Алькасара хоть по роскоши и уступают гранадской Альгамбре, но выигрывают в том, что они куда более тихи и пустынны. Кроме того, сравнительно небольшие размеры помещений и двориков создают ощущение интимности. Эта часть дворца - это многочисленные патио, полутёмные прохладные комнаты с резными потолками и стенами, восточные изразцы и надписи на арабском.
Рядом совсем иной стиль: залы, украшенные севильской керамической плиткой, с трудно поддающимися интерпретации мотивами. Люди и животные-мутанты. Видимо, какая-то непонятная мне аллегория:
Пройдя через все шикарные дворцовые помещения, попадаешь в не менее шикарный парк, в котором растут мегавысокие пальмы, которые категорически отказываются влазить целиком в кадр. Парк этот, кстати, достаточно большой: бродить по нему можно долго и найти места для уединения там не проблема.
На самом деле, парк состоит из нескольких частей, разделённых галереей и переходами. На галерею эту можно забраться и получить оттуда вот такие виды:
Спуститься, впрочем, оттуда тоже можно. И тогда, если встать около небольшого прудика с прожорливыми рыбами, то можно получить вид галереи со струёй фонтана, бьющего откуда-то сверху.
Самое прекрасное в парке - это, как обычно, встреча с живой природой. На фоне всё тех же изразцов.
В какой-то момент наконец появляется ощущение того, что дворец и парки уже осмотрены, да и от арабской вязи начинает рябить в глазах, хочется вернуться назад в "привычную" Европу. Проще всего это сделать, переместившись из Алькасара в строения 17-го века, коими, например, являются два исторических госпиталя-приюта. Первый из них - Hospital de los Venerables - некогда был приютом для священников, ушедших на заслуженный отдых. Госпиталь этот считается одним из лучших сохранившихся в Севилье зданий в стиле барокко. До недавнего времени использовался по назначению, но нынче это музей.
Главное и самое запоминающееся, что есть в этом госпитале-приюте, - это местная церковь с работами художника Вальдиса Реаля.
Другой севильский госпиталь-приют - Hospital de la Caridad (госпиталь милосердия) - некогда принадлежал братству францисканцев, известному тем, что они приносили в госпиталь тела бездомных и бродяг, брошенных на улицах города, помогали заключенным, хоронили бедняков, кормили голодных и лечили больных. По одной из версий, одним из основателей госпиталя был товарищ, явившийся прототипом Дон Жуана: много пил, кутил, вёл разгульный образ жизни, но однажды проснулся и решил покаяться, вступить в братство и основать госпиталь. Прямо перед госпиталем стоит памятник какому-то товарищу, несущему на руках другого, ослабшего, босого, в плохой одежде. Видимо, символ францисканца, помогающего страждующим.
Зато местная церковь производит существенно более сильное впечатление, чем церковь госпиталя де лос Венераблес. Впрочем, это неудивительно, потому что для оформления госпиталя товарищ-прототип Дон Жуана пригласил художников Мурильо и Леаля; работали они здесь много и долго, особенно Леаль.
Всюду присутствует изображение смерти: под ногами плиты с изображением черепов, на стенах - картины со скелетами в гробах. Вот, кстати, самой интересно, зачем такое количество изображений черепов в разных христианских церквях (не только здесь).
На этом простимся с госпиталями и перенесёмся в другое важное туристическое место Севильи - дом Пилата. Для того, чтобы попасть туда от доминирующего над всем городом собора, пришлось немного поплутать по узким улочкам. При входе встретились неприглядные стены и тоскующая тётенька-продавщица мороженого.
Дом Пилата - это уже частное владение богатой севильской семьи 16-го века. Версий о происхождении названия "дом Пилата" несколько. По самой распространённой из них, владелец дома совершил поездку на Святую Землю и с удивлением для себя обнаружил, что расстояние от Преториума (первой станции Виа Долороза в Иерусалиме) до Голгофы ровно такое же, как расстояние от его дома до небольшой церкви за пределами города (измерял в шагах). От этой новости он пришёл в такой восторг, что решил воссоздать все станции Виа Долороза в Севильи. Таким образом, его дом стал ассоциироваться с Преториумом, где проводился суд над обвиняемыми и где Пилат вынес Христу приговор. Дальше история стала обрастать слухами о том, что этот дом и есть копия резиденции пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата, и что семья владельца дома получила от папы римского в качестве подарка столб, у которого бичевали Христа при Пилате. Как бы там ни было, название "дом Пилата" за этим частным владением закрепилось.
Дом Пилата невероятно напоминает Реал Алькасар в уменьшенном варианте. Он тоже состоит из нескольких дворов, соединенных между собой комнатами и галереями. Центральная часть дома, как и в Алькасаре, - красивый внутренний двор с фонтаном.
Из интересной отличительной особенности - римские статуи и бюсты древнеримских императоров. Всё это довольно гармонично сочетается с мавританскими узорами и изразцами.
При доме, разумеется, есть сад со всякой живой и неживой природой: цветочки, кустики, статуи...
А вот на втором этаже здания для посещения открыты всего несколько залов. Да и то туда можно попасть только с организованной экскурсией, которая проводится раз в час. Остальное для туристов недоступно, хотя и выглядит очень жилым. Возможно, там живут потомки этой самой знаменитой севильской семьи, построившей дом.
24/07/2009 20:24
Материалы по теме
- Страны: Испания
- Регионы: Андалусия
- Города: Севилья
- Отзыв о поездке: От Севильи до Гранады: Севилья, июнь 2008
- Отзыв о поездке: Испанские зарисовки: Толедо, Гранада, Севилья, Мадрид, апрель 2004
- Рубрика: Достопримечательности Испании
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.