Областной центр Сумы – городок очень милый и уютный, но вот приступить к его описанию я все никак не могла собраться – история Сум уж никак не изобилует яркими эпизодами, даже не знала с чего начать. Хоть область была заселена издавна – имеются находки времен палеолита и раннего неолита, сам город основан не многим более 350 лет назад, то ли в 1652, то ли в 1655 году. Поразмыслив, я решила написать все, что узнала об этом чистеньком зеленом городке – ведь было бы несправедливо обойти вниманием Сумы, произведшие на меня такое приятное впечатление.
Самый старый храм в городе - Свято-Воскресенский собор:
Начну с того, что именно в Сумах мы ночевали во время своего путешествия. Гостиница "Химик-1", занимающая несколько верхних этажей здания, которое, похоже, строилось под "общагу", снаружи производит впечатление гнетущее, но внутри оказалась вполне комфортной и чистой. Ремонт здесь очень даже "евро" и делали его, кажется, совсем недавно, а стоимость номера порадовала от души – 220 гривен в сутки (менее 30 у.е). Селятся здесь, в основном, командировочные (а их суровые будни, вероятно, нередко скрашивают местные жрицы любви, на что нам туманно намекнула сиротливая опустевшая упаковка из-под "Контекса", найденная в углу), поэтому во время майских праздников гостиница была практически пуста.
Прогулке по городу мы посвятили поселений, третий день нашего путешествия. День выдался жаркий, но от жгучего солнца спасала тень множества деревьев, посаженных в городе. В Сумах сохранилось много построек 19 века и несколько интересных храмов.
Некоторые исследователи предполагают, что во времена Киевской Руси на месте нанешних Сум находился летописный город Липенск, от которого не осталось следа. Как я уже писала в рассказе про Ахтырку, массовое заселение Слобожанщины началось в середине 17 века, когда сюда пришло множество жителей Правобережной Украины, целыми поселениями бежавших от притеснений польской шляхты под протекцию русского царя.
Сумы основал казачий полк под руководством полковника Герасима Кондратьева. В скором времени в новом городе была построена деревянная крепость. О возникновении названия города существует несколько версий – 1) город стоит на трех речках: Псел, Сумка (ранее Сума) и Стрелка (ранее Сумка). Реки и дали название поселению; 2) на месте города во время его основания были найдены три охотничьи сумки, которые позже изобразили на гербе города, утвержденном в 1781 году самой Екатериной Второй; 3) казаки основали город на месте Суминого городища; 4) есть еще одна версия, романтически-эротическая – якобы, затосковали ("сумувать" на украинском – грустить, тосковать) казаки о своих родных покинутых местах и написали об этом письмо Екатерине Второй (!) с просьбой каким-нибудь образом развеять их тоску (!). Екатерина, пожалевшая казаков (!), прислала сюда своих самых красивых придворных дам (!) для того, чтобы казаки создали с ними семьи. После этого родилось множество красивых детей, и с тех пор уроженки Сум считаются самыми прекрасными украинками(!). Если бы не последнее возмутительное вранье, эта мало правдоподобная версия мне бы нравилась больше других.
Род Кондратьевых долгое время играл важную роль в развитии города. Сын Герасима Андрей Кондратьев также был казачьим полковником, состоявшим на русской службе, и участвовал в подавлении восстания Кондратия Булавина.
В середине 18 века потомок полковников Степан Кондратьев , тоже казачий полковник, писал жалобу (которая сохранилась) о том, что местный священник пробил стену храма, основанного Кондратьевыми, извлек и выбросил кости погребенных в нем Герасима и Андрея Кондратьевых и на их месте похоронил какого-то купчину.
Еще один Кондратьев, Николай Дмитриевич, в 19 веке подарил Сумам свою усадьбу, в которой разместилась Городская Дума, окружной суд и пожарная часть, а на прилежащей территории построили здание Общественного собрания.
А куда же делись казаки? Как и Ахтырский казачий полк, Сумский в 1765 году был реорганизован в гусарский, и также участвовал в Отечественной войне 1812 года и Бородинском сражении.
Так бы и оставались Сумы небольшим пыльным полковым городком, если бы не его знаменитые жители купцы Харитоненко.
Основоположником рода Харитоненко был мелкий торговец Герасим Емельянович Харитоненко, уроженец села Нижняя Сыроватка.
Надо сказать, косвенно я упоминала уже это селение, вернее – одну из его построек. Это церковь в родном селе, на постройку которой Иван Герасимович Харитоненко в свое время потратил 70 тысяч рублей.
Я упоминала ее в рассказе о Низах и Тростянце, правда, тогда я еще не знала, что это за храм и упомянула ее, просто как встреченную по дороге "занятную церковь". Старт увеличению семейного состояния дал именно Иван Герасимович. Он закончил церковно-приходскую школу и был отправлен "на обучение" к купцу Худокормову, у которого служил приказчиком. В 50-х годах 19 века Иван переезжает в Сумы, покупает маленький домик и женится. Его жена, дочь купца Скубенко вскоре умирает, а вот со второй женой, Натальей Максимовной Лещинской, Иван Герасимович проживет долгую жизнь. Именно в честь нее названо одно из лесных семейных имений возле села Мурафа Натальевка. Свой бизнес Иван начинает с открытия бакалейной лавки на паях с купцом Сухановым, еще одним будущим сумским меценатом. Параллельно он ведет торговлю скупленным сахаром; так, он поставляет его в знаменитые магазины Елисеевых. Позже, когда паевой бизнес достиг оборотов в сотни тысяч рублей, компаньоны разделили его: Суханову досталась бакалея, а Харитоненко – сахарное дело.
Первые сахарные заводы у разорившихся хозяев Иван приобрел в селениях Ульяновка и Старое неподалеку от Сум. К этому времени он уже скупил большие наделы земли, которые засадил сахарной свеклой. "Сладкий" бизнес довольно быстро нарастил обороты, продукция заводов Харитоненко славилась высоким качеством; сахар, произведенный на его заводах, получил множество наград и отличий. Сам Иван Герасимович зарекомендовал себя как исключительно порядочный бизнесмен и партнер. Состояние его выросло до огромных цифр. К примеру, семье Харитоненко принадлежал огромный особняк в Москве, в котором ныне располагается Британское посольство.
За успехи в развитии сахарного производства ему было присвоено звание действительного статского советника. Он был также награжден орденами Владимира III-ей степени и Станислава I-ой степени. Не только успехами в бизнесе прославился купец Харитоненко, он вписал свое имя в анналы отечественной истории благодаря своей благотворительной деятельности. На 240 тысяч рублей было построено и содержалось Реальное училище, в Харькове – общежитие для студентов. С участием архитектора Щусева был создан проект удивительного по красоте Троицкого собора, построенного уже после смерти мецената в 1901-14 годах.
Иван Герасимович завещал одну из своих усадеб в Сумах для Кадетского корпуса. Этот интересный человек всю жизнь занимался самообразованием и в 56 лет выучил французский язык – уж очень он любил французские романы.
Умер Иван Харитоненко в 1891 году. Его завещание заканчивалось словами: "…Наконец, завещаю всю мою любовь моей жене Наталье Максимовне, сыну Павлу Ивановичу, невестке Вере Андреевне и моим дорогим внуку и внучкам. Прошу их любить друг друга и любить город Сумы, так как любил я". На его похоронах побывало 15 тысяч человек. Благодарные горожане написали Николаю Второму письмо с просьбой о разрешении установить Харитоненко памятник в Сумах.
На подобную честь могли рассчитывать только граждане дворянского сословия. Николай удовлетворил просьбу сумчан с несвойственной ему находчивостью – семье Харитоненко было жаловано дворянское достоинство. Для полученного фамильного герба Павел Иванович, сын Ивана Герасимовича, выбрал девиз: "Трудом возвышаюсь!". Павел Харитоненко продолжил меценатские традиции отца и преумножил фамильный бизнес.
Кроме нескольких сахарных заводов, он владел контрольным пакетом акций Машиностроительных мастерских Бельгийской акционерной компании (нынешнее СМНПО им.Фрунзе).
Харитоненко был избран первым председателем основанного в 1913 году в Москве Общества Друзей Румянцевского музея (ныне – Пушкинский музей), дружил со скульптором Краузе, которые позже изваяет скульптурную композицию на семейной усыпальнице Харитоненко в Сумах. Павел Иванович долгие годы был директором Императорского Русского музыкального общества. В 1896 году на средства семьи Харитоненко в Сумах была открыта детская больница св. Зинаиды. Наталья Максимовна Харитоненко, вдова Ивана Герасимовича, еще одну свою усадьбу пожертвовала для организации детского приюта для девочек. На всю Россию славилась и богатейшая коллекция предметов искусств, принадлежавшая семье.
Осмотр достопримечательностей города мы начали с двух центральных улиц города, пешеходных, Фрунзе и Соборной – они немного похожи на пешеходные центры Луцка и Глухова. Самым старым культовым сооружения Сум является Воскресенский собор (1702 г) в стиле украинского барокко.
Колокольню к нему пристроили значительно позже – в 1906 году. Неподалеку недавно установлен симпатичный памятник-фонтанчик с чугунной сумой с деньгами – символ города. Возле памятника крутился маленький мальчик, которого пытались сфотографировать на фоне памятника его родители. Мы тоже сфотографировали сумку.
Подножие оформлено в виде карты Сумской области, выложенной тротуарной плиткой. Из расположенной рядом конторы вышел мужик и пояснил нам, что это не просто скульптурный изыск, а фонтан. В доказательство он вернулся в контору и там включил его, продемонстрировав, как по сумке вяло стекает водичка.
На соседней улице расположен красивый и величественный Спасо-Преображенский собор (1776-78) с 56-метровой колокольней.
Я неоднократно видела это прекрасное сооружение на фотографиях, и, признаться, именно из-за него всегда хотела посетить Сумы. Не пожалела. Храм явно недавно ремонтировали, он в отличном состоянии. По углам от крыши главного свода установлены четыре трехметровые чугунные фигуры святых: Петр и Павел и две совершенно одинаковые фигуры князя Владимира Крестителя, по краям от купола колокольни – евангелисты Лука, Марк, Иоанн и Матфей. На колокольне отбивают время часы-куранты, изготовленные той же фирмой, что и кремлевские на Спасской башне. По бокам от входа в собор – две мозаики (смахивающие на современные). Читала, что в соборе имеется очень красивый мраморный иконостас, созданный скульптором Орловым. Роспись осуществляли художники К.В.Лебедев, Шорохов и знаменитый В.Е.Маковский. Главная святыня храма - Чудотворная Корсунская (Шпилевская) икона Божией Матери, именуемая "Прозренная" за способность исцелять незрячих.
Это сделанный на железном листе список с древней иконы Богородицы, принадлежащей князю Владимиру, по приданию принесшего святыню из Корсуни; икона считается хранительницей города. В соборе хранится также требник Петра Могилы и некоторые другие ценные старинные книги. Храм дважды капитально перестраивался – в 20-х и 80-х годах 19 века.
На реконструкцию собора жертвовали деньги сами сумчане; основными жертвователями во время последней капитальной перестройки были сумские купцы Димитрий Иванович и его племянник Николай Алексеевич Сухановы (Помните? Дмитрий Суханов построил церковь в принадлежащих ему Низах). В память о них в храме установлены мемориальные доски. С 1901 года до самой революции церковным старостой был избран Павел Харитоненко. Очень жаль, что в храм мы не попали, он был еще закрыт.
Пешеходные улицы очень чистенькие и симпатичные, фасады домов свеже выкрашенные, в горшках на некоторых окнах – цветы, правда, кажется, искусственные, но все равно миленько. Моментами возникает иллюзия, что гуляешь по улочкам какой-нибудь Познани или Зеленой Гуры.
Неподалеку находится сквер, где стоит еще один символ Сум – знаменитая беседка, сохранившаяся с начала 20 века. Сумчане любят рассказывать историю, что поставлена она на развороченном месте неудачно пробитой скважины – якобы, петербургские геологи прямо в центре города пытались найти нефть. Краеведы к этой версии относятся с прохладцей.
Еще один символ города:
Проект беседки типовой, характерный для того времени, построил ее, возможно, местный архитектор Матвей Щавелев; и было их когда-то в городе несколько. Сохранившуюся беседку-"альтанку" смело можно назвать "Хамелеон" - судя по фотографиям в Сети, ежегодно главную достопримечательность Сум перекрашивают в новый цвет. Мы ее застали в приятном бело-бежевом состоянии. Ближе к перекрестку установлен уже описанный выше памятник Ивану Харитоненко, снесенный в 1924 году и восстановленный в 1996. А через дорогу от беседки расположено еще одно очень красивое сооружение – Сумский краеведческий музей или Дом с кариатидами.
Это здание – часть застройки центра города второй половины 19 века, которая осуществлена была по проекту архитекторов А.Палицина и В.Ярославского.
Автор проекта застройки Сум в 19 веке - Александр Александрович Палицин.
На одной из прилежащих улиц - Петропавловской мы осмотрели особняк все того же купца Дмитрия Ивановича Суханова. Здание очень красивое, богато декорированное скульптурными и лепными украшениями. Сейчас в нем научный институт.
Усадьба Д.И.Суханова:
В тенистом дворе перед фасадом разбиты опрятные клумбы. Любо-дорого посмотреть! Неподалеку на той же улице возвышается занятный "новодел", стилизованный под классицизм, какая-то банковская школа. Ничего так.
Вот такой "новодел":
Еще одна церковь, привлекшая наше внимание – Ильинская, синеголовая, в стиле классицизма. Она была заложена в 1836 году, но закончили строительство аж в 1851 – помешал пожар, уничтоживший половину города в 1939 г. С белоснежными стенами, строгая и одновременно изящная, выстроенная на холме, в окружении зеленого газона и цветущих фруктовых деревец, она выглядит очень эффектно.
Ильинская церковь:
Но самым эффектным и грандиозным храмом Сум, вне всякого сомнения, является Троицкий собор, построенный на средства семьи Харитоненко. Для того, чтобы осмотреть его, нам пришлось немного отъехать от центра.
По дороге мы мельком увидели лютеранскую кирху или костел – ни разобрать, ни тем более сфотографировать я не успела. Троицкий собор построили в 1901-1914 годах. Это довольно крупное сооружение сделало бы честь любой европейской столице, небольшие провинциальные Сумы для него тесноваты. Для иконостаса несколько образов создал знаменитый Нестеров, но его работы исчезли еще в 1920-х.
Приглашенный Щусев не смог в виду занятости участвовать в полной мере в реализации проекта. Он создал лишь эскизы ограды и мозаики пола. Всю остальную работу осуществил Г.А.Шольц. В росписях принимал участие Н.Нивинский, над витражом трудился в 1913-14 году Петров-Водкин. А вот мраморный иконостас, заказанный в Италии погиб в море при транспортировке во время Первой мировой войны. Мне удалось попасть в собор, и мне очень понравился его интерьер. Ажурная бежево-терракотовая роспись сводов и куполов имитирует лепнину и розетки и выглядит очень элегантно. Я сделала украдкой несколько фотографий, правда, из-за неподходящего освещения и кривых рук фотографа они вышли не очень удачными. А для того, чтобы поймать удачный ракурс самого собора мне пришлось оббежать его кругом и сфотографировать с хозяйственного двора расположенного рядом психоневрологического диспансера. Все это время я опасалась, что меня заметят, отловят и уже не выпустят.
Еще один храм мы сфотографировали на выезде из города – это церковь святого Пантелеймона, построенная в 1911 году Алексеем Щусевым. Храм был частью одноименного монастырского комплекса, оконченного в 1914 году. После революции монастырь закрыли, церковь использовалась в качестве планетария. Недавно ее вернули верующим.
Еще нужно было посмотреть высокохудожественные скульптуры на могилах Харитоненко, созданные Краузе. Сохранился и Кадетский корпус, который ранее был их семейной усадьбой. Думаю, при желании в Сумах можно было найти и еще что-нибудь интересное, но мы уже спешили уезжать. Нам многое еще предстоит осмотреть в этот день, да и домой в Киев еще надо успеть доехать.
20/07/2009 20:37
Материалы по теме
- Страны: Украина
- Отзыв о поездке: Украина. История о поездке в Киев, июнь 2004
- Отзыв о поездке: Украина. Киев на майские праздники, май 2004
- Новость от 20.11.2008: Украина выбирает свои лучшие туристические маршруты
- Новость от 30.09.2005: Украина рассчитывает на увеличение числа туристов
- Рубрика: Достопримечательности Украины
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.