Отчаявшись написать много и связно пощу более-менее техническую" информацию, мож кому пригодится.
"Остров К" мы выбрали отчасти – по причине кризиса (хотя это скорее был повод), отчасти – дабы наконец исполнить родственных долгов. Ну и ностальгия, конечно, как без нее.
По причине нелюбви лучшей половины к авиации поехали поездом. Купе СВ, оказываются, бывают и без розеток на 220, кто бы мог подумать. Знание полезное, но печальное.
Также я теперь знаю звук, издаваемый женской головой, если этой женщиной бить о стенку соседнего купе: одно из безусловных преступлений кровавого путинского режима (уподоблюсь Дмитрию Ольшанскому до русскожизненного периода) состоит в том, что денег на СВ ныне имеют не только высококультурные люди, но и не совсем высококультурные. Таковые заняли два соседних купе – муж, жена и барышня, то ли дочка, то ли невестка.
Оные соседи начали праздновать удавшуюся жизнь непосредственно после отъезда, да еще и гостей назвали. Впрочем, после бессонной ночи мы большую часть первой части мерлезонского балета проспали, проснулись к антракту – гости разошлись, а жена повела "то ли дочку, то ли невестку" в тамбур поплакать. Впрочем, тогда я полагал, что может в глаз чего попало. Типа соринки.
Некоторое время у соседей было тихо, потом они начали общаться, начали за здравие, на мой взгляд – громковатое, но со временем перешли к упомянутым ударным процедурам. Заглянув в открытую дверь соседского купе и убедившись в истинности своих предположений я спросил даму не вызвать ли ей милицию. Получив благословение дошел до проводников и воззвал к ним. За это время подзащитная вырвалась и ощутив ответственность за неразлучение семьи на мое "Дерется, матом ругается" возразила "Матом он не ругался". Что с ее стороны можно считать просто гражданским подвигом, поскольку обычно идиоты, встревающие в семейные разборки огребают по полной от обеих сторон. У меня была некоторая страховка в лице лучшей половины, но все равно в споре "два против трех" (дочконевестка в процессе баталий сидела в уголке) правда была бы не на моей стороне. Официально зафиксированная правда, разумеется.
Отец семейства утихомирился и некоторое время мы ехали всего лишь под нудный аккомпанемент перебранок с женой на тему "что ж твой очкарик мне не вломил". Переходящий то в веселый женский смех, то в "Да уйди ж ты к себе, дай нам поспать" и "Отпусти, больно же". И обратно в смех.
Потом приключилась, как выяснилось позже, мелкая веселуха. К соседям подчеркнуто вежливо попросили разрешения войти, на развеселое "Заходите по одному" опять таки очень вежливо было попрошено следить за языком. Потом от соседей донеслось несколько отрывочных фраз про распитие в транспорте и все собеседники удалились в сторону купе проводников.
Как выяснилось позже из разговора с проводником, "опера", сопровождающие поезд, набрели на выставленные у соседей бутылки водки, оценили степень вменяемости главы семьи ("Заходите по одному") и пригласили его побеседовать. В ходе беседы, судя по рассказу из за стены, с отца семейства стрясли денег за оставление в поезде и посоветовали быть скромней.
Скромней в целом он стал, ну в смысле обходился без стучания женой нам в стенку. Но на проводника зло затаил и на остановке выложил ему свою обиду – "Зачем меня ментам заложил", без рукоприкладства, впрочем. Объяснений своему поведению он предъявил два: "первая бутылка была нормальная, а вторая, наверно, паленая" и "Я не отдыхать, как все эти, еду, а к сыну на присягу".
Облегчив душу отец солдата завалился спать, более мы его не слышали. И дальше поехали и вовсе без приключений. Разве что в Джанкое выяснилось, что из СВ на Украине умеют изготавливать и общие вагоны: в свободное купе засадили аж шесть человек, еще с десяток раскидали по коридору. После деликатного вопроса проводнице "а хули" (покупая СВ таки надеешься на малолюдность и возможность наблюдать пейзажи в окнах с обеих сторон) публика конкретно напротив нашей двери куда-то на время делась. Небезынтересно, конечно, что творилось в купе/плацкартном, Адъ и Жыды, надо полагать.
Дорога обратно спустя две недели была зело скучна – купейный вагон дополнительного севастопольского поезда был весьма неполон, можно было и не выкупать целое купе, но спокойствие – оно дороже.
История с географией
Над созданием нынешнего ЮБК все потрудились на славу: и миллионы лет кайнозоев-мезозоев, и римляне, и скифы, и Романовы (130 лет), и Советская власть (70), и власти незалежной неньки – каждая по своему.Мезозои создали совершеннейшее Средиземноморье в плане ландшафта и климата, римляне и прочие генуэзцы снабдили эту географию историей, Романовы выгнали турок и настроили дворцов, коммунисты додумались сделать из Крыма всесоюзную здравницу, что сказалось на ментальности аборигенов, опять же неокончательно решили вопрос с крымскими татарами, что ныне прибавляет перчику в и без того непресную жизнь. Годы незалежности существенно исправили эту ментальность, дав понять, что без туристов придется сосать лапу. Наверное поэтому крымчане 40-50 лет, заставшие безтуристские времена 90-х в целом гораздо вежливей молодежи, полагающей что просперити будет вечным (хотя везде не без исключений). Люди, сидящие на "ресурсе", типа музея, в изрядной степени остались совковым хамьем.
Ну и отдельную благодарность надо вынести 400-тысячелетней цивилизации древних укров, исчезнувшей абсолютно без следа.
Крым, как уже упоминалось весьма напоминает Грецию, но имеются и итальянские мотивы. Во времена оны заехавшие в страну на предмет поучиться российские художники любили рисовать живописные развалины, по которым бродят животные, а буколический пастушок играет им на дудочке. В Крыму тоже есть шикарных лестниц, никуда не ведущих, или ведущих – но перегороженных забором в процессе споров хозяйствующих субъектов, заброшенных и недостроенных домов/санаториев, etc. Скажем, заброшенная с советских времен громада в актерском пансионате вполне может побороться с Колизеем.
Свирельствующих пастушков, само собой, не видать, равно как и внимающих им оленей. Ну да и художники, поди, приукрашивали жизнь, как без этого.
Аналогичные "итализмы", впрочем, есть и на других окраинах бывшей Империи, в Литве, по крайней мере – точно.
Вопросы языкознания и иже с ними
Украинский язык в Крыму услышать, безусловно, можно. Как и прочитать надписи на нем – преимущественно казенного характера. А в быту полуостров русифицирован донельзя, что имеет и свои минусы.Так узрев в той же Италии даму с младенцем, через всю площадь экспрессивно обращающуюся к благоверному, можно предположить, что она призывает его "Марио, пора грабить банк". Но увы: она кроет мужа матом за то, что "его жену обзывают, а он...". И в целом мата на улицах более чем хватает, как правило он неагрессивный – люди просто разговаривают за жизнь. Но все равно как-то вечер, а также утро и день перестают быть томными.
Другое "подтягивающее" последствие родной языковой среды – невольное участие в процессе воспитания уставшими от отдыха родителями утомленных солнцем детей. Набубенившиеся пивом папы в процессе воспитания участия не принимают, мамы же быстро доходят до "дрянь", убью" и "тут оставлю". По-украински (не говоря - итальянски), возможно, все это звучало бы нежней и мелодичней, но "Крым – это русская земля".
Впрочем, с учетом основной массы отдыхающих – беззагранпаспортных, безъязыковых и экономных – все это неудивительно. Как и один-два невыключенных мобильных на любой музейной экскурсии. Что интересно, эти телефоны никогда не играли банальную мелодию – обязательно что-нибудь из достижений современного искусства.
Впрочем, нерасслабление полезно – в какой еще Европе выпадет шанс заниматься мелким рукосуйством с маловменяемым сверстником (!) прям на ялтинской вечерней набережной? Хотелось написать для красного словца "под носом у милиции", но это неправда – правоохранители числом от двух до десятка там тусуются строго в отведенном для них месте в уголке. Что интересно – "демократизаторы" у них белого цвета.
Есть свои особенности и в организации автомобильного движения. В Ялте есть пара пешеходных переходов, на которых машины по-европейски пропускают пешеходов. В остальных местах вместо поворотника используется гудок и показ недодавленному среднего пальца постфактум. Габариты и ближний свет на местных извилистых дорогах принято включать существенно позже, чем в Москве на прямых освещенных улицах. Про то, что тормоза придумали трусы, а парковка осуществляется по принципу "кому надо – те проедут" не буду и упоминать.
Некоторые конкретности
Обмен валют
На симферопольском вокзале курс, как и положено вокзалу, отвратный, типа 7,55 гривны за доллар. По мере удаления от него по бульвару Ленина он вырастает до 7,65. В Ялте в это время он был как на вокзале. В Севастополе времени на поиски не было, нашли 7,63 – и ладно. Причем выяснилось, что в некоторых обменниках можно поторговаться – на табличке стоит 7,62, но узнав сумму (весьма не запредельную) предлагают 7,635.Как правило если в банке выше (чем у конкурентов) курс одной валюты, то выше и других. Но не всегда – скажем банк "Таврида" рубли не любит категорично. Бакс как у всех (за еврой мы не следили), а рупь – хреновый.
То ли они Голодомор простить не могут, то ли способ наипать отягощенных рублями.
Везде, что похвально, обмен без комиссий, "курсов от 10 тысяч" и прочих мелких фокусов свойственных даже иной Европе, типа Праги и Нерезиновой.
Транспорт
При сходе с поезда начинают одолевать предложениями прокатиться в таксо. От 500 гривен цена на первой десятке метров падает до 300. Дальше эстафету подхватывают маршруточники – "50 до автостанции, 70 до места". Если пройти еще дальше, то снова начнут ловить таксисты - уже заимевшие пару полноценных клиентов и желающих заполнить свободные места хоть по какой цене. Последний преследовал нас аж до маршрутки в правом (если стоять лицом к вокзалу) углу площади. Уронил цену до 30 гривен, но мы предпочли передние места в 20-гривенной маршрутке давке в его "вольве". Маршрутки, кстати, все иномарки и в неплохом состоянии. Троллейбусы (их гнездо неподалеку, модель не менялась где-то с 50-х годов) стоит 12 с копейками. Но и едет 2,5 часа вместо полутора.В самой Ялте с транспортом тоже более-менее. По городу 2 гривны, ближайшие окрестности – 3-4. Севастополь – около 22. Севастополь-Бахчисарай – где-то также, а вот Бахчисарай – Ялта – аж 27, потому как идет изрядно кружным путем, чуть ли не заезжая в Севастополь.
Платить на дальних маршрутах можно водителю, а можно в кассе, в последнем случае дают билет с местами, что немаловажно если есть шанс, что автобус будет сильно заполнен. Что, впрочем, случается редко.
Такси зело недорого – за 15 минут блуждания по ялтинским улицам до автовокзала с нас взяли объявленные по телефону 15 гривен.
Еда
С ней хорошо. Причем есть можно где угодно – хоть в новомодном кафе на ялтинской набережной, хоть в оставшихся от советской власти пельменных и столовых (тех самых, где при коммунистах кормили совершенно отвратно). Мы пробовали самые разные в ценовом отношении варианты - от 26 гривен на двоих на Главпочтамте Симферополя (если от вокзала прогуляться по левой стороне бульвара Ленина то с 12 до 15 можно весьма недорого поесть) до 480 в рыбном кафе на набережной Ялты, тоже на двоих. Вкусовые и "печеночные" ощущения приблизительно одинаковые – еда везде качественная.Обычно обедоужин до отвала нам обходился в 80-100 гривен, весьма рекомендую "Столовую по-домашнему" на ул. Пушкина. Большой выбор, недорого, вкусно, а поскольку неблизко к центру, то всегда найдутся хорошие места. Кроме того там есть не только рукомойник (даже он есть не во всех заведениях, в кафешке на Графской пристани Севастополя нас послали в ближайший платный сортир, подозреваю – их же собственный), но и весьма приличный туалет (это счастье имело место только в упомянутом дорогом кафе на набережной, причем гораздо худшего качества, чем в столовой).
В благородственных кафе, надо учитывать, еще могут включить в счет 10% за сервис и по 10-15 гривен на человека за музыкальное сопровождение трапезы. А весовые блюда (цена честно указана "за 100 грамм") весьма увесисты, грамм по 300.
17/07/2009 20:40
Материалы по теме
- Страны: Украина
- Города: Ялта
- Отзыв о поездке: Дорого ли в Крыму?, январь 2008
- Новость от 07.03.2005: Крым готовит дороги к началу туристического сезона
- Новость от 12.07.2004: Турпоток в Крым растет.
- Рубрика: Советы и рекомендации по поездке на Украину
- Рубрика: Транспорт на Украине
- Рубрика: Железные дороги и поезда на Украине
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.